Общеобразовательный процесс предполагает освоение ребенком различных школьных дисциплин, на основании чего оценивается его фактический уровень знаний. Проще говоря, каждый школьник получает соответствующие оценки за, условно, рассказанное стихотворение, написанный диктант или решенную контрольную работу по математике.
Но проблема в том, что обучение в школе дается детям по-разному, и не каждый ребенок сразу же демонстрирует высокий уровень знаний. Почему же усвоение школьной программы может даваться с трудом? Существует несколько причин неуспеваемости в школе и основных путей решения этой проблемы.
Почему возникает трудности в обучении?
Трудности усвоения программы ребенком могут возникать по следующим причинам:
Как решить проблему школьной неуспеваемости?
Важно понимать, что не существует какой-то единой методики, позволяющей ребенку лучше учиться. Всегда нужно рассматривать проблему индивидуально, в зависимости от причин, которые привели к неуспеваемости.
С3В16. Естественный бег: можно ли быстро освоить?
К примеру, для повышения интереса к школе, можно использовать дополнительные задания с красочным наглядным материалом. Дома можно читать литературу по ролям, превратить выполнение домашнего задания в квест, т.е. все делать в игровой форме.
Необходимо контролировать обучение, следить за успехами и неудачами ребенка. Важно не забывать хвалить его, а если у него что-то не получается, то тактично объяснять, что от него требуется. Большую роль играет правильный распорядок дня, в котором должно быть место не только учебе, но и прогулкам с друзьями, играм и другим занятиям.
Источник: dzen.ru
Усвоение учебного материала учащимися
В процессе обучения ученик воспринимает не только предметы, но и знаковые формы, и словесные конструкции, поэтому учителю нужно в соответствии с принципом наглядности подключать к восприятию как можно более широкий спектр чувств ученика, опираться на его жизненный опыт, сочетать предметную и знаковую наглядность. Особенно это необходимо делать для учащихся начальных классов, восприятие которых отличается неустойчивостью и неорганизованностью, а мышление является конкретно-образным. В то же время восприятие в этом возрасте отличается ярко выраженной эмоциональностью, которую опытный учитель может использовать для развития наблюдательности.
Организуя восприятие, учитель должен давать ученику установку: на что обратить внимание, что прослушать, что прочитать и т.п. В этом случае восприятие будет иметь активный характер.
Осознание учебного материала
Восприятие учебного материала должно переходить, перерастать в осознание. Под осознанием понимают получение представлений об изучаемом материале или установление соответствия между словом и образом. В ходе восприятия учебной информации учащийся переводит ее в словесные образы. Осознание выступает как опосредованное речью восприятие того, что ученик видит и воспринимает, он должен найти, сопоставить, создать описание в словесной сфере своей мыслительной деятельности.
Как Легко Учить и Запоминать Информацию (Правило Приложенного Усилия)
Трудности в осознании испытывают младшие школьники ввиду того, что беден еше их жизненный опыт и мал словарный запас, особенно когда появление новых для ученика слов и терминов нс сопровождается получением соответствующих образов. Ошибку допускают и те учителя, которые злоупотребляют наглядностью и де монстрируют внешне эффектные пособия, макеты, модели и опыты, не всегда в достаточной мере комментируя их словесно. Наглядность, не подкрепленная словом, не обеспечивает переход от конкретного к абстрактному. Например, при обучении слесарей-сборшиков часто можно наблюдать такую картину, когда наставник обращается к своему ученику со словами: «Подай-ка мне вон ту штуковину». В этом случае у них не сформированы соответствующие словесные образы предметов.
На следующем этапе осознание переходит в осмыс-1МЫ1.НШ1С дение и понимание изучаемого. Этот процесс пред-и понимание
полагает установление взаимосвязей между явле-изучаемого „
ниями, вскрытие причинно-следственных связей, мотивов поведения литературных героев и т.п. В итоге должно устанавливаться не только понимание изученного, но и сформироваться отношение ученика к изученному материалу. На этапе осмысления и понимания происходит переход в мыслительной сфере к абстрактному мышлению. При этом требуется выполнение таких действий, как:
- • провести анализ и синтез;
- • выделить главное (например, найти ключевой элемент, составить план, сделать заголовок к теме и т.п.);
- • провести сравнение элементов по определенным признакам и установить различие и сходство;
- • определить связи с другими элементами учебного знания.
Вопрос о том, каким должно быть оптимальное число связей одного вводимого учебного понятия с другими понятиями, является важным для процесса обучения. Опытное изучение показывает, что при 1—2 связях легко происходит выпадение понятия из системы знаний и его быстрое забывание учеником. При трех связях возможность выпадения существенно снижается, поэтому оптимальным можно считать наличие трех связей каждого понятия с другими для большинства учебных ситуаций.
Осмысление и понимание облегчается такими приемами работы, как использование плана излагаемого материала, построение структурно-логических схем и т.п.
Осмысление материала перерастает в обобщение зна-Обоощение м г
В средней школе обобщению уделяется недостаточно внимания, в учебниках для этого дается очень мало упражнений. А между тем по любому предмету возможно составить простейшие задания на обобщение, например на вычеркивание одного из слов заданной группы и подбора обобщающего понятия для остальных слов, заполнение обобщающей таблицы и т.п.
Закрепление учебного материала
Закрепление необходимо для прочного запоминания учебного материала. Его осуществляют разными путями: заучиванием и воспроизведением основных элементов учебного материала, выполне
нием практических работ и различных упражнений. На этом этапе важно не простое «зазубривание» (хотя оно тоже имеет место) и механическое выполнение упражнений, а закрепление на новой основе. Наиболее эффективно закрепление идет на новых примерах и упражнениях, особенно когда ученики приводят свои примеры. Закрепление на уроке можно проводить с помощью следующих приемов:
- • краткого повторного объяснения;
- • просмотра изученного материала в учебнике;
- • выписывания тезисов;
- • выделения главного в изученном материале;
- • выделения взаимосвязей в изученном материале;
- • выдачи комментированного домашнего задания.
Закрепление учебного материала идет на основе его повторения, проводимого в различных формах: текущее повторение, тематическое, итоговое. Посредством закрепления и повторения учебного материала осуществляется реализация принципа прочности.
Практическая педагогика накопила множество приемов текущего повторения, направленного на запоминание и закрепление материала. Необходимость текущего повторения вытекает из свойств кривой забывания Г.
Эббингауза (см. также § 4.2), которая показывает, что процент воспроизведения заученного материала падает экспоненциально с течением времени, например через час в памяти остается только около 50% механически заученной информации, поэтому повторение следует проводить через небольшой, до двух дней, промежуток времени в неотсроченном режиме. Психологи рекомендуют в первый день сделать 2—3 повторения, во второй день — 1—2 повторения, с третьего по седьмой день — по 1 повто рению. Повторение через длительный промежуток времени — в отсроченном режиме — требует значительно больших затрат времени на восстановление забытого. 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за один день, поэтому неотсрочен-ное повторение эффективнее по результатам и экономнее по времени, чем отсроченное.
Г. Эббингауз (1850—1909) — немецкий психолог, представитель ассоциативной психологии’, положил начало исследованию высших психических фун к-ций, особенно памяти; в 1893 г. выдвинул концепцию цветового зрения, в 1897 г. разработал тест для определения уровня умственного развития.
Тематическое повторение проводится после изучения определенной учебной темы или нескольких важных логически взаимосвязанных элементов. Его назначение состоит также в систематизации знаний и устранении пробелов.
Организация тематического повторения эффективно проводится с использованием представления учебной информации в сжатом, свернутом виде с последующим кратким повторением. Такие свертки информации могут иметь различный вид:
- • тематические планы-вопросники;
- • таблицы;
- • графики и рисунки;
- • структурно-логические схемы;
- • опорные сигналы;
- • опорные конспекты;
- • рефераты.
Использование сверток позволяет обеспечить переход знаний на новый, качественно более высокий уровень, позволяющий в более обобщенном, обзорном виде представить громоздкий материал и рационально организовать тематическое повторение.
Высокую эффективность имеет тематическое повторение, организуемое с помощью листов рубежного контроля (по В.Ф. Шаталову). За несколько занятий перед рубежным контролем учитель раздает лист с перечнем вопросов для подготовки. Затем на следующем занятии раздаются листы с краткими записями ответов на эти вопросы, после чего учитель дает краткие ответы по порядку на все вопросы перечня. На следующем уроке проводится рубежный контроль, в ходе которого к доске выходят несколько учеников и вразбивку начинают отвечать на вопросы из перечня.
Итоговое повторение обычно проводится в конце учебного года и перед экзаменом. Чтобы избежать нервных перегрузок учащихся, его следует разбить на 2—3 раза. Некоторые учителя практикуют ежеурочное 3—5-минутное краткое комментированное повторение материала по одной из ранее изученных тем. Это обеспечивает в течение года трехкратное повторение всего материала.
применение полученных знаний
Применение полученных знаний на практике, в учебе и в жизни зависит от специфики учебного предмета и материала. Оно способствует закреплению изученного материала, свободному владению знаниями, делает их прочными, усиливает мотивацию учения. Наиболее эффективно оно идет в ходе выполнения различных упражнений, практических заданий. При этом также продолжают формироваться умения и навыки.
Умения обычно рассматривают как действующие, функционирующие знания. Они подразделяются на элементарные и сложные. Элементарные умения путем выполнения тренировочных упражнений можно довести до уровня навыка, т.е. до такой степени, когда действие выполняется автоматически. Для сложных умений это исключено.
Формирование сложных умений происходит по почке:
Элементарное Элементарный — Сложное умение навык умение
Сложное умение включает в себя элементарные умения только в том случае, если они доведены до уровня навыка. Опытные учителя всегда стремятся предварить выполнение сложных упражнений решением более простых, входящих как основа и составной элемент в более сложные. В соответствии с этой цепочкой выстраивается следующая система из шести упражнений для формирования умений:
- • предварительные;
- • вводные;
- • пробные;
- • тренировочные;
- • творческие;
- • контрольные.
Предварительные упражнения необходимы для актуализации опорных знаний и умений, т.е. тех, которые были усвоены ранее и находятся во взаимосвязи с изучаемыми на данном занятии. На пример, при изучении темы «Решение уравнений» выполняются предварительные упражнения такого типа:
П + 1 = 4 К какому числу надо прибавить I, чтобы получить 4?
2 + 0 = 6 Заполните окошечко.
После этих упражнений учащихся начинают знакомить с уравнением: «Когда к неизвестному числу прибавили 3, то получили 5:
х + 3 = 5 Нужно найти это неизвестное число».
Предварительные упражнения следует выполнять для всех учеников класса и они не должны занимать много времени.
Вводные упражнения обычно выполняются учителем с привлечением к обсуждению хода их выполнения всех учеников. Обычно они служат для показа действия или пояснения хода изложения теоретического материала.
Пробные упражнения необходимо выполнять для предупреждения ошибок. Обычно их выполняют всем классом одновременно под контролем учителя.
Тренировочные упражнения нужны для доведения сформированных элементарных умений до уровня навыков. Ученики выполняют эти упражнения индивидуально и, как правило, в ходе выполнения домашней работы. Важным условием формирования навыка является не столько их длительность, сколько частота выполнения.
Начинающие учителя при этом обычно допускают типичную ошибку: стремятся быстрее сформировать навык, увеличивая объем тренировок. Это приводит к перегрузке и утомлению учеников, снижению интереса к учебе. Встречается и другая крайность, когда учителя пренебрегают выполнением упражнений по формированию навыков, что в дальнейшем осложняет работу по формированию сложных умений.
Творческие упражнения имеют разнообразный характер и предназначены для включения элементарных навыков в состав сложных умений.
Контрольные упражнения обычно по содержанию такие же, как тренировочные, и имеют назначение проверить уровень сформированное™ умений и навыков.
Работа по применению знаний проводится в три этапа.
На первом этапе организуется применение знаний в стандартной ситуации по аналогии. Это применение еше называют первичным. Отличительной чертой его является использование правил и алгоритмов. Результатом этой работы должно стать освоение учениками алгоритма выполнения учебных действий в стандартной ситуации.
На втором этапе учащиеся упражняются в применении знаний и умений в измененной ситуации. В этом случае требуется выполнить перенос усвоенного алгоритма действий на несколько измененные ситуации. Типичными видами таких упражнений и работ являются:
- • задания на использование алгоритмов;
- • система усложняющихся упражнений по принципу «от простого — к сложному»;
- • лабораторные работы;
- • практические работы в мастерских и на пришкольном участке;
- • применение знаний в процессе взаимопомощи и взаимопроверки.
На третьем этапе осуществляется творческое применение знаний. Это применение опирается на ранее освоенные учеником мыслительные операции, подкрепляется способностями и волевыми качествами, сопровождается усилением эмоций. Большую роль при этом играет воображение. Творческие упражнения подбираются в последовательности с постепенным уменьшением доли алгоритмических действий и увеличением доли творческих действий и роли интуиции. Перечень типов таких упражнений многообразен, поэтому приведем лишь некоторые из них:
- • предвосхищение учениками последующей ситуации при чтении текста (этот прием можно использовать уже в первом классе);
- • решение задач несколькими способами;
- • задачи с неполными данными;
- • задачи на межпредметные связи;
- • использование аналогий;
- • изготовление моделей и приборов;
- • анализ проблемных ситуаций.
Стремление некоторых учителей как можно быстрее перейти к творческому применению знаний, минуя этап стандартного применения без особого труда, скачком, приводит к провалу.
Необходимо заметить, что в процессе обучения все эти элементы деятельности ученика, начиная с восприятия и оканчивая применением, осуществляются не изолированно, а тесно связаны, часто одновременно и даже в другой последовательности. Например, в системе развивающего обучения типичным является путь от решения практической задачи к теоретическому обобщению. Но все они обязательно должны присутствовать в деятельности ученика, поэтому задача учителя — это такая организация процесса обучения, которая обеспечивала бы включение всех этих элементов.
Основные элементы описанной структуры деятельности учителя и учащихся в процессе обучения можно наглядно представить на схеме в виде своеобразной лестницы (рис. 3.4). Двигаясь по ступеням такой лестницы, учитель вместе с учениками на каждом этапе осуществляет некоторый замкнутый цикл познания, каждый раз имеющий свои цели и задачи.
Рис. 3.4. Структура деятельности учителя и учащегося в процессе обучения [3]
Источник: bstudy.net