Текст научной работы на тему «Основные принципы разработки целевых программ»
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
Марийский государственный технический институт, г. Йошкар-Ола
Любая целевая программа разрабатывается в соответствии с некоторыми принципами. Выделим основные из них [1-8]:
— целевой принцип означает, что исходным моментом в разработке программы является цель развития страны на данном этапе;
— ресурсный принцип определяет, что программ учитывает и формирует производственно-технологическую (отраслевую и пространственную) структуру ресурсов;
— принцип вариантности означает, что целевая программа учитывает ограниченность и взаимозаменяемость ресурсов, что требует разработки и анализа альтернативных вариантов;
— принцип неполной определенности указывает на особое значение вероятностных факторов в формировании целей и определении ресурсов на каждом этапе программирования;
— принцип поэтапной реализации программ означает, что конкретизация целей и реализация долгосрочных программ обеспечиваются через среднесрочные и текущие программы, разрабатываемые на ее основе;
У-09. Федеральные образовательные программы НОО, ООО, СОО
— принцип преемственности планирования учитывает исходное состояние и основные тенденции развития системы, а также другие цели, которые воздействуют на определение путей достижения целей;
— принцип нормативно-правового соответствия указывает на строгое соответствие разрабатываемых целевых программ нормативным документам в рамках действующего законодательства;
— принцип единства означает, что разработка целевых программ регионального уровня должна осуществляться в направлении единого вектора общегосударственной цели социально-экономического развития;
— принцип гибкости означает, что целевые программы имеют способность к частичному изменению своей направленности при изменившихся условиях и определенные резервы, т.е. происходит корректирование программных мероприятий для адаптации к изменившимся условиям, как внешним, так и внутренним;
— принцип точности требует детализации и конкретизации мероприятий программы, а также их обоснованности и соответствия имеющимся ресурсам;
* Доцент кафедры Экономики и управления
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями
— принцип мультипликативного эффекта реализации целевых программ означает, что бюджетные средства финансирования должны выступать стимулятором привлечения средств из внебюджетных источников;
— принцип результативности означает достижение планируемого конечного результата и получение необходимого социально-экономического эффекта в ходе реализации целевой программы.
Швецов Ю.Г. и Миркина И.В. в своих работах указывают на то, что функционирование системы целевых программ (как федерального, так и субфедерального уровня) обязательно должно строиться на принципах, вытекающих из устройства и современного состояния бюджетной системы, к числу которых они относят [9]:
— принцип разграничения полномочий и ответственности между органами власти (определяется степень участия в программах каждого из заинтересованных ведомств, в целевых программах полномочия должны определяться и для государственного заказчика, и для органов государственной власти всех уровней бюджетной системы, осуществляющих разработку и принятие проекта программы, ее реализацию и финансовое обеспечение);
Федеральные основные общеобразовательные программы: статус, разработка, утверждение
— принцип уникальности задач и программных мероприятий (устранение дублирования мероприятий в рамках всей системы целевых программ, т.е. невозможно будет создать новую программу, если ее провозглашенные цели коррелируют с целями уже существующих программ, а также будет обеспечена реализация однородных по своему содержанию мероприятий одним государственным заказчиком);
— принцип единства нормативно-правовой базы (создание для всей системы целевых программ общей правовой базы, единых критериев оценки задач и результатов программных мероприятий, типовых процедур привлечения средств внебюджетных источников, единых механизмов преобразования программ);
— принцип соблюдения экономических интересов всех участников (при реализации целевых программ распределение результатов между государством, регионами и частными инвесторами происходит пропорционально их вкладу в осуществление программных мероприятий);
— принцип инновационно-инвестиционной ориентации (в целевую программу включаются мероприятия инвестиционной направленности развития наукоемких производств);
— принцип актуальности и своевременности бюджетных расходов (взаимосвязь целевых программ с приоритетами государственной политики).
Перечисленные принципы характеризуют разные стороны организации системы целевых программ, поэтому одновременность и системность их соблюдения являются важным условием для достижения стратегических целей государства.
1. Федеральный закон от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
2. Постановление Правительства РФ от 23.03.1996 № 327 «Основные положения региональной политики в Российской Федерации».
3. Распоряжение Правительства Российской федерации от 15.08.2003 г. № 1163-р «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)»
4. Приказ Министерства экономического развития и торговля РФ от 17.06.2002 г. № 170 «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов РФ».
5. Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ / В. А. Агафонов. — М., 1998.
6. Балашов В.Г. Процедура, задачи и модели разработки и реализации региональной программы экономического развития / В.Г. Балашов, О.И. Дран-ко, В. А. Ириков, Г.В. Токарева // Системотехника. — 2004. — № 2. — С.32-38.
7. Запатрина И. В. Программы регионального развития / И. В. Запатри-на // Теория и практика управления. — 2003. — № 2. — С. 18-26.
8. Ломидзе Ю. Основы программно-целевых методов управления в АПК / Ю. Ломидзе // АПК: экономика, управление. — 2009. — № 2. — С. 37-42.
9. Швецов Ю.Г. Целевые программы как инструмент управления государственными расходами / Ю.Г. Швецов, И.В. Миркина // Финансы. -2009. — № 4. — С. 15-17.
ЭКСПАНСИЯ ФИРМЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕСУРСНОГО ПОДХОДА
Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань
В рамках ресурсного подхода фирма трактуется не как набор бизне-сов, а как набор ресурсов и компетенций. Экспансия фирмы развивается по трем измерениям: география, товарный рынок и вертикальная ин-
* Ведущий научный сотрудник НИЛ «Экономические проблемы Прикаспия», доцент кафедры «Производственный менеджмент и организация предпринимательства», кандидат экономических наук, доцент
Источник: cyberleninka.ru
Основными принципами разработки федеральных целевых программ являются:
приоритетного решения экономических, оборонных, научных, социальных и других задач.
2. Обеспечение координации и согласованности деятельности участников решения федеральных, региональных, отраслевых проблем.
3. Участие в программе не только органов государственной власти и местного самоуправления, но и других субъектов.
4. Достижение конкретного конечного результата и получение необходимого социально-экономического эффекта в период от одного до пяти лет.
5. Взаимная ответственность заказчиков и исполнителей программы.
Разработка программы включает стадии:
- отбор проблем;
- принятие решения о разработке;
- обоснование намечаемых мероприятий;
- экспертиза и оценка эффективности;
- утверждение;
- контроль за ходом выполнения.
- значимость для крупных структурных изменений и повышения эффективности экономики отдельных отраслей и регионов, социальной сферы, обеспечение экологической безопасности;
- невозможность их решения в приемлемые сроки чисто рыночными методами и необходимость государственной поддержки;
- новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкого распространения прогрессивных научно-технических достижений;
- взаимоувязанность программных мероприятий.
Источник: studfile.net
Программно-целевой метод
Программно-целевой метод — это метод разработки плановых решений крупных народнохозяйственных проблем. Сущность его заключается в выборе и обоснованию основных целей социального, экономического и научно-технического развития, а также разработке системы мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами.
Этот метод планирования применяется для решения как народно-хозяйственных, так и локальных производственных, технических, экономических и других задач.
Необходимость программно-целевого метода планирования обусловлена усложнениеммежотраслевых и межрегиональных связей, выходом производственных, экономических и социальных проблем за рамки отдельной отрасли, региона. Отраслевое планирование способствует ускорению научно-технического прогресса, но ведет к ведомственной разобщенности, тормозящей интеграцию. Территориальное планирование позволяет развивать региональную инфраструктуру, но имеет региональную ограниченность.
Поэтому программно-целевые методы стали важнейшими методами планирования, а целевая комплексная программа – основным плановым документом, содержащим увязанный по срокам, исполнителям комплекс мероприятий для обеспечения эффективного решения поставленных задач. В сочетании с отраслевым и территориальным планированием, а также применяя балансовый, нормативный и другие методы он позволяет увязать интересы отраслей и территорий и всего общества в целом.
Разработка целевых комплексных программ является не только методом планирования социально-экономического развития, но и средством реализации экономической политики государства. В настоящее время в РФ разрабатываются и реализуются федеральные, межгосударственные, программы субъектов РФ, региональные и местные целевые программы.
На федеральном уровне установлен перечень приоритетных проблем подлежащих программной разработке. В него входят:
l социальное развитие, включая повышение экологической безопасности;
l поддержка эффективных и свертывание бесперспективных и устаревших производств;
l развитие инфраструктуры, необходимой для структурных преобразований;
l эффективное использование ресурсов и сохранение ценного научно-технического потенциала;
l сбалансированность производства и платежеспособного спроса;
l диверсификация экспортного потенциала.
Для решения особо важных общегосударственных задач целевым программам присваивается статус президентских программ, инициатором их выступает Президент РФ.
В ряде случаев статус президентской может получить уже утвержденная программа. Координацию реализации президентских программ осуществляет Центр президентских программ Администрации Президента РФ.
Органы исполнительской власти РФ и субъектов РФ принимают участие в постановке проблем и обосновании необходимости их решения на основе программ под патронажем и по поручению Президента РФ. По поручению Президента РФ Центр проводит экспертизу представленных проектов программ. Прошедшие экспертизу проекты программ направляются Президентом РФ в Правительство РФ для дальнейшей проработке и реализации.
Перечень целевых программ формируется в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны, определяемыми приоритетами и включается в бюджет на очередной год. Приоритетное место в составе федеральных программ занимает программа социально-экономического развития России. В программе оцениваются итоги развития экономики РФ за предыдущий период по следующим направлениям: макроэкономическое, инвестиционное и структурное, аграрное, экологическое, социальное, региональное, внешнеэкономическое и др.
Программа социально-экономического развития страны разрабатывается на краткосрочную и среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента РФ Федеральному собранию. Она представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу для рассмотрения.
Целевые программы состоят из следующих разделов:
К проекту целевой программы прилагается:
- пояснительная записка,
- бизнес-план с социально-экономическим и технико-экономическим обоснованиями, предварительная бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета для финансирования программы на очередной год,
- лист согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти,
- положительное заключение государственной экологической экспертизы (по программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду) и, при необходимости, соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком программы с предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, подтверждающие финансирование программы из внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Основными принципами разработки федеральных целевых программ являются:
1. Реализация положений государственной стратегии устойчивого развития,
приоритетного решения экономических, оборонных, научных, социальных и других задач.
2. Обеспечение координации и согласованности деятельности участников решения федеральных, региональных, отраслевых проблем.
3. Участие в программе не только органов государственной власти и местного самоуправления, но и других субъектов.
4. Достижение конкретного конечного результата и получение необходимого социально-экономического эффекта в период от одного до пяти лет.
5. Взаимная ответственность заказчиков и исполнителей программы.
Разработка программы включает стадии:
l отбор проблем;
l принятие решения о разработке;
l обоснование намечаемых мероприятий;
l экспертиза и оценка эффективности;
l контроль за ходом выполнения.
Инициаторами постановки проблем для решения программными методами на федеральном уровне могут выступать любые юридические и физические лица. Инициаторами разработки межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ, могут выступать как отдельные страны, так и группы стран, а также координирующие органы государств — участников СНГ.
Отбор проблем для решения на федеральном уровне осуществляется на основе следующих критериев:
l значимость для крупных структурных изменений и повышения эффективности экономики отдельных отраслей и регионов, социальной сферы, обеспечение экологической безопасности;
l невозможность их решения в приемлемые сроки чисто рыночными методами и необходимость государственной поддержки;
l новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкого распространения прогрессивных научно-технических достижений;
l взаимоувязанность программных мероприятий.
Инициаторы постановки проблем направляют в Министерство экономики РФ, осуществляющее методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации программ предложения, содержащие:
— обоснование проблемы и анализ причин ее возникновения, возможные способы
решения и предполагаемый перечень мероприятий, которые необходимо осуществить в
сфере науки, техники, производства и реализации продукции (работ, услуг),
организационных, трудовых, хозяйственных и правовых отношений для решения
проблемы и возможные сроки их реализации;
— оценки потребности в финансовых ресурсах и предполагаемые источники их
— предварительную оценку ожидаемой социально-экономической эффективности,
соответствия программных мероприятий экологическим требованиям и последствий от
— перечень возможных государственных заказчиков и основных исполнителей,
сроки и стоимость подготовки программы.
Министерство экономики РФ совместно с Министерством финансов РФ и другими ведомствами на основе прогнозов социально-экономического развития страны, приоритетов структурной политики и анализа представленных материалов подготавливает предложения по решению проблемы и направляет их в Правительство РФ. Правительство РФ на основе предложений Министерства экономики принимает решение о подготовке соответствующей федеральной целевой программы, сроках и стоимости ее разработки и определяет государственного заказчика целевой программы.
Решение о разработке межгосударственной программы принимается Правительством РФ после заключения соответствующего межгосударственного соглашения.
Ответственным за разработку и реализацию программы является государственный заказчик. Государственных заказчиков – координаторов федеральных целевых программ назначает Правительство РФ. Ими становятся соответствующие федеральные министерства и ведомства. Государственными заказчиками по территориальным подпрограммам выступают органы исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.
Государственный заказчик путем конкурсного отбора осуществляет выбор исполнителей по каждому программному мероприятию.
В процессе разработки целевой программы государственный заказчик:
— согласовывает с основными исполнителями программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
— определяет и согласовывает с Министерством экономики, Министерством финансов и другими заинтересованными ведомствами формы и размеры государственной поддержки целевой программы.
Проекты федеральных программ направляются на экспертизу в Экспертный совет при Правительстве РФ или в другие организации. В процессе экспертизы анализируются возможные последствия реализации программы, оцениваются альтернативы, выявляются механизмы привлечения дополнительных внебюджетных средств. Экспертиза должна установить степень достаточности системы мер для эффективного решения задач. В случае вынесения экспертным органом отрицательного заключения по объекту экспертизы, проект должен быть доработан и представлен на вторую экспертизу.
Заключения экспертных органов в части несоблюдения нормативно-правовых положений, международных договоров, государственных стандартов и требований директивных документов являются обязательными для всех юридических и физических лиц.
Государственные заказчики программ, экспертные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ привлекают на договорной основе для проведения экспертизы проектов программ российских и зарубежных юридических и физических лиц, являющихся признанными авторитетами в соответствующих областях знаний.
Заключения таких экспертов носят рекомендательный характер и используются для повышения обоснованности принимаемых официальных заключений по государственной экспертизе.
Согласованный проект программы государственный заказчик направляет Министерству экономики РФ и Министерству финансов РФ. Министерство экономики с участием Министерства финансов и с учетом предложений заинтересованных министерств и ведомств, региональных органов государственного управления подготавливает заключение по проекту программы и предварительной бюджетной заявки.
В случае положительной оценки Министерство экономики РФ по согласованию с Министерством финансов представляет проект целевой программы с предварительной бюджетной заявкой и заключением в Правительство РФ для рассмотрения и утверждения.
Федеральные целевые программы, реализующие важнейшие приоритеты экономической и социальной политики государства, а также межгосударственные целевые программы Правительство РФ направляет на утверждение (одобрение) в Федеральное Собрание Российской Федерации.
В случае одобрения Федеральным Собранием РФ межгосударственной целевой программы и форм участия в ней Российской Федерации Правительство РФ или по его поручению орган государственного управления подписывает межгосударственную целевую программу.
После утверждения целевой программы и с учетом объемов финансирования из федерального бюджета государственный заказчик на основе заключенных ранее с исполнителем программы соглашений о намерениях заключает с ними государственные контракты и обеспечивает исполнителей финансовыми ресурсами.
Формы и методы управления целевой программой определяются государственным заказчиком. Для управления могут создаваться дирекция, координационный совет, специальный фонд и другие органы.
Государственные заказчики программ ежегодно направляют в Министерство финансов РФ доклады о ходе работ по программам, эффективности использования финансовых средств. В свою очередь Министерство экономики и Министерство финансов с участием государственных заказчиков, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в Правительство РФ доклад о ходе реализации федеральных и межгосударственных целевых программ.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru