Цель программы — помочь детям проявить собственные потенциальные возможности, выразить свое «я» в движении.
В процессе организации физического воспитания комплексный подход осуществляют: врач-ортопед, медицинская сестра, заведующая ДОУ, воспитатель.
Отличительная особенность программы заключается в том, что программный материал распределен не по возрастным группам, а по конкретным направлениям.
Содержание программы излагалось на страницах журнала «Дошкольное воспитание» № 1-12 1996, № 7 1997.
Программа ориентирована на инструктора по физическому воспитанию ДОУ.
по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе»
Авторы: Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина.
Цель программы — содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
Программа обучения рассчитана на 4 года обучения для детей от 3 до 7 лет.
Основные задачи программы:
1. Укрепление здоровья:
способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
У-08. Федеральная образовательная программа дошкольного образования
формировать правильную осанку;
содействовать профилактике плоскостопия;
содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности;
содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений;
развивать ручную умелость и мелкую моторику.
Развитие творческих и созидательных способностей:
развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Основными разделами программы являются:
1. Танцевально-ритмическая гимнастика:
игроритмика (упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры);
игрогимнастика (строевые, общеразвивающие и акробатические упражнения, укрепление осанки, а также упражнения на расслабление мышц и дыхательные);
игротанцы (элементы хореографических упражнений, танцевальные шаги и танцевальные формы — историко-бытовой, бальный, современный и ритмический танцы);
Нетрадиционные виды упражнений:
танцевально-ритмическая гимнастика (специальные композиции и комплексы упражнений);
игропластика (элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга);
пальчиковая гимнастика (игры пальчиками, сопровождающиеся стихами и речитативами, по сказкам и рассказам, игры-потешки);
Очень важно знать и соблюдать правила здорового образа жизни
игровой самомассаж (упражнения с поглаживанием и растиранием отдельных частей тела в игровой форме);
музыкально-подражательные игры (подвижные и образные игры для строевых и общеразвивающих упражнений, игры для определения темпа, динамики, характера музыки);
игры-путешествия (или сюжетные занятия).
2. Креативная гимнастика (нестандартные упражнения, специальные задания, музыкально-творческие игры).
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. С помощью него учебно-воспитательный процесс приобретает привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
В программе отражены требования, предъявляемые к занимающимся, по освоению знаний, умений и навыков. Работать по этой программе педагогу будет легко, так как в ней подробно представлена методика проведения уроков по танцевально-игровой гимнастике. Авторы описали, как построить урок, как организовать проведение урока и какова методика на этапах обучения.
Для каждого года обучения представлены подробные конспекты уроков и сюжетных уроков. Каждый урок проводится в сопровождении рассказов и речитативов. Для организации сюжетных занятий авторы предлагают использовать эмблемы, жетоны, отличительные знаки, маршрутные листы, указательные карты, экраны соревнований, отличительные знаки.
Программа ориентирована на инструктора по физическому воспитанию ДОУ, на педагогов учреждений дополнительного образования.
Социально оздоровительная технология «Здоровый дошкольник»
Социально-оздоровительная технология включает в себя авторскую программу «Здоровый дошкольник», исследовательские методики, программу родительского университета, методологические разработки инноваторов (проект «Новое поколение»).
Программа «Здоровый дошкольник» посвящена проблемам воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.
Основные отличительные особенности программы:
Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии «здоровый образ жизни» ребенка. Реализация программы носит преимущественно индивидуально-дифференцированный характер.
Наличие физиологического обоснования в каждом разделе программы наряду с учетом закономерностей возрастной психологии, педагогической психологии и спортивной медицины.
Данная программа может применяться в любом ДОУ благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры, необязательности высокого уровня профессиональной подготовки персонала, но при обязательном добросовестном выполнении рекомендаций.
В ряде разделов программы предусмотрен учет климатогеографических и экологических особенностей региона.
В программе дано комплексное «физиологическое» определение здоровья ребенка как динамического и вместе с тем устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям состояния детского организма.
Программа состоит из шести разделов.
В первом разделе определяются исходные показатели состояния здоровья и психического развития детей. В диагностический комплекс включена оценка уровня двигательной подготовленности и физического развития, учет поведенческих, личностных характеристик и проявлений биоритмологического профиля, определение групп здоровья.
В третьем разделе описана система эффективного закаливания детей. Обязательными условиями его являются: правильное использование теплозащищающих свойств одежды и регулирование температуры воздуха в помещениях, хождение босиком. К нетрадиционным методам закаливания относятся: контрастные воздушные ванны и контрастный душ; к традиционным — обтирание, обливание, полоскание горла, разные виды массажа, различные методики обучения дыханию.
Комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, используемых в ДОУ определен в четвертом разделе. Здесь указываются основные задачи и обязанности педагогов-психогигиенистов, психокоррекционные средства и методы — индивидуальные беседы с детьми, игры (подвижные с преобладанием циклических упражнений, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, режиссерские), диагностика и коррекция нервно-психической сферы детей с помощью рисования («нарисуй семью» и т.д.), восприятие картин выдающихся художников и классической музыки, обучение старших дошкольников элементам аутогенной тренировки и психической саморегуляции.
В пятом разделе представлены основы рационального питания дошкольников. Здесь излагаются «золотые» правила приготовления пищи, одобренные Всемирной организацией здравоохранения.
В шестом разделе приведен перечень условий для оздоровительных режимов. Сюда входят: индивидуально-дифференцированный подход к детям в соответствии с биологическими ритмами, организация режима с учетом сезонных особенностей, оптимальные двигательные и умственные нагрузки, преобладание положительных эмоций.
В подразделах программы освещаются проблемы медицинской экологии (влияние внешнесредовых факторов на здоровье человека, формирование начал «экологического сознания») и психолого-педагогические аспекты сексуального развития и здоровья детей.
Необходимо отметить, что количество программ для ДОУ с каждым годом увеличивается, однако немногие из них по своему содержанию и структуре соответствуют должному уровню.
Общая характеристика средств физического воспитания детей.
В системе физического воспитания используются психогигиенические, эколого-природные факторы, а также движения и физические упражнения, выступающие в форме целостного двигательного режима.
Психогигиенические факторы включают общий режим груда и отдыха, питание, гигиену одежды, обуви, физкультурного оборудования и т.д. Любой из перечисленных факторов способствует осуществлению цели и задач физического воспитания лишь при условии полного физиологического и психологического комфорта ребенка. Поэтому при оценке эффективности этих факторов учитывается не их «правильность» в целом, а то, насколько каждый из детей их принимает, понимает и старается им следовать.
Эколого-природные факторы связаны с природой, которая является средой обитания человека, источником его здоровья, физического и двигательного развития. Солнце, воздух, земля, вода могут щедро одарить ребенка здоровьем, если научить его с благодарностью принимать этот дар:
— больше времени проводить в естественной среде — на воздухе;
— чаще соприкасаться с природой — ступать босыми ногами на землю, подставлять под лучи жаркого солнца и свежий ветер свое тело, ходить по воде;
— знать и выполнять специальные упражнения, развивающие зрение, слух, обоняние, осязание;
— больше двигаться, используя все разнообразие способов движений в естественной природной среде.
Особенно важно правильно использовать природные факторы в качестве закаливающих процедур. Прежде всего, их следует органически включить в режимные процессы. Например, облегчить одежду, обувь во время физкультурных мероприятий, использовать холодную воду при умывании и полоскании горла и рта после еды и т.д.
Наиболее эффективными видами закаливания физиологи признали контрастные водные и воздушные процедуры, которыми дополняется естественное закаливание.
Движения и физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность — биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Движения и физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей.
Все средства физического воспитания используются во взаимосвязи и выступают как система физкультурно-оздоровительной работы в конкретной возрастной группе.
Система физического воспитания строится на определенных принципах:
— принцип оздоровительной направленности;
— принцип разностороннего развития личности;
— принцип гуманизации и демократизации;
— принцип единства с семьей.
Физические упражнения – основное средство физического воспитания дошкольников.
Физические упражнения — основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводятся под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей.
Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.
Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие.
Разнообразные физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта.
Физические упражнения имеют ряд своих характерных особенностей: упражнения для формирования осанки (благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы); для развития органов дыхания (входят в каждый комплекс, укрепляют диафрагму — основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцу брюшного пресса); на отдельные части тела (для рук и плечевого пояса, для туловища и шеи, для ног); дня развития отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости» выносливости); на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени).
Физические упражнения могут проводиться с использованием различных предметов и снарядов или без них. Благотворное влияние физических упражнений на организм детей усиливает музыкальное сопровождение.
Физические упражнения в физической культуре дошкольников представлены следующими видами: 1) гимнастикой; 2) играми подвижными и спортивными; 3) спортивными упражнениями; 4) простейшим туризмом.
Гигиенические факторы. Санитарно-гигиенические требования к месту проведения занятий, одежде, обуви детей.
Эффективность занятия по физической культуре зависит не только от его содержания и организации, но и от санитарно-гигиенических условий, в которых оно проводится. Проверку условий и санитарно-гигиенического состояния мест проведения занятий (групповые участки, спортивная площадка, физкультурные залы), физкультурного оборудования и инвентаря, спортивной одежды и обуви осуществляют заведующий, методист, воспитатель по физической культуре, врач, медсестра.
Температура воздуха в помещении, где организуются занятия, должна быть 16-1743. Перед проведением занятия проводится сквозное проветривание и влажная уборка. Во время занятия должны быть открыты фрамуги, форточки. На занятиях дети занимаются босиком или в носках (хлопчатобумажных) в спортивной форме (спортивная майка, трусы-шорты).
Для занятий на воздухе при температуре от +5°С до -7°С дети занимаются в спортивном костюме (полушерстяном), футболке с длинными рукавами, кол готах, шерстяной шапочке, шерстяных носках, кедах. Необходимо, чтобы воспитатель по физической культуре также был в спортивной форме.
Во время организации физкультурных занятий важно предусмотреть меры безопасности и предупреждения травматизма детей.
Безопасность детей на протяжении всего времени пребывания в дошкольном учреждении обеспечивается созданием условий для их физического и психологического благополучия, предупреждения травматизма, физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к утомлению и переутомлению.
Оздоровительное воздействие природных факторов
Закаливание детей. Специальные закаливающие мероприятия.
Закаливание является неспецифической формой профилактики заболеваний. Несмотря на то, что заваливание известно с древности, до сих пор нет однозначных мнений и подходов к формам закаливания, их выбору в конкретных ситуациях.
Следует заметить, что рекомендуемые сегодня методы достаточно сложны для применения в детском саду. Основные виды закаливания: водные процедуры, воздушно-солнечные ванны.
В условиях детского сада любое закаливающее мероприятие провести достаточно сложно: необходимо выделить место и время, подобрать индивидуальные закаливающие дозы для каждого ребенка, учесть не только здоровье, но и желание, сиюминутное настроение. Большое количество специальных закаливающих процедур возлагает немалые физические нагрузки на персонал, а поэтому не обеспечивается качество процедур.
Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе ВФ.
Принципы ФВ. Общепедагогические принципы.
1. Разностороннее развитие личности:
— активизация мыслительной деятельности;
— создание условий в которых ребенок сам ищет наиболее рациональный способ поведения;
— упражнения в трудовых действиях;
— фиксировать внимание на красках, формах, окружающей обстановке и оборудовании;
— эмоциональное восприятие ритма музыки.
2. Принцип гуманизации – отказ от авторитарных форм общения
— физическое, психическое и социальное благополучие лежат в основе любого пед. процесса независимо от выбранной системы;
— вся функциональная работа строится на основе комфортности, учитывая желания и настроение ребенка;
— воспитателю необходимо знать куда и как вести ребенка и уметь это делать.
3. Принцип демократизации:
— предоставить воспитателю права свободного выбора форм, средств и методов работы, но такое право должно гарантировать высокие результаты работы.
— обязывать воспитателя уметь определять ближайшую зону здоровья, физического и двигательного развития детей, находить наиболее результативные средства, формы и методы работы объединяя их в системы;
— оценить эффективность используемых методик.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Реализация технологии Ю.Ф.Змановского «Здоровый дошкольник» с учётом этнокультурной ситуации развития детей
В ФГОС ДО одной из первостепенных задач является задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Выдающийся возрастной физиолог и психофизиолог, учёный, педиатр, педагог Ю.Ф.Змановский определял здорового дошкольника как «жизнерадостного, активного, любознательного, устойчивого к неблагоприятным внешним факторам, с высоким уровнем выносливости». Для укрепления физического и психического здоровья ребёнка в детском саду № 179 «Алиса» города Ульяновска выстроена система работы, основанная на взаимодействии педагогов, детей и родителей.
За основу своей системы мы взяли идеи профессора Ю.Ф.Змановского, но включили региональный компонент: использование народных традиций сохранения здоровья и физического воспитания. В Поволжье, в городе Ульяновске живут люди многих национальностей: русские, мордва, марийцы, удмурты, чуваши, татары.
Культуры этих народов взаимодействуют друг с другом, взаимообогащают каждую культуру, в том числе и русскую, создают яркую и уникальную палитру культуры нашей Родины. Поэтому недооценивать это нельзя. Кроме этого, наш детский сад имеет многонациональный состав – 62% русские, 25% — татары, 7% — чуваши, 3% — мордва, 3% — другие. В коллективе педагогов тоже работают представители разных национальностей.
1. Свою работу по сохранению и укреплению здоровья детей мы начинаем с определения исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей. Это комплекс антропометрических измерений, тесты по характеристике двигательной подготовленности, психолого-педагогические диагностики и т.д. Такие исследования проходят два раза в год.
2. Для обеспечения рациональной организации двигательной активности
детей мы используем разнообразные формы работы, в том числе обращаемся к народным подвижным играм, которые обеспечивают комплексное взаимодействие на развитие личности ребёнка и его здоровье. Радость движения детей в народных играх сочетается с духовно-нравственным обогащением детей.
Первые участники игр малышей – родители. Народные игры в практике семейного воспитания просты и доступны в организации. В них можно играть во время прогулки, на пикнике, во время путешествия. Мы знакомим родителей с народными играми на заседаниях родительских клубов «Домашний очаг» и «Будь здоров!», организуем мастер-классы, проводим консультации «Народные игры в семье», «Играем с пользой для здоровья».
Параллельно организуем работу в детском саду. Народные игры включаются в образовательную деятельность по физическому развитию, проводятся на физминутках, на физкультурных досугах и праздниках, на прогулке. Часто игры сопровождаются песенными припевками, музыкальным сопровождением. Приглашение к игре происходит благодаря «зазывалкам».
Игровые роли распределяются с помощью жеребьёвок, считалок, потешек. Они несут своё эстетическое значение и составляют игровой фольклор.
Большое значение отводим календарным играм. Они являются неотъемлемой частью календарных праздников. На «Рождественский сочельник» дети играют в «Масло», «С города долой!», на Масленицу — в «Горелки», «Горшки», «Пирог», на Пасху — в «Солнышко-вёдрышко», «Берёзу», на Троицу — в «Венок», «Водяного» и др.
Иногда вместо игр малой подвижности мы организуем игры-хороводы. Они тоже решают оздоровительные задачи: развивают речевое дыхание, учат согласовывать движение с речью, развивают мелкую моторику, формируют положительный эмоциональный настрой, привнося при этом в жизнь детей самобытный колорит русского пения. Особо полюбились детям хороводы «Хоровод водили», «Со вьюном я хожу», «Ходила младёшенька», «Берёзонька», «На горе-то калина».
Перед знакомством с новой народной игрой, мы рассказываем детям о жизни и традициях того народа, в чью игру детям предстоит играть, показываем иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовываем фольклором.
В таких играх мы даём детям возможность отличиться, показать своё творчество и фантазию, а также можно показать свою силу, быстроту и ловкость – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.
Татарские народные игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, вариативностью. Типы татарских народных игр чрезвычайно многообразны. Можно назвать такие: жребий и наказание, игры с игрушками, игры с движениями, прыгания, состязание в стойкости, игры с вращательными движениями, символические игры, игры с песнями и хороводами, игры с завязанными глазами, игры с верёвочкой, с метательными орудиями, игры с мячом, палками, игры с костями или камушками, домашние игры, зимние игры-забавы. Скок-перескок (Кучтем-куч), Займи место (Буш урын), Ловишки (Тотышуены), Тимербай, Мяч по кругу (Теенчекуены).
Среди татарских народных игр присутствуют игры-драматизации, например: «Убыр эби» ( Баба-яга), «Шамакай»; игры с песнями и плясками (хороводные) «Минлебай», « Курсэт эле, ускэнем»; подвижные игры «Унике таяклы» (Двеннадцать палочек), «Эбэк», «Качышлы»(Догонялки) и другие.
Характерная особенность русских народных игр — движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Такие игры как: «Гуси-Лебеди», «У медведя во бору», «Кот и мышь», «Горелки», «Пчёлки и ласточка» и другие. Также русский народный праздник «Масленица», который нравится и детям, и взрослым. На празднике проводятся эстафеты, хороводные пляски и песни.
Национальные мордовские игры тесно связаны с песнями, народными афоризмами и крылатыми выражениями. Такие игры как, «Котёл», «Раю-раю», «Круговой», «Салки» и другие.
В чувашских играх ярко отражаются быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве. Это подтверждают и названия игр. Например, такие игры, как «Стрельба из лука», «Хищник в море», «Луна или солнце», «Рыбки». В чувашских народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены.
Игры разнообразны по содержанию и организации. В чувашских народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Тексты игр чаще всего мы используем в переводе на русский язык.
Все игры очень разнообразны и имеют отличительные особенности, но все они решают единые задачи: развитие ловкости, быстроты, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, формирование дружеских взаимоотношений.
Большое внимание уделяем культурно-досуговой деятельности, проводимой совместно с детьми, педагогами и родителями. Устраиваем творческие посиделки, ярмарки народных игр, дни семейного общения, где игры народов Поволжья являются ярким моментом таких вечеров.
3. Система эффективного закаливания в ДОО реализовывается таким образом, чтобы каждый момент пребывания ребенка в детском саду характеризовался как благоприятный для становления аппарата физической терморегуляции, плохо функционирующей в периодах раннего и дошкольного детства.
Система эффективного закаливания детей реализуется в соответствии с нормами САНПИН. Не все технологии закаливания, разработанные Ю.Ф.Змановским, представляется возможным реализовать в условиях ДОО. Но эта проблема решается за счет просвещения родителей воспитанников на родительских клубах. В ДОО функционирует родительский клуб «Будь здоров!», где родителям мы рассказываем о различных методиках закаливания и укрепления защитных функций организма ребёнка с целью оздоровления и закаливания детей в домашних условиях.
Отличительной особенностью программы здоровый дошкольник змановского являются упражнения
Дистантный (заочный) курс обучения по
социально-оздоровительной технологии:
«Здоровый дошкольник»
Программа профессора, д-ра медицинских наук Ю.Ф. Змановского,
как концептуальная основа социально-оздоровительной технологии
«Здоровый дошкольник»
(Теоретико-экспериментальные обоснования и основные положения авторской программы)
Данная программа, посвященная проблемам воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, принципиально отличается от действующей программы воспитания в детских садах. Основные отличия:
1. Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии “здоровый образ жизни” ребенка. Реализация программы носит преимущественно индивидуально-дифференцированный характер.
2. Наличие физиологического обоснования в каждом из разделов программы наряду с учетом ряда закономерностей возрастной психологии, педагогической психологии и спортивной медицины.
3. Данная программа может применяться в любом дошкольном учреждении благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры, необязательности высокого уровня профессиональной подготовки персонала, но при обязательном и добросовестном выполнении рекомендаций.
4. В ряде разделов программы предусмотрен учет климато-географических и экологических особенностей региона.
Теоретико-методологический раздел программы содержит оригинальные понятия “здоровье” и “здоровый ребенок” и является её медико-педагогическим обоснованием. В соответствии с современным подходом, представленным в отечественной и зарубежной медицинской литературе, приводятся три определения здоровья человека — самотическое (физическое), нервно-психическое и сексуальное; все эти определения относятся и к растущему организму.
В программе дано комплексное “физиологическое” определение здоровья ребенка как динамического и вместе с тем устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям состояния детского организма, что достигается благодаря формированию комплекса функциональных систем, обеспечивающих оптимальный приспособительный эффект. Комплексное определение здорового ребенка дошкольного возраста включает большой набор характеристик — жизнерадостность, устойчивость к неблагоприятным внешнесредовым факторам, высокий уровень выносливости и работоспособности и т.д.
В этом разделе программы также представлен в краткой форме ряд основных положений возрастной физиологии, психофизиологии, детской и педагогической психологии, причем главным критерием включения этих положений в программу явилась их практическая значимость.
Характеризуя ситуацию в возрастной физиологии (прежде всего в развитии ребенка) в историческом аспекте, можно выделить два основных направления: аналитическое и теоретическое. Первое представляет собой накопление информации о возрастных особенностях деятельности физиологических систем растущего организма; второе посвящено поиску и обоснованию ведущих закономерностей формирования этих систем (здесь необходимо отметить ряд концепций: П.К.
Анохина — о гетерохронном развитии функциональных систем в отногенезе; И.А. Аршавского — об энергетическом правиле деятельности скелетной мускулатуры растущего организма; А.А. Маркосяна — о надежности, дублировании и пластичности в становлении физиологических систем у ребенка). В эти концепции входят также сформированные нами на I и II научных конференциях по физиологии развития ребенка понятия “каналов” роста и развития, подтвержденные практикой выводы о становлении цикличности процессов в раннем онтогенезе человека, роли формирующегося биоритмологического профиля ребенка-школьника в укреплении его здоровья. Все это вместе взятое явилось теоретической основой нашей физиологической концепции формирования здоровья детей.
Основными объектами наших исследований, проводимых в комплексе с другими лабораториями и отделениями Института педиатрии РАМН, РИПКРО, а также Института нормальной физиологии РАМН и Института физиологии детей и подростков РАО, стали возрастные особенности вегетативной регуляции и ее роли в сохранении и укреплении здоровья детей.
Новые факты и выявленные закономерности
Еще в предыдущих исследованиях (Ю.Ф. Змановский) у новорожденных детей, а затем и у взрослых здоровых людей, было выявлено три типа сосудистых реакций на локальные холодовые раздражители. Первый, обозначенный как неустойчивый, “лабильный”, характеризовался интенсивными и кратковременными прессорными реакциями; второй (“нормальный” тип) отличался менее интенсивными, но более длительными реакциями; наконец, у детей (и у взрослых) с третьим типом вегетативно-сосудистой реактивности, обозначенным как “инертный” (позднее “устойчивый”), реакции были или неинтенсивными, но очень длительными, или визуально (на плетизмограмме) отсутствовали. Последнее наблюдение оказалось неожиданным и наиболее интересным, ведь сосудистый аппарат как бы не реагирует естественной сосудосуживающей реакцией на локальный (местный) холодовой стимул.
Возможно следующее объяснение. В процессе эмбрионального развития происходит формирование генотипической основы той или иной физиологической системы. Эта основа определяет пределы функционирования данной системы в русле соответствующего “канала” развития. Наличие трех типов реакций, вероятно, обусловлено формированием соответствующих каналов вегетативной регуляции.
В первом из них преобладают преимущественно симпатические эффекты, в третьем — парасимпатические. В промежуточном канале, находящемся как бы посередине, эти влияния уравновешиваются.
Как показали наши исследования, у детей дошкольного возраста с выявленными типологическими различиями кожно-сосудистых реакций развитие в онтогенезе происходит в русле каждого канала и ограничено его границами. Однако взаимодействие между соседними каналами, а иногда и между крайними, может изменить характер тех или иных реакций. Эти данные указывают на необходимость применения типологически-дифференцированного подхода к поиску и разработке эффективных для детей профилактических и оздоровительных методов.
Исследованиями доказана целесообразность типологического подхода (в другом аспекте) к оценке состояния здоровья детей. Выявлена связь соматотипов со степенью выраженности экстероцептивной рефлексации, т.е. с психоневрологическими параметрами. Их нарушения чаще наблюдаются у представителей астеноидного и дигестивного типов.
В процессе исследований удалось также обнаружить определенную тенденцию в становлении вегетативной регуляции в периодах раннего и дошкольного детства: постепенное возрастание роли симпатических влияний в реакциях растущего организма на экстеро- и интероцептивные стимулы. Были охарактеризованы и возрастные особенности кожно-сосудистых реакций у детей. У старших дошкольников (5–7-летних) они отличаются большой интенсивностью при меньшей продолжительности, что указывает на развитие физической терморегуляции, которая, по нашим данным (И.А. Корниенко), формируется к концу дошкольного возраста. Однако указанная здесь типология этих реакций не претерпевает существенных изменений в дошкольном возрасте.
В исследованиях кожно-сосудистых реакций у детей дошкольного возраста нами выявлена еще одна особенность, а именно — наличие асимметрии показателей кожной температуры. Установлен следующий научный факт: если у ребенка, не имеющего жалоб и клинических проявлений ОРЗ, в исследованиях кожно-сосудистых реакций не выявилась асимметрия ни по одному из параметров, то спустя 1–2 дня нередко можно было ожидать возникновения этого заболевания. Данное наблюдение представляет не только теоретический, но и значительный практический интерес в разработке объективной донозоллогической диагностики ОРЗ. Наибольшая эффективность диагностики отмечена при использовании термодатчиков (их массовый выпуск еще не освоен отечественной промышленностью).
У детей дошкольного возраста была выявлена термоасимметрия. По методике термохронографии в условиях графической регистрации в качестве регистратора теплового состояния участка кожи был использовал детектор инфракрасного излучения. Одновременно производилась графическая регистрация изменений температуры кожи после кратковременного охлаждения. Использовалась оригинальная отечественная аппаратура. По крутизне кривой восстановления фоновой температуры оказалось возможным более точно оценивать кожно-сосудистые реакции и выявлять асимметрию.
В исследованиях С.В. Ким особенности кожно-сосудистых реакций были изучены в динамике как у здоровых, так и у больных респираторными заболеваниями (ОРЗ, бронхиты, пневмонии) детей.
Установлено, что у здоровых детей, как правило, имеется термоасимметрия, наиболее выраженная на участках кожи тыльных поверхностей кистей; в среднем разница в параметрах фоновых температур оказалась равной 0,8о С и более высокой температурой на левых участках. В период острого лихорадочного состояния термоасимметрия уменьшается вплоть до полного купирования, преимущественно за счет повышения температуры на участке кожи правой руки. Темп восстановления термоасимметрии зависит от длительности лихорадочного периода: после ОРЗ с коротким (1–3 дня) лихорадочным периодом темп восстановления термоасимметрии и, соответственно, физической терморегуляции составляет 1–2 недели, при лихорадочном периоде от 3 до 10 дней — 2 недели. Эти данные необходимо учитывать при возобновлении оздоровительно-закаливающих процедур у реконвалесцентов.
При изучении микроциркуляции, т.е. кровотока в сосудах малого калибра, включая капилляры, у детей дошкольного возраста выявлена большая реактивность мелких сосудов на действие температурных стимулов. В исследовании периферического кровообращения по методике тетраполярной реографии и термохронографии изучено вазотропное влияние не только холодовых, но и локальных тепловых раздражителей. При этом наблюдались изменения тонуса сосудов: его повышение в сосудах среднего и крупного калибра при холодовых пробах и повышение тонуса вен — при тепловых. Однако депрессорный эффект от тепловых воздействий оказался слабо выраженным, что указывает на недостаточную сформированность соответствующих регуляторных механизмов и необходимость их тренировки в процессе закаливания детей дошкольного возраста.
В совместной работе с лабораторией клинической биохимии, проведенной с применением новых микрометодов, были изучены возрастные и биоритмологические особенности перекисного окисления липидов и антиоксидатной системы, участвующих в метаболической модификации клеточных мембран. Полученные данные отражают недостаточную развитость этих систем у детей дошкольного возраста. В связи с ролью вирусной инфекции в этиологии и патогенезе частых ОРЗ проводились и вирусологические исследования у детей раннего и дошкольного возраста.
В ходе исследования установлено, что под влиянием циклических упражнений и закаливающих методов повышается энергетический обмен клеток периферической крови, снижается тканевая гипоксия (по показателям ферментов цикла Кребса). Это создаёт условия для повышения сопротивляемости организма ребенка к инфекции.
Выявлены также корреляции между показателями кожно-сосудистых реакций и ферментным статусом крови. Наибольшая зависимость установлена между продолжительностью реакций и активностью НАДФН2 — диафаразы нейтрофилов: чем больше длительность реакции (что характерно для часто болеющих детей), тем менее устойчиво состояние нейтрофилов.
Таким образом, о состоянии окислительно-восстановительных процессов в клетках крови можно судить по показателям неинвазивного и абсолютно безвредного метода кожно-сосудистых реакций. Для детей, часто болеющих ОРЗ, характерны специфические кожно-сосудистые реакции и иное, чем у здоровых, удержание в слюне иммуноглобулинов класса А и лизоцима. Выявлена прямая корреляция: наряду с интенсивными и длительными реакциями на холодовые раздражители у таких детей отмечено значительное превышение возрастных нормативных показателей иммуноглобулинов и лизоцима. Таким образом, доказана взаимосвязь нарушений вегетативной регуляции иммунологической реактивности в патогенезе респираторных заболеваний у детей.
Совместно с отделением лечебной физкультуры и спортивной медицины нашей лабораторией было изучено влияние физических упражнений на состояние здоровья детей. Исследованиями установлено, что наибольший оздоровительный эффект дают циклические, т.е. длительные и повторяющиеся упражнения (оздоровительный бег, прыжки, планирование, аэробика, минибаскетбол и т.д.) при преимущественном использовании средних и даже малых нагрузок, например при степ-тесте до частоты 130–132 уд./мин.
Интерес, в частности, представляет исследование об оздоровительном влиянии длительных циклических упражнений на открытом воздухе, условиях и методике рациональной организации двигательной активности детей в благоприятной природной среде. Определены особенности двигательной активности детей раннего возраста в зависимости от пола, возраста, физического развития, степени плоскостопия, сезона года. Перечисленные факторы, особенно индивидуальный темп физического развития, отражаются на характере двигательной активности и, соответственно, на состоянии соматического здоровья детей.
Наши комплексные клинико-лабораторные исследования, имеющие приоритетный характер, проведены с привлечением большого контингента (более 1500) детей. Они дали возможность разработать и внедрить в деятельность дошкольных учреждений физиологически обоснованную систему оздоровления, обеспечивающую укрепление соматического и психического здоровья, нормальное физическое и общее развитие детей раннего и дошкольного возраста.
Источник: www.ucheba.com