Во многих контекстах термины «методика» и «программа» очень близки по смыслу. Но в большинстве случаев между ними наблюдается существенная разница. В чем она заключается?
Что представляет собой методика?
Под методикой в общем случае понимается совокупность рекомендаций или предписаний, в соответствии с которыми должна решаться та или иная задача. В методике конкретизированы, прежде всего, основные инструменты, которые задействует человек, ответственный за решение соответствующей задачи, разъяснено то, каким образом применять данные инструменты.
Методика как руководящий источник применяется в самых разных сферах. К примеру, в образовательной. Применительно к соответствующей сфере под методикой понимается описание процесса преподавания по какому-либо предмету с учетом темы занятия, сложности материала, возраста обучающихся и т. д. В методике, сформированной в рамках образовательного процесса, предполагается определение целей, принципов, содержания, инструментов, форм обучения.
Методика, метод или методология — как их не перепутать? // КПК АПО
Что представляет собой программа?
Под программой традиционно понимается описание действий человека или некоторого автономного технологического объекта — компьютера или робота, которому необходимо строго следовать. Хотя бы небольшое отклонение от программы может привести к результату, равнозначному невыполнению всех ее пунктов.
Структура образовательных программ, к примеру, может отражать:
- основные нюансы применения знаний с учетом достижений науки, техники (если речь идет, допустим, о естественно-научных предметах), социального и культурного развития государства (если речь идет о гуманитарных дисциплинах);
- цели преподавания определенных видов знаний учащимся;
- преемственность между разными типами преподаваемых материалов, последовательность передачи знаний учащимся;
- в тех случаях, когда это необходимо, — связь преподаваемого предмета с другими дисциплинами.
Сравнение
Главное отличие методики от программы заключается в том, что первый источник включает положения главным образом общерекомендательного характера, последовательность выполнения которых не всегда бывает строгой, но в большинстве случаев является желательной. В свою очередь, программа — более строгий документ, отклонения от которого могут быть недопустимыми в принципе.
Таким образом, предназначение методики и программы — разное. Первый источник призван определять перечень инструментов и подходов, которые могут применяться человеком, решающим ту или иную задачу, а также регламентировать основные нюансы задействования соответствующих инструментов и подходов. В свою очередь, программа определяет то, как именно, в соответствии с какими алгоритмами должен действовать человек (или некая автоматизированная инфраструктура, находящаяся в его распоряжении, — например, компьютер).
Методология, методы, методики: в чём разница?
Однако у методик и программ бывает и много общего. Так, в алгоритме программы может быть предусмотрено применение в определенной последовательности именно тех инструментов, что закреплены в той или иной методике. Кроме того, успешная реализация методики (например, связанной с преподаванием какой-либо темы в образовательном учреждении) может потребовать задействования определенной программы.
Определив, в чем разница между методикой и программой, зафиксируем выводы в небольшой таблице.
Таблица
Методика | Программа |
Что общего между ними? | |
Программа может включать алгоритмы, регламентирующие применение инструментов, предусмотренных той или иной методикой | |
Успешное выполнение тех или иных этапов методики (например, образовательной) человеком может потребовать применения им определенной программы | |
В чем разница между ними? | |
Представляет собой источник главным образом рекомендательного характера, в котором приводятся перечень инструментов для решения той или иной задачи, а также общие рекомендации касательно их применения | Представляет собой источник, в котором прописан строгий алгоритм действий или применения тех или иных инструментов |
Прийти к пункту назначения можно лишь тогда, когда верно задан курс движения, а все участники знают, куда и зачем они идут. Проект и программа – категории западного менеджмента, где повышенное внимание уделяется грамотному планированию. Как понять разницу между ними и на что влияют отличия?
Что такое проект и программа
- Проект – взаимосвязанный набор мероприятий и процессов, основная цель которого – реализация масштабной задачи. Его главные атрибуты – наличие сроков исполнения, ресурсы, миссия. Реализация проекта может быть подсчитана количественно, а также качественно (поставленные цели достигнуты либо провалены).
- Программа – группа проектов, объединённых единой целью, управлением, ресурсами, миссией. Их результат – качественное изменение состояния, вызванное реализацией запланированных задач. Программа развития здравоохранения предполагает выполнение ряда проектов: строительство больниц, проведение исследований, обучение персонала и многое другое.
Разница между проектом и программой
Итак, важнейшее отличие между указанными понятиями – это их масштаб. Программа – это несколько проектов, объединённых между собой одной целью. Она измеряется не количественно, а качественно и предполагает изменение состояния. Сроки реализации проекта, как правило, определены жёстко, а их перенос неизбежно повлияет на воплощение в жизнь программы.
Также есть отличия и по сложности воплощения в жизнь поставленных задач. Реализация проекта видится более простой, так как для успеха достаточно достигнуть целей к определённому периоду времени. Программа – это лишь гипотеза (борьба с алкоголизмом или наркоманией), которая должна найти своё подтверждение на практике. Не всегда взаимосвязанные проекты и их успешное воплощение приводят к изменению состояния, а результат и вовсе может оказаться непредсказуемым.
Отличие проекта от программы заключается в следующем:
- Объём понятия. Программа – понятие более широкое, включающее в себя совокупность проектов.
- Продолжительность. Сроки реализации программы – широкие, проекта – конкретные, измеримые.
- Результат. Проект воплощён тогда, когда запланированные мероприятия выполнены к указанной дате. Результат программы – изменение состояния, влияние на ситуацию. Таким образом, даже её частичная реализация может оказаться успешной, а полученный эффект превзойти все ожидания.
- Сложность. Реализация программы сложнее, чем выполнение проекта, так как все слагаемые задачи нуждаются в координации.
» Что такое программа?
1.(англ. program , program software, app/application (приложение), software application) — это наиболее распространенный вид на компьютере, выполняющий специальную функцию или задачу.
Например, Microsoft Word это программа текстовый редактор, которая позволяет пользователям создавать, редактировать и просматривать документы.
Без программ компьютер будет по-прежнему работать с операционной системой, но Вы не смогли бы нечего сделать.
Разница между программами и приложениями
Когда компания Apple представила миру iPhone, она популяризировала термин «App», но app (application, ) и программа это одно и то же. Сегодня большинство людей ассоциируют «приложения» с программами на Apple Mac, смартфонах и планшетах, а «программы», как то, что работает на компьютере.
Во всех случаях о программах и приложениях (app) правильно думать как об одних и тех же вещах.
Разница между программами и скриптами
Когда программа создана, она составлена на языке, который может понять компьютер. После компиляции программа не нуждается в каких-либо других программах, до тех пор, пока компьютер имеет необходимую операционную систему и платформу. А скрипты не компилируются и требуют интерпретатор для перевода сценария в вид понятный компьютеру. Без такого переводчика скрипт не может работать на компьютере, но после установки скрипт может работать на любой платформе без необходимости быть переписанным. Для простого примера можно взять сайты, написанные на HTML и JavaScript, интерпретатором для которых является интернет-браузер.
Какие типы файлов являются файлами программ
Программы должен быть исполняемым файлом, и для программ, работающих под управлением Microsoft Windows, он имеет расширение.EXE, .COM или.PIF. Выполнение этих файлов запускает программу и позволяет использовать её на компьютере. На операционных системах Apple Macintosh файлы программ заканчиваются.APP.
Некоторые примеры компьютерных программ
Существуют миллионы различных программ доступных для компьютеров, телефонов и других современных устройств. Ниже приведено лишь несколько примеров программ и их категорий.
Являются ли игры программами?
Да, но, как правило, их называют , а не программами. А из-за большого разнообразия различных игр, их также делят на подкатегории, такие как , и другие. Например, Quake это игра в жанре шутер от первого лица (FPS).
Источник: innovakon.ru
Отличие программы от методики
Форум KAZUS.RU » Форумы по электронике » Измерительное оборудование » Что такое программа и методика измерений и чем отличается программа от методики
Частый гость
: 11
Сказал спасибо: 0
Сказали Спасибо 0 раз(а) в 0 сообщении(ях)
Что такое программа и методика измерений и чем отличается программа от методики
Сыну в институте дали задание написать программу и методику измерений параметров сигналов. Я не смог нормально ответить на его вопрос, чем отличается программа от методики. Хотел бы спросить у знатоков, чем отличается программа измерений от методики измерений и существует ли гостированное определение программы и методики измерений или хотя бы определения в умных книгах. Может быть есть примеры готовых программ и методик, изучение которых позволит четче понять различия и особенности.
Источник: kazus.ru
Вопрос 4.Основные методологические понятия (программа, алгоритм, подход и метод).
В науке важно не просто найти решение, а методологически закрепить его. Это требование четко сформулировал Р. Декарт: для науки существенно не любое случайное решение, не «счастливая находка», а именно наилучшее решение на основе правильного метода. Поэтому стержнем научной деятельности является научный метод, в котором уже присутствуют механизмы самокоррекции научного поиска.
В правильном исследовательском методе уже заложены истинностные критерии. Иначе говоря, истина выступает в качестве коррелята научного метода и его продукта (Ч. Пирс).
В число основных методологических понятий входят: подход, метод, программа и алгоритм.
Программа – это совокупность однозначных действий; соответственно, описание программы есть совокупность однозначных предписаний. Те или иные программы могут входить в состав метода (понятие «метод» шире, чем понятие «программа) как его наиболее четко определенные части.
Алгоритм – это тоже программа, но такая, которая неизбежно приводит к решению той или иной задачи, т.е. это заведомо успешная программа действий (другое название – методика). Иначе говоря, алгоритм – это гарантированная программа.
Метод, в отличие от алгоритма, не гарантирует достижения поставленной цели. При описании метода исследования не предполагается, что он обязан дать однозначный положительный результат; один и тот же метод может быть использован в разных условиях для решения разных проблем, и, наоборот, одна и та же проблема может решаться разными методами.
Подход – это менее разработанное в методологической литературе понятие. В целом, подход представляет собой категорию более общую, чем метод. Ядро подхода составляют те или иные теоретические положения, допущения или понятия. Подход выступает теоретическим основанием для более конкретных методологических предписаний.
По сравнению с методом подход – это менее оформленное образование. Поэтому понятие «подход» нередко употребляется в тех ситуациях, когда та или иная предметная область науки методологически еще несовершенна. В этом случае мы лишь ищем подходы к проблеме. Вполне возможна ситуация, когда уже обозначен подход, но еще нет четко проработанного метода.
Подход – это менее директивное методологическое образование. Как правило, подход заведомо имеет или предполагает альтернативы в виде других подходов. Поэтому понятие «подход» нередко употребляется в тех ситуациях, когда исключена сама возможность единственной методологии (например, в некоторых гуманитарных направлениях).
Подход – это более крупное методологическое образование. В рамках одного подхода может использоваться целая совокупность методов. Поэтому понятие «подход» нередко употребляется в тех ситуациях, когда исходная методологическая идея может быть реализована разнообразными методами. Например, может осуществляться поиск оптимального метода в рамках того или иного подхода.
Научный метод – это система приемов и регулятивных принципов, руководящая научным познанием и обеспечивающая получение нового знания.
Система научно-познавательных методов включает в себя достаточно разнородное семейство методологических форм: регулятивы, определенные устоявшиеся методы, алгоритмы (методики), различные общие подходы. Описать единый научный метод однозначно, как унифицированную совокупность достаточно определенных предписаний, невозможно. Хотя такие попытки предпринимались. Например, Ф. Бэкон утверждал, что наука – это регистрация фактов, восхождение от единичных данных к существенным генерализациям. Р. Декарт считал, что наука – это прежде всего обобщенно-математический метод мышления, умение оперировать отвлеченными идеями.
Эти и другие сходные с ними программы во многом базируются на несколько упрощенных представлениях о научной деятельности. Невозможность однозначно охарактеризовать научный метод связана со сложностью, многомерностью, полиструктурированностью такого явления, как научная деятельность. В настоящее время общепризнанным является тезис, что вообще не существует монолитной науки как некой единой истинной теории, непрерывно развивающейся и равномерно расширяющейся.
Наука – это деятельность изначально диалогическая и плюралистическая, несущая в себе альтернативы, конфликты теорий, столкновение точек зрения, апробацию подходов и поиск наилучших методов. Научный метод не является алгоритмом и не гарантирует в общем случае однозначного достижения поставленной цели, делает научную деятельность принципиально открытой для новых подходов и методологических проектов, корректируемой и самосовершенствующейся.
Научный метод как теория в действии. Критерии научного метода не предшествуют научной деятельности (как бы задаваемых ей априорно), а вырабатываются внутри самой научной деятельности. В современном понимании научного метода акцент перенесен с поиска его универсальных координат (как было до середины XIX в.), на его конкретное звено, связанное непосредственно с конкретными научными теориями. Так, в неопозитивизме метод и теория считались раздельными: универсальный научный метод применим к наличному эмпирическому материалу; это применение рождает теорию как продукт.
В настоящее время происходит сближение понятий «теория» и «метод». Усилена предметно-теоретическая составляющая научной деятельности, подчеркивается, что те или иные содержательные научные методы связаны с самой теорией, рождаются в ее контексте. Однако, хотя сферы теоретического и методологического знания пересекаются и взаимодействуют, они не могут быть отождествлены.
В то же время, хотя нет некоего универсального, единственного научного метода, научная деятельность всегда управляется текущими регулятивными принципами, методологическими стандартами. В различных науках всегда действует то или иное сформировавшееся реальное методологическое поле.
Источник: megalektsii.ru