Основоположниками атомистической программы эпохи античности являются

Античный атомизм представлен собственно атомизмом и физикой эпикуреизма.

Атомизм — это философская теория, возникшая в Греции в V— IV вв. до н.э., согласно которой в основании сущего лежат два начала — атомы и пустота.

Основателем атомизма считают Левкиппа. О его происхождении известно мало: он был родом то ли из Абдеры (город на северо-востоке Греции, расположенный на берегу Эгейского моря), то ли из Милета. Годы жизни точно не установлены — известно лишь, что это V в. до н.э.

У кого учился Левкипп, доподлинно неизвестно, но некоторые предполагают, что он мог быть учеником Зенона. Однако очевидно, что на формирование атомизма Левкиппа влияние оказала философия Парменида. В основании космологической теории Левкиппа лежат два основания — пустота и полнота. Вероятно, именно Левкипп впервые назвал полноту атомом — atomos, «неделимым», точнее — «неделимой природой», так как atomos — это прилагательное, относящееся к подразумеваемому слову physis (естество, природа).

Античная литература за 4,5 минуты

За Левкиппом признается авторство двух сочинений — «Великое мироустройство» и «Об уме». От обоих текстов сохранились лишь несколько фраз. В частности, из сочинения «Великое мироустройство» до нас дошел ряд ключевых терминов: atomoi — атомы, nasta — полнота, mega kenon — великая пустота, apotome — разделение, rhysmos — ритм, форма, diathige — расположение, trope — поворот, dims — вихрь. Этот же набор терминов мы встретим в текстах Демокрита. В сочинении «Об уме» Левкипп утверждает, что ни одна вещь не возникла случайно — все возникшее целесообразно и подчинено необходимости.

Учеником Левкиппа был Демокрит. По одним свидетельствам, Демокрит учился еще и у Анаксагора, по другим — Анаксагор не взял Демокрита себе в ученики. Рассказывают, что однажды Демокрит прибыл в Афины, где слушал Сократа. Интересно, что ни Платон, ни Аристотель не уделяют в своих сочинениях никакого внимания философии Демокрита.

Говорили, что Платон хотел собрать все сочинения Демокрита и сжечь их. Диоген Лаэртский предположил, что такое пренебрежение Демокритом со стороны Платона свидетельствует о том, что тот понимал, что имеет дело с лучшим из философов.

Каталог сочинений Демокрита, составленный Диогеном Лаэртским, насчитывает порядка семидесяти заглавий. Большая часть этих сочинений либо не сохранилась, либо, как обычно, дошла до нас в виде фрагментов. Приведем несколько названий, чтобы очертить круг интересов Демокрита: «О душевном расположении мудреца», «О добродетели», «Об уме», «Врачебная наука», «О диете», «О планетах», «Причины небесных явлений», «О ритмах и гармонии», «О поэзии», «О военном строе». В своих сочинениях Демокрит призывал людей пользоваться умом, говоря, что «надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию» [1] .

Началами всего сущего Демокрит полагал атомы — atomoi/ atoma и пустоту — to kenon. Лишь атомы и пустота существуют в действительности, все остальное существует в силу того, что есть атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего, ничто не уничтожается, превращаясь в несуществующее.

Философия на пальцах «Античность как исток философской мысли»

Атомы суть мельчайшие частицы, каждая из которых едина и обладает одинаковым количеством бытия. Атомы сами по себе не воспринимаемы — они лишь умопостигаемы. Число их бесконечно велико, как бесконечно велико и число возможных комбинаций атомов. Атомы имеют форму (rhysmos или schema).

Взаимодействуя, они соприкасаются различным образом, в результате чего возникает то или иное взаимокасание (diathige), или строй (taxis). Способ касания и порядок расположения зависят от поворота атома (trope), или его положения (thesis).

Для наглядности привлечем следующую аналогию. Количество букв алфавита ограничено, но их комбинации, хотя число их тоже ограничено, очень многочисленны и значительно превышают в количественном отношении число первоначальных элементов — букв.

Буквы образуют слоги, слоги — слова, слова, в свою очередь, складываются в предложения, предложения — в более значительные фразовые единства и т.д. Однако буквы соединяются не в любые слоги, а слоги складываются в слова не как-нибудь, но сообразно с определенным порядком, который актуализируется, становясь заметным и воспринимаемым, только тогда, когда он реализуется в том или ином наборе букв и слогов.

Допустим, у нас есть следующий набор букв: А, А, К, О, Р, С, Т. Из них мы можем составить, например, такие слова: рост, крот, сор. Но если перед нами стоит задача составить слово, использовав весь набор букв, то получится красота.

Но слово — это нe просто набор букв, расположенных в каком угодно порядке, — порядок (diathige или taxis) должен быть таким, чтобы слово имело смысл. Стало быть, в основании порядка лежит единство смысла. Но смысл возникает не потому, что мы упорядочиваем буквы, — наоборот, мы упорядочиваем буквы ради того смысла, который должен проявиться в их порядке.

Читайте также:
Открытые коды программ для Андроид

Однако буквы условны: сама по себе ни одна буква не имеет смысла. Так же и предложение строится сообразно синтаксическим правилам: произвольный порядок слов нt образует предложения, т.е. законченной мысли. Иначе говоря, свободное выражение мысли требует упорядочивающей синтаксической структуры.

Именно так, по мнению Демокрита, устроен космос. Атомы, находясь в движении и постоянно перемещаясь, соединяются произвольно, но — и в этом парадокс — их соединение подчинено необходимости выражать порядок космоса.

При этом все те формы вещей, с которыми человек сталкивается в своем опыте, нуждаются в интерпретации, и смысл, извлекаемый из опыта освоения мира, не может быть гарантированно окончательным. Поясняя это, Демокрит приводит пример с медом: одним он кажется сладким, другим — горьким. Из этого философ делает вывод, что мед не сладкий и не горький сам по себе.

Сладким или горьким он оказывается в представлении людей. Какие из представлений истинны, а какие — нет, неясно. Поэтому, если следовать трактовке Аристотеля, Демокрит утверждает, что ничто не может быть признанно истинным, т.е. истинное нам неведомо.

С другой стороны, во фрагментах Демокрита мы видим различение правильного познания, которым, по его мнению, является умопостижение, и «темного» познания — чувственного. Именно разум свидетельствует нам о существовании атомов, в то время как в ощущении нам даны лишь обладающие теми или иными качествами тела. Однако ощущение подталкивает нас к познанию истинных причин всего, каковыми и являются атомы.

Итак, атомы движутся. Возможность движения атомов обеспечивается наличием пустоты. Пустота не есть ничто — скорее, она нечто, по нечто формально не определенное. Ее роль заключается в том, чтобы обеспечивать возможность движения. Для обозначения пустоты Демокрит вводит неологизм (сам придумывает слово), который образует от слова ouden (ничто), отбросив отрицание он.

В результате получается den, не ничто, а нечто.

Последователями Демокрита были скептики и эпикурейцы, кроме того, мысль Демокрита при внимательном рассмотрении оказывается близкой софистической мысли.

  • [1]Лурье С. Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л.: Наука, 1970. С. 204.

Источник: studme.org

2.2.3 Античный атомизм

Древнегреческий атомизм – вершина развития материализма в античной философии. Его трудно отнести к какому-либо одному периоду, поскольку в разработке атомистического учения принимали участие мыслители различных эпох античности: «досократик» Левкипп (ок. 500 – 440 гг. до н.э.), в классический период — его ученик Демокрит (ок. 460 – 370 гг. до н.э.), в эпоху эллинизма — Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.).

Авторство атомистической концепции, как считают большинство историков, принадлежит Левкиппу, который сформулировал её базовые идеи: существование абсолютной пустоты и движущихся в ней «атомов» (от греч. atomos — неделимый) – мельчайших неделимых частиц материи.

Демокрит из Абдер, опираясь на идеи Левкиппа, создал первую последовательно материалистическую философскую систему. Он был автором около семидесяти сочинений на естественнонаучные, математические, нравственные темы, в том числе, трактатов «О геометрии», «О планетах», «О природе», «О поэзии», «Врачебная наука», «Военное дело», «О природе человека», что свидетельствует об энциклопедических знаниях античного мыслителя. К сожалению, ни одна из работ Демокрита полностью до нас не дошла, только отдельные фрагменты, опираясь на которые можно воссоздать основные элементы его концепции.

Основа мира, по Демокриту, – атомы (материальные неделимые частицы) и пустота (пространство, в котором развертывается движение атомов и состоящих из них тел). Атомы сами по себе неизменны, но находятся в постоянном движении. Атомов бесконечно много и они различаются по форме (округлые, треугольные, колючие, гладкие и т.п.), по размерам и по расположению в пространстве. Многообразием атомов и их свойств объясняется многообразие и многокачественность природных вещей и явлений. Атомы вечны, но их разъединение приводит к гибели материальных тел, а соединение – к возникновению новых явлений.

Душа человека не бесплотна, а состоит из особых атомов – «атомов души», которыми наполнен окружающий мир (воздух, земля, поры камней и т.п.). Демокрит, таким образом, стоял на позиции гилозоизма (греч. hyle вещество + zoe жизнь), признавая всеобщую «оживотворенность» (одухотворенность) природы, что позволило ему с последовательно материалистических позиций разрешить вопрос о «душе» как основе жизнедеятельности человека. Дыхание, необходимое условие жизни, трактуется им как обмен живым существом атомами души с окружающей средой. Смерть, следовательно, – естественный процесс, следствие прекращения дыхания, когда все атомы души покидают тело и рассеиваются в воздухе. Последовательный материализм Демокрита привел его к атеистическим выводам: к отрицанию бессмертия души и существования богов. (Не случайно самый крупный идеалист античности Платон называл Демокрита «безбожником» и призывал сжечь его сочинения.)

Демокрит стоял у истоков детерминизма (лат. determine — определяю) – философского учения о наличии в мире объективной закономерности, обусловленной всеобщим характером причинно-следственных связей. Он утверждал, что беспричинных явлений нет, все имеет свою причину. Полностью отождествляя причинность и закономерность, Демокрит отрицал наличие в мире случайности, полагая, что люди называют случайным то явление, причина которого им не известна. Отрицание случайности и абсолютизация закономерности привела Демокрита к выводу о невозможности человеческой свободы, ибо человек, как существо, состоящее из атомов, так же подчиняется всеобщей необходимости, как все природные явления.

Читайте также:
Написать программу для Андроид самому на русском

В эпоху эллинизма атомистическое учение Демокрита был возрождено Эпикуром, последним крупным материалистом античности (см. 2.2.5). В целом, атомизм не имел особой популярности вплоть до конца XYII в., когда начало развиваться математическое естествознание. Идея атомизма широко применяется и в современной науке, хотя представления об атоме в наши дни существенно отличаются от концепции Демокрита.

Источник: studfile.net

Античный атомизм: понятие и основные представители

В античной философии есть время, когда она достигла своего пика в развитии материализма. Трудно сказать о конкретном периоде, когда это произошло, поскольку в разработке самого учения участвовали мыслители разных эпох Античности. Среди хорошо известных можно назвать Левкиппа, Демокрита, Эпикура. В статье будет рассмотрено подробнее, что это за учение и в чем его суть.

Истоки

Большинство историков считают, что автором атомистической концепции является Левкипп. Именно он сформулировал базовые положения этого философского учения.

философ Левкипп

Впоследствии оно обрело название – античный атомизм, которое характеризует его суть: абсолютная пустота и движущиеся в ней мельчайшие атомы. Как известно, слово имеет греческое происхождение: atomos означает «неделимый».

Первую философскую систему с уклоном на материализм создал Демокрит, опиравшийся на идеи Левкиппа. Она была довольно последовательна, поэтому логично, что итогом стал античный атомизм как вершина античного материализма.

Демокрит из Абдер стал автором приблизительно семидесяти сочинений, которые были написаны на математические и естественнонаучные темы. Кроме этого философ много писал о нравственности. Античный мыслитель имел энциклопедические знания. Об этом свидетельствуют его трактаты: «Врачебная наука», «Военное дело», «О геометрии», «О природе», «О планетах», «О поэзии», «О природе человека».

К сожалению, ни одна работа философа до нас не дошла в полном объеме, а лишь отдельные фрагменты. Однако, опираясь на сохранившиеся труды, ученым удалось воссоздать основные моменты философской концепции Демокрита.

Суть

Основа мира – это пустое пространство с вращающимися в нем неделимыми атомами. Вот главная идея, которую провозглашает античный атомизм и его основоположник Демокрит. Философ считал, что атомы неизменны сами по себе, но постоянно находятся в состоянии движения. Атомы разные по форме, размерам и своему положению в пространстве. Их бесконечно много.

Многообразие атомов и их свойств античный атомизм объясняет тем, что природные вещи и явления так же многообразны и многокачественны. Разъединение атомов приводит к тому, что материальные тела разрушаются и гибнут, а если атомы соединяются, то наблюдается картина возникновения нового явления.

Что касается души человека, то она тоже состоит из неких частиц. Они так и называются – «атомы души». Этими частицами наполнено все в окружающем мире: земля, воздух, камни и все прочее. Демокрит исповедовал позицию гилозоизма. Он считал, что природа наделена одухотворенностью.

К чему пришел философ?

Как это в итоге отразилось на положениях, которые исповедует античный атомизм? Демокрит, исходя из своей позиции гилозоизма, следуя последовательно материалистическим понятиям, смог подойти к разрешению вопроса об основе жизнедеятельности человека – душе. В этом свете он трактует дыхание, которое необходимо для обеспечения жизни, как обмен атомами души между живым существом и окружающей средой. Следовательно, смерть – это прекращение дыхания. Она является естественным процессом, при котором все атомы души, покинув тело, рассеиваются в воздухе.

Демокрит как основоположник античного атомизма последовательно следуя материализму, пришел к атеистическим выводам. Это значит, что Бога нет, а душа смертна. Один из самых известных идеалистов античности Платон призывал сжечь работы Демокрита, называя его безбожником.

Вообще атомизм как философское движение проявился в тяготении античной мысли к унификации основ бытия. Считается, что основателем античного атомизма является Левкипп (5 в. до н.э.), выдвинувший свою гипотезу. Однако эту тему особенно развил Демокрит и его последователи.

философ Демокрит

Реальность и объективность

Демокрит был у истоков детерминизма. Это направление получило название от латинского слова determine, что переводится как «определяю». Детерминизм говорит нам о наличии объективной закономерности во всем мире. Она обусловлена причинно-следственными связями, которые носят всеобщий характер.

Философ утверждал, что беспричинных явлений нет. Он говорил о том, что все в мире имеет свою причину. Таким образом происходило отождествление причинности и закономерности, а также отрицание наличия в мире случайности. Это учение предполагало, что некоторые явления люди называют случайными. Происходит такое из-за незнания причины.

Постепенно, отрицая случайности и абсолютизируя закономерности, Демокрит пришел к выводам о невозможности человеческой свободы. Иначе говоря, человек как существо, которое состоит из атомов, тоже подчинен всеобщей необходимости наряду со всеми природными явлениями. Атомы души представляются как тонкие, гладкие, круглые и огненные частицы, которые имеют большую подвижность, чем остальные.

Эпикуриизм

Идеи атомистов наивны и объясняются неразвитостью их воззрений. Однако это учение оказало сильное влияние на дальнейшее развитие естествознания и материалистической теории познания.

Читайте также:
Программа self branding персональный брендинг это

Еще одним основоположником античного атомизма является Эпикур (341–270 гг. до н.э.). Он основал школу под названием «Сад Эпикура». Считается, что этот мыслитель создал около 300 произведений. Из них тоже до наших времен дошли отдельные фрагменты, письма и книга изречений с названием «Главные мысли».

Образ Эпикура

Давая характеристику атомам, Эпикур вводит новое понятие – вес. Он говорит о том, что именно это свойство определяет их движение после первотолчка. Другими словами, атомы, находясь под действием своей тяжести, начинают падать вниз, проходя по бесконечному пространству. Если вернуться к теории Левкиппа и Демокрита, то они определяли движение атомов как равномерное во всех направлениях.

атомы в движении

Выводы Эпикура и античный атомизм

Кратко говоря, последователь Демокрита признавал атомистическую теорию о множественности миров, но фактически отказался от идеи богов, которые являются родоначальниками мироздания. По мнению философа, они живут в пространстве между мирами, находясь в вечном блаженстве, и никаким образом не влияют на судьбы людей. В итоге за такие выводы Эпикура обвинили в атеизме. И уже когда в Европе основной религией стало христианство, его труды находились очень долго под запретом.

Эпикур тоже, как и предшествующие атомисты, отвергал учения Платона, Аристотеля. Он считал душу материальной. При этом важной частью души является ум. Он расположен в самом сердце.

Ощущения

Придерживаясь главной идеи, которую исповедует атомизм античных философов: атом – это материальное начало всего сущего, Эпикур посвятил много времени проблеме познания. Он считал ощущения главным источником познания. Только с их помощью человек получает любую информацию, связанную с окружающим миром. Разум, соответственно, развивается тоже исключительно на основе ощущений.

Эпикур довел зависимость разума от ощущений до абсолютизма. Он утверждал, что разные сновидения, а также видения сумасшедших есть следствие каких-либо ощущений, а значит, являются истинными.

образы в сновидениях человека

Наслаждение

Все же главным в философии Эпикура было этическое учение. Он подчеркивал подчиненность физики относительно знаний этики, говоря, что, если не знать смертного страха и не переживать о небесных феноменах и не искать границы страданий и наслаждений, то смысла в науке о природе не будет.

Эпикур, исповедуя атомизм в античной философии и утверждая материальное начало в сущности человека и его личности, создал интересное учение о наслаждении, поставив его во главу смысла жизни. Он считал, что наслаждение – это удовлетворение естественных потребностей. Оно приводит вначале к достижению атараксии (душевному спокойствию), а после к состоянию эвдемонии (счастью).

Настоящим наслаждением является отсутствие телесного страдания и беспокойства. Приобрести полное счастье человеку мешают страхи. Они властвуют над ним. Следовательно, страхи необходимо преодолевать.

Философ говорил, что когда мы имеем в виду наслаждение, то это не значит указывать на лентяйство и обжорство. Это не означает непрерывно устраивать празднества с томлением младых дев и изобилием столов. Это говорит о трезвом обсуждении поиска последних причин выбора или отказа для разоблачения фальши, от которой происходят все душевные треволнения. Эпикур настаивал на том, что человеку необходимо удовлетворять естественные необходимые потребностей, которые связаны непосредственно с сохранением его жизни.

Важное и неважное в жизни людей

По Эпикуру, человек, постигший истину, сможет отделять необходимые потребности от излишеств. Причем отказывается он от лишнего добровольно. В принципе, философские взгляды Эпикура можно считать аскетическими.

остатки античного мира

К принципиально неестественным потребностям философ отнес занятия политикой и общественной деятельностью. Для его учения было характерно превозношение частного над общественным. Главные слова школы «Сад Эпикура» — это «Проживи незаметно!».

Впоследствии Тит Лукреций Кар выбирает античный атомизм, представители которого были Левкипп, Демокрит и Эпикур. Среди них именно Эпикуру он отдает наибольшее предпочтение. Лукреций родился уже в первом веке до нашей эры. Он выразил свою приверженность идеям Эпикура в своем послании «О природе вещей».

Тит Лукреций Кар рукопись

Философские трудности атомизма

Среди проблемных мест в этом учении можно назвать единичные и общие свойства вещей, а также понятие вещи и мысли. Если ни одна вещь не возникает беспричинно и если для ее возникновения имеется своя причина, то как объясняется происхождения похожих вещей? Как возможно пояснить наличие общих свойств, если вещи состоят из разных атомов и существуют, независимо друг от друга? Это нужно или признать случайным совпадением, или отказаться от атомизма.

Атомизм – это логическое завершение размышлений, которые опираются на стихии. Демокрит говорил, что все, что мы знаем о мире, это человек. Значит, именно он является предпосылкой к познанию мира. Кроме того, мир познается так, как это сможет сделать человек, который устроен определенным образом. Он воспринимает окружающую среду, внося что-то от себя.

В его сознании действует особый механизм, который дан ему не от мира, а природой при рождении. Этот механизм наделен способностями восприятия мира.

Если бы человек мог пройти через воплощение в разных культурах, то и образы мира были бы все разные.

Источник: fb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru