VBA относится к языкам объектно-ориентированного программирования (ООП). Поэтому для создания программ на языке Visual Basic for Applications необходимо знать общие концепции ООП. Суть парадигмы ООП можно сформулировать в нескольких словах: не программы управляют данными, а данные управляют программами. Разумеется, не беспорядочные данные, а данные, связанные друг с другом и описывающие какой-то реальный или воображаемый объект, на базе которого реализована модель того или иного явления природы.
Объектно-ориентрованное программирование (ООП) можно определить как технологию программирования, в которой программа представляется в виде совокупности объектов, обладающих сходными свойствами и набором действий, которые можно с ними производить.
Принято выделять три основных механизма, лежащих в основе ООП:
И хотя VBA поддерживает только часть перечисленных базовых принципов построения ООП, он является полноценным объектно-ориентированным языком программирования. Рассмотрим основные понятия ООП.
Почему и когда вам следует ПРЕКРАТИТЬ использование IDE (Интегрированной Среды Разработки)
В объектно-ориентированной модели программист оперирует объектами.
Объектом в ООП называется абстрактный тип данных, состоящий из данных (обычно хорошо структурированных) и различных функций, управляющих этими данными.
При этом объект – это нечто неделимое, сущность, которая сохраняет свои свойства, только оставаясь единым целым. Например, разрозненные данные о каком-либо товаре (вес, размер, цену и т. д.) можно хранить вместе, скажем, в структуре с именем Specification. Это – первый шаг на пути структуризации данных.
Технология ООП идет дальше – вместе с данными, описывающими какое-то явление, хранится и программный код, описывающий его поведение. Все вместе и называется объектом, а сам принцип объединения в единое целое данных и программного кода, описывающего поведенческие свойства объекта, известен под термином инкапсуляция. Все визуальные объекты, таки как рабочий лист (Worksheet), документ (Document), диапазон (Range), диаграмма (Chart), форма (UserForm) являются объектами. В VBA имеется более 100 встроенных объектов.
Коллекцией (семейством) называется упорядоченный набор однотипных объектов. Коллекция тоже является объектом (объект Collection). Например, объект Workbooks (рабочие книги) содержит все открытые объекты Workbook (рабочая книга). Каждый элемент коллекции нумеруется и может быть идентифицирован либо по номеру, либо по имени. Например, Worksheets(1) обозначает первый рабочий лист активной книги, а Worksheets(«Лист1») – рабочий лист с именем Лист1.
С объектом неразрывно связано понятие класса. Класс (class) задает свойства и поведение объектов класса. Каждый объект является экземпляром какого-либо класса. Причем между объектом и классом существуют отношения, аналогичные соотношениям между переменной и ее типом. Например, каждый рабочий лист MS Excel является объектом класса Worksheet.
Таким образом, класс – это логическая конструкция, а объект – это его физическое воплощение.
10. Редакторы кода и IDE [Универсальный программист]
Класс содержит данные и функции, которые обрабатывают данные. Данные называются свойствами класса, а функции – методами класса.
Свойство представляет собой атрибут объекта, определяющий его характеристики (размер, цвет, положение на экране и др.) и состояние объекта (доступность, видимость и др.).
Чтобы изменить характеристики объекта, надо изменить значение его свойств.
Синтаксис установки значения свойства:
Объект.Свойство = Значение свойства
В следующем примере изменяется заголовок окна Excel посредством задания свойства Caption объекту Application:
Свойство можно изменить сразу у всех объектов семейства. В приведенном ниже примере с помощью установки свойству Visible (видимость) значения False (ложь) все рабочие листы активной книги (семейство объектов Worksheets) скрываются:
Worksheets. Visible = False
Метод представляет собой действие, выполняемое над объектом.
Синтаксис применения метода:
В данном примере при помощи метода Quit (закрыть) закрывается приложение (объект Application):
Метод можно применять ко всем объектам семейства. В данном примере к семейству ChartObject (диаграммы) рабочего листа Лист1 применен метод Delete (удалить), который приводит к удалению всех диаграмм с рабочего листа Лист1:
Событие представляет собой действие, распознаваемое объектом (например, щелчок мышью или нажатие клавиши), для которого можно запрограммировать отклик.
События возникают при работе с объектами в результате действий пользователя или программы, а также они могут быть вызваны системой. При появлении события система посылает объекту сообщение, которое может быть обработано процедурой (методом), создаваемой при разработке класса. Этот специальный вид процедур (методов), генерирующих отклик на события, называется обработчиками событий или процедурами обработки события.
В рамки объектно-ориентированного подхода удачно вписывается концепция визуального программирования. Все визуальные составляющие, такие как формы, элементы управления, меню и панели инструментов являются объектами со своими свойствами и методами. Эти объекты реагируют на определенные события. Например, форма – это объект класса UserForm. На форме мы также можем размещать другие объекты, называемые элементами управления: поля, списки, переключатели, кнопки и т. п.
При визуальном подходе к разработке форм не требуется программного задания (хотя это и возможно) их основных свойств (например, ширина или высота, цвет фона и т. п.). Эти свойства мы можем задать при помощи мыши (например, ширину и высоту формы путем операции «перетаскивания» маркеров) или установить их в окне свойств (название формы, цвет фона формы и т. д.). Таким образом, визуальное программирование делает проектирование интерфейса программы более наглядным и быстрым. При этом сохраняется возможность управлять всеми объектами и программно.
Visual Basic for Application – это система программирования, которая используется как единое средство программирования во всех приложениях Microsoft Office. Всякая система программирования включает в себя, по меньшей мере, три составные части:
1. Язык (или языки) программирования, т.е. набор правил, определяющих синтаксис (правила записи) и семантику (правила выполнения) программ.
2. Среду программирования (разработки), т.е. набор инструментов для написания программ, редактирования, отладки и т.п.
3. Библиотеку (или библиотеки) стандартных программ, т.е. набор готовых программ (процедур, функций, объектов и т.д.), которые можно использовать как готовые элементы при построении новых программ.
Среда разработки VBA называется интегрированной средой разработки или IDE (Integrated Development Environment). VBA IDE – это набор инструментов разработки программного обеспечения, таких как редактор Visual Basic (Visual Basic Ediror, VBE), средства отладки, средства управления проектом и т. д. VBE – это окно, содержащее меню, другие окна и элементы, которые применяются при создании проектов VBA. Все приложения, поддерживающие VBA, работают с одним IDE. Таким образом, при переходе в другое основное приложение не требуется много времени, чтобы научиться применять в нем VBA.
Для перехода из окна основного приложения в редактор VBE достаточно нажать комбинацию клавиш Alt+F11 или выполнить команду «Сервис» – «Макрос» – «Редактор Visual Basic» («Tools» – «Macro» – «Visual Basic Editor»).
Интерфейс VBE составляют различные окна, панели инструментов и меню. Основными (открывающимися по умолчанию) являются три окна: окно проекта, окно свойств и окно редактирования кода. Назначение этих и некоторых других компонентов VBE приведено в таб. 2.2.1. Вызвать на экран тот или иной компонент можно с помощью меню «View» («Вид»). Вид окна редактора Visual Basic представлен на рис.
2.2.1.
Таблица 2.2.1. Назначение компонентов VBE
Наименование окна | Команда View (Вид) | Описание |
Project (Проект) | Project Explorer (Окно проекта) | Предназначено для отображения всех открытых проектов, а также их составляющих: модулей, форм и ссылок на другие проекты |
Toolbox (Панель элементов) | Toolbox (Панель элементов) | Содержит элементы управления для конструирования форм |
UserForm | Object (Объект) | Используется для создания форм путем размещения на них элементов управления |
Code (Программа) | Code (Программа) | Предназначено для просмотра, написания и редактирования программы на языке VBA. Поскольку среда разработки является многооконной, то для каждого модуля проекта можно открыть отдельное окно |
Properties (Свойства) | Properties (Окно свойств) | Отображает свойства выделенных объектов. В этом окне можно задавать новые значения свойств формы и элементов управления |
Object Browser (Просмотр объектов) | Object Browser (Просмотр объектов) | Отображает классы, свойства, методы, события и константы различных библиотек объектов. Используется для быстрого получения информации об объектах |
Immediate (Проверка) | Immediate (Окно отладки) | Предназначено для быстрого выполнения вводимых в него инструкций. В данном окне также выводятся результаты выполнения вводимых инструкций |
Locals (Локальные переменные) | Locals (Окно локальных переменных) | Автоматически показывает все переменные данной процедуры |
Watches (Контрольные значения) | Watches (Окно контрольных значений) | Применяется при отладке программ для просмотра значений выражений |
Рисунок 2.2.1. Окно редактора Visual Basic
Окно Project (Окно проекта)
Окно Project (Проект) предназначено для быстрого получения информации о различных составляющих проекта. Такими составляющими являются Forms (Формы), Modules (Модули) и References (Ссылки).
С помощью окна проекта можно добавить или удалить какой-либо объект из проекта. Модули добавляются в проект командой «Insert» – «Module» («Вставить» – «Модуль»). Формы создаются командой «Insert» – «UserForm» («Вставить» – «UserForm»), а модули класса командой «Insert» – «Class Module» («Вставить» – «Модуль класса»).
Окно проекта можно использовать также для быстрой навигации по формам проекта и программному коду. Для этого необходимо выбрать в контекстном меню соответственно команды «View Object» («Объект») или «View Code» («Программа»).
Рисунок 2.2.2. Окно проекта
Окно Properties (Окно свойств)
Список свойств выделенного объекта выводится в окне Properties (Свойства). Для того чтобы выделить объект, необходимо с помощью окна проекта выбрать форму и перейти в режим конструктора, используя команду «View Object». Свойства объекта можно упорядочить в алфавитном порядке (Alphabetic (По алфавиту)) или по категориям (Categorized (По категориям)), выбрав соответствующую вкладку. Предусмотрена также возможность получения быстрой справки по какому-либо свойству объекта. Для этого достаточно установить курсор на нужное свойство и нажать клавишу F1.
Object Browser (Окно просмотра объектов)
Окно Object Browser (Просмотр объектов) предназначено для просмотра объектов, доступных при создании программы. Хотя на самом деле в этом окне мы просматриваем не объекты, а структуру соответствующего класса объектов (объектам, классам и другим понятиям объектно-ориентированного программирования посвящена следующая тема). Окно просмотра объектов может использоваться для поиска метода или свойства объекта.
Чтобы найти какое-либо свойство или метод, необходимо выполнить следующую последовательность действий:
1. Откройте в редакторе Visual Basic нужный модуль.
2. Нажмите на панели инструментов кнопку «Object Browser» («Просмотр объектов»).
3. Используя раскрывающийся список «Project» – «Library» («Проект» – «Библиотека»), расположенный в верхнем левом углу окна просмотра объектов, выберите нужную библиотеку.
4. Отметьте нужный объект в списке «Classes» («Классы»).
5. Используя список «Members Of» («Компонент»), выберите подходящий метод или свойство.
Для получения сведений о выбранном классе, методе, событии или свойстве нажмите кнопку «Help» («Справка») в окне Object Browser (Просмотр объектов).
Окно Code (Окно редактирования кода)
Окно Code (Программа) представляет собой текстовый редактор, предназначенный для написания и редактирования кода процедур приложения. Это окно появляется на экране, например, при создании нового модуля. Код внутри модуля организован в виде отдельных разделов для каждого объекта, программируемого в модуле.
Переключение между разделами выполняется путем выбора значений из списка «Object» («Объект»), который находится в левом верхнем углу окна. Каждый раздел может содержать несколько процедур, которые можно выбрать из списка «Procedure» («Процедура») в правом верхнем углу (на рис. 2.2.5 этот список раскрыт).
В окне редактирования доступны два режима представления кода: просмотр отдельной процедуры и всего модуля. Переключение режимов работы окна осуществляется выбором одной из двух кнопок в нижнем левом углу окна редактирования кода (см. рис. 2.2.5).
Интеллектуальные возможности редактора кода:
1. При написании кода пользователю предлагается список компонентов, логически завершающих вводимую пользователем инструкцию.
2. На экране автоматически отображаются сведения о процедурах, функциях, свойствах и методах после набора их имени.
3. Автоматически проверяется синтаксис набранной строки кода сразу после нажатия клавиши Enter. В результате проверки выполняется выделение определенных фрагментов текста:
· красным цветом – синтаксические ошибки;
· синим цветом – зарезервированные ключевые слова;
· зеленым цветом – комментарии.
4. Если курсор расположить на ключевом слове VBA, имени процедуры, функции, свойства или метода и нажать клавишу F1, то на экране появится окно со справочной информацией об этой функции.
Источник: studopedia.su
Интегрированные среды разработки программ
Интегрированная среда разработки, ИСР (англ. IDE, Integrated Development Environment или Integrated Debugging Environment) — система программных средств, используемая программистами для разработки программного обеспечения (ПО).
Обычно среда разработки включает в себя:
- текстовый редактор;
- компилятор и / или интерпретатор;
- средства автоматизации сборки;
- отладчик.
Иногда содержит также средства для интеграции с системами управления версиями и разнообразные инструменты для упрощения конструирования графического интерфейса пользователя. Многие современные среды разработки также включают браузер классов, инспектор объектов и диаграмму иерархии классов — для использования при объектно-ориентированной разработке ПО. Хотя и существуют ИСР, предназначенные для нескольких языков программирования — такие, как Eclipse, NetBeans, Embarcadero RAD Studio, Qt Creator или Microsoft Visual Studio, но обычно ИСР предназначается для одного определённого языка программирования — как, например, Visual Basic, PureBasic, Delphi, Dev-C++.
Частный случай ИСР, их эволюционное развитие — среды визуальной разработки, которые включают в себя возможность визуального редактирования интерфейса программы.
Интегрированные среды разработки были созданы для того, чтобы максимизировать производительность программиста благодаря тесно связанным компонентам с простыми пользовательскими интерфейсами. Это позволит разработчику делать меньше действий для переключения различных режимов, в отличие от дискретных программ разработки. Однако, так как IDE является сложным программным комплексом, то лишь после долгого процесса обучения среда разработки сможет качественно ускорить процесс разработки ПО.
Обычно IDE ориентирована на определенный язык программирования, предоставляя набор функций, который наиболее близко соответствует парадигмам этого языка программирования. Однако, есть некоторые IDE с поддержкой нескольких языков, такие как Eclipse, ActiveState Komodo, последние версии NetBeans, Microsoft Visual Studio, WinDev и Xcode.
IDE обычно представляет из себя единственную программу, в которой проводилась вся разработка. Она обычно содержит много функций для создания, изменения, компилирования, развертывания и отладки программного обеспечения.
Цель среды разработки заключается в том, чтобы абстрагировать конфигурацию, необходимую, чтобы объединить утилиты командной строки в одном модуле, который позволит уменьшить время, чтобы изучить язык, и повысить производительность разработчика. Также считается, что трудная интеграция задач разработки может далее повысить производительность. Например, IDE позволяет проанализировать код и тем самым обеспечить мгновенную обратную связь и уведомить о синтаксических ошибках. В то время как большинство современных IDE являются графическими, они использовались еще до того, как появились системы управления окнами (которые реализованы в Microsoft Windows или X11 для *nix-систем) . Они были основаны на тексте, используя функциональные клавиши или горячие клавиши, чтобы выполнить различные задачи (например, Turbo Pascal). Использование IDE для разработки программного обеспечения является прямой противоположностью способа, в котором используются несвязанные инструменты, такие как vi (текстовый редактор), GCC (компилятор), и т.п.
Интегрированные среды разработки также часто поддерживают пометки в комментариях в исходном тексте программ, отмечающие места, требующие дальнейшего внимания или предполагающие внесение изменений, такие как TODO. В дальнейшем эти пометки могут выделяться редакторами (напр. vim, emacs, встроенный редактор Visual Studio) или использоваться для организации совместной работы с построением тегов и задач (например, в IntelliJ). Использование комментариев с TODO так же является стандартом оформления кода на Object Pascal, Delphi. Microsoft в руководстве по Visual Studio рекомендует использовать тег TODO (наравне с HACK, UNDONE) для следующих пометок:
- добавление новых функций;
- известных проблем, которые нужно устранить;
- предполагаемых к реализации классов;
- мест размещения кода обработчиков ошибок;
- напоминаний о необходимости переработки участка кода.
Обычно интегрированная среда разработки — это совокупность программных средств, поддерживающая все этапы разработки программного обеспечения от написания исходного текста программы до ее компиляции и отладки, и обеспечивающая простое и быстрое взаимодействие с другими инструментальными средствами (программным отладчиком-симулятором, внутрисхемным эмулятором, эмулятором ПЗУ и программатором).
Строго говоря, интегрированные среды разработки не относятся к числу средств отладки. Отладка – лишь одно из свойств интегрированных сред, которые представляют собой основу любой визуальной среды разработки или RAD-среды.
При традиционном подходе, начальный этап написания программы строится следующим образом:
- Исходный текст набирается при помощи какого-либо текстового редактора.
- По завершении набора, работа с текстовым редактором прекращается и запускается кросс компилятор.
- Как правило, вновь написанная программа содержит синтаксические ошибки, и компилятор сообщает о них на консоль оператора.
- Вновь запускается текстовый редактор, и оператор должен найти и устранить выявленные ошибки, при этом сообщения о характере ошибок выведенные компилятором уже не видны, так как экран занят текстовым редактором.
И этот цикл может повторяться не один раз. Если программа имеет большой объем, собирается из различных частей, и подвергается длительному редактированию или модернизации, то даже этот начальный этап может потребовать много сил и времени. После этого наступает этап отладки программы и к редактору с компилятором добавляется эмулятор или симулятор, за работой которого хотелось бы следить прямо по тексту программы в текстовом редакторе.
Интегрированные среды (оболочки) разработки (Integrated Development Environment, IDE) позволяют избежать большого объема однообразных действий и тем самым существенно повысить эффективность процесса разработки и отладки позволяют, то есть они являются RAD-средами различной степени автоматизации процесса программирования.
Работа в интегрированной среде дает программисту:
- Возможность использования встроенного многофайлового текстового редактора, специально ориентированного на работу с исходными текстами программ;
- Иметь автоматическую диагностику выявленных при компиляции ошибок, когда исходный текст программы, доступный редактированию, выводится одновременно с диагностикой в многооконном режиме;
- Возможность параллельной работы над несколькими проектами. Менеджер проектов позволяет использовать любой проект в качестве шаблона для вновь создаваемого проекта;
- Минимум перекомпиляции. Ей подвергаются только редактировавшиеся модули;
- Возможность загрузки отлаживаемой программы в имеющиеся средства отладки, и возможность работы с ними без выхода из оболочки;
- Возможность подключения к оболочке практически любых программных средств.
В последнее время, функции интегрированных сред разработки становятся стандартной принадлежностью программных интерфейсов эмуляторов и отладчиков-симуляторов.
Подобные функциональные возможности, в сочетании с дружественным интерфейсом, в состоянии существенно увеличить скорость разработки программ, особенно для микроконтроллеров и процессоров цифровой обработки сигналов, являющихся очень трудоемкими и труднообозримыми процессами.
Источник: www.bourabai.ru
Язык Паскаль и интегрированные среды разработки программ
Хотя язык Паскаль является относительно старым языком программирования, созданным Никлаусом Виртом в 1968-69 годах специально для обучения студентов программированию, но с появлением персональных компьютеров он получил широкое распространение не только в образовательной сфере, но и при решении различных прикладных задач.
В 1986 году фирма Apple разработала объектное расширение языка Паскаль, получив в результате Object Pascal. Он был разработан группой Ларри Теслера, который консультировался с Никлаусом Виртом.
Турбо-Паскаль
В 1983 году появилась первая реализация инструментальной среды Турбо Паскаль, предназначенная для IBM-совместимых компьютеров. Она включала в себя оболочку (интерфейс, с помощью которого происходило общение человека с компьютером: набор и запуск программ, считывание результатов и т.д.), текстовый редактор, транслятор и отладчик. С тех пор система программирования Турбо Паскаль непрерывно совершенствовалась фирмой Borland International. Появилась развитая система подсказки, система сборки всей программы из отдельных модулей (линковщик), богатые библиотеки подпрограмм и многое другое. Комплекс программных средств, используемый программистами для разработки программного обеспечения, стали называть интегрированной инструментальной средой разработки программ (Integrated Development Environment, IDE, иногда именуемая ИСР), или просто средой программирования.
В 1992 году была представлена ИСР уже с использованием языка Object Pascal – Турбо-Паскаль 7.0. На этом развитие Турбо Паскаля закончилось. Окно ИСР Турбо-Паскаль представлено на рис.2.1.
Рис. 2.1. Создание нового окна программы в Турбо-Паскале
Free Pascal
Свободно распространяемые компиляторы системы программирования Free Pascal реализованы во многих дистрибутивах Linux, есть свободные компиляторы и для ОС Windows XP/7/10. На основе Free Pascal создана свободная мультиплатформенная среда Lazarus, аналогичная среде Delphi. Free Pascal внешне очень похож на Турбо Паскаль, хотя и является мультиплатформенным.
Начальная заставка этой ИСР приведена на рис.2.2.
Так как Free Pascal – свободно распространяемое ПО, то его можно скачать с сайта http://freepascal.org/ и бесплатно установить. На этом же сайте и находится вся документация по Free Pascal.
Рис.2.2. Начальная заставка Free Pascal.
Pascal АВС.NET
Эта ИСР наиболее приближена к профессиональной системе Delphi, то есть разработана без оглядки на старую ОС MS DOS. Как следствие, здесь присутствует панель инструментов, закладки для оперативного переключения между программами, 2 окна: ввода и вывода результатов. Учебная система программирования Pascal ABC.NET (автор – С.С. Михалкович) представляет собой диалект стандартного языка Паскаль. Она призвана осуществить постепенный переход от простейших программ к объектно-ориентированному программированию сложных программных продуктов уже на базе Delphi.
Начало работы в этой ИСР представлено на рис.2.3.
Хотя и считается, что интегрированная среда разработки Pascal АВС.NET полностью совместима с языком программирования Object Pascal, но это не так. В Pascal АВС.NET достаточно много изменений, указанных в приложении Б, взятых из языков Basic, C, а главное, с платформы.NET. Поэтому, хотя поначалу кажется, что язык, используемый в Pascal АВС.NET, такой же, что и Object Pascal, но это не так.
Конечно, в некоторых случаях проще написать короткую (учебную) программу в среде Pascal АВС.NET, но все-таки лучше использовать стандартный язык программирования.
В любом случае это так же свободно распространяемое ПО, находящееся на сайте http://pascalabc.net/.
Рис.2.3. Начало работы в Pascal АВС.
Delphi
Delphi является профессиональной средой программирования, хотя в его основе лежит всё тот же язык программирования Object Pascal. ИСР Delphi прошла долгий путь развития, начиная с Borland Delphi (1995 г.) для ОС Windows 3.1, затем для Windows 95 (еще 16-разрядных). Существовали версии Delphi с 2.0 до 8.0 (1996-2003 годы), Delphi 2005-2010 с соответствующими годами выпуска. Начиная с 2010 года стала выпускаются ИСР Delphi ХЕ, затем Delphi ХЕ2 (2011 год) и так далее.
Во введении будет кратко рассмотрена работа со средой Free Pascal. Работа с остальными ИСР очень похожа.
После того, как программа составлена, ее необходимо ввести в компьютер. Здесь мы и сталкиваемся с инструментальными пакетами программ Free Pascal или Pascal АВС. Free Pascal пакет содержит не только транслятор с языка Object Pascal, но и редактор текста, инструментальную оболочку, отладчик, описание ИСР, обширные библиотеки программ и многое другое, например, программы примеров объектно-ориентированного программирования.
Для связи основных из этих программ в единое целое, создания удобного и наглядного интерфейса и предназначена интегрированная инструментальная среда разработки программ, кратко ИСР.
Вызов ИСР осуществляется посредством запуска либо с рабочего стола, либо с помощью кнопки меню «Пуск» файла fp.exe. После запуска файла fp.exe появляется основной экран ИСР, состоящий из трех частей: строки меню, рабочей зоны и строки состояния в соответствии с рис.2.2.
При начальном запуске ИСР в рабочей зоне открыто одно окно с номером 1 в правом верхнем углу и с заголовком noname01.pas. В дальнейшем, после записи программы на диск, стандартный заголовок заменится на имя программы, данное ей при записи. Если рабочая зона пустая, то создается новое окно командой File > New, как представлено на рис. 2.4.
Рис. 2.4. Вид окна ИСР после запуска файла fp.exe в оконном режиме
Мигающий курсор указывает то место на экране, в котором будет появляться очередной символ текста. Ввод каждой новой строки заканчивается нажатием клавиши Enter. Компилятор не различает прописные и строчные буквы, поэтому все равно, в каком регистре набираются латинские буквы. Так, следующие строки будут эквивалентными:
Набирая текст, особое внимание необходимо обращать на точное воспроизведение всех знаков: точек, точек с запятой, апострофов, пробелов, так как компилятор очень чувствителен к мелочам подобного рода.
Строка меню активизируется клавишей F10 (если управление осуществляется с клавиатуры) и состоит из 10 пунктов, которые, в свою очередь, разворачиваются в спускающиеся подменю:
File – позволяет выполнять все основные операции с файлами: создавать новые, загружать имеющиеся, сохранять созданные и отредактированные файлы, выводить на принтер содержимое этих файлов, заканчивать сеанс с ИСР и так далее.
Edit – дает возможность выполнять основные операции редактирования текста.
Search – позволяет осуществлять поиск фрагментов текста и при необходимости производить замену найденного фрагмента новым.
Run – позволяет запускать программу, находящуюся в рабочей зоне, а так же при необходимости пошагово выполнять данную программу или ее часть. Если были внесены изменения в программу, то при запуске она автоматически заново компилируется.
Compile – возможно осуществить компиляцию программы, которая находится в рабочей зоне, без ее выполнения, чтобы проверить на наличие ошибок.
Debug – содержит команды, облегчающие процесс поиска ошибок в программе: расстановка точек остановки, визуализация окна отладки, окна регистров, окна выходных результатов и так далее.
Tools – дает возможность выполнять некоторые программы, не выходя из ИСР.
Options – здесь находятся команды, позволяющие установить необходимые для работы параметры компилятора и ИСР.
Window – позволяет выполнять все основные операции с окнами (хотя их гораздо удобнее выполнять с помощью мыши): открывать, закрывать, перемещать, изменять размер.
Help – позволяет получить имеющуюся в системе справочную информацию.
Система меню позволяет выполнять практически все команды ИСР и интегрированных программ, и выполнена в соответствии со стандартом SAA (Turbo Vision).
Строка состояния, находящаяся в нижней части экрана, в режиме редактирования демонстрирует некоторые из часто используемых операций ИСР и комбинации клавиш для их быстрого вызова, которые позволяют выполнить соответствующие операции, минуя стандартную процедуру их вызова через меню. В некоторых режимах здесь выводятся подсказки или другая справочная информация.
Предусмотрены в этой среде и всплывающие подсказки, например, на рис.2.5 (в рамке серого (зеленого) цвета подсказка служебного слова Program).
Рис. 2.5. Всплывающие подсказки в Free Pascal.
Источник: cyberpedia.su