• Конвенция о правах ребенка (1989 г.) . • Закон РФ «Об образовании». • Типовое положение о ДОУ. • СанПиН 2.4.1.3049-13 • Устав ДОУ. • ФГОС ДО. Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ (из примерной программы, т. е. «От рождения до школы»): Цель: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи ( обязательная часть) : 1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка. 2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. 4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
Особенности проектирования рабочей программы воспитания в дошкольной образовательной организации
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка. 6. Уважительное отношение к результатам детского творчества. 7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. 8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения. Задачи (часть ДОУ) : Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. 2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»). 4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. 8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра) 9. Строится на принципе культуросообразности.
Рабочая программа воспитателя в контексте технологии интеллектуально-творческого развития детей.
Учитывает национальные ценности и традиции в образовании. психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. — Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей ___группы Например , Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги. В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли.
Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета и оттенки.
Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования и т. п. — Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров) 4. Содержательный раздел: — У чебный план реализации ООП ДО в старшей группе по Программе «От рождения до школы»: 1) Физическое развитие – Двигательная деятельность — Формы образовательной деятельности: Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники — Продолжительность и количество НОД – в неделю 75 мин. (3 НОД) . 2) Познавательное развитие — а) Познавательно-исследовательская деятельность — Формы образовательной деятельности: ФЭМП, ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины. — Продолжительность и количество НОД – в неделю 40 мин. (2 НОД) — б) Конструирование — Формы образовательной деятельности: Конструирование из бумаги, природного и иного материала — Продолжительность и количество НОД — в неделю 10 мин. (0, 5 НОД) . 3) Речевое развитие – Развитие речи — Формы образовательной деятельности: Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, — Продолжительность и количество НОД – в неделю 20 мин. (1 НОД) . 4) Социально — коммуникативное развитие – а) Коммуникативная деятельность — Формы образовательной деятельности: ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины. — Продолжительность и количество НОД — в неделю 10 мин. (0.5 НОД) . б) Самообслуживание и элементарный бытовой труд — Формы образовательной деятельности: поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ. — Продолжительность и количество НОД — Ежедневно в режимные моменты, не более 20 мин. (согласно СанПин, п. 12.22) . в) Игровая деятельность — Формы образовательной деятельности: Сюжетно-ролевые, дидактические и др. — Продолжительность и количество НОД — в режимные моменты. 5) Художественно — эстетическое развитие — а) изобразительная деятельность — Формы образовательной деятельности: Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка. — Продолжительность и количество НОД – в неделю 70 мин. (3 НОД) . б) Восприятие художественной литературы и фольклора — Формы образовательной деятельности: Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра. — Продолжительность и количество НОД – в неделю 25 мин. (1 НОД) .
в) музыкальная деятельность — Формы образовательной деятельности: Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. — Продолжительность и количество НОД – в неделю 50 мин. (2 НОД) . 6) Вариативная часть — парциальные программы и т. п. Ч асть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально — культурные и другие) 1) Климатические особенности : При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Татарстан – средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д. Основными чертами климата являются: холодная зима и сухое жаркое лето.
В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.
Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов: 1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности; 2. летний период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня. 2) Демографические особенности : Анализ социального статуса семей выявил, что в дошкольном учреждении воспитываются дети из полных (___ %, из неполных (___ %) и многодетных (___ %) семей.
Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (___ %) и средним профессиональным (___%) образованием. 3) Н ационально – культурные особенности : Этнический состав воспитанников группы: русские, татары, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.
Основной контингент воспитанников проживает в условиях города (лишь ___ ребенок в селе). Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями родного края. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная
информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты в разделе Программы «Мой город» 1 раз в неделю. Рабочая программа педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (старшая группа, 5-6 лет). Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (название программы)
1 | Пояснительная записка. | Стр 3 |
2 | Комплексно-тематическое планирование содержания | Стр 5 |
организованной деятельности детей. |
3 Перспективное планирование по образовательным областям 4 Пример региональной модели перспективного планирования 5 Коррекционная работа. Работа с родителями. 6 Система мониторинга 7 Результаты освоения программы 8 Учебно-методическое сопровождение 9 Список литературы
Пояснительная записка Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Задачи: 1. способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности; 2. обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей; 3. реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД), самостоятельной деятельности (СД), режимных моментах, работе с родителями. Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы: • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; • уважительное отношение к результатам детского творчества; • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения. Возрастные особенности развития детей 5 — 6 лет (старшая группа) Ребенок 5-6 лет может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей.
Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями.
Источник: studfile.net
Скачать:
![]() |
2.44 МБ |
![]() |
2.86 МБ |
![]() |
2.56 МБ |
![]() |
560.11 КБ |
![]() |
583.82 КБ |
![]() |
590.58 КБ |
Источник: nsportal.ru
Рабочая программа воспитателя
-Рабочая программа воспитателя – это нормативный документ, отражающий основные направления деятельности педагога ДОУ в течение определенного временного периода и, разрабатываемый на основании общеобразовательной программы ДОУ.
Принципы разработки рабочей программы воспитателя
Рабочая программа имеет свои нюансы формирования, обусловленные ее отношением к конкретной возрастной группе и спецификой действующей образовательной программы в ДОУ.
Независимо от отличительных черт каждой образовательной программы ДОУ и рабочей программы воспитателя соответственно, ее разработка опирается на следующие основополагающие принципы:
- Принцип гуманистической направленности. Он означает, что программа ориентируется на всестороннее развитие личности дошкольника, раскрытие его природного потенциала, формирование гуманистических качеств.
- Принцип культуросообразности. Рабочая программа ориентирована на формирование общей культуры подрастающего поколения и выработку ценностных ориентиров у каждого дошкольника, усвоение им общечеловеческих ценностей.
- Принцип развития. Ориентация рабочей программы на развитие каждого ребенка независимо от его отклонений и индивидуальных особенностей.
- Принцип научной обоснованности и практического использования. Программа должна отвечать современным научным разработкам в области педагогики и содержать методы, формы организации педагогического процесса ДОУ, направления деятельности воспитателя реально применимые и актуальные для дошкольников конкретной возрастной категории.
- Принцип рациональности и целесообразности. Рабочая программа должна быть ориентирована на достижение целей и задач дошкольного образования и находится в соответствии с общеобразовательной программой ДОУ.
- Принцип единства образовательных, воспитательных и развивающей целей. Он означает, что программа должна способствовать формированию ключевых компетенций дошкольников и способствовать их развитию во всех направлениях.
- Принцип интеграции. Предполагается использование и рациональное сочетание научных данных из разных областей, отвечающих возрастным параметрам развития дошкольников и их потенциальным возможностям.
- Принцип комплексного подхода к построению образовательного процесса. Означает применение различных средств и методов дошкольного обучения и их рациональное сочетание, причем, не только по отношению к учебно-воспитательной деятельности, но и к организации режима дня детей в ДОУ.
- Принцип опоры на игровую деятельность. Игра – ведущая деятельность дошкольников. Поэтому, весь процесс обучения и воспитания дошкольников реализуется в игровой форме.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Содержание рабочей программы воспитателя
При проектировании содержания рабочей программы воспитателя осуществляется формирование следующих ее разделов:
- Учебный план.
- Образовательные области деятельности дошкольников.
- Формы и методы организации образовательной деятельности дошкольников.
- Календарно-тематический план деятельности воспитателя.
- Описание работы с родителями.
- Организация взаимодействия с иными институтами и заинтересованными лицами.
Учебный план включает в себя образовательные области деятельности дошкольников и количество часов, отводимых на изучение каждой из них. Как правило, учебный план охватывает один календарный год, включая в себя рабочую неделю и распределение часов по освоению разных образовательных областей в течение нее, количество выходных, каникулы, общий объем образовательной нагрузки в течение одного дня, недели, месяца. В учебном плане, также, утверждается образовательная деятельность дошкольников и ее включение в конкретный временной период дня – первая половина, вторая половина дня, прогулка, перед сном и т.д.
«Рабочая программа воспитателя»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Образовательные области деятельности дошкольников выбираются, исходя из конкретного возрастного этапа развития дошкольников. Как правило, в младшей группе уделяется внимание коммуникативному, физическому, речевому, художественно-эстетическому развитию дошкольников, а в подготовительной группе включаются занятия образовательной направленности и активизации познавательной сферы дошкольника, ориентированные на его подготовку к школе. Также, во всех возрастных группах имеется область трудового развития, ориентированная на формирования уважительного отношения к трудовой деятельности, осознания ценности труда.
Образовательная деятельность дошкольников реализуется в формах:
- Организованная образовательная деятельность. Она состоит из индивидуальных, групповых и коллективных образовательных занятий, проведения конкурсов, экскурсий.
- Включение образовательной деятельности в режимные моменты дня. В игровой деятельности, на прогулке, во время выполнения трудовых поручений и иной деятельности дошкольников можно использовать обучающие аспекты, ориентированные на познавательную деятельность ребенка, его знакомство с окружающим миром.
- Свободная деятельность дошкольника. Дети могут выполнять самостоятельные творческие задания, играть, конструировать и т.д.
Для каждой образовательной области применяются различные методы познания: словесные, наглядные, практические. Также, на сегодняшний день, актуально применение методов проблемного обучения и проектных технологий.
В календарно-тематическом плане осуществляется распределение образовательной деятельности по дням недели. Здесь расписывается целевое назначение каждого занятия, формы и методы его проведения, планируемые результаты.
Каждому воспитателю необходимо разработать систему взаимодействия с родителями или опекунами воспитанников. Педагог выбирает направления построения взаимоотношений с родителями, формы работы и формирует план по реализации взаимодействия с родителями на один учебный год.
Помимо взаимодействия с родителями, в рабочую программу воспитателя могут быть включены мероприятия по взаимодействию с другими институтами и лицами, например, с учреждениями культуры: походы с детьми в театры и музеи или организация экскурсий.
Источник: spravochnick.ru