Оценочные материалы образовательной программы что это

Фонд оценочных средств как форма представления оценочных материалов к основным общеобразовательным программам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

В настоящей статье раскрываются управленческие подходы к формированию и использованию оценочных материалов к основным общеобразовательным программам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Небренчин А.В.

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Централизованная структура фонда оценочных средств образовательной программы
Формирование фонда оценочных средств по предмету «Иностранный язык»
О формировании фонда оценочных средств по дисциплине

Разработка и формирование фонда оценочных средств в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку (Авиационный английский язык)

Фонд оценочных средств по дисциплине как фактор повышения качества обучения
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фонд оценочных средств как форма представления оценочных материалов к основным общеобразовательным программам»

Проведенный анализ качеств рефлексивности иодростков-групиировщиков позволил заключить, что данное качество развито не достаточно и даже слабо. В свою очередь, это формирует неадекватность самооценки, оценки себя глазами других людей, а также неадекватность восприятия окружающего мира, не представляющего для подростков-группировщиков единой целостности. Взаимоотношения со сверстниками выстраиваются на основе стремления подчеркнуть свою значимость, на желании уважения к себе. Подобным образом подростки-группировщики еще более отдаляют себя от нормативного социального окружения, преграждая путь к возможной социальной реабилитации и ре-адаптации.

Оценочные материалы в ДООП как инструмент повышения качества обучения

1. Башкатов И. П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. 416 с.

2. Грязнов, А.Н. Терциарная социализация личности больных алкоголизмом и наркоманией: Дис. д-ра псих. Наук: 19.00.05 / А.Н. Грязнов. — Ярославль, 2008. — 410 с.

3. Злоказов К. В., Муслумов Р. Р. Психологические особенности вовлечения несовершеннолетних в молодежные экстремистские группировки // Педагогическое образование в России. 2014. №5. С. 81-87.

4. Коновалова И. А. Объединение несовершеннолетних в группы как основа преступного поведения// ВестникМГОУ. Серия: Юриспруденция. 2015. №2. С. 102-109.

5. Методика определения индивидуальной меры рефлексивности А. В. Карпова и В. В. Пономаревой (эл. ресурс) URL: http://www.studfiles.ru/preview/4016868/

6. Савельев А. И. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних в крупных городах Сибири: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Омск, 2006. 19

7. Салагаев А. Л. Исследования подростково-молодежных делинквентных сообществ (группировок) в России и бывшем СССР // Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии. М.: Институт социологии РАН, 2005. 346 с.

8. Тигунцева Г. Н. Реабилитация подростков-правонарушителей в пенитенциарных условиях: коммуникативное решение проблемы. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. 231 с.

9. Чернова Е. О., Грязнов А. Н. Проблема подростково-молодежных уличных криминальных группировок в теоретическом поле социальной психологии // Казанский педагогический журнал. 2016. №4 (117). С. 159-162.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ КАК ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ К ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

Небренчнн А.В., заведующий Центром аттестации работников образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, 2018

Аннотация: в настоящей статье раскрываются управленческие подходы к формированию и использованию оценочных материалов к основным общеобразовательным программам.

Ключевые слова: оценочные материалы, основная образовательная программа, положение о фонде оценочных средств.

FUND OF ASSESSMENT TOOLS AS A FORM OF SUBMITTING EVALUATION MATERIALS TO THE MAIN GENERAL EDUCATION PROGRAMS

Nebrenchin A. V., head Of the center for certification of education workers of the St. Petersburg Academy of postgraduate pedagogical education, 2018

Abstract: this article describes the management approaches to the formation and use of évaluation materials for basic General education programs.

Keywords: materials evaluation, basic educational program, the regulations of the Fund of assessment tools.

В современном образовании оценка успешности достижения планируемых результатов рассматривается как фактор развития образования и как одна из важнейших управленческих задач. Реализация образовательной программы предусматривает оценку достижений обучающихся, как предметных, так и метапредметных и личностных. Систематическое оценивание достижения планируемых результатов обучающимися позволяет сделать вывод об успешной или неуспешной реализации основной образовательной программы, так как основная цель оценивания — установление соответствия между планируемыми и реальными, достигнутыми результатами.

В соответствии с ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 28 п. 10) одной из компетенций образовательной организации является «осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения». Используемые при этом оценочные контрольно-измерительные материалы и составляют фонд оценочных средств.

Таким образом фонд оценочных средств (далее — ФОС) это — комплект методических и контрольно-измерительных материалов, нормирующих процедуры оценивания результатов обучения требованиям основной образовательной программы, рабочих программ, дисциплин, модулей.

Основными задачами разработки фонда оценочных средств являются:

• контроль и управление достижением целей образовательных программ всеми участниками образовательных отношений;

• оценка достижений обучающихся в процессе изучения учебного предмета (курса, модуля, дисциплины) с выделением как положительных, так и отрицательных результатов, с дальнейшим планированием предупреждающих или корректирующих мероприятий.

Мы определили, что ФОС является неотъемлемой частью основной образовательной программы, соответственно порядок разработки, формирования и использования ФОС определяется локальными актами образовательной организации, регламентирующими порядок реализации основной образовательной программы (далее — ООП).

К компетенции образовательной организации относится разработка и принятие локальных актов (ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. (ст. 2 п. 3). Таким образом, определение исчерпывающего перечня необходимых локальных актов определяет

образовательная организации. Однако, считаем необходимым перечислить наименования локальных актов, в содержании которых регламентируются вопросы, связанные с ФОС (таблица 1)

Примерное наименование локального акта Примерный перечень вопросов, подлежащих регламентации

Положение о порядке разработки, утверждения и внесения изменений и дополнений ООП. Порядок утверждения ФОС. Порядок обновления ФОС.

Положение о порядке проведения промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости Указание, что контрольно-измерительные материалы, используемые при всех видах аттестации, входят в состав ФОС определенной ООП. Примерный перечень оценочных средств.

Положение о рабочей программе учебного предмета Указание в графе «контроль» учебно-тематического планирования наименование КИМ в соответствии с ФОС.

Положение о ФОС Прядок разработки и требования к структуре, содержанию и оформлению, процедуру согласования, утверждения и хранения ФОС. Примерный перечень оценочных средств.

В том случае, если какого-либо из перечисленных в таблице 1 локальных актов в общеобразовательной организации нет, он подлежит разработке.

Существуют разные подходы к определению структуры ФОС, так как нормативного документа, однозначно регламентирующего требования к ФОС на федеральном уровне не существует. Учитывая, что компетенцией образовательной организации является ООП, соответственно структуру ФОС определяет образовательная организация, закрепляя это в содержании локального акта.

Как правило, ФОС к основным общеобразовательным программам представлен следующими компонентами:

1. Титульный лист (приложение 1).

Комплект оценочных средств, разработанный для соответствующего предмета, а также оценки метапредметных и личностных результатов обязательно имеется титульный лист, на котором рекомендуется разместить следующую информацию: наименование образовательной организации (в соответствии с Уставом), информация об согласовании, утверждении, принятии ФОС (как правило, все даты, грифы, совпадают с титульным листом ООП), наименование документа «Фонд оценочных средств» с указанием учебного предмета, класса, года разработки.

2. Примерный перечень оценочных средств.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примерный перечень оценочных средств определяется образовательной организацией. Как правило, в данном документе размещается информация о наименовании оценочного средства, краткой характеристики оценочного средства, форме представления оценочного средства в ФОС. Примерный образец документа приведен в приложении №2.

3. Реестр фонда оценочных средств.

Реестр ФОС позволяет наглядно увидеть количеств проверочных работ по определенному предмету (модулю, курсу, дисциплине) на определенном этапе его освоения. Реестр содержит информацию об наименовании оценочного средства, его разработчике (которым может быть педагог, педагогический коллектив, либо указание на литературный источник, например, «Тесты по . предмету», который имеется в библиотеке образовательной организации), о рассмотрении и согласовании оценочного средства и дате принятия. Примерный вариант данного документа приведен в приложении № 3, и разработан для нескольких уровней общего образования.

Читайте также:
Auto care что за программа

4. Комплект оценочных средств, разработанный по соответствующему предмету в соответствии с примерным перечнем.

В данном разделе ФОС содержатся непосредственно оценочные средства, используемые при реализации ООП. Комплект оценочных средств по каждому предмету или курсу соответствует разделу рабочей программы и включает тестовые задания и другие оценочные средства по каждому разделу. Каждое оценочное средство по теме обеспечивает проверку усвоения конкретных элементов учебного материала. Каждое оценочное средство должно содержать информацию о критериях (шкалах) оценки, виде и форме и методе контроля, требованиях к проведению оценочной процедуры. При формировании комплекта КОС обеспечивается его соответствие:

— федеральному государственному образовательному стандарту или федеральному компоненту

государственного образовательного стандарта;

— рабочей программе по учебному предмету;

— образовательным технологиям, используемым в преподавании учебного предмета.

Использование материалов, входящих в комплект контрольно-оценочных средств,

фиксируется в рабочей программе педагога в разделе «Контроль». Комплект оценочных средств включает в себя материалы для проведения стартовой (входной), текущей, промежуточной аттестации.

5. Комплект измерительных материалов для оценивания уровня успешности формирования метапредметных и личностных результатов на определённых этапах обучения.

Информация о процедурах оценки успешности формирования метапредметных и личностных результатов обучения и воспитания содержится в соответствующем разделе ООП. В данном разделе рекомендуется разместить комплект оценочных средств для реализации данного вида контроля.

6. План — график проведения контрольно-оценочных мероприятий.

План — график проведения контрольно-оценочных мероприятий разрабатывается с учетом учебного плана, календарного учебного графика образовательной организации а также рабочей программой предмета (дисциплины, курса, модуля) и содержит информацию о дате проведения оценочной процедуры и наименовании используемого оценочного средства.

Сколько фондов оценочных средств должно быть в образовательной организации?

Образовательная организация разрабатывает ФОС к каждой реализуемой основной образовательной программе.

С чего начать формирование фонда оценочных средств?

Процедура разработки ФОС может быть представлена следующими этапами:

1. Предварительный этап (этап проектирования).

На данном этапе руководителем образовательной организации оформляется распорядительный акт о рабочей группе работников, занимающихся разработкой ФОС. Так как ФОС является неотъемлемой частью ООП, информация о рабочей группе разработчиков ФОС может быть включена в распоряжение о рабочей группе по проектированию ООП.

На данном этапе рабочая группа определяет перечень учебных предметов (модулей, курсов, дисциплин) для реализации которых необходимы оценочные средства, определяет примерный перечень оценочных средств, а также формы, методы и виды контроля. Соотносит информацию с планируемыми результатами освоения ООП.

2. Основной этап (этап формирования).

Фонды оценочных средств составляются или разрабатываются по каждому предмету учебного плана, где предусмотрено проведение контрольных и проверочных работ, формируются комплекты контрольно-оценочных средств. На этом этапе определяются критерии оценивания результатов выполнения контрольных заданий.

Важной процедурой разработки ФОС является проведение внутренней (или при желании и возможности — внешней) экспертизы материалов ФОС. Результаты экспертизы рекомендуется оформлять актом. При проведении экспертизы, члены экспертной комиссии определяют:

• соответствие оценочных материалов требованиям ФГОС, учебному предмету, учебному плану ООП, рабочей программе;

• диагностичность целей контроля;

• валидность оценочных средств;

• соответствие оценочных материалов целям контроля;

• связь критериев с планируемыми результатами;

• использование форм контроля адекватных возрасту обучающихся;

• системную организацию оценочных материалов (базовый, повышенный, высокий уровни достижения планируемых результатов).

Являясь составной частью ООП, фонд оценочных средств хранится вместе с основной образовательной программой.

НАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

(либо иной орган, в компетенцию которого входит утверждение ООП в соответствии с Уставом ОО) Протокол № от «_»_201_г.

Источник: cyberleninka.ru

Оценочные и методические материалы (как приложение к ООП).

Оценочные и методические материалы приведены как приложение к основным образовательным программам только в 5 школах: МКОУ Кузнецовская СОШ и МКОУ Наратаевская СОШ, Братский район; МБОУ «Приморская СОШ», Осинский район; МБОУ «Мальтинская СОШ», Усольский район.

Сегодня наличие оценочных и методических материалов является обязательной частью ООП.

Уровни образования Начальное общее образования Основное общее образование Среднее общее образование
Организационный раздел Учебный план План внеурочной деятельности Календарный учебный график Системa условий реализации Учебный план Календарный учебный график План внеурочной деятельности; Система условий реализации Оценочные и методические материалы и другое Примерный Учебный план Примерный План внеурочной деятельности; Система условий реализации Оценочные и методические материалы и другое

При проведении анализа основных образовательных программ общеобразовательных организаций выявлены проблемные зоны. Одной

из таких зон явилась система оценки планируемых результатов освоения основных образовательных программ.

Сложность проектирования системы оценки обусловлена, во-первых, тем, что раздел должны сопровождать оценочные материалы, а также локальные нормативные акты, обеспечивающие функционирование внутренней системы оценки качества образования и осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Во-вторых, система оценки должна коррелировать практически со всеми разделами основной образовательной программы общеобразовательной организации – планируемыми результатами, рабочими программами по учебным предметам, программой развития универсальных учебных действий, программой воспитания и социализации, учебным планом и календарным учебным графиком. В-третьих, система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы является частью внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации.

В целом, анализ материалов входной диагностики показал:

— анализ фактического материала, мониторинговые исследования проводятся по разрозненным линиям, зачастую непоследовательны и не дают единого представления о состоянии и развитии образовательной системы школы;

— анализ функционирования внутренней системы оценки качества образования (присутствующий в самообследовании 5 ОО), не ориентирован на факторный анализ в целях изучения и измерения влияния факторов на исследуемые показатели качества и не дает возможности принятия обоснованных и своевременных управленческих решений по достижению соответствующего качества образования;

— не сформирована целостная система мониторинга и статистики, не определены или только находятся в стадии определения единые подходы к её формированию, проводимые мониторинговые исследования разрознены, не всегда последовательны, не имеют методологического обоснования и, как следствие, мало надежны;

— отсутствует работающая система показателей и индикаторов;

— собираемая информация зачастую избыточна, используется только ее небольшая часть;

— оценка качества общего образования ориентируется преимущественно на показатели, характеризующие региональную систему образования в целом, а не на уровне отдельного образовательного учреждения;

— зачастую анализируются данные образовательной статистики без проведения факторного анализа, хотя в этом есть острая необходимость.

Основной вывод:

Во всех школах отсутствуют Программы, направленные на повышение качества образования

Рекомендации:

1. Процесс анализа и интерпретации результатов каждой процедуры оценки качества образования должен стать управляемым, осуществляться по единому алгоритму, что и обеспечит его результативность.

2. Процесс совершенствования в общеобразовательных организациях внутренней системы оценки качества образования должен способствовать информационному сопровождению процесса принятия управленческих решений, направленных на достижение нормативных требований к качеству образования;

3. Проектирование Программ, направленных на повышение качества образования в ОО, должно стать приоритетной задачей общеобразовательной организации.

4.Организация деятельности (самоанализ) школы по углубленной диагностике проблем

Шаги изменений

1. Анализ школьной документации и сбор информации по основным показателям качества школьных процессов

2. Самооценка школы

4. Карта приоритетов

5. Таблица соотношения целей и задач

6. План совместных действий

7. Детализированный план реализации по каждому из приоритетов

На основе проведенной самооценки необходимо провести процедуру SWOT- анализа для определения специфических проблем и потенциальных точек роста для разработки программы улучшения результатов обучения.

SWOT – это аббревиатура слов:

Strengts – сильные стороны,

Weaknesses – слабые стороны,

Opportunities – благоприятные возможности,

Сильные и слабые стороны – это характеристики организации. Возможности и угрозы – характеристики внешней среды.

Качество SWOT — анализа напрямую зависит от объективности и использования разносторонней информации.

Нельзя поручать его проведение одному человеку, потому что информация будет искажена его субъективным восприятием. Необходимо избегать пространных и двусмысленных формулировок. Чем конкретнее формулировка, тем понятнее будет влияние этого фактора на школу сейчас и в будущем, тем большую практическую ценность будут иметь результаты SWOT-анализа.

В результате самоанализа должна быть заполнена таблица по типу:

Внутренняя среда школы Внешняя среда
Сильные стороны Слабые стороны Благоприятные возможности Угрозы

По результатам SWOT – анализа педагогическому коллективу рекомендуется:

1.Сильные стороны соотнести с возможностями. Это позволит понять, как, используя имеющиеся преимущества, по максимуму использовать все предоставленные шансы.

2. Далее преимущества школы надо сопоставить с угрозами – это поможет понять, как минимизировать неблагоприятное влияние внешних обстоятельств с учетом имеющихся ресурсов.

3. Следующим шагом сводят недостатки образовательной организации, его слабые стороны и возможности. Это подскажет, что именно надо усилить, как наилучшим образом использовать предоставленные возможности для компенсации или уничтожения слабостей.

Читайте также:
King kong что это за программа

4. На последнем шаге соотносят слабости и угрозы. Это дает понимание, как можно снизить уровень угроз, убрав имеющиеся недостатки.

5. В итоге необходимо сформулировать основные проблемы в порядке их влияния на уровень достигаемых результатов обучения.

Положив в основу результаты SWOT-анализа, педагогическому коллективу рекомендуется разработать общую карту возможных приоритетов, которые составят фундамент будущей программы, и проранжировать их на предмет обязательности, срочности, желательности и связей с другими приоритетами.

Для создания программы целесообразно выбрать от 2-х до 4-х основных приоритетов, индивидуальных для каждой школы. Эти приоритеты школа будет реализовывать в течение трёх ближайших лет.

Эта программа призвана запускать и сопровождать такие механизмы, которые обеспечивают результативность вне зависимости от материально-технической оснащенности школы, контингента обучающихся, их этнической принадлежности, доходов семей и т.д.

Каждый из отобранных приоритетов необходимо проанализировать в соответствии с алгоритмом:

На следующем шаге заполняется План совместных действий школы, муниципального органа управления образования и регионального оператора (распоряжение министерства образования Иркутской области от 27 января 2020 № 69- мр «О реализации мероприятий в рамках государственной программы «Развитие образования» в Иркутской области в 2020 г.)

Это позволяет понять:

— что школа может сделать сама,

— что школе могут предоставить на муниципальном уровне,

— что школе могут предоставить на уровне региона.

Наличие в ОО анализируемых материалов

Отчет о самообследовании за 2018 г. программы по повышению качества образования ОО положение о ВСОКО анализ результатов ГИА за 2019 год анализ результатов ВПР за 2019 год анкетирование по профессиональным затруднениям оценочные и методические материалы Выводы, замечания, предложения
оценка качества образовательных результатов оценка качества образовательной деятельности оценка качества условий
МБОУ СОШ №19, г.Братск + + + + Анализ результатов ГИА представлен в самообследовании за 2018 г.
МБОУ Шарагайская СОШ ,Балаганский район + + Информация о ВСОКО предоставлена только в самообследовании
МКОУ Кузнецовская СОШ, Братский район + + + + Анализ результатов ГИА представлен в самообследовании за 2018 г.
МКОУ Наратаевская СОШ, Братский район + + + +
МБОУ г.Иркутска ЦО №10 (Октябрьский округ + +
МОУ СОШ №2, г.Свирск + + + + +
МБОУ СОШ №6, г.Усолье-Сибирское + + + + + +
МКОУ «Школа-интернат №5 г.Нижнеудинск» + + + + +
МБОУ «Приморская СОШ», Осинский район + + +
МКОУ Бузыкановская СОШ, Тайшетский район + + + + + + Анализ результатов ГИА, ВПР представлен в самообследовании за 2018 г
МБОУ «Мальтинская СОШ», Усольский район + + + + + + + Анализ результатов ГИА, ВПР представлен в самообследовании за 2018 г
МОУ «Железнодорожная СОШ №2», Усть-Илимский район + + + + Анализ результатов ГИА, ВПР представлен в самообследовании за 2018 г
МОУ СОШ с.Подымахино Усть-Кутского МО + + + + + + + Анализ результатов ГИА, ВПР представлен в самообследовании за 2018 г
МОБУ СОШ №1 р.п. Чунский, Чунский район + + + + + Анализ результатов ГИА представлен в самообследовании за 2018 г
МКОУ СОШ с.Верхний Булай, Черемховский район + + + + Анализ результатов ГИА представлен в самообследовании за 2018 г

[1] «Методика оценки уровня квалификации педагогических работников», под редакцией В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой

Источник: poisk-ru.ru

Оценочные материалы образовательной программы что это

Важнейшей проблемой взаимодействия работодателя и образовательной организации на сегодняшний день является формирование компетенций, которые позволяют выпускнику вуза сравнительно быстро включиться в работу трудового коллектива. Вопросам формирования компетенций обучающихся в высшей школе профессиональное сообщество уделяет заметное внимание.

Формирование компетенций является немаловажным условием решения задач по реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Общие принципы перехода на компетентностно ориентированные программы достаточно изучены и отражены в научных работах. Однако в рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в связи с отсутствием единого подхода к разработке оценочных материалов на первый план выдвигаются вопросы, связанные с методическими процедурами, которые требуют разработки специальных алгоритмов в соответствии с поставленными задачами и логически обусловленной последовательностью решения учебных задач. В целях решения данных вопросов был проведен локальный эксперимент, который дал возможность на практике выявить проблемные точки и апробировать методику формирования оценочных материалов именно с позиций компетентностного подхода. Проведенный эксперимент позволил в определенной степени соотнести теоретические подходы с практикой решения конкретных проблем обучения обучающихся в высшей школе.

оценочные материалы
фонды оценочных средств
компетенция
Компетентностная модель
образовательная программа
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования

1. Кулешова М.В., Полетайкин А.Н. Методика разработки индикаторов достижения профессиональных компетенций и построения дескрипторной модели компетенций: сборник материалов LX межвузовской научно-методической конференции. 2019. С. 112-118.

2. Калинина Е.Э. Компетентностная модель выпускника педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28517 (дата обращения: 11.03.2021).

3. Захожая Т.М. Разработка фонда оценочных средств на основе компетентностной модели выпускника // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сборник статей III Международ. науч.-практ. конф. В 2 ч. 2018. С. 182-187.

4. Вачкова С.Н. Подготовка специалистов по оценке и мониторингу образовательных результатов в системе общего образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. 2018. № 1(43). С. 20-29.

5. Методические рекомендации по формированию фондов оценочных средств. Томск: ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», 2012. 62 с.

6. Боровая С.Л. Компетентностный подход в создании фонда оценочных средств по дисциплине «финансовый анализ» // Приоритетные направления развития науки и образования. 2018. С. 107-117.

7. Полянина О.И. Методика разработки оценочных средств (на материале дисциплины «Методика преподавания психологии» // Педагогика и психология образования. 2019. С. 113-126.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм, утвержденный приказом Минобрнауки России от 08 июня 2017 г. № 516. [Электронный ресурс]. URL: http:// fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/93 (дата обращения: 11.03.2021).

В первом семестре 2019/2020 учебного года на историко-географическом факультете Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова (далее – Университет) был проведен эксперимент, целью которого стала апробация методики по созданию материалов для критериального оценивания образовательных достижений обучающихся. Эксперимент проводился в соответствии с переходом на актуализированные стандарты поколения ФГОС ВО 3++, которые, в отличие от предыдущих, требуют установления в реализуемых программах индикаторов достижения компетенций, причем последние должны быть измеряемы с помощью средств (дескрипторов), доступных в образовательном процессе. Дескрипторы выступают как начальные критерии оценивания, описывающие уровень проявления индикаторов достижения компетенций (низкий, средний, высокий), что дает основания для определения степени сформированности компетенции обучающегося [1].

В настоящей статье применяются следующие термины и понятия:

– знание – полученная определенным способом, упорядоченная некоторым образом и закрепленная в памяти информация, которая с различной степенью достоверности и объективности отражает в сознании человека те или иные свойства существующей действительности;

– умение – усвоенное и осознанно выполняемое субъектом действие, обеспечиваемое совокупностью приобретенных знаний и практического опыта;

– владение (навык) – действие, которое в результате длительного повторения доводится до автоматизма и не нуждается в поэлементной сознательной регуляции и контроле;

– компетентностная модель выпускника вуза – структурно-концептуальная схема совокупности компетенций, отражающая идеальный образ (эталон) молодого специалиста, выпускника;

– методика – совокупность объединенных в систему приемов, методов обучения чему-либо, методов целесообразного проведения некоей работы, процесса или же практического выполнения чего-либо;

– методический подход – совокупность принципов, определяющих стратегию обучения и разрешения конкретных противоречий, возникающих в процессе обучения.

Целью исследования является отработка системного и деятельностного методических подходов по составлению оценочных материалов для определения уровня сформированности компетенций как основных принципов реализации образовательных программ. Системность подразумевает рассмотрение учебного процесса как целостной системы и четкую структурированность всей методической работы вуза по составлению оценочных материалов с распределением функций, соблюдением определенной этапности работы и организации взаимодействия между учебно-методическим управлением, факультетами, кафедрами, преподавателями. Под деятельностным методическим подходом понимаются возможность подготовки оценочных материалов в контексте преподавания конкретной учебной дисциплины, работа по апробации оценочных материалов при постоянной рефлексии и обратной связи с обучающимися.

Научная новизна работы заключается в обобщении опыта по практической подготовке оценочных материалов в контексте реализации актуализированных стандартов. Предложен принцип декомпозиции дескрипторов как основы подготовки оценочных материалов, рассматривается вопрос разграничения зон методической ответственности управленческих структур вуза и преподавателей.

Читайте также:
Для чего нужна программа dolby digital

Впервые в педагогической практике работы преподавательского состава вуза предлагается использовать комплекс критериев для разделения индикаторов на дескрипторы: исторический принцип этапного развития событий, социальных явлений; структурный подход в организации объектов; алгоритмизация, плановость деятельности; объективная закономерность развития процессов, природных явлений. Практическая значимость настоящей статьи заключается в описании методики подготовки компетентностно ориентированных оценочных материалов как совокупности последовательно осуществляемых этапов реализации требований образовательных программ и стандартов. Именно методическая подготовленность преподавателей в условиях перехода к системе критериального оценивания представляется авторами статьи одним из наиболее актуальных аспектов реализации новых стандартов и образовательных программ.

Материал и методы исследования

При проведении исследования использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы по вопросам разработки оценочных материалов в соответствии с переходом на компетентностную модель, ориентированную на практико-ориентированное обучение в системе высшего образования; эксперимент по разработке механизма составления оценочных материалов для проверки сформированности компетенций у обучающихся в соответствии с требованиями профстандартов; наблюдение; обобщение.

Далее обратимся к обзору работ, применяемых в исследовании.

Актуальность перехода на практико- и компетентностно ориентированные программы общеизвестна и не требует специальной аргументации. Выпускник высшего образовательного учреждения должен максимально быстро адаптироваться к потребностям производства.

Поэтому вполне справедлива мысль о повышении роли и значимости доли практико-ориентированного подхода в подготовке специалиста [2]. Ориентиром целенаправленного образовательного процесса является компетентностная модель выпускника вуза, «… которая должна стать основой для проектирования образовательного процесса, позволяющего реализовать образ будущего специалиста в системе вузовского образования» [3]. Очевидно, что практическое внедрение актуализированных программ, принципиально отличающихся от всех предыдущих, требует и дополнительного обучения педагогического корпуса. Ряд авторов выдвигают идею подготовки специалистов по оценке и мониторингу образовательных результатов для общеобразовательных учреждений, что является актуальным и в системе высшего образования [4].

Рассматривая методологические основы формирования оценочных материалов, авторы Национального исследовательского Томского политехнического университета еще восемь лет назад отмечали, что фонд оценочных средств как система оценивания состоит из трех частей:

1) структурированного перечня объектов оценивания (кодификатора/структурной матрицы формирования и оценивания результатов обучения основной образовательной программы, дисциплины);

2) базы учебных заданий;

3) методического оснащения оценочных процедур [5].

Известны и попытки сформулировать требования к новым оценочным материалам, такие как: отказ от жестких нормативов в разработке оценочных материалов; обеспечение объективности оценок; перенос акцента в контрольно-оценочной деятельности преподавателя с измерительной функции на управленческую, с постоянной и непрерывной обратной связью; активизация позиции обучающегося; приближающий к условиям профессиональной деятельности характер оценочных материалов; валидность результатов контроля; доступность содержания фондов оценочных средств для обучающихся; минимальная трудоемкость для составителя и возможность актуализации с учетом новых условий [6]. Однако необходимо не только структурировать фонд оценочных материалов, но и отработать эффективную методику их подготовки и применения. Этому вопросу в научно-педагогическом сообществе уделяется достаточно большое внимание. Так, например, последовательно описываются этапы разработки оценочных материалов, включающие: детализацию оценочного средства; определение вида задания и параметров оценивания; разработку спецификации [7]. Однако ознакомление с имеющимся опытом работы коллективов других вузов не заменяет и не умаляет значения собственного опыта.

Результаты исследования и их обсуждение

Экспериментальная группа проводила работу с пониманием того, что только на практике можно создать жизнеспособную методику и отработать связи между этапами ее реализации. Общее методическое руководство экспериментом осуществлялось Центром мониторинга компетенций Учебно-методического управления Университета. Систематизация работы реализовывалась с применением технологических (методических) таблиц. Таблицы содержали контрольные материалы и отражали последовательность действий преподавателя по применению оценочных материалов в реализации учебной программы.

Эксперимент проводился поэтапно. На первом этапе осуществлялись подготовительные мероприятия. Для этого в конце предшествующего 2018/2019 учебного года была разработана концепция системы развития и мониторинга компетенций обучающихся, которая была рассмотрена на заседании Учебно-методического совета Университета с участием заместителей деканов факультетов по учебной работе.

Было выбрано поле эксперимента, а именно образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата). Для проведения эксперимента были определены дисциплины: «Основы туризма», «История», «Информатика», «Философия». На данном этапе была сформулирована компетентностная модель выпускника как совокупность результатов обучения.

Предварительное изучение учебного плана показало, что компетенции между преподаваемыми дисциплинами распределяются неравномерно, что ведет к дисбалансу в фактической загруженности преподавателей работой по подготовке дидактических материалов и оценочных средств. Данная проблема была решена благодаря использованию матрицы компетенций и ограничению их количества в диапазоне от 1 до 3 компетенций на дисциплину. Количество индикаторов для каждой компетенций также ограничивалось 3 единицами. При этом учитывалось, что при допустимом распределении индикаторов между разными дисциплинами они в совокупности должны составлять полный объем компетенции и реализовываться в пределах одного семестра.

Второй этап был связан с выбором оценочных материалов. На данном этапе преподаватель выбирал те или иные адекватные решаемым учебным задачам виды оценочных материалов и соотносил их с разделами изучаемой дисциплины. Разумеется, что элементы технологической таблицы, приведенной ниже, могли меняться и уточняться на последующих этапах эксперимента в связи с пересмотром преподавателем собственного выбора того или иного оценочного материала (табл.). Не вдаваясь в подробности, отметим, что в данном примере для проверки «знаниевого» компонента преподаватель выбрал тест, а для оценки умений и навыков – ситуационные задания различной степени сложности.

Выбор и распределение оценочных материалов (фондов оценочных средств) в рамках учебной дисциплины при оценке дескрипторов на примере дисциплины «История»

Источник: science-education.ru

Оценочные материалы образовательной программы что это

Сообщество тех, кто повышает качество преподавания, интересуется психологией, применяет ИКТ и зарабатывает

  1. Пояснительная записка
  2. Описание педагогического мониторинга

Приложение 1. «Карта педагогического мониторинга» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Обучение игре на гитаре»

Приложение 2. «Аналитическая карта по итогам промежуточного контроля» (по результатам промежуточного, итогового контроля)

Данные методические рекомендации разработаны в соответствие с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Профессиональным стандартом педагога дополнительного образования, утвержденного Приказом Минтруда России от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 № 52016);
  • Уставом Учреждения;
  • Положение м о формах, периодичности и порядке контроля успеваемости учащихся по освоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга.

В рамках методических рекомендаций будет рассмотрен вопрос касающейся проведения педагогического мониторинга: формах, периодичности и порядке контроля успеваемости учащихся по освоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Данные методические рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования .

Цель методических рекомендаций: оказание методической помощи педагогам дополнительного образования при подготовке и проведению контроля успеваемости учащихся по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Обучение игре на гитаре» (далее — ДООП).

Задачи методических рекомендаций:

  • познакомить с формами, периодичностью и порядком контроля успеваемости учащихся по освоению ДООП;
  • рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий

применительно к педагогическому мониторингу;

  • помочь педагогам дополнительного образования при подготовке и проведению педагогического мониторинга.

Планируемый результат от использования методических рекомендаций:

  • овладение опытом проведения педагогического мониторинга по предложенным методикам;
  • повышение качества результатов педагогического мониторинга;
  • повышение самооценки педагогов, их профессиональный рост и развитие.

C введением Профессионального стандарта, актуальным становится решение задачи повышения уровня компетентности педагогов при реализации обобщенной трудовой функции: преподавание по дополнительным общеобразовательным программам общеразвивающим программам (ДООП).

Полный текст материала Методические рекомендации «Оценочные материалы, формы, периодичность» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Источник: pedsovet.su

Оценочные материалы программы дополнительного образования «Школа юного тележурналиста»

Тележурналистика – курс, который направлен на раскрытие творческих способностей учащихся. Освоение данной образовательной программы помогает привить школьникам интерес к профессии журналиста, телекорреспондента и оператора. В предложенном материале представлен фрагмент образовательной программы в части использования оценочных методик для определения образовательных результатов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Оценочные материалы программы дополнительного образования «Школа юного тележурналиста»»

Оценочные материалы программы дополнительного образования детей «Школа юного тележурналиста»

Кузютин И.Б., педагог дополнительного образования

МАУДО «ДДюТ» г.Владимира

Входная диагностика:

Источник: kopilkaurokov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru