Отдел программ занятости и рынка труда функции

Содержание

Государственная служба занятости – это структура, включающая в себя специальные государственные органы, призванные осуществлять решение проблем рынка труда, регулирование спроса и предложения на рынке труда, содействие безработным в вопросах трудоустройства, профессиональной переориентации, социальной поддержки.

Роль Государственной службы занятости

В соответствии с российским законодательством каждый гражданин, вынужденно утративший работу, имеет право заявить об этом. Это право является основополагающим для поведения безработного на рынке труда. Государство не тратит ресурсы на выявление неработающих граждан.

Право и обязанность каждого гражданина, который хочет получить статус безработного, состоит в необходимости уведомить государства о своем статусе. Для выполнения этой задачи государство создало специальный орган в лице Государственной службы занятости. Именно в эту службу обращаются безработные лица, которые ищут работу. Служба регистрирует неработающих граждан и в десятидневный срок предоставляет им информация о подходящих им вакансиях. При отсутствии подходящих вакансий лицо наделяется статусом безработного и правом получения государственного пособия.

Обзор Рынка труда в России — май 2023

Замечание 1

Деятельность Государственной службы занятости осуществляется на бесплатной основе.

Государственная служба занятости в определенной мере призвана выступать посредником между лицами, которые не могут самостоятельно найти работу, и работодателями, которые готовы на бесплатной основе получить работника соответствующей квалификации и опыта. При этом государство не ставит неработающему гражданину в обязанность необходимость поиска работы через Государственную службу занятости. Каждый гражданин имеет право искать работу самостоятельно.

В настоящее время Государственная служба занятости наделена более широким объемом полномочий, чем раньше. Сегодня специалисты говорят о необходимости комплексного внедрения автоматизации в процесс управления занятостью и безработицей.

Функциональное назначение Государственной службы занятости

Государственная служба занятости выполняет различные функции, в общем виде которые можно свести к следующему:

«Роль и функции государственной службы занятости. Статистический анализ занятости и безработицы»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

  • выполнение анализа и прогнозирования соотношения предложения и спроса на рынке труда, информирование граждан и работодателей относительно состояния рынка труда;
  • ведение учета вакантных рабочих мест и населения, которое обращается в службу с целью трудоустройства;
  • осуществление консультирования работодателей и граждан, которые обращаются в службу, с целью получения информации о наличии вакансии или претендентов на их замещение, по вопросам требований, которые предъявляются к работникам и профессиям;
  • помощь населению в выборе работы, отвечающей образованию и квалификации, работодателям – в подборе соответствующих кадров;
  • организация системы и оплаты профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации незанятых граждан в учебных заведениях и учебных центрах службы занятости, помощь в определении направлений переобучения;
  • оказание помощи в вопросах профессиональной ориентации и трудоустройства высвобождаемых работников и иных категорий граждан;
  • осуществление регистрации безработных граждан и оказание им помощи в рамках полномочий данного органа государственного управления;
  • предоставление гражданам пособий, связанных с безработицей;
  • представление заключений и предложений относительно использования труда иностранных граждан, которые привлекаются на территорию страны в соответствии с межправительственными лицензиями и соглашениями;
  • разработка программ занятости на уровне регионов, в том числе по вопросам финансового обеспечения и обеспечения социальной защищенности отдельных слоев населения.

Показатели статистического анализа занятости и безработицы

Ситуация на рынке труда характеризуется через показатели занятости и безработицы. К числу этих показателей относятся ряд абсолютных показателей, которые включают в себя:

В России не хватает сотрудников! / Уникальная ситуация на рынке труда 2022-2023

  • во-первых, численность занятых в экономике, которая отражает количество лиц, имеющих работу. К категории занятых относятся лица, достигшие возраста 15 лет и старше, который в период обследования осуществляли любую деятельность, выполняемую за зарплату или прибыль и связанную с производством товаров, работ, услуг. В этот же показатель включают лиц, которые временно отсутствует на рабочем месте, но сохраняют с ним связь. Для определения данного показателя опрос проводится в отношения 77000 человек;
  • во-вторых, численность безработных, которая отражает количество лиц, не имеющих работу, но желающих ее найти. К числу безработных относят лиц, достигших возраста экономической активности и отвечающих ряду критериев на одновременной основе: отсутствие работы, поиск работы, готовность приступить к работе в течение недели.

Относительными показателями занятости и безработицы выступают:

  • во-первых, уровень безработицы, который определяется как частное от деления численности безработных на численность экономически активного населения. Данный показатель выражается в процентах;
  • во-вторых, уровень занятости, который определяется как частное от деления численности занятых на численность экономически активного населения. Данный показатель также выражается в процентах.

В настоящее время официальные статистические данные свидетельствуют о росте показателя численности рабочей силы, который, к примеру, за первое полугодие 2019 года увеличился с 74,9 млн человек до 75,6 млн человек. При этом численность занятых в тот же период возросла на 1 млн человек, то есть с 71,2 до 72,2 млн человек. Численность безработных в том же периоде сократилась на 0,2 млн человек с 93, 6 до 93,4 млн человек. Уровень зарегистрированной безработицы в этот период составил 1%.

Читайте также:
Как завершить программу в ubuntu

Источник: spravochnick.ru

4.Характеристика отдела содействия занятости

Основная цель функционирования отдела – оказание услуг незанятому населению, безработным гражданам в содействии их занятости.

Структуру и штаты отдела утверждает директор центра занятости населения с учетом объемов работ.

Возглавляет отдел заместитель директора — начальник отдела, который назначается и освобождается от должности директором центра занятости населения.

Распределение обязанностей между работниками отдела осуществляется руководителем отдела в соответствии с должностными инструкциями и настоящим Положением.

Отдел содействия занятости в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями органов исполнительной и законодательной власти Кемеровской регламентами по оказанию государственных услуг в сфере занятости населения, приказами и указаниями Управления государственной службы занятости населения, Уставом Государственного учреждения Центра занятости населения г. Междуреченска.

Основными задачами отдела являются:

1.оказание содействия гражданам, обращающимся в центр занятости, в трудоустройстве, в том числе на основе реализации специальных программ занятости населения;

2минимизация сроков поиска подходящей работы;

3.организация профессионального подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан; опережающего обучения высвобождаемых работников;

4.оказание услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан;

5.организация и проведение специальных мероприятий, способствующих занятости лиц, испытывающих затруднения при трудоустройстве;

6.обеспечение мер социальной защиты в области занятости населения.

Разработка предложений по формированию программы содействия занятости населения;

Подготовка предложений в органы исполнительной и законодательной власти по реализации активной политики занятости населения;

Составление статистических отчетов о работе отдела;

Проведение предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства для высвобождаемых работников;

Оказание консультативных услуг населению, работодателям по вопросам, находящимся в компетенции отдела;

Учет и регистрация граждан, обращающихся в центр занятости в целях поиска подходящей работы, регистрация и перерегистрация граждан в качестве безработных;

Проведение профессиональной ориентации, оказание психологической поддержки для ищущих работу и безработных, участие в разработке методических материалов, необходимых для проведения указанных работ;

Проведение профессионального отбора и направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан, а так же высвобождаемых работников в соответствии с действующим законодательством;

Организация временной занятости несовершеннолетних граждан, желающих работать в свободное от учебы время;

Реализация мер по содействию предпринимательской деятельности и самозанятости безработных граждан;

Выполнение программ социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;

Реализация программ временной занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

Реализация программы временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

Реализация мер по содействию добровольному переезду граждан в другую местность для трудоустройства по предложению центра занятости, включая возмещение гражданам затрат в предусмотренном законодательством порядке;

Направление граждан на пенсию, назначаемую в соответствии с законодательством досрочно;

Сбор и регистрация сведений о наличии вакантных рабочих мест на предприятиях;

Участие в проверках организаций по выполнению требований законодательства о занятости по вопросам, входящим в компетенцию отдела;

Проведение работы по ведению архива, формированию, оформлению и хранению личных дел безработных граждан, подготовке и передаче дел на государственное хранение;

Информирование населения и работодателей через СМИ о состоянии рынка труда, реализации программ занятости населения;

Рассмотрение жалоб граждан и организаций, принятие по ним решений в пределах компетенции отдела;

Обеспечение защиты государственной тайны, конфиденциальности информации.

5.Виды и порядок подготовки документации.

Источник: studfile.net

Положение службы занятости населения на современном рынке труда

Колесниченко, М. Н. Положение службы занятости населения на современном рынке труда / М. Н. Колесниченко. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/172/9723/ (дата обращения: 12.07.2023).

Одной из основных составляющих экономики нашей страны являются сфера трудовых отношений. Современный рынок труда представляет собой особую форму экономической жизни общества, где работники осуществляют торговлю особым видом товара — своими знаниями, навыками, умениями и опытом [2].

Основными субъектами рынка труда являются:

  1. собственники средств производства и органы, представляющие их интересы (ассоциации предпринимателей);
  2. наемные работники и организации, отражающие их интересы (профсоюзы, советы работодателей);
  3. государство (в лице различных его структур) как посредник между работодателями и наемными работниками.

Следовательно, рынок труда представляет собой систему конкурентных связей между участниками рынка по поводу найма и использования работников в общественном производстве. Также рынок труда характеризуется процессом обмена способности трудиться на денежное вознаграждение.

Как отмечалось ранее, среди основных субъектов рынка труда особая роль отведена государству, как регулятору отношений найма, посредника между работодателями и наемными работниками и главного организатора функционирования рыночных отношений в этой сфере.

Государство обладает влиянием на различные сферы рынка труда, которые оказывают воздействие на становление занятости, как в отдельных отраслях, так и в глобальном масштабе. Государство в качестве регулятора отношений на рынке труда может оказывать влияние на:

Читайте также:
Представьте что вы участвуете в разработке целевой программы по привлечению активного населения гдз

 уровень предлагаемой заработной платы,

 предоставление дополнительных льгот отдельным лицам или категориям работников,

 уровень социального обеспечения.

Для регулирования рынка труда государство создает специализированные организации — службы занятости.

Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности:

I уровень — федеральная служба занятости;

II уровень — региональные организации службы занятости;

III уровень — местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры.

В процессе своего формирования служба занятости прошла сложный путь развития [1]. По мнению автора, связано это с определенными нелегкими этапами в истории нашей страны, кризисными явлениями, которые не могли, не отразится на социальной политике. Также прослеживается постепенное увеличение функционала службы занятости в процессе преобразований, что говорит о значимости службы занятости в социально-экономической политике как макро-, так и микро-уровне.

Основными задачами государственной службы занятости являются:

 учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;

 информирование о возможностях трудоустройства;

 содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;

 сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;

 организация общественных работ;

 организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;

 выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи;

 оформление досрочного выхода на пенсию;

 разработка программ занятости;

 мероприятия по социальной защите различных групп населения.

Для решения перечисленных выше задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и частные, присущие только ему функции.

Общими функциями служб занятости всех уровней являются:

 анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;

 оказание помощи в выборе работы;

 организация подготовки и переподготовки кадров.

Для федеральной службы частными являются функции:

 разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных;

 поиск и разработка механизма финансирования этих программ;

 определение основных направлений профессионального обучения;

 создание правовой и нормативной базы функционирования;

 координация работы региональных и местных служб занятости.

Для местных организаций службы занятости частными являются функции, связанные с работой непосредственно с гражданами: регистрация безработных, поиск свободных мест, трудоустройство, выявление актуальных профессий, переобучение и выбор курсов, а также учебных программ. Много внимания уделяется социально незащищенным слоям населения. Предусматриваются специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации военнослужащих в гражданской среде, содействию развития малого бизнеса, трудоустройству подростков, организации профессионального консультирования различных групп населения, включая школьников, участию в решении региональных проблем рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство лиц, освобожденных из мест заключения.

Стоит отметить, что работа служб занятости не в силах влиять коренным образом на состояние рынка труда в стране. В нашем государстве не существует на законодательном уровне обязательства выполнять назначения и рекомендации служб занятости предпринимателями и предприятиями.

Последние стараются самостоятельно определить круг возможных соискателей через собственные отделы кадров. Это позволяет сделать выбор в достаточно короткие сроки и принимать решение о трудоустройстве после общения с большим кругом возможных специалистов.

А соискатели, в свою очередь, чтобы избежать бюрократических издержек общения с государственными структурами, изъявляют желание общаться с потенциальными работодателями напрямую, без посредников. Но при этом на законодательном уровне закреплена обязанность предприятий ежемесячно передавать сведения в службу занятости. В соответствие со ст. 25 Закона Российской федерации от 19 апреля 1991г. № 1032–1 (в ред. от 22.12.2014г.) «О занятости населения в Российской федерации» организации должны предоставлять в органы службы занятости населения информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей. Но в действительности практика показывает, что большое количество работодателей зачастую пренебрегают данной обязанностью, либо предоставляют данные об отсутствие вакансий, когда в реальности они существуют.

По мнению автора, существующие государственные службы занятости не в состоянии выполнять в полном объеме роль регулятора рынка труда. Вопрос трудоустройства населения продолжает находиться на критическом уровне. В условия современной нестабильной экономики многие учреждения и организации либо перестают работать на время, либо становятся банкротами.

Соответственно, все сотрудники, которые работали на таких предприятиях, остаются без работы. Естественно, что не все они могут устроиться на работу с помощью центров занятости, многие так и останутся находиться на учете (особенно, если возраст предпенсионный, либо же нет соответствующей профессии).

А в сегодняшней ситуации с притоком беженцев наиболее остро встает вопрос конкуренции на рынке труда. Также приток безработных приходится на период окончания учебного года, поскольку ВУЗов и профильных училищ много, а обеспечить всех выпускников работой не представляется возможным, по крайней мере, сразу.

Эти проблемы были известны всегда, но особого внимания к ним не привлекалось. Только в последнее время государственный службы занятости стали уделять решению этих проблем достаточное внимание.

Изменилась позиция в отношении рынка труда, замещать освободившиеся вакансии теперь можно после посещения ежемесячно устраиваемых ярмарок вакансий, а также других подобных мероприятий. Однозначно, не отметить роль служб занятости в регулировании рынка труда просто невозможно.

Читайте также:
Журова л е подготовка к обучению грамоте детей 4 7 лет программа методические рекомендации

Как уже отмечалось, данные государственные органы занимаются перепрофилированием, переподготовкой, учебой потенциальных работников, а также реально помогают в трудоустройстве гражданам. Кроме того, особое значение имеет то, что службы занятости занимаются сбором данных о количестве безработных, уже трудоустроенных, определении перечня востребованных профессий, что помогает составить статистику и план мероприятий, направленных на борьбу с безработицей.

Но, что бы ни делала служба занятости, основную проблему она не решает. Потерявший работу человек, придя в службы занятости и получив предложение приобрести новую специальность, естественно, соглашается. Но на рынке труда будут отдавать предпочтение потенциальным сотрудникам, возраст которых — до 45, есть определенный стаж работы по необходимой профессии.

А реальные соискатели, которые ищут работу через центры занятости, не имеют опыта в новой профессии, да и возраст зачастую около пенсионного, либо же выше. То же происходит и с молодежью, которая на период поведения перепрофилирования, может утратить реальную возможность трудоустроиться, в связи с занятием вакантной должности другим специалистом. То есть вопрос переобучения не может решить проблему трудоустройства. Поскольку еще очень много времени пройдет до момента, когда проблема будет полностью устранена, можно предпринимать эффективные промежуточные решения. Они хоть и не решают в целом проблему, но смогут снизить напряжённость на рынке труда:

 увеличение минимального и максимального размера пособия, получаемого безработными;

 направление усилий на проведение трудоустройства молодого населения страны;

 необходимо повысить уровень доверия к службе занятости не только со стороны соискателей, но и со стороны работодателей.

В условиях сегодняшнего дня огромную роль в стабилизации и улучшении экономики в стране, а также экономических процессов, играет мобильность потенциальных соискателей. То есть способность работника, а также членов его семьи, по надобности изменять место своего проживания с региона на регион. Именно это особенность может привести к увеличению производительности и эффективности экономики в целом.

Таким образом, подводя итог, следует сделать акцент на том, что при всем многообразии услуг, предоставляемых населению службой занятости, все же данные учреждения не в полной мере способны регулировать существующую ситуацию на рынке труда. И только правильные действия и мероприятия государства по стабилизации рынка труда и наделению служб занятости большими полномочиями помогут добиться положительных показателей на рынке труда.

  1. Горина Е. Е. Служба занятости: проблемы формирования и оптимизация функционирования //Регионология. — 2010. — № 2. — С.176–186.
  2. Горина Е. Е. Рынок труда в России: вопросы теории и практики // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/08/25761 (дата обращения: 28.11.2015)
  3. Горшкова В. И. Теоретические аспекты регулирования структуры рынка труда // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19694 (дата обращения: 27.11.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, служба занятости, III, государственная служба занятости, местная организация службы занятости, мнение автора, основной субъект рынка труда, профессиональное консультирование, профессиональное обучение, различная группа населения.

Похожие статьи

Проблемы и перспективы государственной политики занятости.

рабочая сила, обеспечение занятости, заработная плата, занятость населения, строение занятости, уровень занятости, рыночная экономика, эффективное использование, запас труда, рынок труда.

Реализация государственной политики занятости на.

Государственная политика в области содействия занятости населению в РФ направлена, прежде всего на

– реализация и разработка системы экономических механизмов, в регуляции вопросов местного рынка труда, занятости и трудовых отношений

Предложения по улучшению занятости населения в Пермском крае

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения направлена на: 1) развитие людских ресурсов для труда

Формирование и регулирование занятости в рыночной экономике.

рынок труда, рабочая сила, заработная плата, уровень занятости, полная занятость, отношение, социальный аспект, субъект рынка труда, сфера трудоустройства, рыночная экономика.

О проблемах рынка труда и занятости в Республике Бурятии

В статье проведен анализ современных тенденций занятости населения Республики Бурятия. Особое внимание уделено изменениям структуры занятости. Выявлены основные проблемы, сдерживающие эффективное использование ресурсов труда, в частности.

Региональные особенности рынка труда | Статья в журнале.

рынок труда, рабочая сила, заработная плата, работник, работодатель, отношение, субъект рынка труда, сегментация рынка труда, внутренний рынок труда, наемный работник.

Положение службы занятости населения на современном рынке.

Государственная политика в сфере занятости населения России

Положение службы занятости населения на современном рынке.

Занятость населения трудом является основной экономической категорией национальной экономики любого государства и представляет собой сложную систему.

Особенности современного российского рынка труда (на примере.

Ключевые слова: рынок труда, занятость, уровень безработицы, население. Национальный рынок труда формируется с помощью ряда определенных факторов, к которым относятся темпы инфляции, государственное финансирование проектов.

Совершенствование профессионально-квалификационной.

На сегодняшний день, сложившаяся система управления в сфере труда, занятостью, не совсем соответствует эффективному развитию обслуживания субъектов рынка труда, а также сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Источник: moluch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru