Основными мероприятиями аграрной программы столыпина были такие меры как

Аграрная реформа П.А. Столыпина – это называние целого комплекса мероприятий, проведенных в начале двадцатого века для реорганизации сельского хозяйства.

Сельское хозяйство в России на момент начала реформы представляло собой основной источник доходов страны. По количеству занятых и объемам производства оно было передовой отраслью экономики. Национальный продукт почти на 60% состоял из доходов сельскохозяйственного сектора. В нем было занято около 2/3 населения.

Отрасль продолжала демонстрировать рост. Однако, для российского сельского хозяйства была характерна неравномерность показателей. Например, в центральных районах урожайность была ниже, чем в черноземных. В селах действовала трехпольная система, а орудия труда были устаревшими. При этом население росло быстро, поэтому имелся переизбыток рабочей силы.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Сельскохозяйственные угодья были разделены на крестьянские, государственные и частные. Крупнейшим владельцем земли оставалось государство. Дворянские поместья были богатыми, в них входили не только пахотные земли, но и лес.

Петр Аркадьевич Столыпин и его аграрная реформа

Наиболее распространенной формой землевладения была общинная. То есть землей управлял определенный совет, который занимался перераспределением земли между хозяйствами. Доли раздавались в зависимости от размера семьи. Если земли были не пригодны для посевов, то они оставались в общем пользовании общины.

Кроме того, община могла провести передел в зависимости от изменения численности и размера введенных податей. Таким образом, сельское хозяйство страны хоть и было основным источником ее дохода, но существенно отставало в развитии от других стран. Действующие отношения собственности так же были неэффективными. В обществе зрела социальная напряженность, поэтому потребовалось предпринять срочные меры.

Основные направления реформы Столыпина

Сложившаяся в начале двадцатого века ситуация в сфере сельского хозяйства потребовала внесения существенных изменений в сложившиеся устои. Поэтому реформа носила комплексный характер. Целями реформы были:

«Аграрная реформа П. А. Столыпина: основные направления реформы и ее последствия»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

  1. Устранение социального недовольства.
  2. Обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства.

1905 год был отмечен серьезными народными волнениями, которые показали, что мирное сосуществование разных классов и нормальное развитие экономики без изменений невозможно. Поэтому первоначальная задача заключалась в снятии социального напряжения.

Реформа была направлена на искоренение устаревших сословных ограничений, повышение эффективности сельского хозяйства, поддержку частного владения, поощрение наращивания оборотных средств, расширения прямого субсидирования. Усовершенствование касалось крестьянских наделов и мало затрагивало частные владения.

Направления реформы были следующими:

  1. Передача надельных земель в собственность крестьян.
  2. Упразднение сельской общины.
  3. Развитие кредитования сельского хозяйства.
  4. Скупка земель помещиков и передача их на выгодных условиях крестьянам.
  5. Пересмотр землеустройства с целью ликвидации чересполосицы.

Столыпин был против принудительного отчуждения помещичьих земель. Он рассматривал преобразования с точки зрения долгосрочной перспективы, надеясь внести существенные изменения в структуру национального хозяйства страны в целом. Упор Столыпин делал на развитие фермерских хозяйств. Есть мнение, что реформатор просто объединил все прогрессивные идеи того времени, поэтому некоторые из них вызвали неодобрение. Реформа проводилась при серьезном сопротивлении крестьян и господствующего класса.

В теории крестьяне должны были получить землю в личное пользование, что повысило бы качество их продуктов и производительность их труда.

Последствия реформы Столыпина

Реформа вызвала не только на предел собственности, но и изменение структуры работы общественных институтов. Крестьянская община была очень консервативной и встретила эти изменения неоднозначно. Дворянство так же не поддержало реформу, поэтому долгосрочные планы не были реализованы.

Если смотреть на результаты реформы, то они заключаются в следующем:

  1. Только половина крестьян подала запрос на приобретение земли.
  2. Из общин выделилось и получило землю в единоличную собственность лишь 10% крестьян.
  3. Документы на большую часть земель был не оформлены.
  4. Около миллиона семей предпочли создать частное хозяйство.
  5. Помещики потеряли свою власть.

Реформа затронула не только экономические, но и социальные аспекты. Она столкнулась с серьезным общественным сопротивлением, поэтому получила неоднозначные отклики, большей частью негативные.

Особенно враждебно реформу встретили дворяне. Разные партии с целью усиления своего политического веса либо затягивали внедрение реформы, либо стимулировали ее. Однако, экономисты отмечали несомненные положительные изменения, которые могли и не произойти, если бы не реформа Столыпина.

Советская наука так же не давала однозначной оценки этой реформе. Она изменялась в зависимости от политической директивы. Проблема оценки заключается еще и в том, что реформа не была доведена до конца. Если говорить о реальных результатах, то прирост совокупного продукта сельскохозяйственной отрасли существенно снизился. Еще хуже была ситуация в скотоводстве.

Из города стали возвращаться крестьяне, бывшие там на заработках, чтобы продать свои наделы, либо закрепить их за собой, что тоже вызывало недовольство оседлых крестьян. Выигрыш от продажи земли был небольшим, поэтому деньги заканчивались достаточно быстро, что вызывало недовольство и разочарование крестьян.

Замечание 1

В целом реформа наметила положительные тенденции в национальном хозяйстве страны, которые были нарушены Первой мировой войной и Октябрьской революцией, поэтому однозначную оценку результатам реформы дать невозможно.

Источник: spravochnick.ru

Конспект урока истории России в 11 классе «Аграрная реформа П.А. Столыпина»

Основные понятия: выкупные платежи, реформа, разрушение общины, хутор, отруб.

Оборудование: ПК, проектор, презентация «Аграрная реформа П.А. Столыпина».

Ход урока

Подготовительный этап

Учитель отмечает явку. Выясняет причины отсутствия обучающихся. Предъявляет единые педагогические требования, проверяет готовность к занятию.
Создает доброжелательную атмосферу общения и деловой ритм работы.

Из восемнадцатого ряда двинулся по направлению к первому высокий черноволосый человек в черном фраке. Он шел уверенно, прикрывая афишкой оттопырившийся карман брюк. Дойдя до второго ряда, когда его отделяло от Столыпина метра два, он вытащил браунинг.

Столыпин смотрел прямо на него. По лицу молодого человека пробежала гримаса страха и напряжения. Он дважды выстрелил… Это произошло 1 сентября 1911 года. Пятого сентября вечером Петр Аркадьевич Столыпин умер. Так трагически оборвалась жизнь человека, целиком посвятившего себя служению России.

— Запишите тему урока: Аграрная реформа П.А. Столыпина.

— Исходя из темы урока, попытайтесь сформулировать его цель.

Читайте также:
В какой программе можно сделать макет визитки

Выслушивает ответы, корректирует их и окончательно формулирует цель урока:
— Один из основных вопросов истории России – аграрный. В начале XX века этот вопрос пытался решить П.А. Столыпин. Удалось ли ему это? Почему так трагично сложилась судьба реформатора и его реформы?

Это цель нашего урока.

— На уроке рассмотрим следующие вопросы:

  1. Цели аграрной реформы.
  2. Основные мероприятия реформы.
  3. существление реформы.
  4. Итоги претворения в жизнь аграрного законодательства П. А. Столыпина.
  5. Судьба П.А. Столыпина.

Задание № 1

— Как правительство пыталось решить аграрный вопрос в XIX в?
Выслушивает ответы, конкретизирует ответы. Предполагаемый ответ: 19.02.1861 г. Александр II подписал манифест об отмене крепостного права. Согласно которому крестьяне получили личную свободу, а землю должны были выкупить за 49 лет. Пока крестьяне оставались временнообязанными и должны были нести прежние повинности (барщина и оброк) Реформа 1861 г. аграрный вопрос не решила.

Задание № 2

В тексте приведите в соответствие политические силы и предлагаемые ими проекты решения аграрного вопроса. В чем сущность предполагаемы аграрных проектов?

Сущность предлагаемых аграрных проектов

Сущность предлагаемых аграрных проектов

Все проекты будут отвергнуты государством. Началась реформа П. А. Столыпина.

Основной этап

1. Цели аграрной реформы

Задание: На основании высказываний П.А. Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.

Документ 1.
«Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу». (Цель: «успокоение» страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли)

Документ 2.
«Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора не в них, а в царе». Единоличное хозяйство мелких земельных собственников – «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий» (Цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян)

Документ 3.
«Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении». (Цель: продолжение модернизации России)

— Слушает, конкретизирует ответы обучающихся, окончательно формулирует цели реформы.

2. Основные мероприятия реформы

Проводится лабораторная работа по документам. Раздает документы, озвучивает задание.

Работа с документами

Документ 1
Из письма П. А. Столыпина Николаю II: «Жажда земли, аграрные беспорядки сами по себе указывают на те меры, которые могут вывести крестьянское население из настоящего ненормального положения. Единственным противовесом общинному является единоличная собственность».

Документ 2
Из указа «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», 9 ноября 1906 г.
«Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановляемому простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие… в собственность переходящего к личному владению хозяина…

Если в течение указанного срока общество такого приговора не постановит, то… все означенные действия исполняются на месте земским начальником…
Каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли… имеет право требовать, чтобы общество выделило ему… соответственный участок, по возможности, к одному месту».

Документ 3

Из речи П. А. Столыпина перед депутатами Государственной думы, март 1907 г.: «Необходимо дать возможность свободному трудолюбивому крестьянину, т. е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни… Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую собственность.

Пусть собственность буде общая там где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Отменяется лишь насильственное прикрепление крестьянина к общине, уничтожается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека…»

Документ 4
Из речи П. Столыпина перед депутатами Государственной думы, ноябрь 1907 г.: «Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».

Вопросы и задания к документам:

  • Какой пережиток феодально-крепостнического уклада стал основным объектом критики Столыпина?
  • Какие аргументы против общины и общинного землепользования выдвигает Столыпин?
  • Какова процедура выделения из общины?

Учитель выслушивает ответы, корректирует, подводит обучающихся к основным мероприятиям реформы.

3. Осуществление реформы

Основные мероприятия аграрной политики П. Столыпина

Основные мероприятия аграрной политики П. Столыпина

Учитель раздает тексты с дополнительной информацией. Используя информацию, содержащуюся в раздаточном материале, и схему, учащиеся самостоятельно заполняют таблицу «Результаты аграрной политики П.А. Столыпина», соотносят положительные и отрицательные последствия реформы.

Результаты аграрной политики П.А. Столыпина

Результаты аграрной политики П.А. Столыпина

4. Итоги претворения в жизнь аграрного законодательства П.А. Столыпина»

На слайде демонстрируется матрица таблицы «Цели и итоги реформы П.А. Столыпина».

Вопросы и задания к таблице:

  • Сформулируйте результаты реформы
  • Соотнесите цели реформы и ее результаты.
  • Сделайте вывод об успехе реформы.

Цели и итоги реформы П.А. Столыпина

Цели и итоги реформы П.А. Столыпина

Цели и итоги реформы П.А. Столыпина

Судьба П. А. Столыпина

Просмотр видео-фрагмента, посвященного П.А. Столыпину, из видеофильма «История России XX в».

— Почему судьба этого выдающегося государственного деятеля столь трагична?
— Сформулируйте вывод о результатах аграрной реформы П.А. Столыпина.

— Сопоставьте свою точку зрения на итоги реформаторской деятельности Столыпина и мнение его современников
— Объясните, почему непримиримые враги одинаково оценивают результат аграрной реформы П.А. Столыпина?

Мнения:
1. П.Н. Милюков:
«… в порядке чрезвычайного внедумского законодательства… был издан указ 9 ноября 1906 г., предопределивший направление аграрной политики в чисто дворянском духе… оставалось разрушение общины по принципу: богатым прибавится, у бедных отнимется. Этим, во-первых, отвлекалось внимание крестьян от раздела дворянских земель и вбивался клин между зажиточными и бедными крестьянами; во-вторых, создавался класс «крепких мужиков», кандидатов на пополнение убывающих рядов «правящего класса»; и в-третьих, приобреталось либеральное прикрытие классовой реформы: освобождалась частная инициатива и частная собственность от принудительных тисков, в которых оставили крестьян освободители 1861 г.».

2. В.И. Ульянов (Ленин):
«Отсрочка старому порядку и старому крепостническому земледелию, данная Столыпиным, состоит в том, что открыт еще один и притом последний клапан, который можно было открыть, не экспроприируя всего помещичьего землевладения… Других клапанов у царизма нет».

Для закрепления пройденного материала организует обучающихся на самостоятельное решение теста. Для этого раздаются тестовые задания на бумажном носителе

Читайте также:
Что такое программа серато

Тест

1. Основными мероприятиями аграрной программы П.А. Столыпина были такие меры, как:

а) Ликвидация помещичьего землевладения.
б) Широкое развитие кооперативного движения.
в) Свободный выход крестьян из общины.
г) Переселение крестьян за Урал.
д) Запрещение свободной купли-продажи земли.

2. Главная цель указа от 9 ноября 1906 г. состояла в:

а) Отвлечении внимания крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель.
б) Превращения России в правовое государство.
в) Формировании рыночных отношений в аграрном секторе.

3. Аграрная реформа П.А. Столыпина была направлена на:

а) Разрушение общинной психологии русского крестьянства.
б) Формирование широкого слоя мелких буржуазных собственников.
в) Ликвидацию крупных земельных собственников.

4. Русские крестьяне не хотели выходить из общины:

а) Из-за отсутствия государственной поддержки индивидуальных хозяйств.
б) Под воздействием революционной пропаганды.
в) В силу сложившихся психологических стереотипов.

5. Столыпин был категорически против идеи принудительного отчуждения части помещичьих земель, так как:
а) Сам был крупным помещиком.
б) По его мнению, эта идея противоречила нормам правового государства.
в) Считал, что реализация этой идеи приведет к бесконечным переделам собственности.

6. Льготами, предоставляемыми крестьянам-переселенцам, были:

а) Освобождение от воинского призыва.
б) Денежное пособие.
в) Бесплатное предоставление техники.
г) Право беспошлинной торговли на внешнем рынке.

7. В ходе столыпинской аграрной реформы крестьяне выдвинули такую форму самоорганизации, как:

а) Волостные крестьянские советы.
б) Всероссийский крестьянский союз.
в) Сельскохозяйственные кооперативы.

8. Аграрную реформу Столыпина поддерживала партия:

а) Социалистов-революционеров.
б) «Союз 17 октября».
в) «Союз русского народа».

9. Николай II перестал поддерживать Столыпина, поскольку:

а) Увидел в его начинаниях угрозу самодержавной власти.
б) Опасался оказаться в тени яркой фигуры министра.
в) Был против разрушения крестьянской общины.

10. Террористический акт против Столыпина совершил:

а) Е.Ф. Азеф.
б) Д.Г. Богров.
в) Б.В. Савинков.

11. Укажите, какие термины соответствуют следующим определениям:
а) Форма организации производства и труда, основанная на групповой собственности, форма связей между предприятиями, занятыми совместным производством определенной продукции.
б) Участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне.
в) Участок земли, выделенный крестьянину при выходе его из общины с переселением из деревни на свой участок.
а) Хутор; б) кооперация; в) отруб

12. Целью намечаемой П.А. Столыпиным аграрной реформы было:

а) установление конституционно-монархического строя;
б) уничтожение крепостного права;
в) разрушение общинного землевладения, создание слоя зажиточных крестьян;
г) превращение России в парламентскую республику.

Ключ к тесту: 1 – в, г; 2 – а; 3 – б; 4 – в; 5 – в; 6 – а, б; 7 – в; 8 – б; 9 – а; 10 – б; 11: а – б; б – в; в – а; 12 – в.

Заключительный этап

— Что вы знали об аграрных отношениях в России до начала сегодняшнего занятия?
— Что вы узнали нового и полезного по этому вопросу на уроке?

— Актуальны ли сегодня положения аграрной реформы П.А. Столыпина?
— Молодцы, благодарю вас за результативную совместную работу!

Домашнее задание:

  1. Написать эссе на тему: «Чем вы объясните интерес российской общественности к П.А. Столыпину и его деятельности в конце XX – начале XXI вв?
  2. Составить синквейн на тему: «П.А. Столыпин – человек и политик».

Источник: koncpekt.ru

Аграрная реформа П.А. Столыпина 1906-1917 гг.

Аграрная реформа Столыпина 1906 г. была обусловлена экономической и политической обстановкой в империи. Она предполагала укрепление сельского хозяйства.

Крестьяне освободились от пут общины и получили землю в собственность. Возросло число зажиточных землевладельцев, использующих наемный труд. Увеличилось производство зерна. Экономический прорыв позволил России в 1909 г. стать первой в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции.

Содержание

  1. 1 Предпосылки
  2. 2 Хроника России с конца XIX в.
  3. 3 Задачи реформы
  4. 4 Цели реформы
  5. 5 Суть реформы
  6. 6 Начало реформы
  7. 7 Важный этап – переселение
  8. 8 Результаты аграрной реформы Столыпина

Предпосылки

В первой половине ХХ в. страна находилась в экономическом застое, который необходимо было преодолеть, чтобы двигаться по капиталистическому пути развития государства.

Российская империя на стыке XIX-XX вв. боролась не только с экономическими проблемами. На тот момент внутри страны назревали массовые народные волнения, которые являлись отголосками Первой русской революции 1905-1907 гг.

Постепенное нарастание напряжения между представителями общины и частных собственников, что влекло за собой уменьшение земельных участков крестьян, приводили к протестам и вооруженным конфликтам. Столыпин понимал, что крестьяне являли собой опору и движущую силу эволюции сельского хозяйства. Они были представителями основной массы людей, которые открыто выражали недовольство и усиливали революционное напряжение, поэтому необходимо было в первую очередь обратить внимание на них.

Умные люди понимали – управлять, руководствуясь старыми принципами, не получится. В России крестьяне составляли 80% населения. Практически все они страдали от безземелья. Недовольство простых людей властью побудило премьер-министра П.А. Столыпина начать преобразования.

«Жажда земли, аграрные беспорядки сами по себе указывают на те меры, которые могут вывести крестьянское население из настоящего ненормального положения». (с) П.А. Столыпин «Всеподданейший отчёт за 1904 г.»

Хроника России с конца XIX в.

Событие в России

Голод в Поволжье.

Засуха и неурожай в хлебных губерниях – Сибири, Чернозёмном центре, Поволжье.

Образование партии эсеров. В программе значилась передача земли в собственность народа на уравнительных началах.

Крестьянские мятежи в Полтавской, Харьковской, Воронежской губерниях. Разграбили почти 100 имений. Открыто выступили новые крестьяне – крестьяне эпохи революции.

По данным правительства произошли 670 выступлений крестьян. Решительность и масштаб требований резко возросли. Восстания сопровождались:

  • поджогами помещичьих усадеб;
  • захватом земель;
  • силовым противостоянием с полицией и войсками.

Отмена круговой поруки в крестьянской общине.

Пятую часть Европейской России охватили крестьянские протесты.

Учреждение уездных комитетов для борьбы с народным движением.

Восстания в половине уездов Европейской России.

Всего за год зарегистрировали 3228 крестьянских возмущений.

19 августа 1906

Введение военно-полевых судов. По приговорам за 5 лет казнили около 4 тысяч человек.

Указ о выходе крестьян из общины. Наделы земли закреплялись в личную собственность. Началась столыпинская реформа.

Широкий резонанс получил теракт 12 августа 1906 г. в Петербурге. Эсеры-максималисты взорвали дачу Столыпина на Аптекарском острове. Были ранены сын и дочь Петра Аркадьевича.

Взрыв подтвердил желание народа коренных перемен в жизни страны. Революционное движение усиливалось. Победить его можно устранением причин, главной из которых был аграрный вопрос. Трансформировать революцию «снизу» в революцию «сверху». Проект реформы Столыпина стал ускоренно продвигаться.

Задачи реформы

  1. Ускорить темпы буржуазного развития сельского хозяйства.
  2. Постепенная ликвидация общинного хозяйствования.
  3. Создание у крестьян менталитета собственника и развитие кооперации.
  4. Решить вопрос наделения землей крестьян и при этом сохранить помещичье землевладение.
Читайте также:
Главная дорога программа отзывы

Путем обеспечения крестьян земельными наделами, государство стремилось создать класс собственников, которые послужили бы опорой для царской власти и противовесной силой революционным движениям.

Цели реформы

П.А. Столыпин в докладах царю стремление крестьян стать собственниками земли называл главной причиной беспорядков в хлебных губерниях. Аграрная реформа ставила цели:

  • наделить крестьян землёй;
  • разрушить стереотип поведения крестьянина-общинника;
  • воспитать у землепашца чувство собственности;
  • создать слой зажиточных крестьян;
  • снять социальную напряжённость;
  • создать в деревне для самодержавной власти прочную опору;
  • укрепить помещичьи землевладения;
  • повысить товарность сельскохозяйственного производства;
  • ускорить капиталистическое развитие аграрной экономики.

Суть реформы

24 августа 1906 г. была опубликована программа аграрной реформы. Столыпин отдавал отчёт, что преобразования только в сельском хозяйстве не успокоит народ. И Россия не сможет в своём развитии совершить качественный рывок.

Председатель Правительства предлагал принять законы, касающихся:

  • равноправия граждан;
  • свободы вероисповедания;
  • реорганизации местного самоуправления;
  • введения подоходного налога;
  • обязательного начального образования;
  • увеличения жалованья учителей.

Начать в стране такие значимые перемены непросто. Столыпин решил первый шаг сделать в аграрной сфере:

  • революционные настроения исчезнут в основной части населения – крестьянстве;
  • собственные наделы крестьяне продадут сельской буржуазии – кулакам, а сами перейдут в разряд наёмных работников;
  • организовать переселение в Сибирь на свободные земли при государственной поддержке.
  • царский указ 9 ноября 1906 г. о выходе из общины;
  • право на выселение из общины на хутор;
  • переселение за Урал, в сибирские земли;
  • предоставление Крестьянским банком ссуды на покупку земли;
  • обязательный выход из общины по закону от 14 июня 1910 г.
  • строительство начальных школ на селе.

Указом от 9 ноября 1906 года крестьянам разрешался выход из общины с наделом, а в 1910 году выход из общины стал обязательным. С целью поддержки, начинающим собственникам Крестьянский банк предоставлял ссуды для покупки земельных участков.

Государство обеспечило льготы и дало мощный толчок крестьянам, которые участвовали в программе переселения за Урал, Сибирь, Дальний Восток и Казахстан. С целью вовлечения крестьянских масс в народное образование, активно происходило строительство сельских школ.

Начало реформы

Крестьяне в деревнях Российской империи жили общинами. Люди составляли единый коллектив, выполняли общие задачи. Они работали для помещиков и не переживали за конечный результат своей деятельности.

По Указу крестьяне могли выходить бесплатно из общины. Хозяин сохранял имущество и выделенные земли. При этом владелец мог требовать объединения земли в один надел, если его участки находились в разных местах – так называемой чересполосице.

Крестьянин, покидая общину, получал землю в одном из 2 видов:

  • отруб – участок земли собственнику с сохранением двора в его деревне;
  • хутор – земля с переселением из деревни крестьянина на свой участок.

Реализация реформы изменяло суть крестьянского хозяйства, но никак не затрагивало помещичьих землевладений. В определённом смысле мероприятия были направлены на организацию ферм с передовыми приемами хозяйствования.

В начале столыпинских преобразований из общины выходили лишь немногие. По факту этим правом пользовались зажиточные кулаки или беднота. Первые – готовы были трудиться на себя, они имели все для самостоятельной работы. Вторые – получали отступные и жили отдельно, лишившись через какое-то время денег, возвращались назад.

Из образовавшихся независимых хозяйств только 10% могли считаться успешными. Именно они использовали:

  • современное земледелие;
  • новую технику;
  • удобрения.

В результате экономически выгодно работали только эта часть отделившихся хозяйств. Связано это было с тем, что основная масса вышедших из общины – крестьяне-бедняки, незаинтересованные в подъёме аграрного производства.

Важный этап – переселение

Российская империя ощущала земельный голод. В европейской части земли не хватало. Восточная же мало освоена. Задачей столыпинской реформы было переселение из западных губерний безземельных крестьян за Урал.

Мероприятие полностью добровольное, никаких насильственных действий со стороны правительства не было. Крестьянам, решившимся на переезд, предоставлялись по максимуму льготы:

  • освобождение от налогов на 5 лет;
  • в собственность выдавали большой участок земли – 15 десятин на хозяйство и по 45 десятин на члена семьи;
  • переселенцы имели право получить ссуду на выгодных условиях;
  • все мужчины не подлежали призыву в армию.

Гарантии государства привели к миграции большого количества людей. За 1906–191914 гг. в Сибирь приехали 3 млн. человек. Правительство не приготовилось к массовому переселению. Люди приезжали на новое место и не имели условий для проживания.

В итоге из восточных регионов вернулись 17% крестьян.

Аграрная реформа Столыпина всё-таки дала положительный результат в Сибири. Приехавшие земледельцы освоили 30 млн. десятин, до этого пустовавшие. Поэтому показатели эффективности реформы выше на востоке империи, чем на западе. Именно восточные фермерские хозяйства становились наиболее крепкими.

Результаты аграрной реформы Столыпина

Аграрная реформа П.А. Столыпина имеет большое историческое значение, ведь впервые были реализованы настолько масштабные попытки изменений внутреннего классового устройства страны. В целом, можно отметить положительную динамику реформ и в долгосрочной перспективе они могли бы достигнуть своих окончательных целей.

Столыпин говорил, что стране необходимы 20 лет внешнего и внутреннего покоя. К сожалению, времени этого история не представила. Сначала смерть Столыпина в результате покушения, а после начало Первой Мировой войны и революция 1917г. ознаменовали конец реформ.

Основные результаты за 7 лет преобразований:

  • положено начало ликвидации крестьянских общин;
  • намечались тенденции роста сельскохозяйственного производства;
  • посевные площади в среднем по стране увеличились до 10%;
  • экспорт зерна составил 25% от мирового, достигая в отдельные годы 35–40%;
  • сельхозоборудование закупалось в 3,5 раза больше;
  • удобрения использовались в 2,5 раза интенсивнее;
  • Россия вышла на первое место в мире по промышленному росту – +8,8% в год.

Аграрная реформа довольно противоречива, но Столыпин очень хотел видеть великую Россию.

«…необходимо поднять нашу общинную, нашу слабую, нашу обнищавшую истощенную землю, так как земля — это залог наших сил в будущем, земля — это Россия» (с) П. А. Столыпин, 5 декабря 1908; Гос. Дума.

Список литературы и дополнительные материалы по теме:

  1. «Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа» — Тюкавкин В.Г. Москва, 2001;
  2. «Пётр Столыпин. Революция сверху». Щербаков Алексей Юрьевич, 2013 г.;
  3. «Аграрная реформа П.А. Столыпина и современность: сборник материалов республиканской научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения П.А. Столыпина», БГАУ, 2002
  4. «Столыпинская аграрная реформа: историография 1906-1917 гг.», Л. В. Теляк, Издательство Самарского государственного педагогического университета, 1995;
  5. «Столыпин и судьбы реформ в России». Аврех А.Я. Москва, Политиздат 1991 г.

Источник: histerl.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru