С 1 сентября 2020 года во всех школах России началось внедрение примерной программы воспитания. В Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» были внесены изменения по вопросам воспитания, а на заседании Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по общему образованию был принят проект программы. Она построена по принципу конструктора: школы смогут сами выбирать ее компоненты.
«В базовом законе об образовании понятие „воспитание“ употребляется очень много раз, но до принятия изменений в нем не было указано, что каждая образовательная организация обязана иметь некую норму по проведению воспитательной работы, — рассказывает ректор МГПУ Игорь Реморенко. — Теперь же отдельная программа воспитательной работы будет во всех образовательных организациях (исключение — магистратура и аспирантура)».
Для чего нужна новая программа
Новая программа воспитания разработана в Институте стратегии развития образования РАО по заданию Минпросвещения России. В 2019 году она прошла апробацию в 730 российских школах.
ВСЯ ПРАВДА О РАБОТЕ УЧИТЕЛЕМ В ШКОЛЕ: МОЙ ОПЫТ
Цифровизация, интернет и мультикультурность современного общества требуют нового системного подхода к воспитательной работе в школе. Поэтому разработчикам пришлось пересмотреть накопленные знания в этой сфере и обновить устоявшийся взгляд на проблемы воспитания. Особенности новой программы — краткость, доступность, модульность и демократичность.
«Основой изменений могут стать документы, которые позволяли бы школе выстраивать воспитательный процесс системно, но с максимальным учетом ее особенностей и максимально просто, — поясняет главный научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО Наталия Селиванова. — Таким документом мы постарались сделать примерную программу воспитания. Что лежит в основе ее создания? Первое — это основные положения и принципы научной школы Людмилы Ивановны Новиковой, второе — богатейший опыт воспитания отечественных образовательных организаций и знание опыта зарубежных школ. С помощью новой программы мы хотели решить центральные проблемы — имитацию воспитания и бюрократизацию воспитания».
Задача примерной программы воспитания — помочь школам создать и реализовать собственные работающие программы воспитания, которые помогут детям успешно социализироваться и наладить гармоничные взаимоотношения с окружающими.
«Примерная программа показывает, каким образом педагоги (учитель, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, старший вожатый, воспитатель, куратор, наставник, тьютор) могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и тем самым сделать свою школу воспитывающей организацией», — написано в пояснительной записке документа.
Примерная программа воспитания задумана как гибкая система. Это не перечень обязательных мероприятий, а описание возможных форм и способов работы с детьми. На предлагаемой основе школы разрабатывают собственные рабочие программы воспитания, используя разделы примерной программы как конструктор. Они могут добавлять нужные и удалять неактуальные материалы.
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
Четыре основных раздела
Тем не менее воспитательная программа каждой школы должна включать в себя обязательные разделы.
Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
Он посвящен специфике самой школы: особенностям расположения и социального окружения, источникам положительного или отрицательного влияния на детей, значимым партнерам школы, описанию контингента учащихся, оригинальных воспитательных находок школы, а также важным для школы принципам и традициям воспитания.
Цель и задачи воспитания
В этом разделе формулируются цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для их достижения. Основные направления при этом прописаны в примерной программе.
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) приоритет отдается созданию благоприятных условий для усвоения знаний основных норм и традиций общества.
В воспитании подростков (уровень основного общего образования) основные усилия, по мнению создателей программы, необходимо направить на развитие ценностных отношений к семье, труду, отечеству, природе.
В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) особое внимание уделяется приобретению школьниками опыта участия в социально значимых делах, заботе о семье, родном городе или селе, стране в целом.
Задачи педагогической практики на 3 курсе
В ходе целенаправленного наблюдения за учебно-воспитательным процессом под руководством преподавателя студенты учатся:
1. Выделять основные компоненты:
— структуры деятельности учителя (планирование, организация, стимулирование, контроль, анализ результатов);
— структуры процесса учения (восприятие, понимание, общение, закрепление, применение).
2. Анализировать уроки с позиции принципов обучения.
3. Выявлять зависимость выбора учителем методов и средств обучения от поставленных учебно-воспитательных задач, содержания учебного материала, реальных возможностей учащихся и условий обучения.
4. Определять характерные черты педагогического мастерства как возможных ориентиров собственной педагогической деятельности.
5. Осуществлять индивидуальный подход к учащимся в ходе воспитательной работы с учетом их возрастных индивидуальных особенностей.
6. Проанализировать особенности реализации основных положений теории учебной деятельности, ее содержания и структуры в практике работы учителя начальной школы;
7. Изучить психологические особенности учебной деятельности младших школьников;
8. Научиться осуществлять наблюдение по схеме за деятельностью учителя и учащихся на уроке и проводить анализ полученных данных;
Рекомендуемая литература:
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М., 1981.
- Дидактика средней школы/под ред. М.Н.Скаткина.-М., 1983.
- Введение в научное исследование по педагогике/под ред. В.И.Журавлева.-М., 1988.
- Махмутов М.И.Современный урок.-М., 1981.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. М. 2001.
6. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Ростов – на – Дону. 2003.
7. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М. 1998.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М., 1981.
- Дидактика средней школы/под ред. М.Н.Скаткина.-М., 1983.
- Введение в научное исследование по педагогике/под ред. В.И.Журавлева.-М., 1988.
- Махмутов М.И.Современный урок.-М., 1981.
- Современные педтехнологии. Начальная школа. Пособие для учителя/ Под ред. В.С.
Помни!
Будь взрослым и ребенком, будь мудрым и непредсказуемым.
Не отчаивайся, если что-то не получилось так, как ты задумал.
Не сопротивляйся, когда вдруг обнаружишь, что дети хотят тебя чему-либо научить.
Пусть тебе будет интересно.
Начинать всегда нелегко…
Информационная страница
Сроки проведения практики__________________________
Методист по педагогике______________________________
Место прохождения практики_________________________
Директор образовательного учреждения________________
Зам.директора по воспитательной работе_______________
Часть I. Знакомство с системой работы учителя.
Задание 1. Из беседы с учителем выясните:
а) Особенности программы, по которой работает учитель.
б) Перечень учебно-методических пособий, дидактических материалов которыми пользуется учитель.
в) Методические проблемы, над которыми работает учитель.
Задание 2. Дайте определение понятия
а) Педагогическое мастерство это —
б) Компоненты
в) Вспомните и впишите.
Педагогическое общение | |
Стили | функции |
г) Запишите профессиональные требования к личности учителя.
д) К методам изучения личности школьника я отнесу.
Задание 3. а) Выявите индивидуальные особенности педагогического общения учителя на уроке.
характеристики (оцените стороны поведения учителя и отмети знаком Х) | |||||||
недоброжелателен | Авторитарен, третирует учащихся, одергивает, держит под жестким контролем | Думает только о престиже, «носит маску» | Безразличен, «себе на уме» | Не гибок, не видит проблем и не умеет заметить намечающегося конфликта | Общается только «сверху вниз», одинаково со всеми, не дифференцируя своего общения | Видит все только «со своей колокольни» | Пассивен, замкнут, равнодушен |
Доброжелателен, держится ободряюще | Стимулирует инициативу, допускает выражение общественного мнения, свободное поведение учащихся | Открыт, не боится выражать свои чувства, показывать свои недостатки | Заинтересован, активен | Гибок в общении, легко разрешает возникающие проблемы, гасит конфликты | Вежлив, приветлив, уважает достоинства уч-ся, индивидуализирует общение с разными учащимися | Может поставить себя на место учащегося, взглянуть на проблему его глазами | Активен, общителен, эмоционален |
этапы урока |
характеристики (оцените стороны поведения учителя и отмети знаком Х) | |||||||
недоброжелателен | Авторитарен, третирует учащихся, одергивает, держит под жестким контролем | Думает только о престиже, «носит маску» | Безразличен, «себе на уме» | Не гибок, не видит проблем и не умеет заметить намечающегося конфликта | Общается только «сверху вниз», одинаково со всеми, не дифференцируя своего общения | Видит все только «со своей колокольни» | Пассивен, замкнут, равнодушен |
Доброжелателен, держится ободряюще | Стимулирует инициативу, допускает выражение общественного мнения, свободное поведение учащихся | Открыт, не боится выражать свои чувства, показывать свои недостатки | Заинтересован, активен | Гибок в общении, легко разрешает возникающие проблемы, гасит конфликты | Вежлив, приветлив, уважает достоинства уч-ся, индивидуализирует общение с разными учащимися | Может поставить себя на место учащегося, взглянуть на проблему его глазами | Активен, общителен, эмоционален |
этапы урока |
б) Определите стиль общения учителя с учениками:
(авторитарный, демократический, либеральный)
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Приведите факты подтверждающие ваше мнение.
в) Какие приемы педагогической техники чаще всего применяет учитель? (аргументируйте свою точку зрения).
Задание 4. Выясните, какие средства общения с учащимися (вербальные или невербальные) применяются чаще всего. По ходу урока делайте соответствующие пометки.
Вербальные средства общения | Невербальные средства общения |
Сделай выводы по таблице__________________________________
Задание 5. Выделите основные педагогические задания при проектировании урока и проанализируйте ход их выполнения
Задание 6. Проанализируйте конфликтную ситуацию, возникшую на уроке или во внеурочное время, по основным признакам (формам) развития конфликта
Формы развития конфликта | Содержание |
Задание 7. Опишите основные виды контроля, присутствующие на уроке и формы его реализации
Виды контроля | Формы реализации |
Задание 8. а) Охарактеризуйте (по выбору) один из видов педагогических технологий
б) Разработайте конспект урока по выбранной технологии
Часть II. Дидактика.
Задание 1. Дайте определение понятия Педагогический процесс —
Задание 2. а) Назовите все этапы урока:
б) Заполните таблицу
Основные виды уроков |
Определите структура основных видов уроков |
Задание 3. Дайте характеристику принципам обучения.
принципы | Характеристика |
Задание 4. Заполните таблицу с точки зрения реализации принципов обучения учителем на уроке.
факты д |
принципы обучения л |
Задание 5. Опишите методы обучения, которые реализует учитель на уроке, организуя познавательную деятельность учащихся.
ваши замечания |
В чем заключается деятельность учащихся |
В чем заключается деятельность учителя |
Методы |
Задание 6. Эффективность методов обучения
(знак «+» — метод лучше других способствует решению задачи;
Знак « О » пригоден для достижения цели:
Знак « — » непригоден для достижения цели
формирование | Методы | ||||||||
Рассказ | беседа | Лекция | дискуссия | иллюстрация | демонстрация | упражнения | работа с книгой | Познавательная игра | видеометод |
кругозора, научного мировоззрения | |||||||||
теоретических знаний | |||||||||
практических умений | |||||||||
умения добывать, систематизировать и применять знания | |||||||||
умения учиться, навыков самообразования | |||||||||
навыков упрочнения знаний, умений | |||||||||
развитие | |||||||||
мышления | |||||||||
познавательного интереса | |||||||||
активности | |||||||||
Памяти | |||||||||
Воли | |||||||||
способности выражать мысли | |||||||||
Эмоции |
Задание 7. Анализ урока в целях изучения методики обобщения опыта работы учителя.
а) составьте протокол урока по схеме
Тема________________________________________________
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | время |
б) проведите анализ урока
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА:
1. Какие образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались на уроке.
2. Организация мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формулирование решения познавательных задач.
Используемые методы и приемы обучения.
Продуктивная и репродуктивная мыслительная деятельность учащихся. Степень активности и самостоятельности учащихся (в целом и индивидуально).
3. Формирование (способы введения, организации восприятия, закрепление) у учащихся представлений и понятий, а также умений и навыков.
Наглядные пособия и ТСО на уроке. Организация запоминания (произвольного, непроизвольного), его осмысление. Уровень усвоения.
4. Проявление творческой деятельности учащихся.
5. Внимание (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное) и интерес учащихся на уроке.
Методы стимулирования активности учащихся на уроке.
Эмоциональное состояние учащихся. Формирование потребности в знаниях.
6. Воспитывающий эффект урока.
Научность содержания. Формирование системы ценностей. Связь с жизнью. Дисциплина. Эстетическое впечатление.
Формирование личностных качеств.
7. Развивающий эффект урока.
Обучение на высоком, на посильном уровне трудностей.
Обучение интеллектуальным умениям, приемам учебного труда.
8. Особенность волевой деятельности учащихся на уроке. Формирование волевых качеств.
9. Коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся на уроке. Взаимоотношения учащихся.
Проявление и учет на уроке характерологических и др. индивидуальных способностей учащихся.
10. Проверка и оценка успеваемости. Активизация класса при проверке. Домашнее задание, его объективный характер, подготовка к выполнению.
11. Речь учителя и учащихся (словарный запас, точность и языковая правильность, выразительность, образность, дикция, работа над новыми словами).
12. Особенности педагогических воздействий учителя (требовательность и уважение личности учащихся, такт, наблюдательность и распределенность внимания, содержательность и доступность изложения, умение выделять главное, умение задавать вопросы, отношение к ошибкам учащихся, педагогический оптимизм, умение активизировать класс. Общий характер отношений учителя и учащихся.
13. Всем ли учащимся урок принес достаточную пользу? Целесообразность планирования и фактического использования времени на уроке.
Часть III. «Классное» дело
(разработайте и проведите занятие на патриотическую тему)
Источник: lektsia.com
Учитель и саморазвитие: три кита педагогики и психология
Профессиональное саморазвитие педагога во многом зависит от его желания и стремления достичь определенных высот в карьере и формировании себя как личности. В течение всей жизни человек может не раз сменить поле деятельности. Не каждый осознанно подходит к выбору профессии сразу после окончания школы. Однако от уровня профессионализма зависит размер дохода, а это требует развития определенных качеств и навыков.
В первую очередь у специалиста должна быть способность к самообразованию. Больше всего это касается учителей. К. Д. Ушинский утверждал, что педагог живет до тех пор, пока учится. Так что же это такое — профессионально-педагогическое саморазвитие и как достичь гармонии в этом направлении?
Профессиональное саморазвитие педагога как оно есть
Профессиональное саморазвитие педагога – это осознанный процесс, нацеленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития.
В определенном смысле, в руках учителей — будущее страны, так как они воспитывают новое поколение. Какими будут наши дети, когда вступят во взрослую жизнь, во многом зависит от них. Именно поэтому на современном этапе развития общества стоит вопрос о подготовке «эффективных» педагогов, которые в условиях массового образования способны обеспечить высокий уровень обучения, позаботиться о здоровье и досуге своих учеников.
Профессиональное саморазвитие педагога предполагает использование специально разработанных методик, применение которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. К числу стандартных методов можно отнести: курсы переподготовки и повышения квалификации, предметные комиссии и методические объединения, школы передового опыта, семинары для молодых педагогов, творческие сообщества, педагогические чтения и прочее.
Однако для того, чтобы стать настоящим «профи» в своей области, одних семинаров и курсов недостаточно. Независимо от того, какой предмет преподает учитель (математику, естествоведение, русский язык, или любой дугой), повысить эффективность своей работы невозможно без систематических самостоятельных занятий.
С точки зрения психологии преподавательской деятельности человек не может гармонично развиваться без успешного овладения своей профессией. Педагог работает с людьми и его собственная личность – главный рабочий инструмент. Поэтому, чтобы стать профессионалом, учителю нужно стремиться к личностному росту.
Условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые способы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие педагога – это движущая сила на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.
Развитие потенциала – залог профессионализма
Как правильно учителю организовать профессиональное саморазвитие? С чего начать? Рассмотрим основные аспекты психологии преподавательской деятельности, которые помогут продвинуться вперед в работе и жизни в целом.
Развитие личности начинается с самоанализа и трезвого восприятия своих качеств. Критическое отношение к собственным успехам и изучение неудач стимулируют к постоянному личностному росту и совершенствованию профессиональных навыков.
Человек оценивает свои поступки, сравнивает результаты с достижениями других людей, делает соответствующие выводы и корректировки, чтобы не наступить на одни и те же грабли дважды. Так, признанный гений Альберт Эйнштейн не считал себя одаренным. Он был убежден, что его научные достижения — результат трудолюбия и огромной работоспособности.
Профессиональное саморазвитие педагога не будет эффективным, если педагог не сформулирует личностно значимые цели (как долгосрочные, так и краткосрочные). Именно от широты стремлений зависит дальнейшая перспектива личности. Он может стремиться «жить не по лжи», стать учителем с большой буквы, принести пользу людям и так далее.
Реализация задуманного требует времени, однако пока человек имеет цель, у него есть стимул к развитию. Краткосрочными задачами педагога могут быть: организация учебной деятельности, развитие усидчивости, организаторских способностей и др.
Чем больше индивид знает о типологических особенностях своей нервной системы и чертах характера, тем легче ему работать над собой. Самопознание и самооценка позволяют составить педагогу собственный психологический портрет, сделать анализ достоинств и недостатков, осознать перспективы и создать мотивацию.
Составление программы профессионального саморазвития для педагога
После того, как преподаватель определился с целями и превратил свои желания в намерения, ему необходимо приступить к действиям по изменению личности. Для этого следует наметить программу самовоспитания в рамках педагогической деятельности.
Программа профессионального саморазвития педагога – это план действий, направленных на достижение поставленных задач с учетом требований педагогики. Другими словами — это процесс материализации собственного прогноза о возможном личностном росте.
При реализации программы профессионального саморазвития, педагог осознанно занимается самовнушением, самоубеждением, аутотренингом. Он создает притягательные цели, рисует в своем воображении перспективы роста и будущих достижений. Дополнительно человек использует словесные аффирмации.
Для корректировки программы профессионального саморазвития педагога нужна «прокачка» самоконтроля. Самодисциплина – очень важный этап совершенствования мастерства. Учитель начинает осознанно подходить к решению вопросов, реально оценивает собственные действия и результаты работы.
В процессе тренировки самоконтроля специалист ориентируется на эталон, идеал – конкретную личность или собирательный образ. Качество такого образа напрямую зависит от того, насколько личность осведомлена в данной сфере. Поэтому очень важно пополнять свой багаж педагогических знаний.
В результате проведения работы по самовоспитанию и самосовершенствованию, человек начинает замечать позитивные изменения в характере и успешное продвижение в профессиональной деятельности. Педагог осознает свои успехи и это дает ему еще больший стимул к дальнейшему развитию. При этом, чем больше результаты, тем сильнее желание идти вперед.
Современность и саморазвитие профессиональных качеств
Подготовка учителя к уроку длится всю его жизнь. В этом вся суть его профессии. Нельзя отдавать не имея. А отдача от педагога требуется большая. Поток информации в условиях быстрого технологического прогресса с каждым годом бурно растет, а программа обучения усложняется.
Вследствие этого, полученные знания морально изнашиваются.
Сегодня кругозор учащихся растет в ускоренном темпе. Все чаще ученики задают преподавателям каверзные вопросы. В мире электронных технологий учитель выступает в роли связующего элемента между мощнейшим информационным потоком и студентами (школьниками). Поэтому ему важно идти в ногу со временем, быть просвещенным в этих вопросах, разговаривать с учащимися на одном языке.
В условиях современности, для саморазвития профессиональных качеств преподавателя очень значимым является культурное и интеллектуальное самообразование в сочетании с физическими, эстетическими и нравственными аспектами. Эти сферы тесно взаимосвязаны. Педагогу следует читать разнообразную научную, художественную литературу, книги об искусстве, работать со справочниками.
В понятие «самообразование» каждый вкладывает свой смысл. Кто-то глубоко изучает конкретную область, другие стремятся получить разносторонние знания. С практической точки зрения, профессиональное саморазвитие педагога будет более эффективным, если сочетать широту кругозора с интересом к определенной сфере занятости.
Каждый ученик желает видеть перед собой эрудированного организованного наставника. Поэтому преподавателю необходимо тренировать речь, мышление и память. Для этого следует систематически нагружать себя новой информацией, закрепляя практикой теоретические знания; учиться видеть в простом прекрасное, новое, интересное и необходимое.
Каким еще отличительным качеством обладает учитель-профессионал? Он имеет глубокие познания своего и смежных предметов на современном научном уровне. Ученики могут простить преподавателю многое – сухость, придирчивость, чрезмерную строгость, но они никогда не простят незнания своего дела.
Роль психологии в преподавательской деятельности
Любой учитель прежде всего должен быть психологом. Он имеет дело с группами людей, в которых каждый человек – индивидуальная личность, требующая особого подхода. Справиться с этим невозможно без знаний психологии. Поэтому профессиональное саморазвитие педагога включает обязательное условие: изучение новейших психологических достижений, связанных с обучением и воспитанием.
Психологию личности, ее структуру и факторы формирования; возрастные особенности учеников; способы выявления задатков и способностей; общие человеческие потребности и мотивы; основы общения; тонкости межличностных отношений и прочее.
Большую роль в воспитании играет саморегуляция. В процессе обучения возникают разные ситуации, в том числе и экстренные. Специалисту нужно уметь управлять собственным психическим состояниям, чтобы действовать оптимально и осознанно при любых обстоятельствах.
Истинный «асс» педагогики владеет искусством постановки и решения поставленных задач. Он панорамно воспринимает действительность, способен быстро сориентироваться в трудных ситуациях.
Все люди проходят этапы зрелости: ранней, средней и поздней. Педагогу важно работать над собой, чтобы стать зрелой личностью и мудрым наставником. Ему следует уделять особое внимание формированию духовно-нравственных качеств воспитанников, научить их жить в гармонии с собой и другими людьми.
Учитель как творец
Профессиональное саморазвитие педагога включает творческое становление. Утверждение о том, что педагогика имеет творческую природу, стало общепринятым. Творчеством называют деятельность, порождающую что-то новое при использовании личного опыта и формировании уникальных комбинаций умения и знаний. Творческий преподаватель делает открытия, способен умудрить и ободрить.
Предмет педагогического творчества – это человек, а он всегда уникален и неповторим. Но такое творение требует руки талантливого Мастера. Поэтому педагог – это не только профессия, но прежде всего — призвание. Призванные преподаватели — высококультурны, любят экспериментировать и проводить исследования. Они разрабатывают авторские программы, владеют индивидуальным стилем работы.
По словам ученых, творческий учитель – это исследователь, обладающий соответствующим образом мышления, высоким уровнем мастерства и потребностью в профессиональном воспитании. У него развито интуитивное восприятие и критический анализ.
В творчестве педагогов появилось существенно новое направление — креативное обучение и воспитание. Происходит смена ценностных ориентаций, интуитивное освоение новых знаний и их творческое использование.
Человек, не прошедший специальную подготовку и не имеющий знаний в профессиональной сфере, не способен успешно творить. Чтобы вести работу изобретательно, нужно быть компетентным и иметь соответствующий опыт. Только тогда возможно находить оригинальные способы решения разных задач, используя воображение и полет мысли.
Подводим итоги: педагогические параллели
Напрашивается вывод, что творческий подход к делу является одним из качеств учителя-профессионала. Однако творчество – это не только преобразование опыта, но и стремление к развитию, поиски новизны, приводящие к новаторству. Таким образом, профессиональное саморазвитие педагога можно рассматривать как процесс «творения» собственной личности.
Многие передовые педагоги составляют личный творческий план, включающий список мероприятий по основным направлениям самообразования. Этот документ является сугубо индивидуальным. Такие педагоги придерживаются собственной методичной системы, которую они постоянно совершенствуют. Это высочайший уровень педагогического искусства.
Все вышеперечисленные формы профессионального саморазвития учителя служат основой его роста как специалиста. Если приступить к делу с желанием и приложить должные усилия, результаты не заставят себя долго ждать. Планомерная, систематическая и целенаправленная работа позволит значительно повысить свой профессионализм.
Источник: salid.ru