Журнал «Современная Наука»
Совершенствование подходов к системе оценки эффективности государственных программ Российской Федерации
Рыкова Инна Николаевна (доктор экономических наук, руководитель центра отраслевой экономики, ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» Министерства финансов Российской Федерации, академик РАЕН)
Фокина Татьяна Владимировна (младший научный сотрудник Центра бюджетной политики Научно-исследовательского финансового института Минфина России; Аспирантка кафедры Государственных финансов НИУ ВШЭ )
В статье проводится сравнительный анализ методических подходов к оценке эффективности государственных программ, а также выделены общие и частные характеристики показателей, индикаторов измерения результативности в рамках сформированных в России государственных программ, разработаны предложения по совершенствованию подходов к оценке. Проведено сравнение подходов к оценке эффективности государственных программ; дана характеристика используемых показателей (индикаторов) государственных программ (на примере государственных программ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и «Развитие науки и технологий»); и изложены рекомендации по совершенствованию существующей системы оценки эффективности государственных программ.
Леонид Меламед о повышении эффективности государственных расходов
Ключевые слова:программное бюджетирование; государственная программа; эффективность; показатели (индикаторы) государственных программ; оценка эффективности государственных программ
Источник: www.nauteh-journal.ru
Оценка эффективности государственных программ: ключевые индикаторы и показатели
Цитировать:
Беланова Н.Н. Оценка эффективности государственных программ: ключевые индикаторы и показатели // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 3. – С. 487-502. – doi: 10.18334/epp.10.3.100712.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42754488
Цитирований: 11 по состоянию на 05.09.2022
Аннотация:
Ключевым инструментом использования средств государственного бюджета является программно-целевое финансирование, предполагающее формирование финансов в разрезе государственных программ. В статье исследуется существующая методика оценки эффективности государственных программ, критически анализируются основные индикаторы и ключевые показатели с позиции их соответствия целям и задачам государственной программы. Автором выявляются основные проблемы практики применения государственных программ и обосновывается необходимость увязки государственного программирования с критериями экономической и социальной эффективности, что будет способствовать реализации эффективной бюджетной политики, направленной на поступательное развитие общества
Ключевые слова: государственные программы, оценка эффективности, методика оценки эффективности
JEL-классификация: E61, E65, E69
9 лекция курса «Оценка эффективности муниципального управления»
Похожие статьи:
Подробнее об авторе:
Беланова Наталия Николаевна
Россия, Самара
доцент кафедры экономики, организации и стратегии развития предприятия, кандидат экономических наук, доцент
Самарский государственный экономический университет
ORCID: 0000-0003-0904-3624
SPIN (elibrary.ru): 4049-4836
Источник: 1economic.ru
Оценка эффективности государственных программ что это
ВОЕННОЕ ПРАВО
Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.
АРМИЯ РОССИИ
СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих
Оценка эффективности реализации государственных программ
Статья посвящена оценке эффективности реализации государственных программ на современном этапе. Рассмотрено, что главная задача получения данных об эффективности реализации программ в системе программноцелевого управления расходами бюджета состоит в получении информации о расходовании бюджетных средств на предмет законности, целесообразности, целевого характера и эффективности расходов.
Ключевые слова: федеральный бюджет, государственная программа, финансирование, целевые показатели, эффективность
Одной из целей деятельности органов власти является определение приоритетов развития государства, учитывая все факторы, воздействующие на общество. В 2015 году федеральный бюджет сформирован на основе программно-целевого подхода, при этом на финансирование государственных программ, которые, в свою очередь, включают федеральные целевые программы, приходится 57,8 % от расходов федерального бюджета. Государственные программы Российской Федерации (госпрограммы) – совокупность мероприятий и инструментов государственной политики, взаимосвязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности [2].
Государственной программой является документ, который определяет цель, задачи, результаты основные направления и инструменты государственной политики, направленные на достижение целей и реализацию приоритетов, установленных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации [3]. Госпрограмма включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы.
Подпрограммы формируются для решения конкретных задач в рамках госпрограммы. Деление государственной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности, решаемых в рамках госпрограммы задач. Подпрограммы госпрограммы содержат, в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти. При этом следует отметить, что каждое мероприятие имеет конкретный срок исполнения и ответственных исполнителей.
Бюджет Российской Федерации и бюджеты большинства субъектов Федерации начиная с 2014 года формируются на основе государственных программ, но говорить о «программной» философии в бюджетный преждевременно. Для реального программного необходима реализация двух условий: принятие государственных программ и наличие действенного инструмента оценки эффективности их реализации. Указанные задачи полностью согласуются с посылами «Основные направления политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в совершенствовании методологии государственных программ – требований к используемым целевым индикаторам государственных программ и эффективности государственных программ [4]. При условии, что целевые показатели качественно запланированы, текущий внешний и внутренний контроль за расходами федерального бюджета на реализацию целевых программ является эффективным, то значения целевых показателей должны стремиться к плановым.
На практике имеет место и недовыполнение значений показателей, и их перевыполнение, что указывает на занижение прогнозной оценки целевых индикаторов и показателей и на необходимость их корректировки вместе с показателями финансового обеспечения, поскольку иначе результатом становится неэффективное использование бюджетных средств. Непроработанность вопроса санкций за недостижение целевых индикаторов целевых программ является одним из недостатков нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства в области программного бюджета.
Согласно данным Счетной палаты Российской Федерации, в 2014 году всего по 46 федеральным целевым программам из 817 целевых индикаторов и показателей, предусмотренных к выполнению, в полном объеме достигнут 581 целевой индикатор и показатель (71,1 %), 170 – достигнуты не в полном объеме (20,8 %), 50 – не выполнены полностью (6,1 %), по 16 индикаторам (1,9 %) сведения об уровне выполнения не представлены [6]. Так, В. М. Родионова и В. И. Шлейников описывают суть эффективности государственного контроля как соотношение трансакционных издержек на проведение государственного финансового контроля и суммой выявленных и доказанных финансовых потерь государства в виде чрезмерных трансакционных издержек при осуществлении перераспределительных отношений. Снижение издержек контроля, как они считают, – главная задача институтов государственного финансового контроля [7, c. 234–235].
Изучение показателей затрат позволяет устанавливать соразмерность произведенных издержек и результатов контроля. В ряде случаев сопоставление затрат и достигнутых результатов показывает, что контроль проводился наспех или, наоборот, было затрачено много времени, привлечено значительное число людей, а результаты оказались ничтожными. Определение же эффективности государственного финансового контроля за расходами федерального бюджета на реализацию целевых программ только с точки зрения экономии издержек считаем неправильным. Если учесть, что одной из основных задач государственного финансового контроля программного бюджета является предупреждение финансовых нарушений, то при идеальной организации контроля нарушений всегда должно быть значительно меньше.
Например, в утвержденных на 2014 год 40 государственных программах Российской Федерации общий объем ресурсного обеспечения на их реализацию за счет всех источников финансирования (открытая часть) составляет более 24,0 трлн рублей, в том числе около 30 % общего объема ресурсного обеспечения за счет средств федерального бюджета, около 30 % – консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, менее 10 % – государственных и территориальных внебюджетных фондов, около 30 % – юридических лиц [5, c. 393].
То есть средства региональных бюджетов и юридических лиц составляют значительную долю в финансовом обеспечении государственных программ Российской Федерации и полнота их получения влияет на конечные результаты реализации программ в большей степени, чем средств федерального бюджета. Поэтому полагаем, что следует обеспечить наличие в самих государственных программах разделов об участии регионов в их финансовом обеспечении, а также планируемых объемах финансирования из внебюджетных источников. Реализация принципа ответственности в отношении заказчиков и исполнителей целевых программ в настоящее время затруднена, так как до сих пор не урегулированы многие вопросы, касающиеся применения к нарушителям финансовых санкций и мер дисциплинарного воздействия.
Одной из важнейших проблем механизма привлечения к ответственности субъектов программно-целевого планирования в условиях реализации принципов бюджетирования, ориентированного на результат, является отсутствие санкций, что снижает эффективность финансового контроля. Полагаем, что ежегодная оценка эффективности контроля за расходами федерального бюджета на реализацию целевых программ должна проводиться, во-первых, самими органами, а, во-вторых, Федеральным Собранием Российской Федерации. На основе указанных показателей возможно проводить анализ ключевых моментов, повлиявших на эффективность контроля, делать выводы о качестве управления государственными финансами, также взаимодействовать с правоохранительными органами.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Постановление Правительства Российской Федерации: принят Правительством Российской Федерации 2 августа 2010 г. «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» Проф. версия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.12.2015).
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. «Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» Проф. версия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.12.2015).
4. «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» Проф. версия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.12.2015).
5. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федер. закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Счетной палаты Российской Федерации. – Режим доступа: http://audit.gov.ru/activities/audit-of-the-federalbudget/9109/ (дата обращения: 27.12.2015).
Другие новости и статьи
Запись создана: Вторник, 25 Сентябрь 2018 в 16:55 и находится в рубриках Новости.
Источник: www.oboznik.ru
Проблемы оценки эффективности государственных программ
Еще одна острая для большинства регионов тема связана с осуществлением оценки эффективности реализации региональных государственных программ. Ключевой проблемой в данной области является методологическое несовершенство механизма оценки эффективности. Методики, используемые при проведении оценки, зачастую слабо проработаны и строятся на неоднозначных математических алгоритмах, искажающих результаты реализации госпрограмм в лучшую сторону. Кроме того, значительная часть существующих региональных методик оценивает эффективность государственных программ исключительно в привязке к бюджетному финансированию, что не позволяет учесть эффективность реализации мероприятий, не предполагающих расходования средств региональных бюджетов.
Помимо методологических недостатков имеет место намеренное завышение результатов оценки эффективности государственных программ. Так, контрольно-счетными органами ряда субъектов РФ была выявлена практика необоснованной корректировки плановых значений показателей госпрограмм в течение финансового года в соответствии с достигнутыми результатами реализации, в то время как объемы ресурсного обеспечения оставались неизменными. Оценка эффективности реализации таких государственных программ проводилась на основании уже уточненных индикаторов, что искажало ее результаты в лучшую для ответственных исполнителей сторону. Кроме того, исходя из содержания отчетов региональных счетных палат, распространенным явлением при оценке эффективности является использование ничем не подтвержденных фактических значений показателей, что также ставит под вопрос объективность производимой оценки.
Проблема некачественной оценки эффективности могла бы быть решена федеральным центром путем унификации методологической базы и правил проведения такой оценки для всех субъектов РФ. Вместе с тем, учитывая различия в существующих подходах к разработке и реализации госпрограмм, адаптированных под потребности конкретного региона, загонять субъекты в жесткие рамки представляется неверным. При отказе от разработки единой методики оценки эффективности особую значимость приобретает полноценная экспертиза госпрограмм, как на этапе формирования, так и на этапах корректировки и реализации.
Описанные выше проблемы, отмечаемые экспертным сообществом, контрольно-счетными органами и федеральным центром, имеют отношение в большей степени к разработке и оценке эффективности государственных программ субъектов РФ, в то время как сами регионы указывают на другие сложности, связанные в основном с реализацией госпрограмм.
Источник: bujet.ru