Отраслевые государственные программы что это
Разделение программ на группы, виды, классы в соответствии с разными классификационными признаками рассматривалось и предлагалось целым рядом исследователей программно-целевого управления. Несмотря на это общепринятая классификация целевых программ так и не создана, что обусловлено в первую очередь крайним разнообразием видов программ и множеством характеризующих их признаков.
Рассмотрим разделение государственных программ на классификационные группы в соответствии с их целевой ориентацией, характером и природой проблем, которые будут решаться в процессе реализации программы. По виду целей, достижению которых призвана служить программа, можно выделить следующие виды программ:
1) социальные (социально ориентированные) программы направлены на решение проблем социальной природы, повышение степени удовлетворения материальных и духовных потребностей, рост уровня и совершенствования образа жизни, изменение характера и облегчение условий труда, претворении принципа социальной справедливости, уменьшение различий и сближение уровней жизни разных групп и слоев населения, улучшение распределительных отношений, социальное обеспечение. К социально ориентированным относятся государственные программы, непосредственно связанные с развитием культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, обеспечением потребностей в жилье, коммунальных услугах, коммуникациях, повышением доходов людей и семей, улучшением демографической ситуации, решением проблем переселения, миграции, защитой социально уязвимых слоев населения.
Н.А. Бегчин: «Новации в части разработки и реализации государственных программ»
2) научно-технические, инновационные программы нацелены на развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, продвижение в области научно-технического и технико-технологического прогресса, освоение достижений науки и техники, их применение в экономике с целью повышения эффективности производства, качества продукции, товаров, услуг, повышения их конкурентоспособности. К этому классу относятся программы, направленные на решение важнейших научно-технических проблем, освоение и широкомасштабное внедрение принципиально новых видов техники и технологии, комплексное осуществление крупных научно-технических проектов отраслевого и межотраслевого характера с охватом всего цикла «наука — техника — производство — применение».
3) инвестиционные программы и крупные инвестиционные проекты программного характера связаны с долговременным, стратегическим вложением капитала с целью обеспечения устойчивого развития, роста экономического потенциал, укрепления положения страны, ее регионов на внутренних и мировых рынках, создание предпосылок существования будущих поколений людей, повышения эффективности функционирования экономики. Программы этого класса охватывают освоение новых территорий, зон источников природных ресурсов, создание, строительство крупных производственных объектов, модернизацию, обновление основных средств производства, развитие производственной инфраструктуры.
Платформенные решения: инструмент преодоления отраслевых разрывов данных. НСУД
4) экологические программы ориентированы на бережное использование природных богатств, охрану и предотвращение недопустимого загрязнении земли, водного и воздушного бассейна, Мирового океана, всемерное сохранение естественных природных условий существования людей.
5) программы безопасности направлены на обеспечение и повышения уровня следующих видов безопасности:
— оборонная (военная) безопасность, обеспечивающая подавление угрозы нападения и захвата территорий страны, нанесения военных ударов, совершения террористических актов;
— экономическая и финансовая безопасность, предусматривающая предотвращение экономических и финансовых кризисов, дефолта, обеспечение устойчивого функционирования экономики, сбалансированность бюджетов всех уровней, подавление угрозы превышения предельно допустимых значений внутреннего и внешнего долга, последовательную ликвидацию угроз криминализации и коррумпированности экономики;
— предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создающих угрозу нормальному существованию людей и функционированию экономики, состоянию окружающей среды.
Подобное разделение содержит значительные элементы условности, связанные с пересечением, совмещением различных видов программ. В большинстве случаев программы имеют смешанный характер.
Используется разделение программ по признаку способа действий, применяемых путей, обеспечивающих снятие, подавление, ослабление назревшей проблемы. Во главу угла при подобной классификации программ ставится объект действий, на преобразование которого направлены программные усилия.
По признаку способа действий могут быть выделены следующие виды программ:
1) производственные, решающие задачи подъема, расширения, увеличения производства определенных видов продукции, товаров, услуг;
2) ресурсные, направленные на развитие ресурсного потенциала, эффективное использование и экономию затрат трудовых, материальных, финансовых, информационных ресурсов, вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов, освоение нетрадиционных ресурсных источников, комплексное, многоцелевое использование ресурсов;
3) отраслевые, ставящие своей задачей подъем, коренное развитие определенных отраслей и под отраслей экономики, отраслевых производств;
4) территориальные (региональные), ориентированные на осуществление обширного комплекса действий, мер, обеспечивающих социально-экономическое развитие региона с учетом его истории, национального состава населения, природных условий, сложившейся ситуации, возникших проблем;
5) маркетинговые, призванные поддерживать и интенсифицировать продвижение производимых товаров и услуг на рынки сбыта, способствовать приобретению и потреблению товаров, активизировать спрос на товары и услуги, осваивать новые сегменты рынка;
6) организационно-управленческие, направленные на преобразование и качественное совершенствование управления экономическими объектами, процессами, отношениями, модернизацию хозяйственного механизма, перестройку организационных структур;
7) внешнеэкономические, представляющие программы развития внешней торговли, сотрудничества и углубления мировых интеграционных процессов, осуществления совместных проектов.
По срокам реализации можно выделить:
— долгосрочные (продолжительность 10-20 лет);
— среднесрочные (продолжительность 5-10 лет);;
— краткосрочные (продолжительность 3-5 лет).
Стоит отметить, что в определение сроков реализации государственных программ имеют значение такие документы, как прогнозы, стратегии, концепции и программы отраслевого развития, инвестиционные программы с государственным участием.
Обладает выраженной целесообразностью и предметностью классификация целевых программ по признаку уровня их принадлежности или сферы, охватываемой действием программы. Группирование программ по уровням масштабности и значимости позволяет выстроить их иерархию. Четкая классификация программ по этому признаку в научной литературе и в изданных, принятых методических руководствах отсутствует, но в определенной мере разделение программ по уровню их значимости и зоны действия практически имеет место. Так принято выделять следующие типы программ:
— федерального уровня (федеральные программы) или общегосударственные программы, направленные на решение народнохозяйственных проблем развития всей экономики страны и социальной сферы или ее крупнейших регионов и распространяющие свое действие на все или многие сферы общественного производства, отрасли, регионы страны;
— уровня субъектов Российской Федерации (региональные программы), призванные решать проблемы экономического и социального развития регионального уровня, охватывающие своим действием в основном экономику субъекта Российской Федерации;
— отраслевого уровня, направленные на решение проблем определенной отрасли экономики и содержащие мероприятия преимущественно отраслевого характера;
— развития крупных городов, территориально-административных образований (муниципальные программы);
— развития отдельных организаций: корпораций, акционерных компаний, государственных унитарных предприятий, финансово-промышленных групп.
Наряду с выделением программ разного уровня представляется полезным классифицировать их также по признаку масштабности. На роли критерия масштабности способны претендовать несколько показателей, включая суммарный или среднегодовой объем в денежном выражении намечаемой к выпуску продукции, общий объем затрат на осуществление программы, потребность программы в инвестициях и другое. Пока получил распространение показатель общего объема финансирования программы по годам программного периода и его доля, выделяемая из федерального бюджета. Эти показатели оцениваются на начальных этапах разработки программы или устанавливаются до разработки в виде исходного условия, ограничения.
На основании анализа опыта осуществления ряда программ предлагается ввести следующие градации программ по уровню масштабности:
— сверх крупномасштабные программы, требующие полного объема финансовых вложений более 150 млрд. руб. и среднего объема более 15 млрд. руб.;
— крупномасштабные программы с общим объемом потребных финансовых ресурсов от 30 млрд. до 150 млрд. руб. и среднегодовым объемом от 3 млрд. до 15 млрд. руб.;
— среднемасштабные программы, требующие суммарного объема вложений от 3 млрд. до 30 млрд. рублей и среднегодового объема от 300 млн. до 3 млрд. рублей;
— низкомасштабные программы, требующие общего объема финансовых вложений от 300 млн. до 3 млрд. руб. и среднегодового объема от 50 млн. до 500 млн. руб.;
— маломасштабные программы с потребным объемом вложений до 300 млн. рублей.
По источнику финансирования государственных программ можно выделить программы финансируемые:
— из средств федерального бюджета;
— из средств бюджета субъекта Российской Федерации;
— из средств бюджетов муниципальных образований;
— из средств внебюджетных фондов (в том числе, Фонда социального страхования Российской Федерации;
— из средств государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций.
Источник: studbooks.net
Минэкономразвития предложило реформировать систему управления госпрограммами
МОСКВА, 29 января. /ТАСС/. Минэкономразвития предложило реформировать систему управления госпрограммами для их увязки с национальными целями развития, а также закрепить за вице-премьерами кураторство над госпрограммами, следует из материалов к проекту постановления «О системе управления государственными программами РФ» (есть в распоряжении ТАСС).
«По поручению председателя правительства госпрограммы предлагается переориентировать на достижение национальных целей развития, установленных указом президента в июле 2020 года. Для каждой цели госпрограммы и ее структурных элементов будут сформированы показатели, отражающие конечные общественно-значимые социально-экономические эффекты от реализации госпрограммы. В госпрограммы будут включены показатели Единого плана по достижению национальных целей развития РФ», — говорится в материалах к проекту постановления.
В пояснительной записке отмечается, что система управления госпрограммами предусматривает назначение куратора госпрограммы из числа заместителей председателя правительства. Кроме того, предлагается сформировать управляющие советы, которые будут состоять из вице-премьеров в соответствии со сферами ведения, представителей ответственного исполнителя госпрограммы, руководителей федеральных органов исполнительной власти. Закрепление за вице-премьерами кураторства над госпрограммами позволит максимально оперативно принимать управленческие решения в сфере разработки, финансового обеспечения и реализации госпрограмм, считают авторы проекта.
Как пояснили в Минэкономразвития, при формировании нового подхода управления госпрограммами учтены замечания Счетной палаты и Государственной Думы. В частности, предлагается сократить количество показателей на уровне госпрограммы (введение типологизации показателей), а также выделить показатели непосредственных результатов и социально-экономического эффекта. Также предполагается повысить качество показателей — ввести критерии для формирования их методик и определения линеек показателей.
«Предложенный нами подход предусматривает, что в госпрограммах будут четко определены показатели установленных президентом национальных целей и единого плана по их достижению. Изменения нацелены на повышение оперативности и качества принимаемых решений при реализации государственной политики и в первую очередь достижения национальных целей», — отметила замминистра экономического развития РФ Полина Крючкова. По ее словам, в госпрограммах будут более четко зафиксированы общественно значимые результаты от их реализации, что повысит открытость государственной политики.
Отраслевые и комплексные госпрограммы
Проектом предлагается разделить госпрограммы на отраслевые и комплексные. Комплексные программы будут содержать информацию обо всех мероприятиях на отдельных приоритетных территориях или в отдельных межотраслевых сферах. Кроме того, в комплексных программах будет содержаться полная информация о всех расходах федерального бюджета, направляемых на развитие соответствующей сферы. При этом с 2024 года такие программы будут иметь исключительно аналитический характер, указывается в пояснительной записке.
Кроме того, госпрограммы планируется разрабатывать на принципах проектного управления. В структуре госпрограмм выделяется проектная часть, содержащая федеральные и ведомственные проекты, а также процессная часть с комплексами мероприятий. «В целом, работа по изменению системы государственных программ будет способствовать повышению эффективности их реализации, в том числе посредством создания механизмов управления ими (управляющие советы)», — отмечается в материалах к проекту постановления. При этом оценка эффективности в рамках внедрения новой системы госпрограмм будет дорабатываться.
Источник: tass.ru
Программы отраслевые
(секторальные) — программы, разрабатываемые министерствами и ведомствами и утверждаемые Правительством страны, направленные на решение стратегических и наиболее важных задач отдельных отраслей (секторов) экономики.
Найдено научных статей по теме — 9
Особенности отраслевых программ развития промышленности
Кулиш Е.В., Телюк В.А.
На основі аналізу концептуальних положень розвитку машинобудування, чорної та кольорової металургії, викладених у державних програмах їх розвитку і реформування, надано оцінку комплексності запропонованих заходів з позиції досягне
Опыт реализации отраслевых программ во Франции 1960-1970-х годов
Татевосян Георг Мартинович, Магомедов Руслан Шарапутдинович
Предмет. В настоящей статье приводится обзор программ промышленного развития, которые были реализованы в высокотехнологичных и традиционных отраслях экономики Франции в 1960-1970-х годах.
Оценка приоритетности отраслевых программ в социально-культурной сфере муниципалитета
Пенюгалова А.В., Новикова И.И.
В статье рассматривается проблема определения оптимального объема и структуры расходов социально-культурной сферы муниципального бюджета с позиций обоснованности управленческих решений при выборе программных мероприятий.
Методология формирования региональных отраслевых программ в области сельского хозяйства
Чекмарев Олег Петрович
В статье дан обзор проблемных областей в существующих методиках формирования отраслевых программ социально-экономического развития в сельском хозяйстве.
Роль региональной криминологии в процессе разработки и внедрения отраслевых программ профилактики
Нурпеисова В.А.
В статье рассматриваются вопросы создания системы профилактики правонарушений в регионе, анализируются основные направления профилактической деятельности, а так же рассмотрены организационно-структурные и технологические аспекты р
Институциональные основы оценки эффективности государственных, отраслевых и региональных программ в
Вечкинзова Елена Анатольевна
Исследуется нормативная база проведения оценки эффективности программ, разрабатываемых и реализуемых в Республике Казахстан.
Программа и учебно-методические материалы по курсу «Теория отраслевых рынков» (уровень бакалавриата)
Розанова Н. М.
Цель данной программы заключается в том, чтобы показать, каким образом действуют фирмы в современной экономике, их методы и способы принятия решений, последствия таких решений для экономики в целом и для отдельных рынков.
Источник: determiner.ru
Госпрограммы, как инструмент формирования отраслевой политики и финансового обеспечения отраслевого кластерообразования в России
В работе рассматривается механизм отраслевой кластеризации экономики России, сформулированный в Государственных программах Российской Федерации, финансовое обеспечение реализации обозначенных государственных программ.
Ключевые слова
ОТРАСЛЕВАЯ ПОЛИТИКА, ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РФ, КЛАСТЕРООБРАЗОВАНИЕ, БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Текст научной работы
Кластерный подход сегодня находит всё более широкое распространение в документах, носящих системообразующий характер («Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», ФЗ «О промышленной политике»), а также документах программирования экономического развития.
Стратегические ориентиры отраслевого развития формулируются отраслевых стратегиях, а конкретные государственные программы (в т.ч. с увязкой бюджетного обеспечения) выступают инструментами реализации стратегических проектов развития. Так, во многом курс отраслевого кластерного развития формируется в Государственных программах Российской Федерации (рисунок 1).
Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [1], направленная на интеграцию усилий государства в сфере развития промышленности, создание системных долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности российских промышленных предприятий на внутреннем и мировом рынке.
Программа развития промышленности ориентирована на решение следующих задач:
- опережающее создание инновационной инфраструктуры;
- снятие регуляторных барьеров и формирование условий для коммерциализации инноваций;
- стимулирование привлечения внебюджетных инвестиций;
- акцентирование государственной поддержки на стимулировании спроса;
- обновление технологической базы соответствующих отраслей промышленности;
- стимулирование научных исследований и разработок;
- стимулирование экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимостью;
- координация программ технологического развития отраслей промышленности.
Согласно государственной программе Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013 — 2025 годы» [2], основной мерой по повышению уровня производительности труда, созданию новых рабочих мест, модернизации производства, является изменение производственной модели авиационных предприятий — совершенствование организации производства и выведение второстепенных бизнес-процессов на аутсорсинг, в том числе в рамках кластеров. В программе дается перечень участников программы — крупнейших предприятий авиастроения в РФ, развитие которых является важнейшим фактором развития отрасли авиастроения. Это, прежде всего, ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (объединяет крупнейшие авиастроительные предприятия России — «Сухой», «Антонов», «Туполев» «МиГ» и др.), ОАО «Концерн Радиоэлектронные технологии» (производство бортового радиоэлектронного оборудования для военной и гражданской авиации), ФГУП «ЦАГИ имени профессора Н.Е.Жуковского» (крупнейший авиационный научно-исследовательский институт) и др. Именно данные предприятия могут стать центрами отраслевой кластеризации и способствовать формированию эффективной территориальной структуры промышленности, интеграции науки и производства, созданию конкурентных высокотехнологичных кластеров.
Тем или иным образом вопросы кластеризации затрагиваются в формировании следующих задач:
- развитие кадрового потенциала в авиастроении;
- продвижение продукции отечественных авиационных предприятий на внутренних и внешних рынках, локализация современных производств ведущих иностранных компаний отрасли и импортозамещение.
Крайне важно, что наличие территориальная близости научно-исследовательских и научно-образовательных организаций с предприятиями промышленности в рамках кластеров обеспечит между ними тесные связи и будет способствовать ускоренному развитию отраслевой науки.
Основы отраслевой кластерной политики в области радиоэлектроники содержатся в Государственной программе Российской Федерации «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» [3]. Наравне с другими приоритетными направлениями реализации, в программе выделены направления проведения эффективной кластерной стратегии отрасли и создание ряда базовых радиоэлектронных кластеров (рисунок 2).
В программе предусмотрена реализация комплекса мероприятий по развитию общеотраслевой инфраструктуры, которая является частью политики по развитию отраслевых кластеров, а также стимулирование инноваций и коммерциализация результатов НИОКР и проектных работ.
Также Программа предусматривает:
- развитие кластеров радиоэлектронной промышленности в рамках государственной политики развития инновационных кластеров;
- планирование специфичной для отрасли кластерной инфраструктуры;
- планирование специфичного научного и кадрового обеспечения;
- принятие политики отраслевой кластеризации;
- разработку программ развития кластеров;
- поддержку реализации кластерных программ.
В Программе дается, но не раскрывается понятие кластерной стратегии отрасли. В теории стратегия — набор правил для принятия решений, которыми необходимо руководствоваться в управленческой деятельности для достижения определенных результатов. Отраслевая кластерная стратегия должна формулировать базисные принципы и направления, на основе которых должно строиться развитие радиоэлектроники. Ключевой проблемой, на решение которой направлена реализация данной программы, является создание современной инфраструктуры, формирование комплексов высокотехнологичных предприятий радиоэлектронной отрасли промышленности, способной создавать конкурентоспособную электронную компонентную базу и радиоэлектронную продукцию на ее основе.
Данная проблема носит системный характер, и от ее решения зависит эффективное обеспечение технологической, технической и информационной безопасности страны, укрепление ее обороноспособности, экономический рост и повышение конкурентоспособности радиоэлектроники, и, в конечном итоге, рост благосостояния граждан.
Основными задачами реализации программы являются:
- обеспечение отечественных радиоэлектронных средств и систем российской электронной компонентной базой необходимого уровня;
- техническое перевооружение организаций радиоэлектронной отрасли на основе прогрессивных технологий;
- создание научно-технического задела по перспективным направлениям разработки и внедрения электронных компонентов, унифицированных узлов и блоков РЭА;
- опережающее развитие, создание кластерных систем для проектирования и изготовления сложных электронных компонентов, аппаратуры.
Государственной программой «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 — 2020 годы [4] обозначается важность технологических платформ — инструментов, направленных на активизацию разработки и внедрения высоких технологий, осуществление их коммерциализации, привлечение ресурсов для проведения НИОКР на основе участия государственно-частного партнерства. В рамках медико-фармацевтической отрасли в настоящее время идет формирование 7 медико-фармацевтических инновационных территориальных кластеров (Московская область — 2, Калужская область — 1, Санкт-Петербург — 1, Томская область — 1, Новосибирская область — 1, Алтайский край — 1).
В ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» [5] сформулированы основные цели, задачи и направления развития медицинской и фармацевтической отраслей промышленности, которые объективно занимают особое место в экономической системе любого страны, что обусловливается социальной значимостью производимой продукции, наукоемкостью производства и высокой степенью государственного регулирования.
В целях реализации Программы предполагается структурирование фармацевтической и медицинской промышленности, в том числе на основе использования технологических отраслевых кластеров с механизмом научно-производственной кооперации промышленных предприятий, научно-образовательных и научных организаций [5]. Предполагается создать два центра разработки инновационных лекарственных средств и пять центров разработки высокотехнологичных медицинских изделий, включающих научно-исследовательскую базу, образовательную базу, центры трансфера технологий т.д. На базе центров должны быть сформированы инновационные кластеры. Ключевая роль в их развитии отводится органам государственной власти субъектов РФ, которые на условиях государственно-частного партнерства должны обеспечить создание инфраструктуры, а также эффективно выстроить взаимоотношения предприятий фармацевтической и медицинской промышленности. В связи с этим регионами должны быть определены меры поддержки (льготы, системы консультаций и услуг для резидентов создаваемых кластеров).
В государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №316) [6] формируется концепция межотраслевой кластерной политики в сфере инноваций.
Для создания благоприятной инвестиционной среды предусмотрено развитие особых экономических зон, обеспечивающих привлечение инвестиций, гармонизацию территориального экономического развития и повышение доходности бюджетов всех уровней. Опосредованная поддержка развития предпринимательства предусматривает, прежде всего, создание инфраструктурных объектов — технопарков, бизнес-инкубаторов, центров кластерного развития. Реализация указанных мероприятий осуществляется за счет средств соответствующих региональных и местных бюджетов, а также при поддержке из федерального бюджета. Важное место в программе уделено инновационным территориальным кластерам, как элементу повышения конкурентоспособности промышленности.
Говоря об отраслевой политике кластерообразования, необходимо рассмотреть финансовое обеспечение реализации обозначенных государственных программ (таблица 1).
Государственное финансирование, млн. руб.
Источник: novainfo.ru