Ответственным исполнителем программы доступная среда является

Содержание
Читайте также:
Какая программа предназначена для распознавания текста

«Доступная среда для инвалидов» — это специальная программа для людей с ограниченными возможностями, которая реализуется в РФ. Программа Доступная среда по решению правительства продлена с 2020 до 2025 года. Понятие,«безбарьерная среда», у рядовых, не имеющих отношения к этому проекту людей в целом ассоциируется с установкой наклонных рамп для маломобильных граждан.

Однако это только одно из направлений, законодательно гарантирующих доступность, развитие объектов инфраструктуры, проведение первоочередных мероприятий по адаптации социальных учреждений (театры, дома культуры, библиотеки), транспортной (железнодорожных, авиационных узлов) и инженерной инфраструктуры. С помощью комплексного подхода реализуются задачи по адаптации окружающих городских пространств и территорий под нужды человека с ограниченными возможностями. Неправильный монтаж пандусов может представлять опасность (в случае неквалифицированной установки и нарушения правил и сводов ГОСТ). Требуется осознать тот факт: доступная среда для инвалидов есть комплексная программа, заключающая в себе множество функций и мероприятий, в результате выполнения которых, мы устраним максимально возможное количество архитектурных барьеров, препятствий, опасностей и угроз для инвалидов, пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями.

О гос. программе «Доступная среда»

Безбарьерная среда

Отсутствие лестницы и один плоский вход для всех соответствует концепции Доступной среды. Если сооружение уже построено и невозможно убрать лестницу у входа, то для обеспечения доступности строится пандус. В доступном общественном транспорте поручни расположены на разных уровнях — для взрослых разного роста и детей.

Откидные сиденья для увеличения или уменьшения пространства позволяют, разместиться пассажиру в инвалидной коляске, родителям с ребенком в коляске, людям с большими чемоданами. Отсутствие лестниц, высоких бордюров и других препятствий в общественных местах создает пространство, доступное всем. Каждый гражданин, независимо от функциональных ограничений имеет право беспрепятственно прогуляться по городу, добраться на работу или к месту учебы.

  • Доступная среда обеспечивает равные условия пользования для всех и всегда, когда это возможно. Если невозможно, то надо позаботиться о создании альтернативного варианта.
  • Доступная среда избегает какого-либо выделения или «навешивания ярлыков».
  • Доступная среда предусматривает безопасность, надежность и неприкосновенность личной жизни.
  • Доступная среда является удобным и привлекательным для всех пользователей.

Где применяют:

  • Отсутствие лестницы к зданию — один плоский вход для всех.
  • Вход с раздвижными дверьми в супермаркетах, аэропортах, больницах и других учреждениях коммерческого и общественного назначения.
  • Учебные материалы, учитывающие возможности разных детей.
  • Информация в доступных форматах на веб-сайтах компаний и организаций, которой смогут воспользоваться различные клиенты.
  • Поручни различных уровней в транспорте.
  • Стойки различной высоты для клиентов банка, расположение банкоматов на высоте, доступной для каждого человека, в том числе для тех, кто передвигается в инвалидной коляске.
  • Титрование или перевод на жестовый язык новостей и информационных сообщений.
  • Возможность выбрать детское, вегетарианское или кошерное меню во время авиа-перелета, посещение конференции, семинара и др.

Принципы Доступной среды

Доступная среда для инвалидов

  • Банкоматы должны быть расположены на разных уровнях и не иметь перед собой лестницы или других препятствий, чтобы быть доступными для всех групп клиентов, в том числе для тех, кто передвигается в инвалидной коляске.
  • Ручка рычажного типа на дверях является максимально удобной для большинства людей, несмотря на возможные функциональные ограничения рук. Двери при этом должны открываться на любую из сторон, и не быть тяжелыми при открытии.
  • Наличие лестницы и плоского подъема позволяет выбрать наиболее удобный вариант входа в помещение.
  • Наличие лифта рядом с лестницей позволяет человеку выбрать удобный способ подъема.

Доступная среда должна иметь возможность индивидуальных настроек и соответствовать различным вкусам и возможностям пользователей.

Что значит:

  • Учитывать потребности и возможности различных пользователей.
  • Пользователь самостоятельно выбирает, каким способом воспользоваться услугой или товаром.
  • Учитывать, что изделием может пользоваться левша.

Где применяют:

  • Ручка рычажного типа на дверях, которая является максимально удобной для большинства людей, несмотря на возможные функциональные ограничения рук.
  • Автобус с подъемником или выдвижным устройством для заезда.
  • Оборудование офисных рабочих мест (например, стулья, столы, которые регулируются по высоте).
  • Школьные парты, которые регулируются по высоте.
  • Возможность корректировать высоту рабочего стола, стула и т.д.
  • Различные варианты входа — лестницы, эскалатор, лифт.
  • Возможность приобрести вещи (одежду, еду, билет, лекарства и т.п.) как в точке продажи, так и через Интернет.

Создание Доступной среды:

Доступная среда

  • Даже без знания языка можно понять сообщение, которое с помощью рисунка предостерегает — впереди мокрый пол.
  • В универсальной кабинке лифта кнопки должны быть объемными и расположенными на уровне, доступном для всех, в том числе для человека небольшого роста или в коляске. Необходимо чтобы информация на кнопках дублировалась шрифтом Брайля.
  • Интуитивно понятная раскладка товаров в супермаркете, одежды в магазине или дома улучшает ориентирование на месте и экономит время для поиска необходимой вещи.
  • Представление информации в виде символов, например пиктограмма или инфографика, способствуют ее быстрому пониманию и эффективному усвоению.

Что значит:

  • Дизайн изделия, конструкции, услуги интуитивно понятный и соответствует ожиданиям пользователей (например, не нужно задумываться, за какой поручень взяться в автобусе, поскольку это происходит интуитивно).
  • Фокусировка внимания пользователя на важнейшей информации.
Читайте также:
Bat файл перезапуск программы

Где применяют:

  • Различные виды пиктограмм.
  • Простая и понятная инструкция по пользованию прибором.
  • Карта местности, которая является максимально понятной для всех благодаря использованию пиктограмм, читабельного шрифта и интуитивному упорядочению информации.
  • Четкие и интуитивно понятные кнопки управления на производстве, в отелях, на бытовых товарах и др.
  • Оптимальная и удобная раскладка продуктов и товаров в супермаркете.
  • Ценники, которые, кроме названия и цены (большими буквами), также содержат изображение товара.

Популярное то, что интуитивное

Мировые производители постоянно стремятся сделать смартфоны и другие средства связи простыми и интуитивными в использовании. Например, благодаря использованию красного и зеленого цветов понятно, как отклонить или принять звонок.

Государственная программа Доступная среда:

государственная программа доступная среда

Независимо от возможностей восприятия или внешних условий пользователь получает необходимую информацию благодаря универсальному дизайну и правилам государственной программы Доступная среда.

  • Благодаря графическим обозначениям в аэропорту каждый человек, даже без знания местного или иностранного языка, может понять, куда нужно двигаться на посадку, как пройти в туалет, кафе и т.д.
  • Универсальные карты-схемы метро, информация на которых дублированная шрифтом Брайля, появляются на некоторых станциях метро.
  • Буквы, которыми написаны названия улиц, станций метро и т.д., должны быть большого размера, чтобы каждый смог их прочитать.
  • Дублирование информации на телевидении различными способами, например на языке жестов или в виде бегущей текстовой строки, расширяет круг зрителей.
  • Тактильное покрытие контрастного цвета помогает пешеходам сориентироваться, в какую сторону следует двигаться.

Что значит:

  • Информация подана разными способами — визуальный, вербальный, тактильный.
  • Важная информация изложена лаконично и максимально понятно.
  • Необходимая информация выделена (увеличенный шрифт, определенный цвет).

Где применяют:

  • Контрастные цвета стен и пола в помещении, которые могут одновременно упрощать ориентирование и указывать направление к входу или выходу.
  • Бегущая строка на экране телевизора.
  • Понятные пиктограммы в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, в магазинах.
  • Названия улиц в городах, указываются крупным шрифтом.
  • Информация об остановках, которая дублируется — устно и на табло в транспорте (если человек не слышит или едет в наушниках).
  • Информация на веб-сайтах, изложенная в доступных форматах (например, новостной портал может дублировать информацию в текстовом, аудио- и видео-форматах; веб-сайт может иметь опцию изменения размера шрифта, отключение цветов с сохранением черно-белого формата для создания контраста и т.п.).
  • Доступная для восприятия информация на информационных табло, в объявлениях, на рекламных щитах и тому подобное.

Доступная среда живем вместе

Универсальные решения в общественных пространствах:

  • Горизонтальные движущиеся дорожки в аэропортах облегчают преодоление больших расстояний, особенно для путешествующих с багажом.
  • Выключатели на высоте, удобной для каждого, в том числе для ребенка, также является примером Доступной среды.
  • Двери имеют ручку, расположенную на удобной высоте для каждого человека (в том числе для ребенка или человека в инвалидной коляске), а также не являются тяжелыми для открытия, то есть не требуют больших физических усилий.
  • Вокзал или аэропорт должны быть удобными и доступными, чтобы даже ребенок самостоятельно и беспрепятственно мог везти свой багаж используя специально расположенные рампы, пандусы и траволаторы.

Пользование устройством или конструкцией не должно требовать от человека больших усилий и не приводить к утомляемости.

Что значит:

  • Пользователь максимально эффективно и комфортно пользуется предметом, прилагая минимум усилий.
  • Человек остается в удобном для него положении, пользуясь прибором.
  • Дизайн минимизирует действия, которые повторяются.
  • Необходимость использования длительного физического усилия сведена к минимуму.

Где применяют:

  • Двери, которые легко открываются (например, человек с пакетами покупок легко может открыть их локтем).
  • Включатель на высоте, удобной для каждого, в том числе для ребенка.
  • Горизонтальные движущиеся дорожки в аэропортах, которые облегчают передвижение с багажом между терминалами или в зоне вылета.
  • Скамейки в зонах ожидания в метро или на автобусных остановках, в парках, возле магазинов, аптек и т.д.
  • Особая форма крышки пластиковой или стеклянной бутылки, которая делает открытие более удобным.

Как долго может гореть зеленый свет светофора?

Есть разница между тем, как быстро переходит дорогу спортивный молодой человек, пожилой человек с тростью или мама с малолетним ребенком. Однако обычно продолжительность перехода улицы вычисляют по времени, которое тратит здоровый, сильный человек. Концепция Доступной среды предполагает учет того, что для перехода через дорогу требуется разное время разным группам людей (пожилым людям, родителям с маленькими детьми, людям на костылях и т.д.). Таким образом, отведенное время должно охватывать потребности всех.

Опыт сотрудников нашей компании позволяет правильно оценить потребности, подобрать оборудование по программе Доступная среда и разработать проект по Доступной Среде, дать рекомендации, проконсультировать, ответить на Ваши вопросы. Мы проектируем и реализовываем комплексные решения с учетом разумной стоимости и безопасности, учитывая все Ваши пожелания и требования, в соответствии с ГОСТом и СанПиНом

Государственная помощь для малоподвижных граждан по программе “Доступная среда”

Доступная среда – государственная программа на 2016 – 2020 года

«Доступная среда» является многоцелевой государственной программой, направленной на защиту и поддержку отдельных слоев населения, действия которых ограничены ввиду физических или психических заболеваний.

Иначе говоря, это разнообразные меры, поддерживаемые на федеральном и региональном уровне и способствующие реабилитации и абилитации инвалидов и других людей, относящихся к малоподвижной группе населения.

Законодательная база программы

Утверждение программы «Доступная среда» произошло в соответствии с распоряжением правительства РФ 17.11.2008 года.

Этот документ подтвердил факт того, что Россия готова бороться за права людей с ограниченными возможностями и финансировать их реабилитацию и абилитацию в соответствии с международным договором – конвенцией о правах инвалидов от 13.12.2006 г.

Первоначальный срок данной федеральной программы – с 2011 по 2015 год. Но, в дальнейшем было принято решение о продлении ее действия до 2020 года.

В настоящее время весь комплекс мероприятий поделен на 4 части:

Реализация программы

  1. В течение 2011 – 2012 гг. формировалась нормативная база, разрабатывались основные задачи и принималось решение об источниках финансирования.
  2. В 2013 – 2015 гг. за счет средств, выделенных из федерального бюджета, создавались и оснащались реабилитационные центры, а также укомплектовывались специальным оборудованием медицинские и образовательные учреждения.
  3. В 2016 – 2018 гг. все основные задачи должны быть завершены под контролем органов власти субъектов РФ.
  4. В 2019 – 2020 гг. планируется подвести итоги и опросить население об оставшихся проблемах среди инвалидов. В завершении ответственные члены Правительства должны сообщить о проведенной работе, достигнутых результатах, а также о нерешенных проблемах.

Ответственным исполнителем программы «Доступная среда» является Министерство труда и социальной защиты РФ. Участники – целый ряд государственных учреждений и ведомств, например, Министерство строительства, образования, связи, промышленности, а также Пенсионный и Фонд социального страхования.

Нормативные акты, регламентирующие программу «Доступная среда», в течение 2018 – 2020 гг.:

  • Постановление Правительства от 01 декабря 2015 г. № 1297.
  • Распоряжение Правительства РФ от 21 июля 2014 г.
  • Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г.

Информацию о том, как реализуются пункты программы, можно узнать из ежегодных отчетов, которые содержат в себе: статистические данные, а также сведения о достигнутых результатах и потраченных финансах.

Задачи и цели

Программа «Доступная среда» должна решить следующие задачи:

Задачи программы Доступная среда

  1. Оценку и повышение уровня доступности объектов и услуг для людей с ограниченными возможностями.
  2. Равноценный доступ к любому реабилитационному средству и услуге для каждого инвалида.
  3. Модернизацию государственных систем медико-социальных экспертиз.

Кроме того, планируется, что в рамках реализации программы, сформируется дружественное отношение к данной группе населения.

Основная цель «Доступной среды» – беспрепятственный доступ инвалида к любому приоритетному объекту, а также к каждой услуге в важнейшей для него сфере. Антикризисная направленность государственной программы предусматривает перевод инвалидов из экономически пассивной группы в активную. Для этого осуществляется усиление реабилитационной направленности путем содействия со стороны соответствующих министерств в таких сферах, как трудоустройство и занятость.

Существующие подпрограммы

Государственная программа «Доступная среда» предполагает реализацию следующих подпрограмм:

  1. Доступность объектов и услуг в тех сферах жизнедеятельности, которые являются приоритетными для инвалида или маломобильного человека. Для этого необходимо реализовать следующие мероприятия:
    • скрытое субтитрование любой телевизионной программы, трансляция которой производится на каком-либо общероссийском обязательном общедоступном телеканале;
    • помощь финансового характера спортивным учреждениям, одним из направлений которых является адаптивная физическая культура и спорт;
    • организация учебы для специалистов, входящих в состав психолого-медико-педагогической комиссии в образовательном учреждении, которая принимает решение относительно получения ребенком-инвалидом образования в обычной школе;
    • установка в образовательном учреждении специального, в том числе учебного, реабилитационного и компьютерного оборудования, а также приобретение соответствующего автотранспорта для того, чтобы ребенок, у которого нарушена работа зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата, мог учиться наравне со всеми;
    • приведение существующего здания или сооружения в соответствие с требованиями строительной нормы и правил, определяющих доступность для инвалидов;
    • приспособление входа, лестницы, пандусного съезда, зоны оказания услуг, санитарно-гигиенического помещения и прилегающей территории;
    • оборудование здания или сооружения лифтом или другим подъемным устройством, оснащенным в свою очередь голосовым оповещением и пространственно-рельефным указателем и многое другое.
    • Совершенствование механизма, в соответствии с которым предоставляются услуги в таких сферах, как реабилитация и государственная медико-социальная экспертиза. В этих целях необходимо:
      • пересмотреть классификацию и критерии, используемые при проведении освидетельствования гражданина;
      • повысить качество мероприятий, которые проводятся в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов);
      • разработать и внедрить независимую оценку качества услуг, осуществляемых во время медико-социальных экспертиз.

      Ввиду того, что повсеместно появляются новые методы диагностирования и лечения, нужно по-новому посмотреть на обоснование инвалидности.

      Федеральная программа Доступная среда

      Так, должны быть разработаны отдельные, более подробные классификации и критерии установления группы ограниченности ребенку. Нельзя оставлять без внимания и клинико-функциональные особенности на любом возрастном этапе его развития. Чтобы устранить какой-либо социальный риск, 2 региона страны запланировали пилотную апробацию на 2017 год, доработку на 2018 год, а внедрение лишь на 2019 год.

      В 2017 году разработаны новые классификации и критерии, в соответствии с которыми определяется, насколько утрачена профессиональная трудоспособность в процентах в результате произошедшего несчастного случая или профессионального заболевания. Апробация и внедрение будут осуществляться поэтапно.

      Цели программы Доступная среда

      Повышение качества предоставления услуг медико-социальной экспертизы предполагает реализацию следующих положений:

      • обеспечение кадрового состава;
      • открытость деятельности данных учреждений;
      • этике и служебному поведению будет уделяться особе внимание, например, любое принятое решение должно быть разъяснено гражданину;
      • профилактические меры в отношении нарушений коррупционного характера.

      Сферы жизнедеятельности

      В первую очередь преобразования коснутся внешнего вида городов – начиная с пресловутого пандуса и заканчивая новым универсальным дизайном, позволяющим слепому или глухому человеку ориентироваться на улице наравне с обычным прохожим.

      Внутри здания оснащаются светящимися табло и табличками с точечно-рельефным шрифтом (шрифт Брайля). В каждом учреждении общественного характера планируется организация мест для инвалидов, а также установка специальных касс, таксофонов и систем синхронного выводы информации в речевом и текстовом формате.

      Финансирование программы Доступное жилье

      «Доступная среда» – это база, способствующая объединению инвалидов и общества. Реализация комплекса предусмотренных мероприятий позволяет превратить человека с ограниченными возможностями в субъект, способный стать полноценным участником таких сфер деятельности, как: культурно-массовая, социальная, политическая и многих других. Таким образом, люди данной категории смогут реализовать свои конституционные права, собственный потенциал и развить государство в целом.

      Финансирование программы

      Государственная программа «Доступная среда» принималась для того, чтобы создать правовые, экономические и институциональные условия, благодаря которым будет происходить интеграция инвалидов в общество и улучшаться их уровень жизни.

      Размер планируемого финансирования государственной программы на 2011 – 2020 годы составляет более 424 млрд. рублей.

      Субсидии субъектам Российской Федерации на реализацию задач, указанных в программе, распределяются из федерального бюджета в соответствии с утвержденными правилами.

      Порядок реализации

      Реабилитация инвалидов – это не просто актуальная проблема для общества, но и приоритетное направление государственной политики.

      Доступная среда – это информация, связь и транспорт, дооборудованные таким образом, чтобы человек, ограниченный в возможностях, мог чувствовать себя полностью независимым.

      В первую очередь доступность должна быть обеспечена в учреждениях лечебно-профилактического характера, а именно, в поликлиниках, диспансерах и центрах различных уровней обслуживания (как сельского, так и республиканского значения).

      Любая входная группа, путь движения, санитарно-гигиеническая комната, регистратура или лифт должны быть оборудованы таким образом, чтобы соблюдались:

      • доступность;
      • безопасность;
      • комфортность;
      • информативность.

      Региональные особенности

      Программа «Доступная среда» реализуется на территории каждого региона страны.

      Так, в Москве наиболее ярким примером выполненной работы является «Теннис парк», расположенный на Рязанском проспекте – спортивное сооружение, оборудованное безбарьерной средой. Именно здесь проходят занятия паралимпийцев по теннису на колясках. Спортсмены пользуются адаптированными санитарными комнатами и автомобильной парковкой, кроме того, в здании расположены тактильные схемы движения, обеспечивающие доступность посещения спортивного комплекса.

      Государственная программа Доступная среда в регионах

      С 2012 года школы, детские сады и психолого-медико-социальные центры активно дооборудуются рядом технических устройств и вспомогательных средств. Во многих учебных заведениях появились: «бегущая строка» и электронное табло, телескопический пандус, мобильный лестничный подъемник и информационный терминал. Все эти приспособления позволяют обучать детей с разным уровнем здоровья.

      Тверская область активно оснащает техническим оборудованием центры, осуществляющие трудоустройство населения, и учреждения культуры. В основном было приобретено следующее оборудование: система вызова персонала, мнемосхемы, звукоусиливающее оборудование и ряд других технических средств, помогающих людям с ограниченными возможностями почувствовать себя увереннее.

      В Санкт-Петербурге социальная поддержка инвалидов – это приоритетное направление деятельности, способствующее улучшению их социального положения и уровня качества жизни.

      В соответствии с государственной программой «Доступная среда» в северной столице постепенно обеспечивается беспрепятственный доступ к объектам социальной структуры, которые являются приоритетными для инвалидов.

      Санкт-Петербург активно развивает систему организации обучения детей с нарушениями развития, которые носят тяжелый или множественный характер (самостоятельно не передвигаются). Специальные (коррекционные) школы расположены в Адмиралтейском, Выборгском, Приморском, Петроградском и Калининском районах.

      Комитет по транспорту осуществляет внедрение подвижного состава городского транспорта, для которого характерен пониженный уровень пола, выдвижные аппарели для посадки и высадки малоподвижной группы населения. Также ведутся работы, направленные на обеспечение доступности метрополитена.

      О реализации данной программы рассказано в следующем видеоматериале:

      Источник: posobie-help.ru

      Нормы «Доступной среды». Требования, предъявляемые к пандусам, дверным проёмам, тротуарам и к предоставлению информации для обеспечения доступности

      С 2011 года и по настоящий момент в Российской Федерации действует государственная программа «Доступная среда». Целью данной программы является создание всех условий, способствующих интеграции инвалидов в общество, и повышение уровня их жизни. Ответственным исполнителем программы является министерство труда и социальной защиты РФ, при этом участие в ней принимает целый ряд министерств и ведомств, что не удивительно, ведь проблема доступности затрагивает все сферы жизнедеятельности.

      Паспорт государственной программы РФ «Доступная среда» содержит также ряд ожидаемых результатов, которые правительство стремится достичь к 2024-2025 году. Среди них:

      • Увеличение доли доступных для инвалидов объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры (до 61,8%);
      • Увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблеме инвалидности;
      • Увеличение доли субъектов РФ, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;
      • Увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного населения; и др.

      Одной из подпрограмм программы «Доступная среда» является обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов. В рамках данной подпрограммы государственные органы принимают меры по устранению барьеров, препятствующих доступу лиц с инвалидностью к зданиям, сооружениям и иным объектам инфраструктуры, а также к значимым услугам. С целью реализации рассматриваемой подпрограммы был принят ряд нормативно-правовых актов, которые более подробно регламентируют требования к объектам инфраструктуры для обеспечения доступности. Эти требования обязательны к исполнению для государственных органов, организаций, собственников зданий, сооружений и иных объектов инфраструктуры. Неисполнение ли ненадлежащее исполнение норм таких нормативно-правовых актов может повлечь административную ответственность.

      Подробнее разберёмся, какие же требования закреплены в законодательстве для обеспечения доступности:

      Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Тем же ФЗ-18Й отмечается, что планировка, разработка, застройка, реконструкция вышеуказанных объектов без приспособления доступа к ним и возможности их использования для инвалидов не допускается

      Для реализации данных положений необходимо привести многие объекты в соответствие с потребностями инвалидов.

      Пандусы

      Одним из важнейших критериев доступности вышеуказанных объектов для лиц с инвалидностью является наличие пандусов. Но для качественного выполнения своего назначения они должны соответствовать ряду требований, установленных законом.

      Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 (ред. от 10.02.2020) “О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов” закрепляет следующие требования к пандусам:

      а) наклонная часть (марш) пандуса должна иметь сплошную поверхность и длину не более 9 метров;

      б) при устройстве съезда с тротуара на проезжую часть уклон должен быть не более 1:12, около здания допускается увеличить продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 метров. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 15 миллиметров. Уклон пандуса крыльца должен быть не более 1:20. Пандус с расчетной длиной 36 метров и более или высотой более 3 метров следует заменять подъемными устройствами;

      в) промежуточные горизонтальные площадки при высоте пандуса крыльца более 0,8 метра при прямом движении:

      при отсутствии поворота или разворота должны иметь ширину не менее 1 метра, глубину до 1,4 метра;

      при устройстве разворотной площадки для кресла-коляски должны иметь бортик с открытой стороны пандуса и колесоотбойное устройство высотой 0,1 метра на съезде и промежуточных площадках;

      г) ограждения с 2 сторон пандуса должны быть непрерывными, с 2-уровневыми поручнями на высоте от 0,7 до 0,9 метра, имеющими закругленные окончания. Расстояние между поручнями должно быть от 0,9 до 1 метра, завершающие части поручня должны быть округлого сечения, горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша на 0,3 метра;

      д) поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастно отличающейся от прилегающей поверхности.

      Что касается пандусов в иных зданиях и сооружениях, не являющихся жилыми помещениями (для общественных зданий), здесь применимы требования СНиПа 59.13330.2016. Согласно данному нормативно-правовому акту, уклон пандусов должен быть не более 5%. Длина марша не должна превышать 9 м, а общая длина наклонного подъема — 36 м (3 м по высоте). Если подъём слишком высок, то необходимо делать подъемники. Поперечный уклон не должен быть больше 2%.

      П. 5.1.15 предусматривает наличие свободных зон, горизонтальных разворотных площадок, которые должны быть не менее 1,5 м.

      Требования к поручням и ограждениям те же, что установлены для жилых домов. Их размеры, длины и высоты допустимо изменять в пределах ±0,03 м.

      Поверхность пандуса должна быть не скользкой. Её необходимо выделять цветом или текстурой, контрастной по отношению к окружающей поверхности.

      Ширина дверных проёмов

      Не менее важными для обеспечения мобильности являются размеры дверных проёмов, которые должны позволять человеку, передвигающемуся в кресле-коляске, свободно входить в здание и покидать его.

      Согласно п. 6.1.1 вышеупомянутого СНиПа СП 59.13330.2016, В общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.

      В П. 6.1.5 установлено, что дверные проемы вновь проектируемых зданий и сооружений для входа маломобильных групп граждан должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м. При двухстворчатых входных дверях ширина одной створки (дверного полотна) должна быть 0,9 м. При проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений ширина входных дверных проемов принимается по месту от 0,9 до 1,2 м. Применение дверей на качающихся петлях и вращающихся дверей на путях движения маломобильных не допускается. Усилие открывания двери не должно превышать 50 Нм. Высота порогов в дверных проёмах не должна превышать 0,014 м.

      Глубина тамбура при прямом движении и одностороннем движении должна быть не менее 2,45 м при ширине 1,6 м.

      Ширина тротуаров

      Очевидно, что для полноценной мобильности лиц с инвалидностью должны быть приспособлены не только здания, но и улицы. В частности, тротуары и пешеходные дорожки должны быть устроены так, чтобы ими могли воспользоваться и маломобильные пешеходы. При этом всем участникам движения должно быть комфортно.

      Параметры тротуара устанавливает п. 4.5.1.7 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства.

      Общие требования» , согласно которому Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки или тротуара должна быть не менее 1,0 м. При этом, в соответствии с абз. 2 п. 5.4 ГОСТ 33150-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования (Переиздание)», в это расстояние не входят площадки для размещения киосков, скамеек, опор освещения и т.п.

      При этом п. 5.5 данного ГОСТа корректируют и дополняют положения ГОСТа 52766-2007. Он устанавливает следующие требования к пешеходным дорожкам, на которых могут находиться маломобильные группы населения:

      – ширина полосы для одностороннего движения должна быть не менее 1,2 м; для двухстороннего движения – не менее 2 м;

      – для разворота кресел-колясок требуется площадка размером 1,8х1,8 м;

      – для остановки инвалидов на креслах-колясках требуется участок шириной 0,9 м и длиной 1,5 м;

      – для встречного разъезда людей в кресле-коляске, а также в случае наличия пространственно-территориальных возможностей уширение пешеходной дорожки в плане следует выполнять размером не менее: для комфортных условий движения пешеходов – 3,0х1,8 м; для нормальных условий движения пешеходов – 2,0х1,7 м;

      – высота прохода должна быть не менее 2,1 м до низа конструкций и не менее 2,3 м до низа ветвей деревьев.

      Опасные для маломобильных групп населения участки пешеходных путей следует огораживать.

      Что касается спусков с тротуаров, эта тема уже затрагивалась, когда речь шла о пандусах в жилых помещениях. Стоит добавить, что согласно прим. 3 ГОСТа 33150-2014, продольные уклоны пешеходных дорожек, предназначенных для пользования лицами, передвигающимися на креслах-колясках, и физически ослабленными лицами, следует принимать не более 40‰, поперечный уклон – не более 10‰.

      Кроме того, п. 5.1.7 СНиПа сп 59.13330.2016 закрепляет, что ширина пешеходного пути на участках возле зданий и сооружений с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 2,0 м. В условиях сложившейся застройки в затесненных местах допускается в пределах прямой видимости снижать ширину пешеходного пути движения до 1,2 м. При этом следует устраивать не более чем через каждые 25 м горизонтальные площадки (карманы) размером не менее 2,01,8 м для обеспечения возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках.

      Продольный уклон путей движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, не должен превышать 5%, поперечный – 2%.

      П. 5.1.5 того же акта устанавливает требование о том, что в местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот более 0,015 м, пешеходные пути должны быть оборудованы съездами с двух сторон проезжей части или искусственными неровностями по всей ширине проезжей части. На переходе через проезжую часть должны быть установлены бордюрные съезды шириной не менее 1,5 м, которые не должны выступать на проезжую часть.

      Светофоры

      Мобильность на улице значительно ограничена не только у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но и у слабовидящих, а также слабослышащих. Не каждый может увидеть световой сигнал светофора и, соответственно, понять, в какой момент можно пересекать проезжую часть. В рамках расширения доступности, законодатель стремиться решить и эту проблему.

      П. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020) “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, содержит гарантию дублирования звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Более детально данное положение раскрывает ГОСТ Р ИСО 23600-2013 «Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров».

      Согласно пп. 3.1, 3.2 указанного нормативно-правового акта, Звуковые сигналы для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха могут обозначать следующее:

      1. наличие и расположение переключателя;
      2. расположение пешеходного перехода;
        c) время, предназначенное для движения;
        d) направление пешеходного перехода;
        e) время запрета движения.

      В свою очередь, Тактильные сигналы для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха могут обозначать время, предназначенное для перехода, и направление пешеходного перехода.

      Согласно п. 3.3, звуковые и тактильные сигналы могут управляться автоматически или приводиться в действие переключателем, либо при помощи индивидуального переносного устройства.

      Когда звуковой и тактильный сигналы включаются переключателем, их активация должна обозначаться тактильным и/или звуковым сигналами обратной связи.

      При этом важно, чтобы тактильный и звуковой сигналы обратной связи отчетливо отличались от тактильного и звукового сигналов перехода.

      П. 4.1 гласит, что Звуковые и тактильные сигналы должны быть использованы совместно, чтобы удовлетворить потребности лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха.

      Также, рассматриваемый ГОСТ устанавливает, что звуковой сигнал ориентации должен быть слышен на расстоянии минимум 1 м и максимум 5 м от источника звука, если только прилегающие здания не расположены ближе.

      Доступность информации

      В современном мире важную роль в жизни каждого играет информация. Доступ к ней для лиц с инвалидностью не менее важен, чем рассмотренные выше аспекты.

      Статья 14 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» закрепляет гарантию равного доступа лиц с инвалидностью к информации, в том числе путём её дублирования рельефно-точечным шрифтом Брайля. Гарантируется выпуск литературы и учебных пособий с использованием данного шрифта.

      Размер шрифта, а также материалы, основы и их поверхности для шрифта Брайля определяются ГОСТ Р 52131-2019.

      В Соответствии с п. 6.5.4 СНиПа 59.13330.2016, текстовая информация должна быть размещена на контрастном фоне. Размер знаков должен соответствовать расстоянию распознания. Высота размещения информации должна быть от 1,5 до 4,5 м над уровнем пола.

      Источник: barrier-free.ru

      Рейтинг
      ( Пока оценок нет )
      Загрузка ...
      EFT-Soft.ru