3.1. Режиссер в театре. Система к.С.Станиславского как практическое руководство для актера и режиссера.
В толковом словаре русского языка Ушакова мы находим следующее определение. Режиссер ( от франц.. régisseur – управляющий актерами, и лат. Rego – управляю) – художественный руководитель театральной или кинематографической постановки, объединяющий всю работу по подготовке спектакля.
Профессия режиссера – профессия ХХ века. Хотя с античных времен театр был управляем: всегда кто-то стоял во главе организации его творческой жизни. Так, в древнегреческом театре присутствует такая фигура как хорег – зажиточный гражданин, который при условии освобождения его от уплаты налогов, на собственные средства осуществлял театральную постановку. Однако в его обязанности входило не только материальное обеспечение сценического действия. Хорег подбирал хор (одно из главных действующих лиц в древнегреческом театре) и находил преподавателя для работы с ним – хородидаскала, а также музыкантов – флейтиста, аккомпанировавшего хору, и кифареда, сопровождавшего своей игрой пение самих актеров, организовывал репетиции, заказывал декорации и реквизит.
#Абитуриенту2021 | Организация и постановка культурно-досуговых программ
Так было до того момента, когда в России и в мировом театральном пространстве начал свое триумфальное шествие Московский художественный театр под руководством актера-любителя К.С.Станиславского и литератора В.И.Немировича-Данченко. Это произошло в 1898 году и если раньше спектакли ставили, то теперь их начали создавать. С этого времени в театр пришел режиссер и, по сути, забрал там всю власть.
Сегодня никто не согласится признать спектакль полноценным произведением искусства, несмотря на отличное исполнение отдельных ролей и великолепные декорации, если он в целом лишен стилистического единства и общей идейной целеустремленности (того, что Станиславский называл сверхзадачей спектакля). А этого невозможно добиться без режиссера. Поэтому одновременно с ростом идейно-эстетических требований к спектаклю расширялось и углублялось самое понятие режиссерского искусства и его роль в сложном комплексе различных компонентов театра непрерывно возрастала.
Говоря о необходимости добиваться единства всех элементов спектакля, К.С. Станиславский писал: «Эта большая, сплоченная и хорошо вооруженная армия воздействует одновременно общим дружным натиском на целую толпу зрителей театра, заставляя биться сразу, в унисон тысячи человеческих сердец». Кто же должен обучить, сплотить и вооружить эту армию, чтобы потом бросить ее в атаку?
Разумеется, режиссер! Он призван объединить усилия всех, направляя их к общей цели — к сверхзадаче спектакля. Другими словами, режиссерское искусство в театре – это творческая организация всех элементов спектакля с целью создания гармонически целостного художественного произведения.
Режиссер в театре, в первую очередь, интерпретатор и толкователь драматургии, автор художественной сценической композиции. Интерпретация является особой познавательной деятельностью, направленной не столько на обретение знания из незнания, сколько перевод ранее имевшихся смыслов (научных, мировоззренческих, художественных) на иной язык. В истолкованиях, интерпретациях художественных произведений соединяются интуитивные и рациональные, эмоциональные и интеллектуальные, познавательные и творческие начала.
#Абитуриенту2021 | Организация и постановка культурно-досуговых программ
Именно режиссер, будучи истолкователем идеи драматургического произведения, определяет концепцию его постановочного решения. В режиссерском арсенале – многообразие средств художественной выразительности. Спектакль, по меткому выражению В.Е.Хализева, не сценический подстрочник к литературному произведению, а самоценная художественная реальность.
Режиссура – искусство авторское и сегодня мы чаще говорим не «Ленком», а театр Марка Захарова, не «Современник», а театр Галины Волчек, не «Театр на Таганке», а театр Юрия Любимова. Режиссура – искусство личностное. Его в пьесе главным образом интересует то, что созвучно ему как творческой индивидуальности. Лучше всего отличительную черту поистине творческой, а не рассудочно-иллюстративной сценической интерпретации драматургического произведения характеризуют слова замечательного советского театрального режиссера Анатолия Васильевича Эфроса: «Я могу поставить лишь так, как чувствую сам».
Задача режиссера – заразить своими идеалами, ценностями, философией жизни зрителя, пришедшего на его спектакль. Однако следует прислушаться и к мыслям выдающегося советского кинорежиссера Г.А.Козинцева («Гамлет», «Король Лир» и др.), который предупреждал, что «не вылезать вперед со своими оценками происходящего – вот что самое трудное в режиссуре.
Самое простое – выносить оценки. Совсем хорошо вовсе обойтись без выводов. Пусть люди рассудят. Мое дело убедить: так могло быть, а не «я так об этом думаю».
Режиссер, по типологии В.И.Немировича-Данченко, это еще и зеркало, отражающее индивидуальные качества актера и грани его творческого дарования. В актерском исполнении в спектакле как правило налицо все элементы актерской техники.
Но применительно к каждому спектаклю в отдельности перед режиссером стоит вопрос: какие из этих элементов следует в данном спектакле выдвинуть на первый план, чтобы, ухватившись за них как за звенья одной неразрывной цепи, вытащить всю цепочку. Так, например, в одном спектакле важнее всего может оказаться внутренняя сосредоточенность актера и скупость выразительных средств, в другом — наивность и быстрота реакций, в третьем — простота и непосредственность в сочетании с яркой бытовой характеристикой, в четвертом — эмоциональная страстность и внешняя экспрессия, в пятом, наоборот, сдержанность чувств. Разнообразие здесь не имеет границ, важно только, чтобы всякий раз было точно установлено именно то, что необходимо для данной пьесы. Способность найти верное решение спектакля через точно найденную манеру актерского исполнения и умение практически реализовать это решение в работе с актерами и определяют профессиональную квалификацию режиссера.
Режиссура и педагогика настолько тесно связаны между собой, что порой трудно провести грань между ними, найти точку, где заканчивается одна профессия и начинается другая. Режиссер, как чуткий воспитатель, должен уметь разглядеть подлинное актерское дарование, раскрыть его. К.С. Станиславский точно подметил, что для органического взращивания роли нужен не меньший, а в иных случаях значительно больший срок, чем для создания и взращивания живого человека. В этом периоде режиссер участвует в творчестве в роли повивальной бабки или акушера».
И, наконец, третья «ипостась» режиссера – его организаторская работа, а именно выстраивание репетиционного процесса, в который включен весь его творческий коллектив – от актера до рабочего сцены. Задачи режиссера в этом контексте – убедить, практически организовать, увлечь за собой, заразив коллектив своим замыслом, сверхзадачей, верой в успех будущего сценического действия.
Обобщая сущность режиссерской профессии, обратимся к размышлениям Г.А.Товстоногова, который писал: «Режиссера всегда сравнивают с источником творческой энергии, лучи от которого расходятся во все стороны: к актеру, в драматургу, к зрителю. Режиссер – это точка пересечения времени, поэтической идеи и искусства актера, то есть зрителя, автора и актера. Это призма, собирающая в один фокус все компоненты театрального искусства. Собирая все лучи, преломляя их, призма становится источником радуги».
Система К.С.Станиславского возникла как обобщение его творческого и педагогического опыта и опыта его театральных предшественников и современников, выдающихся деятелей мирового сценического искусства. Она, являясь практическим руководством для режиссера и актера, стала теоретическим выражением того реалистического направления в сценическом искусстве, которое Станиславский назвал искусством переживания, требующим не имитации, а подлинного переживания в момент творчества на сцене, создания заново на каждом спектакле живого процесса по заранее продуманной логике жизни образа.
Благодаря открытиям К.С.Станиславского гораздо полнее раскрылись созидательно-творческие начала сценического искусства в активном достраивании пьесы – превращении ее текста в режиссерскую партитуру. «Мы пересоздаем произведения драматургов, – писал К.С.Станиславский, – мы вскрываем в них то, что скрыто под словами, мы вкладываем в чужой текст свой подтекст… мы создаем в конечном результате нашего творчества подлинно продуктивное действие, тесно связанное с сокровенным замыслом пьесы».
К.С. Станиславский в своих трудах «Работа актера над собой» и «Работа актера над ролью» раскрывает суть различных элементов сценического творчества, изучение которых необходимо для наиболее ясного понимания метода действенного анализа пьесы и роли. Но понятия сквозное действие и сверхзадача являются наиболее часто употребляемыми.
Сам К.С.Станиславский о сверхзадаче и сквозном действии писал следующее: «Сверхзадача и сквозное действие – главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс пьесы. Сверхзадача (хотение), сквозное действие (стремление) и выполнение его (действие) создают творческий процесс переживания. Условимся же на будущее время называть эту основную, главную, всеобъемлющую цель, притягивающую к себе все без исключения задачи, вызывающую творческое стремление двигателей психической жизни и элементов самочувствия артисто-роли, сверхзадачей произведения писателя»; без субъективных переживаний творящего она суха, мертва. Необходимо искать отклики в душе артиста, для того чтобы и сверхзадача, и роль сделались живыми, трепещущими, сияющими всеми красками подлинной человеческой жизни».
“Нас любят в тех пьесах, – утверждал Станиславский, – где у нас есть четкая, интересная сверхзадача и хорошо подведенное к ней сквозное действие. Сверхзадача и сквозное действие – вот главное в искусстве”.
У сверхзадачи есть замечательная особенность. Одна и та же верно определенная сверхзадача, обязательная для всех, пробудит у каждого исполнителя свои индивидуальные отклики в душе. Задача режиссера – ясно, четко и понятно сформулировать ее, поскольку определение сверхзадачи дает смысл и направление работе всего творческого коллектива. Очень образно о необходимости четкой формулировки сверхзадачи режиссером (вне зависимости от вида искусства) выразился российский кинорежиссер Александр Митта: «Забудьте капризные вздохи: ах, я чувствую это, но не могу выразить в словах! Сотрудники должны быть воодушевлены идеей, а как они поймут свою часть общей задачи, если режиссер ползет по сценарию, как клоп по обоям, не видя его перспективы, не зная курса, которым он ведет свой корабль».
Путь воплощения сверхзадачи — сквозное действие — это та реальная, конкретная борьба, происходящая на глазах зрителей, в результате которой утверждается сверхзадача. Для артиста сквозное действие, по убеждению К.С.Станиславского, является прямым продолжением линий стремления двигателей психической жизни, берущих свое начало от ума, воли и чувства творящего артиста. Не будь сквозного действия, все куски и задачи пьесы, все предлагаемые обстоятельства, общение, приспособления, моменты правды и веры и прочее прозябали бы порознь друг от друга, без всякой надежды ожить.
Выдающийся кинорежиссер, который отметился и своей работой в театре, С.М. Эйзенштейн так характеризовал суть режиссерского творчества: «От реплики к реплике в написанной пьесе надо уметь установить единый процесс действия. Развернуть сухую строчку задания в многообразное, многосложное и ритмически слитное действие. Это первое, что должен уметь режиссер, претендующий на построение сценического действия, а не на речитативы по свиткам ролей»
Вопросы для самопроверки
- Охарактеризуйте профессиональную деятельность режиссера в театральном искусстве.
- Как В.И. Немирович-Данченко определял три функции режиссера?
- Что К.С.Станиславский понимал под сверхзадачей и сквозным действием?
- Козинцев, Г.М. Собрание сочинений в 5-ти томах. Т.5 / Козинцев Г.М. – Л. Искусство, 1986. – 622 с.
- Основы системы Станиславского / учеб. пособие; сост. Н.В. Киселева, В.А. Фролов. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 102с.
- Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве / К.С. Станиславский. – М.: Искусство, 1983. – 610с.
- Станиславский, К.С. Работа актера над собой. / К.С.Станиславский . – М.: Искусство, 1956. – 387 с.
- Товстоногов, Г.А. Зеркало сцены: Статьи. Записи репетиций. Кн.1 / Г.А. Товстоногов. – Л.: Искусство, 1980. – 311с.
Источник: studfile.net
Сравнительный анализ досуговой и театральной драматургии
Драматургия является основой, связующей тканью, на которой в различных формах можно реализовывать разнообразные направлении культурно-досуговой деятельности. Подбор и использование драматургического материала являются важнейшим фактором эффективности культурно-досуговой деятельности. Прежде всего здесь следует учитывать: форму деятельности (массовая, групповая, индивидуальная); место проведения (домашний досуг или учреждение культуры); состав аудитории. С точки зрения, драматургии, культурно-досуговая программа — это результат традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей.
Драматургия – это сюжетно-образная концепция (взгляд) культурно-досуговой программы, будь то просмотр спектакля, кино-фильма, эстрадного номера, обряда и т. д. Драматургия – это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.
Но если в театральном творчестве в качестве исходного материала выступает конкретная пьеса и на основе ее литературного материала создается идейно-насыщенный, созвучный современности, органичный в исполнении актеров спектакль, то в культурно-досуговой программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни, реального фактического материала, реальных актеров, которыми является аудитория. Конечно, сферы применения здесь различны: в одном случае – пьеса, на основе которой строится спектакль с учетом идейно-тематической основы, заложенной автором, в другом – конкретная исходная, реальная ситуация. В одном случае режиссер идет от пьесы к жизни, а в другом наоборот – от жизни к пьесе, где представление организуется по законам театра, но своими специфическими средствами.
В театре драматургическая концепция спектакля предопределяется границами материала пьесы, а в культурно-досуговой программе – исходным, общественно значимым событием, где она выступает как способ донесения социальной информации, выраженной в художественной форме.
Специфические особенности драматургии культурно-досуговых программ нагляднее будет представить в сравнительном анализе деятельности учреждения культуры и театра.
В учреждении культуры сценариста профессионально; драматургическое творчество осуществляется коллективно и индивидуально; драматургия культурно-досуговых программ динамична и оперативна; многогранность и оперативность решаемых учреждением культуры задач дает им право использования в сценарии опубликованных литературно-художественных, документальных и исторических произведений или их фрагментов. Драматургия культурно-досуговых программ документальна (обязательным является включение в сценарий фактов из жизни конкретной аудитории); построение сценария осуществляется по эпизодам; задача драматурга – создать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие на аудиторию; в сценарии используется все многообразие выразительных средств как профессионального, так и самодеятельного искусства, а так же и специальных выразительных средств; использование документального и художественного материала осуществляется на основе метода монтажа. В сценарии культурно-досуговой программы герой – конкретный, реальный человек или художественный образ; задача сценариста создать идеальное проектирование будущей программы, которая может быть осуществлена не только на сцене, но и в зрительном зале, на улице, в доме.
В театре творчество драматурга носит индивидуальный характер; написание пьесы требует оригинального творчества; использование документального материала бывает крайне редко, но в основном творчество драматурга представляет собой художественный вымысел. Пьеса строится по актам; задача драматурга создать пьесу как художественную ценность (произведение искусства); театральная драматургия сценична; герой пьесы – художественный обобщенный образ; задача драматурга наделить конкретного героя социальными чертами, создать типический образ.
Как видим, драматургия культурно-досуговых программ имеет много специфических отличительных черт от драматургии театра. Но неоспоримым фактом, говорящим в пользу ее существования, является то, что самые популярные формы культурно-досуговых программ проводились на основе хорошо драматургически разработанных сценариев.
Одна из особенностей драматургии культурно-досуговых программ – наличие в сценарии конкретных фактов жизни. Следует, разумеется, обращаться и к художественному замыслу, и к использованию обобщенных образов героев прошлого и будущего.
Для того чтобы положить конкретные факты в основу сценариев, надо хорошо знать жизнь данного коллектива или района, черпать из нее сюжеты и факты.
Документальная основа также специфична для драматургии культурно-досуговых программ, и она нужна для того, чтобы на близком и понятном материале раскрыть важные политические и нравственные проблемы, отразить общие процессы в судьбах реальных людей, придать действию особую эмоциональную окраску и убедительность.
Обязательными компонентами драматургии являются количественные и качественные, показатели, которые обладают следующими характеристиками:
· актуальность культурно-досуговых программ с позиций текущих общественно-политических, социально-экономических, культурных задач, стоящих перед обществом;
· преемственность и последовательность в их подготовке и проведении, выражающиеся в органической связи предыдущих и последующих программ как в организационном, так в педагогическом и художественном аспектах;
· жанровое разнообразие программ, возможность модификации одной и той же программы.
А в основе драматургии предметной деятельности, то есть на занятиях в коллективах художественной самодеятельности или технического творчества (обучающих методиках), лежит сценарный план. И здесь все выразительные средства используются в соответствии с законами драматургии.
Драматургию культурно-досуговой программы можно рассматривать как уникальный организм, как галерею живых лиц. А сценарное мастерство характеризуется наличием у специалиста художественного мышления как основы сценарной деятельности. Специфика драматургии определяется художественно-выразительными средствами культурно-досуговой деятельности, методикой работы над сценарием, его сюжетно-композиционным построением и сценическим воплощением программы.
Драматургия культурно-досуговой программы включает в себя следующие обязательные элементы: цель как ожидаемый эффект от организуемого общения участников; характеристику соответствующего методического принципа (или принципов); логику использования форм, средств и способов организации деятельности участников; набор условий ее эффективной реализации.
Тогда в структурном отношении каждый сценарий культурно-досуговых программ может соответствовать требованиям ценностно-ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу в учреждении культуры.
Источник: cyberpedia.su
Кто же такой режиссёр театрализованных представлений и праздников? В чем особенность профессии, и какие отличия от режиссуры драмы и кино?
Вятский колледж культуры
Зачастую абитуриенты и студенты, поступающие на специальность социально-культурная деятельность, не понимают, куда они пришли и чему их будут учить. Одни уверены, что из них будут готовить ведущих корпоративных банкетов и свадеб, другие считают, что детская анимация станет основной сферой их деятельности. И те, и другие заблуждаются.
Театр масс – это действительно театр со своим языком, терминологией, символами и приемами. А апогей нашего творчества вовсе не вечеринка, шоу-программа, а проведение олимпиады и крупнейших площадных праздников с использованием огромной массы участников. Попробуем разобраться.
Аттракционность, зрелищность, искусство представления – это сила нашей профессии. Возможно, многие режиссеры драмы вступят в дискуссию, потому что считают, что искусство переживания более эмоционально и сильнее воздействует на зрителя. И, да и нет. Все зависит от того, как грамотно это искусство использует режиссер.
Вспомните олимпийского мишку на Олимпиаде 80 в Москве – с одной стороны чисто технический процесс, а с другой стороны – какое сильнейшее эмоциональное воздействие это оказало на зрителя… В 2020 году в кировском драматическом театре проходил ежегодный студенческий бал, который был посвящен 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в один из эпизодов, массовый герой из числа студентов Вятского колледжа культуры прямо на глазах у зрителя собрал из множества частей огромный немецкий танк – символ мощи врага, затем главные герои бросили в этот танк гранату и он взорвался, разлетаясь на части и оставляя после себя клубы дыма. Это тоже пример технического процесса и аттракционности – танк изготавливался из множества крупных табличек, большой катушки и «взорван» был с помощью кипятка и жидкого азота, но на зрителя этот аттракцион произвел ошеломляющий эффект.
Написание сценария. В отличие от режиссеров драмы «пьесы» для своих «спектаклей» режиссер театрализованных преставлений и праздников пишет сам, то есть режиссер, как правило, является и сценаристом в одном лице. Сценарий представления или праздника – произведение синтетическое. В нем присутствуют элементы драматургии, но в целом он тяготеет к произведениям эпическим.
Особенность построения конфликта. Помимо трех типов построения конфликта: герой-герой (напр. Отелло и Яго), герой-среда («Горе от ума»), герой-зрительный зал(«Ревизор»), характерен для театрализованных представлений и праздников не персонифицированный конфликт, а надличный: не личное столкновение, не частный конфликт, а отражение социального конфликта.
В празднике же вообще не обязательно, чтобы был сквозной конфликт, что допускает праздничная природа. Примеров надличного конфликта в театрализованных представлениях много: блокада и ленинградцы, война и дети, люди и страсти, власть и поэты и многие другие. Надличный конфликт можно так же рассмотреть в новогоднем театрализованном представлении «Дед Мороз VS Человек-паук», которое прошло в декабре 2018 года в Вятском колледже культуры — это противостояние зарубежной и отечественной культуры.
Мизансцена. Одно из главных выразительных средств выразительности режиссера праздников – мизансцена. Это – не только расположение действующих лиц, но и их перемещение в сценическом пространстве. Представьте, как важно продумать все выходы-уходы и действия на сценической площадке, когда у вас 10000 участников на площади или стадионе. Искусство мизансцены заключено в особой способности режиссера думать пластическими образами, когда он как бы видит все действия сценария выраженными пластически через участников.
Актер в театрализованных представлениях и праздниках. В отличие, от режиссуры драмы и кино — актер у нас не главное выразительное средство, а стоящее в одной линии с другими – декорациями, музыкой, светом, мизансценой и.т.д. Когда на площадке несколько тысяч человек – не важно, какие чувства передает каждый, а важна общая картинка.
Особенное использование героев на сценической площадке. Помимо литературных героев(Онегин), исторических героев (Иван Грозный), которые бывают и в спектаклях, режиссеры праздников могут активно использовать киногероев(Терминатор), символических героев, коллективных, героя-зрителя и реальных героев. Если с киногероем все понятно, давайте разберем остальных.
— Как положено режиссеру праздников, мы стремимся «уйти» от быта и превратить наш праздник и представление в зрелище. Поэтому, нам не обойтись без героя СИМВОЛИЧЕСКОГО. Это условно заданный герой, некий символ, образ. Совсем не обязательно в исполнении человека. Например, в празднике истобенского огурца с нами может заговорить Земля истобенская, а на Дне города Кирова – памятник Сергея Мироновича.
— Нередко в наших праздниках используется герой КОЛЛЕКТИВНЫЙ. Это группа людей, которая выражает одну и ту же идею. Люди в этой группе, по сути, одинаковы, имеют одну и ту же позицию, одинаково мыслят, действуют и говорят. Такой герой обязательно должен существовать в крупных праздниках (уличных, площадных), на больших площадках. Это очень выгодно для режиссера и для зрителя.
Для режиссера, потому что коллективный герой — укрупненный, с более яркой окраской, и на зрителя это, безусловно, оказывает большее воздействие, как эмоциональное, так и идейное. Коллективный герой более зрелищен и масштабен, что необходимо в праздниках. Пример массового героя – свита зимы на Масленице; армия татаро-монгольского ига; советское общество в эпизоде «Связанные одной цепью» фильма «Стиляги» и т.д.
— Особый разговор о героях РЕАЛЬНЫХ. Реальный герой – это живущий сегодня человек, свидетель и участник каких-либо событий, о которых идет речь в сценарии. Появление такого героя на сцене вызывает особое волнение у зрителей. Люди всегда эмоционально откликаются и реагируют на все настоящее, не поддельное, правдивое. (Мы можем использовать кировских ветеранов, в постановке театрализованного концерта «История вятского солдата», или заслуженного учителя в празднике, посвященного дню учителя и.т.д.)
— И конечно нельзя забывать, для кого мы пишем сценарии и создаем праздники и представления. Главный наш герой- ЗРИТЕЛЬ! На праздниках и представлениях, как правило, собирается много зрителей. Наша задача – превратить пришедшего зрителя из стороннего наблюдателя в соучастника событий.
В этом есть одна из особенностей организации праздников – подтолкнуть зрителей к тому, чтобы они сопереживали. Если гости не просто наблюдают за происходящим со стороны, а активно, вместе с актерами влияют на ход событий, значит, они эмоционально захвачены, значит – они участники.
Документ. Еще одна особенность режиссуры театрализованных представлений и праздников – документальная основа. Это официальные документы, анкеты, трудовая деятельность, личное дело, где зафиксирован какой-то этап действия. Письма (воспоминания, дневники) – дают возможность понять человека, создать его портрет.
Так мы можем раскрыть более полно исторического героя или событие. Наиболее сложным, требующим большого искусства в практике монтажной работы является монтирование документального диалога. При этом, документальный диалог должен быть живой речью, а не обменом цитатами. То есть, документальный материал необходимо преобразовать в художественный, при этом, не исказив факты.
Монтаж. В наших сценариях и наших постановках используется различный материал разных видов искусства, разных средств художественной выразительности: художественное слово, музыка, хореография, сценография, театральные фрагменты из спектаклей, пантомима, использование экрана, зримые стихи и песни, свет, современные технические средства(пиротехника) и многое другое можно соединить по средствам монтажа, чтобы организовать материал в логической последовательности и найти художественный образ театрализованного представления, концерта или праздника.
Символ, метафора, аллегория- иносказательные средства художественной выразительности. С их помощью сценарист и режиссер праздников может создавать в театрализованных преставлениях полнокровный и многогранный мир эстетических ценностей. Создавая массовое представление, сценарист должен стремиться подчинить воображение актера и зрителя укрупненным сценическим символам. Например, показать смерть или боль мы можем не через психологическое переживание и «кривляние» актера на сцене, а с помощью образа созданного с помощью огромного черного полотнища, лент, света и дыма, что будет не менее, а может и более выразительно и эмоционально.
Условность. Конечно, любой театр условен по своей природе – ведь как зритель, так и актер понимают, что действие происходит в «вымышленном мире», но театр масс, не только не боится условности, но и может демонстративно её выделить, допустив перевоплощение прямо на сцене из студента колледжа в героя представления и наоборот.
Место действия. Режиссер массового представления не ограничен сценической площадкой театра – ведь наши представления могут проходить в разных местах: на стадионах, площадях, улицах, полянах, водных акваториях, торговых центрах.
Актуальность и злободневность. Режиссеры театра масс могут в кратчайшие сроки подготовить и поставить театрализованное представление на тему, которая больше всего сегодня интересует общественность. К примеру, еще не написали пьесу про присоединение Крыма к России или про пандемию коронавируса, а режиссеры праздников уже в полной мере используют эти злободневные темы в своих постановках. На IV городском конкурсе профессионального мастерства «Служу культуре» г.Кирова на сцене ДК «Россия» мы как раз наблюдали конфликт королевы и особого персонажа – COVID-19.
Источник: www.informio.ru