«Это не год в моей жизни – это целая жизнь за один год». Педагог Нина Цветкова о программе обмена American Field Service в текстах , фото , видео и аудио
«Это не год в моей жизни – это целая жизнь за один год». Педагог Нина Цветкова о программе обмена American Field Service
22 октября 2020
Автор – ученица Школы молодого журналиста Дворца детского и юношеского творчества Тольятти Владислава Каленская
О путешествиях мечтают многие: хочется посетить разные страны, познакомиться с культурой, просто хорошо провести время в отличающейся от привычной среде. Но чаще всего это по силам только взрослым и уже состоявшимся людям. Что же делать, если ты подросток и мечтаешь об увлекательном приключении с путешествием в другую страну – прямо как в фильмах?
Такую возможность предоставляют программы по обмену учениками. Одна из самых популярных – проект AFS («American Field S ervice ») от фонда «Интеркультура». О том, как работает этот проект и какие возможности открываются перед его участниками, рассказала Нина Цветкова – учитель английского языка в школе села Тимофеевка Ставропольского района Самарской области, по совместительству – волонтёр программы AFS.
AFS конкурс на стипендию. Интервью
«Подружим детей бывших врагов»
– Как вы стали куратором проекта?
– Вообще я скорее не куратор, а волонтёр. Стала им абсолютно случайно. На предыдущее место работы (в школу) пришло письмо с предложением об участии в данной программе, чтобы у нас учились иностранные школьники. Для этого нужно было найти семью волонтёров, которая была бы готова принять на целый год иностранных школьников.
И по счастливому стечению обстоятельств нашлась такая семья и нашлась девочка в том классе, где я была классным руководителем. Таким образом, первая иностранная студентка была ученицей из моего класса.
– В чём суть этой программы?
– Программа создана после Второй мировой войны, идея была такова: «Давайте подружим детей бывших врагов». Сейчас основная идея – показать детям из абсолютно разных стран, что в любом государстве все люди одинаковые. В какой-то степени они, конечно, отличаются – с точки зрения культуры, быта. Но никому не нужна война, никому не нужны конфликты.
Ребёнок живёт в семье один учебный год – у него появляется уже две семьи: своя родная и та, которая его принимала. Естественно, конфликтовать, воевать и иметь какое-либо негативное отношение уже не хочется: «чужая» страна становится вторым домом. Также дети знакомятся с культурой, учат язык в школе, занимаются и изучают те же самые предметы в школе, что и их одноклассники, но в целом самое главное – это познакомить с традициями, обычаями, образом жизни людей той страны, в которую они приезжают.
– В чём ваша основная задача как волонтёра?
– Если не брать этот год с учётом пандемии (потому что все понимают, что ситуация очень сильно изменилась), моя функция больше кураторская. Тем не менее, в школе я веду у иностранных студентов русский язык, помогаю с адаптацией, провожу ориентационные мероприятия, обязательные для детей: четыре периода по два-три дня в течение года, когда с ребятами проводятся психологические занятия. Это делается для того, чтобы они осмыслили опыт, который приобретают.
Как уехать за границу: программы для школьников и студентов AFS // YEAR // RYEP // Work&Travel
«Ученик по обмену – это член семьи»
– Ученики какого возраста могут принять участие в этой программе?
– Всё зависит от страны (у каждой свои требования), от школьной системы образования, потому что ребёнок, который едет по данной программе, учится исключительно в школе. Но если говорить в целом – от 15 до 18 лет. И даже если школьник приезжает в возрасте восемнадцати лет, он всё равно учится в школе. Это не так просто, потому что здесь мы имеем дело с уже сформировавшейся личностью, а в школе, сами понимаете, есть контроль. Учителя у нас – как вторые мамы, особенно классные руководители.
– Какие конфликтные ситуации могут возникнуть у учеников по обмену?
– При самом обмене как таковых [конфликтных] ситуаций обычно не возникает. Трудности могут возникнуть в семье, в школе. В школе, как правило, они редки, потому что подростки – они везде подростки, какого бы возраста и из какой страны они ни были. Как показывает опыт – это те же самые дети.
В семье же идёт столкновение культур: это как два айсберга, которые натыкаются друг на друга. И здесь уже на помощь приходит волонтёр: он работает с семьёй и с ребёнком в равной степени. Семья – тоже волонтёры, которые принимают на добровольной основе ребёнка в свою семью, при этом не имеют никакой финансовой поддержки, но получают колоссальный опыт. Это подтвердит любая семья, которая когда-либо принимала у себя ребёнка на длительный срок.
Могут возникнуть проблемы бытового уровня, языковые барьеры. Потому что, как правило, в самом начале ребёнок не говорит по-русски, а семья не говорит ни по-английски, ни уж тем более на каком-то другом языке. Но все эти проблемы решаемы. Каждый раз, перед тем как принять ребёнка, мы проводим беседы с семьями и [продолжаем это делать] на протяжении всего года.
У нас был итальянский мальчик, у которого дома убиралась исключительно бабушка. А здесь у него были обязанности в семье. Но от правил никуда не деться, ведь AFS-студент – это член семьи.
Воспитание космополитов
– С какими странами вы чаще всего работаете?
– Если брать наш город [Тольятти], то стабильно Италия, Таиланд, Китай, Франция, Боливия, Аргентина, Америка, Турция, Канада, вообще вся Европа, страны Востока, такие как Индонезия, Индия. Если в стране происходят какие-то боевые действия, в этот промежуток времени обмен не совершается.
– Что нужно ученикам из России для обучения в другой стране по этой программе?
– Во-первых, большое желание и осознание того, для чего вы едете. На самом деле, различных программ обмена существует достаточно много, все они, как правило, платные, и ребёнок должен понимать, зачем он едет, саму цель программы. Изучение языка – это хорошо и важно, но это не цель, а, скорее, средство общения. Без него невозможно понимать то, что происходит вокруг.
Во-вторых, ребёнок едет для того, чтобы жить самостоятельно, познакомиться с культурой другой страны. После обмена ребёнок – это уже практически взрослый человек, он может жить в любой точке земного шара. И неважно, в какую страну он съездил, где побывал.
Приезжают к нам подростки, мы их собираем в лагере в Подмосковье, встречаем их со всех городов, для того чтобы потом отправить в свои страны. И тот ребёнок, который приезжает в начале года с огромными глазами, не понимающий, куда он попал и что его ждёт впереди, становится взрослым человеком после всех сложностей, которые он преодолевает.
С ним всегда рядом волонтёры, его семья, очень часто его друзья-одноклассники, люди, которых он встречает. Но основные трудности он преодолевает сам. И от этого дети взрослеют. Многие становятся потом «гражданами мира».
Русские ребята, которые учились в других странах, поняли, что мир огромен, они хотят учиться в одной стране, работать в другой, путешествовать и узнавать остальные страны. И не только для него лично, а для того чтобы показать, что мы все люди и у нас одна цель: жить в мире и спокойствии.
Выучить язык и найти любовь
– Какие преимущества есть у участников программы во время поступления в вузы других стран?
– Я могу привести пример по нашей стране. Для ребёнка жить в среде – огромная возможность выучить русский язык. У нас были примеры, когда приезжали ребята, которые не знали английского (возможно, на самом базовом уровне). Им было трудно, но они и английский подтянули, и русский язык выучили. Это необязательно, но в конце года мы предлагаем сдать языковой экзамен на сертификат.
Был мальчик из Китая, который учил здесь язык – в этом году он поступил в Политехнический институт в Санкт-Петербурге. То же самое касается наших ребят. Есть те, кто уезжали учиться в Германию, изучали язык, потом возвращались сюда, находили вузы, которые сотрудничают с немецкими вузами – и точно так же потом совершали обмены.
Моя первая студентка сдавала на сертификат, нашла для себя лингвистический вуз и на 3-м курсе в Италии подала заявку на получение гранта и полгода училась в Московском университете, изучала русский и литературу. Есть девочка из Финляндии – просто уникальный пример. Она учится в Оксфорде по стипендии и при этом изучает русский язык и литературу.
– Какой была самая запоминающаяся история обмена?
– Она была не на моей практике. Эта история, мне кажется, впечатлила всех, кто её слышал. Небольшая группа молодых американцев, живущих во Франции, организовывает AFS (American Field Service) – Американскую полевую службу, целью которой была транспортировка раненых солдат с полей сражений.
AFS начала работать в сентябре 1914 года . AFS-волонтёры купили на свои средства машины на заводах Форда и, переделав их в кареты скорой помощи, стали водителями на этих машинах. Все AFS-водители придерживались определённых принципов: они отказывались брать с собой оружие, уходя в рейс, отказывались участвовать в военных действиях, но не отказывали в помощи никому – ни французу, ни немцу. Их миссия – это сострадание.
Впоследствии спасатели и спасённые поддерживали дружеские связи, ездили друг к другу в гости. С началом Второй мировой войны AFS вновь сформировала добровольческие отряды. На этот раз волонтёры работали не только в Европе, но и в Азии и в Северной Африке.
К концу войны количество добровольных членов AFS достигло примерно двух с половиной тысяч человек разных национальностей и из разных стран.
Когда война уже подходила к концу, один из руководителей AFS Стивен Галатти выдвинул идею, которая пришлась по душе его товарищам. Он предположил, что если работать с детьми и подростками из разных стран, дать им возможность ближе узнать друг друга, познакомить с разными странами, обычаями и традициями, помочь освоить чужой язык, то война вообще станет невозможной. Так родилась идея, которая звучала так: «Давайте подружим детей бывших врагов!».
Обмены были разные, ситуации были разные. У нас был студент, который учился в одной из школ Тольятти. После обмена он написал книгу, в которой есть даже упоминание учеников школы из села Тимофеевка.
Наши дети (мы действительно можем их так называть), AFS-студенты из разных стран, прожившие в России такой долгий срок, становятся волонтёрами в своих странах. Очень часто возвращаются к нам. Есть истории, когда к принимающим семьям приезжают в гости, есть и истории любви. Очень интересно за этим наблюдать, смотреть, сопереживать. У нас в школе тоже есть принимающая мама.
У неё слёзы на глазах, когда она со своей девочкой общается. Прошло уже больше двух лет, а они до сих пор общаются.
«It’s not bad, it’s not good – it’s just different»
– Сколько учеников из Тольятти участвуют в обмене?
– Из Тольятти, к сожалению, уезжают не так часто, но принимаем мы, как правило, пять-шесть человек в год.
– Каким должен быть ученик, для того чтобы «выжать» максимальную пользу из обучения в другой стране?
– Терпеливым, позитивным, воспитанным. Наверное, гибким, в первую очередь, умеющим приспосабливаться к разным ситуациям. Я сама у них этому училась. У нас есть слоган очень хороший: «It’s not bad, it’s not good – it’s just different» – «Это не хорошо, это не плохо – это просто по-другому». Этот слоган работает не только с культурой.
Два человека, две семьи сталкиваются – это и здесь работает. Даже в одной культуре семьи бывают разные.
– Что нужно сделать, чтобы стать принимающей семьёй?
– Семье нужно обратиться к волонтёру или позвонить в организацию – там расскажут, где найти ближайшего волонтёра, с которым уже можно побеседовать, задать все интересующие вопросы. Самое главное, чтобы семья понимала три основных правила: первое – это будет не гость, а полноправный член семьи со своими правами и обязанностями; второе – нужно, чтобы у семьи не было мыслей о том, что они берут в свою семью репетитора по изучению языка; и третье – все члены семьи должны быть готовы к удивительному опыту. А всё остальное – второстепенно.
– Что делать, если русский ученик хочет принять участие в обмене, но у него в школе нет волонтёров, которые этим занимаются?
– На сайте AFS есть номер телефона, куда он может позвонить, и ему подскажут, где, когда и с кем он может пообщаться. У нас очень часто бывают дети из глубинок, с которыми мы общаемся, проводим собеседование. И с каждым ребёнком проводится собеседование, даже если он потом никуда не поедет. У нас в организации, в России, есть огромные плюсы. Есть много того, чего нет в других странах.
У нас делают немалый акцент на русских детей, очень много организуется лагерей, куда приглашают иностранных школьников. В условиях пандемии это всё проводится онлайн. К примеру, сейчас идут онлайн-марафоны для детей через зум, скайп, где можно общаться с волонтёрами, которые сами участвовали в программе. Сотрудники офиса очень стараются, чтобы это всё не затихало, не потухало.
– Какой совет вы могли бы дать тем, кто очень хочет, но боится себя в этом попробовать?
– Одним из первых студентов у меня был итальянский мальчик, у которого был очень трудный год. Сам парень замечательный, но просто возникли сложности. Хотя, думаю, они были ему нужны, чтобы вырасти, ведь мы растём, когда преодолеваем трудности. И у него были несколько фраз, одна из которых: «Могло быть и хуже». А вторая – «Why not?» – «Почему бы и нет?».
Я могу сказать тем, кто задумывается об этом: «Почему бы и нет?». Это уникальный шанс. Если бы у меня в своё время была такая возможность, если бы я знала про эту программу, я бы очень хотела в ней поучаствовать. AFS России, как и другие страны, часто проводят различные конкурсы, в которых можно получить частичную стипендию. Вся информация есть в соцсетях.
Бояться пробовать – нормально. Было бы странно, если бы мы ничего не боялись. Но огромный плюс именно этой организации – в поддержке 24/7. Когда возникает критическая трудность, можно поговорить – даже когда просто нужна психологическая помощь, чтобы осознать свой опыт и понять, через что нужно пройти. Главное – быть готовым, понимать, на что идёшь.
У нас есть ещё одна фраза, которую говорят волонтёры: «Это не год в моей жизни, это целая жизнь за один год». Самое главное, если уж решились, – слушайте своих волонтёров. И брать нужно по максимуму: учиться, развиваться, заниматься, ходить в кружки, учить язык.
Источник: talk-on.ru
Отзыв: Международный фонд AFS (Россия, Москва) — Возможность для подростков учиться за границей
Международный фонд AFS работает во всем мире — это волонтерская организация, которая отправляет подростков 15-18 лет учиться в школу в другие страны — на год, на три месяца или на месяц. Кандидатов на обучение выбирают по конкурсу — разыгрываются гранты на обучение, полная стипендия покрывает абсолютно все расходы — перелет, питание, проживание, страховку и тд.
Есть еще частичные стипендии. Моя 17-летняя дочь год провела в Германии и это лучший опыт в ее жизни. Жила в семье, которая стала для нее родной. Училась в обычной немецкой школе с местными ребятами. Уезжала с начальным немецким, приехала со свободным.
Фонд принимает иностранцев и в России — можно взять в свою семью ребенка из-за рубежа, это тоже потрясающе интересный кусок жизни для всей семьи. Отделения фонда есть в разных городах, не только в Москве.
Источник: otzovik.com
А отправлял кто-нибудь ребенка заграницу по программе AFS?
Я не про саму программу.
Коротко прочитала, что это такое. Жить там в семье ребенку из достаточно небедной семьи в России — нелегкая штука. Семьи, которые зарабатывают таким образом, сами понимаете — не очень продвинутые. Чаще всего общение в семье сводится: вот завтрак, вот с собой ланч, довезли до учебы, забрали. Вечером могут и не общаться.
Еще один момент. Ребенок в 15 лет еще вовсе не взрослый. И прожить целый год вне своей семьи, на мой взгляд еще рано.
У Вас нет возможности отправлять ребенка на лето туда? Этого было бы вполне достаточно для погружения в язык, но без отрыва от семьи.
Это мое частное мнение, я не решилась до конца школы отправлять сына учиться за границу постоянно.
Аноним 241
Такие мысли тоже есть. Вот совсем в растерянности.. Вроде и опыт, может и возможности. Ох найти бы отзывов, кто отправлял. Завтра буду погружаться в пучину интернета.
Аноним 426
Подруга в разные годы отправляла двоих дочерей на три месяца в Германию. Девочки резко улучшии разговорный язык, стали самостоятельнее. Но для той и другой это был огромный стресс, по разным причинам. Одна попала в семью с двумя девочками-ровесницами, где папа был инвалид, а мама открыто жила с соседом, и «семейные» пикники и посиделки ее очень напрягали.
А вторая девочка сперва попала под пресс огромной любви принимающих «родителей», потом их охлаждения, короче, воспитывали они ее активно, разнообразно и от души. Мне кажется, язык можно выучить и более щадящими методами, а за год житья с чужими людьми ребенок изучает не столько язык, сколько психологию и нравы. Так что смотря что Вам хотелось бы получить в итоге. Я свою не отправлю.
хочу стать мамой
Екатеринбург
Двое одноклассников на год ездили в Америку. Девочка в 10 классе, мальчик в 11. Им кстати навстречу пошли, они приехали и со всеми сдали все экзамены, т.е. учебный год не пропустили. А также родственница ездили в Америку на год. Все остались довольны опытом. Многое зависит от семьи, куда попадешь.
Только одной знакомой не совсем повезло с семьей, она была вынуждена сменить на другую.
Я ездила в 10 классе на 4 месяца в Германию. Мне понравилось. Жила в семье пенсионеров. Были свои нюансы, они конечно своеобразные люди, да и разница менталитетов сказывается. Но в общем и целом не пожалела ни разу об этой поездке.
Была бы возможность, и на год съездила бы.
Аноним 241
Вот и я по большей части переживаю из-за семьи. Ребенок у нас вполне такой астеник. К себе внимания требует, посмотри не так сразу решает, что что-то в нем не так((( Но сам ехать очень хочет. Вот как быть? Начнешь отговаривать — на всю жизнь потом виноватым будешь, отправишь — стрессу подвергнешь.
хочу стать папой!
Екатеринбург
Отпустите. Дайте шанс попробовать.
Моя сестра в 18 лет так уехала и не вернулась уже в Россию.
Год почти прожила в семье, где кроме нее было 4 мальчика китайца)
Жили мирно и тихо, ели рис чаще всего 🙂
Аноним 241
Вот и об этом думаю. Не отпустишь — а как узнать правильность решения? Ведь пробовать то тоже нужно.
хочу стать папой!
Екатеринбург
Меня бы могла остановить только одна вещь, если бы мой ребенок был без мозгов.
А если голова на месте-бояться нечего. Лучше в паре отправить, чтобы кто то еще был из ребят, пусть в другой семье,
но так легче
Аноним 241
А страну бы какую выбрали? Интересно просто. Там любую можно)
хочу стать папой!
Екатеринбург
Англию, Ирландию, Австралию, Швейцарию, Америку
что то из этого.
Екатеринбург
Но только ребенок должен четко понимать, что он едет в «чужой монастырь» и жить там придется по чужому уставу. Есть то, чем кормят вести себя так, как требуют. И.т.д., и.т.п. Т.е. принимать их правила.
Основные проблемы были у детей с этим.
Надолго свою не оправляла, но в семьях ездила она жить несколько раз. Адаптировалась нормально, но некоторые дети — нет, не смогли.
И да, могут и воспитывать, а могут и только обслуживать, не особо разговаривая, могут требовать определенного поведения и соблюдения строгих правил. Можно дальше долго писать об этом.
Ну и ребенок должен четко отвечать за себя, за последствия своих действий. Мамы с папой, чтобы прикрыть или пнуть в нужный момент там не будет.
Семьи, которые зарабатывают таким образом, сами понимаете — не очень продвинутые. Чаще всего общение в семье сводится: вот завтрак, вот с собой ланч, довезли до учебы, забрали. Вечером могут и не общаться.
Еще один момент. Ребенок в 15 лет еще вовсе не взрослый. И прожить целый год вне своей семьи, на мой взгляд еще рано.
У Вас нет возможности отправлять ребенка на лето туда? Этого было бы вполне достаточно для погружения в язык, но без отрыва от семьи.
Это мое частное мнение, я не решилась до конца школы отправлять сына учиться за границу постоянно.
полностью согласна. наглядно вижу какие семьи занимаются приемом таких учеников. платят им за это копейки, кстати.
сама тоже жила в семье в свое время (у пенсионерки-вдовы, не бедная, дом шикарный, но дом ее был как общежитие, а все действия были направлены только на получение прибыли. лишней чашки кофе не получить было. без шуток.
аноним автор темы
Вот и об этом думаю. Не отпустишь — а как узнать правильность решения? Ведь пробовать то тоже нужно.
отправьте для начала на лето учить язык. а если решит продолжать учебу дальше в иностранном вузе, там есть и кампус , и жилье снимают напополам с кем нибудь еще, и дешевле. и лучше порой.
Источник: www.u-mama.ru