Интересует всё!)
Накидайте, пожалуйста, отзывов: кто уже учится — довольны ли вы своей программой, что нравится, а что — нет, чем вообще отличаются они? и чем руководствовались при выборе той или иной программы?
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
ШР — более чем довольна. я изначально хотела самую простую обычную программу ,потому что у сына нервная система слабая и нужно было минимум нагрузок, ну и учителя выбирала. очень удачно вышло, что совпали и программа, и учитель. Если бы учитель работала по другой программе, пошла б на другую.
Чем отличаются эти 2 друг от друга не могу сказать.
в ШР почти все как в СССР) с адаптацией по современные ФГОСы проектный подход. кучу пособий и тетрадей вам придется итак таскать во всех прогах.
я б учителя выбирала первичнее
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
Какую школу всё-таки выбрать? Современные системы образования. Павел Компан Разговор
Не факт. В том году инициативные родители обратились с жалобой на школу — в результате этот учебный год у нас из печатных тетрадей только рабочая по английскому и то, потому что на них деньги с прошлого учебного года остались. Как первоклашки справляются — вообще не знаю
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
ну не знаю, там же программа рассчитана на ТПО — чтение, окр мир 100%, математика чуток (без нее по идее можно обойтись) + у нас еще дополнителньые усложненные пособия учителньица просила, и они в них занимаются, особенно по русскому + тренажер по русскому, и они тоже занимаются. У нас учительница такая, что спуску им на даёт
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
У нас халява получается — математика, русский без тетрадей спокойно обходятся, по чтению Волкова читают: Урфин Джюса уже одолели, скоро за 7 подземных королей возьмутся в дополнение к основной программе. Окружайку в тетрадках в клетку делают. Думала печатную по этому предмету купить, потом скачала — так и не поняла, какая от этого польза будет, плюнула на это дело.
Вот английский себе накачала всего — и рабочую тетрадь, и книгу для родителей, и тетрадь с заданиями, и тесты.
Второй класс у ребёнка
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
Первоклашки, ШР. Рабочих тетрадей нет. Ну и нужды как-то тоже нет, может просто сравнить не с чем. Есть в электронном виде прописи и рабочая/проверочная по математике. Распечатывала, когда дочка болела, чтобы дома заниматься.
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
У дочки в первом классе прописи были, тетради по русскому и окружающему. Я наивно предполагала, что именно по ним она научится писать красиво. Ага три раза. Генетику пальцем не затрёшь, заставляю писать, внутренне отращивая дзен. Некоторые буквы и цифры пишет таким хитрым способом мне бы и в голову не пришло так писать ))
Выбор программы начального образования
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
ага, «5» и «9» снизу вверх, это уже современная классика
к сожалению
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
буква о и цифра 6 ещё
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
Liko писал(а)
Ну и нужды как-то тоже нет, может просто сравнить не с чем.
мы с дочкой очень радуемся, когда домашку задают делать в рабочих тетрадях, т.к. это большая экономия времени.она ксерит страницу, решает на копии примеры, я проверяю, если все ок, пишет верные ответы в саму тетрадь.
когда д/з с учебника, это надо все переписать в черновик, потом опять все заново в чистовик.у нас кружки, времени свободного маловато
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
Зачем вы морочаетесь черновиками? Решили неправильно — зачёркнули и переписали правильно. А так действительно двойной расход времени
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
когда деление столбиком многозначных чисел, без ошибок не получается, учитель требует чтобы чисто было в тетради
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
Затем, что за исправления в началке тоже снижают оценки.
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
Странные люди. А ничего, что при переписываемся тоже могут допускать ошибки?
Нас наоборот учили не пользоваться черновиками, а если что аккуратно по линейке зачёркнуть задание и сделать заново.
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
Ничего не странные. К аккуратности их иначе не приучить.
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
у нас учительница сразу сказала, что печатные тетради покупать не будем , она сама будет ксерить листочки из этих тетрадей, которые считает нужными раздавать их детям. Честно, лучше бы мы эти тетради купили, так как листочки надо хранить, не мять, не терять, нигде не забывать. Мы забыли один раз листочек дома и схватили за это двойку. У нас программа Виноградовой
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
так может скачать себе эти тетради для подстраховки и распечатывать при необходимости?
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
а где их можно скачать? может плохо искала — не нашла
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
да я особо мест и не знаю, мне только окружайка да всё к английскому потребовалось — я через поиск нашла, скачала. Ссылок не сохраняла.
Самое трудное было — ссылку на скачивание с рекламным баннером не перепутать, но я справилась ))
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
У Виноградовой окружайка только? Сейчас в приват напишу, только там в пдф-формате тетради.
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
Огромное спасибо.
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
учителей не знаю никого! поэтому хотя бы с программой не прогадать. У дочки тоже нервёшки никудышные, невнимательность, ленища)) и т.д. и т.п.
Почитала отзывы, пока что поняла, что перспектива — это более сложная и «продвинутая», а школа России — слишком простая, даже скучная (?)и ещё получается так, что большинство из нашей группы садика идут именно в перспективу. муки выбора у меня, уффф(
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
Пухлощёк) писал(а)
У дочки тоже нервёшки никудышные, невнимательность
тогда тем более учителя выбирать.
зря вы про ШР. скучная. )))) ага, то-то весь класс лдо полуночи учит уроки и родители тоже))) 1 клеит, другой рисует, у нас в классе)))
шр классическая, НЕ простая. поверьте, там ого-го тоже какой объхем инфы.
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
Я поняла, что вы одобрительно оцениваете ШР) Я тоже к ней склоняюсь. А пока отзывы читала, то много всего + и минусов пишут про оба направления.
Меня ещё сбило с толку, что, как оказалось, большинство из нашей группы уже написали пожелание в Перспективу, а когда я так нерешительно говорю, что хочу в ШР — на меня как-то смотрят подозрительно и с удивлением)))
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
Вот сегодня узнала от соседки об одной учительнице: многие рвутся к ней, т.к. она строгая, требовательная, держит дисциплину в классе, почти весь класс — хорошисты и отличники( она ведёт перспективу).
Теперь опять стою перед выбором: учительницу хвалят, но она строгая, а дочь у меня вот именно строгих (врачей, воспитателей ) — ну не может она с ними, ей трудно, она переживательная, скажи ей сторогое слово — для неё это катастрофа. Она тянется к добру, ей важно чтобы человек был добрый. А тут ещё и перспектива!)) (Тему почитала, поняла, что больше хочу ШР)
По новым исходным данным, что бы вы выбрали, зная не по наслышке, что значит у ребёнка слабая нервная система?
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
я в 2014 году в феврале была перед таким же выбором. изначально мне понравилаьсь презентация планеты знаний, и учительница по ней тоже в целом понравилась (ничего о ней не знала, об учительнице). Ну амбиции ,все дела. О ШР вот думала так же как и вы, слово в слово почти ,что типа простовата и т.д.
Потом, погулив ММ по приватам, я поняла, что эта учителньица моему сыну противопоказана. категорически. потмоу тчо она не строгая, а тиран и орун. И пошла на ШР, в строгой, но справедливой и спокойной учительнице. Строгость она ведет разная бывает. Про «соседку» — у меня ситуация была 1 в 1 как у вас, вся садиковская группа рвалась вот к такой как ваша, вообще вы тему как с меня рисовали 4 года назад)))
Я не поддалась стадному инстинкту, послушала отзывы по приватам и пошла на ШР. Кстати к нашей учительнице как раз все рвались, попасть было очень сложно, но мы прорвались.
По вашим исходным данным я бы меньше слушала родителей садиковской группы)))) хотят чтоб их дети тряслись как осиновый лист — пускай
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
Спасибо!почитаю
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
Не выбирайте строгую учительницу! Вот мой опыт. У меня первоклашка. Я как правильная мама весь прошлый год выбирала учителя и программу.
Навыбирала. Сначала учителя, выбрала строгую, требовательную, «отличницу», чтобы класс держала, чтобы легко потом в среднем звене учился ребенок, чтобы в классе сильные дети были. Пробились мы к этой учительнице и радостно приступили к учебе. А надо еще добавить, что мой ребенок, как раз, как вы описываете, не выносит строгости, слабая нервная система.
Ну, в общем, весь сентябрь, октябрь прошли как в страшном сне. Он каждый день плакал в школе, психовал, нервничал ужасно. В результате, весь класс против него объединился и начали дразнить. Учительнице было пофигу, она оказалась формалисткой, на чувства детей фиолетово, учит, четко, ничего не скажу, но на детей кладет, слабых из класса выживает.
В общем в начале второй четверти я его перевела в класс к другой учительнице (можно сказать мы сбежали, сверкая пятками), а места были только в классе «слабом» для детей с ослабленным здоровьем да еще вдобавок программа ШР. Но я уже ни о программе думала, а о том, чтоб вообще сына из школы забрать на семейное.
Начали мы учится на ШР. Вы не поверите, первые три недели мы нагоняли то, что они успели пройти, а они прошли написание всех букв, и когда наши бывшие одноклассники писали еще только первые фразы, наши дети уже писали диктанты, вот сейчас мы пишем схемы к задачам нескольких видов, решение и ответ, а по Перспективе вполне себе облегченный вариант безо всяких схем, еще мы проходим полный развернутый фонематический разбор слов, а они в облегченном варианте.
Наша учительница не дает прописи с тех пор, как они прошли все буквы, мы все пишем в обычных тетрадях, а Перспектива до сих пор работает по прописям, обводят предложения. Правила в ШР такие, как в советской школе «Существительные — слова отвечающие на вопрос кто что?» или «От перемены мест слагаемых сумма не меняется», а в Перспективе это все надо вывести самим.
Короче, как то криво это все у них. И самое приятное для меня, что в «Окружайке» родители делают минимум, все рисуют и пишут сами дети. В Перспективе нас замучили, всю дорогу клеили фото каких-то незнакомых людей из интернета, и другую дурь делали.
Вообще, много от учителя зависит, первая наша учительница — показушница, ей надо много конкурсов провести, портфолио сделать, цветной принтер в класс купить, а до детей ей пофигу. А у другой — главное дети. Научить их учиться, сдружить, ей главное, чтобы дети делали все сами. И она четко следит за тем, чтобы детей не перегружали.
Она не задает на каникулы, по вайберу ругает, если делаем уроки после 9 вечера. В общем сын у нее нормально адаптировался, в школу ходит спокойно, окружайка — любимый предмет.
Так что вывод, ищите человека, который направлен на детей, а программа — это второстепенное прилагательное. И еще, я слышала уже несколько раз, что со следующего года всех переведут на ШР, как на более адекватную. Но по вашим словам, пока Перспективу не отменили.
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Поделиться
Ссылка на сообщение
В социальных сетях
Спасибо за такой подробный ответ!
Вы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. тема является архивной.
Источник: www.nn.ru
Отличия программ начальной школы
Правильный порядок действий:
1. Зарегистрироваться на сайте(иначе не будет связи автора со статьёй и личного кабинета).
2. Подготовить статью по образцу.
3. Войти на сайтпод своим логином и паролем , опубликоватьматериал, оплатитьпубликацию.
4. Дождаться проверкии открытия статьи на сайте (не более суток в рабочие дни).
5. Сохранить Свидетельствоо публикации из личного кабинета.
Подробнее .
Публикации по рубрикам:
Статьи в журнале:
Публикация практического опыта на сайте:
Презентации на сайте:
Доклады на конференциях на сайте:
Публикация работ обучающихся на сайте:
Номера журнала:
Скачайте полезный файл:
Реализация обновлённого ФГОС в 1-х классах
Дата публикации: 2023-01-16 21:52:01
Статью разместил(а):
Давыдова Светлана Николаевна
Реализация обновлённого ФГОС в 1-х классах
ГБОУ «Гимназия № 397 им. Г.В. Старовойтовой Кировского района Санкт-Петербурга»
Аннотация:Данная статья предназначена для учителей начальных классов. Она раскрывает основные отличия обновлённого ФГОС – 2021: вариативность содержания программ, ориентир на формирование функциональной грамотности, связь учебных предметов с реальной жизнью, формирование УУД в учебно-исследовательской и проектной деятельности, направления взаимодействия школы и семьи.
Ключевые слова:обновлённый ФГОС, портрет первоклассника, конструктор рабочих программ, функциональная грамотность, программа формирования УУД.
Обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и среднего общего образования, утвержденные приказами Министерства Просвещения России от 31.05.21г., реализуются в 2022-2023 учебном году в 1, 5 и 9 классах.
В этом году к нам в гимназию поступили 64 обучающихся, 37 девочек и 27 мальчиков.
Из них рожденных в 2014 году – 4 обучающихся, в 2015 году – 27 обучающихся, в 2016 году – 1 обучающийся.
· младше 7 лет – 18 человек (28 %)
· 7 лет и старше – 46 человека (72 %)
Среди первоклассников была проведена входная диагностическая работа с целью определения уровня стартовых возможностей учащихся и возможностью корректирования рабочих программ учителя в соответствии с полученными результатами.
Работа проводилась в адаптационный период 12-13 сентября. Она состояла из 10 заданий, которые выявляли уровень сформированности общих представлений об окружающем мире, математических представлений, развития фонематического слуха, круга детского чтения.
Обучающиеся показали высокий уровень сформированности следующих умений:
· умение находить отличия на картинках и обозначать количество этих отличий кружками — 0,97;
· умение самостоятельно планировать выполнение задания, умение выделять нужный звук и определять его место в слове на основе сформированного фонематического слуха — 0,93;
· умение определять количество слов в предложении — 0,78;
· умение группировать предметы по форме — 0,88;
· умение считать по порядку — 0,87;
· сформированность пространственных представлений, понятий «между», «слева», «справа», «высокий», «низкий» — 0,85;
· умение группировать животных по определенному признаку – 0,92.
Обучающиеся показали низкий уровень сформированности умения определять количество звуков в слове (чашка, барабан) – 0,65 (0,47).
В одном из заданий результат, скорее всего, не определил круг чтения обучающихся, а показал их знакомство с персонажами мультфильмов.
Задание: рассмотрите героев литературных произведений. Обведите красным карандашом тех, кто из них тебе знаком.
Наша гимназия вошла в группу школ, показавших высокий уровень подготовки обучающихся к школе. Большую благодарность хочу выразить работникам дошкольных учреждений и родителям за подготовку детей к школе.
Обновленные ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых можно обеспечивать вариативность содержания программ.
· Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
· Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов.
· Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников (п. 6 ФГОС НОО, п. 5 ФГОС ООО)
Анализ результатов входной диагностической работы дает возможность учителю скорректировать рабочие программы по учебным предметам, использовать на уроках разноуровневые задания учитывая уровень подготовки обучающихся к школе и для устранения низких показателей по отдельным умениям. Также дает возможность разработать и реализовать индивидуальный учебный план и программы углубленного изучения отдельных предметов.
Конструктор рабочих программ по учебным предметам, разработанный институтом стратегии развития образования дает возможность реализовать принцип вариативности при создании учителем рабочих программ для данного класса на основе диагностических исследований.
Принципиальным отличием обновленных ФГОС является ориентир на формирование функциональной грамотности. Это прописано и в примерных рабочих программах по предметам и в возможности включения курса «Функциональной грамотности» во внеурочную деятельность.
В начальной школе нашей гимназии во всех параллелях классов введен курс «Функциональная грамотность — основа жизненной и профессиональной успешности»
Учителя начальной школы проводят занятия, опираясь на пособие серии «Учение с увлечением» авторов Марии Викторовны Буряк и Светланы Анатольевны Шейкиной издательства «Планета».
В тренажере для школьников занятия разделены на четыре направления – читательская грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность и естественно-научная грамотность. Для того чтобы у первоклассников процесс формирования функциональной грамотности проходил качественно, в этом тренажере для детей собраны задания различных видов: игры, ребусы, опыты, задания на сравнение, анализ и классификацию. Например, задание № 25, дан текст «Как Иванушка хотел воды напиться». Детям предлагается прочитать его, затем выполнить задание, в котором дети формулируют свойство воды и молока.
Задание из естественно-научного раздела – «День рождения Мухи-Цокотухи». Муха-Цокотуха нашла денежку достоинством в 10 фарингов. Самовар купила за 3 фаринга. На остальные деньги Муха-Цокотуха решила купить угощение для гостей, которых позвала на день рождение. Задание: помоги Мухе-Цокотухе выбрать угощения, которые она купить.
Результаты, то есть варианты покупки, предлагается занести в таблицу (цена, количество, стоимость). Также предлагается объяснить Мухе-Цокотухе, чем отличается цена от стоимости.
Задание из математического раздела: занятие 12 «Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки»: Жили-были петушок да курочка. Однажды они нашли 10 бобовых зёрнышек. Нарисуй и запиши все возможные случаи, как делил зёрнышки петушок. Результаты также предлагается детям внести в таблицу.
Выполнение заданий в этой тетради будет способствовать также развитию у детей произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
При написании ВПР по окружающему миру наибольшее затруднение вызывают у обучающихся задания с описанием результатов анализа проведения опытов и задания с изложением своих мыслей в письменной форме. Выполняя задания в тренажере в течение всего обучения в начальной школе, обучающийся сможет подготовиться к выполнению этих заданий в формате ВПР.
2. Обновлённый ФГОС, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31.05.21 № 286.
3. М.В. Буряк, С.А. Шейкина «Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников», Планета, 2022.
Источник: 1-sept.ru
Обзор программ начальной школы
Данная статья предназначается не столько родителям нынешних первоклассников (они уже сделали свой выбор), сколько родителям, чьи дети на следующий год пойдут в школу. Как правило, набор в школы начинается в феврале — марте, и поэтому им осталось ровно полгода, чтобы найти выход из лабиринта, созданного для них российской образовательной системой.
Согласно положению Министерства Образования, школе, исходя из её педагогической практики, присваивается определенный, юридически закрепленный статус. На сегодняшний день по этому критерию мы можем выделить следующие типы школ:
- Средняя общеобразовательная школа.
- Школа — гимназия
- Школа — лицей
- Школа с углубленным изучением какого — либо предмета
- Школа — комплекс
1.Средняя общеобразовательная школа. Практически все родители нынешних первоклассников выходцы из этой школы. В таких школах существует, так называемый «микрорайон» (т.е. близь лежащие дома, дети из которых обязаны быть приняты в эту школу). В этой школе не имеют право отказать в обучении ребенку, если он находится по их «микрорайону», не имеют право его исключить.
Единственное, что могут сделать: при приеме провести тестирование и разделить будущих первоклассников на классы «продвинутых» детей и «обычных».
2.Школа — гимназия призвана дать ребенку гуманитарное образование. В таких школах большое внимание уделяется предметам художественно — эстетического цикла, философского и культурологического направления, преподается не менее двух иностранных языков. В некоторых гимназиях вводят латынь.
3.Школа — лицей. Основное назначение лицеев формировать профессиональное самосознание воспитанников. Вспомним, Царскосельский Александровский лицей. Он был призван воспитывать пажей для царского престола.
Образовательный процесс строился таким образом, чтобы впоследствии лицеисты могли находиться на царской службе, и представлять интересы царского престола. Итак, напомню, задача лицея формировать профессиональное самосознание воспитанников. Поэтому не удивляйтесь, если в инженерно — техническом лицее будут изучаться такие предметы, как «Философия», «Психология», «Культурология».
4.Школа с углубленным изучением какого — либо предмета, в отличие от гимназий и лицеев, каких либо дополнительных предметов культурологического цикла не предполагает. Преподавание в ней направлено не на становление мировоззрения ребенка, а на узкую специализацию по отдельному предмету, на его изучение по более сложной программе.
5.Школа — комплекс органично входит в более широкую структуру — учебно-воспитательный комплекс, который может в себя включать детский сад — школу — среднее специальное учебное заведение (колледж) — ВУЗ. В задачу такого комплекса входит: организация единого образовательного пространства, непрерывность в обучении (как правило, коллективы этих учебных заведений имеют сквозные программы, каждый последующий уровень состыкован с предыдущим, развитие и обучение детей идет в единой логике).
Программы начальной школы.
Куда пойти учиться?
Этот классический вопрос стоит не только перед выпускниками школ, но перед теми, кто только начинает свой учебный путь. Действительно, очень важно правильно выбрать школу и программу обучения, потому что именно учеба в начальной школе определяет дальнейшее отношение ребенка к учебному процессу на протяжении всей жизни.
Конечно же, все модели обучения имеют общую цель — развитие личности школьника, формирование у него желания и умения учиться. И в результате к концу начальной школы ребенок должен получить определенный набор знаний. Только вот способы передачи этих знаний разные.
В настоящий момент в нашем крае в начальной школе реализуются семь образовательных программ. Эти школьные программы делятся на две большие группы: традиционные и развивающие. Традиционная образовательная система: «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова), «Гармония» (под редакцией Н.Б. Истоминой), «Начальная школа XXI века» (под редакцией Н.Ф.
Виноградовой), «Начальная школа 2000 — 2100» (под редакцией А.А. Леонтьева, Л.Г. Петерсон), «Классическая начальная школа» (под редакцией Карелина). Система развивающего обучения: «Система начального образования Л.В. Занкова» и «Система начального образования Д.Б. Эльконина – В.В.
Давыдова». Традиционные основаны на привычной для большинства схеме: учитель объясняет – дети слушают и запоминают. Развивающие работают принципиально иначе. Ученики сами пытаются искать ответы на вопросы, до всего доходить своим умом. Преподаватель лишь направляет поиск, подсказывает пути решения.
Попытаемся разобраться в этом «образовательном разнообразии».
Итак, учебно-методический комплекс «Школа России» (под ред. А. Плешакова): как отмечает автор, это комплекс создан в России и для России. Это классическая программа, существующая десятки лет, но представленная в адаптированном современности виде.
Основное положение программы: «Развитие у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах». Кроме того, важнейшей составляющей этой модели является экологическая этика и эколого-этическая деятельность ученика, которые направлены на духовно-нравственное саморазвитие личности ребенка. То есть программа должна развитить у ребенка природосберегающее «чувство дома», воспитание любви и уважения к природе во всех ее проявлениях.
Учебно-методический комплекс «Гармония» (под ред. Н. Истоминой): учебно-методический комплект по математике этого автора был удостоен премии Правительства в области образования за 1999 год. Основное положение программы: «Обеспечение многостороннего развития ребенка, комфортного обучения, подготовка мыслительного аппарат ребенка к дальнейшему обучению».
Основные идеи этой образовательной программы заключаются в стремлении преодолеть разделение традиционной и развивающей систем; приоритете самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания. Т.е. во главе угла — самоконтроль, самостоятельная работа и самооценка. Большое внимание уделяется созданию условий для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником, детей друг с другом, обеспечивающих ситуацию успеха.
Учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века» (под ред. Н. Виноградовой) направлен на обеспечение «мягкой» адаптации детей к новым для них условиям школьной жизни. Основное положение программы: «Начальная школа должна быть природосообразной, т.е. соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, в разнообразной деятельности)». Эта программа позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования — формирование основных компонентов учебной деятельности («зачем я учусь», «каковы мои успехи и что у меня не получается» и др.). Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть (предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»).
Учебно-методический комплекс «Начальная школа 2000 — 2100» (под ред. А. Леонтьева): главное преимущество заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться начиная с трех лет (создан учебный комплект для малышей-дошкольников – пособие, развивающее логическое мышление) и вплоть до вуза.
Основное положение программы: «Формирование различных способов деятельности. Поставленную учебную задачу решают вместе учитель и ученик». Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста (в том числе в плане понимания учебного материала), детской мотивации, решают проблему разноуровневого обучения. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип минимакса: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся обязан усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может, предел познаний не ограничивается.
Учебно-методический комплекс «Классическая начальная школа»: авторы (коллектив известных в России методистов) в своей программе органически соединили традиции отечественной начальной школы, восходящие к К.Д. Ушинскому, и новейшие достижения современной психологии, а именно — данные о возрастных и индивидуальных особенностях детей младшего школьного возраста, закономерностях их учебной деятельности и формирования личностных качеств. В комплекте воплощены основные направления модернизации школьного образования: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, деятельностный и личностно-ориентированный подходы к процессу обучения. Авторы исходили из того, что каждый ребенок должен быть успешен; каждый ученик должен реализовать свое «я», каждый должен иметь возможность содержательного общения со сверстником и взрослым, собственную точку зрения, аргументировать и, если нужно, отстаивать ее.
Развивающая система Л.В. Занкова. Основное положение системы: «В начальном образовании нет главных и неглавных предметов.
Каждый предмет значим для общего психического развития ребенка» Система направлена на развитие ума, воли, чувств, духовных потребностей младших школьников; пробуждение у них интереса к познанию широкой картины мира, увлеченности учением, развитию любознательности. Задача обучения — дать общую картину мира на основе науки, литературы, искусства. Одна из важнейших задач системы Занкова — воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Эта программа направлена на обеспечение условий для самореализации, для раскрытия индивидуальности ребенка, его внутреннего мира.
Отличительной особенностью системы Занкова является обучение на высоком уровне трудности, быстрый темп прохождения учебного материала; систематическая работа над развитием всех учащихся, в том числе самых слабых.
Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова: особое место здесь уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень сложности преподаваемых предметов – предельно сложный. Основное положение системы: «Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями.
А знания усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения».
По информации, предоставленной Главным управление образования г. Красноярска на сегодняшний день большинство, а именно 28,49% образовательных учреждений, предпочитает реализовывать программу «Школа России». Примерно равные позиции в рейтинге предпочтений занимают программы «Начальная школа 2000 — 2100», развивающая система Занкова и «Начальная школа XXI века» (22,34%, 18,43% и 17,87% учебных заведений соответственно). Развивающая система обучения по Давыдову-Эльконину реализуется в 7,82% школ города. Меньше всего представлены учебно-методические комплексы «Гармония» и «Классическая начальная школа» (3,35% — в первом случае, 1,67% — во втором).
Мнения родителей и специалистов, имеющих дело с описанными образовательными программами.
Елена М., мама ученицы 3-го класса, обучающегося по программе Занкова:
Как я поняла, эта программа не совсем подходит для медлительных детей, потому что темп на уроке достаточно высок. Задания построены в виде ребусов, развивающих игр и направлены на то, чтобы ребёнок сам нашёл решение, а не сделал всё по «формуле», подсказанной учителем. В общем, всё направлено на общее развитие личности.
Материал достаточно труден, а чётких методов решения, как мы привыкли, нет. Думай сам. Ещё встретилась такая фраза: «Программа направлена на теоретическое образование». Что это значит в начальной школе, для меня загадка. И ещё.
Некоторые учебники по этой программе заменяются на учебники других авторов, т.к. Занков не успел их до конца разработать. Главное, что я из всего этого вынесла — нужно искать не школу или программу, а хорошего учителя. Это главное. Потому что даже очень хорошую программу может испортить плохой педагог».
Ирина В., мама ученика 2-го класса, обучающегося по программе Виноградовой:
Данная программа очень отличается от привычной для нас, традиционной модели обучения. В последней на усвоение материала отводится достаточно большое количество времени, а в программе Виноградовой обучение по так называемой «спирали». Так, например, «удочка» про умножение закидывается уже в первом классе, как комментирует учитель, «чтобы понять дух умножения». И потом обучение строится на эмоциональном восприятии учебного материала. Мой сын средних способностей и ему бы больше подошло усвоение материала через многократные повторения.
Еще не устраивает то, что система оценивания успеваемости не позволяет родителям вовремя увидеть, где проблемы у ребенка. Только после контрольных работ выясняется, что знания «троечные», хотя в процессе обучения учитель говорит, что все хорошо, «лакирует», на мой взгляд, действительность.
Нет возможности поменять школу, мы вынуждены нанимать репетитора, работающего по традиционной системе. Получается двойная нагрузка на ребенка. Очень хотелось бы, чтобы учитель не ограничивался рамками определенной программы, а в зависимости от ученика давал необходимый минимум знаний. Начальная школа — то место, где не должно быть никаких упущений, здесь закладывается база знаний на всю жизнь.
Галина С., мама ученика 2-го класса, обучающегося по программе «Начальная школа 2000 — 2100»: Честно говоря, мы выбирали не программу, а учителя. Я прекрасно понимаю, что педагогический результат проявится и через 10 и через 20 лет.
Поэтому я очень много разговаривала с другими родителями, с учителями средней школы, выясняя, какие ученики выходят после начальной школы у того или иного педагога. И в результате такого опроса сделала выбор и не жалею до сих пор. Очень показательно для меня то, что после каникул мой сын с радостью заявляет: «Как хорошо, что есть школа, а в школе есть математика и чтение!». Наша учительница создала такую атмосферу, что дети чувствуют себя очень комфортно. Это компенсирует даже какие-то недочеты в работе нашего учителя.
Ольга Игоревна Свиридова, заместитель директора по методической работе, рассказала об учебно-методических комплексах, реализуемых в лицее №1 г. Красноярска. В данном учебном заведении есть программы «Начальная школа 2000-2100» и «Система Эльконина-Давыдова». Авторы этих комплексов вышли из одного творческого коллектива, поэтому принципы работы в этих программах очень близки. Единственное, что их отличает друг от друга – подходы:
Система развивающего обучения привлекает тем, что дети в процессе учебы не получают готовых образцов решения задач, их учат думать, мыслить самостоятельно, не бояться высказывать свое мнение. В результате у ребенка формируется автономное мышление, развивается научное воображение. Даже если ребенок слабый, и будет повторять сначала за кем-то выводы, но все равно при этом предпринимает попытки думать. А затем и научается делать это сам. Неверные ответы и любые суждения приветствуются в системе развивающего обучения, так как это позволяет развернуть дискуссию и в процессе обсуждения прийти к правильному ответу.
В системе развивающего обучения мало времени отводится на отработку материала, его повтор. Нужно все схватывать не лету, очень быстро. Но очень важно, чтобы учитель принимал идеи развивающего обучения, не ленился в полной мере применять методики, чтобы помнил о дифференцированном подходе в зависимости от уровня подготовленности ученика.
Декан факультета начальных классов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, Нина Борисовна Решеткова, на вопрос какая образовательная система наиболее эффективна, ответила однозначно: «Дело не в образовательных системах. Все зависит от того, в чьи руки она попадет. Настоящий Мастер своего дела будет эффективен, работая с любой программой».
«Анализ образовательных программ для начальной школы показывает, что по своему содержанию они практически не отличаются друг от друга. И это не удивительно – есть определенный государственный стандарт, то есть необходимый минимум знаний, который должны усвоить ученики начальной школы за период обучения.
Разница программ заключается в методике преподавания и акцентах, которые выделяют авторы учебно-методических комплексов и непосредственно преподаватели», — пояснила преподаватель кафедры русского языка и методики его преподавания КГПУ Автушко Ольга Александровна. «Важно понимать, что некоторые комплексы не имеют логического продолжения в средней школе, либо слабо разработаны. Это замечание справедливо, например, для развивающей системы Эльконина – Давыдова. Самое главное, что необходимо помнить: не стоит гнаться за тем, что модно или престижно в данный момент. Особенно это относится к тем родителям, которые намерены помогать ребенку дома. И проще это сделать в традиционной системе обучения, которая привычна и знакома.
Кроме того, новые учебно-методические комплексы, к сожалению, не лишены фактических ошибок. Поэтому учитель в школе должен быть исключительно грамотен, чтобы выявить эти ошибки и исключить их. Хотя, безусловно, элементы развивающего обучения очень ценны: когда ученик не объект, а субъект учебного процесса, он сам строит свою учебную деятельность».
Также большой упор на мастерстве учителя делает и заместитель декана факультета начальных классов КГПУ Сентябова Татьяна Алексеевна. «Методика преподавания – это большое искусство. Очень важно, чтобы учитель был способен учитывать уровень восприятия детьми материала и тем самым регулировать даже скорость своей речи. Примечательно, что многие авторы учебно-методических комплексов предполагают, что уровень детей разный и нужен дифференцированный подход, и предлагают задания разной степени сложности. А некоторые учителя, не разобравшись в ситуации, требуют по максимуму от всех учеников без исключения. Подобный подход порождает неуспеваемость у более слабых учеников, страх перед учебой.
И, наконец, перед тем, как решить, куда отдать учиться ребенка, в идеале хорошо бы его протестировать. Так, если он по природе своей не разговорчив, стеснителен, то ему будет очень сложно в системе Эльконина-Давыдова, построенной на постоянной дискуссии».
Специалист в области школьной гигиены Панкова Елена Степановна настаивает, что при выборе образовательной программы родители непременно должны учитывать состояние здоровья своего ребенка. Поскольку для успешного обучения в развивающих системах требуются очень хорошее физическое здоровье, крепкая нервная система. Нежелательно перегружать различными кружками и секциями первоклассников в адаптационный период, особенно первые 3 месяца школы. Ну, и общие рекомендации для всех учеников начальной школы – соблюдение режима дня, обязательные прогулки на свежем воздухе.
Источник: ds353.ru