Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.
У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.
Структура учебной деятельности включает следующие элементы: 1. Учебно-познавательные мотивы; их формирование — важнейшая задача начального обучения, и от того, насколько уже в первых классах будут сформированы такие мотивы, во многом зависит успешность дальнейшего обучения. 2. Учебная задача; это не просто конкретное задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, а целая, упорядоченная система заданий.
В результате их выполнения открываются и осваиваются наиболее общие способы решения класса задач определенной научной области. Самое главное при формировании учебной деятельности — преодолеть ориентацию ученика на получение правильного результата при решении конкретной задачи и сформировать ориентацию на правильность применения усвоенного общего способа действий.
Как отразить в рабочей программе предмета деятельность учителя с учетом программы воспитания?
3. Учебные действия, посредством которых школьники воспроизводят и усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения. 4. Контроль, функция которого состоит в отслеживании правильности и полноты выполнения учебных действий. Рекомендация для Вас — Классификация рекламных средств.
5. Оценка, смысл которой состоит в том, чтобы определить, сколь полно освоен заданный способ действий, соответственно — оценка относится как к выполнению конкретной учебной задачи, так и к учебной деятельности в целом[1]. Учебную деятельность можно разделить на фронтальную, индивидуальную, непосредственную и опосредствованную, на деятельность, организуемую по типу общения и по типу сообщения.
Фронтальный способ организации учебной деятельности предполагает односторонний или двухсторонний процесс обмена информацией между преподавателем и аудиторией в целом. Односторонним этот процесс будет в том случае, если активную роль в нем играет только преподаватель (говорит, показывает, разъясняет и т. п.), а учащиеся лишь наблюдают и воспринимают предлагаемую им информацию.
Двухсторонним фронтальным учебный процесс становится в том случае, когда активную роль в нем наряду с преподавателем начинает играть аудитория. Индивидуальной учебная деятельность является тогда, когда в качестве обучаемых выступают один или несколько учащихся, с которыми преподаватель работает персонально и поочередно.
Такая деятельность также может быть односторонней и двухсторонней. Непосредственная учебная деятельность представляет собой прямое взаимодействие, личный контакт преподавателя и учащихся, без использования каких-либо пособий и технических средств, находящихся между учителем и учащимися и в определенной степени изолирующих их друг от друга.
«Организация внеурочной деятельности в рамках новых ФГОС» Волчек М.Г.
Опосредствованная учебная деятельность сводится к взаимодействию учащихся не напрямую с учителем, а со средствами обучения и через них — с учащимися. Преподаватель в данном случае лично мало или совсем не контактирует с учащимися, оставляя за собой обязанность управлять средствами обучения. Учебная деятельность, организуемая по типу сообщения, предполагает только изложение определенных сведений, демонстрацию учащимся каких-либо знаний, умений и навыков. Общение помимо этого включает обсуждение материала преподавателем и учащимися, обмен информацией между ними.
[1] Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000.
Поделитесь ссылкой:
Рекомендуемые лекции
- Диаграммы поведения
- Классификация рекламных средств
- 1.1. Основы языка SQL
- 8 Компактность вложения с ограниченной областью
- 9.1 Содержание понятия и периодизация эпохи
Свежие статьи
Как записать вебинар — 6 простых способов
Обзор программы Экранная Студия. Как записать видео с экрана
Как и где студенту составить резюме?
Правила оформления презентации для студентов в 2023 году
Источник: studizba.com
Виды учебной деятельности
Обеспечение преемственности поколений, передача знаний, моральных ценностей, навыков и умений лежит в основе развития нашей цивилизации. Обучение не является конечной точкой, это путь, длиною в жизнь, не заканчивающийся в школе или вузе. Это и есть учебная деятельность, которая охватывает все области применения человеческого труда и интеллекта.
Что такое учебная деятельность
Это вид занятия, где конечной целью выступает приобретение определённого набора знаний. Стоит сразу отметить, что его разделяют на организованное, то есть проходящее в образовательных учреждениях, и неорганизованное – под ним подразумевается самообразование.
Современное развитие общества требует совершенствования знаний, поток информации увеличивается с каждым годом, поэтому сейчас на первый план выходит умение организовывать свой досуг так, чтобы получить максимум пользы.
Учёба и воспитание неразрывно связаны, они служат средством личностного роста человека! Структура учебной деятельности отточена до мелочей, позволяя составлять максимально эффективные планы:
- Познавательные мотивы – выступают фундаментом дальнейшего роста индивидуума, поэтому формируются ещё в первых классах школы.
- Задача – это совокупность заданий, формирующих общую систему заданий. Важно грамотно направить каждого ученика, чтобы он понимал способы решения и умел достигать поставленной цели.
- Действия – образцы методов решения. Учитель даёт общую информацию, как и каким способом решать поставленные задачи.
- Контроль – помогает отследить правильность выполнения и исправить ошибки.
- Оценка – служит для определения полноты усвоения материала.
При изучении материалов используется огромное количество инструментов: самостоятельная работа, слушание учителя, написание докладов, анализ и структурирование материала, проведение опытов, объяснение явлений, работа со схемами и приборами и множество других методов обучения. Задачей учителя всегда является поиск новых способов преподнесения информации, нахождение подхода к каждому ученику.
Виды учебной деятельности. Какие виды существуют
Довольно часто происходит сплав понятий формы и вида, так как, по сути, это способы эффективной организации обучающего процесса для усвоения программы, познания мира и построений взаимоотношений с другими людьми.
Парная
Синоним индивидуального обучения, его применяют довольно редко в связи с нехваткой педагогов. Ярким примером стало репетиторство, когда педагог работает один на один с учеником. Также это могут быть занятия со сверстником, который помогает разобраться с задачей.
Групповая
Классический пример – обучение в школе. Можно встретить ещё название «фронтальная работа». Характерные черты:
- отдельные задания для самостоятельного решения;
- проверка получившихся результатов.
Коллективная
Она относится к самой сложной за счёт организации работы в парах сменного состава. При такой форме обязательно должна присутствовать активность у каждого ученика, иначе результаты станет неутешительным.
Индивидуальная
Больше относится к самостоятельной работе, подразумевает выполнение заданий в домашней обстановке. Сюда же относятся контрольные работы и выполнение заданий в ходе урока.
В школах чаще всего используется вторая и четвёртая разновидность учебной деятельности, на уроках крайне редко используют занятия в паре или команде.
Современные тенденции требуют постоянного совершенствования учебной программы, поэтому уделяется особое внимание квалификации педагога. Внедрение новых методик и умение заинтересовать ученика является залогом развития успешной и всесторонне развитой личности.
Виды учебной деятельности. Какие виды существуют
Виды учебной деятельности учащегося
Часто под формами учебной деятельности подразумевают виды учебной деятельности учащихся. Виды организации учебной деятельности учащегося прочно связаны со структурой общения между обучающими и обучаемыми. Можно сказать, что формы учебной деятельности учащихся — это способы организации деятельности учащихся, отличающиеся характеристики и взаимосвязи ребенка с окружающими людьми.
Выделяют следующие формы учебной деятельности учащегося:
1. Парную. Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один. Такое обучение принято называть индивидуальным. В школах оно применяется редко в связи с недостаточным количеством времени у учителя. Широко используется при дополнительных занятиях и репетиторстве.
2. Групповую, когда учитель одновременно обучает целую группу учащихся или целый класс. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов. Такую форму еще называют общеклассной или фронтальной работой.
3. Коллективную. Это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллектив ной формы-работа учащихся в парах сменного состава.
4. Индивидуально-обособленную. Ее еще часто называют самостоятельной работой учащегося. Выполнение ребенком домашней работы — вот типичный пример такой формы учеб ной деятельности. Широко применяется и на уроках в общеобразовательных учреждениях. Контрольные и самостоятельные работы, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока тоже относятся к этой форме.
На практике в школах чаще всего применяют групповую и индивидуально-обособленную формы обучения. На уроках почти не используют парную работу и занятия в малых группах (звеньях, бригадах). Только апробируется созданная в XX в. коллективная форма.
Групповая форма организации учебной работы представлена только двумя разновидностями: общеклассные (фронтальные) занятия и занятия в малых группах.
При общеклассных и групповых занятиях одного говорящего слушает группа. Число слушающих всегда больше числа говорящих. Различие между общением в малой группе (звене) и в большой группе (классе) не в структуре, не в построении, а в количестве одновременно слушающих. Поэтому общеклассные (фронтальные) и звеньевые (малая группа) занятия есть одна и та же групповая форма организации учебной деятельности. В том и другом случае группа в каждый момент времени работает совместно.
Перед группой или классом может выступать учитель, родитель, директор школы, член группы. В любом случае общение строится как групповое. Конкретные задания при этом могут быть самыми различными: простыми и сложными, дифференцированными и недифференцированными.
Сущность такой формы в самом общем виде может быть выражена формулой: один человек обучает одновременно многих, группу. По количеству учащихся группа может быть разной. Предельное число группы учащихся установить трудно, но минимальное — два человека.
Общеклассная, или фронтальная, работа учащихся на уроке может иметь не только групповую форму. Если учитель дал всем ученикам одно и то же задание и каждый ученик выполняет это задание индивидуально, не вступая в общение с учителем или с другими учениками класса, то такая работа учащихся является индивидуально-обособленной. Основной признак индивидуально-обособленной работы учащихся — это отсутствие живого, непосредственного контакта ученика с другими людьми.
Коллективная форма учебной деятельности учащегося возникла только в XX в. в России. Это специфическая форма учебной деятельности, принципиально отличающаяся от других существующих форм.
Общеклассная работа, которую мы встречаем почти на каждом уроке в современной школе, не является коллективной. Прежде всего потому, что при общеклассной работе ученический коллектив не имеет общей цели. Учитель ставит перед учащимися не общую, а одинаковую для всех цель. Соответственно и отношение к учебной деятельности у учащихся вырабатывается не как к чему-то совместному и творческому, а как к чему-то индивидуальному и обязательному. Деятельность, направленная на достижение совместной цели, сплачивает, а при достижении одинаковой цели вызывает соревнование, конкуренцию и разобщение.
Общую совместную цель легко отличить от цели, одинаковой для всех. Если цель, поставленную учителем, может достичь один ученик или все по отдельности самостоятельно, то это одинаковая для всех цель. А если цель за данный отрезок времени могут достигнуть только все учащиеся вместе общими усилиями, то такая цель является общей, или совместной. Совместная задача может выполняться только группой людей. Один человек выполнить ее не в состоянии.
Учебная цель может быть совместной в том случае, если в ходе обучения помимо освоения новых знаний, умений и навыков группа людей (класс) обучает каждого своего члена. Это предусматривает систематическое участие каждого члена группы в обучении всех.
Сколько бы учеников одновременно ни учил учитель (одного, двоих, пятерых, десятерых или сорок), он не может создать коллективного обучения. Он может одновременно учить одною ученика или группу учеников. Коллективное же обучение появляется только в том случае, когда в деле обучения данной группы принимают активное и систематическое участие все ее члены, т.е. группа становится самообучающейся. Поэтому коллективное обучение возможно там, где действует самообучающаяся группа или самообразовательный коллектив.
Создать такой коллектив невозможно без педагога высочайшей квалификации. Педагог, организующий такую форму обучения. должен знать и уметь намного больше, чем обычный учитель, ведущий преподавание по традиционной методике.
В работе малой группы (бригады), как и во фронтальной (общеклассной) работе, нет единой общей цели, а есть только совпадение индивидуальных целей. Исследования показывают, что общую для группы тему (или вопрос) хорошо изучает только один-два человека из группы. Это обычно ученики, которые выполняли роль учителя (бригадира или консультанта).
Остальные не выходят на уровень освоения материала и постоянно нуждаются в помощи учителя. Один член группы (бригады) усваивает гораздо больше, чем вся группа в целом. Это явный признак того, что нет коллективной работы, при которой общий результат был бы выше результата каждого члена коллектива, взятого в отдельности.
При коллективной форме организации учебной работы ведущую роль играет общение и взаимодействие учащихся друг с другом. Коллективным и продуктивным общение становится тогда, когда оно имеет сменяющуюся парную структуру, т.е. учащиеся общаются в парах сменного состава, только такая работа отвечая современному понятию коллективной работы.
Выделяют следующие общие признаки коллективной работы:
1. Наличие у всех ее участников общей, совместной цели.
2. Разделение труда, функций и обязанностей.
3. Сотрудничество и товарищеская взаимопомощь.
4. Наличие действующих органов, организации, привлечение участников работы к контролю, учету и управлению.
5. Общественно полезный характер деятельности всех и каждого участника в отдельности.
6. Объем работы, выполняемой коллективом, в целом всегда больше объема работы, выполняемой каждым его членом в отдельности или частью коллектива.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru