Известно, что существуют общепедагогические и специальные принципы и методы. В настоящей статье речь пойдёт о тех и других, в связи с возможностями развития детей разных уровней при их применении.
Определение 1
Принцип – подход, направление, в рамках которого осуществляется педагогическая деятельность.
Принципы коррекционной педагогики
Классификация принципов коррекционной педагогики зависит от основания, которое выделяет тот или иной исследователь: диагностика нарушений, нарушения, профилактика нарушения, особенности поведения или взаимоотношений ребенка с разными людьми.
- Целенаправленности, основан на сопоставлении нормы и аномалии;
- Целостности и системности, так как коррекционная деятельность предполагает слаженную работу различных элементов, специалистов разных профилей;
- Гуманистического подхода, чтобы понимать различие нормального ребёнка в стрессовых условиях и ребёнка с отклоняющимся поведением;
- Принцип уважения и разумной требовательности к ребёнку;
- Опоры на положительное в человеке для возможности его укрепления и развития;
- Сознательности и активности личности, так как это способствует успеху коррекции;
- Сочетание прямых и параллельных действий, в связи с важностью для ребёнка мнения влияющего окружения.
Специальные принципы коррекционной педагогики заключаются в:
Мониторинг и коррекция организма. Принцип работы диагностики организма РОФЭС-МОНИКОР
- Единстве коррекционной, профилактической и развивающей деятельности, с целью создания условий для гармоничного развития личности;
- Единстве диагностики и коррекции для понимания приносимой пользы ребёнку, достигаемых им результатов;
- Учёте индивидуальных и возрастных особенностей в соответствии с нормой и онтогенезом, например, для успешной коррекции подростков полезно общение, речь;
- Деятельностном подходе, когда процесс коррекции активно связан с конкретным моментом времени, событием, ситуацией, в связи с моментом деятельности, которую ребёнок мог бы выполнить по своей инициативе в позитивном ключе;
- Единстве методов и приёмов коррекции для переориентации ребёнка в нужное русло, воздействии на эмоции, чувства, вовлечение в групповую деятельность;
- Интеграции ближайшего окружения ребёнка: родители, друзья, одноклассники.
Замечание 1
В настоящей статье методы коррекционной педагогики рассматриваются в системе понятий «педагогическая технология», «методика», вследствие тесной соподчиненности значений этих слов, их синонимичности и взаимообусловленности (А. С. Белкин).
Успешность применения педагогической технологии зачастую зависит от личности педагога, его профессионализма. Именно педтехнология позволяет влиять на формирование личности с заданными качествами.
Основные компоненты педагогической технологии: цели, методы и средства обучения, результат, контроль, коррекция (В. П. Беспалько).
Определение 2
Педагогическая технология – система методов и приёмов, направленных на достижение результата путём формирования определённых качеств личности.
Конференция 2021. Мастер-класс «Нейропсихологическая диагностика и коррекция онлайн»
Метод – способ достижения поставленной цели.
Педагогические технологии в коррекционной работе
Специалистом технологий коррекционной работы с детьми с ОВЗ является В. В. Коркунов (начало деятельности с 90-х годов до настоящего времени, когда продолжается поиск учёным и его последователями технологии (2014), позволяющей учитывать все индивидуальные способы коррекции частных нарушений детей с ОВЗ). Коррекционно-развивающее обучение основано на исправлении недостатков, что лежит в основе коррекционной педтехнологии.
Предложена модель коррекционной педтехнологии: изучение особенностей нарушения, диагностика нарушений, временной прогноз и вероятностный результат коррекции, составление программы коррекции, профилактическая работа с учителями и родителями, реализация программы, собственно коррекция нарушения, оценка промежуточных результатов и коррекция программы, итоговая оценка, соотношение полученной коррекции нарушения и изначальной.
Это позволяет подготовить педагогов к качественной коррекции и родителей в осуществлении помощи детям в домашних условиях.
Происходит взаимодействие трёх систем: учителя-дети, дети-родители, родители-учителя на основе принципов коррекции, названных выше.
По мнению В.В. Коркунова, сначала необходимо обучение родителей по специальным программам, предоставление им практических рекомендаций по нарушениям у детей, а затем материальная поддержка.
Замечание 2
В условиях инклюзивного образования особо актуальными становятся новые технологии, методы обучения детей с ОВЗ в массовых школах. Техническое оснащение важно (транспорт, пандусы, комнаты отдыха, сенсорные комнаты), но не оно определяет успех коррекции.
Технологии взаимодействия учителя, детей с ОВЗ и обычных школьников: дифференцированное обучение (уровневое обучение позволяет сформировать УУД у детей разного уровня развития, но с общим видом нарушения, чтобы была возможность составлять коррекционную программу на год), сотрудничество с учётом возможностей каждого ребенка, игровое обучение стимулирует познавательный интерес у детей с ОВЗ и позволяет научить их работать в группе, логоритмика развивает костно-мышечный аппарат, ориентировку в пространстве, координацию движений, коррекционно-развивающее обучение и информационно-коммуникационное обучение позволяет учитывать скорость, объём выполнения заданий.
Традиционные методы коррекционной педагогики
Ниже приводятся методы для работы в основном исправления и профилактики поведенческих нарушений, хотя некоторые из них могут применяться и для детей с ОВЗ.
Коррекционно-профилактические психолого-педагогические методы: переубеждение, принуждение, поручение, переучивание, «реконструкция характера», «взрыва», поощрения и наказания (А.И. Кочетов).
Рисунок 1. Метод «взрыва» А. С. Макаренко
Специфические методы коррекции: внушение и самовнушение, аргументация и объяснение (обращение к рассудку), «сократическая беседа» (вопросно-ответная форма диалога с самостоятельным открытием), саморефлексия (очищение мышления), метод согласия в коммуникации, метод разрушения конфликтов, тренинги, арттерапия.
Все эти методы направлены на успешную адаптацию ребёнка в обществе, преодоления уклоняющегося поведения.
Замечание 3
Некоторые авторы предлагают эффективные новые методы по восстановлению или компенсации утраченных функций с опорой на возможности нейропластичности головного мозга на основе компьютерных технологий (А. Н. Шеповальников, 2012).
Таким образом, принципы и методы коррекционной педагогики в современной науке распределяются согласно двум направлениям: изучение детей с поведенческими нарушениями и детей с ОВЗ. При этом акцент делается на последних, что позволяет влиять на развитие духовных качеств детей с нарушениями в поведении в современном обществе в новых условиях инклюзивного образования.
Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в «Мои шпаргалки».
Источник: 2dip.su
Принципы обучения в коррекционной школе
1. Принцип единства и коррекции Данный принцип основан на целостности коррекционного процесса, направленного на оказание психологической помощи ребенку в процессе обучения. В коррекционном обучении данный принцип является основополагающим. Результат всей организованной и реализованной педагогом обучающей работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины проведенной диагностики психических и психофизиологических отклонений у ребенка.
4. Принцип системности развития психической деятельности. Данный принцип предполагает необходимость учета в осуществляемой коррекционной работе развивающих и профилактических задач. Системность коррекционного обучения – это взаимосвязь различных сторон личности ребенка, особенностей ее развития (то есть учет неравномерности или нарушения развития) и коррекционных задач, которые ставит перед учебным процессом педагог. Таким образом, принцип системности развития в реализуемой педагогом работе, направлена на устранение причин и источников отклонения в психическом и психофизиологическом развитии ребенка. Успешность коррекционной работы, реализуемой педагогом, во много зависит от правильности и комплексности поставленного диагноза, что говорит о взаимозависимости с ведущим принципом коррекционного обучения (принцип единства и коррекции
5. Принцип ранней интервенции Подразумевает медико-психолого-педагогическое корригирование пораженных систем и функций организма, по возможности — с младенческого возраста
6. Принцип опоры на сохранные и компенсаторные механизмы организма С целью повышения результативности проводимой системы психолого-педагогических мер.
Таким образом, коррекционные принципы обучения направлены на организацию и реализацию коррекционного обучения с детьми, имеющими отклонения в психическом и психофизическом развитии.
Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара Методическая разработка «Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара» ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП – связь музыки с ведущими.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Дидактические принципы обучения детей с нарушениями интеллекта.
Дидактическими принципами коррекционной школы являются:
§ воспитывающая и развивающая направленность обучения;
§ научность и доступность обучения;
§ систематичность и последовательность;
§ связь обучения и жизнью;
§ принцип коррекции в обучении; принцип наглядности;
§ сознательность и активность учащихся;
§ индивидуальный и дифференцированный подход;
§ прочность знаний, умений и навыков.
Процесс обучения в коррекционной школе прежде всего направлен на формирование у учащихся разнообразных знаний, умений и навыков, но, безусловно, при обучении происходит и воспитание, и развитие учащихся.
Воспитывающая направленность обучения в коррекционной школе состоит в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе.
Развивающий характер обучения в коррекционной школе состоит в содействии общему психическому и физическому развитию учащихся. В условиях постоянно повышающихся требований к уровню подготовки умственно отсталых школьников к жизни, направленность обучения на их общее развитие приобретает особое значение. Однако развитие умственно отсталых школьников без коррекции их мышления и нарушенных психофизиологических функций не может быть достаточно успешным. Поэтому обучение в коррекционной школе носит коррекционно-развивающий характер.
Для развития школьников с проблемами в интеллектуальном развитии нужны особые условия, важнейшим из которых является обучение их в коррекционной школе или других адекватных их возможностям условиях, учитывающих психофизические особенности развития этой группы аномальных детей. Осуществление развивающего обучения предполагает повышение качества уроков путем включения учащихся в активную учебную деятельность и развития у них познавательной активности и самостоятельности.
Принцип научности в общей педагогике предполагает отражение современных достижений науки, перспектив её развития в каждом учебном предмете.
Содержание обучения в коррекционной школе отличается элементарностью и практической направленностью. Несмотря на элементарный уровень знаний, которые необходимо усвоить школьникам, они должны быть научными.
Принцип научности реализуется, прежде всего при разработке программ и составлении учебников, а также в деятельности учителей и воспитателей.
Принцип научности тесно связан с принципом доступности, ведь в конечном счете умственно отсталые учащиеся могут усваивать только тот учебный материал, который им доступен.
Принцип доступности предполагает построение обучения школьников с проблемами в интеллектуальном развитии на уровне их реальных учебных возможностей.
Принцип доступности, так же как и принцип научности, реализуется, прежде всего, при разработке учебных программ и учебников. Содержание обучения учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии определяется на основании проверки его в многолетней практике работы коррекционной школы. Содержание обучения отдельным учебным предметам непрерывно совершенствуется, уточняется объем знаний, умений и навыков по годам обучения на основе результатов научных исследований и передовой практики.
Принцип доступности реализуется также в постоянной деятельности педагогов путем применения соответствующих методов и методических приемов. Известно, что использование наиболее удачной методической системы может сделать доступным сравнительно сложный для умственно отсталых школьников учебный материал.
Сущность принципа систематичности и последовательности состоит в том, что знания, которые учащиеся приобретают в школе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими пользоваться, т.е. более успешно применять на практике.
Для коррекционной школы этот принцип имеет большое значение потому, что для учащихся, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии характерна неточность, неполнота или фрагментарность усвоенных знаний.
Принцип систематичности и последовательности реализуется как при разработке учебных программ и учебников, так и в каждодневной работе педагога. Это предполагает такой подбор и расположение учебного материала в программах, учебниках, в тематических планах, на каждом уроке, когда между его составными частями существует логическая связь, когда последующий материал опирается на предыдущий, когда пройденный материал подготавливает учащихся к усвоению нового.
В деятельности учителя принцип систематичности реализуется в планировании последовательности прохождения нового учебного материала и в повторении ранее изученного, в проверке полученных учащимися знаний и умений, в разработке системы индивидуальной работы с ними. Исходя из этого принципа, переходить к изучению нового учебного материала можно только после того, как ученики усвоят тот, который прорабатывается в данное время. С учетом этого обстоятельства учитель вносит коррективы в ранее намеченные планы.
Сущность принципа связи обучения с жизнью состоит в тесном взаимодействии школы и общественности в деле обучения и воспитания детей. Этому принципу отводится важная роль в процессе обучения и воспитания учащихся, так как большинство коррекционных школ — это интернатные учреждения и для них существует потенциальная опасность определенного обособления от окружающей жизни.
Реализация этого принципа в коррекционной школе состоит в организации учебно-воспитательной работы на основе тесной и многогранной связи с окружающей действительностью, с жизнью местных предприятий, организаций и учреждений. Этот принцип реализуется также путем связи обучения с производительным трудом учащихся в народном хозяйстве. Учащихся старших классов необходимо знакомить с социально-экономическими и правовыми отношениями на производстве, включать их в посильные общественные дела базовых и шефствующих предприятий.
Коррекционная школа должна также активно участвовать в общественных мероприятиях.
Только на основе связи обучения с окружающей жизнью коррекционная школа может завоевать авторитет среди местного населения и общественности. А это улучшит положение выпускников школы и будет способствовать их успешной адаптации.
Наибольший эффект в развитии учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии достигается в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции.
Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, “ведет его за собой”, а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание.
Таким образом, принцип коррекции заключается в исправлении недостатков психофизического развития учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии путем использования специальных методических приемов. В результате применения коррекционных приемов обучения одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своем развитии.
Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий.
Поэтому осуществление принципа коррекции в обучении заключается в формировании у учащихся умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы.
Для осуществления индивидуальной коррекции необходимо выявление затруднений, испытываемых учениками в обучении различным предметам и установлении причин этих затруднений. На основе этого разрабатываются меры индивидуальной коррекции. В классе может быть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. При фронтальной работе целесообразно проводить индивидуальную коррекцию попеременно, дополнительно работая то с одним, то с другим учеником.
Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.
Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для познавательного овладения абстрактными понятиями.
Существует общее правило применения принципа наглядности в общеобразовательных школах: обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий. В коррекционной школе предметная наглядность используется длительное время. Это связано с тем, что у учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии резко нарушены процессы отвлечения и обобщения, им трудно оторваться от наблюдения конкретных предметов и сделать отвлеченный вывод или заключение, что необходимо для формирования того или иного понятия.
Благодаря широкому применению разнообразной предметной наглядности на всех уроках у учащихся создается личный чувственный познавательный опыт, связанный с непосредственным восприятием реальных предметов и явлений, с предметной и практической деятельностью.
Реализация принципа наглядности в коррекционной школе осуществляется по этапам:
обогащение чувственного познавательного опыта, предполагающего обучение умениям наблюдать, сравнивать и выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи;
обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные понятия;
использование абстрактной наглядности для формирования конкретных образов предметов, явлений и действий.
Соблюдение этих этапов способствует осознанному усвоению учебного материала и, в конечном счете, развитию абстрактного мышления у учащихся, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии.
Одним из важнейших дидактических принципов коррекционной школы является принцип сознательности и активности учащихся в обучении, так как в процессе сознательного усвоения учебного материала происходит более интенсивное психическое развитие учащихся. Однако нарушения аналитико-синтетической деятельности, характерные для школьников, имеющих интеллектуальную недостаточность, препятствуют усвоению учебного материала на основе его полного понимания. Поэтому в коррекционной школе вопрос о том, как достичь полного понимания учебного материала учащимися был и остается наиболее значимым. Решение этого вопроса возможно в том случае, если каждый учитель будет применять коррекционные методические приемы, направленные на развитие мыслительных операций, а также умений выражать свои мысли словами.
Сознательное усвоение учебного материала предполагает активность учащихся в обучении. Их познавательная активность в большинстве случаев сама по себе не возникает, поэтому необходимо её активизировать. Под активизацией учения понимается соответствующая организация действий школьников, направленная на осознание ими учебного материала.
Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.
В принципе прочности усвоения знаний, умений и навыков отражаются результаты обучения. Сущность этого принципа состоит в том, что школа должна вооружить учащихся прочными знаниями, умениями и навыками, т.е. такими, чтобы они стали достоянием личности, собственным приобретением каждого ученика. Такие знания, умения и навыки учащиеся могут легко воспроизводить и использовать в своей учебной, а в дальнейшем и трудовой деятельности.
Прочные знания — это знания осознанные. Поэтому существует тесная связь между принципом прочности усвоения знаний, умений и навыков и принципом сознательности и активности учащихся в обучении. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет.
Принципы Методы реализации в уроке
Динамичностьвосприятия — задания по степени нарастающей трудности;
— включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный анализатор;
— разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности учащихся.
Продуктивнойобработки информации — задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;
— дозированная поэтапная помощь педагога;
— перенос учеником только что показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.
Развития и коррекции высшихпсихических функций — включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций;
— задания с опорой на несколько анализаторов.
Мотивации кучению — правильный и исчерпывающий инструктаж;
— включение в урок материалов сегодняшней жизни;
— создание условий для зарабатывания, а неполучения оценки;
— проблемные задания, познавательные вопросы;
— призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка.
В ходе урока каждый ученик выбирает свой овощ и учится называть его, узнавать среди других овощей, определять по признакам: “Чей цвет зелёный?” (огурец) (предлагается полоска зелёного цвета); “Чья форма–шар?” (помидор), (показывается шар).“ Понюхай и найди цвет того овоща, запах которого ты только что нюхал”. “Потрогай овощ (закрытые глаза) и найди его шаблон, фигуру среди других”.
2 этап работы. “Дать понятие о существенных признаках каждого овоща.”
Цель:“Коррекция восприятия на основе упражнений учащихся в установлении логических связей”.
В ходе урока каждый ученик оперирует двумя – тремя одинаковыми овощами и учится находить существенные признаки всех помидоров, всех огурцов, всех морковок и т.д. Учится устанавливать связи между свойствами предметов. Почему красный помидор – сладкий, а зелёный – кислый? Почему жёлтая репа – сладкая, сочная, светло-коричневая– твёрдая,жёсткая…?
3 этап работы. «Развивать навык самостоятельного оперирования овощами”.
Цель: “Коррекция динамичности восприятия на основе упражнений в узнаваниии различении”.
В ходе урока ученики показывают способы обработки информации об уже изученных овощах (описательный рассказ, программированные задания, упражнения на нелепицы и пр.); а также пытаются дать самостоятельное описание не изучавшимся овощам (картофель, перец, баклажан…), т.е. от учащихся требуется перенос способа обработки учебной информации.
Вот, что у нас получается с позиции заданий (алгоритм работы) (Слайд №5):
— назовите и узнайте предмет (1 этап);
— определите его главные свойства и отношения между ними (2 этап);
— самостоятельно опишите незнакомый овощ (3 этап).
Урок истории — коррекция слухового восприятия учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении. В ходе урока дается задание прослушать слуховые сигналы (звук горна, барабана, трубы) и расставить предложенные предметы в той последовательности, в какой воспроизводятся эти сигналы. Определить, в ходе какой войны могли быть использованы эти предметы, и подобрать соответствующий параграф учебника.
Урок биологии — коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание. В ходе урока дается задание запомнить последовательность животных, изображенных на картинках (10минут).
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что только для одного урока можно придумать несколько конкретных и непосредственно коррекционных упражнений. Конечно, они ориентированы и на отработку учебных умений, но в первую очередь, это все-таки интенсивные задания, предполагающие максимальную активность работы тех или иных психических функций.
Рассмотренные нами принципы и методы их реализации обеспечивают повышение качества образовательных услуг, выражающиеся: (Слайд №10)
— в активизации психологических ресурсов личности обучающихся (воспитанников), обеспечивающей им успешное усвоение данного материала;
— в развитии мотивационно-ценностных устремлений учеников к обучению;
— в формировании паттернов учебного поведения у школьников и повышенииуровня профессиональной компетентности у учителя.
(Слайд №11) Таким образом, следствием компенсации будет социальная реабилитация и адаптация ребёнка к жизни в обществе.
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!
Источник: obrazovanie-gid.ru
Описание принципов коррекционно-развивающего обучения
Коррекционно-развивающее обучение — это обучение, направленное на исправление каких-либо отклонений в развитии ребенка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей, то есть развитием механизма компенсации, которое осуществляется на программном учебном материале. В соответствии с требованиями ФГОС к результатам обучения речь идет не только о достижении предметных результатов, но и о развитии у обучаемых высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления).
В данном случае педагог обращает больше внимания не столько на количество слов, примеров, заданий, а на качество работы каждого воспитанника, как была задействована в учебном процессе система анализаторов; как менялся вид деятельности воспитанника; была ли на занятии создана ситуация, при которой он самостоятельно обрабатывал учебную информацию, и включала ли эта ситуация элементы проблемного, познавательного аспекта, стимулирующих учащихся к активной мыслительной деятельности и т.п.
Таким образом, целью коррекционно-развивающего обучения является создание условий, способствующих развитию личности ребенка и эффективному усвоению учебного материала.
При проведении коррекционно-развиввающей работы с детьми необходимо учитывать:
— структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР;
— информацию о здоровье ребенка
— микросоциальные условия в семье;
— возраст ребенка, в котором он поступил в специальный детский сад;
— предполагаемую длительность пребывания ребенка в ДОУ компенсирующего вида и др.
Коррекционно-образовательная работа с дошкольниками с ЗПР в числе прочих имеет специфическую особенность — чем меньше возраст детей, тем больше удельный вес приобретают задачи развивающего характера. Работа строится с учетом индивидуально-типологических и психологических особенностей ребенка. Если работа с ребенком начинается в старшем дошкольном возрасте, то коррекционные и развивающие задачи начинают занимать одинаковое место в работе с ним.
24 стр., 11990 слов
Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем .
. компьютерных технологий в коррекционно — развивающем обучении Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием . информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи. Для достижения цели и задач исследования нами были использованы .
Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесса является принцип индивидуально — дифференцированного подхода. Он предполагает создание педагогических условий для обеспечения образовательных потребностей каждого воспитанника специального детского сада. Реализация этого принципа также предполагает отбор содержания, форм и методов обучения и воспитания с учетом индивидуально-типологических особенностей детей.
1.2. Особенности принципов коррекционно-развивающего обучения
Итак, целью проведения коррекционно-развивающего обучения — помочь ребенку реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка. Данное обучение ведется на основе принципа формирующего и щадящего обучения. Коррекционная работа предусматривает обучение детей элементам психогимнастики, релаксации, переключению с одного вида деятельности на другой. Это необходимо для подготовки детей с задержкой психического развития к успешной интеграции в коллективе здоровых сверстников и в обществе вообще. Она ориентирована на целостную коррекцию личности и развитие познавательной и эмоциональной сфер детей с проблемами в развитии.
Принцип ранней коррекции отклонений в развитии предполагает как можно более раннее выявление проблем ребенка и организацию коррекционной работы с ним в сензитивные сроки. Оптимальным является коррекционное обучение и воспитание, начинающееся в раннем и младшем дошкольном возрасте, в период интенсивного морфофункционального развития мозга.
Именно в этот период закладывается чувственная база познания, развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, формируются механизмы памяти и наглядного мышления. Это период формирования коммуникативных навыков и развития речи.
При более позднем начале коррекционной работы сензитивный период в какой-то мере оказывается упущенным, усложняется структура дефекта, и возможности компенсации задержки психического развития значительно снижаются. До сегодняшнего дня дошкольные диагностико-коррекционные группы открываются для детей 6- 7 лет. При таком подходе многие проблем ребенка не удается преодолеть, с ними он приходит в школу, а в условиях школьного обучения далеко не всегда есть реальная возможность для преодоления этих проблем. Круг замыкается.
6 стр., 2825 слов
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
. развития детей. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития . развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка . развитию детей Структура курсовой работы .
Ребенок с ЗПР проходит в своем развитии те же этапы, что и нормально развивающийся ребенок, поэтому необходим учет закономерностей онтогенетического развития при организации коррекционной работы. Важно выявить качественное своеобразие психического развития ребенка с ЗПР, определить его уровень, который можно зафиксировать как стартовый, исходный. Нельзя сразу включать ребенка в интенсивную учебную деятельность, формировать у него высшие уровни мышления и речи, тогда как отсутствует полноценная база для их становления.
Принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с задержкой психического развития следует рассматривать в трех аспектах:
Успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для дошкольников это предметно-операциональная деятельность и затем сюжетно-ролевая игра. Поэтому учить и воспитывать детей с задержкой психического развития следует, играя с ними. Особое место в системе коррекции должны занимать сюжетно-ролевая игра и развивающие дидактические игры.
Однако научные исследования и практика показывают, что в условиях аномального развития наблюдается специфика в формировании и смене ведущих видов деятельности. Ни один из них не достигает уровня развития, соответствующего возрастным возможностям, и фактически не выполняет функций ведущей деятельности. Отсюда вытекает необходимость целенаправленного педагогического воздействия, обеспечения условий для формирования предметной и игровой деятельности, а позднее — предпосылок к овладению учебной деятельностью.
В условиях задержки психического развития затруднен процесс формирования ребенка как субъекта деятельности (У. Б. Ульенкова, 1994), что проявляется в несформированности всех ее структурных компонентов: мотивационного, ориентировочно-операционального, регуляционного. Каждый из этих компонентов требует внимания педагога во всех ситуациях общения с ребенком и совместной работе при выполнении заданий учебного типа.
Принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания означает необходимость специального внимания к развитию речи как основного средства коммуникации, а также целенаправленного формирования навыков общения со взрослыми и со сверстниками.
Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиций индивидуально дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности каждого ребенка, с другой — особенности группы в целом. Педагог-дефектолог должен быть готов к конструированию «уровневых» программ с учетом названных особенностей….
4 стр., 1649 слов
Развитие личности донаучн. период
. Новое время: Наиболее известной является позиция Жан Жака Руссо, который изложил свои взгляды на психическую природу ребенка в своем известном произведении «Эмиль, или О воспитании». Интересно отметить, что считавшийся . формулируются гипотезы о развитии и есть попытки их экспериментальной проверки. Так, К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выделяя разные виды деятельности мозга, впервые .
Итак, в процессе коррекционно-развивающей работы по развитию внимания педагог должен получить следующие результаты:
1. выработать мотивацию и интерес к коррекционно-развивающим занятиям и к заданиям, имеющим познавательный характер;
2. научить детей преодолевать трудности и находить выход в сложной ситуации;
3. формировать у детей навыки самоконтроля и самостоятельного исправления ошибок;
4. развивать устойчивость внимания, стремление довести работу до конца.
1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. — 136 с.
2. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. — М.: ЦГЛ, 2012. — 80с.
3. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. — М., 1996.
4. Задержка психического развития как форма дизонтогенеза [Электронный ресурс] — Режим доступа: books/korrektsionnaya-pedagogika/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-kak-forma-dizontogeneza.html
5. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ.психол.фак.высш.учеб.заведений/ В.В.Лебединский. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с.
6. Лекция 11 Задержанное развитие [Электронный ресурс] – Режим доступа: wievjob.php?id=586715
7. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. – М.: Владос, 2001. – 136
Примеры похожих учебных работ
Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
. большое влияние на развитие ребенка оказывает формирование разных видов детской деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, элементарной трудовой. На психическое развитие слышащего ребенка влияет интенсивное развитие речи. Потеря слуха .
Психодиагностика трудностей в обучении детей младших классов
. 1972. 11. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 12. Как преодолеть трудности в обучении детей // Психодиагностические таблицы.
Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Издательство «Ось-89», 1997. .
Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Развитие познавательной сферы детей 5-7 лет
. познавательной деятельности дошкольники достигают, только если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Шестилетний ребенок .
Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного возраста
. нами определены направления диагностической, коррекционной и развивающей работы с детьми — идентификация и воспроизведения различных . любых форм деятельности личности, поскольку умственное развитие тесно связано с эмоциональной сферой ребенка, миром .
Нетрадиционные техники как средство развития творческого воображения детей
. в тех видах деятельности, которые по своей сути основаны на этом психическом процессе: игровой и художественной. Сензитивность дошкольного возраста для развития творческого воображения и высокие коррекционные возможности нетрадиционных .
Исторические аспекты развития методов обучения 4
. деятельности, а также духовного развития студентов, является очень важным моментом для преподавателя в достижении эффекта в процессе обучения. Проблемное и развивающее обучения . наиболее последовательное изложение в работах данных авторов, берут своё .
- Методические материалы Методические рекомендации по интегрированному обучению учащихся с задержкой психического развития
- Конспект лекций 1.4.2 СЕМ Принципы, формы, методы обучения и воспитания военнослужащих
- учебник Принципы и подходы к формированию Программы 2
- учебник Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
- реферат Социально-психологическая готовность детей с нарушениями речи к школьному обучению
- Научные и учебные работы Основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями
- Индивидуальная работа Коррекционно-развивающий маршрут
- учебник Причины пониженной готовности детей с зпр к школьному обучению
- Пояснительная записка Коррекционно-развивающая программа по снижению тревожности Я все смогу для д
- Научные и учебные работы Коррекционно-педагогическая работа при дцп
- контрольная Применение общедидактических принципов в организации занятий по развитию математических представлений у детей в ДОО
- Методические материалы Коррекционно-педагогическая деятельность учителя
- Возрастная психология
- Гендерная психология
- Конфликтология
- Криминальная психология
- Самосовершенствование
- Экспериментальная психология
- Социальная психология
- Семейная психология
- Психофизиология
- Психотерапия
- Психология философии
- Психология труда
- Психология рекламы
- Психология общения
- Психология личности
- Психодиагностика
- Психокоррекция
- Практическая психология
- Популярная психология
- Политическая психология
- Педагогическая психология
- Патопсихология
- Организационная психология
- Общая психология
- Медицинская психология
- Клиническая психология
- История психологии
- Cтресс
- Гипноз
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
- Биографии психологов
- Учебные пособия
- Методические материалы
- Рефераты
- Курсовые работы
- Конспекты лекций
- Тесты и методики
- Политика конфиденциальности
- Форма для контактов
Источник: forpsy.ru