Сергей Юльевич Витте родился 17 июня 1849 г. в Тифлисе. Его отец был директором департамента государственных имуществ на Кавказе, дворянином Псковской губернии. Предками его были голландцы. Мать — дочь саратовского вице-губернатора, а впоследствии члена главного управления наместника кавказского А. Фадеева и княжны Елены Долгорукой.
Вместе со своим братом он учился в Тифлисской гимназии, увлекался музыкой и спортом, получив в итоге весьма посредственные оценки по наукам и по поведению. Приехав в Одессу, он понял, что они закрывают ему путь в университет. После этого он уговорил брата переселиться в незнакомый город, и они переехали в Кишинев. Здесь Витте впервые проявил свой упорный характер, и после усиленных занятий они с братом окончили экстерном Кишиневскую гимназию, получив новые аттестаты зрелости. Затем он закончил физико-математический факультет Новороссийского университета, который находился в Одессе, с присвоением степени кандидата математически
Содержимое работы — 1 файл
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
История России. Лекция 34. Сергей Витте. Созидатель | History Lab
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРНОЙ ФИЗИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Тема: ”Экономическая программа и реформы С.Ю. Витте”
Студент 4 курса
ВВЕДЕНИЕ.
Сергей Юльевич Витте родился 17 июня 1849 г. в Тифлисе. Его отец был директором департамента государственных имуществ на Кавказе, дворянином Псковской губернии. Предками его были голландцы. Мать — дочь саратовского вице-губернатора, а впоследствии члена главного управления наместника кавказского А. Фадеева и княжны Елены Долгорукой.
Вместе со своим братом он учился в Тифлисской гимназии, увлекался музыкой и спортом, получив в итоге весьма посредственные оценки по наукам и по поведению. Приехав в Одессу, он понял, что они закрывают ему путь в университет. После этого он уговорил брата переселиться в незнакомый город, и они переехали в Кишинев.
Здесь Витте впервые проявил свой упорный характер, и после усиленных занятий они с братом окончили экстерном Кишиневскую гимназию, получив новые аттестаты зрелости. Затем он закончил физико-математический факультет Новороссийского университета, который находился в Одессе, с присвоением степени кандидата математических наук, что дало С.Ю. Витте возможность приступить к педагогической деятельности.
После окончания университета С.Ю. Витте мечтал о кафедре математики. Однако родные — мать и дядя Р. Фадеев — убедили его, что университетская кафедра — карьера не для дворянина. Уступив давлению, в 1869 г. в 20 лет он поступил в канцелярию одесского генерал-губернатора, а затем через несколько месяцев перешел в управление службы Одесской железной дороги.
Железная дорога сначала была казенной, потом стала эксплуатироваться частным обществом, а затем вошла в состав общества Юго-Западных железных дорог. С.Ю. Витте прошел путь от помощника бухгалтера до руководителя службы движения.
Бюрократическая карьера С.Ю. Витте началась позднее, в 1888 г., когда он стал лично известен императору Александру III. Он отказался пустить царский поезд с повышенной скоростью, как требовала свита императора, и тем самым вызвал большое неудовольствие начальства. Но спустя два месяца после этого произошла катастрофа именно по названным Витте причинам. О нем вспомнили и вскоре он был приглашен в Петербург.
Сергей Витте и его реформы
Бывший в то время министром финансов И. Вышнеградский предложил ему место директора департамента железнодорожных дел. С.Ю. Витте сначала не хотел менять своего независимого и хорошо оплачиваемого положения на частной железной дороге на кресло чиновника. Однако министр сообщил, что этого желает сам император, и тогда предложение было принято. Сначала он возглавлял департамент железнодорожных дел в Министерстве финансов, а потом — с февраля 1892 г. — Министерство путей сообщения.
В феврале 1892 г. стал министром путей сообщения, с августа – министром финансов. С 1903 г. был председателем Комитета министров. В 1905 – 1906 гг. – председатель Совета министров. Инициатор введения винной монополии (1894), денежной реформы (1897), установившей золотой монометаллизм, строительства Великой Сибирской магистрали.
Подписал Портсмутский мир (1905), после чего в широких общественных кругах получил прозвище «граф Полусахалинский». Разработал ряд положений аграрной реформы, которые были использованы П.А.Столыпиным. Автор Манифеста 17 октября 1905 года. Проводил политику сотрудничества с крупными промышленными кругами.
Экономическая программа С.Ю.Витте
Министр финансов С.Ю. Витте продолжил традиции своих предшественников: М.X. Рейтерна, Н.X. Бунге, И.А. Вышнеградского.
Однако его подход к делу имел существенное отличие. С. Ю. Витте удалось убедить Николая II в необходимости последовательной экономической программы развития промышленности, индустриализа-ции экономики. Поэтому все действия С. Ю. Витте при осуществлении реформ в стране носили продуманный, логичный характер, его экономическая политика превратилась в систему, в которой каждое действие подкреплялось последующими шагами. В этом смысле «реформа Витте» может служить дидактическим пособием для всех государственных деятелей, ее следует изучать и пропагандировать как один из ярких опытов в истории мировой экономики.
Реформа С.Ю. Витте включала в себя четыре основных направления, обеспечившие промышленный подъем в России в 90-х годах XIX в.
Первый шаг состоял в проведении финансовой реформы, которая включала жесткую налоговую политику с целью увеличения доходов государственного бюджета. Самым главным условием экономических преобразований стала денежная реформа С. Ю. Витте, гарантировавшая стабильность и платежеспособность рубля. Переход к золотому стандарту превратил рубль в одну из устойчивых европейских валют, что способствовало развитию банковского дела и расширению иностранных капиталовложений.
Вторым шагом преобразований была последовательная промышленная политика государства. С.Ю. Витте отмечал, что стабильность денежной системы и крепкие финансы не являются самоцелью, они также не приведут к автоматическому само-произвольному развитию промышленности.
Необходимы значительные усилия со стороны государства для того, чтобы страна превратилась в индустриальную, развитую державу. Таким образом, промышленная политика по поддержке и развитию на-циональной экономики предопределила успех реформы С.Ю. Витте.
Третий шаг заключался в том, что С.Ю. Витте сумел привлечь крупные инвестиционные средства. Внутренние ресурсы — кредиты, заемные средства — не могли покрыть потребность промышленности в капитале в условиях подъема, поэтому иностранный капитал позволил существенно расширить источники финансирования. Приток иностран-ного капитала стал массовым явле-нием и за десятилетие 90-х годов вырос почти в три раза. Доля иностранного капитала в акционерных обществах составляла около 25 %.
Политика С.Ю. Витте сочетала в себе открытость и протекционизм. Высокие таможенные пошлины на импорт, доходившие до 33 %, поддерживали национальных производителей, а низкие пошлины на экспорт, разрешение иностранным компаниям приобретать заводы и шахты привлекали в массовом порядке иностранные капиталы.
Четвертый шаг позволил С. Ю. Витте направить усилия государства, национальных промышленников, иностранного капитала в одно русло. С.Ю. Витте удачно определил точку экономического роста, выбрав ту отрасль, которая послужила толчком к развитию всей экономики. Этой отраслью стало строительство железных дорог.
Развитие железнодорожного транспорта стимулировало рост, с одной стороны, добывающих отраслей и металлургии, с другой — требовало развития машиностроения, вагоно- и паровозостроения. Разветвленная система железных дорог, которая за 10 лет увеличилась на 22 тыс. км, втягивала в народнохозяйственный комплекс отдаленные районы, при-водила к региональной специализации в сельском хозяйстве и большему разделению труда в экономике.
В начале ноября 1892 г. С. Ю. Витте представил Александру III доклад «О способах сооружения Сибирского железнодорожного пути». Обоснование этого строительства он связывал с освоением огромной территории, развитием экономических связей европейской части России с Сибирью, а также с развитием всемирной торговли.
В конце 1894 г. вопрос о ликвидации долга государства (казны) банку по кредитным билетам временных выпусков 1877—1878 гг. был решен полностью, хотя и в последующие годы для внутренних целей приходилось использовать эмиссию. С января 1881 г. по 1 января 1897 г. долг казны банку уменьшился с 962 до 621,3 млн руб.
При С.Ю. Витте происходило дальнейшее совершенствование работы Государственного банка, который, с одной стороны, играл роль местного операционного учреждения для Петербурга и его района, а с другой — должен был осуществлять банковское дело всей страны.
В 1893 г. министр финансов С.Ю. Витте поставил вопрос об освобождении Государственного банка от выполнения текущих дел и операций города Петербурга.
Совершенствовать деятельность Министерства финансов начали еще при императоре Александре III, а С.Ю. Витте продолжил. Было утверждено «расписание должностей по классам и разрядам мундиров и пенсий» и повышены все оклады. Для чиновников стало обязательным высшее образование, продвижение по государственной службе предполагало выслугу для должностей 6-го класса не менее 3 лет, 5-го класса — не менее 6 лет.
При С.Ю. Витте государство не только вкладывало средства в промышленность, но и стало получать от нее значительные доходы.
Среди реформ С.Ю. Витте, естественно, наибольший интерес вызывает опыт стабилизации российского рубля.
Значительный вклад в ее проведение внесли три предшествующих министра финансов — М. Рейтерн, Н. Бунге и И. Вышнеградский. С.Ю. Витте продолжил и завершил их дело.
Причем «действовать новому министру финансов пришлось в более благоприятной обстановке: на крутом подъеме была промышленность; продолжался бурный процесс железнодорожного строительства; ряд позитивных сдвигов наблюдался в сельском хозяйстве; торговый баланс имел устойчивое положительное сальдо. Немаловажное значение приобрел и тот факт, что золотой запас государства к началу денежной реформы увеличился до 645,7 млн. руб.» (при И. Вышнеградском — на 309 млн. руб.). Витте умело реализовал эти преимущества. Его главная цель состояла в том, чтобы укрепить денежную систему России — несущую конструкцию быстро формирующегося единого национального рынка.
Началу денежной реформы предшествовал ряд актов, призванных сократить объем спекулятивных сделок и ослабить валютную интервенцию.
В феврале 1895 г. Витте вышел со своими предложениями по реформе денежной системы. Они были в принципе одобрены Комитетом финансов и Государственным советом. Постановление Госсовета было в мае того же года утверждено царем и приняло силу закона. Однако по ряду причин (неведение населения о планах правительства в области валютной политики, ограничения в пользовании золотой валютой, неудобство пользования новым курсом — 1 золотой рубль равнялся 1 рублю 48 копейкам кредитными рублями) операции с золотой валютой шли крайне слабо.
В марте 1896 г. Витте вошел с окончательным проектом денежной реформы в финансовый комитет, а в апреле — в Государственный совет. Новая денежная система, построенная на принципе золотого монометаллизма, включала следующие элементы.
1. Десятирублевая золотая монета новой чеканки представляла собой основную монету России и законное средство платежа. Золотые монеты чеканки по закону 1885 г. были обязательны к приему по всем платежам до изъятия их из обращения по соотношению 1 руб. = 1 руб. 50 коп. в золотой монете новой чеканки.
2. Платежная сила серебра ограничивалась 50 рублями.
3. Государственные кредитные билеты имели силу законного средства платежа и включались в пассив банка. Их обмен на золото осуществлялся по курсу 1 руб. 50 коп. кредитных за 1 руб. золотом, или 66 2 /3 копейки золотом за кредитный рубль, что соответствовало среднему курсу рубля и соотношению расчетного баланса, сложивше-гося в годы перед реформой.
4. Эмиссия кредитных билетов осуществлялась Государственным банком только для коммерческих операций банка. До 1 млрд. руб. кредитные билеты обеспечивались золотом на 50%, свыше 1 млрд. руб. — полностью.
5. Все обязательства по правительственным и частным займам, заключенные в металлических рублях до этого закона, остались неизменными, то есть подлежали оплате новыми рублями в полуторном размере Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. — 1999. — № 4. — С. 15..
Основные положения проекта уже в марте были опубликованы и дали мощный толчок дискуссиям, за которыми четко прослеживались позиции разных классов и социальных групп российского общества. Если в Комитете финансов основные положения проекта были одобрены, то в Государственном совете они встретили почти единодушное неприятие. В такой ситуации Витте решил обойти Госсовет и обратился непосредственно к царю. «Его Величество исполнил мое ходатайство, — писал он в воспоминаниях, — и собрал 2 января 1897 г. финансовый комитет в усиленном составе под своим председательством. На этом заседании и была в сущности решена участь финансовой реформы, то есть решено было ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте».
Источник: www.turboreferat.ru
Начало «индустриализации» в России в конце XIX в. Реформы С.Ю. Витте. Цели, основные направления, итоги
Вторая половина 90х годов XIX века — первые четыре года нового века были отмечены бурным экономическим подъемом. Объективная причина — завершение промышленного переворота, начавшегося еще в первой половине XIX века, субъективная — реформы С.Ю. Витте, крупнейшего экономического политика последних десятилетий самодержавной России, занимавшего с 1893 по 1905 год ключевой пост министра финансов, а в 1905 году ставшего первым российским премьером.
Экономическая программа Витте включала следующие положения:
1) государственное регулирование экономики через Госбанк и Министерство финансов;
2) меры по преодолению дефицита государственного бюджета, повышение рентабельности производства; перестройка системы налогового обложения путем увеличения прямых и косвенных налогов; введение государственной монополии на продажу вино-водочных изделий; проведение денежной реформы, введение золотого денежного обращения (свободного обмена рубля на золото);
3) поощрение частного предпринимательства;
4) центральное место в экономической политике отведено политике индустриализации.
В представленных царю двух «всеподдайнейших докладах» он убеждает его в необходимости переориентации экономической политики. Витте заявлял, что существуют закономерности для всего мира, с которыми необходимо считаться, «в России происходит то же самое, что случилось когда то на Западе: она переходит к капиталистическому строю». Создание своей собственной промышленности, считал Витте, — это не только коренная экономическая задача.
Витте в определенной мере удалось добиться реализации своих шагов по оздоровлению госбюджета, стабилизации денежного обращения. Промышленное производство в 90е годы практически удвоилось. За 1893-1902 гг. было построено 27 тыс. км. Железных дорог, в том числе крупнейшая в стране Транссибирская магистраль.
Однако замыслам Витте полностью осуществиться не удалось. Ощутимые удары по ним нанесли мировой экономический кризис, а также начавшаяся в 1904 г. русско-японская война. Причины неудач экономических преобразований Витте заключались в другом — сохранение самодержавной политической системы. Витте был неуклонным сторонником самодержавия.
Буржуазный парламентский строй он считал нежизнеспособным, негативно относился к народному представительству, земствам, к конституции. В дальнейшем его двойственная политика на учрежденном в 1905 году посту председателя Совета Министров не снискала ему популярности ни среди либералов, ни в консервативных кругах и 14 апреля 1906 г. Витте был вынужден уйти в отставку.
С 1905 важным элементом экономической политики царского правительства становится отказ от приоритета промышленного развития страны и усиление внимания к аграрному сектору экономики. Этот период российской истории связан с новой попыткой экономических реформ, главным идеологом которых был П.А. Столыпин.
Аграрная политика Столыпина начала свое законодательное выражение в указе от 9 ноября 1906 года, законе от 14 июля 1910 года, а также положении «О землеустройстве» от 29 мая 1911 года. Суть ее сводилась к следующему: общинное пользование землей ликвидировалось, крестьянам предоставлялось право выйти из общины и закрепить выделенный после выхода надел в частную собственность. По ст.
12 и 13 указа 1906 года крестьяне получали также право продать свой надел (полностью или частично) или потребовать соединить все его разбросанные в разных местах полосы в один участок (отруб), то есть создать отрубное хозяйство. В том случае, если на отруб переносилось и жилье крестьянина, создавалось хуторское хозяйство.
Важнейшим звеном аграрной реформы было переселение части крестьян из центральных областей на окраины страны: Сибирь, Среднюю Азию, Северный Кавказ. Отменялись и некоторые правовые ограничения крестьян. В частности, отменялись телесные наказания крестьян по приговору волостных крестьянских судов. Было запрещено отдавать неисправного должника на принудительные общественные работы. Отменялось право земских начальников самовольно штрафовать крестьян.
Как же оценивать столыпинскую аграрную реформу? Оценки Столыпина, особенно в публицистике, далеко неравнозначны. Безусловно, в столыпинской аграрной реформе было немало прогрессивных моментов (новое землеустройство давало определенные предпосылки для развития капитализма в деревне, реформа способствовала увеличению товарности в сельском хозяйстве, положительное значение для развития капитализма вширь имело заселение окраин). Однако оснований для идеализации аграрной реформы Столыпина и утверждения о так называемом «столыпинском пути» как образце аграрного развития нет, ибо:
1) реформа не затронула вообще помещичье землевладение;
2) вряд ли можно считать Столыпина отцом фермерских хозяйств России, ибо полностью ликвидировать крестьянскую общину не удалось: из общины выделилась лишь пятая часть крестьянских дворов. Крестьяне в основной массе были настроены против выхода из общины, поскольку при сохранении помещичьего землевладения община давала и социальную защиту;
3) доля зажиточных, состоятельных крестьян в ходе реформы не увеличилась, а даже уменьшилась
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Царская индустриализация и реформы Витте
Так называемая «царская индустриализация» в конце 19-го — начале 20-го веков проводилась в России с целью ликвидировать отставание в экономическом развитии от передовых стран. Их специфика заключалась в том, что реформы охватили все основные сферы жизнедеятельности государства, позволив совершить экономике колоссальный скачок. В этом период резко выросли все экономические показатели Российской Империи, а рубль стал свободно конвертируемой и настолько стабильной валютой, что его принимали к оплате повсеместно в Европе даже в бумажных ассигнациях, не говоря уже о золотых червонцах.
Главным организатором данных реформ считается Сергей Юльевич Витте.
До 1892 года Витте занимал должность министра путей сообщения, в этом году он перешел на должность министра финансов Российской Империи. На тот момент именно министр финансов определял всю экономическую политику страны.
Витте придерживался идей скорейшего комплексного преобразования экономики страны, он поставил задачу, чтобы в течение 10 лет Россия догнала ведущие западные страны, а также укрепилась на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Его оппонентом был Плеве, который пропагандировал классический, более медленный путь развития. Царь Александр III встал на сторону Витте, полностью доверив этому талантливому человеку важнейшие реформы в стране. Николай II продолжил дело отца, развивая реформы Витте и Столыпинскую аграрную реформу. Успешные реформы привели к достижению многих важнейших экономических и финансовых показателей мирового уровня.
Реформы Витте характеризуются следующими основными направлениями:
1. Значительное увеличение налоговых поступлений.
Налоговые поступления увеличились примерно на 50%, пр этом налоговая нагрузка на хозяйственные субъекты выросла незначительно, так как увеличивались не прямые, а косвенные налоги. Косвенные налоги были введены на сахар, керосин, спички, табак. Впервые был введен «квартирный налог». Увеличены налоги на оформление государственных документов.
Поступления от налогов увеличились на 42,7%.В 1895 году была введена винная монополия и эта статья доходов стала давать 28% бюджета Российской Империи. В деньгах это было примерно 500 млн руб в год.
2. Золотое обеспечение российского рубля.
В 1897 году министр финансов Сергей Юльевич Витте провел денежную реформу, обеспечив рубль золотом. Российские банкноты свободно обменивались на золото, это вызвало резкий приток иностранных инвестиций. Общая сумма инвестиций в российскую промышленность составила 2,3 млрд рублей. Основные страны, которые инвестировали в российскую экономику конца 19 — начала 20 века:
Франция – 732 млн.,
Великобритания – 507 млн.,
Германия – 442 млн.,
Бельгия – 382 млн.,
3. Ускоренное и широкомасштабное строительство железных дорог.
В этот период строили примерно 2,7 тысячи км железных дорог в год — это был выдающийся показатель. Любопытно, что эти царские темпы строительства жел. дорог в СССР превзойти так не смогли. 31 мая 1891 года во Владивостоке с участием будущего царя Николая II прошла торжественная закладка Транссиба — железной дороги через всю Евразию. В 1916г., после введения в строй моста через Амур в Хабаровске длиной 2,5 км, строительство Транссиба было завершено. В 1904 году журнал Scientific American назвал строительство Транссиба самым выдающимся техническим достижением рубежа веков.
4. В 1891 году были увеличены таможенные тарифы на ввоз импортной продукции. Это был шаг, который способствовал поддержке российских производителей. Количество промышленных предприятий быстро росло. Например, на Донбассе до реформ было 2 металлургических завода, а за период реформ было построено еще 15.
Возросло производство: нефти в 2,9 раза, чугуна в 3,7 раза, паровозов в 10 раз, стали в 7,2 раза. По темпам роста промышленности Россия некоторое время держала первое место в мире.
Подведем краткие итоги царской индустриализации в период конца ХIХ — начала ХХ века.
Благодаря проведенным мероприятиям Россия по общему объему промышленного производства вышла на 5 место в мире.
Основной акцент делался на развитие тяжелой промышленности за счет снижения доли лёгкой промышленности. Основные предприятия строились в городах или в черте города, доходы рабочих росли. Это создало условия, при которых началось массовое переселение людей из деревни в город, началось формирование пролетариата.
К 1900 году Путиловский завод вышел на первое место в России по объёму производства, уступая в Европе лишь заводу Круппа в Германии и Армстронга в Англии. В Петербурге и Николаеве действовали судостроительные заводы, способные строить линкоры водоизмещением 25 тысяч тонн и более. Российский экспорт продуктов нефтепереработки (смазочных масел и керосина) в 1901 — 1904 гг. в среднем составлял 12,8 млн. пудов — это было 2-е место в мире после США.
Первые в мире танкеры — дизель-электроходы сошли со стапелей Сормовского машиностроительного завода в начале 20 века. В начале XX столетия Россия полностью освободилась от иностранной зависимости в области паровозостроения. Крупнейшими производителями паровозов стали Путиловский, Брянский, Коломенский, Сормовский и Луганский заводы. С 1900 по 1907 года российские предприятия производили в год больше тысячи паровозов, а также более 20 тысяч вагонов.
За период 1900—1913 государственный доход увеличивается в два раза (с 1 736 700 000 до 3 431 200 000 руб.) при росте расходов только в 1,8 раз, что позволило достигнуть устойчивого профицита бюджета. По состоянию на начало Первой мировой войны государственный золотой запас Российской империи был крупнейшим в мире: 1311 тонн золота.
Высокие темпы развития российской экономики в период реформ Витте были сравнимы только с темпами развития США. В 1913 один из самых крупных экономистов мира Эдмон Тэри по заданию французского правительства изучил состояние русской экономики и сделал вывод: «Если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 г. идти так же, как они шли с 1900 г. по 1912 г., Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой, как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении». А лучше всего эффективность российской власти и рост благополучия народа показало бурное увеличение населения: с 1897 по 1914 год, то есть всего за 17 лет, рост составил 50,5 млн человек.