Вы, конечно же, знаете, кто такой сфинкс – существо с телом льва и головой человека (обычно фараона в традиционном уборе), таким нам его представляют древние египтяне. А вот греческий сфинкс совсем другой – у него женская голова (поэтому сфинксы по мнению древних греков женского пола), орлиные крылья и тело собаки, такая вот гремучая смесь (по-научному такие существа называются зооморфами).
Считается символом мудрости, поскольку очень любит загадывать путникам заковыристые загадки, а если те давали неправильный ответ (в большинстве случаев), то данная «девушка» их попросту душила… с одной стороны, конечно, дикость, с другой — в этом все же что то есть, а? Ведь Эллада всегда считалась страной просвещенной и люди без наличия мыслительного процесса там не ценились, да и что делать дураку в дороге? Понятное дело, что на данный момент сфинксы объявлены совсем мифическими и вообще очень сказочными созданиями.
Не беремся утверждать, что они действительно существуют в первозданном виде, веков прошло много, мода меняется стремительно, а женщина без моды не живет, а так, существует — это известно всем и каждому. Поэтому мы вполне обосновано можем прямо вот сейчас показать вам современного экологического сфинкса – отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК (Приказ МПР № 261 от 14.06.2018 г.).
Как сдать отчет по ПЭК
Тут вам и воздух, и вода, и отходы (ну и чем вам не экоморф?), а уж загадки загадывать – хлебом не корми, в какую таблицу ни глянь – одни общие слова, а суть – тайна, покрытая мраком, пока разберешься, что к чему, до ночного удушья и кошмаров дойти вполне можно (особенно людям неопытным). Однако на каждого сфинкса найдется свой Эдип (один очень умный греческий парень и загадку сфинкса таки разгадал, в результате чего стал царем Фив… что тоже очень похоже на сказку, поскольку умные цари – существа еще более редкие, чем сфинксы).
Поскольку объектам НВОС 1-3 категорий (тем, кто обязан оформлять ПЭК и, соответственно, отчитываться по нему) быть «задушенными» каким-то заполнением отчета совсем неэстетично и даже где-то обидно, то предлагаем нам совместно побыть Эдипами и разгадать предлагаемые загадки (царства не обещаем, но спокойный сон и чувство душевного удовлетворения гарантируем). Итак загадка первая, она же раздел 1 «Общие сведения об организации и результатах производственного экологического контроля». Тут у нас имеются три таблички, с вопросами простенькими и ответы на них найти легко по документации предприятия, также очень рекомендуем поднять заявку на получение категории ОНВ и саму программу ПЭК. Хотя… даже тут есть некоторые нюансы, которые могут стать очень неприятной занозой в, так сказать, историческом месте (коль уж речь была изначально о греках, то это самое историческое место у них называется красивым словом «афедрон»).
Таблица 1.1. Общие сведения
N п/п | Наименование данных | Данные | |||
1 | Полное наименование (сокращенное наименование) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя | ||||
2 | Место нахождения (адрес) | ||||
3 | Руководитель (фамилия, имя, отчество (при наличии), телефон, факс, адрес электронной почты) (для юридического лица) | ||||
4 | Подразделения и (или) должностные лица, отвечающие за осуществление производственного экологического контроля (наименование подразделений и (или) фамилия, имя, отчество (при наличии) соответствующих лиц, телефон, факс, адрес электронной почты) | ||||
5. ИНН | 6. ОГРН (либо сведения о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц) | 7. Наименование объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — объект) | |||
8 | Адрес места нахождения объекта | 9. Код объекта | 10. Категория объекта |
Основной вопрос или самая распространенная ошибка (тут уж как хотите), это данные, вносимые в графу 7, т.е. «Наименование объекта». В эту графу совсем не надо писать название предприятия, для этого существует графа 1! Да, именно предприятие (юридическое лицо) является объектом ОНВ, но данная графа подразумевает конкретный вид деятельности – АЗС, склад, ТЭЦ, завод по производству чего-либо, автосервис и т.д. Кто такое придумал? Ответ прост – это позиция Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, изложенная в письме от 20.06.2018 № АС-04-03-36/12536 «Об устранении технических ошибок в федеральном государственном реестре объектов НВОС»: «Наименование объекта не должно быть идентичным с наименованием юридического лица. Графа «наименование объекта» подразумевает наименование территории или самого объекта НВОС, например, «производственная территория», «производственная площадка», «котельная», «административное здание», «АЗС №», «завод» и т.п.». Вроде бы и мелочь, конечно, а прицепятся при проверке и потом – здравствуй, статья 8.5 КоАП «Сокрытие или искажение экологической информации…», от 20 до 80… дороговато за такую ерунду, и письма этого самого, если честно, в глаза никто и не видел (ну, за редким исключением), но факт остается фактом, так что запомните, пригодится на будущее… Переходим к следующей таблице, продолжая нашу игру в «угадайку».
Отчет ПЭК за 2020 год по форме приказа Минприроды России №261 от 14.06.2018 (в ред. от 23.06.2020)
Таблица 1.2. Сведения о применяемых на объекте технологиях
N п/п | Структурное подразделение (площадка, цех или другое) | Наименование технологии | Соответствие наилучшей доступной технологии | |
Номер | Наименование | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Здесь основной вопрос у большинства – графа 5, некоторые начинают судорожно рыться в сети в поисках соответствия своей технологии наилучшей доступной, хотя технология у них, например, мойка автотранспорта. Конечно, не находят, информационно-технических справочников (ИТС) по наилучшим доступным технологиям (НДТ) не так-то много, все больше они посвящены гораздо более глобальным процессам, вроде добывающей и химической промышленности.
Хотя, хотите верьте, хотите нет, но существует информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 41-2017, который называется… «Интенсивное разведение свиней». Ага, есть такое чудо тоже. Ради интереса можно было бы поискать, например, такой же для кроликов, но они вроде и без справочника в этом деле не особенно комплексуют.
Да и вообще, соответствие НДТ необходимо 1-й категории НВОС (там все же технологические нормативы имеются), 2-й – желательно, а 3-ю можно попросту не найти (правда, гарантий, что найдете в ИТС конкретно вашу 2-ю категорию тоже нет), да и это им необязательно. Поэтому, если вам очень-очень хочется проверить соответствие вашей технологии НДТ, то ищите соответствующий ИТС. Если не хочется, то тут вариантов заполнения много много: нет данных о соответствующей НДТ в ИТС, не требуется, соответствует. Конечно, это все не относится к 1-й категории НВОС, у которой это соответствие установлено, тогда там необходимо написать «соответствует по такому-то ИТС». Ну а если еще пока это самое соответствие пока недостижимо, то у вас должен быть план мероприятий по его достижению, так и пишите.
Таблица 1.3. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации
N п/п | Наименование собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров) | Адрес собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров) | Реквизиты аттестата аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | ООО «ЭкООнис-ЭЧТ» | 123056, Москва, ул. Красина, д.2 | RA.RU.21ЭМ22 от 14.07.2015 г. |
Ну, тут у нас все просто, никаких загадок и чудес не предвидится. Однако можем дать совет – не забывайте сверять область аккредитации лаборатории и перечень тех веществ, которые вы контролируете с ее помощью. Нечасто, но бывают случаи, когда проверка (особенно в спорных вопросах) утруждает себя сравнением и выплывают неприятные моменты в виде отсутствия одного или нескольких веществ, и тогда опять же будет вам ай-яй-яй с использованием КоАП по тому же афедрону… Теперь приступаем к загадке № 2 – Разделу 2 «Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха», тут уже проблем может быть побольше.
Таблица 2.1. Перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график контроля стационарных источников выбросов
N п/п | Наименование загрязняющего вещества |
1. | |
2. |
Тут совсем все просто, берем план-график контроля ИЗА (хоть бы вы и 3 категория, но должен быть, очень советуем, ибо мероприятия при НМУ все равно вам надо выполнять) и просто вписываем контролируемые вещества. Единственный вопрос – а включать только вещества 1-2 классов опасности или остальные тоже? Тут можно только обратиться к Приказу МПР № 74 от 28.02.2018 г., который в пункте 9.1.1. точно определяет, что в план-график контроля: «должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы» — как видите, никакого указания на классы опасности веществ нет, так что пишите все. Исключение – те вещества, у которых контроль 1 раз в 5 лет (по прежним проектам ПДВ), т.е. в план-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия. ИЗА, выброс которых контролируется 1 раз в 5 лет расчетными методами, тоже включать не требуется, поскольку ниже будет табличка с фактическими результатами ежегодного контроля, и что писать на таком ИЗА?
Таблица 2.2. Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
У вас остались вопросы?
Оставьте заявку, и наши специалисты свяжутся с вами в течение ближайшего рабочего дня для бесплатной консультации.
Источник: normativ.org
Отчет ПЭК
Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.
Написал 6 сообщений
Написать личное сообщение
Репутация:
татьяна писал(а):
Добрый день! подскажите пожалуйста если нет подразделений. что писать в эту графу? просто при заполнении сведений применяемых на объекте запрашивают структурное подразделение. не сохраняет если данные не вношу..
Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:
Идет отправка уведомления.
Написал 8 сообщений
Написать личное сообщение
Репутация:
Ольга писал(а):
Марина писал(а):
Добрый день, подскажите как заполнять разделы 2.5 и 2,6. Что за утвержденные квоты? е пойму есть только нормативы ПДВ.
Источник: ecolog-info.ru
ПЭК — Отчет для полки
Минприроды России утвердило форму отчета о ПЭК. Форма включает 11 таблиц по четырем разделам. В статье – анализ таблиц формы с точки зрения цели создания отчета.
Общие требования к отчету об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (ПЭК) установлены Законом № 7-ФЗ1. Согласно статье 67 юридические лица и ИП обязаны представлять в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ отчет об организации и о результатах ПЭК (далее – отчет о ПЭК). Форма отчета и методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, должны утверждаться Минприроды России.
Форма отчета о ПЭК утверждена приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 2612, а Методические рекомендации по заполнению отчета пока не утверждены. Согласно приказу отчет о ПЭК состоит из 11 таблиц, распределенных по четырем разделам.
Общие сведения об организации и результатах ПЭК
Таблица 1.1. Общие сведения. Заполняется на основании раздела «Общие положения» Программы ПЭК.
Таблица 1.2. Технологии, применяемые на объекте. В графах таблицы «Сведения о применяемых на объекте технологиях» последовательно указываются: номер и наименование структурного подразделения; наименование применяемой в этом структурном подразделении технологии; соответствие применяемой технологии наилучшей доступной технологии (НДТ) согласно информационно-техническому справочнику по НДТ.
Таким образом, таблица касается исключительно объектов НВОС I категории, которые обязаны внедрять НДТ. Для чего в отчет о ПЭК включена эта таблица, не ясно, поскольку вся информация по внедрению НДТ на объекте НВОС I категории будет содержаться в комплексном экологическом разрешении. Как заполнять эту таблицу объектам II и III категорий, которые НДТ не внедряют, также не ясно. Отсюда делаем вывод, что таблица 1.2 включена в отчет о ПЭК не для дела.
Таблица 1.3. Аккредитованные испытательные лаборатории и центры. Эта таблица заполняется на основании соответствующего раздела Программы ПЭК. В ней приводятся наименования собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации, их адреса и реквизиты аттестата аккредитации.
Форма аттестата аккредитации, в котором указывается наименование испытательной лаборатории (центра) и адреса мест деятельности, утверждена приказом ФСТЭК России от 28.01.2015 № 53. Приложением к аттестату аккредитации является область аккредитации испытательной лаборатории. Реестр органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) размещен на сайте Росаккредитации (188.254.71.82/rao_rf_pub).
Таким образом, запрашиваемая в таблице 1.3 информация, с одной стороны, избыточна, поскольку реквизиты аттестата аккредитации позволяют определить наименование испытательной лаборатории и ее адрес, а с другой стороны, недостаточна, поскольку не запрашивается область аккредитации. Кроме того, таблица 1.3 не учитывает, что согласно статье 24 Закона № 412-ФЗ4, аккредитованное лицо обязано проходить процедуру подтверждения компетентности в следующие сроки:
- в течение первого года со дня аккредитации;
- не реже чем один раз в два года начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности;
- каждые пять лет со дня аккредитации (проводится в форме документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации и выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, проводимой по месту осуществления его деятельности).
То есть сведения из аттестата аккредитации без области аккредитации и информации о результатах подтверждения компетентности особого смысла не имеют. Отсюда следует вывод, что и таблица 1.3 включена в отчет не для дела.
Охрана атмосферного воздуха
Таблица 2.1. Загрязняющие вещества, включенных в план-график контроля стационарных источников. В таблице «Перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график контроля стационарных источников выбросов» приводятся только названия веществ, включенных в план-график контроля стационарных источников выбросов и поименованных в распоряжении Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р5. Коды веществ не требуются, что исключает возможность дальнейшей обработки информации из этой таблицы.
Включение в отчет о ПЭК таблицы 2.1 только с названием веществ, без их кодов, показывает, что и эта таблица в дальнейшем будет никому не нужна.
ОШИБКИ В РАСПОРЯЖЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 08.07.2015 № 1316-Р
Пункт 7 «Бензапирен». Такого вещества не существует. Согласно ГН 2.1.6.3492-176 правильно – «Бенз/а/пирен, (3,4-Бензпирен)».
Пункт 74 «Этилбензол (стирол)». Такого вещества в природе нет. В ГН 2.1.6.3492-17 указаны: «Этилбензол (фенилэтан) (код 0627)» и «Этенилбензол (Винилбензол, Стирол) (код 0620)»
Таблица 2.2. Результаты контроля стационарных источников выбросов. Заполнить таблицу «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» для хозяйствующего субъекта, имеющего много источников, очень сложно. Дело в том, что она должна содержать данные инструментального контроля.
На каждую дату отбора проб и на каждый источник выбросов необходимо отвести отдельную страницу таблицы. Интересно, зачем территориальным органам Росприроднадзора не осредненная, а первичная информация? По мнению автора, она никому не нужна и включена в отчет явно не для дела.
Кодов веществ нет. Какой-либо связи таблицы 2.3 с таблицей 2.1 не предусмотрено. А ведь План-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха фактически является формой контроля за соблюдением нормативов выбросов по измерениям концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Отсюда вывод, что и эта таблица включена в отчет не для дела.
Таблица 2.4. Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха. Эта таблица заполняется на основании данных инструментального контроля и в отличие от таблицы 2.2 в ней представляются осредненные сведения. Вот только связь между соблюдением нормативов выбросов и качеством атмосферного воздуха по этой таблице проследить невозможно. Поэтому непонятно, зачем таблица 2.4 вообще включена в отчет о ПЭК.
Охрана и использование водных объектов
Таблица 3.1. Результаты учета объема забора (изъятия) и сброса вод. Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества утвержден приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 2057.
В таблицу 3.1 вносятся реквизиты писем, которыми в адрес территориального органа Росводресурсов были направлены сведения о результатах учета забора и сброса. Поскольку отчетность ежеквартальная, то в таблице должны быть указаны реквизиты четырех писем. Своевременность направления сведений контролируется территориальными органами Росводресурсов. Зачем нужен параллельный контроль со стороны Росприроднадзора – неясно. Таким образом, таблица 3.1 включена в отчет тоже не для дела.
Таблица 3.2. Результаты наблюдений за водными объектами и учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных вод. Собственники водных объектов и водопользователи в порядке, установленном приказом Минприроды России от 06.02.2008 № 308, ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами. Срок представления сведений в соответствующий территориальный орган Росводресурсов установлен до 15 марта.
Согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод (приказ Минприроды России от 14.03.2007 № 569), водопользователи ведут регулярные наблюдения за водным объектом по программе, согласованной с территориальным органом Росводресурсов, и представляют результаты таких наблюдений в территориальный орган Росводресурсов и в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. Срок представления ежегодного отчета – до 10 января.
В таблицу 3.2 «Сведения о результатах наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод выше и ниже мест сброса» вносятся реквизиты писем о направлении сведений о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса и сведений о результатах наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами.
Контроль за своевременностью направления всех этих сведений осуществляется территориальными органами Росводресурсов, органами исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Зачем нужен параллельный контроль со стороны Росприроднадзора – неясно. Вернее, ясно, что он не нужен.
Таблица 3.3. Результаты проведения проверок работы очистных сооружений. Поскольку контроль за сбросом сточных вод ведется постоянно, то введение в таблицу 3.3 «Результаты проведения проверок работы очистных сооружений, включая результаты технологического контроля эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков» даты отбора проб заставляет вместо осредненной годовой формы создавать отдельную таблицу на каждую дату отбора проб. Так как в таблице 3.3 содержатся только первичные данные и никто их обрабатывать не будет, таблица эта не имеет смысла.
Обращение с отходами
Таблица 4.1. Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. Таблица «Сведения о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» касается крайне ограниченной группы лиц, эксплуатирующих объекты размещения отходов.
Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды установлен приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 6610.
Результаты мониторинга оформляются в виде отчета, который составляется лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. При этом в отчете о ПЭК должна представляться информация о реквизитах письма, которым в уведомительном порядке направлены сведения о результатах мониторинга, а не информация о проделанной работе. Ну и зачем нужна территориальному органу Росприроднадзора информация о реквизитах письма, если к ним поступил сам отчет?! Включение таблицы 4.1 в отчет о ПЭК также не имеет смысла.
Выводы
Для достижения цели ПЭК отчет должен содержать, по мнению автора, сравнительный анализ итогов предыдущего года с отчетным.
Утвержденная форма отчета о ПЭК из-за отсутствия какого-либо сравнительного анализа не позволяет оценить движение к намеченной цели.
Н. Д. Сорокин, канд. физ.-мат. наук
ООО «Фирма «Интеграл»»
Источник: ipk-integral.ru