Субъекты хозяйственной деятельности обязаны предоставлять в государственные органы соответствующие экологические отчеты. Сведения, полученные в результате учета объема использованных водных ресурсов, требуется направлять каждый квартал. За непредставление этих отчетов или подачу неправдивой информации субъект и должностные лица привлекаются к материальной и административной ответственности.
Отчеты по формам 3.1, 3.2, 3.3
Отчет по забору воды и сбросу сточных вод обязаны предоставлять:
- Субъекты предпринимательской деятельности – физические и юридические лица, которые на законных основаниях пользуются водными объектами как для забора воды, так и для сброса сточных вод;
- Владельцы этих объектов.
Эти субъекты обязаны заполнять и направлять отчеты по трем формам: 3.1, 3.2, 3.3. Они утверждены приказом Министерства природных ресурсов от 8.07.2009 года № 205.
Заполнение отчетности по форме 1-Вода (Минприроды) «Отчет об использовании вод» за 2022 год
Для справки! Если на предприятии установлена водозаборная скважина, но не предусмотрен сброс стоков в водный объект, на него ложится обязанность подавать только отчет по форме 3.1.
Как указано выше, отчеты предоставляются за каждый квартал. Они направляются не позднее 10 числа месяца, который следует за отчетным периодом, а именно:
- За январь-март – до 10 апреля;
- За апрель-июнь – до 10 июля;
- За июль-сентябрь – до 10 октября;
- За весь отчетный год – до 1 февраля следующего года.
Отчеты подаются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта водного ресурса или сброса сточных вод. Субъекты обязаны предоставить следующее:
- Заполненные формы 3.1-3.3, которые могут направляться не только на распечатанных бумажных листах в формате А4, но в электронном виде;
- Сопроводительный лист;
- Опись прилагаемых документов или носителей;
Отчеты в электронном виде предоставляются на соответствующих носителях (диск, флэшка). Они обязательно заверяются электронной подписью, которая оформлена в установленном порядке в аккредитованных организациях.
Чтобы проводить рассматриваемый учет объемов вод, их качества, у субъекта должна быть соответствующая схема (водопотребления и водоотведения), которая утверждается территориальным органом Бассейнового водного управления.
Информация об использовании водных ресурсов направляется ценным письмом по почте или предоставляется непосредственно через территориальный орган Росприроднадзора. Во втором случае у субъекта должна остаться подпись ответственного лица о приеме документов с указанием даты.
Какие данные вносятся в отчеты 3.1, 3.2, 3.3?
Отчет о ПЭК за 2022 год по приказу Минприроды РФ №109 от 18.02.2022
В первую форму 3.1 вносятся следующие данные про водный объект, откуда субъект проводит забор на основании соответствующего договора или решения местного органа власти:
- Его название;
- Код его вида, например, если из моря – указывается «10», для рек применяется значение «20», а для водохранилища или пруда принято значение «40»;
- Код водоисточника, который присваивается территориальным водоохранным органом;
- Номер водовыпуска и его координаты, которые позволяют точно определить его на местности;
- Допустимое и фактическое количество вредоносных сбросов.
Отчет по следующей форме 3.2 должен содержать следующие сведения об объекте водных ресурсов:
- Его название;
- Код его вида, например, если из моря – указывается «10», для рек применяется значение «20», а для водохранилища или пруда принято значение «40»;
- Код водоисточника, который присваивается территориальным водоохранным органом;
- Номер водовыпуска и его координаты, которые позволяют точно определить его на местности;
- Допустимое и фактическое количество вредоносных сбросов.
Отчет по последней форме 3.3 отличается от предыдущей тем, что в его графы вносится информация о загрязняющих веществах:
- Их название и код;
- Объем фактического сброса;
- Утвержденные нормативы по количеству их допустимого сброса;
- Установленный лимит по количеству их допустимого сброса.
При заполнении формы объемы воды указываются в тысячах кубометрах с точностью до сотых (второго знака после запятой). Если субъект не производит забор воды, отчет по форме 3.1 он может не направлять.
Штраф за несдачу отчетов 3.1-3.3
Если отчет по сбросу сточных вод и забору водных объектов не предоставлен, должностные лица и субъекты хозяйственной деятельности привлекаются к административной ответственности. Предприятие и должностные лица привлекаются к административной ответственности в следующих случаях:
- Несвоевременная подача отчетности (ст.13.19 КоАП РФ);
- В форму внесены неточные или неправдивые данные (ст. 8.5 КоАП РФ).
В первом случае размер штрафа составляет от 20 до 150 т.р. Во втором – от 20 до 80 т.р. Кроме того, Росводнадзор может понести убытки из-за отсутствия отчета или внесенной в него недостоверной информации. Их компенсация возлагается на нарушителя.
Налагаются следующие штрафы:
- На должностные лица – до 20 т.р.;
- На индивидуальных предпринимателей – до 30 т.р.;
- На юридические лица – до 100 т.р.
Кроме того, по решению суда предприятие могут обязать приостановить деятельности на срок до 90 суток. Это касается злостных нарушителей, которые систематически не предоставляют сведения о водозаборе и сбросе сточных вод.
Источник: vyvoz.org
Отчет о выполнении производственной программы по водоснабжению как заполнить
В соответствии с требованиями ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах, отнесенных к I-III категории негативного воздействия, обязаны разработать программу производственного экологического контроля .
Результатом выполнения данной программы является проведение комплекса инструментальных исследований для оценки негативного воздействия на окружающую среду, которые обобщаются в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля и представляются в территориальный орган Росприроднадзора (для федеральных объектов) или уполномоченный орган субъекта Российской Федерации (для региональных объектов). Срок представления отчета – до 25 марта года, следующего за отчетным.
Форма и состав материалов отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определены Приказом Минприроды России от 14.06.2018 г. № 261.
В соответствии с указанным документом отчет содержит:
- результаты контроля атмосферного воздуха и промышленных выбросов;
- сведения о результатах наблюдения за водными объектами (в части морфометрических особенностей) и их водоохранными зонами;
- результаты учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных вод выше и ниже мест сброса (в фоновом и контрольном створах);
- результаты проведения проверок работы очистных сооружений;
- сведения о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Особенности заполнения отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определены Приказом Минприроды России от 16.10.2018 г. № 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью». С выходом данного документа заполнение отчета приобрело ряд нюансов, которые оказывают существенное влияние на правильность выполнения производственного экологического контроля в целом.
За невыполнение обязанностей по проведению производственного экологического контроля, а также обязанностей по оформлению отчета о его организации и результатах и подаче его в установленном порядке в территориальные органы Росприроднадзора предусмотрены штрафные санкции для юридических лиц: ст. 8.1 КоАП РФ – до 100 тыс. рублей, ст. 8.5 КоАП РФ – до 80 тыс. рублей.
Основу для заполнения отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля составляют протоколы инструментальных исследований, которые в соответствии с требованиями законодательства РФ должны выполняться аккредитованной лабораторией.
Наличие в организационно-штатной структуре ГК «ЭКО ЦЕНТР» собственного лабораторного комплекса позволяет решить все необходимые задачи, связанные с выполнением программы производственного экологического контроля.
В составе лабораторного комплекса ГК «ЭКО ЦЕНТР» — четыре аккредитованные инструментальные лаборатории. Это позволяет нам добиться наилучших результатов по стоимости, оперативности и точности выполняемых исследований.
Лабораторный комплекс ГК «ЭКО ЦЕНТР» имеет аккредитацию на проведение более 400 исследований во всех средах, что в подавляющем большинстве случаев позволяет выполнить инструментальные исследования на любых, в том числе крупнейших в РФ промышленных объектах, без привлечения субподрядных организаций.
Проводить инструментальные исследования и оформлять отчет по программе производственного экологического контроля нужно в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…
- мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
- наличие собственного лабораторного комплекса, состоящего из четырех аккредитованных испытательных лабораторий, позволяет ГК «ЭКО ЦЕНТР» выполнять инструментальные исследования быстро, качественно и с минимальными затратами;
- ГК «ЭКО ЦЕНТР» располагает собственным автопарком специализированного транспорта, а также необходимым количеством современного аналитического оборудования;
- многолетний опыт помогает принять правильные решения при определении расчетных и инструментальных методик при определении характеристик выбросов и сбросов в окружающую среду;
- экологи ГК «ЭКО ЦЕНТР» находятся в постоянном контакте с органами законодательной и исполнительной власти, первыми узнавая о возможных изменениях требований законодательства и определяя правильную реакцию на эти изменения;
- в процессе проведения работ учитываются региональные требования (ГК «ЭКО ЦЕНТР» выполняет проектные и аналитические работы в области экологии по всей территории РФ);
- в группе компаний работают признанные эксперты в сфере охраны окружающей среды, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
- состав инструментальных исследований и отчет по программе производственного экологического контроля проходят обязательный нормоконтроль, что позволяет минимизировать вероятность вопросов к указанным материалам при прохождении проверок уполномоченными государственными органами;
- предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
- мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
- качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.
При проведении инструментальных исследований и оформлении отчета по программе производственного экологического контроля в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…
- недостаточная квалификация и опыт специалистов;
- из-за отсутствия опыта подрядчик выбирает неверное сочетание расчетных и инструментальных методов определения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, что приводит к перерасходу денежных средств и претензиям со стороны органов надзора при проведении проверки;
- специалисты подрядной организации из-за территориальной удаленности от промышленной площадки заказчика отказываются выезжать на предприятие, в результате данные производственного экологического контроля оказываются полностью не соответствующими реальной картине негативного воздействия, создаваемого предприятием;
- замеры выполняются лабораторией, не имеющей аттестата аккредитации, что делает результаты производственного экологического контроля неправомочными с точки зрения соблюдения требований законодательства РФ;
- отчет по программе производственного экологического контроля в целях экономии выполняется без инструментальных исследований, на основе расчетных методик и информации, содержащейся в ранее разработанных проектах, что в дальнейшем гарантированно вызовет вопросы органов государственного экологического надзора;
- подделка протоколов со стороны подрядчика — к сожалению, это достаточно распространенная практика, которая может стать причиной серьезных проблем для предприятия;
- отсутствие в структуре организации собственной лаборатории приводит к необходимости привлечения субподрядчиков с оплатой их услуг сверх стоимости, заложенной в договоре;
- в стоимости проектных работ заложены иные скрытые условия и платежи.
Правовые основы для разработки
-
Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (п. 7, ст. 67)
- Сданный в уполномоченный государственный орган отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля
- Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за отчетный год подается в уполномоченный государственный орган до 25 марта года, следующего за отчетным
- Инструментальные исследования — 2023
(статья от 14.02.2023 г.)
Источник: eco-c.ru
Отчёты для Росприроднадзора в 2023 году
Отправлять отчёты в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования обязаны все организации и ИП, которые работают на территории России. Набор документов для Росприроднадзора зависит от сферы деятельности предпринимателя и степени вреда, который компания наносит окружающей среде. Уточним, какую отчётность нужно сдать в Росприроднадзор в 2023 году.
Виды отчётности для Росприроднадзора в 2023 году
Декларация о плате за НВОС
Вносить плату за НВОС и составлять соответствующую декларацию обязаны юрлица и ИП, которые оказывают негативное влияние на окружающую среду. Порядок сдачи этой отчётности и формы документа приведены в приказе Минприроды № 1043. Декларацию предоставляют не позднее 10 марта того года, который следует за отчётным периодом.
В зависимости от уровня негативного воздействия все предприятия распределены по категориям, указанным в постановлении № 2398. Сдавать декларацию НВОС обязаны организации, которым присвоена I, II или III категория. Фирмы, которым присвоена IV категория, освобождены от платы за НВОС и от сдачи декларации.
Если негативное влияние на окружающую среду заключается только в том, что компания оставляет твёрдые коммунальные отходы (то есть обычный мусор, например, обрезки бумаги в офисе), то за НВОС должен заплатить региональный оператор по обращению с ТКО, который занимается вывозом мусора.
Если компания допустила ошибку при заполнении документа, отправитель может подать уточнённую декларацию НВОС в течение трёх лет.
Форма 2-ТП (отходы)
Полное название этой формы — «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления». Бланк 2-ТП (отходы) и порядок его заполнения утверждены приказом Росстата № 627. Документ сдаётся до 1 февраля года, который следует за отчётным периодом.
2-ТП (отходы) необходимо заполнять:
- юрлицам и ИП, которые собирают, обрабатывают, обезвреживают, транспортируют или утилизируют отходы;
- операторам по обращению с ТКО (в том числе региональным операторам).
Компанию освободят от предоставления 2-ТП (отходы), если предприятие произвело менее 100 кг твёрдых коммунальных отходов и заключило с региональным оператором договор об их утилизации.
Форма 2-ТП (воздух)
Полное название документа — «Сведения об охране атмосферного воздуха». Образец формы и указания по её заполнению даны в приказе Росстата № 661. Документ предоставляют не позднее 22 января года, который следует за отчётным.
Форму 2-ТП (воздух) сдают юрлица и ИП, которые:
2-ТП (отходы) необходимо заполнять:
- выделяют в год более десяти тонн загрязняющих веществ;
- выделяют в год от пяти до десяти тонн загрязняющих веществ, в составе которых выбросы 1 или 2 класса опасности.
2-ТП (рекультивация)
Официальное название этой формы — «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы». Документ утверждён приказом Росстата № 676. Форму 2-ТП (рекультивация) необходимо сдавать до 1 февраля того года, который следует за отчётным периодом.
Отправлять документ должны организации и ИП, которые:
- разрабатывают месторождения полезных ископаемых;
- занимаются изыскательскими, строительными, мелиоративными и лесозаготовительными работами;
- осуществляют размещение промышленных, строительных и твёрдых бытовых отходов.
Отчёт ПЭК
Отчёт об организации и результатах производственного экологического контроля (ПЭК) сдают юрлица и ИП, которые получили I, II и III категорию НВОС в области:
- охраны атмосферного воздуха;
- охраны и использования водных объектов;
- обращения с отходами.
Согласно статье 15 закона № 96-ФЗ, в отчёт ПЭК нужно включить сведения о фактическом объёме или массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Форма отчёта ПЭК и порядок его предоставления приведены в приказе Минприроды № 261. Сведения сдают до 25 марта года, который следует за отчётным.
Декларация о количестве выпущенных товаров и упаковки и Отчёт о выполнении нормативов утилизации
Полное название формы — «Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включённых в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ». Подробные сведения о декларации и отчёте приведены в постановлении правительства № 1417.
Заполнять декларацию обязаны все организации и ИП, которые производят в России или ввозят в страну товары и упаковку, подлежащие утилизации после использования. Перечень этой продукции дан в распоряжении правительства № 3721-р. Сдавать документы нужно до 1 апреля года, который следует за отчётным периодом.
Организации обязаны выполнять норматив по утилизации отходов. Если условия по утилизации не выполнены, компания выплачивает экологический сбор.
При перевыполнении норматива по утилизации в предыдущем календарном году норматив на текущий календарный год уменьшается. Если упаковка произведена из вторичного сырья, то к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент.
Технический отчёт по обращению с отходами
Форма этого отчёта зависит от того, к какой группе НВОС относится предприятие. Компании, относящиеся к I категории, разрабатывают отчёт, отталкиваясь от Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Организации II категории сдают все сведения в составе декларации о воздействии на окружающую среду. Предприятия III категории формируют отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Сдача документов происходит до 25 марта года, который следует за отчётным. Форма и порядок предоставления указаны в статье 18 закона № 89-ФЗ и статье 4.2 закона № 7-ФЗ.
Отчёт о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды
Полное название этой формы — «Отчёт о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду». Документ утверждён приказом Минприроды № 1030.
Этот отчёт сдают только те предприниматели и юрлица, которые владеют объектами размещения отходов (мусорными полигонами, шламохранилищами) или арендуют такие объекты. Сдавать форму нужно каждый год до 15 января года, следующего за отчётным.
Декларация о воздействии на окружающую среду
Эту декларацию обязаны подавать организации и ИП, которые осуществляют деятельность на объектах II категории, то есть оказывают умеренное негативное воздействие на окружающую среду. Как указано в статье 18 закона № 89-ФЗ, в декларацию нужно внести сведения об обращении с отходами. Подробная информация об этой форме дана в статье 31.2 закона № 7-ФЗ.
В отличие от остальных документов, декларация о воздействии на окружающую среду подаётся не каждый год. Если в условиях работы компании ничего не меняется, форму достаточно подавать раз в семь лет.
Расчёт по экологическому сбору
Содержание и форму расчёта по экологическому сбору регулирует приказ Росприроднадзора № 488. Сдавать расчёт необходимо до 15 апреля года, следующего за отчётным периодом.
Чтобы выполнить расчёт и заплатить экологический сбор, предприниматель должен умножить ставку экосбора на актуальный норматив утилизации и на массу товара, выпущенного в обращение за календарный год, который предшествовал отчётному периоду.
Если в расчётах будет допущена ошибка, ведомство направит отправителю специальный акт. Организация или ИП обязаны предоставить пояснения или исправить ошибку в течение 10 рабочих дней со дня получения этого акта. В случае неуплаты нужно погасить задолженность.