Основным образовательным программам среднего профессионального образования что это

Среднее профессиональное образование на современном этапе

В начале 1997 г. российское правительство приняло решение о необходимости реформирования системы образования. Это делалось в общем контексте пересмотра принципов функционирования и развития социальной сферы в новых условиях.

Наметившаяся в это время относительная макроэкономическая стабилизация и ожидание начала экономического роста требовали изменения принципов организации деятельности социальной сферы, ее большей увязки с формирующимся рыночным окружением.

Сегодня среднее профессиональное образование направлено на подготовку специалистов-практиков.

Реализуется оно по двум основным образовательным программам — базового уровня и повышенного уровня.

Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год).

Обучающиеся в среднем специальном учебном заведении — студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся.

Образовательная программа среднего профессионального образования ч.1

Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента. В связи с окончанием срока действия в 2001 году начата разработка нового поколения стандарта.

Среднее профессиональное образование реализуется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы). Поступление в учреждения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Ежегодно студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11 % выпускников основных общеобразовательных школ и около 23 % выпускников средних (полных) школ.

Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2-3 года в зависимости от профиля подготовки.

Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.

Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений: техникум (училище) и колледж.

Техникум (училище) реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня; колледж — основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.

Образовательная программа среднего профессионального образования ч.2

Деятельность учебных заведений этого звена регламентируется Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), принятое 03.03.2001 г.

Среднее профессиональное образование производится более чем по 300 специальностям. За последние три года введено более 20 новых специальностей, в основном, в областях социальной сферы, сервиса, новых информационных технологий.

Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

При этом сокращение срока обучения в вузе составляет, как правило, 1 год при наличии среднего профессионального образования базового уровня, 1-2 года — при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня.

Система среднего профессионального образования включает в себя 2,6 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Средние специальные учебные заведения находятся в ведении более чем 25 федеральных министерств и ведомств, а также субъектов Российской Федерации.

Сегодня в системе обучается около 2,3 млн. молодых людей и девушек.

Изучение истории трансформации колледжей позволяют провести диверсификацию типов профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования по признаку уровней и количества реализации профессиональных образовательных программ:

  • * одноуровневые профессиональные образовательные учреждения — традиционные ПТУ и техникумы, реализующие образовательные программы начального и среднего профессионального образования и относящиеся по своей принадлежности к этому уровню;
  • * двухуровневые профессиональные образовательные учреждения — профессиональные лицеи и колледжи, осуществляющие наряду с традиционной подготовкой профессиональных кадров по некоторым образовательным программам повышенный уровень подготовки и остающиеся в рамках уровня соответственно начального или среднего профессионального образования;
  • * многоуровневые профессиональные образовательные учреждения, реализующие широкий спектр профессиональных разноуровневых образовательных программ. Такие учебные заведения относятся к новому типу и не будут отнесены к конкретному уровню профессионального образования, а будут учреждениями непрерывного профессионального образования.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что диверсификация среднего профессионального образования создает необходимые условия для построения иерархической и ранжированной модели многоуровневого, многоступенчатого и многопрофильного непрерывного профессионального образования, адаптированной к уровням образования и квалификации, возможностям и потребностям личности, особенностям профессиональных образовательных учреждений и специфики региона, позволяющей личности самостоятельно выбирать различные вектора направленности обучения и переподготовки по всему профессиональному полю, а профессиональному образовательному учреждению в современных экономических условиях сформировать свою реальную образовательную систему.

При этом диверсификация профессионального образования является эффективной, если будут соблюдены основные критерии ее функционирования и развития:

  • * проектируемость, т.е. возможность построить частные образовательные системы, отвечающие целям и задачам личности, экономики, общества и системы образования в настоящее время и на перспективу;
  • * результативность, что подтверждается наличием широкого спектра образовательных программ и типов учебных заведений, которые реализуют поставленные цели;
  • * экономичность, что обеспечивается установлением реальных сроков подготовки профессиональных кадров, отсутствием «безотходных технологий» обучения;
  • * корректируемость, что предполагает наличие многоступенчатости обучения, что позволит на основе оперативной обратной связи помочь личности в выборе индивидуальной образовательной траектории;
  • * управляемость, что обеспечивается за счет поставленных целей обучения в соответствии с особенностями, традициями и возможностями региона.

С принятием в 1992 году закона РФ «Об образовании» закладывается правовая основа движения к многообразию системы образования, обеспечению действительной возможности выбора для ребенка как реального потребителя образовательных услуг. Это в свою очередь означало, что каждое новаторское общеобразовательное учебное заведение должно было определить свой собственный путь развития, т.е. началась массовая реорганизация традиционной школы в лицеи, гимназии, колледжи, комплексы и т.д.

Читайте также:
Информатика программы драйверы что это

К новым видам организации учебного процесса и новым типам средних профессиональных учреждений можно отнести:

  • а) открытие гимназий, лицеев;
  • б) открытие профессиональных лицеев, высших профессиональных училищ, колледжей;
  • в) создание центров непрерывного обучения.

Именно формой организации обучения отличается педагогический процесс в учебных заведениях нового типа. Наряду с известными формами обучения в средней общеобразовательной школе (урок, учебные экскурсии, факультативные занятия), в лицее, гимназии, колледже, ВПУ используются вузовские формы обучения (лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы и практикумы, тематические экскурсии); в профессиональных лицеях, колледжах и ВПУ еще добавляется производственная практика, курсовое и дипломное проектирование.

А.М. Новиков обозначил основные направления реформирования российского среднего профессионального образования как целостной системы, имея в виду четыре основных субъекта, на которые направлены цели профессионального образования: личность, общество, производство и саму сферу образования.

Это гуманизация, демократизация образования, его опережающий характер и ориентация на непрерывное профессиональное образование как пожизненное образование человека.

И наконец, специфичное развитие базового профессионального образования должно идти с учетом традиций и новых тенденций в сфере труда и видения рабочей квалификации и модели специалиста в России и за рубежом.

Отсюда, мы выделяем два основных направления его развития:

  • 1. сохранение традиционных функций и структуры среднего профессионального образования;
  • 2. перспективное развитие среднего профессионального образования, связанное с внедрением нового.

Говоря о сохранении традиционных функций, мы подразумеваем функции:

  • * социальной защиты (получение бесплатного профессионального образования детьми малообеспеченных слоев населения) (реализация принципа равных возможностей);
  • * обеспечение производства квалифицированными работниками и специалистами с традиционными направлениями деятельности.

Перспективное же развитие системы среднего профессионального образования связывается с переменами в образовании и определяется, в первую очередь, развитием (обновлением) ее структуры.

Источник: vuzlit.com

Основным образовательным программам среднего профессионального образования что это

  • Об институте
  • Об институте
  • Сведения об образовательной организации
  • Новости
  • Проекты
  • Образование
    • Повышение квалификации
    • Энциклопедия СПО
    • Контакты
    • Войти

      Примерные основные образовательные программы СПО

      Примерные основные образовательные программы СПО

      • общая характеристика образовательной программы;
      • характеристика профессиональной деятельности выпускника;
      • планируемые результаты освоения образовательной программы с упоминанием общих и профессиональных компетенций;
      • примерная структура образовательной программы, куда входят примерный учебный план и примерный календарный учебный график;
      • примерные условия реализации образовательной программы с указанием требований к материально-техническому оснащению, требований к кадровым условиям реализации, примерных расчетов нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;
      • примерная рабочая программа воспитания и примерный календарный план воспитательной работы;
      • фонды оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации и организация оценочных процедур по программе;
      • разработчики примерной основной образовательной программы.

      1. Общая характеристика образовательной программы. Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы, указывается в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО).

      Получение СПО по специальности допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования.

      Также в этом разделе указываются формы обучения, объем и сроки получения образовательной программы, реализуемой на базе среднего общего образования, объем и сроки получения среднего профессионального образования по профессии.

      2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника. В разделе указываются наименования основных видов деятельности в соответствии с ФГОС СПО, наименования профессиональных модулей и присваиваемые квалификации или сочетания квалификаций в соответствии с ФГОС СПО.

      3. Планируемые результаты освоения образовательной программы. В этом разделе описываются общие компетенции с указанием кода и наименований, а также знаний и умений, соответствующих этим компетенциям; описываются профессиональные компетенции с указанием основных видов деятельности, кода и наименования компетенций, практического опыта, умений и знаний по каждой из компетенций.

      Общие компетенции в составе ФГОС:

      1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
      2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
      3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
      4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
      5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
      6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
      7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
      8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
      9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
      10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках.
      11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

      4. Примерная структура образовательной программы. В этом разделе описывается примерный учебный план по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих или примерный учебный план по программе подготовки специалистов среднего звена. В описание включены обязательная часть образовательной программы и вариативная часть образовательной программы с указанием объема образовательной программы в академических часах.

      Также в этом разделе приводится примерный календарный учебный график по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих или по программе подготовки специалистов среднего звена.

      5. Примерные условия образовательной программы. В этом разделе описываются требования к материально-техническому оснащению образовательной программы. Приводится перечень специальных помещений, которые представляют собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой – кабинеты, лаборатории, мастерские, тренажерные комплексы, спортивный комплекс, залы.

      Даются характеристики материально-технического оснащения лабораторий, мастерских и баз практики по профессии (специальности) для проведения всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся.

      Также в этом разделе описываются требования к кадровым условиям реализации образовательной программы, примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

      6. Примерная рабочая программа воспитания и примерный календарный план воспитательной работы. В этом разделе описывается примерная рабочая программа воспитания, включающая следующие разделы:

      К программе воспитания каждой образовательной организацией прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы.

      7. Фонды оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации и организация оценочных процедур по программе. Фонды оценочных средств по программе для профессии/специальности формируются из комплектов оценочных средств текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации:

      • комплект оценочных средств текущего контроля, который разрабатывается по учебным дисциплинам и профессиональным модулям, преподавательским составом конкретной образовательной организации и включают: титульный лист; паспорт оценочных средств; описание оценочных процедур по программе;
      • комплект оценочных средств по промежуточной аттестации, включает контрольно-оценочные средства для оценки освоения материала по учебным дисциплинам и профессиональным модулям;
      • фонды оценочных средств по государственной итоговой аттестации включают набор оценочных средств, описание процедур и условий проведения государственной итоговой аттестации, критерии оценки, оснащение рабочих мест для выпускников, утверждаются директором и доводятся до сведения обучающихся в срок не позднее чем за шесть месяцев до начала процедуры итоговой аттестации.
      Читайте также:
      Программа кейт что это

      8. Разработчики примерной основной образовательной программы. В этом разделе указываются наименование организации-разработчика, ФИО, ученая степень, должность и место работы разработчиков.

      В качестве приложений к примерной основной образовательной программе включают примерную рабочую программу профессионального модуля и примерную рабочую программу учебной дисциплины.

      Источник: irpo-site.ru

      Основные ступени профессионального образования. Типы образовательных учреждений

      Каждый год выпускники 9 и 11 классов сталкиваются с необходимостью делать выбор между существующими учебными заведениями для продолжения дальнейшего обучения, получения образования. Некоторые юноши и девушки знают о том, что есть несколько ступеней профессионального образования, но не всем известны различия между этими уровнями, достоинства разнообразных учебных заведений.

      Начальное профобразование (НПО)

      Первой ступенью в области подготовки специалистов является начальное профессиональное образование. Учреждения, которые предоставляют его, готовят работников квалифицированного труда – служащих и рабочих. Профессии предоставляются самые разнообразные. Например, можно найти такие учебные заведения, в которых учат на автомехаников, секретарей-референтов, бухгалтеров, радиомехаников, портных и т. д.

      Начальное профессиональное образование зачастую для абитуриентов привлекательно тем, что оно не требует длительного обучения. Учащиеся, поступающие после 11 класса, обычно проходят 1- или 2-годичную подготовку на выбранной программе. Выпускники 9 классов учатся чуть дольше. Однако не во всех учебных заведениях предлагается столь краткосрочное обучение.

      В некоторых учреждениях наблюдается сегодня смещение к профилю техникумов. Обучающимся в таких образовательных организациях предлагаются более глубокие знания. По этой причине продолжительность обучения на этой ступени профессионального образования может быть дольше – 3 или 4 года.

      Учреждения начального профобразования

      В системе начального профобразования работает несколько типов образовательных учреждений – это профессиональное училище и лицей. В училище обучающимся предлагаются программы, на которых можно получить конкретные профессии, квалификации. На одних направлениях дополнительно предоставляется среднее (полное) общее образование, а на других – нет.

      Профессиональные училища считаются основным типом начального профобразования. Это то звено образовательной системы нашей страны, которое массово выпускает рабочих и служащих. Однако некоторые абитуриенты делают выбор не в пользу училищ, а в пользу профессиональных лицеев. Эти учреждения реализуют интегрированные образовательные программы начального и среднего профессионального образования и ступень общего образования. В лицеях обучающиеся обретают знания, которые должны были получить в 10–11 классах в школе, и профессии повышенного уровня квалификации.

      Среднее профобразование (СПО)

      Второй ступенью профессионального образования считается среднее профобразование. Учреждения, предлагающие его, сегодня являются очень востребованными среди выпускников школ. Некоторые учебные заведения многофункциональны. Они предлагают не только программы СПО, но и программы начального, дополнительного профобразования.

      В последние годы СПО развивается в нескольких направлениях, что является немаловажным плюсом для абитуриентов:

      1. Учебные заведения активно используют в своей образовательной деятельности современные технологии. Обучающимся предлагаются совершенно новые занятия, интересные методики обучения.
      2. Совершенствуются специальности, профессиональные стандарты в образовании. В ссузах появляются совершенно новые направления, корректируются старые, которые в итоге начинают отвечать требованиям времени.
      3. Некоторые ссузы входят в состав вузов. Это позволяет учреждениям СПО предлагать более качественное образование, ведь учебный процесс строится с вовлечением материально-технической базы университетов, академий, институтов, с привлечением профессорско-преподавательского состава.

      Типы учреждений СПО

      В России существуют 2 типа учебных заведений среднего профобразования – это техникум и колледж. Техникумом называется основной тип среднего специального учебного заведения с программами СПО. Колледж – это образовательное учреждение повышенного типа. Оно занимается углубленными программами среднего профобразования.

      Колледжи наиболее популярны среди абитуриентов, считаются более престижными. Эти учебные заведения по структуре образовательного процесса, формам и методам преподавания приближены к вузам.

      Высшее профессиональное образование (ВПО)

      В перечень основных ступеней профессионального образования входит высшее образование. В вузы могут поступить не все выпускники школ. Дорога в эти учебные заведения открыта только лицам, имеющим среднее (полное) общее образование или среднее профобразование. В вузы также могут поступать те люди, которые уже имеют высшее образование и желают получить еще одну специальность, усилить в будущем свои конкурентные преимущества на рынке труда.

      Данная ступень профессионального образования решает несколько очень важных задач. Каждый вуз:

      • удовлетворяет потребности людей в разностороннем развитии личности посредством получения образования;
      • обеспечивает общество квалифицированными специалистами, научно-педагогическими кадрами высшей квалификации;
      • развивает науку и искусство путем выполнения научных исследований и осуществления творческой деятельности;
      • работает в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и руководящих работников.

      Виды высших учебных заведений

      В России вузы представлены 3 основными видами – университетами, академиями, институтами. Конкретный вид определяется каждые 5 лет по результатам государственной аккредитации. Учитываются следующие характеристики:

      • спектр реализуемых образовательных программ;
      • наличие возможности продолжать послевузовское образование в аспирантуре, докторантуре;
      • проведение научных исследований;
      • выполнение научно-методической работы;
      • качественный состав научно-педагогических кадров.

      Наивысшую позицию на рассматриваемой ступени профессионального образования в России занимают университеты. Это более развитые образовательные организации. Вторая позиция принадлежит академиям, а третья – институтам.

      Неполное высшее образование и бакалавриат

      А теперь назовем ступени высшего профессионального образования. В нем принято выделять несколько уровней. Самый первый уровень – это неполное высшее образование. Для него не создано каких-то определенных программ, направлений подготовки. О неполном высшем образовании говорят тогда, когда студенты, отучившись не менее 2 лет и успешно пройдя промежуточную аттестацию, бросают учебу.

      Второй уровень – это бакалавриат. Образовательные программы, предлагаемые на нем, имеют срок обучения не менее 4 лет. В процессе учебы студенты получают знания об обществе, истории, культуре, овладевают основами профессиональных знаний.

      Некоторые люди считают бакалавриат неполным высшим образованием. На самом деле это не так. Бакалавры – это полноценные специалисты. Они могут трудоустраиваться на такие должности, на которых требуется высшее образование. При желании можно продолжать учебу на более высших уровнях профессионального образования.

      Такое решение рекомендуется принимать всем выпускникам вузов, ведь с квалификацией бакалавра, к сожалению, некоторые престижные вакансии недоступны.

      Специалитет и магистратура

      Ко второй ступени высшего профессионального образования в России можно также отнести специалитет со сроком обучения не менее 5 лет. На образовательных программах студенты получают более глубокие профессиональные знания.

      Третий уровень высшего профобразования – магистратура. Квалификацию магистра можно получить после освоения образовательной программы бакалавриата или специалитета. Обучение длится не менее 2 лет. В течение этого периода студенты получают глубокие знания в конкретной области.

      Читайте также:
      Check security что это за программа

      Послевузовское образование

      В высших учебных заведениях предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования. Это ступень, на которой люди продолжают получать образование, имея диплом вуза. Послевузовское профессиональное образование направлено на подготовку кадров, ориентированных на преподавательскую деятельность, проведение научных исследований.

      В системе послевузовского профобразования выделяют обучение в очной или заочной аспирантуре. Аспиранты подготавливают диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Существует несколько специализированных форм подготовки:

      • ассистентура-стажировка (система подготовки педагогических и творческих работников по творческо-исполнительским специальностям);
      • ординатура (система повышения квалификации врачей в медицинских высших учебных заведениях);
      • адъюнктура (так называется аспирантура в вузах Вооруженных Сил РФ, МВД, МЧС, органов по контролю за оборотом психотропных веществ и наркотических средств).

      Дополнительное профессиональное образование (ДПО)

      Очень важная ступень в профобразовании – это ДПО. В него принято включать повышение квалификации, профессиональную переподготовку. Предлагают соответствующие программы профессионального образования университеты на своих факультетах, академии, институты и центры повышения квалификации. У всех учреждений дополнительного образования единая цель – повышать профессиональные знания у обучающихся, совершенствовать их деловые качества, подготавливать к выполнению новых трудовых функций.

      Повышением квалификации называют углубление и обновление имеющихся профессиональных знаний. Этот процесс реализуется благодаря краткосрочному тематическому обучению (курсам по продолжительности не менее 72 часов), тематическим и проблемным семинарам, длительному обучению (свыше 100 часов). Профессиональной переподготовкой называют процесс получения дополнительной квалификации.

      Самообразование

      В систему профобразования включают еще самообразование. Его называют видом дополнительного профессионального образования. При самообразовании человек управляет своей образовательной деятельностью, проектирует свое образовательное пространство. Данный вид ДПО осуществляется в тесной взаимосвязи с другими видами образования.

      В заключение стоит отметить, что абитуриенты, спрашивая о том, сколько ступеней включает в себя профессиональное образование, даже не подозревают о том, что оно является многоступенчатым. У некоторых людей оно начинается в училищах и лицеях, а заканчивается в университетах, академиях и институтах. При этом все уровни профессионального образования пронизаны самообразованием.

      Источник: businessman.ru

      Введение

      Среднее профессиональное образование является качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающим значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества.

      В настоящее время это образование имеют 22% населения России. В экономике и социальной сфере занято около 20 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 33% от общей численности занятых или 62% от численности занятых специалистов.

      Специалисты со средним профессиональным образованием — это работники преимущественно интеллектуального труда, в основе деятельности которых лежит решение диагностических задач, требующих анализа ситуации и выбора решения в рамках заданного алгоритма действий.

      Численность студентов, осваивающих программу среднего профессионального образования составляет 270 человек на 10 тысяч населения и большинство из них не знают права, которые предоставляет ему государство, но студент обладает не только правами, а еще и обязанностями, знать которые ему необходимо.

      Целью данной работы является: рассмотреть права и обязанности студента, осваивающего программу среднего профессионального образования в РФ.

      Для достижения цели следует выполнить следующие задачи:

      — раскрыть обязанности студентов, осваивающих программы среднего профессионального образования;

      — изложить общие права студентов, осваивающих программы среднего профессионального образования;

      — рассмотреть ответственность студентов осваивающих программы среднего профессионального образования.

      Среднее профессиональное образование — звено системы образования РФ

      Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков по более чем 280 специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня.

      В современной экономике и социальной сфере России занято более 21,6 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет более 34% от общей численности занятых.

      Среднее профессиональное образование в России реализуется по двум основным образовательным программам — базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация «техник». Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). Выпускнику с углубленной подготовкой присваивается квалификация «старший техник», при расширении подготовки — «техник с дополнительной подготовкой в области …» (с указанием конкретной области — менеджмент, экономика, информатика и т.д.).

      Обучающиеся в среднем специальном учебном заведении — студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся.

      Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента.

      Реализация среднего профессионального образования осуществляется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы).

      Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2-3 года в зависимости от профиля подготовки. Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.

      Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений:

      1) техникум (училище), реализующий основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;

      2) колледж, осуществляющий профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.

      Лица со средним профессиональным образованием соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам: на 1 год — при наличии среднего профессионального образования базового уровня; на 1 — 2 года — при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня. Государственные и муниципальные средние специальные учебные заведения и подразделения вузов, входящие в систему среднего профессионального образования, находятся в ведении более чем 25 федеральных министерств и ведомств, а также субъектов Российской Федерации.

      В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 2800 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Численность студентов составляет 2,4 млн. человек, образовательный процесс обеспечивают 123 тысячи штатных преподавателей.

      профессиональное образование правовой статус

      Источник: studbooks.net

      Рейтинг
      ( Пока оценок нет )
      Загрузка ...
      EFT-Soft.ru