Основные задачи реализуемые в вариативной части программы

1. Охарактеризуйте образовательную программу дошкольного образования.

Основные программы . Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг.

К основным комплексным программам дошкольного образования отнесены: «Гармония развития» (Д.И.Воробьева); «Детский сад — дом радости» (Н.М.Крылова), «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.);«Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов и др.); «Истоки» (под ред. Л.Е.

В-01. Федеральные рабочие программы воспитания (НОО, ООО, СОО)

Курнешовой), «Из детства — в отрочество» (под ред. Т.Н.Дороновой), «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Е.Г. Кравцова и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой); «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред.

Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой); «Радуга» (под ред. Т.Н.Дороновой); «Развитие» (под ред. О.М.Дьяченко).

Образовательная программа дошкольного учреждения создана как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Программа обеспечивает возможность достижения воспитанниками социально-нормативных возрастных характеристик на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Рациональная структура образовательной программы дошкольного учреждения предполагает наличие трех основных разделов:

Целевой – пояснительная записка и планируемые результаты освоения программы.

Содержательный – описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленных в пяти образовательных областях; описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.

Организационный – описание материально- технического обеспечения образовательной программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Программа основывается на положениях:

1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;

2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования;

Федеральная образовательная программа ДО: воспитательные, обучающие и развивающие задачи

3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования.

Образовательная программа ДОУ разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155)

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

Показателями Программы являются:

построение целостного педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей;

разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей детей;

организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности, построенных на содержательном общении, диалоге;

право выбора самим ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности.

Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей: обязательной части и вариативной части.

Обязательная часть программы обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Вариативная часть программы отражает:

наличие приоритетного направления деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей;

специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Время, необходимое для реализации Программы, составляет 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым и 10-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей.

Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% времени, необходимого для реализации Программы, а в вариативной части 40% общего объема Программы.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

При построении Программы учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области решаются и в ходе реализации других областей Программы.

Содержание Программы в полном объеме реализуется в совместной деятельности педагогов и детей включающую непосредственно образовательную деятельность и образовательная деятельность осуществляемая в ходе режимных моментов а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей.

2. Укажите исторические вехи в становлении программно-методического обеспечения для дошкольного образования.

Этапы развития программного обеспечения в дошкольном образовании.

Всю историю развития программного обеспечения дошкольного образования можно разделить на этапы.

2 этап (до конца 80-х годов 20 века) – появляются первые программы и руководства для воспитателя детского сада. Разрабатываются и реализуются все более усовершенствованные программы воспитания и обучения, которые называют типовыми. Все ДОУ страны работают по единой типовой программе.

3 этап (с конца 80-х до 1 декабря 2007 г.) – «эпоха вариативности». Разработаны десятки программ, получивших рекомендации Министерства образования. ДОУ могут самостоятельно выбирать программу.

4 этап (с 1 декабря 2007 г.) – переход от разновекторной вариативности к стандартизации,появление новых понятий «федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы и условиям ее реализации», «основная общеобразовательная программа дошкольного образования» (реализует конкретный детский сад с учетом вариативной части), «примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» (содержит только обязательную часть с учетом ФГТ без вариативной и т.д.

3. Обоснуйте организацию образовательного процесса в группах раннего возраста на примере программы «Кроха».

Программа дана для младенческого и раннего возраста (второй группы раннего возраста и первой младшей).

В программу воспитания по каждой возрастной группе входят: краткая характеристика особенностей развития ребенка в этот период, общие задачи воспитания и развития детей.

Характеристика и задачи даны по основным направлениям развития: физическое, познавательное, социально-личностное, художественно-эстетическое.

Поскольку развитие ребенка идет в условиях разных видов деятельности и обусловлено возможным уровнем освоения деятельности в этом возрасте, то в программе представлены и задачи содействия формированию деятельности. Так в первой группе раннего возраста представлены задачи развития общения, поскольку в общении идет процесс всестороннего развития ребенка.

В первой младшей группе – поставлены задачи формирования каждого вида деятельности и всестороннего развития ребенка в условиях ее разных видов.

После формулировки задач по каждому разделу представлены возможные достижения ребенка в овладении деятельностью и достижения в собственно физическом, психическом и личностном развитии. Даны примерные способы педагогического обследования и выявления динамики развития. Все эти способы органично включаются в повседневную жизнь ребенка, проводятся в виде наблюдений за естественно протекающей деятельностью, иногда дополняются игровыми заданиями, решение которых малышом дает информацию по интересующим педагога вопросам.

В конце программы по каждому возрасту представлены интегративные показатели общего развития ребенка. Содержание этих книги адресовано педагогам системы общественного воспитания. В тоже время оно органично связано с программой «Кроха», рекомендованной родителям.

Дата добавления: 2020-12-22 ; просмотров: 90 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Цели и задачи основной и вариативной части Программы

Дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) представляют собой сложную разнородную группу. Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. Среди воспитанников организации есть дети с ОВЗ – дети с тяжёлым недоразвитием речи (ТНР). Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику образования.

«Программа» обеспечивает образовательную деятельность в группах комбинированной направленности (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ) для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.***

Читайте также:
Программа зож средняя группа

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида «****» (далее МАДОУ — детский сад «***», ДОУ) разработана в соответствии со следующим перечнем нормативно-правовой документации:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; [http://pravo.gov.ru]

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); [ http://fgosreestr.ru ]

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»). «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.3049-13» https://rospotrebnadzor.ru [электронный ресурс], (дата обращения 11.04.2019г.)

4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. [ http://fgosreestr.ru ]

5. Основная образовательная программа дошкольного образования

6. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л.В. Лопатиной. [ http://fgosreestr.ru ]

7. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи.

8. Нищева Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /автор Н. В. Нищева т. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. — СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 240 с http://ds40.seversk.ru [электронный ресурс], (дата обращения 11.04.2019г)

Планируемые результаты освоения Программы для детей средней группы.

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы. К семи годам: – ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

– ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

– ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

– у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка. Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии. Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии могут иметь качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной программы Организации, реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 уч. год

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

2.2 Перспективное планирование образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста

С тяжелыми нарушениями речи

Лексическая тема

Развитие лексики

Март — апрель

Закрепление понятий звук, гласный звук и умения оперировать ими. — Формирование понятия согласный звук и умения оперировать им. -Развитие умения выделять согласный звук [м], из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов. –Развитие навыков анализа и синтеза сначала обратных, а потом и прямых слогов с пройденными звуками (ам, ит, ну, по). -Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. -Закрепление представления о том, чем звук отличается от буквы. — Упражнения в узнавании пройденных букв, изображенных с недостающими элементами. -Упражнения в нахождении правильно изображенных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

-Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (рыбка — рыбки, муха —мухи, луг — луга, грач — грачи, кот — коты). -Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей и употреблению существительных единственного числа в косвенных падежах. -Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов (в, на, у, под, по). —Совершенствование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. -Формирование умения различать и правильно употреблять в речи глаголы мужского и женского рода в единственном числе в прошедшем времени изъявительного наклонения (сидел — сидела, ходил — ходила, плавал — плавала). -Совершенствование умения согласовывать притяжательные местоимения и прилагательные с существительными (мой мяч, моя кукла, новая игрушка, новый платок). -Формирование умения согласовывать числительные (один, два, пять) с существительными мужского и женского рода (один кот, два кота, пять котов; одна рыбка, две рыбки, пять рыбок). -Обучение различению и выделению в словосочетаниях названий признаков предметов по вопросам какой? какая? какое? -Обучение распространению простых предложений однородными подлежащими, определениями, сказуемыми (Мальчик и девочка пьют сок. На ветках сидят маленькие веселые птички. Катя взяла лейку и полила цветы.). -Совершенствование умения составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами (Мама дала Кате: — Мама дала Кате мяч. У машины нет. — У машины нет колеса.).

Изучение звук [с].

Употребление артикуляционных и акустических характеристик звука

Обучение выделению звука [с] в ряде гласных звуков.

Обучение выделению звука [с] в ряде согласных звуков.

Формирование умения делить слова на слоги (короткое, длинное слово)

Закрепление знания пройденных гласных букв и умения читать слияния гласных. -Ознакомление с согласными буквами Т, П, Н, М, К. -Упражнения в выкладывании новых букв из палочек, кубиков, мозаики, лепке из пластилина, «рисовании» в воздухе и по тонкому слою манки. –Развитие навыка составления и чтения закрытых и открытых слогов с пройденными буквами. -Формирование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами (мак, кот, мама, папа, пума, нота, Нина). —

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) представляют собой сложную разнородную группу. Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. Среди воспитанников организации есть дети с ОВЗ – дети с тяжёлым недоразвитием речи (ТНР). Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику образования.

«Программа» обеспечивает образовательную деятельность в группах комбинированной направленности (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ) для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.***

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида «****» (далее МАДОУ — детский сад «***», ДОУ) разработана в соответствии со следующим перечнем нормативно-правовой документации:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; [http://pravo.gov.ru]

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); [ http://fgosreestr.ru ]

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»). «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.3049-13» https://rospotrebnadzor.ru [электронный ресурс], (дата обращения 11.04.2019г.)

Читайте также:
Как удалять программы в linux

4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. [ http://fgosreestr.ru ]

5. Основная образовательная программа дошкольного образования

6. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л.В. Лопатиной. [ http://fgosreestr.ru ]

7. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи.

8. Нищева Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /автор Н. В. Нищева т. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. — СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 240 с http://ds40.seversk.ru [электронный ресурс], (дата обращения 11.04.2019г)

Цели и задачи основной и вариативной части Программы

Цель реализации основной части рабочей программы учителя-логопеда является проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), в том числе с инвалидностью, — воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи

Доступное и качественное образование детей дошкольного возраста с ТНР достигается через решение следующих задач:

– реализация адаптированной основной образовательной программы;

– коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР;

– охрана и укрепление физического и психического детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

– создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

– формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР;

– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;

– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

При разработке и конструировании адаптированной основной образовательной программы могут использоваться комплексные образовательные программы, соответствующие Стандарту

Цель вариативной части Программы, формируемой участниками образовательных отношений является коррекция нарушений психомоторной сферы как условие преодоления задержки психического развития у дошкольников, а также обучение навыкам саморегуляции.

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

— Обеспечить детям заботу о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

— Создать в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;

— Формировать основы базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

— Максимально использовать разнообразные виды детской деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

— Максимально использовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

— Соблюдать в работе дошкольной группы и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержанииобразования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствиедавления предметного обучения.

Значимость вариативной части программы заключается в том, что создается модель образовательной и воспитательной развивающей среды в условиях детского сада, способствующая правильному формированию речевых и психомоторных навыков детей среднего дошкольного возраста. Это помогает преодолеть трудности в становлении речевых навыков на всех структурных уровнях языка и вести профилактическую работу по предупреждению общего недоразвития речи.

Источник: infopedia.su

Современные подходы к реализации вариативной части основной образовательной программы в ДОО Республики Татарстан

tc-sfera

Шаехова Р.К.,
канд. пед. наук, доцент, заведующий отделением дошкольного и начального образования Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования Казанского федерального университета, г. Казань, Республика Татарстан

Вариативная часть основной образовательной программы дошкольного образования (далее — Программа) самостоятельно разрабатывается и утверждается в образовательных организациях (далее — ДОО) Республики Татарстан в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», законом РТ от 08.07.1992 (ред. от 12.06.2014) № 1560-ХII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 [1].

Вариативная часть Программы разрабатывается в соответствии с культурно-историческим подходом к проблеме развития детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев), предполагающим создание в ДОО условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого воспитанника, приобщение и присвоение им общечеловеческой культуры (в том числе национальной), заложенной в языках, предметах, природе, человеческих отношениях, а также в способах познания, преобразования и творчества.

Учет закономерностей развития и саморазвития ребенка, ведущей роли обучения в его развитии, личностного и деятельностного походов предполагает осознание в дошкольном возрасте принадлежности каждого человека к культуре, определяющей его национальность, стремление к утверждению себя как ее носителя, потребность в получении информации и практическом применении знаний об окружающем мире в разных видах деятельности, проявление доброжелательного отношения к представителям своей и других национальных культур.

Вариативная часть Программы предполагает проектирование социальных ситуаций развития ребенка с использованием средств национальной культуры, обеспечивающих успешную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности через общение, народную игру, познание родного края и другие формы активности [2].

Содержательный раздел Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выступает общение ребенка со взрослыми и сверстниками, представителями другой национальности, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Успешность его проявляется во взаимопонимании и бесконфликтном взаимодействии. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное условие присвоения ребенком национальных традиций, формирования начал гражданственности, любви к своей семье, родному краю, Родине как основе формирования его самосознания.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, содержания образовательной области «Речевое развитие» главным выступают развитие устойчивого интереса к освоению татарского (русского) языка, желание общаться на родном языке, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Знать два языка — татарский и русский — лучше, чем один. Второй язык выступает как условие, благодаря которому реализуется совместная деятельность. «Тот, кто общается на двух языках с детства, оказывается более успешным в жизни, легче приспосабливается к изменениям в обществе, становится конкурентоспособным, готовым к изучению других языков и культур» (Р.Н. Минниханов).

Заложить основы правильного звуко- и словопроизношения, интонационной выразительности речи, определенного запаса лексических единиц, элементарного диалога и монолога помогут информационно-коммуникационные технологии, аудио- и видеозаписи, учебно-методический комплекс, детская художественная литература, разные виды детской деятельности и активности. Именно разнообразие специфически детских видов деятельности и общение обогащают и совершенствуют речь.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами культуры, в том числе национальной. Включение средств культуры в систему дошкольного образования осуществляется средствами фольклора, литературы, музыки, живописи, декоративно-прикладного искусства, театра, народных игр, песен, танцев и т.д.

В содержании образовательной области «Физическое развитие» заложено начало формирования здорового образа жизни. Все самое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой татарского народа, является частью системы дошкольного образования.

— игровая (народная подвижная, хороводная игра и др.);
— коммуникативная (общение на татарском (русском) языке, взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
— познавательно-исследователь­ская (исследование и познание культурных богатств, природы родного края в процессе наблюдения и взаимодействия с ними).

А также в следующих видах активности ребенка:

— восприятие художественной литературы татарских писателей и поэтов, народного фольклора;
— самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице города (села));
— конструирование из различного материала;
— изобразительная, включая та­тар­ское декоративно-прикладное искусство (рисование, лепка, аппликация);
— музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений татарских композиторов, пение татарских песен, исполнение татарских танцев, игры на народных музыкальных инструментах);
— двигательная (формы активности с учетом традиций региона) [2].

Деятельность взрослых и детей по реализации и освоению части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, организуется в двух основных моделях — совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной детской деятельности. Образовательные задачи в рамках совместной деятельности взрослого и детей решаются как в непосредственно образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (во время утреннего прихода детей, прогулки, подготовки к приему пищи, дневному сну и т.п.).

Читайте также:
Какая программа для просмотра веб страниц

На этапе освоения информации активно могут использоваться и другие формы организации. Все они вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых, свободно выбираемых детьми видов деятельности.

Следует учесть образовательный потенциал режимных моментов. Естественно возникающие диалоги в ходе их — модель речевого поведения для детей и образец для подражания. Чаще всего эти диалоги прослеживаются в игре. Между развитием игровой деятельности и речи наблюдается двусторонняя зависимость.

Так, в самодеятельной игре, когда ребенок кормит, укладывает куклу, раздевает и одевает ее, взрослый включается в игру, называя предметы, которые берет ребенок, и производимые с этими предметами действия («Вот пальто, надень кукле пальто, а я помогу тебе застегнуть его — вот так!»). Сравнительно небольшое общение ребенка со взрослым имеет для него смысл. У него вырабатывается большое количество двигательных условных рефлексов на слова, что позволяет ему легко осваивать их. Таким образом, ребенок усваивает значение отдельных слов и определенный порядок их применения, привыкая к грамматическим стандартам языка.

Именно интересное общение в течение дня, ознакомление с новыми словами и выражениями по словарю с картинками, чтение одних и тех же книг на двух языках, просмотр мультфильмов с комментариями, ролевая игра, занимательная лепка, рисование — обогащают и совершенствуют речь детей.

Обучать детей татарскому (русскому) языку рекомендуется со средней группы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Обучающий характер должен проявляться в учебных речевых ситуациях, как в специально организованных, так и в повседневных. Естественные ситуации общения выступают в качестве условия, благодаря которому выстраиваются партнерские отношения в деятельности взрослого и ребенка.

Весь процесс постижения второго языка выстраивается в совместной деятельности, где удовлетворяется потребность ребенка в общении. Непосредственно образовательную деятельность воспитатель выстраивает как концентрированную форму общения.

Получить заранее спланированный результат возможно при разумном использовании таких современных технологий обучения, как информационно-коммуникационные, технология саморазвития (М. Монтессори), ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер), моделирования (Л.А. Венгер) и т.д. Обеспечат продуктивность общения и современные методы обучения: методы звуковых ассоциаций и развивающего обучения, игровой, а также опыт работы по Сингапурскому методу.

Специально организованная учебная речевая ситуация предполагает создание отдельной комнаты для развития татарской и русской речи, оснащенной мультимедийным оборудованием, словарями разного типа (русско-татарский, татарско-русский, толковый, синонимов и антонимов, фразеологический и т.д.), яркими наглядными пособиями, дидактическими аудио- и видеоматериалами, необходимыми для реализации учебно-методических комплектов «Учимся говорить по-татарски», «Изучаем русский язык». В такой комнате можно разместить государственную символику России и Республики Татарстан, фотографии с изображением столицы, главных достопримечательностей родного города (села), красочные альбомы татарского (русского) декоративно-прикладного искусства, развивающие игры, различные детские рисунки, проекты, игрушки — герои татарских сказок, детскую художественную литературу и т.д.

Образовательную деятельность в ходе режимных моментов воспитатель выстраивает так, чтобы в естественных ситуациях общения закрепить материал, пройденный в рамках непосредственно образовательной деятельности.

Например, после ознакомления с новым словом «рука» в непосредственно образовательной деятельности целесообразно активизировать его во время осуществления гигиенических процедур, постепенно усложняя высказывания: «Вода. Вот мыло. У тебя грязные руки. Вымой руки. Вот полотенце. Вытри руки.

Ты вымыл руки с мылом? Молодец, у тебя чистые руки». Исследования ученых утверждают, что незнакомые слова, не имеющие для ребенка смысла, в нашем случае это слова «мыло», «полотенце», вызовут у него усиление активности правого полушария мозга, желание узнать их значение и использовать в подобных ситуациях.

Организация общения в новой обстановке позволит ребенку успешно овладеть речью (М.М. Кольцова, Е.Ю. Протасова).

Количество занятий в ходе режимных моментов будет зависеть от темы проекта (беседы, общения). Так, для реализации проекта «Зимние забавы» наиболее подходящая форма организации обучения — прогулка, где возникает естественная ситуация общения. В процессе наблюдения за явлениями природы, игры со снегом, катания на санках, лыжах оно способствует закреплению пройденного материала, активизации словаря в новой обстановке, а вызванные эмоциями речевые высказывания надолго останутся в памяти.

В случае если ребенок владеет языком ограниченно, воспитателю следует выстроить взаимодействие так, чтобы он понял или догадался о предмете разговора. На прогулке можно стимулировать продолжение высказывания ребенком, где из ситуации ясно, какое слово подставить: «Посмотри, в небе летит. самолет», «Это роза белая, а эта. красная».

В течение дня необходимо так выстроить общение с ребенком, чтобы он смог вступить в диалог, ответить на вопросы, задать их, выполнить поручение по ходу совместной деятельности, т.е. осмысленно осуществлять речевые действия. Мотивами совместной деятельности могут быть интерес и радость от взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Иначе говоря, в повседневной жизни детского сада второй язык выполняет новую функцию — становится средством общения.

Любые формы, способы, методы и средства реализации вариативной части Программы должны обеспечивать активное участие ребенка в образовательном процессе. Сам ребенок становится участником в выборе форм активности. А новая функция педагога заключается в поддержке и создании условий для проявления речевой активности самим ребенком.

Педагог, погружая ребенка в языковую среду и предоставляя материалы, наблюдает за его поведением, фиксирует наиболее важные моменты в поведении, характеризующие речевое развитие. По мере необходимости оказывает помощь, незаметно исправляет ошибки, давая образец правильного высказывания, поощряет речевую активность. Педагог передает свой опыт, учит детей на собственном примере, поддерживает детскую инициативу и самостоятельность, помогает планировать деятельность и анализировать ее результаты. Следовательно, второй язык выступает и как условие, благодаря которому реализуется совместная партнерская деятельность.

В зависимости от условий, обеспечивающих развитие ребенка, а также поставленной цели обучения, задачи могут ставиться в разном объеме: от максимально полного овладения языком с целью дальнейшего обучения на нем в школе до поверхностного ознакомления с целью развития речевых и коммуникативных способностей. Соответственно формы обучения могут быть разными: от погружения в общение на втором языке во всех видах деятельности до организации образовательной деятельности продолжительностью 20—30 мин несколько раз в неделю. Нужно учесть рекомендации ученых, которые утверждают, что ежедневное общение с детьми длительностью не менее 15 мин позволяет поддержать второй язык (Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина).

Одним из основных средств создания языковой среды выступает коммуникативная деятельность педагогов в ДОО. Чтобы воздействие речи было обучающим, необходимо учитывать ряд условий:

— речь воспитателя по обучению татарскому (русскому) языку должна быть доступна детям в языковом отношении. Необходимо избегать длинных синтаксически сложных предложений;
— если ребенок не понимает, о чем говорит воспитатель, рекомендуется использовать повторы, перефразировку, жесты или другие приемы. Сначала требуется произносить высказывания в замедленном темпе, четко проговаривая слова, а затем в более быстром, естественном;
— обычно между отдельными детьми прослеживаются несовпадения в темпе и способах освоения второго языка, поэтому необходимо учитывать их индивидуальные особенности. Следует понимать, что новая информация осваивается детьми через разные каналы восприятия (зрительный, слуховой, кинестетический), а через игру усваивается легче и быстрее, чем методом простого заучивания;
— переход на каждый новый этап обучения означает не завершение предыдущих этапов речевого развития, а их дальнейшую интенсификацию и усложнение.

Ребенок развивается не только в совместной деятельности с участием взрослых и других детей, но и в самостоятельной. Важно организовать развивающую предметно-пространственную среду группы так, чтобы она стимулировала самостоятельное наблюдение за языком, саморазвитие речи. Необходимо обогащать предметную среду группы, обновлять ее, заменять дидактические и игровые средства.

Ребенок нуждается в ярких картинках с достаточно крупными изображениями. Поэтому полезно развешивать большие тематические плакаты, предполагающие называние предметов и их свойств: «Это лимон, он желтый, кислый, а это яблоко, оно круглое, красное, сладкое», серию сюжетных картинок, по которым можно описывать действия изображенных объектов: «Медведь спит. Заяц прыгает. Кошка любит молоко».

Воспитатель должен постоянно называть предметы, находящиеся в окружении ребенка, использовать иллюстрированные картотеки, время от времени брать в руки игрушку-персонаж и разговаривать с ней (меняя голос в зависимости от роли), давая образец коммуникативных высказываний.

Проектируя процесс обучения детей татарскому (русскому) языку, очень важно объединить усилия всех специалистов ДОО. Необходима систематическая работа по согласованию содержания деятельности специалистов по реализации вариативной части Программы. Кроме того, нужна система мониторинга речевого развития, основанная на методе наблюдения и связанная с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации.

Освоение детьми определенного контекстного содержания может завершиться кульминационным моментом в форме досуга, праздника, спектакля, специально организованной игровой ситуации, где дети обобщают полученные знания, демонстрируют свои успехи. Подобные мероприятия могут служить своеобразным средством контроля за созданными в ДОО условиями образовательной деятельности, обеспечивающими реализацию вариативной части Программы.

Источник: www.sfera-podpiska.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru