Основой этого обучения является обучающая программа в которой строго систематизируется сама

Программированное обучение учитывает законы научения, открытые в психологии бихевиористами.

1. Закон эффекта (подкрепления) – если связь между стимулом и реакцией сопровождается состоянием удовлетворения, то прочность связей нарастает, и наоборот. Здесь можно заключить, что в ходе обучения важно после каждой учебной реакции давать положительное подкрепление в случае правильного ответа и отрицательное подкрепление – в случае неверного ответа.

2. Закон упражнений – чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем она прочнее.

В основе программированного обучения лежит обучающая программа, в которой строго систематизируются:

1) сам учебный материал;

2) действия учащегося по его усвоению;

3) формы контроля, усвоения.

Информация делится на смысловые части, и после усвоения каждой дозы учащийся отвечает на контрольные вопросы, выбирая правильный, по его мнению, ответ на некоторое число заранее заготовленных преподавателем-программистом вопросов с вариантами ответов либо с помощью заданных символов, букв, цифр конструирует ответ самостоятельно. Если дается правильный ответ, следует очередная учебная доза. Неверный ответ влечет за собой необходимость повторения учебной дозы и новую попытку ответа.

Эффективное образование | Программа ВУЗА за 1 год

В основу технологии программированного обучения Б. Ф. Скиннер (основоположник программированного обучения) положил два требования:

1) уйти от контроля и перейти к самоконтролю;

2) перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.

Обучение может происходить с помощью персонального компьютера.

Средством развития в программированном обучении является дозированность учебного материала. Метод программированного обучения развивает у учеников самостоятельность и активность с помощью непрерывного контроля усвоения учебной информации. Важными компонентами метода являются индивидуальный подход к темпу обучения и выбору объема учебной информации, а также возможность использования технических автоматизированных устройств обучения.

В данном методе функции, принадлежавшие учителю, выполняет обучающая программа. Она является средоточием учебного материала, несет в себе организующие учебный процесс функции, включает функции контроля за усвоением материала, регуляции темпа овладения учебным материалом, вбирает в себя разъяснения, которые необходимы в случае затруднений в учебной работе, что помогает предупредить ошибки. Обучающая программа обеспечивает внутреннюю обратную связь – ученик после изучения каждого вопроса и выполнения задания видит, насколько правильно или неправильно он усвоил материал, а также внешнюю обратную связь, когда педагог имеет результаты проведенной каждым учеником работы по усвоению учебного материала.

Программированное обучение полезно в преподавании дисциплин, основанных на фактическом материале и повторяющихся операциях, имеющих однозначные четкие формулы, алгоритмы действий.

Главная задача программированного обучения – выработка автоматизированных навыков, крепких однозначных знаний и умений. Программированное обучение стимулировало развитие и применение технических средств обучения (ТСО), к которым относятся различные приспособления, машины и системы в сочетании с учебно-дидактическими материалами:

Программированное обучение

1) информационные ТСО – технические средства предъявления информации (эпипроекторы, учебное кино, учебное телевидение);

Читайте также:
Какая программа лучше для написания книги

2) контролирующие ТСО;

3) обучающие ТСО, которые обеспечивают весь замкнутый цикл управления обучением, представленный обучающей программой, реализуют программированное обучение.

Программированное обучение – способ обучения, при котором информация представлена в виде небольших отдельных фрагментов (кадров) и содержится в книге или ином устройстве. Программы обычно требуют от учащегося отвечать на вопросы и тут же сообщают о результатах. Средством обучения может быть рабочая тетрадь или компьютер. 1) материал разбит на маленькие фрагменты, называемые кадрами, которые представлены в логической последовательности. Каждый кадр содержит минимальное количество информации, так что учащийся в состоянии помнить ее при переходе от кадра к кадру;

2) в каждом кадре учащимся даются подсказки, чтобы ответы были верными;

3) линейная программа дает немедленное знание результата. Считается, что это знание действует как поощрение. Поскольку в работе с линейной программой учащийся делает мало ошибок благодаря разбивке материала на кадры и с помощью подсказок, ответная реакция программы по большей части положительна – вызывает удовлетворение учащегося, что более эффективно, чем отрицательная реакция (сообщение о том, что ученик ошибся).

В разветвленной программе те, кто дает правильные ответы, идет самым коротким путем, а учащиеся, которые делают ошибки, получают дополнительные пояснения, после чего они возвращаются к основной ветви и продолжают работу.

Принципы обучения в программированном обучении составляют зачатки теории, которая может быть применена и к простым задачам моторного обучения, и к сложным задачам когнитивного обучения.

Источник: studfile.net

Основные принципы программированного обучения

Частично некоторые недостатки традиционного обуче­ния устраняются с помощью программированного обуче­ния, которое зародилось на стыке педагогики, психологии и кибернетики в 60-х годах.

В основе программированного подхода лежат три представления об обучении: 1) как о процессе управле­ния, 2) информационном процессе и 3) процессе индивиду­ализированном.

Программированное обучение учитывает законы науче­ния, открытые в психологии бихевиористами. 1) Закон эф­фекта (подкрепления) — если связь между стимулом и реакцией сопровождается состоянием удовлетворения, то прочность связей нарастает, и наоборот. Отсюда вывод: в процессе обучения нужно больше положительных эмоций и необходимо сразу после каждой учебной реакции давать положительное подкрепление в случае правильного отве­та и отрицательное подкрепление в случае неверного отве­та. 2) Закон упражнений — чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем она прочнее.

В основе программированного обучения лежит обуча­ющая программа, в которой строго систематизируются: 1) сам учебный материал, 2) действия учащегося по его ус­воению, 3) формы контроля усвоения.

Учебный материал разбивается на небольщие по объ­е­му, логически завершенные учебные дозы. После усвое­ния каждой дозы студент отвечает на контрольные вопросы, выбирая правильный, по его мнению, ответ на некоторое число заранее заготовленных преподавателем-программи­стом вопросов с вариантами ответов, либо с помощью за­данных символов, букв, цифр конструирует ответ самосто­ятельно. Если дается правильный ответ, следует очередная учебная доза. Неверный ответ влечет за собой необходи­мость повторения учебной дозы и новую попытку ответа.

Читайте также:
Результаты которые приобретает ребенок по итогам освоения дополнительной программы

В основу технологии программированного обучения Скиннер (основоположник программированного обучения) положил два требования:

1) уйти от контроля и перейти к самоконтролю;

2) перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.

Могут использоваться линейные, разветвленные и адаптивные программы обучения. Скиннер разра­батывал линейные программы, в которых обучаемый знакомился с каждой порцией материала в заданной последовательности.

Другой представитель американской технологии про­граммированного обучения, Краудер, разработал разветв­ленную программу. Краудер допускает, что обучающийся может допустить ошибку, и тогда надо дать ему возмож­ность уяснить эту ошибку, исправить ее, потренироваться для закрепления материала.

Работая по разветвленной программе, каждый студент приходит к заданной цели обучения различными путями в зависимости от своих индивидуальных особенностей, так как после каждой учебной дозы в зависимости от харак­тера ответа на контрольный вопрос студент переходит или к следующей учебной дозе, или на боковые «ветви» про­граммы. Боковых ветвей может быть несколько, они содер­жат разъяснения ошибок, дополнительные пояснения, вос­полняют пробелы знаний. После прохождения той или иной «ветви» студент возвращается на основной «ствол» программы. Наиболее сильные студенты движутся по ос­новному стволу программы, более слабые — с заходом на боковые ветви.

Адаптивные программы предусматривают возможность перехода на менее или более трудные участки (ветви) про­граммы, причем этот переход происходит на основе учета всех предыдущих ответов и ошибок студента. В адаптив­ную обучающую программу закладывается схема анализа ответов студентов, серия параллельных подпрограмм, в которых предусмотрена возможность изменения способа подачи информации, уровня трудности, глубины и объема изучаемого материала, характера вопросов и т. п. — в за­висимости от индивидуальных особенностей и ответов студента.

Разработанная обучающая программа может быть ре­ализована с помощью машины — технического устрой­ства, с помощью ЭВМ либо с помощью программированных, учебников, построенных по типу «перепутанные страницы» (в зависимости от своего ответа студент переходит к определенной странице учебника).

Основные принципы и достоинства программированного обучения: 1) дозированность учебного матери­ала, 2) активная самостоятельная работа студента, 3) постоян­ный контроль усвоения, 4) индивидуализация темпа обучения, объема учебного материала, 5) возможность использования технических, автоматизированных устройств обучения.

Таким образом, обучающая программа выполняет ряд функций преподавателя:

1) служит источником информации;

2) организует учебный процесс;

3) контролирует степень усвоения материала;

4) регулирует темп изучения предмета;

5) дает необходимые разъяснения;

6) предупреждает ошибки;

7) обеспечивает обратную связь: внутреннюю (к обуча­емому — он сразу видит, верно или неверно он усвоил ма­териал) и внешнюю (к преподавателю — преподаватель получает обобщенную информацию о ходе усвоения материала каждым учащимся и группой в целом).

Читайте также:
Инструкция к программе access

Программированное обучение полезно в преподавании дисциплин, основанных на фактическом материале и по­вторяющихся операциях, имеющих однозначные, четкие формулы, алгоритмы действий. Главная задача программи­рованного обучения — выработка автоматизированных навыков, крепких однозначных знаний и умений.

Программированное обучение стимулировало развитие и применение технических средств обучения. К техничес­ким средствам обучения (ТСО) относятся различные при­способления, машины и системы в сочетании с учебно-ди­дактическими материалами, используемыми с целью по­вышения эффективности учебного процесса.

Выделяют: 1) информационные ТСО — технические средства предъяв­ления информации (эпипроекторы, учебное кино, учебное телевидение и т. д.), 2) контролирующие ТСО, 3) обучающие ТСО, которые обеспечивают весь замкнутый цикл уп­равления обучением, представленный обучающей програм­мой, реализуют программированное обучение. Автоматизи­рованные обучающие системы (АОС) могут реализовать линейные, реже — разветвленные программы. Автомати­зация обучения успешнее реализуется с помощью ЭВМ. АОС на базе ЭВМ ведет процесс обучения в диалоговом режиме, где ЭВМ реализует последовательность учебных доз, контрольных заданий, дополнительных пояснений в зависимости от анализа ответов студентов на контрольные вопросы.

Источник: poisk-ru.ru

Программированное обучение

11 ноября 1953 г. Скиннер посетил урок арифметики в школе, где училась его дочь. Это впечатлило его настолько, что он стал пытаться применить свою теорию подкрепления к улучшению преподавания школьных предметов. Результатом этой попытки стало проектирование им серии обучающих машин. Так возникло направление, названное программированным обучением. В основу вводился принцип разделения любой учебной задачи на отдельные операции, каждая из которых контролировалась подкреплением, служащим сигналом обратной связи.

Программированное обучение составляет систему теоретических представлений и организационных форм, обеспечивающих возможности самостоятельного приобретения знания и навыков различными категориями учащихся. В настоящее время программированное обучение рассматривается как одно из средств самостоятельной работы школьников.

Бихевиористами были разработаны основные системы программированного обучения: линейное (Скиннер), разветвленное (Краузер), адаптивное . Каждая из систем прежде всего решала вопрос об общем принципе управления, основанном на обратной связи и подкреплении как основных регуляторах процесса усвоения. Принцип обратной связи был реализован в двух формах – управление без ошибок (линейное программированное обучение) и управление — на основе типичных ошибок (разветвленное программированное обучение). Программированное обучение исходит из необходимости максимальной индивидуализации процесса обучения, при котором каждый ученик может учиться в соответствии с индивидуальными особенностями, уровнем развития, индивидуальным темпом в обучении. В основе программированного обучения лежит обучающая программа, в которой строго систематизируются: 1) сам учебный материал; 2) действия учащегося по его усвоению; 3) формы контроля усвоения.

Можно выделить основные принципы и достоинства программированного обучения:

  • Дозированность учебного материала;
  • Активная самостоятельная работа самого ученика;
  • Постоянный контроль усвоения;
  • Индивидуальный темп обучения;
  • Возможность использования ТСО, АОС;
  • Возможность перевода на язык программирования любого материала.

Источник: psychologos.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru