В соответствии с требованиями ФГОС ДО, в программу включен раздел «Культурно-досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя. В Приложении 1. дан примерный перечень событий, праздников и мероприятий.
Задачи педагога по организации досуга детей:
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Отдых. Приобщать детей к интересной и полезной деятельности (игры, спорт, рисование, лепка, моделирование, слушание музыки, просмотр мультфильмов, рассматривание книжных иллюстраций и т. д.).
Развлечения. Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми; осмысленно использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной деятельности.
Развивать творческие способности, любознательность, память, воображение, умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Федеральная образовательная программа в действии. Проектируем организационный раздел
Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России, закреплять умение использовать полученные навыки и знания в жизни.
Праздники. Расширять представления детей о международных и государственных праздниках.
Развивать чувство сопричастности к народным торжествам.
Привлекать детей к активному, разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении.
Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Формировать основы праздничной культуры.
Самостоятельная деятельность. Предоставлять детям возможности для проведения опытов с различными материалами (водой, песком, глиной и т. п.); для наблюдений за растениями, животными, окружающей природой.
Развивать умение играть в настольно-печатные и дидактические игры.
Поддерживать желание дошкольников показывать свои коллекции (открытки, фантики и т. п.), рассказывать об их содержании.
Формировать умение планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Творчество. Совершенствовать самостоятельную музыкально-художественную и познавательную деятельность.
Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью: музыкальной, изобразительной, театральной и др.
Содействовать посещению художественно-эстетических студий по интересам ребенка.
Перечень программ, методических материалов и пособий
Подготовительной группе общеразвивающей направленности
в эту таблицу вписываем материалы, изданные или изготовленные фабрично, с обязательным указанием исходных данных
Образовательные области | Программы | Методические материалы и пособия | Наглядные пособия и дидактические материалы |
Социально-коммуникативное развитие | (обычно 1-2) ![]() |
Сюда пишете методички, по которым работаете | То, что даем детям Демонстрационный дидактический материал: (наборы картинок, плакаты, модели, электронные образовательные ресурсы и т.п.) Игры: (настольно-печатные, конструкторы, наборы для экспериментирования и т.п.) Рабочая тетрадь: |
Познавательное развитие | |||
Речевое развитие | |||
Художественно-эстетическое развитие | |||
Физическое развитие |
Федеральная образовательная программа в действии. Проектируем целевой раздел
Приложение 1.
Примерное комплексно-тематическое планирование работы
в подготовительной группе
Источник: cyberpedia.su
10. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
• явлениям нравственной жизни ребенка
• миру искусства и литературы
• традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
• событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День народного единства, День защитника Отечества и др.)
• народной культуре и традициям.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.
Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
В каждой возрастной группе выделен блок , разделенный на несколько тем. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.
Формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей;
Источник: studfile.net
Оглавление ООП ДО на основе ФГОС ДО
консультация
ООП ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО должна включать три основных раздела: целевой, содержательный, организационный.
Каждый из основных разделов должен включать обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, в которой отражаются специфика Организации и приоритетные направления работы.
Кроме того, ООП ДОО может быть снабжена введением, в котором представлены основные направления, условные обозначения, сокращения и пр.
В ФГОС ДО обозначены разделы, которые должны присутствовать в структуре программы (см. пункт 2.11: Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений»). Однако в ФГОС ДО нет жестких требований к порядку следования разделов.
Итак, в соответствии с ФГОС ДО структура ООП ДОО должна включать следующие структурные элементы.
- Целевой раздел;
- Пояснительная записка;
- Планируемые результаты освоения ООП ДО.
- Содержательный раздел;
- Пояснительная записка;
- Целевой раздел.
В пояснительной записке раскрываются:
- цели и задачи реализации ООП ДО;
- принципы и подходы к формированию ООП ДО;
- значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики.
Подраздел «Цели и задачи» в образовательной части ООП ДО соответствует целям и задачам примерной программы, которые дополняются и конкретизируются целями и задачами, связанными с видовым своеобразием дошкольной образовательной организации наличием приоритетных, направлений деятельности (статус ДОУ, участие в проектах и пр.), спецификой национальных, этнокультурных, демографических, климатических и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Подраздел «Принципы и подходы к формированию ООП ДО» содержит указание на используемые примерную и парциальные образовательные программы и принципы, по которым формируется ООП.
В подразделе «Значимые для разработки реализации ООП ДО характеристики» представлены возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста, краткая информация об Организации и возрастных группах Организации, особенности детей, которые воспитываются в данной организации, а также информации о дополнительных образовательных услугах, если таковые имеются.
Планируемые результаты освоения ООП ДО.
Эта часть ООП ДО составляется на основе соответствующего раздела примерной программы и дополняется и конкретизируется описанием планируемых результатов в части, формируемой участниками образовательных отношений (это результаты работы по приоритетным направлениям, результаты, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов и пр.).
Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО. Эта часть ООП ДО соответствует разделу «психолого-педагогические условия реализации программы».
В соответствии с ФГОС, в этой части должны быть представлены;
- Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
- Способы и направления поддержки детской инициативы;
- Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями и воспитанниками;
- Иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов.
Содержание психолого-педагогической работы должно быть изложено по пяти образовательным областям:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и /или культурных практиках, а также методики и формы организации образовательной области.
В соответствии с ФГОС, данная часть ООП ДО должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
- специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
- сложившиеся традиции Организации или Группы.
Коррекционная работа и /или инклюзивное образование.
Организационный раздел готовится коллективом дошкольной образовательной организации с опорой на материалы примерной программы, нормативно-правовые документы, методические письма и рекомендации.
Организационный раздел дает преставления о том, в каких условиях реализуется ООП ДО. В данном разделе должны быть представлены:
- распорядок и/или режим дня;
- традиционные для дошкольной образовательной организации события, праздники, мероприятия;
- особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды;
- требования к материальным техническим условиям реализации ООП ДО (в том числе обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания).
Краткая презентация (дополнительный раздел)
Краткая презентация ООП ДО является дополнительным разделам ООП. Краткая презентация должна быть ориентирована на родителей и доступна для ознакомления (размещена на сайте Организации). В соответствии с ФГОС ДО, в краткой презентации должны быть указаны:
- возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ООП ДО, в том числе категории детей с ОВЗ, если ООП ДО предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;
- используемые примерные программы;
- характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьей и детьми.
Исходя из всего вышесказанного, оглавление ООП ДОО на основе ФГОС ДО выглядит следующим образом:
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
- Обязательная часть Программы
- Цели и задачи реализации Программы
- Принципы и подходы к формированию Программы
- Характеристики, значимые для разработки и реализации Обязательной части Программы
- Характеристики особенностей развития детей
- Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
1.1.2.1. Характеристики, значимые для разработки и реализации части Программы
- Планируемые результаты освоения программы
- Требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части
- Требования Стандарта к целевым ориентирам в части, формируемой участниками образовательных отношений.
- Содержательный раздел
- Описание образовательной деятельности
- Обязательная часть Программы
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»;
- Образовательная область «Познавательное развитие»;
- Образовательная область «Речевое развитие»;
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»;
- Образовательная область «Физическое развитие»;
- Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
- Образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов
- * Коррекционная работа нарушений развития детей;
- Особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей;
- Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- Механизмы адаптации Программы
- Специальные образовательные программы и методы
- Специальные методические пособия и дидактические материалы,
- Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
- Осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.
- Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников;
- Организационный раздел
- Материально-техническое обеспечение Программы,
- Обязательная часть Программы
- Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
- Методически материалы и средства обучения и воспитания;
- Обязательная часть Программы
- Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
- Распорядок дня;
- Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
- Организация развивающей предметно-пространственной среды.
- Обязательная часть Программы
- Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
- Дополнительный раздел
- Текст краткой презентации Программы
4.1.1. возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья*;
4.1.2. используемые Примерные программы;
4.1.3. характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
* если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативное, материально- техническое и психологическое обеспечение образовательной программы ДОУ на основе ФГОС
В данной презентации даются нормативные определения ФГОС, рассказывается о финансовом, мат.-тех. обеспечении, приводятся основные понятия ФГОС, анализируются социально-психологические факт.
Технологическая карта (конструкт) интегрированной НОД «Дымковская игрушка» на основе ФГОС ДО
Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой. Конструкт НОД на основе ФГОС ДО.
«Концептуальные основы ФГОС ДОУ»
Что является концептуальной основой ФГОС ДОУ.
статья «Дидактические игры на основе ФГОС ДО
Конструкт интегрированной НОД «Путешествие в весенний лес» на основе ФГОС ДО во 2 младшей группе
Цель: Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с окружающим миром.
Основы ФГОС ДО: вовлечение родителей в образовательную деятельность детского сада на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей
Работа с родителями.
Статья «О ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС НОО И ФГОС ДО»
В стаье рассматривается на сегодняшний день актуальная проблема — преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования.
Источник: nsportal.ru