ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
• навыками применения норм законодательства о профессиональном обучении в правоприменительной практике.
Виды программ профессионального обучения и особенности их формирования
Наиболее существенной особенностью профессионального обучения как вида образования является то, что законодательством не установлены требования к образовательному уровню лиц, которые могут быть допущены к освоению данного вида программ. Иначе говоря, для того чтобы осваивать рассматриваемые программы, не обязательно иметь вообще какое- либо образование, в том числе и общее. Данная норма прямо предусмотрена и. 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 № 292, согласно которому к освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости).
Актуальные вопросы реализации программ ДПО и профессионального обучения в 2021 году
Мнение специалиста
Несмотря на это обстоятельство, в литературе существуют и иные мнения. Так, В. И. Шкатулла утверждает, что «право на профессиональную подготовку возникает у обучающегося, имеющего как минимум основное общее образование» [1] . К сожалению, данное утверждение не сопровождено автором ни ссылками на действующее законодательство, ни какими-либо аргументами, поэтому сложно судить, на чем оно основано.
Программы профессионального обучения играют важную социальную роль, так как позволяют практически любому лицу получить профессиональные компетенции, необходимые для профессиональной деятельности. Освоение данных программ является также доступным вариантом продолжения обучения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), получивших после окончания общеобразовательной организации свидетельство об обучении, не подтверждающее получение основного общего образования.
Еще одной особенностью профессионального обучения является то, что освоение данных программ не сопровождается изменением уровня образования выпускника (ч. 1 ст. 73 Закона об образовании).
Иными словами, если к освоению какой-либо программы приступило лицо, имеющее основное общее образование, то после окончания этой программы уровень образования такого лица останется прежним — основное общее образование. Не случайно профессиональное обучение — это единственный вид образования, в наименовании которого слово «образование» отсутствует. Отчасти программы профессионального обучения условно можно сравнить с программами подготовки квалифицированных рабочих (служащих), если из них изъять курсы, модули, дисциплины, направленные на формирование общекультурных компетенций.
Части 2—4 ст. 73 Закона об образовании выделяют следующие виды программ профессионального обучения:
Разработка и экспертиза программ дополнительного образования и профессионального обучения
- • программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих (реализуются для лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего);
- • программы переподготовки рабочих и служащих (реализуются для лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности);
- • программы повышения квалификации рабочих и служащих (реализуются для лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня).
Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки рабочих и служащих следует отличать от имеющих схожие наименования программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки). Напомним, что к освоению последних в соответствии с ч. 3 ст. 76 Закона об образовании допускаются только лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Несмотря па сходство в наименовании, это разные программы.
Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 утвержден Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение. Также по данным профессиям и должностям могут устанавливаться квалификационные разряды, классы, категории. При этом спектр возможных разрядов, классов, категорий является различным для каждой профессии или должности. Так, например, по профессии «дворник» предусматривается только один квалификационный уровень, а, например, для профессии «водолаз» предусматриваются квалификационные уровни от 4 до 8.
Программы профессионального обучения могут быть освоены в различных формах получения образования и обучения, предусмотренных законодательством. Для организаций, реализующих данные образовательные программы, ч. 6 ст.
73 Закона об образовании предусматривает отдельную разновидность организации, осуществляющей образовательную деятельность, — учебный центр профессиональных квалификаций. Данный центр может быть создан либо как самостоятельное юридическое лицо, по сути, практически в любой организационно-правовой форме, в том числе и коммерческой организации, так и как структурное подразделение юридического лица. Правовой статус такого центра, созданного как самостоятельное юридическое лицо в форме некоммерческой организации, до недавних изменений в Закон об образовании являлся не совсем ясным, так как ст. 23 Закона не предусматривала такого типа образовательной организации. В действующей редакции Закона образовательные организации, реализующие в качестве основной цели своей деятельности программы профессионального обучения, относятся к профессиональным образовательным организациям.
Кроме этого, программы профессионального обучения могут реализовываться непосредственно на производстве. Это фактически прямое указание на нормы гл. 32 ТК РФ об ученическом договоре. Статья 202 ТК РФ, говоря об организационных формах ученичества, закрепляет, что оно организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах.
Также согласно ч. 6 ст. 73 Закона об образовании профессиональное обучение может быть получено в форме самообразования. Часть 5 ст. 73 Закона устанавливает ряд гарантий по предоставлению профессионального обучения. Оно предоставляется бесплатно:
- • в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования;
- • пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования;
- • иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
К таким случаям относится, например, бесплатное предоставление профессионального обучения:
- • лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего или среднего общего образования (ч. 9 ст. 79 Закона об образовании);
- • инвалидам (ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);
- • гражданам, проходившим военную службу по контракту и уволенным с военной службы но достижении ими предельного возраста нребывани я на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационноштатными мероприятиями (п. 5 ст. 19 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);
- • Героям Социалистического Труда, Героям Труда РФ и полным кавалерам ордена Трудовой Славы (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»).
В целом законодательство не устанавливает требований к продолжительности программ профессионального обучения. Так, в ч. 8 ст. 73 Закона об образовании закрепляется, что продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством РФ.
Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).
Например, приказом Минтруда России от 14.07.2015 № 457н утвержден профессиональный стандарт «Зуборезчик». Для осуществления такой его трудовой функции, как «предварительное нарезание наружных прямых зубьев цилиндрических шестерен, зубчатых колес на налаженных однотипных зуборезных станках», зуборезчик должен уметь выполнять технологические регламенты предварительного нарезания наружных прямых зубьев цилиндрических шестерен и зубчатых колес на налаженных однотипных зуборезных станках; читать кинематические схемы машин и механизмов и т.д. Соответственно, при разработке и утверждении программы профессионального обучения по данной профессии необходимо предусматривать формирование данных умений.
Частью 9 ст. 73 Закона об образовании установлено, что типовые программы профессионального обучения в области международных автомобильных перевозок утверждаются Минтрансом России.
Есть и другие исключения. Например, приказом Минтранса России от 17.07.2014 № 188 утверждены типовые основные программы профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, которые в том числе устанавливают и требования к продолжительности реализации данных программ профессионального обучения.
Кроме того, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» специальные требования установлены к прохождению профессионального обучения по профессии «водитель автомобиля» для получения права на управление транспортными средствами.
- [1] Шкатулла В. И. Образовательное право России : учебник для вузов. М. : Юстиции-форм, 2015. С. 189.
Источник: studme.org
Реализация практической подготовки – важное условие модульной организации образовательного процесса и совершенствование модели практико-ориентированного обучения в СПО
Реализация практической подготовки – важное условие модульной организации образовательного процесса и совершенствование модели практико-ориентированного обучения в СПО
Важнейшей задачей системы среднего профессионального образования является максимальная интеграция учебной и профессиональной деятельности, вовлечение студентов в профессию (специальность), что позволит им в дальнейшем быть востребованными на рынке труда и упростит процесс профессиональной адаптации молодых специалистов. Основным механизмом, на который возложена функция по обеспечению практико-ориентированности СПО, является практическая подготовка.
В соответствии со ст. 2, пункт 24 273-ФЗ «Практическая подготовка — форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы».
В предметной (цикловой) комиссии практическая подготовка при реализации образовательных программ среднего профессионального образования направлена на совершенствование модели практико-ориентированного обучения, усиление роли работодателей при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена, путем расширения компонентов (частей) образовательных программ, предусматривающих моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также обеспечения условий для получения обучающимися практических навыков и компетенций, соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к квалификациям специалистов.
Практическая подготовка при реализации учебных дисциплин и профессиональных модулей организуется путем проведения практических занятий, практикумов, мастер-классов и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Практическая подготовка при проведении учебной и производственной практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, обеспечивающих формирование общих и профессиональных компетенций.
Практическая подготовка включает в себя отдельные занятия лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Преподаватели цикла для реализации практической подготовки используют следующие базовые принципы:
В рамках реализации практико-ориентированного обучения по дисциплинам и профессиональным модулям преподаватели стараются создавать такую обстановку на уроке, которая погружает студентов в профессиональную среду, соотносит их представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом и потенциальными работодателями; способствует развитию способности применения теоретических знаний на практике, выполнению определенных профессиональных и социальных функций, позволяет студентам упражняться в профессиональной деятельности.
Преподаватели цикла используют активные методы обучения, направленные на практическую подготовку студентов:
- решение профессиональных ситуационных задач,
- имитация деятельности,
- курсовое проектирование,
- выполнение практических заданий в ходе учебной и производственной практики,
- использование информационных технологий,
- деловые игры (или их элементы), нестандартные уроки (уроки-экскурсии, урок – конкурс, викторины).
Решение профессиональных ситуационных задач происходит в основном на практических занятиях.
В ходе практических занятий студенты овладевают умениями выполнять расчеты не только при помощи профессиональных калькуляторах, но и при помощи специализированных программ (Microsoft Excel, 1С:Предприятие, КонсультантПлюс, Бизнес-Пак, Декларация и др.), работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, составлять расчетную документацию; составлять схемы, таблицы, решать различные практические ситуации, производить необходимые вычисления, делать выводы.
Кроме того для подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения — аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому студенты анализируют производственные ситуации, учатся проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи.
Например, на занятии по МДК 01.01 «Основы бухгалтерского учета» по теме «Составление и обработка отчетов материально — ответственных лиц в организациях» при выполнении первого задания студенты совершенствуют навыки и получают опыт в выявлении проблемы и отборе путей ее решения, работают с предложенным документом (договор о материальной ответственности), анализируют информацию и принимают решение о содержании договора. Во втором задании студенты совместными усилиями группы анализируют ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и вырабатывают практическое решение обозначенной проблемы. Выполняя третье задание, каждый студент, являясь работником организации, исполняет обязанности, согласно своей должностной инструкции, а «руководитель» оценивает работу студентов в коллективе по пятибалльной системе, обосновывая свою оценку.
По дисциплине «Бизнес — планирование» по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) студенты составляют учебный проект бизнес – плана, который аккумулирует полученные знания, умения, навыки и приобретенные компетенции общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. На практических занятиях, при разработке учебного бизнес – плана, необходимо в резюме правильное определение миссии, целей и задач проекта; при описании потребительских свойств продукции (услуг) и их конкурентных преимуществ использование метода «5 вопросов» (Шерингтона); определение SMART – целей; а также составление схемы организации производственного процесса и диаграммы Гантта и многое другое. Таким образом, практическая подготовка студентов учитывает современные требования к разработке предпринимательских проектов.
Ежегодно, проводятся мероприятия направленные на освоение профессиональных компетенций, а также регламентов «WordSkills» и:
По дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» по специальности Экономика и бухгалтерский учет и «Основы информационных технологий» специальности 09.02.02 Компьютерные сети. Студенты разрабатывают интерактивные презентации. Создание мультимедийных презентаций с использованием различных интерактивных элементов в соответствии с требованиями к оформлению не нарушая авторских прав при использовании изображений является неотъемлемой частью подготовки студентов по стандартам WS.
Отмечу тесные междисциплинарные и межпредметные связи при подготовке студентов по стандартам WS по компетенции «Веб – дизайн и разработка».
Вторым этапом в подготовке по компетенции «Веб – дизайн и разработка», при изучении профессионального модуля ПМ.02 «Организация сетевого администрирования», является разработка сайта с помощью системы управления контентом WordPress. Используя мощную платформу, студенты создают сайты различного характера и управляют ими.
Ежегодно, проводятся мероприятия направленные на формирование профессиональных компетенций по специальности 09.02.02 Компьютерные сети и 09.02.06 Сетевое и системное администрирование:
- в рамках предметной недели по специальности 09.02.02 Компьютерные сети предварительный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся;
- в рамках изучения дисциплины «Основы информационных технологий» открытая защита самостоятельно разработанных сайтов студентами группы 21 КС с помощью бесплатного конструктора сайтов Wix.com;
- студенты участвуют в акциях «День ИТ – знаний» в формате интерактивного урока – дискуссии между специалистами ИТ-отрасти и обучающимися; урок цифры «Искусственный интеллект и машинное обучение», «Нейросети и коммуникации»; урок безопасности и других;
- участие в областном конкурсе информационных и компьютерных технологий «Компьютер – ХХI век»; IX Всероссийский онлайн-чемпионат «Изучи интернет – управляй им»;
- участие в Межрегиональной многопрофильной олимпиаде школьников Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина в 2020 – 2021 учебном году Профиль «Информатика и информационные технологии»;
- участие в XIII Международной олимпиаде в сфере информационных технологий «IT-Планета 2020/21».
Проведение подобных мероприятий и участие в конкурсах, чемпионатах способствуют выявлению деловых, профессиональных и личностных качеств у студента, мотиваций к успеху, работоспособности, развитию интеллектуального и культурного потенциала личности.
Активное внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода, создание условий для формирования у обучаемого опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем требует от преподавателя постоянно:
- принимать участие в вебинарах и онлайн – конференциях, например: во Всероссийской онлайн – конференции «Soft Skills для педагога»; в V Всероссийской онлайн-конференции «Цифра: инвестиции в образование»; IV международная научно-практической онлайн-конференции по финансовому просвещению в России «Финансовая грамотность в трудовых коллективах, предпринимательской и образовательной среде: глобальные и региональные тренды и тенденции»; деловой программе «Недели образования» — участие онлайн от АНО «Дирекция Московского международного салона образования»; в Международной конференции по новым технологиям в образовании онлайн на платформе EdCrunch Kuzbass и другие;
- проходить стажировку в организациях и курсы повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам, таким как:
- на базе ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования»: «Организация интерактивной коммуникации в онлайн обучении»; «Мобильные технологии в современной образовательной деятельности»; «Построение индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности), с учетом реализации проекта «Билет в будущее»; «Методика и технология формирования цифровой компетенции обучающихся в современной цифровой образовательной среде»; «Эффективный фидбэк в горизонтальном обучении в цифровой среде»; «Методика формирования 4К в цифровой среде»; «Подготовка региональных экспертов конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс» и другие;
- практика методика реализации образовательных программ среднего профессионального образования с учетом спецификации стандартов Волдскиллс по компетенции «Сетевое и системное администрирование»;
- на базе автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Школа анализа данных «Я Учитель» 2.0. повышение квалификации г. Москва. «Базовые цифровые компетенции учителя»;
- на базе ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет информационных технологий» «Эффективная деятельность педагога в условиях цифрового пространства»;
- сайт единый урок, ООО «Центр инновационного образования и воспитания». г. Самара обучение по программе повышения квалификации «Профилактика гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; «Обеспечение санитарно-эпидемиологических требований к образовательным организациям согласно СП 2.4.3648-20» и другие.
Таким образом, профессиональное образование приобретает конкретную профессиональную деятельность согласно запросам работодателей и обеспечивает конкурентоспособность специалистов.
Практическая подготовка помогает обучающимся создавать образ будущей профессии, осознавать профессиональные ценности, развивать профессиональные умения и навыки, формировать профессионально важные качества. Образовательная система активно взаимодействует с производством и бизнесом. В итоге выпускники получают знания, которые им понадобятся, а работодатели – готовых высококвалифицированных специалистов.
Поделиться с друзьями
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Источник: www.prodlenka.org
Ответы на вопросы
При просмотре вебинаров и видео, использовании иных материалов обращайте внимание на актуальность нормативных правовых актов, которые в них упоминаются. Представленные сведения и документы актуальны на дату их размещения или проведения мероприятия.
Какие образовательные программы, реализуемые профессиональной образовательной организацией, могут быть пройдены обучающимся в форме самообразования?
В соответствии с пунктом 3 части 2 и пунктом 3 части 4 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) профессиональные образовательные организации могут реализовывать следующие образовательные программы:
- образовательные программы среднего профессионального образования;
- образовательные программы профессионального обучения;
- общеобразовательные программы: образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
- дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные программы.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Закона об образовании самообразование является формой получения образования.
Формы получения образования по основным образовательным программам по каждому уровню образования, профессии и специальности определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС), если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 17 Закона об образовании). Это значит, что получить образование по программе среднего профессионального образования в форме самообразования можно только если это предусмотрено соответствующим ФГОС по конкретной профессии или специальности. Например, пунктом 1.2 ФГОС среднего профессионального образования по профессии 08.01.01 Изготовитель арматурных сеток и каркасов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.03.2018 № 208, установлено, что получение среднего профессионального образования по данной профессии допускается только в профессиональной образовательной организации (или образовательной организации высшего образования).
Действующие ФГОС среднего профессионального образования не предусматривают возможность получения среднего профессионального образования в форме самообразования. Тем не менее пункты 3, 5 и 35 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464, а также пункт 5 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 № 968, допускают возможность получения среднего профессионального образования в форме самообразования.
В соответствии с пунктом 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Минпросвещения России от 26.08.2020 № 438, профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.
Что касается дошкольного и начального общего образования, то данные уровни общего образования не могут быть реализованы ребенком в форме самообразования по причине слишком малого возраста обучающихся по данным программам. Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования (часть 2 статьи 63 Закона об образовании).
По дополнительным общеобразовательным программам допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (пункт 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499, не содержит положений относительно форм получения образования. В связи с этим, предполагается, что в отношении данных программ действует правило части 4 статьи 17 Закона об образовании: допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Правовой институт самообразования неразрывно связан с правовым институтом экстерната, который определяется законодателем как прохождение определенными обучающимися, в том числе обучающимися в форме самообразования, промежуточной и государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе (часть 3 статьи 34 Закона об образовании). К сожалению, механизм реализации данного права на федеральном уровне не установлен, но это не мешает образовательным организациям, в частности профессиональным образовательным организациям, регламентировать процедуру прохождения такой промежуточной и государственной аккредитации на локальном уровне.
✱ Ответ опубликован 07.06.2021
ПРАВО В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Информационный портал разработан и поддерживается
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», 2017 — 2022
При использовании материалов информационного портала на внешних интернет-ресурсах ссылка на первоисточник обязательна
Источник: pravospo.ru
Программа Профессионалитет: что это такое, цель, колледжи, специальности
С 1 сентября 2022 года в средних специальных учебных заведениях России стартует федеральная программа «Профессионалитет». Это нововведение в системе образования, о котором будет полезно узнать выпускникам девятых классов. Мы объясним, что такое профессионалитет простыми словами и расскажем, для каких специальностей будет действовать этот проект Минпросвещения.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Всегда оставаться в курсе новостей в сфере образования поможет наш информационный телеграм-канал. А если подпишитесь на акционную группу, не пропустите объявлений о скидках и бонусах.
Программа «Профессионалитет» 2022: что это, его цель и продолжительность
«Профессионалитет» — новая система среднего профессионального образования, которая будет реализовываться в колледжах и техникумах. В 2022 году она стартует как эксперимент, который, в случае успеха, в дальнейшем распространят на всю систему СПО.
Целью проведения федерального проекта «Профессионалитет» является оптимизация учебных планов ссузов и их максимально приближение к запросам работодателей. В свою очередь, предприятия и организации, которые нуждаются в молодых специалистах, будут финансировать их обучение, чтобы после впуска получить компетентного сотрудника.
Важная особенность: новая система «Профессионалитет» предполагает сокращение времени обучения. Если раньше студенты колледжей и техникумов осваивал специальность за 3-4 года, то теперь будут заниматься только 2-3.
По сути, система обучения «Профессионалитет» направлена на возрождение опыта подготовки в проф. тех. училищах, где учащиеся в сжатые сроки получали востребованую рабочую профессию и гарантированное трудоустройство.
Заказчиком набора компетенций в программе профессионалитет выступает будущий работодатель. Именно поэтому представителей предприятий и организаций будут активно привлекать к формированию рабочей программы профессионалитета, чтобы студенты получили именно те знания и умения, которые нужны на рынке труда.
О своём интересе к участию в проекте профессионалитета в РФ уже заявили Министерство промышленности, РЖД, «Росатом», «Сибур», «Русагро» и другие крупные российские концерны.
Срок реализации федерального проекта профессионалитет — с 2022 по 2024 год. При этом планируется, что количество участников пофессионалитета в колледжах будет постепенно расти: в 2022 году программа охватит 150 тысяч студентов, а уже к 2024 году их число увеличится до 350 тысяч.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Участники федерального проекта «Профессионалитет»
Программа «Профессионалитет» среднего профессионального образования будет внедряться уже с этого года и её участниками станут:
- Министерство просвещения Российской Федерации.
- Органы государственной власти, которые являются учредителями образовательных организаций или управляют ими.
- Предприятия и организации, которые нуждаются в молодых специалистах.
- Колледжи и техникумы (преподаватели и студенты очной формы определённых специальностей).
Известно, что для национального проекта «Профессионалитет» в Москве и других крупных городах создадут 70 кластеров, в которые войдут техникумы и предприятия по отраслевому принципу. Список колледжей для «Профессионалитета» ещё не готов, он будет утверждён позднее.
Что касается направлений обучения, то в программе проекта «Профессионалитет» в 2022 году будут задействованы образовательные программы из таких сфер:
- железнодорожная;
- металлургия;
- горнодобывающая и нефтегазовая;
- атомная промышленность;
- сельское хозяйство;
- фармацевтическая;
- лёгкая промышленность.
Подведём итоги. Профессионалитет — новая система среднего профессионального образования, которая будет действовать для некоторых специальностей. Студенты, которые поступят на программу профессионалитета в 2022 году, будут учиться меньше и приобретать именно те компетенции, которые нужны их будущему работодателю. После выпуска им гарантировано трудоустройство по профилю обучения.
Принимать ли участие в проекте СПО «Профессионалитет»? Если вы хотите получить образование в той отрасли, которая участвует в программе проессионалитета, это станет хорошим шансом в сжатые сроки получить не только ключевые знания и навыки, но и рабочее место.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Хочу посмотреть примеры
А если у студента техникума или вуза возникнут трудности с учёбой, решить их поможет студенческий сервис. Его экспертам можно доверить подготовку любой работы: от контрольной до диплома.
Мы поможем сдать на отлично и без пересдач
- Контрольная работа от 1 дня / от 120 р. Узнать стоимость
- Дипломная работа от 7 дней / от 9540 р. Узнать стоимость
- Курсовая работа 5 дней / от 2160 р. Узнать стоимость
- Реферат от 1 дня / от 840 р. Узнать стоимость
Анастасия Бабина. В моей фамилии часто ставят ударение на «И», но я привыкла. Копирайтер и редактор компании Zaochnik. Любительница мистических триллеров, отчаянный киноман и гурман в хорошей форме.
Источник: zaochnik.ru