Коллеги, мы ежедневно готовим для вас новые, интересные и практические вебинары, мастер-классы и видеоуроки! Чтобы не пропустить полезные видео, подписывайтесь на наш единый Youtube-канал для педагогов, школьников и их родителей (красная кнопка в правом углу «подписаться») и нажимайте на колокольчик.
Дистанционное обучение — это уникальная возможность повысить свой профессиональный уровень в удобное для вас время!
На вебинаре подробно расскажем о форматах, содержании и системе обучения НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики».
Скидка 15% участникам онлайн-мероприятий на весь ассортимент в интернет-магазине по промокоду webprosv.
Учебные издания по теме
Развивающие самостоятельные и контрольные работы. 1 класс. В 3 частях. Часть 1
СВОЕОБРАЗИЕ МАТЕМАТИКИ Л.Г.ПЕТЕРСОН//ВВЕДЕНИЕ
Развивающие самостоятельные и контрольные работы. 1 класс. В 3 частях. Часть 2
Развивающие самостоятельные и контрольные работы. 1 класс. В 3 частях. Часть 3
Развивающие самостоятельные и контрольные работы. 2 класс. В 3 частях. Часть 1
Развивающие самостоятельные и контрольные работы. 2 класс. В 3 частях. Часть 2
Развивающие самостоятельные и контрольные работы. 2 класс. В 3 частях. Часть 3
Развивающие самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. 3 класс. В 3 частях. Часть 1
Развивающие самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. 3 класс. В 3 частях. Часть 2
Развивающие самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. 3 класс. В 3 частях. Часть 3
Развивающие самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. 4 класс. В 3 частях. Часть 1
Развивающие самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. 4 класс. В 3 частях. Часть 2
Развивающие самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. 4 класс. В 3 частях. Часть 3
Источник: uchitel.club
rvs
О проблемах в современных методиках образования сказано много и подробно. Но все же я положу в эту копилочку и свои наблюдения.
Недавно РВС переиздало учебник «Арифметика для 1 класса», взяв за основу учебник А.С. Пчёлко и Г.А. Поляка 1959 года. Нужно понимать, что это только самое начало работы, и ее еще предстоит довести до конца. Но, допустим, что дети в первый класс пришли учиться именно по советской методике.
Решит ли это все проблемы? Не решит. Одной из причин станет образование, которому подвергают детей еще до школы. Вот из этой-то дошкольной программы я и представляю свой пример.
Берем пособие, соответствующее ФГОС, «Игралочка. Математика для детей 3-4 лет» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. Издание очень известное и среди педагогов считающееся далеко не самым плохим.
Один из типов заданий у меня вызвал недоумение и несогласие с ответом, предложенным авторами учебника.
Выглядит оно так:
Вроде бы все понятно. Ребенку предлагается порассуждать, чем одно животное отличается от всех остальных. Очень полезно в 3-4 года. Кошка отличается от собак. Большая собачка отличается от маленьких животных.
Черная собачка отличается от всех остальных рыжих зверей.
Но вот, что написано в ответе:
«В этом задании три вариант ответа:
· Лишняя серая собака, потому что все остальные рыжие;
· Лишняя кошка, потому что все остальные собаки;
· Лишняя большая собака, потому что все остальные маленькие»
Зачем говорить о том, что они лишние? Они отличаются, но лишним должен быть только кто-то один. Недоумению моему не было предела.
Но вот прошел год и в следующем издании для 4-5 лет я уже вижу такое же задание, где предлагается выбрать именно лишнее.
Взрослые люди задачу решают за секунду и говорят, что лишний шар. Потом думают и говорят, что зеленый куб тоже лишний. Потом лишним оказывается и большой куб. На вопрос: как же так – три лишних, а один не лишний? «Все идут не в ногу, а только один я в ногу». Взрослые в недоумении.
И вот мозгами двух кандидатов физико-математических наук был найден правильный ответ.
Шар, зеленый куб и большой куб имеют по 2 свойства, совпадающих со свойствами других фигур, и одно уникальное. Шар: желтый цвет и размер совпадают, форма уникальна. Зеленый куб: форма и размер совпадают, цвет уникален. Большой куб: желтый цвет и форма совпадают, размер уникальный. Желтый маленький куб имеет 3 свойства, совпадающих с другими фигурами: форма, размер и цвет.
Вывод: лишним является желтый маленький куб, так как он в отличие от других фигур не имеет уникального свойства.
Желтый маленький куб лишний!
У меня есть подозрение, что педагогам Петерсон и Кочемасовой такой ответ и не приходил в голову. Потому что они дали задание на поиск отличий. И в первом учебнике в задаче про собачек и кошку задали правильный вопрос, но дали логически неверный ответ. Во втором учебнике задали сразу неверный вопрос.
Вот толкование слова «лишний» в словаре Ожегова:
ЛИШНИЙ
1. Избыточный, остающийся сверх известного количества. (Лишние деньги. Два рубля с лишним (сущ.; с мелочью). Сказать лишнее (сущ.; то, чего не следовало). Я здесь лишний. (мешаю, присутствие мое нежелательно);
2. Ненужный, бесполезный. (Лишний расход. Лишние вещи.);
3. Добавочный, дополнительный. (Лишний раз напомнить не мешает (т. е. еще раз).)
Так вот лишний – это всегда какой-то остаток, он в заданиях для детей должен быть единственный. Задания на нахождение лишнего – это поиск свойства, отличающего предмет от всех остальных, либо его отсутствие. Кроме того, нельзя иметь 1001 рубль и серьезно рассуждать, что тут лишнее: 1000 рублей или 1 рубль. Надо говорить «У меня 1000 рублей с лишним», а не «У меня 1 рубль с лишним», имея в виду 1000.
И вот это неочевидно даже взрослым людям, получившим позднесоветское образование. Это неочевидно даже известным педагогам Л.Г. Петерсон и Е.Е. Кочемасовой! Это означает, что значение слов становится размытым.
Что лишний, что отличающийся – все едино. А тот, кто не понимает смысл слов, передает свой искаженный опыт детям и не видит в этом ничего страшного.
И хорошо было бы, если бы мой пример был единственным. Но реальность гораздо неприятнее.
Источник: rvs.livejournal.com
Отзыв о Математика — Учебник для юных математиков или неработающих родителей? Отзыв студентки, которая училась по программе Л.Г.Петерсон (1-6 класс). +Скрины +Пример задачи
Итак, начнём. В нашей школе в те далекие годы было три первых класса: А, Б, В. Наш класс стал учиться по программе Петерсон, а два остальных — по стандартным математическим учебникам, без наворотов.Обычная общеобразовательная школа, не гимназия,не лицей. Класс непрофильный. В детстве склонности к математики у меня не наблюдалось.
Учебник представляет собой нетолстую тетрадь большого формата и состоит из нескольких частей. То есть, в каждом учебном году вам придётся покупать несколько частей этого учебника, но обычно они продаются комплектом.
Теоретической части, как таковой, в нём нет. Открываешь учебник. И сразу начинаются задачки или примеры. Правда, иногда встречаются подсказки в виде рисунков или таблиц. То есть объяснять новую тему должен только родители учитель. Когда я училась в школе, то меня этот факт никак не напрягал.
Ведь не нужно читать и учить никаких правил, только решать примеры. Однако, многие родители жалуются. Чтобы объяснить ребенку новую тему,приходится брать какие-то остаточные знания из головы (если эти знания есть), а не из учебника. Тем более, дети в начальной школе часто болеют или «хлопают ушами»на уроке, объяснять все новые темы приходится родителям.
Лично я на уроках не очень хорошо понимала новые темы, когда нам их объясняла учительница. Некоторые моменты я вообще не понимала. В основном, объясняли родители, только тогда я понимала о чем идёт речь.
Записывать решение задач, примеров, рисовать, соединять фигуры, решать ребусы можно прямо в учебнике.
Много сложных задач. Большое число заданий на сравнение, на нахождение закономерностей, ребусы, раскрасить правильным цветом, закончить узор, объяснить почему так, а не так. Много задач на логику.
Задачи в основном решаются в 2 этапа: первый — составление схемы, которая разбивается на отрезки, второй — вычисления по действиям. Вычисления как правило несложные.
Автор специально не показывает, как решать задания, чтобы ребенок сам учился думать и искал нестандартные способы решения. Л.Г. Петерсон говорила в интервью,что этот учебник создан не только для детей, но и для их родителей.
Ну а сейчас мы рассмотрим пример задачи для 3 класса из учебника Л.Г.Петерсон, которая вызвала большое количество споров в интернете:
«Арбуз весит 3 килограмма и пол арбуза. Сколько весит арбуз?»
Ответ и решение в конце отзыва.
Итак, если вы всё же решились отдать своего ребенка обучаться по программе Петерсон, то будьте готовы к выполнению домашней работы до , рыданиям и нервам (говорю по собственному опыту и опыту других родителей). Будьте готовы объяснять темы и решать задачи вместе со своим чадом. Лично у меня в начальной школе всё проходило именно так. В 5 и 6 классе страсти поутихли.
Рассмотрим учебник для 1 класса, ч.1. Здесь, кстати, всё ещё вполне сносно. Но вот со 2 класса до 4 класса у меня было очень много трудностей.
Обложка Раскрась, найди закономерность, найди лишнее Учат рисовать фигуры и считать на отрезке
Подведем итоги:
плюсы
- Учебник будет хорош для детей с развитой логикой и математическими наклонностями
- Подойдёт для физ-мат. лицеев и классов
- Можно использовать на факультативах и в качестве дополнительного образования для развития логики и повышения интереса к математике
минусы
- Повышенная, а порой и слишком завышенная сложность заданий
- Отсутствуют объяснения, разобранные примеры
- Может напрочь отбить интерес к предмету у слабых учеников
- Плохо усваивается материал, потому как нет чёткой структуры, темы не взаимосвязаны, мало повторения
- Домашнее задание до поздней ночи со слезами
- Нельзя использовать в общеобразовательных школах в качестве основой программы, только если в отдельных классах
Учебник подойдёт либо для сильных детей, либо средненьких учеников и родителей, у которых много времени,чтобы всё это разжёвывать своим детям. Я бы всё же рекомендовала заниматься по нему на продлёнке или летом по 1ч в день.
Сейчас уже я учусь в университете на 2 курсе, бюджет. Математику знаю нормально, но точно не могу сказать, то ли Петерсон в начальной школе помогла, то ли родители нормально объясняли, то ли само по себе запомнилось. Однако, могу сказать точно, что убито много нервов и времени.
Ответ к задаче про арбуз:
6кг. Решение: Пусть х — вес целого арбуза. Тогда х = 0,5 х +3. Отсюда 0,5х=3. х=6.
Ответ 4,5 кг — неправильный.
Ну, и как любит говорить Л.Г.Петерсон, Успехов в математике!
Источник: e-otzovik.ru