Особый вид серверной программы не предоставляющий никаких услуг самостоятельно

Клиент-сервер (англ. Client-server) — вычислительная или сетевая архитектура, в которой задания или сетевая нагрузка распределены между поставщиками услуг (сервисов), называемыми серверами, и заказчиками услуг, называемыми клиентами. Нередко клиенты и серверы взаимодействуют через компьютерную сеть и могут быть как различными физическими устройствами, так и программным обеспечением.

  • Делает возможным, в большинстве случаев, распределение функций вычислительной системы между несколькими независимыми компьютерами в сети. Это позволяет упростить обслуживание вычислительной системы. В частности, замена, ремонт, модернизация или перемещение сервера не затрагивают клиентов.
  • Все данные хранятся на сервере, который, как правило, защищён гораздо лучше большинства клиентов. На сервере проще обеспечить контроль полномочий, чтобы разрешать доступ к данным только клиентам с соответствующими правами доступа.
  • Позволяет объединить различные клиенты. Использовать ресурсы одного сервера часто могут клиенты с разными аппаратными платформами, операционными системами и т. п.
  • Неработоспособность сервера может сделать неработоспособной всю вычислительную сеть.
  • Поддержка работы данной системы требует отдельного специалиста — системного администратора.
  • Высокая стоимость оборудования.

Многоуровневая архитектура клиент-сервер — разновидность архитектуры клиент-сервер, в которой функция обработки данных вынесена на один или несколько отдельных серверов. Это позволяет разделить функции хранения, обработки и представления данных для более эффективного использования возможностей серверов и клиентов.

Тестировщик с нуля / Урок 11. Клиент-серверная архитектура. Веб-сайт, веб-приложение и веб-сервис

Сеть с выделенным сервером (англ. Client/Server network) — это локальная вычислительная сеть, в которой сетевые устройства централизованы и управляются одним или несколькими серверами. Индивидуальные рабочие станции или клиенты (такие, как ПК) должны обращаться к ресурсам сети через сервера.

Среверное программное обеспечение.

Серверное программное обеспечение (англ. server от англ. to serve — служить) — в информационных технологиях — программный компонент вычислительной системы, выполняющий сервисные (обслуживающие) функции по запросу клиента, предоставляя ему доступ к определённым ресурсам или услугам.

Для взаимодействия с клиентом (или клиентами, если поддерживается одновременная работа с несколькими клиентами) сервер выделяет необходимые ресурсы межпроцессного взаимодействия (разделяемая память, пайп, сокет, и т. п.) и ожидает запросы на открытие соединения (или, собственно, запросы на предоставляемый сервис). В зависимости от типа такого ресурса, сервер может обслуживать процессы в пределах одной компьютерной системы или процессы на других машинах через каналы передачи данных (например, COM-порт) или сетевые соединения.

Формат запросов клиента и ответов сервера определяется протоколом. Спецификации открытых протоколов описываются открытыми стандартами, например протоколы Интернета определяются в документах RFC. В зависимости от выполняемых задач одни серверы, при отсутствии запросов на обслуживание, могут простаивать в ожидании. Другие могут выполнять какую-то работу (например, работу по сбору информации), у таких серверов работа с клиентами может быть второстепенной задачей.

Клиент-серверная архитектура в картинках

Как правило, каждый сервер обслуживает один или несколько схожих протоколов и серверы можно классифицировать по типу услуг которые они предоставляют:

Универсальные серверы — особый вид серверной программы, не предоставляющий никаких услуг самостоятельно. Вместо этого универсальные серверы предоставляют серверам услуг упрощенный интерфейс к ресурсам межпроцессного взаимодействия и/или унифицированный доступ клиентов к различным услугам. Существуют несколько видов таких серверов:

  • inetd от англ. internetsuper-serverdaemon демон сервисов IP — стандартное средство UNIX-систем — программа, позволяющая писать серверы TCP/IP (и сетевых протоколов других семейств), работающие с клиентом через перенаправленные inetd потоки стандартного ввода и вывода (stdin и stdout).
  • RPC от англ. RemoteProcedureCall удаленный вызов процедур — система интеграции серверов в виде процедур доступных для вызова удаленным пользователем через унифицированный интерфейс. Интерфейс изобретенный Sun Microsystems для своей операционной системы (SunOS, Solaris; Unix-система), в настоящее время используетстся как в большинстве Unix-систем, так и в Windows.
  • Прикладные клиент-серверные технологии Windows:
  • (D-)COM (англ. (Distributed)ComponentObjectModel — модель составных объектов) и др. — Позволяет одним программам выполнять операции над объектами данных используя процедуры других программ. Изначально данная технология предназначена для их «внедрения и связывания объектов» (OLE англ.ObjectLinkingandEmbedding), но в общем позволяет писать широкий спектр различных прикладных серверов. COM работает только в пределах одного компьютера, DCOM доступна удаленно через RPC.
  • Active-X — Расширение COM и DCOM для создания мультимедиа-приложений.

Универсальные серверы часто используются для написания всевозможных информационных серверов, серверов, которым не нужна какая-то специфическая работа с сетью, серверов не имеющих никаких задач, кроме обслуживания клиентов. Например в роли серверов для inetd могут выступать обычные консольные программы и скрипты. Большинство внутренних и сетевых специфических серверов Windows работают через универсальные серверы (RPC, (D-)COM).

сервер маршрутизации не является сервером в классическом смысле, а является базовой функцией поддержки сети операционной системой.

Для TCP/IP, маршрутизация является базовой функцией стека IP (кода поддержки TCP/IP). Маршрутизацию своих пакетов к месту назначения выполняет любая система в сети, маршрутизацию же чужих пакетов (форвардинг) выполняют только маршрутизаторы (также известные как роутеры или шлюзы). Задачи маршрутизатора при форвардинге пакета:

  • принять пакет
  • найти машину на которую следует этот пакет или следующий маршрутизатор по маршруту к ней (в таблице маршрутов)
  • передать пакет или вернуть ICMP-сообщение о невозможности его доставки по причинам:
  • Назначение недостижимо (Destination unreachable) — у пакета кончилось «время жизни» прежде чем он достиг места назначения
  • Хост недостижим (Host unreachable) — компьютер или следующий маршрутизатор выключен или не существует
  • Сеть недостижима (Network unreachable) — маршрутизатор не имеет маршрута в сеть назначения
Читайте также:
Не получается зайти в программу

Решения динамической маршрутизации призваны собирать информацию о текущем состоянии сложной сети и поддерживать таблицу маршрутов через эту сеть, чтобы обеспечить доставку пакета по кратчайшему и самому эффективному маршруту.

Из этих решений клиент-серверную модель использует только BGP (англ. Border Gateway Protocol — протокол пограничного шлюза), применяемый для глобальной маршрутизации. Локальные решения (RIP, OSPF) используют в своей работе бродкастовые и мультикастовые рассылки.

Сетевые службы обеспечивают функционирование сети, например серверы DHCP и BOOTP обеспечивают стартовую инициализацию серверов и рабочих станций, DNS — трансляцию имен в адреса и наоборот. Серверы туннелирования (например, различные VPN-серверы) и прокси-серверы обеспечивают связь с сетью, недоступной роутингом. Серверы AAA и Radius обеспечивают в сети единую аутентификацию, авторизацию и ведение логов доступа.

К информационным службам можно отнести как простейшие серверы сообщающие информацию о хосте (time, daytime, motd), пользователях (finger, ident), так и серверы для мониторинга, например SNMP. Большинство информационных служб работают через универсальные серверы. Особым видом информационных служб являются серверы синхронизации времени — NTP, кроме информировании клиента о точном времени NTP-сервер периодически опрашивает несколько других серверов на предмет коррекции собственного времени. Кроме коррекции времени анализируется и корректируется скорость хода системных часов. Коррекция времени осуществляется ускорением или замедлением хода системных часов (в зависимости от направления коррекции), чтобы избежать проблем возможных при простой перестановке времени.

Файл-серверы представляют собой серверы для обеспечения доступа к файлам на диске сервера. Прежде всего это серверы передачи файлов по заказу, по протоколам FTP, TFTP, SFTP и HTTP. Протокол HTTP ориентирован на передачу текстовых файлов, но серверы могут отдавать в качестве запрошенных файлов и произвольные данные, например динамически созданные веб-страницы, картинки, музыку и т.п.

Другие серверы позволяют монтировать дисковые разделы сервера в дисковое пространство клиента и полноценно работать с файлами на них. Это позволяют серверы протоколов NFS и SMB. Серверы NFS и SMB работают через интерфейс RPC.

Недостатки файл-серверной системы:

  • Очень большая нагрузка на сеть, повышенные требования к пропускной способности. На практике это делает практически невозможной одновременную работу большого числа пользователей с большими объемами данных.
  • Обработка данных осуществляется на компьютере пользователей. Это влечет повышенные требования к аппаратному обеспечению каждого пользователя. Чем больше пользователей, тем больше денег придется потратить на оснащение их компьютеров.
  • Блокировка данных при редактировании одним пользователем делает невозможной работу с этими данными других пользователей.
  • Безопасность. Для обеспечения возможности работы с такой системой Вам будет необходимо дать каждому пользователю полный доступ к целому файлу, в котором его может интересовать только одно поле

Серверы доступа к данным обслуживают базу данных и отдают данные по запросам. Один из самых простых серверов подобного типа — LDAP (англ. Lightweight Directory Access Protocol — облегчённый протокол доступа к спискам). Для доступа к серверам баз данных единого протокола не существует, однако все серверы баз данных объединяет использование единых правил формирования запросов — язык SQL (англ. Structured Query Language — язык структурированных запросов).

Службы обмена сообщениями позволяют пользователю передавать и получать сообщения (обычно — текстовые). В первую очередь это серверы электронной почты работающие по протоколу SMTP. SMTP-сервер принимает сообщение и доставляет его в локальный почтовый ящик пользователя или на другой SMTP-сервер (сервер назначения или промежуточный).

На многопользовательских компьютерах, пользователи работают с почтой прямо на терминале (или веб-интерфейсе). Для работы с почтой на персональном компьютере, почта забирается из почтового ящика через серверы, работающие по протоколам POP3 или IMAP. Для организации конференций существует серверы новостей, работающие по протоколу NNTP. Для обмена сообщениями в реальном времени существуют серверы чатов, стандартный чат-сервер работает по протоколу IRC — распределенный чат для интернета. Существует большое количество других чат-протоколов, например ICQ или Jabber.

Серверы удаленного доступа, через соответствующую клиентскую программу, обеспечивают пользователя консольным доступом к удаленной системе. Для обеспечения доступа к командной строке служат серверы telnet, RSH, SSH. Графический интерфейс для Unix-систем — X Window System, имеет встроенный сервер удаленного доступа, так как с такой возможностью разрабатывался изначально.

Иногда возможность удаленного доступа к интерфейсу Х-Window неправильно называют «X-Server» (этим термином в X-Window называется видеодрайвер). Стандартный сервер удаленного доступа к графическому интерфейсу Microsoft Windows называется терминальный сервер. Некоторую разновидность управления (точнее мониторинга и конфигурирования), также, предоставляет протокол SNMP. Компьютер или аппаратное устройство для этого должно иметь SNMP-сервер.

Игровой сервер, служит для одновременной игры нескольких пользователей в единой игровой ситуации. Некоторые игры имеют сервер в основной поставке и позволяют запускать его в невыделенном режиме (то есть позволяют играть на машине, на которой запущен сервер).

Серверные решения — операционные системы и/или пакеты программ оптимизированные под выполнение компьютером функций сервера и/или содержащие в своем составе комплект программ для реализации типичного набора сервисов.

Примером серверных решений можно привести Unix-системы, изначально предназначенные для реализации серверной инфраструктуры.

Также необходимо выделить пакеты серверов и сопутствующих программ (например комплект веб-сервер/PHP/MySQL для быстрой развертки хостинга) для установки под Windows (для Unix свойственна модульная или «пакетная» установка каждого компонента, поэтому такие решения редки, но они существуют. Наиболее известное — LAMP).

В интегрированных серверных решениях установка всех компонентов выполняется единовременно, все компоненты в той или иной мере тесно интегрированы и предварительно настроены друг на друга. Однако в этом случае, замена одного из серверов или вторичных приложений (если их возможности не удовлетворяют потребностям) может представлять проблему.

Читайте также:
В какой программе делать цветокоррекцию видео

Серверные решения служат для упрощения организации базовой ИТ-инфраструктуры компаний, то есть для оперативного построения полноценной сети в компании в том числе и «с нуля». Компоновка отдельных серверных приложений в решение подразумевает, что решение предназначено для выполнения большинства типовых задач; при этом значительно снижается сложность развертывания и общая стоимость владения ИТ-инфраструктурой, построенной на таких решениях.

Источник: studfile.net

Серверы и серверное оборудование. Системы хранения данных (СХД)

Сервер — специализированный компьютер и/или специализированное оборудование для выполнения на нём сервисного программного обеспечения (в том числе серверов тех или иных задач).

Сервером называется компьютер, выделенный из группы персональных компьютеров (или рабочих станций) для выполнения какой-либо сервисной задачи без непосредственного участия человека. Сервер и рабочая станция могут иметь одинаковую аппаратную конфигурацию, так как различаются лишь по участию в своей работе человека за консолью.

Серверы можно классифицировать по типу услуг, которые они предоставляют

  • Универсальные серверы Универсальные серверы — особый вид серверной программы, не предоставляющий никаких услуг самостоятельно. Вместо этого универсальные серверы предоставляют серверам услуг упрощённый интерфейс к ресурсам межпроцессного взаимодействия и/или унифицированный доступ клиентов к различным услугам.
  • Маршрутизация Строго говоря, сервер маршрутизации не является сервером в классическом смысле, а является базовой функцией поддержки сети операционной системой.
  • Динамическая маршрутизация Решения динамической маршрутизации призваны собирать информацию о текущем состоянии сложной сети и поддерживать таблицу маршрутов через эту сеть, чтобы обеспечить доставку пакета по кратчайшему и самому эффективному маршруту.
  • Сетевые службы Сетевые службы обеспечивают функционирование сети; например, серверы DHCP и BOOTP обеспечивают стартовую инициализацию серверов и рабочих станций, DNS — трансляцию имён в адреса и наоборот.
  • Информационные службы К информационным службам можно отнести как простейшие серверы, сообщающие информацию о хосте (time, daytime, motd) и пользователях (finger, ident), так и серверы для мониторинга, например SNMP. Большинство информационных служб работают через универсальные серверы.
  • Файловые серверы Файловые серверы представляют собой серверы для обеспечения доступа к файлам на диске сервера.
  • Серверы доступа к данным Серверы доступа к данным обслуживают базу данных и отдают данные по запросам. Один из самых простых сервисов подобного типа — LDAP (англ. Lightweight Directory Access Protocol — облегчённый протокол доступа к спискам).
  • Службы обмена сообщениями Службы обмена сообщениями позволяют пользователю передавать и получать сообщения (обычно — текстовые).
  • Серверы удалённого доступа Серверы удалённого доступа, через соответствующую клиентскую программу, обеспечивают пользователя аналогом локального терминала (текстового или графического) для работы на удаленной системе.
  • Игровые серверы Игровые серверы служат для одновременной игры нескольких пользователей в единой игровой ситуации. Некоторые игры имеют сервер в основной поставке и позволяют запускать его в невыделенном режиме (то есть позволяют играть на машине, на которой запущен сервер).

Системы хранения данных

Система хранения данных, СХД (англ. Storage Area Network, SAN) — представляет собой архитектурное решение для подключения внешних устройств хранения данных, таких как дисковые массивы, ленточные библиотеки, оптические приводы к серверам таким образом, чтобы операционная система распознала подключённые ресурсы как локальные.

Типы системы хранения данных:

  • SAN (от сети)
  • DAS (напрямую)
  • NAS (от сети)

Устройство DAS может разделяться несколькими компьютерами, если оно предоставляет несколько интерфейсов (портов), позволяющих параллельный прямой доступ. Такой способ используется в кластерах. В реальности большинство устройств хранения SAN или NAS могут использоваться как устройства DAS — для этого нужно отсоединить их порты от сети данных и присоединить один или более портов прямо к компьютеру («простым» кабелем).

Более совершенные устройства DAS, похожие на SAN и NAS, обладают повышенной надежностью: надежным контроллером, системой охлаждения, средствами резервирования при хранении типа RAID. Некоторые системы DAS содержат встроенные контроллеры дисковых массивов, чтобы разгрузить обслуживание RAID адаптером шины сервера. Стандартные устройства DAS не имеют таких возможностей.

DAS, как и SAN или NAS, допускают расширение ёмкости хранилища, сохраняя скорость передачи и доступа к данным.

Современные системы хранения данных должны отвечать определенным требованиям:

  • Надежность. Устройства подобного типа предусматривают полное или частичное резервирование основных компонентов: процессоров, блоков питания (БП), путей доступа, промежуточного буфера (кэша) и др. При этом организовывают специальную программу для мониторинга возможного проявления неисправностей.
  • Доступность данных. Для этого проводят регулярное резервное копирование, резервируют аппаратную часть, используют специальное программное обеспечение.
  • Наличие средств управления и контроля. Управление в большинстве случаев осуществляется посредством специального программного обеспечения, от функциональности которого зависит удобство и полнота контроля.
  • Высокая производительность. Это требование полностью определяется аппаратной частью комплекса: частотой процессора, типом накопителей, объемом оперативной памяти и объемом КЭШа.
  • Масштабирование и унификация. СХД должны иметь возможность наращивания и модернизации.
  • Защита данных

Какие существуют системы хранения данных:

  • NAS — Network Attach Storage
  • DAS — Direct Attached Storage
  • SAN — Storage Area Network

Топология типа NAS предлагает использовать внешний дисковый массив, который сочетается со специальным ПО. Благодаря применению этих компонентов, удается получить быстрый доступ к файлам с надежным уровнем сохранности и широкой функциональностью. Кроме того, NAS предполагает подключение массива дисков к компьютерной сети с доступом удаленных пользователей.

Для архитектуры типа DAS характерно подключение непосредственно к серверу или рабочей станции по протоколу SAS.

Сеть SAN является специальной сетью, которая объединяет устройства для сохранения информации с серверами. При построении этой сети за основу берут протокол iSCSI или Fibre Channel.

Менеджеры ПРОФСНАБ, с удовольствием, помогут Вам подобрать именно то оборудование, которое наиболее подходит Вашим задачам и отвечает ценовой политике, дадут квалифицированную консультацию по представленным маркам и моделям в компании.

Читайте также:
Лучшая программа для создания фильмов Андроид

Источник: tdprofsnab.ru

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

В настоящее время весьма актуален переход от небольших локальных сетей персональных компьютеров к промышленным корпоративным информационным системам. Большинство средних и крупных государственных и коммерческих организаций постепенно отказываются от использования только ПК, задачей сегодняшнего дня — создание открытых и распределенных информационных систем.

Клиент-сервер —это вычислительная или сетевая архитектура, в которой задания или сетевая нагрузка распределены между поставщиками услуг, называемыми серверами, и заказчиками услуг, называемыми клиентами. Фактически клиент и сервер — это программное обеспечение. Обычно эти программы расположены на разных вычислительных машинах и взаимодействуют между собой через компьютерную сеть посредством сетевых протоколов, но их можно расположить также и на одной машине . Программы — сервера, ожидают от клиентских программ запросы и предоставляют им свои ресурсы в виде данных (например, загрузка файлов посредством HTTP, FTP, BitTorrent, потоковое мультимедиа или работа с базами данных) или сервисных функций (например, работа с электронной почтой, общение посредством систем мгновенного обмена сообщениями, просмотр web-страниц во всемирной паутине). Поскольку одна программа-сервер может выполнять запросы от множества программ-клиентов, ей может потребоваться высокопроизводительная вычислительная машина. Из-за особой роли этой машины в сети, специфики её оборудования и программного обеспечения её так же называют сервером.

В клиент-серверной системе функционируют (как минимум) два приложения — клиент и сервер делящие между собой те функции которые в файл-серверной архитектуре целиком выполняет приложение на рабочей станции. Хранением и непосредственным манипулированием данными занимается сервер баз данных в качестве которого может выступать Microsoft SQL Server Oracle Sybase и т.п..

Плюсы технологии клиент сервер:

  • Надежность. Сервер баз данных осуществляет модификацию данных на основе механизма транзакций
  • Масштабируемость. Масштабируемость — способность системы адаптироваться к росту количества пользователей и объема базы данных при адекватном повышении производительности аппаратной платформы без замены программного обеспечения. Общеизвестно что возможности настольных СУБД серьезно ограничены — это пять-семь пользователей и 30-50 Мб соответственно. Цифры разумеется представляют собой некие средние значения в конкретных случаях они могут отклоняться как в ту так и в другую сторону. Что наиболее существенно эти барьеры нельзя преодолеть за счет наращивания возможностей аппаратуры. Системы же на основе серверов баз данных могут поддерживать тысячи пользователей и сотни ГБ информации — дайте им только соответствующую аппаратную платформу.
  • Безопасность. Сервер баз данных предоставляет мощные средства защиты данных от несанкционированного доступа невозможные в настольных СУБД. При этом права доступа администрируются очень гибко — до уровня полей таблиц. Кроме того можно вообще запретить прямое обращение к таблицам осуществляя взаимодействие пользователя с данными через промежуточные объекты — представления и хранимые процедуры. Так что администратор может быть уверен — никакой слишком умный пользователь не прочитает то что ему читать не положено.
  • Гибкость

В приложении работающем с данными можно выделить три логических слоя:

  • пользовательского интерфейса;
  • правил логической обработки (бизнес-правил);
  • управления данными

Как правило каждый сервер обслуживает один (или несколько схожих) протоколов и серверы можно классифицировать по типу услуг которые они предоставляют.

  • Универсальные серверы — особый вид серверной программы не предоставляющий никаких услуг самостоятельно. Вместо этого универсальные серверы предоставляют серверам услуг упрощенный интерфейс к ресурсам межпроцессного взаимодействия и/или унифицированный доступ клиентов к различным услугам.
  • RPC от англ. Remote Procedure Call удаленный вызов процедур — система интеграции серверов в виде процедур доступных для вызова удаленным пользователем через унифицированный интерфейс. Интерфейс изобретенный Sun Microsystems для своей операционной системы (SunOS Solaris; Unix-система) в настоящее время используется как в большинстве Unix-систем так и в Windows.
  • Серверы удаленного доступа. Серверы удаленного доступа через соответствующую клиентскую программу обеспечивают пользователя консольным доступом к удаленной системе. Для обеспечения доступа к командной строке служат серверы telnet RSH SSH.
  • Игровые серверы служат для одновременной игры нескольких пользователей в единой игровой ситуации. Некоторые игры имеют сервер в основной поставке и позволяют запускать его в невыделенном режиме.

Но проблема защиты коммуникация между сервером и клиентами не является специфичной для СУБД, она присуща всем распределенным системам. Вполне естественно, что и решения здесь ищутся общие. Ключевыми компонентами в реализации безопасности технологии клиент-сервер являются аутентификация, авторизация (проверка полномочий) и

Для обеспечения информационной безопасности в технологии клиент-сервер должны

приниматься следующие действия:

  • Защита пересылаемых данных только при установлении соединения клиента с сервером.
  • Защита данных только на начальном этапе выполнения удаленного вызова процедуры, когда сервер впервые получает запрос.
  • Подтверждение подлинности источника данных. Проверяется, что все поступающие на сервер данные получены от определенного клиента.
  • Подтверждение подлинности источника и целостности данных. Проверяется, что отправленные данные не были изменены.
  • Подтверждение подлинности источника, целостности и конфиденциальности данных.

Таким образом любая компьютерная сеть по сути является сетью клиент-сервер. Пользователь подключивший свой компьютер к Интернет будет иметь дело с сетью клиент-сервер и даже если компьютер не имеет выхода в сеть его программное обеспечение да и сам он организованы по схеме клиент-сервер.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Коржов В.В. Многоуровневые системы клиент-сервер.

Издательство Открытые системы 2007.

  1. Титоренко Г.А. Информационные технологии управления. М., Юнити: 2012.
  2. Мельников В. Защита информации в компьютерных системах. — М.: Финансы и статистика, Электронинформ, 2007.
  3. www.wikipedia.ru

Источник: scienceforum.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru