Основой целевых программ является

Целевая комплексная программа является одним из инструментов целевого программирования.

В соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 594 (в редакции последних изменений от 11.12.2012) целевые программы — это «увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики».

Целевая комплексная программа — это документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным путем экономических проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Муниципальные целевые программы

Целевые программы включаются в государственные программы. А целевая программа зачастую с несколько подпрограмм, которые включаются в общие задачи целевой программы.

Каждая целевая программа должна содержать следующие разделы:

— обоснование целей, характеристика проблемы которая решается в целевой программе;

— основные цели, задачи с указанием сроков и этапов ее реализации и конечные показатели, отражающие ее выполнение (целевые индикаторы);

— мероприятия целевой программы;

— обоснование ресурсного обеспечения;

— механизм реализации, а именно: механизм управления, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия государственных заказчиков целевой программы;

— оценка эффективности реализации (социально-экономической и экологической).

Целевые программы можно классифицировать:

· по статусу: межгосударственными, федеральными, межрегиональными, региональными, межмуниципальными и муниципальными;

· по территориальному охвату программы подразделяются на общероссийские, субрегиональные (в границах федеральных округов), региональные и местные;

· по функциональной ориентации программы подразделяются на комплексные, межфункциональные и функциональные;

· по срокам реализации программы подразделяются на краткосрочные (до 2 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

Доля ФЦП в расходной части федерального бюджета

Год Всего расходы федерального бюджета Расходы федерального бюджета на ФЦП % от федерального бюджета
2011 11121.4 889.1 7.99
2012 12745.2 1096.1 8.60
2013 11493.9 1021.3 8.89

ФОП ДО. Проектируем целевой раздел программы ДОО

Бюджетные ассигнования на ФЦП в 2013 г. составили 1021,3 млн.руб. Так, доля расходов федерального бюджета на целевые программы ежегодно увеличивается. С 2011 по 2013 гг. рост составил 1,9 процентных пункта.

Количество программы и подпрограмм, а также объемы бюджетного финансирования федеральных целевых программ (млн.руб.) представлены в таблице 1.2.

Показатели федеральных целевых программ

Объемы бюджетных ассигнований

Федеральные целевые программы с наибольшим финансированием из федерального бюджета представлены в таблице 1.3.

Наименование Объем бюджетного финансирования
Развит. транспортн. сист. 2010-15 364464.93
Федер. космич. программа 2006-15 128330.25
Развитие Д.Востока и Заб. 1996-13 47229.57
Жилище 2011-15 42193.41
Разв. гражд. авиатехники 2002-15 41929.29
Исследован. и разработ-ки 2007-13 22207.79
Культура России 2012-18 21794.06
ГЛОНАСС 2012-20 21555.57
Развит.росс.космодромов 2006-15 20803.51
Ядерн. и радиац. безопасн. 2008-15 20324.69

В наибольшей мере по средством целевых программ финансируются развитие транспортной системы и космическая программа.

Источниками финансирования целевых программ выступают бюджеты различных уровней: федеральный, региональный и муниципальный, а также внебюджетные источники: средства организаций и физических лиц, банковские кредиты, заемные средства (распространение акций, ценных бумаг). Источники софинансирования ФЦП в 2011 г. представлены на рисунке 1.1.

Софинансирование обеспечивается в большой степени внебюджетными источниками, участие региональных бюджетов незначительно.

Необходимо совершенствование целевых программ, что обусловлено проблемами и недостатками существующей системы целевого программирования:

1. Методическая незавершенность. К настоящему времени не создано четких, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ, отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого планирования и управления, соотношение плана и целевой комплексной программы. Необходимо создать организационно-управленческие и нормативно-законодательные основы регионального программирования.

2. Несоответствие затрачиваемых ресурсов социальной значимости проблемы, что не способствует ее успешному решению и содержат завышенные потребности в финансовых и материально-технических ресурсах. Программы должны проходить объективную экспертизу и проекты должны формироваться с учетом ресурсного потенциала регионов и реальных возможностей государственной поддержки.

Читайте также:
Зачем нужны комментарии в управляющей программе

3. Отсутствие адекватных методик расчета экономической эффективности программ. Мероприятия программ не всегда четко обосновываются, поэтому нет уверенности в том, что намечаемые направления реализации целей во всех случаях являются наилучшими и дают наивысший эффект. Целесообразность использования в программах различных результативных показателей очевидна:

во-первых, среди них должны быть сквозные показатели, позволяющие сравнивать различные программы между собой и с показателями по стране;

во-вторых, следует включать в них и макроэкономические оценки;

в-третьих, в них должны быть системы установленных показателей, необходимых для определения типов программ — экономических, социальных, экологических и др.

4. Недостаточная оперативность. Иногда с момента появления проблемы до момента реализации программы по ее решению проходят многие годы, в течение которых обществу наносится невосполнимый ущерб от игнорирования проблемы. Например, десятилетиями замалчивалась проблема охраны окружающей среды, пока, наконец, не были созданы специальные программы. Необходимо обосновано устанавливать сроки завершения программ и отдельных мероприятий.

Дата добавления: 2018-05-30 ; просмотров: 532 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Теоретические основы разработки целевых программ как механизма управлением социально-экономического развития регионов

С целью комплексного понимания сущности целевых программ и особенностей их разработки необходимо определить данное понятие.

Экономико-математический словарь определяет целевую программу как ключевое понятие программно-целевых методов планирования и управления, комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных конечных результатов и решение конкретных научно-технических, экономических, социальных проблем. Обычно представляет собой директивный и адресный документ, увязывающий действия разных организаций и лиц-соисполнителей, независимо от их ведомственной подчиненности, по срокам выполнения этапов работ и выделяемым ресурсам.

Целевая программа — это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач и требующих государственной поддержки.

Целевая программа — это директивный и адресный документ, представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленный на реализацию определенной народнохозяйственной проблемы.

Также под целевой программой понимают совокупность выполняемых мероприятий (оказываемых услуг), взаимоувязанных по срокам, исполнителям и ресурсам, и направленных на достижение определенной цели (задачи). Таким образом, целевая программа — это программа действий по достижению поставленных целей, сбалансированная по ресурсам (финансовым, кадровым и др.).

Выделяют несколько видов целевых программ в зависимости от признаков классификации:

1. По уровню их разработки и утверждения:

2. По видам, согласно действующему бюджетному законодательству:

* федеральная адресная инвестиционная программа.

Реализация целевой комплексой программы требует согласованного участия ряда отраслей, ведомств и организаций. Среди требований, которым должна отвечать цель, выдвинутая в целевой программа, выделяются:

· конкретность — подразумевает результаты, имеющие количественное выражение, на достижение которых направлена, целевая программа;

· реальность означает их практическую достижимость к определенному сроку;

· контролируемость предусматривает возможность осуществления контроля за ходом реализации цели.

Достижение цели предполагает решение целого ряда задач, поэтому в целевой программе цель разбирается на подцели и формируется «дерево целей». Кроме целевой направленности к числу наиболее характерных особенностей целевой программы относятся: высокая степень комплексности; ориентация на выполнение конкретной общественно необходимой функции; четкая адресность заданий; детальная привязка к отраслевым и региональным планам; приспособленность к экономико-математическому моделированию и др. По специфике решаемых проблем различаются социально-экономические, научно-технические, производственно-технологические, организационно-хозяйственные, экологические целевые программы.

Целевые программы представляют собой одну из форм решения наиболее важных проблем социально-экономического развития как России в целом, так и ее регионов.

Целевые программы являются механизмом реализации стратегии устойчивого развития страны, так как представляют собой документ, отражающий цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационных и социальных мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления [9].

В настоящее время целевые программы являются основным, и практически единственным отработанным и эффективно действующим инструментом программно-целевого планирования в РФ. Основными особенностями и достоинствами этого инструмента являются:

Читайте также:
Лучшие программы для 2d графики

· направленность на решение комплексных задач, стоящих перед Российской Федерацией как государством и как социально-экономической системой;

· длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций, который позволяет оценить среднесрочные и долгосрочные социально-экономические результаты;

· системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;

· открытый порядок формирования программ и хода их реализации;

· высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий, обеспечение контроля над эффективностью расходования средств государственного бюджета;

· возможность оперативной и эффективной корректировки программных мероприятий, обеспечивающих гибкость проводимой политики, и наличие возможности быстрого реагирования на изменение условий реализации программы;

· возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия органов власти различных уровней и частного сектора экономики;

· ресурсообеспеченность, которая отражает подкрепление программных действий ресурсами в необходимом количестве, концентрацией ресурсов в рамках программы;

· действенность (или эффективность), проявляющаяся в том, что успешное решение программной проблемы не может быть достигнуто другими, непрограммными способами, без проведения программных мер и сосредоточения ресурсов.

· Целевые программы являются важным инструментом эффективного использования средств федерального бюджета, который позволяет обеспечить максимальную концентрацию ресурсов на ключевых направлениях роста национальной экономики и в ее конкурентоспособных отраслях, в том числе с высоким инновационным потенциалом.

Источник: studbooks.net

Основой целевых программ является

Проект: Оздоровительный лагерь для реабилитации нарко алкоголезависемых граждан на базе гостиничного комплекса

Проект: Экспорт услуг

Проект: Экспорт продукции АПК

Проект: Системные меры

Проект: Промышленный экспорт

Проект: Условия для бизнеса

Проект: Популяризация предпринимательства

Публикация

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ

РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

Аннотация: Целевые программы как федерального, так и регионального уровня, направленные на обеспечение перехода российской экономики на инновационный путь развития.Разработка комплексного подхода к формированию региональных целевых программ имеет стратегически важное значение для Российской Федерации.

Программирование развития экономики региона означает разработку и реализацию специальных документов, описывающих цели, процедуру, мероприятия и средства решения наиболее актуальных проблем регионального развития. В основу программно-целевого подхода положена система программ, которые реализуются либо государственными органами разного уровня, либо частными компаниями при государственной поддержке. Целевые программы представляют собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологическо-,социального и культурного развития Российской Федерации.

Совершенствование региональных целевых программ (программирования) предполагает решение целого комплекса вопросов, связанных с изменением методологии и технологии управления, преобразованием организационных структур, разработкой определённой системы стимулов и экономических нормативов с учетом требования рынка. Устанавливаются общий порядок и правила разработки и реализации региональных (республиканских, краевых, областных, городских и т.д .) программ.

Особенностью программно-целевого подхода, является увязка целей с ресурсами посредством разработки социально-экономических программ. Данные метод бюджетирования основывается на схеме «цели-пути-способы-средства».

Разработка и реализация целевых программ является действенным способом решения острых проблем, требующих сосредоточения ресурсов, концентрации усилий, целевой ориентации используемых средств, согласованности действий. Организационной основой программы социально-экономического развития является программно-целевое управление, призванное обеспечить инновационное организационное руководство реализацией программы, координацию деятельности всех её исполнителей по своевременному и качественному исполнению программных мероприятий.

Для успешной реализации целевой программы необходим четкий и эффективно функционирующий механизм управления. При этом принципиально важно, чтобы реализация каждой программы осуществлялась под руководством единого центрального органа управления, который, будучи наделенный всеми необходимыми полномочиями, несет всю полноту ответственности за выполнение поставленной перед ним задачи. Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание чрезмерной дифференциации в уровнях социально-экономического развития с позиций инновационно-технологической модернизации хозяйственных структур региона. Это означает не подавлять успешно — экономические регионы, а на основе их инноваций и принципах развития нужно внедрять успешный опыт в субъекты РФ с низким уровнем социально-экономического развития.

Федеративное устройство Российской Федерации функционально должно обеспечивать его территориальную целостность и сохранение единого экономического пространства с позиций признания равноправности всех субъектов России, их относительной самостоятельности в решении внутри региональных проблем экономического развития и социального обустройства. Концептуальную основу такой организации отношений между Федеральным Центром и субъектами Федерации должны составлять два принципа.

Читайте также:
Что входит в программу лыжного двоеборья

Во-первых, признание того, что носителем интересов региона является проживающее на его территории население.

Во-вторых, рассмотрение региона в качестве целостной социально-экономической системы, специфика которой определяется не только географическим положением, природно-климатическими условиями, наличием на данной территории того или иного множества производств, но и, прежде всего, исторически сложившимся образом жизни местного населения, его менталитета. Необходимость следования этим принципам наиболее ярко проявляется в национальных автономиях (республиках и округах), поскольку при прочих равных условиях сильное влияние на хозяйственную специфику этих территориальных образований оказывают этнический и религиозный факторы.

Развитие региона — это сложный процесс изменений экологической, экономической, социальной, пространственной, политической и духовной сфер, который приводит к качественным трансформациям и, в конечном счете, меняет условия жизни самого человека. Региональное развитие базируется на следующих принципах: учет потребностей населения региона, состояние и динамика формируемых рынков, интересы государства и отдельных предприятий, создание условий для максимальной адаптации структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам, активное позиционирование региональных интересов с учетом интересов Российской Федерации. Для этого требуется постоянный диалог между Федеральным центром и субъектом Российской Федерации, которое будет направлено в сторону общественного прогресса, обеспечивать устойчивое воспроизводство социального, хозяйственного, ресурсного и экономического потенциалов региона.

Для того, чтобы регион успешно развивался, необходимо определить приоритеты формирования региональной экономики, учитывать особенности исторического и культурного развития. В этих условиях перед регионами стоят задачи не только в обеспечении стабилизации и устойчивости, но и в эффективной реализации своего хозяйственного потенциала в перспективе.

В настоящее время тенденции мировой экономики убедительно показывают рост роли масштабов инновационной деятельности и ускорения инновационных процессов в экономическом развитии, охватывающих не только технологические и организационные, но и социальные нововведения, и сегодня региональная экономика не может рассматриваться в отрыве от данных экономических процессов. Конкурентоспособность регионального производства заключается не только в развитии существующих производств, но и в развитии новых наукоёмких высокотехнологических производств, т.е. путем создания новых товаров и услуг и продвижение их на внутреннем и международных рынках. Отсюда следует необходимость скорейшего перехода экономики России и ее регионов на инновационный путь развития.

Целевые программы представляют собой системно структурированный комплекс различного рода мероприятий, обеспечивающих эффективную реализацию задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития региона.

Именно прогнозирование и целевое программирование определяют стратегическую направленность пропорционального и сбалансированного в устойчивом режиме развития того или иного региона. Действительно, комплексный анализ и прогнозирование социально-экономического развития является отправной точкой в процессе регулирования регионального развития.

Посредством обоснованных вариантных прогнозных оценок определяются цели социально-экономического развития региона, выстраиваются стратегические приоритеты и программные мероприятия в развитии региональной системы, направленные на достижение этих целей; а также их ресурсное обеспечение. В то же время анализ статистических данных показывает, что, несмотря на тот факт, что некоторые целевые программы как федерального, так и регионального уровня были признаны завершенными, ни одна из них не привела к достижению заявленных целей. Это означает, что выделяемые в рамках целевых программ ресурсы либо используются неэффективно, либо сам механизм формирования целевых программ предполагает установление завышенных требований и установление целевых показателей, достижение которых не является реальным. Независимо от того, что же является основной причиной не достижения целей региональных и федеральных целевых программ, очевидно, что сам механизм их формирования нуждается в совершенствовании, что в свою очередь, позволит обеспечить повышение эффективности вложения финансовых ресурсов. Развитие государственно-частного партнерства на основе формирования эффективных механизмов взаимодействия, важнейшее условие повышения инвестиционной активности регионов и гарант обеспечения реализации государственных целевых программ.

Источник: strategy24.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru