Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.
Как читать книгу после покупки
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее
Стоимость книги: 119 ₽
Ваш доход с одной покупки друга: 11,90 ₽
Чтобы посоветовать книгу друзьям, необходимо войти или зарегистрироваться Войти
- Объем: 180 стр.
- Жанр:у чебная литература
- Теги:р усская литература, ш кольная программаРедактировать
Эта и ещё 2 книги за 399 ₽
По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 700 ₽ и две книги из специальной подборки. Узнать больше
Оплачивая абонемент, я принимаю условия оплаты и её автоматического продления, указанные в оферте
Оплатить Отмена
Описание книги
Учебное пособие поможет школьникам выполнить одно из самых сложных заданий по литературе – разбор стихотворений, изучаемых школьной программой. В план характеристики лирического произведения входит история его создания, определение темы, композиции, особенностей художественной речи, размера и рифмы, а также выразительных средств языка, использованных автором (эпитетов, метафор, аллегорий и т. д.).
5 ГЛУПЫХ ВОПРОСОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ДЕНЬГИ / Школьники отвечают на школьные вопросы по литературе
Подробная информация
Возрастное ограничение: 12+ Дата выхода на ЛитРес: 03 мая 2016 Дата написания: 2014 Объем: 180 стр.
ISBN: 978-5-407-00502-5 Правообладатель: ИД Литера Оглавление
Книга В. А. Крутецкой «Разбор стихотворений школьной программы по литературе. 8-11 классы» — скачать в fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.
Источник: www.litres.ru
Мнение школьников о программе по литературе: что исключить, а что добавить к современным урокам
Нежелание детей читать и настоящая война, которая разгорается практически в каждой семье, когда речь заходит об обязательном ознакомлении с литературой из школьной программы, одна из серьезнейших проблем современности. Кем вырастут мальчишки и девчонки, если будут учиться исключительно на тиктоках да инстаграмах?
Надеясь, что при правильном подходе и при условии, что мнение ребят услышат, некоторые взрослые проводят опросы среди целевой аудитории. В конце 2020 года Российское движение школьников пообщалось с несколькими тысячами учащихся и запротоколировало их ответы, которые, возможно, ответственные за составление программы люди возьмут на вооружение. Самым нелюбимым произведением, которое не желают читать старшеклассники, стал роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Целых шестнадцать с половиной процентов опрошенных сообщили, что считают историю слишком длинной, сложной, изобилующей непонятными словами и затянутыми описаниями.
ЛИТРА НА 100 | реакция на ЕГЭ | моя схема подготовки к русскому, литературе
«Тараса Бульбу» Николая Гоголя ребята обвинили в чрезмерной жестокости. Это, по их мнению, не подходит для ознакомления в юном возрасте. «Муму» Ивана Тургенева также вызвала негативную оценку. Произведение, по словам ребят, очень грустное и негативно воздействует на психику. Пятерку лидеров в антирейтинге завершают «Обломов» Ивана Гончарова из-за скуки и затянутости, а также «Преступление и наказание» Федора Достоевского, которое школьники называют мрачным и не в меру взрослым.
Учащиеся признались, что хотели бы увидеть в программе книги Стивена Кинга, Рэя Бредбери и, обязательно, Джоан Роулинг. Им кажется, что разбавить отечественную классику зарубежной, а также изучать на уроках творчество современников, было бы куда интереснее. Среди своих любимых жанров дети назвали фэнтези, фантастику и детектив. А среди книг, которые прочитали с удовольствием в свободное время, указали истории о Гарри Поттере, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «Портрет Дориана Грэя» Оскар Уайльда и «Виноваты звезды» Джона Грина.
Получается, нелюбовь ребят к книгам вовсе не неизлечимая болезнь. Она порождена отказом взрослых услышать, что говорят им школьники, попытаться понять их позицию и найти некий компромисс, который помог бы совместить классическую программу с той, которую хотят представители нового поколения. В некоторых странах педагоги уже стали миксовать новое и старое, постепенно вырабатывая подходы, которые позволят увлечь аудиторию и воспитать в сердцах малышей и подростков любовь к чтению.
Возможно, это более правильно, чем насильственное насыщение информацией. Ведь, полюбив книги, однажды они сами могут обратить внимание на «Войну и мир», «Преступление и наказание», а также другие романы, которые сейчас кажутся им утомительными, страшными, неприятными и давящими.
Источник: soyuz-pisatelei.ru
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе [1].
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование коммуникативных универсальных учебных действий. При организации учебного процесса в системе Л.В. Занкова у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД [3].
Развитие коммуникативных умений происходит на материале учебников всех предметных линий посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося. В ситуациях коллективного взаимодействия, которые сопутствуют решению проблемных и творческих задач, формируется способность оценивать правильность выбора вербальных и невербальных средств, соблюдать правила речевого этикета и устного общения. Дети учатся слышать партнера, реагировать на его реплики, учатся правилам общения с младшими, ровесниками, взрослыми. Этому способствуют и инсценировки, когда ученики представляют, переживают самые разные ситуации. В учебниках для 1– 4 классов, составленных на основе текстов, представлены тексты всех стилей и жанров, произведения устного народного творчества во всем их богатстве; тексты русских и зарубежных авторов [3].
Авторы учебников пытаются разбудить в ребенке добрые чувства, сопереживание, научить внимательному отношению друг к другу. Ученики размышляют, что им нравится в людях и что не нравится. В учебниках по русскому языку и литературе предусмотрены задания, обучающие работе с чужим текстом: анализ текста по типу, стилю или жанру; определение темы, идеи текста, придумывание заголовка; анализ структуры текста, составление его плана; анализ средств связи между частями текста, между предложениями; сжатие и расширение текста; преобразование (редактирование); написание ответов на вопросы, составление текстов малых жанров и сочинений на предложенные темы, связанные с изучаемым материалом.
Каждый выпускник начальной школы должен свободно с использованием большого словарного запаса высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми [1].
Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения по авторской программе О. А. Ячменниковой осуществляется через коммуникативную направленность обучения (обучение общению с помощью общения), и базируется на принципах коммуникативной направленности обучения: речевая направленность (обучение через общение); функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют); ситуативность (ролевая организация учебного процесса); новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения); принцип по «нарастающей»: от простого к сложному; личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна) [5].
Соблюдение данных принципов помогает созданию коммуникативных ситуации, т.е. благоприятных условий для активного общения. Учебный процесс по данной авторской программе основывается на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Форма взаимодействия демократичная: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика. На уроках используются разные формы организации коммуникативного общения: групповые, индивидуально-групповые.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий выбрана организация учебно-воспитательного процесса на основе деятельностного подхода. Цель уроков на основе деятельностного подхода к обучению: формирование способности к самоучению, саморазвитию, воспитание коммуникативной культуры, гуманных нравственных качеств, интеллектуальное, эмоциональное развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания учебных программ.
Авторская программа «Детская риторика» Т.А. Ладыженской направлена на формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением [4].
Главное внимание в авторской программе Т.А. Ладыженской уделяется формированию коммуникативных, риторических умений двух типов:
– первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
– вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи.
Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в разработанную программу мы включаем такой компонент, как риторические идеи. Следует отметить, что этот компонент вводится в школьные программы впервые. Нам представляется такой подход принципиально важным – в частности, для гуманитарных предметов, которые должны вносить особый вклад в духовное развитие подрастающего поколения.
В предлагаемой авторской программе приведены формулировки некоторых из риторических идей, которые, безусловно, нужно рассматривать как примерные возможные (по существу и по форме). Например:
Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!
По речи узнают человека (Пословица)
На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться.
Представляется, что такой компонент программы учитель должен сам уточнять, корректировать, дополнять – в соответствии с особенностями коллектива, своими личными особенностями и велением времени. [4]
Структура программы для каждого класса выглядит так: вначале формулируются идеи (которые должны быть осмыслены к концу обучения в каждом классе), затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний. Программа риторики носит открытый, примерный характер. Учитель может внести свои коррективы и в объем изучаемого, и в расположение материала в каждом классе.
Так, возможно и целесообразно перенесение работы над речевым жанром и в первый блок программы. Например, удачно продолжить знакомство со способами правки текста работой над письменным пересказом или объявлением. Авторской программе «Детская риторика» присущи свои специфические методы и приемы. Рассмотрим некоторые из них: риторический анализ устных и письменных текстов; риторические задачи; риторические игры. [4]
Риторический анализ формирует группу умений У-1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов:
- что сказал говорящий;
- что хотел сказать;
- что сказал ненамеренно
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, «что» и «как» сказал «Ритор», но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной. При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.
В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, президента. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят.
Итак, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета[6].
Таким образом, формирование коммуникативных учебных действий происходит по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.
Библиографический список:
1. Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности/ А.В. Брагуца// Начальная школа. – 2012. – № 6. – С. 53-56.
2. Организация учебного диалога на уроках литературного чтения/ Е.А. Вакуленко// Начальная школа. – 2014. – № 5. – С. 44-46.
3.Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева// Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 4. – С. 78-83.
4.Ладыженская Т.А Развитие коммуникативной среды образовательном учреждении/ И.Ю. Локтионова// Начальная школа. – 2015. – № 12. – С. 4-9.17.
5. Ячменниковой О.А Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / О. А. Ячменниковой , Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2014. — № 10. – С. 6.
6. Дьячкова С.В. Риторики в формировании у младших школьников коммуникативно-речевых умений/ С.В. Дьячкова// Начальная школа плюс до и после. – 2016. – № 10. – С. 78-83.
Источник: scienceforum.ru