Программа строится на достижениях отечественной психологической и педагогической наук, вобравшей в себя критически переосмысленный мировой опыт и создавшей собственные фундаментальные теории. В ее основе – деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательного процесса (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н.
Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), фундаментальное положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии, теория А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) ребенка средствами разных «специфически детских видов деятельности», возрастная периодизация Д.Б. Эльконина и др.
Разрабатывая программу, авторы опирались также на результаты работ М.И. Лисиной (проблемы общения), Н.М. Аксариной и Н.М. Щелованова (развитие детей раннего возраста), использовали данные многолетних исследований (С.Л. Новосёлова, Т.И. Осокина, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, К.В. Тарасова и др.). Коллектив авторов развивает идеи: Л.А.
Венгера, Н.А. Ветлугиной, А.В. Запорожца, М.Ю. Кистяковской, В.Г. Нечаевой, Е.И. Радиной, Н.Х. Сакулиной, Ф.А. Сохина, А.П. Усовой, А.М.
Ольга Абрамова «О системном развитии программы «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании»
Фонарёва и др.
«В основу программы положена концепция психологического возраста какэтапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый психологический возраст включает в себя:
— качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития);
— определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип;
— основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности».[36]
Целями программы авторы считают разностороннее развитие ребенка; формирование универсальных, в том числе творческих, способностей; обеспечение для всех детей равного старта развития; укрепление их здоровья.[37]
«Вслед за Л.С. Выготским и Д.Б. Элькониным авторы рассматривают психологический возраст как относительно замкнутый цикл детского развития, своеобразие которого обусловливают:
— социальная ситуация развития, т. е. та система отношений с другими людьми (взрослыми и сверстниками), которая характерна для данного возрастного периода;
— ведущий тип деятельности, в рамках которого наиболее интенсивно происходит психическое развитие;
— психологические новообразования (достижения в развитии ребенка в данный период);
— кризис развития, перестройка системы отношений ребенка со взрослыми, которая происходит в конце данного периода».[38]
Для каждого возраста авторы определяют свою генетическую задачу, решение которой жизненно важно для полноценного психического развития в этот период. В соответствии с принятой периодизацией психического развития выделяют следующие возрастные периоды.
— младенческий возраст (от рождения до одного года);
— ранний возраст (от года до трех лет).
— младший дошкольный возраст (три-пять лет);
— старший дошкольный возраст (пять-семь лет).
Истоки неравенства. Почему мы получаем гроши
Таким образом, программа «Истоки»:
— задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания дошкольников, однако создает возможность для творческой деятельности педагогов и создания развивающей и воспитывающей среды для детей;
— раскрывает значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы личности будущего человека;
— направлена на обогащение психического развития дошкольника.
Социальное развитие
В младенческом возрасте:
— формирование интереса и внимания к близким взрослым;
— становление вербальных и невербальных способов общения;
— развитие поисковых движений.
В раннем возрасте:
— поддержка потребности в доброжелательном внимании взрослого и общении с ним;
— развитие способности различать эмоциональные состояния других людей и выражать им сочувствие;
— формирование элементарных навыков вежливого общения со взрослыми и сверстниками;
— понимание речи окружающих, развитие активной речи в общении с другими людьми, обогащение словаря ребенка.
В младшем дошкольном возрасте:
— воспитание интереса, внимания и доброжелательного отношения к окружающим;
— развитие речи и речевого общения.
В старшем дошкольном возрасте:
— воспитание у ребенка культуры общения со взрослыми и сверстниками;
— развитие социальных эмоций и мотивов, способствующих гуманным отношениям;
— воспитание уважения к себе;
— развитие речи и речевого диалогического общения.
Познавательное развитие
В раннем возрасте:
— освоение азов сенсорной культуры (развитие элементарных представлений о величине, форме, цвете);
— овладение основами наглядно-действенного мышления (развитие практического экспериментирования, воспитание интереса к поиску новых способов решения практических задач);
— формирование элементарных представлений об окружающем мире;
— конструирование (умение создавать простые конструкции, знакомство с разными видами материала).
В младшем дошкольном возрасте:
— познание окружающего (связи между природными явлениями, понятие о живых и неживых предметах и др.);
— формирование культуры быта (знания об устройстве жилья человека, о назначении бытовых предметов, умение пользоваться ими);
— развитие математических представлений (о количестве, величине, времени, пространстве);
— конструирование (умение различать и учитывать сенсорные и пространственные характеристики предметов, осуществлять поисковые и планирующие действия).
В старшем дошкольном возрасте при сохранении и расширении названных задач вводятся новые задачи познавательного развития:
— формирование элементарных историко-географических представлений (приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры, воспитание чувства любви к Родине; умение составлять карты и прослеживать связь исторических событий);
— обучение грамоте как единому процессу чтения, письма и счета (умение соотносить звуки и буквы, навыки счета и письма).
Эстетическое развитие
В младенческом возраст е задачи эстетического развития предусматривают:
— развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку;
— развивать устойчивость слухового внимания, пробуждать чувство радости от пения и музыкальной игры.
В раннем возрасте линия эстетического развития конкретно представлена в следующих блоках:
— художественная литература (умение слушать и понимать сказки и стихи, повторять их отдельные слова);
— изобразительная деятельность (обучение простейшим навыкам рисования, лепки);
— музыка (формирование эмоционального отклика на музыку, умение воспроизводить отдельные музыкальные интонации и плясовые движения).
В младшем дошкольном возрасте те же блоки расширяются и обогащаются более сложными задачами эстетического развития, а именно:
— изобразительное искусство – научить детей использовать доступные изобразительные средства, передавать образы предметов, создавать простейшие изображения;
— музыка – научить детей слушать и понимать музыку (внимательное прослушивание, определение элементарных жанров произведения, различение тембров инструментов); научить детей двигаться под музыку (двигательные музыкальные этюды, образные танцы, пластические, ритмические движения); научить детей правильно петь и играть на детских музыкальных инструментах.
В старшем дошкольном возрасте те же блоки эстетического развития расширяются и обогащаются. Кроме того, добавляются новые формы эстетической деятельности:
— художественная декоративная деятельность, детский дизайн (приобщение детей к декоративному оформлению помещений, создание композиций из природных и искусственных материалов, украшение ими одежды и комнат);
— знакомство детей с музеями изобразительного искусства, что способствует воспитанию ценностного отношения к искусству, развитию художественного восприятия и пониманию языка искусства.
В разделах, посвященных эстетическому развитию, рекомендуются примерные репертуары музыкальных произведений для прослушивания, для занятий по ритмике и для физкультурных упражнений, приводится перечень художественных литературных произведений разных жанров.
Физическое развитие направлено на охрану и укрепление здоровья детей, на обогащение их двигательного опыта, на умение ориентироваться в пространстве. В дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию произвольных движений и двигательных способностей (ловкости, выносливости, силы и т. д.).[39]
Для каждого возрастного периода в специальном разделе «Здоровье» представлен примерный режим дня и даны рекомендации по его организации (требования к гигиеническим условиям, к безопасности в ДОУ и общественных местах и др.).
Направления программы
В содержании направления «Социально-личностное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, формирования начал гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания. В этом разделе представлены образовательные области «Социализация» и «Труд».
Речевое воспитание представлено в образовательной области «Коммуникация», поскольку основная функция речи – общение. Задачи речевого развития имеют специфику, связанную с освоением языка, его словаря, грамматического строя, произносительной стороны речи, форм диалога и монолога. Специально обозначены задачи развития диалогического общения детей со взрослыми и сверстниками, составляющие также основную часть показателей развития речи. Особо выделены задачи элементарного осознания языковой действительности, которые важны для освоения как устной, так и предпосылок письменной речи. Представлены игровые формы обучения общению – словесные, сюжетно-дидактические, игры-драматизации, инсценировки, игры парами, в «читающего человека» и др.
Направление «Художественно-эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства. В основе – развитие способностей к музыкальной, литературной, изобразительной деятельности, детское творчество, интеграцияразличных видов художественной деятельности. Это направление составляют образовательные области «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
В образовательную область «Художественное творчество» введен раздел «Дети в музее изобразительного искусства», что способствует ознакомлению детей с миром высокохудожественных произведений и развитию художественного восприятия. Раздел «Художественный труд» вбирает в себя детскую дизайн-деятельность и базируется на традициях отечественных народных ремесел, что придает результатам детского художественного труда яркость и особый колорит.
Анализ содержания позволяет сделать вывод о том, что программа имеет общие точки пересечения с традиционной системой. Однако в ней нет столь очевидной стандартности и единообразия в способах работы с детьми. Программа дополнена тем, что в ней имеются базисные характеристики личностидошкольника, к которым относятся компетентность.
Источник: megalektsii.ru
34.Краткая характеристика программы «Истоки». Содержание разделов «Физическое развитие» и «Здоровье» (Рунова м.А.)
Комплексная региональная программа. Разработана по заказу Московского комитета образования. Основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях; учитывает современные тенденции развития общественно го дошкольного образования.
Цель — разностороннее, воспитание и развитие ребенка до семи лет.
В программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство (оно представлено младенческим /до 1 года/ и ранним возрастом /1 — 3 года/) и дошкольное детство (представлено младшим дошкольным возрастом /3 — 5 лет/ и старшим дошкольным возрастом /5-7 лет/). Программа имеет базисную и вариативную составляющие. Является программой открытого типа, предполагающей использование самых разнообразных педагогических технологий.
Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. — М.: ТЦ Сфера, 2011.-320 с
Данное издание программы «Истоки» приведено в соответствие с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены Приказом Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009).
Программа задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Такой подход позволяет педагогу грамотно организовывать образовательный процесс.
В основу Программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый психологический возраст включает в себя:
— качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития);
— определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип;
— основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности.
Психологический возраст не совпадает с хронологическим и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.
С опорой на этот подход и возрастную периодизацию Д. Б. Эльконина в Программе выделены следующие психологические возрасты:
— эпоха раннего детства, состоящая из двух периодов — младенчества (от рождения до года) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет);
— период дошкольного детства, состоящий из двух фаз — младшего дошкольного (от 3 до 5 лет) и старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).
Такая возрастная периодизация позволяет видеть индивидуальную перспективу развития каждого ребенка.
Программа включает следующие направления:
Программа содержит базисные характеристики личности ребенка, а также систему мониторинга достижений детьми планируемых результатов ее освоения: промежуточных и итоговых.
РЕБЕНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА
В направлении «Физическое развитие» входит:
— Характеристика возрастных возможностей ребенка от 2 до 12 мес.
В младенческом возрасте ребенок интенсивно растет и развивается. Формируются двигательная активность и сенсомоторная координация. Ребенок осваивает движения в такой последовательности:
От рождения до 2 месяцев — пытается приподнять и удержать голову, лежа на животе или на руках у взрослого.
От 10 до 12 месяцев — действует с предметами в соответствии с их назначением (закрывает, открывает коробки, нажимает кнопки, вкладывает, вынимает мелкие предметы из коробки, нанизывает колечки на палочку или шнур). Появляются повторные движения, перенос действий с одних предметов на другие. Подражает движениям взрослых.
Залезает на низкие предметы, слезает с них. Подползает под препятствия. Ползает в разных направлениях. Влезает на ступеньку детской горки и слезает с нее. Самостоятельно приседает из положения стоя и наоборот, встает из положения на корточках.
Делает первые самостоятельные шаги без поддержки и опоры. Ходит, держась за движущуюся опору (каталку).
— Образовательная область «Физическая культура», которая включает:
— Образовательные задачи:
содействовать своевременному овладению движениями на основе положительного
эмоционального общения и совместных действий взрослого с ребенком;
развивать сенсомоторную активность;
формировать действия с предметами.
— Содержание психолого-педагогической работы
До 2,5—3 месяцев — вызывать у ребенка сосредоточение внимания на ярком красочном предмете, побуждая следить за его перемещением; укладывать на спину, живот; побуждать приподнимать голову, разгибать позвоночник в положении лежа на боку, животе; удерживать голову, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого; разговаривая с ребенком, улыбаясь ему, вызывать ответную улыбку, оживленные движения, произнесение звуков; создавать условия для упора ног в положении лежа на спине, животе, а также в вертикальном положении на руках у взрослого, вызывая отталкивания ногами
От 9—10 до 12 месяцев — совершенствовать ранее освоенные движения: учить ползать; вползать и спускаться по скату горки; приседать и вставать; переползать через бревно; вставать и садиться; делать самостоятельно первые шаги; ходить за каталкой; самостоятельно ходить, переходить от одного предмета к другому; подниматься и спускаться по ступенькам горки, ходить без поддержки по просьбе взрослого в определенном направлении («Иди ко мне»); действовать с предметами, инициировать эмоциональную отзывчивость на игровые действия и музыку плясового характера.
В младенческом возрасте необходимы массаж и гимнастика, основанные сначала на пассивных упражнениях с фиксацией отдельных частей тела, переходящих затем в активные, самостоятельные движения. Упражнения подбираются в соответствии с возрастными физиологическими возможностями организма.
К концу года комплексы упражнений включают движения, формирующие прямостояние тела, приседания, наклоны и выпрямления туловища. Упражнения из исходных положений стоя, сидя, лежа осуществляются также с использованием мелких предметов.
— Образовательная область «Здоровье»
— Образовательные задачи:
обеспечивать охрану здоровья, правильный гигиенический уход;
организовывать физиологически целесообразный режим дня.
— Содержание психолого-педагогической работы
Культурно-гигиенические навыки.
— Образовательная область «Безопасность»
В связи с тем, что ребенок беспомощен, необходимо оберегать его физически и психологически; вся система его безопасности обеспечивается взрослыми.
РЕБЕНОК СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
В направлении «Физическое развитие» входит:
— Характеристика возрастных возможностей ребенка
В старшем дошкольном возрасте происходят дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем.
Высокая потребность в движениях у детей 6—7 лет сохраняется. Двигательная активность становится более целенаправленной, отвечающей индивидуальному опыту, интересам и желаниям.
Движения старших дошкольников становятся все более осмысленными, мотивированными и управляемыми.
Старшие дошкольники обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков и осознанно пользуются ими в своей деятельности. Движения приобретают слаженность, уверенность, стремительность, легкость.
Совершенствуются приобретенные ранее двигательные качества и способности. Наиболее значимыми для всестороннего развития физических возможностей детей старшего дошкольного возраста являются скоростно-силовые и координационные-способности (ловкость), гибкость и выносливость.
У старших дошкольников все показатели ловкости в значительной мере улучшаются.
У детей 5—7 лет отмечаются высокие темпы прироста показателей, характеризующих время двигательной реакции, быстроту и скорость однократных движений, частоту повторяющихся.
Несмотря на то, что старшие дошкольники сильнее младших, их силовые возможности еще весьма ограниченны. Отмечается значительный естественный прирост физической работоспособности и выносливости. Дети способны к достаточно продолжительной двигательной деятельности разной интенсивности и т.д.
— Образовательная область «Физическая культура»
— Образовательные задачи
Шестой год жизни:
формировать интерес к физической культуре, ежедневным занятиям и подвижным играм, знакомить со спортивными событиями в стране;
содействовать постепенному освоению техники движений, формировать представления о разнообразных способах их выполнения;
целенаправленно развивать физические качества (ловкость, быстроту, силу, гибкость, общую выносливость);
воспитывать положительные черты характера, нравственные и волевые качества (настойчивость, самостоятельность, смелость, честность, взаимопомощь, трудолюбие);
учить проявлять активность в разных видах двигательной деятельности (организованной и самостоятельной);
учить чередовать подвижную деятельность с менее интенсивной и отдыхом.
Седьмой год жизни:
совершенствовать технику выполнения движений;
формировать умения осознанно использовать приобретенные двигательные навыки в различных условиях;
продолжать целенаправленно развивать физические качества;
способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности; — поддерживать стремление к улучшению результатов выполнения физических упражнений.
— Содержание психолого-педагогической работы
Содержание педагогической работы по развитию моторики старших дошкольников составляют разнообразные упражнения в основных движениях, подвижные и спортивные игры:
— Упражнения в основных движениях (ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание, ползание и лазанье)
— Подвижные игры и игровые упражнения (с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Уголки», «Парный бег»; с прыжками: «Кто лучше прыгнет?», «Не оставайся на полу», «С кочки на кочку»; с ползанием, лазаньем: «Кто скорее до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные на учении»; с метанием, бросанием, ловлей: «Брось за флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч»; игры-эстафеты: «Эстафета парами», «Веселые соревнования», «Перевозка урожая»; Игры-забавы: «Веревочка», «Бег в мешках», «Бег со связанными ногами» и т.д.)
— Спортивные игры (городки, баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис,
— Ритмические (танцевальные) движения
— Упражнения в построении и перестроении (построение в колонну по одному, по два, в несколько колонн, кругов; перестроение из одной колонны в несколько, на месте, на ходу; перевороты на месте налево, направо переступанием, в движении — на углах).
— Упражнения в перемещениях со скольжением (скольжение по дорожке после разбега, присев; скольжение на одной ноге; скатывание на ногах с невысокой горки; вдвоем, втроем).
— Передвижения с техническими средствами (упражнения, игры, забавы с санками; упражнения, игры на лыжах; катание на коньках; катание на роликовых коньках; катание на самокатах, спортроллерах
— Упражнения для освоения движений в водной среде, плавание (плавание: на груди и на спине с сочетанием движения ног, рук, дыхания; ныряния, кувырки без опоры о дно; повороты.
Рациональную двигательную активность детей старшего дошкольного возраста наряду с их самостоятельной деятельностью обеспечивают многообразные формы работы и виды занятий по физической культуре. У каждого занятия свои задачи: оздоровление детей, обучение и тренировка, активный отдых.
Организованные формы ежедневных физкультурных занятий различного характера (учебного, оздоровительного, рекреационного, лечебно-коррекционного и др.) должны составлять значительную часть суммарного объема двигательной активности детей в течение дня.
— Образовательная область «Здоровье»
— Образовательные задачи
Шестой год жизни:
развивать умение регулировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами;
формировать и закреплять полезные навыки, способствующие хорошему-самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни (заниматься гимнастикой, играть в подвижные игры, с удовольствием выполнять закаливающие процедуры и т.д.);
содействовать самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены.
Седьмой год жизни:
учить проявлять доброжелательность, эмоциональную отзывчивость в общении со взрослыми и сверстниками;
формировать адаптивное поведение в коллективе;
совершенствовать гигиенические навыки и знания;
содействовать расширению знаний и представлений о здоровом образе жизни.
— Содержание психолого-педагогической работы
В этом возрасте существенно увеличиваются возможности детей в укреплении здоровья, усвоении гигиенических навыков, углубляются мотивация, произвольность, повышаются самоконтроль, целеустремленность.
Дошкольники приобретают опыт, позволяющий им ценить хорошее самочувствие и бодрое настроение. Дети получают также элементарные представления о действии некоторых лечебно-профилактических процедур, причинах отдельных заболеваний и мерах профилактики наиболее распространенных из них.
Одним из факторов охраны и укрепления здоровья детей, формирования норового образа жизни, как и в предыдущих возрастных группах, остаётся выполнение рационального режима дня.
Гигиенические условия
Закаливание.
Культурно-гигиенические навыки.
Психическое здоровье.
— Образовательная область «Безопасность»
-Образовательные задачи
Шестой год жизни:
знакомить с доступными способами укрепления здоровья (соблюдение режима, необходимость ежедневной зарядки, закаливания, овладение разными движениями и т.д.);
учить соблюдать меры безопасности в быту, при обращении с острыми предметами, хрупкими вещами, электрическими приборами, оборудованием;
знакомить с правилами, ограничивающими контакты с незнакомыми людьми;
формировать начальные представления об экологически грамотном и безопасном поведении в природе (не бросать мусор, не разорять птичьи гнезда и муравейники, не рвать траву и т.д.);
продолжать учить правильному поведению в общественных местах, на дорогах, в транспорте, при переходе улиц.
Седьмой год жизни:
формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни (желание заниматься физкультурой и спортом, закаляться, есть полезную пищу, прислушиваться к своему организму, иметь элементарные представлена! о строении человеческого тела, знать правила первой помощи);
учить нормам безопасного поведения, знакомить с тем, как себя вести сложных ситуациях — при пожаре, наводнении, землетрясении, как ви4 звать милицию, скорую помощь, как вести себя с незнакомыми людьми:
развивать представления о существенных признаках благополучного состояния природы и правилах его сохранении
содействовать прочному усвоению правил поведения в общественных местах, на улице, в транспорте, при переходе дороги.
— Содержание психолого-педагогической работы
Безопасность детей в дошкольном учреждении обеспечивается созданием условий для их физического и психологического благополучия, предупреждения травматизма, физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к утомлению и переутомлению.
Одно из основных условий безопасности дошкольников — развитие самостоятельности, ответственности и понимания значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Выполнение всех жизненно необходимых гигиенических норм и правил должно постепенно стать естественной потребностью ребенка.
Дети 5—7 лет должны иметь представление о том, что полезно и что опасно для здоровья, о мерах предупреждения некоторых заболеваний, в том числе и инфекционных, об основах здорового образа жизни.
Источник: studfile.net
Рабочая программа по реализации программы «Социокультурные истоки»
рабочая программа
формировать духовно-нравственной основы личности, привлекать ребёнка и окружающих взрослых к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
-создавать условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;
-развивать социокультурную основу личности, начиная с дошкольного возраста;
обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника;
— создавать единый социокультурный контекст воспитания и общения в ДОУ и семье, повышать педагогическую культуру
-интегрировать знания о среде, в которой живет и развивается ребенок, формировать опыт ее целостного восприятия;
-осуществлять присоединение от дошкольной ступени образования к начальной школе на основе цели, содержания и педагогических технологий;
-обеспечивать воспитателя социокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка.
Программа «Социокультурные истоки» одухотворяет воспитательно — образовательный процесс, объединяет воспитательные, обучающие и развивающие цели и задачи на основе системы социокультурных и духовно-нравственных категорий и ценностей
-созданы условия для активного приобщения воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;
-развиты основы социокультурной личности дошкольника;
-обеспечено единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника;
-реализуется единый социокультурный контекст воспитания и общения в учреждении и семье, повышена педагогическая культура родителей;
-обеспечена интеграция знаний о внешней среде, в которой живет и развивается ребенок, сформированы основы формирования опыта целостного восприятия мира;
Цели и задачи Программы
Принципы и походы к формированию Программы
Перспективный план работы с детьми в группе общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет по программе «Социокультурные истоки»
Перспективный план работы с детьми в группе общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет по программе «Социокультурные истоки»
Перспективный план работы с детьми в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет по программе «Социокультурные истоки»
Перспективный план работы с детьми в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет по программе «Социокультурные истоки»
Перспективный план работы с детьми в разновозрастной группе компенсирующей направленности с ТНР от 5 до 7 лет по программе
Перечень литературных источников
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребёнка социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д.
Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей), а также той системной ценностей, которая лежит в его основе. Ведущую роль в становлении личности ребёнка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» (В.
Зеньковский) и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребёнок приобретает первый социокультурный опыт. При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально-практического взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности.
Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяют решить программа «Социокультурные истоки» для дошкольного образования. В рамках социокультурного системного подхода разработаны и успешно применяются методики и педагогические технологии, устраняющие разрыв между обучением и воспитанием, обеспечивающие преемственность всех ступеней образования, создающие условия для гармоничного развития ребенка и воспитателя. Согласно системному подходу воспитание есть непрерывный процесс развития социокультурного опыта индивидуума, группы, общества.
Нормативно — правовая основа Программы духовно-нравственного развития и воспитания «Социокультурные истоки»:
— Закон РФ «Об образовании» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.);
— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки №1115 от 17 октября 2013 г.);
— Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации №996-р от 29 мая 2015г.);
— Приказ Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях ХМАО-Югры №1137 от 18.07.2017г.;
— Приказ Департамента социальной политики город Мегион «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях городского округа город Мегион №603-о от 26.07.2017г.;
— Приказ МБДОУ ДС №12«Росинка» №143 от 26.06.2017г. «О реализации программы
1. Реализация концепции социокультурного подхода, направленного на развитие личности ребенка, на укрепление семьи.
2. Формирование чувства благодарной любви, привязанности к Отечеству, к родной земле, ее святыням, культуре, прошлому, настоящему и будущему.
3. Объединение усилий детского сада и семьи.
4. Утверждение в педагогическом процессе активных форм обучения и воспитания, педагогических технологий, направленных на развитие ресурсов личности ребёнка, воспитателя и родителей, на формирование мотивации к социокультурному обновлению и духовному возрождению Малой Родины, региона и всего Отечества.
Цели и задачи реализации Программы.
Основная цель – формировать духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребёнка и окружающих взрослых к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
— создавать условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;
— развивать социокультурную основу личности, начиная с дошкольного возраста; обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника; — создавать единый социокультурный контекст воспитания и общения в ДОУ и семье, повышать педагогическую культуру родителей;
интегрировать знания о среде, в которой живет и развивается ребенок, формировать опыт ее целостного восприятия;
— осуществлять присоединение от дошкольной ступени образования к начальной школе на основе цели, содержания и педагогических технологий;
— обеспечивать воспитателя социокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка.
Принципы и подходы к формированию Программы.
— Принцип диалогового общения позволяет участникам активного занятия договариваться, приходить к согласию и единому мнению, но при этом принимается и другое мнение, отличное от мнения группы.
— Принцип творческой позиции всех участников активного занятия. В ходе занятия создаётся среда, которая выводит детей на решение проблемных вопросов; педагогом и детьми принимаются различные точки зрения, суждения детей не оцениваются.
— Принцип открытости педагога к диалогу, общение на одном уровне, рассаживание детей по кругу, беседа с позиции «Мы», живой интерес к каждому мнению ребёнка, помощь в формулировании мысли, поддержка и общий позитивный настрой.
— Принцип субъектной позиции детей в процессе познания, освоение учебного материала, предполагает, что каждый ребёнок вносит свой особый индивидуальный вклад, активно обменивается знаниями, идеями, способами деятельности, что крайне важно для успешной социализации.
— Принцип культуросообразности. Учёт национально-культурных, региональных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Присоединение ребёнка к ценностным смыслам родной культуры.
— Принцип интегративности. Интеграция социокультурного, духовно – нравственного, познавательного, художественно – эстетического развития в целостный образовательный процесс.
обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру дошкольное учреждение, семью и ребенка; использовать принципиально новый инструментарий образования;
В основе социокультурного системного подхода лежит идея активного воспитания, ключом реализации которого являются активные формы обучения (ресурсный круг, ресурсный круг с делегированием, работа в паре, работа в микро группе вместе с родителями). Данные виды активных форм легли в основу активных занятий.
Активные занятия способствуют выходу ребёнка на очень значимые социокультурные результаты. Система проведения активных форм обучения дошкольников последовательно развивает пять аспектов качества образования: содержательный, коммуникативный, управленческий, психологический, социокультурный.
Активное занятие составляет сердцевину итогового занятия с детьми.
Активные занятия в программе скомпонованы в целостную систему. Каждое последующее занятие вытекает из предыдущего, закрепляет и развивает достигнутый уровень, как в содержательном плане, так и плане развития способностей и основных психических функций ребенка (восприятия, мышления, чувствования, речи).
Реальные и прогнозируемые результаты:
— созданы условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;
— систематизировано развитие социокультурной основы личности, начиная с дошкольного возраста;
— реализуется единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника; -обеспечен единый социокультурный контекст воспитания и общения в ДОУ и семье, повышать педагогическую культуру родителей;
— обеспечена интеграция знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, созданы условия для формирования опыта целостного восприятия мира;
-обеспечение воспитателей социокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка.
Перспективное планирование работы по программе «Социокультурные истоки»
(с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет)
Существенной особенностью является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении итоговых встреч. Активное взаимодействие с ребёнком в условиях МБДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения, таким, как ресурсный круг и работа в паре, способствующим приобретению всеми участниками процесса социальных, коммуникативных, управленческих навыков. Позитивный опыт общения с воспитателями, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый на встречах, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчуждённости. Решение задач по реализации и освоению материала по программе «Социокультурные истоки» осуществляется как в реализации НОД, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей:
- «Познавательное развитие» (природа, растительный и животный мир, культура и быт).
- «Речевое развитие» (фольклор).
- «Художественно — эстетическое развитие» (музыкальное народное творчество, продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества).
- «Социально-коммуникативное развитие» (продуктивная деятельность на основе народных ремесел).
- «Физическое развитие» (народные игры).
Ресурсный круг – основная активная форма обучения. В ресурсном круге каждый ребенок получает реальную возможность высказаться. Дети и взрослые, находясь в кругу, лицом друг к другу, учатся, не перебивая, слушать друг друга, соблюдать очередность высказывания или выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи. Выполнение действий в ресурсном круге (пение колыбельной, рассказывание потешки и т. д.) позволяет ребенку лучше узнать себя и своих товарищей.
Результатом такой самооценки и взаимооценки становится устойчивое позитивное отношение к себе и своим ровесникам. Средством, усиливающим мотивацию к общению в ресурсном круге, является использование предметов (кукла, книга, иллюстрация и т. д.)
Работа в паре – активная форма обучения, предполагающая необходимость прийти к единому мнению, договориться, вместе представить результат. Работа в паре позволяет избежать конкуренции и подготовить ребенка к участию к коллективной деятельности.
Работа в микрогруппе – активная форма обучения, предполагающая выполнение каких-либо действий небольшой группой детей (3-5 человек). Данная форма обучения удовлетворяет все основные коммуникативные потребности дошкольников: потребность во взаимопонимании, в оценке, в равноправном участии в деле. Активные формы обучения вынуждают детей искать точки соприкосновения, сходства, общности друг с другом, учат сопереживанию, умению согласовывать с другими людьми свои мнения и оценки, слаженности действий.
Структура занятия с родителями:
- Вводное слово, чтобы настроить родителей на тему разговора.
- Знакомство с книгой для развития.
- Выполнение заданий для осмысления, как заниматься по ней дома с детьми.
- Проведение активного занятия (ресурсного круга, работы в паре, микрогруппе):
подготовительный этап: чтение родителями «Слова к родителям» по соответствующей теме в книге для развития, где раскрывается смысл важнейших нравственных категорий, заложенных в программе. основной этап: родители выполняют задания, направленные на осмысление главной идеи книги, что способствует накоплению социокультурного опыта у каждого его участника.
заключительный этап (рефлексия): родителям предоставляется возможность высказать свое отношение к обсуждаемой теме.
Структура итогового занятия с детьми:
1. Игровое упражнение, пальчиковая гимнастика – настрой на тему занятия.
2. Работа в круге (беседа по теме, чтение песенок, потешек, сказок и т.д.)
3. Игра (подвижная, хороводная, дидактическая), выполнение задания.
— подготовительный этап: вводное слово воспитателя, чтение стихотворения, настраивающее на тему разговора,
— основной этап: выполнение заданий (индивидуально, в паре, микрогруппе)
— заключительный этап: подведение итога по теме.
4. Оформление страницы «Альбома».
Факторы, мотивирующие инициативу ребёнка:
Успех – успешное выполнение задания, возможность увидеть результаты своей работы.
Одобрение, сопровождающееся как материальным вознаграждением, так и моральное признание заслуг (одобрение взглядом, словом, жестом). Обратная связь: наличие своевременной информации о результатах работы.
Делегирование ответственности, доверие. Привлечение воспитанников к самому процессу организации занятия. (Ребёнок перестает быть объектом воздействия, становится активным участником – субъектом обучения). Вознаграждение взаимопониманием.
Вознаграждение действием. Каждый ребёнок является активным участником образовательного процесса.
Творческие возможности, представленные работой на занятии.
Этап первый «Объединение»
В работе с детьми и их родителями по программе «Социокультурные истоки» используется новый вид образовательного инструментария – книги для развития детей. Образовательная работа по каждой части книги планируется и осуществляется воспитателем в течение месяца (в совместной и самостоятельной деятельности). Книги для развития детей являются составной частью комплекта. Для детей 3-4 лет разработана серия книг: «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга». Книги выстроены в логике осваиваемых категорий курса.
Комплект книг полностью соответствует структуре и содержанию программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования, содержит осваиваемые категории (Слово, Образ, Книга, Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души, Вера, Надежда, Любовь, Мудрость; Традиции Слова, Образа, Дела, Праздника). Интегративный характер книг для развития актуализирует знания детей по игровой деятельности, познавательному развитию, изобразительной и музыкальной деятельности, художественно – ручному труду, развивает коммуникативные способности.
Этап второй «Ознакомление»
Поставить цель работы: знакомство со структурой построения и отличительными особенностями построения книг для развития детей 3-4 лет. Выделить время для самостоятельного ознакомления с книгой для развития (10-15 минут).
Практические шаги. Создание воспитательной среды для саморазвития и самоорганизации личности ребёнка
Этап третий «Освоение»
Обязательное условие: в паре решать все задания вместе, делегируя право высказаться по очереди.
Возраст детей от 3 до 4 лет
В возрасте 3-4 лет определяющей потребностью в общении у детей является потребность в самовыражении и доброжелательном внимании, поэтому цели:
— первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;
— развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему доброе отношение;
— развитие доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости; развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному).
Источник: nsportal.ru