Анализ образовательных программ дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО и проектирования основной образовательной программы дошкольной образовательной организации
20 мая 2015 года Федеральным учебно-методическим объединением одобрена и размещена в Реестре примерных основных образовательных программ Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (далее — ПООП). Благодаря ее наличию каждая дошкольная образовательная организация и даже отдельная группа дошкольной образовательной организации получили реальную возможность разрабатывать свою основную образовательную программу.
Основная образовательная программа ДОО разрабатывается с учетом Примерной основной образовательной программы на основе использования авторских комплексных и парциальных программ дошкольного образования.
Во всех нормативно-правовых документах, регламентирующих осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования за дошкольной организацией закреплено право самостоятельной разработки Программы, выбора комплексных и парциальных программ. Также в пункте 3.3.5 Стандарта сказано: организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Отзыв о программе «Логопедия. Нарушения речи и коммуникации» — АНО «НИИДПО» Наталья Л.
В настоящее время в нашем детском саду реализуется образовательная программа, разработанная на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой.
При наличии законодательно закрепленного права дошкольной образовательной организации самостоятельного выбора комплексных и парциальных программ, важно помнить о наличии реестра этих программ. Основой для разработки ООП ДОУ могут стать те программы, которые представлены на сайте ФИРО.
К сожалению, в данном перечне отсутствует Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичевой Т.Б. Т.Б., Чиркиной Г.В. Г.С. Г.В., Тумановой Т.В., которая реализуется в нашем ДОУ в группах компенсирующей направленности в работе с детьми с общим недоразвитием речи.
В целях детального ознакомления с существующими альтернативными образовательными Программами для детей с ТНР, а также с целью определения перспектив развития системы коррекционно-развивающей работы в группах для детей с ТНР в ДОУ, был проведен сравнительный анализ трех программ: программы, реализуемой в ДОУ в настоящее время, Программы под ред. Лопатиной Людмилы Владимировны и Программы Нищевой Наталии Валентиновны.
Анализ программ проводился в рамках образовательной области «Речевое развитие», по разделу «Обучение грамоте»
Для анализа были выбраны следующие параметры сравнения программ:
Отзыв о программе «Логопедия. Нарушения речи и коммуникации» — АНО «НИИДПО» Анна Ч.
1) Целевой компонент
2) Содержательный компонент
3) Организационный компонент
4) Методическое обеспечение, диагностика
5) Коррекционно-развивающая предметно-пространственная среда
Цель каждой программы представлена в таблице 1.
Освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами .
Целью работы в подготовительной группе является комплексная подготовка детей к обучению в школе .
Проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР , его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности
[ Построение системы работы в группах
комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7 лет,
предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной
образовательной организации и родителей дошкольников…
выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития… ]
Из таблицы видно, что в программе Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой цель ограничена лишь коррекцией имеющихся речевых нарушений и необходимостью подготовки детей к школе. Текст Стандарта регламентирует создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Формулировка цели двух других программ полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и в целом созвучны: отражают необходимость создания условий для всестороннего гармоничного развития личности ребенка.
В таблице 2 коррекционно-развивающей работы представлено через задачи, реализуемые на начальном этапе обучения и на момент завершения освоения программы.
Задачи на начало освоения раздела программы:
Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.
Развитие простых форм фонематического анализа
Формировать умение различать гласные звуки по принципу
контраста, учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах
Итог коррекционно- развивающей работы по разделу:
Формировать навыки написания слогов, слов (например: лапа).
Формировать навык беглого, сознательного, послогового чтения коротких текстов
Обучение графическому начертанию печатных букв.
Обучение детей послоговому слитному чтению слов, предложений, коротких текстов.
Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших
Закрепить знание уже известных детям правил правописания.
Познакомить детей с некоторыми правилами правописания (написание ча-ща с буквой А, чу-щу с буквой У).
Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы.
В результате анализа методического обеспечения сравниваемых образовательных программ, было выявлено, что в перечне, представленном в программе под редакцией Лопатиной Л.В. неоднократно имеют место ссылки на литературу авторов реализуемой нами программы – Филичеву Т.Б., Чиркину Г.В. Рекомендуемая методическая литература выпускается издательством Мозаика-Синтез (серия КРО – коррекционно-развивающее обучение) и в большой степени созвучна с комплексной образовательной Программой «От рождения до школы». А программа Нищевой Н.В. разработана в унисон с программой «Детство», методическая литература издательства «Детство-пресс». Следует отметить полноту, целостность и обстоятельность представленного в данной программе перечня методического обеспечения. Безусловно, такая полная подборка необходимого методического обеспечения сделает работу воспитателей и специалистов удобной, слаженной, легко планируемой и реализуемой.
Также здесь необходимо отдельно рассмотреть организацию и разработанность системы педагогической диагностики уровня освоения программы воспитанниками группы с общим недоразвитием речи. В Программах Филичевой Т.Б. и Лопатиной Л.В. используется диагностика по Программе Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., дидактический материал этих же авторов.
Система данной педагогической диагностики у нас отработана, подобран полный дидактический материал, система показывает себя органичной, удобной, доступной по организации и реализации. Отдельно хотелось бы рассказать о системе педагогической диагностики по программе Нищевой Н.В..
В данной программе для проведения индивидуальной педагогической диагностики учителем-логопедом разработаны «Карта развития ребенка младшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)» и «Карта развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР) с 4 до 7 лет». Диагностика детей младшего дошкольного возраста с ОНР для нас не актуальна в силу отсутствия группы компенсирующей направенности для детей данного возраста, а карта для детей 4-7 лет представляет собой целостный объемный документ, последовательно заполняемый, неделимый на возраста и в итоге очень громоздкий и объемный. Плюсом данной педагогической диагностики является полностью разработанный стимульный материал для проведения обследования. Также предусмторена диагностика других специалистов группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи — комплект альбомов, разработанных Н. В. Верещагиной.
При сравнении предложенных в программах моделей организации коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды , выяснили, что в программе Нищевой Н.В. данная модель представлена центрами, причем несколько центров дублируются в группе и логопедическом кабинете (безусловно, это центр речевого развития, кроме того – центр конструктивного развития, центр сенсорного развития). Структура организации коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды по центрам предполагает широчайший спектр дидактических и игровых материалов, 100-ое соответствие каждого центра всем требованиям ФГОС ДО к образовательной среде.
В свою очередь, программа Филичевой Т.Б., в силу отсутствия внесения корректив в связи с введением ФГОС, не предполагает подробного описания коррекционно-развивающей среды и в наших группах, в модель среды выстраивается традиционно, по уголкам. Уголок, буквально означает маленький угол, а центр – в переводе с греческого – средоточие.
Таким образом, формулировка «центр» подразумевает совершенно иное оснащение коррекционно-развивающего образовательного процесса, которое, в силу ряда обстоятельств, мы, к сожалению, реально реализовать не можем. А в программе Лопатиной Л.В. коррекционно-развивающая предметно-пространственная среда представлена перечнем. Структурированным по алфавиту. Но при изучении отметили значительное соответствие содержания наших уголков данному в программе Л.В. Лопатиной перечню.
Таким образом, подробно изучив и проанализировав образовательные программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) пришли к ряду выводов:
1. Наиболее разработанной, целостной, методически обеспеченной, с полным описанием модели коррекционно-развивающей среды, разработанной системой педагогической диагностики является программа Нищевой Н.В.. Значительные сомнения вызывает возможность успешного освоения данной программы детьми с ОНР 5 лет, так как зачастую дети приходят в старшую группу с низким уровнем речевого развития, а программа Нищевой Н.В. для старшего возраста опирается на достаточно обширную базу, формирование и развитие которой необходимо, в соответствии с данной программой начинать в младшем дошкольном возрасте. Реализация данной программы в группах компенсирующей направленности предполагает реализацию комплексной программы «Детство».
Источник: nsportal.ru
Книга «Веселая артикуляционная гимнастика» — Н.В. Нищева — отзывы
Хочу поделиться с вами детским пособием по логопедии для детишек у кого есть проблемы с произношение звуков. Вот такая весёлая добрая книжка по артикуляционной гимнастике. Таких пособий в в интернет магазинах очень много, я долго.
10135
Россия, Читайте профиль опозд на нед
Не впечатлила
Достоинства:
Хорошая идея, качество печати, на пружине
Недостатки:
Слишком простые упражнения
5669
Россия, Россия
Яркая, красочная, детям нравиться.
Достоинства:
В описании
Недостатки:
Для того, чтобы дети четко произносили слова, нужно заниматься с ними артикуляциооной гимнастикой. Для этого им нужно либо показать самому, либо картинку. Картинка яркая, красочная. Ребенок ее лучше воспринимает и внимательно рассматривает. Очень удобно, что.
917
Россия, Томск
Любимая книга моей малышки
Достоинства:
нравится ребенку, помогает развить артикуляционный аппарат, удобный формат
Недостатки:
На приёме у невролога, когда моей дочке был годик, нам дали направление к логопеду, так как она произносила совсем мало звуков. Логопед нам должен был рассказать, как в будущим избежать проблем с задержкой речевого развития.
386
Россия, Иваново
Выполняем артикуляционную гимнастику с удовольствием
Достоинства:
Хорошие иллюстрации, удобный формат, наглядное и доступное пособие, нравится ребенку
Недостатки:
Пружинный переплет, отсутсьвие зеркала
Наверное многие родители знают о пользе артикуляционной гимнастики для детей и как она положительно влияет на речевой аппарат ребенка. Причем такая гимнастика «прописана» не только детям с проблемами в речевом развитии, но и для тех.
18162
Россия, Сибирь
Отличное пособие для развития артикуляционного аппарата
Достоинства:
Помогает развить артикуляционный аппарат
Недостатки:
Недавно мы с сыном были на приеме у логопеда из-за проблем с речью. Помимо разных знимательных игр по развитию мелкой моторики, нам так же была посоветована вот такая замечательная книжечка. Эта книжечка с большими иллюстрированными.
10767
Россия, Москва
Веселая и красочная!
Достоинства:
Очень красочная, художнику отдельное спасибо:)
Недостатки:
Всем привет. Заказала в Лабиринте много книжек, в том числе и эту. Первое на что обратила внимание, крепление двойная евроспираль. Каждое упражнение гимнастики иллюстрировано забавными и веселыми картинками, описано в четверостишии. Артикулярная зарядка, представленная в.
2632
Россия, Мурманск
веселые занятия
Достоинства:
весело заниматься, зеркальце
Недостатки:
доступность, крепление страниц
Книжка содержит примеры логопедических упражнений для языка. Так называемая языковая гимнастика, которую стоит выполнять перед логопедическими занятиями. Мы упражнения выполняли дома, для закрепления пройденного материала. Каждый разворот содержит две картинки одного упражнения: на одной странице.
1357
Россия, Калининград
Полезная книга
Достоинства:
Полезные упражнения в виде игры
Недостатки:
Приветствую всех, уважаемые читатели! В детстве у моей дочурке были проблемы с произношением некоторых звуков. Мы ходили на занятия к логопеду. Логопед посоветовал нам книжечку для самостоятельных занятий дома. Называется эта книжка «Весёлая артикуляционная гимнастика».
Россия, Казань
Книжка супер!
Достоинства:
Приятный дизайн, удобно держать, листать
Недостатки:
Не обнаружила
Я учитель по образованию. На данный момент нахожусь в декрете. Мне всегда нравились разные развивающие книжки. На этот блокнот с артикуляционной гимнастикой заглядывалась давно. Этого автора многие хвалят.
Эта книжка есть и в электронном ввиде.
Источник: otzovik.com
Обучающее пособие. Детство-Пресс «Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста № 1. ФГОС» — Наталия Нищева — отзыв
Для детей, которые умеют буквы писать, но есть проблемы с фонетическим слухом. Нам очень зашло)))
Индивидуальные занятия у хорошего логопеда-дефектолога дорогого стоят. В прямом смысле. И скажу честно, ни разу пока не пожалела о потраченной сумме. И да, одно время я была готова биться головой о стену, пытаясь научить ребенка читать. Сейчас понимаю, что я делала не так, почему ребенок не мог читать, хотя знал все буквы, мог их писать.
И пусть зеркально порой. А еще мне не жалко рассказать о рабочих тетрадях, методиках и играх, которые действительно помогут научить ребенка читать с полпинка.
«Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста № 1. ФГОС» — Наталия Нищева.
«Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста № 1. ФГОС» — Наталия Нищева
Это серия рабочих тетрадей (3 шт), стоимость зависит от вашего везения. В прошлом году заказывала по акции по 60 рублей за штуку. Не сама догадалась, логопед-дефектолог сказала купить для занятий дома. Со своей колокольни сразу могу дать непрошенный совет. Очень важно посетить с ребенком в 5 лет логопеда в поликлинике.
Раньше — нет смысла, всё равно заниматься дите не будет, там нет еще усидчивости, соревновательного, желания повторять болезненные и сложные упражнения, того же понимания, что такое нёбо. И даже если на ваш взгляд у ребенка нет проблем- нужно. Я вот сама часть звуков произношу неправильно, не могу их вычленить в речи, где их так же произносят неправильно.
И советую не надеяться, что само собой. До 5 лет оно прокатывает, а потом нужна помощь специалиста. Иначе это проблемы в школе. Мы же как говорим, как слышим, то и пишем. Ну, малако, што, канешно, акно. А если к этому прибавить то, что коверкается?
Мама, пихади?
«Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста № 1. ФГОС» — Наталия Нищева
Мне нравится, что в начале рабочей тетради идет объяснение для родителей, как именно заниматься с ребенком. Да, там очевидное и простое, но как оказалось на практике, не всем заметное.
«Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста № 1. ФГОС» — Наталия Нищева
«Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста № 1. ФГОС» — Наталия Нищева
Первая часть рабочей тетради не сильно отличается от того же букваря или прописей. Самые простые задания, выполнит и пятилетка. Затем задания усложняются, идут именно на развитие фонетического слуха. Вот слышать звук, вычленять его:
«Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста № 1. ФГОС» — Наталия Нищева
Эта часть дочери нравилась. Логопед-дефектолог заставляет делить звуки на гласные и согласные, которые бывают звонкие и глухие, а тут всего-то услышать нужно! Задания на услышать звук на практике просто для взрослых, но не для детей, особенно, если проблемы с фонетическим слухом. Кстати, именно из-за них у детей сложности с чтением. Вот это по слогам сложил, а что в итоге?
А фиг знает, но окончание допом придумаю.
«Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста № 1. ФГОС» — Наталия Нищева
Вторая часть тетради идет именно на развитие фонетического слуха. У нас это как раз проблемное место. Ребенок до занятий с логопедом-дефектологом как раз не слышала звуки, нечетко их произносила. Эти упражнения не панацея, но вот пара моих седых прядей на голове, сорванный голос, вогнанный в депрессию дефектолог и полкило нервов — слышим звуки. А слышим — можем читать и писать.
«Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста № 1. ФГОС» — Наталия Нищева
Основные задания в тетради именно на фонетический слух идут. Вот слышать звук, вычленять его. Эти задания дочери даются тяжелее всего:
«Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста № 1. ФГОС» — Наталия Нищева
Составлять слова, представлять слога в звуках. Эх, пока со скрипом идет. Пытается искать и делать те, что знакомы в написании, а не по звучанию. Работаем. Победим.
«Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста № 1. ФГОС» — Наталия Нищева
Пока вычленение звука стало на ура. Оно помогает ребенку писать мне записки, хотя при том, что читает она в разы хуже, чем пишет. Такой вот прикол. Ей написать реально проще, чем прочесть. Работаем.
Итого.
Как по мне, так прекрасная рабочая тетрадь для тех, кто учится читать и писать Очень много заданий на развитие фонетического слуха. А без него — не будет чтения и письма. Однозначно рекомендую тем, кто собирается учиться писать и читать)))
Спасибо за внимание, надеюсь, что отзыв окажется для вас полезным)))
Источник: irecommend.ru