Основные виды целевых программ

Содержание

Осуществляемая в стране реформа местного самоуправления предполагает запуск механизмов, призванных обеспечить динамичное социально-экономическое развитие местных сообществ, реальное улучшение качества жизни их населения. Такое развитие детерминировано факторами разной природы (экономическими, социальными, организационными и др.). Возможности использования потенциала этих факторов дифференцированы по субъектам, представляющим органы власти и управления федерального, регионального и местного уровней. Отсюда, заметно актуализирована потребность в интеграции их деятельности.

Введение………………………………………………………………………………3
Целевая программа………………………………………..…………………………4
Структура целевой программы…………………………………………………..5
Классификация целевых программ развития туризма………………………. 7
Технология разработки целевой программы развития туризма……………. 11
Документальная структура целевой программы развития туризма………….13
Заключение…………………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………………….17

06 Выбор вида целевого действия

Работа состоит из 1 файл

По признаку масштабности программной проблемы выделяются программы следующих типов:

    • комплексные (многоаспектные);
    • узкоспециализированные (моноцелевые).

    По признаку отраслевой локализации целевые программы подразделяются на:

    • межотраслевые (многоотраслевые);
    • отраслевые;
    • подотраслевые.

    По признаку продолжительности периода действия целевые программы подразделяются на:

      • долгосрочные (свыше 5 лет);
      • среднесрочные (от 3 до 5 лет);
      • краткосрочные (до 2 лет).

      Практический опыт разработки и реализации Федеральной целевой программы “Развитие туризма в Российской Федерации” и разработки аналогичных программ показывает, что наиболее целесообразно формировать данную программу как долгосрочную с выделением двух этапов.

      По признаку источников финансирования целевые программы подразделяются на:

        • финансируемые из бюджета;
        • финансируемые из прочих источников;
        • смешанного финансирования.

        По статусу программы целевые программы подразделяются на:

          • часть государственной программы,
          • самостоятельные (местные).

          Региональная целевая программа развития туризма является самостоятельной программой, реализуемой силами муниципального образования, что, как указано выше, не исключает общности отдельных мероприятий с программой федерального уровня и финансирования этих мероприятий (частичное или полное) из средств федерального или регионального бюджета.

          По формам представления конечных результатов реализации выделяются программы следующих типов:

            • с качественно определяемыми результатами;
            • с количественно определяемыми результатами (на основе формализованных связей между показателями, используемыми в расчетах);
            • с результатами, представляемыми частично в качественных и частично в количественных формах.

            Инновационные и инвестиционные мероприятия должны характеризоваться набором необходимых количественных показателей их эффективности в соответствии с требованиями разработки соответствующих бизнес-планов.

            Управление и финансирование целевых программ

            1. Технология разработки целевой программы развития туризма

            1) подготовка предложений о разработке программы;

            2) разработка концепции по решению программной проблемы;

            3) формирование исходного ( технического) задания на разработку программы;

            4) разработка и формирование проекта программы с необходимыми предложениями;

            5) согласование и экспертиза программы; п. 6) утверждение программы.

            Инициаторами подготовки Предложений о разработке муниципальной целевой программы развития туризма могут выступать органы представительной и исполнительной власти, а также юридические и физические лица.

            Предложения должны содержать:

            — анализ причин возникновения проблемы;

            — обоснование значимости проблемы развития туризма для социально-экономического развития региона;

            — обоснование невозможности комплексного решения задач в приемлемые сроки в условиях действующих рыночных механизмов и необходимости государственной поддержки;

            — возможные способы решения проблемы, предлагаемый состав основных направлений работ и мероприятий, возможные сроки их реализации;

            — оценку требуемых финансовых ресурсов, предложения по источникам их обеспечения;

            — предварительную укрупненную оценку социально-экономических и других результатов;

            — рекомендации по определению государственного заказчика программы, ее основных разработчиков;

            — предварительную оценку сроков и стоимости подготовки муниципальной целевой программы развития туризма;

            — рекомендации по составу и содержанию необходимых предпрограммных научно-исследовательских, информационно-аналитических и других работ в целях повышения качества разработки целевой программы и обоснования ее основных предложений.

            Читайте также:
            Как узнать какая программа флешку

            На основании представленных предложений органы исполнительной власти принимают решение о дальнейших стадиях проведения работ по подготовке региональной программы развития туризма.

            Порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения концепции по решению программной проблемы развития туризма в регионе такой же, как и для муниципальной целевой программы. Изложение разделов концепции должно быть кратким и информативным.

            После утверждения в установленном порядке концепции по решению программной проблемы развития туризма в районе органами власти муниципального образования принимается решение о разработке муниципальной целевой программы развития туризма, в котором определяется государственный заказчик программы.

            Государственным заказчиком подготавливается исходное задание на разработку программы, являющееся основным документом, которым руководствуются разработчики программы, определяются головной разработчик и основные соисполнители. Их выбор должен осуществляться на конкурсной основе в соответствии с “Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд”, утвержденным указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305.

            Разработку разделов проекта программы целесообразно осуществлять последовательно-паралелльным способом, оперативно внося соответствующие изменения в те разделы, которые требуют корректировок в соответствии с результатами разработки других разделов.

            После завершения разработки проекта программы государственный заказчик организует независимую экспертизу представленного проекта программы.

            Утверждение муниципальной целевой программы развития туризма осуществляется в порядке, установленном соответствующими организационно-правовыми документами, регламентирующими процессы формирования, согласования и утверждения региональных программ.

            1. Документальная структура целевой программы развития туризма

            Содержательная структура программы призвана воплощать ее цели, задачи, сущность, внутренние и внешние взаимосвязи, организацию управления разработкой и реализацией. Иначе говоря, данная структура есть модель, описание программы не по форме ее документального построения, а по внутреннему содержанию. Соответственно к этой структуре не предъявляется жесткое требование полного соответствия целевой программе, окончательно оформленной в виде проекта или утвержденного документа. В связи с этим в содержательной структуре части программы выделяются таким образом, чтобы можно было получить общее представление о сути программы, ее направленности, способах осуществления, ресурсных источниках.

            Документальная структура, воплощенная прежде всего в виде перечня наименований документов, входящих в состав целевой программы, лимитирована официальными требованиями к составу этих документов и методическими пожеланиями, инструкциями.

            Рассмотрим содержательную структуру программы в виде отдельных частей, на которые разделяется программа в соответствии с основной функцией, выполняемой каждой частью в осуществлении программно-целевого метода и достижении программных целей.

            Целевой блок содержит характеристику главной цели программы и подцелей разных уровней, определяющих в совокупности установку программы.

            Функциональный блок программы представляет совокупность согласованных по содержанию и увязанных во времени осуществления функциональных мероприятий, направленных на достижение цели программы.

            Исполнительный (адресный) блок программы формируется в целях увязки мероприятий программы с их исполнителями в лице разных институтов, органов управления, министерств, ведомств, государственных и негосударственных организаций разных форм собственности, тем или иным образом участвующих в осуществлении программы.

            Ресурсный блок характеризует совокупность, количественные и качественные параметры ресурсного обеспечения программы и источники их получения. Показатели ресурсного обеспечения должны быть представлены в соответствии с составом мероприятий программы и намеченными сроками их проведения.

            Организационный блок программы характеризует организацию ее разработки, состав и функции органов, участвующих в разработке, структуру, права и обязанности органов, управляющих осуществлением программы, особенности хозяйственного механизма управления разработкой и реализацией программы. Описанная в общих чертах структура программы с выделением блоков по характеру функционального назначения представляет интерес с теоретических и общеметодологических позиций.

            Целевая программа в общем виде состоит из следующих документов:

            • задание на разработку и осуществление программы;

            • проект программы с приложениями;

            Программно-целевое планирование и управление основываются на системном подходе к организации управления экономическими процессами и являются широко используемым методом разрешения различного рода проблем, имеющих комплексный характер, как в условиях рыночной, так и планово регулируемой экономики.

            Проблема задействования программно-целевого подхода в регулировании российской экономики как таковая — предмет самостоятельного анализа. Достаточно лишь отметить, с одной стороны, повышение роли программно-целевого подхода по мере усиления самостоятельности хозяйствующих субъектов и территориальных образований», с другой, — наличие серьезных недостатков в применении этого подхода. К числу подобных, принципиального характера изъянов, относится, в частности следующий: если раньше рассматриваемые программы взаимоувязывались с планами развития экономики и в них выделялись приоритетные цели, достижение которых позволяло ускорить внедрение научно-технического прогресса, создать благоприятные условия для воспроизводственной деятельности отстающих отраслей или решить иные проблемы, выходящие за рамки отдельной отрасли или региона, то в настоящее время программы разрабатывают для решения частных ведомственных и региональных вопросов.

            1. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005. – 416 с.
            2. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. И доп. Сер. «Экономика и управление». М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательсикй центр «МарТ», 2005. – 400 с.
            3. Севастьянова С.А. Методологические основы развития и системного управления туризмом в регионе. СПб.: СПбГИЭУ, 2005. – 180 с.
            4. Туризм и туристские ресурсы в России 2005. Федеральная служба государственной статистики. Официальное издание. М., 2006. 172 с.
            Читайте также:
            Где хранится код программы

            Источник: www.freepapers.ru

            Понятие и виды целевых программ

            Целевые комплексные программы представляют собой плановые документы, разрабатываемые на основе программно-целевого метода планирования для решения наиболее актуальных проблем. Сущность этого метода заключается в выборе целей социально-экономического развития объекта, определении задач для каждого этапа и конкретных мероприятий по их достижению.

            В практике нашей страны целевые программы широко использовались в качестве составной части государственных планов экономического и социального развития для решения важнейших межотраслевых и региональных проблем. Они представляли собой директивный и адресный документ, увязанный по ресурсам, исполнителям и сроками осуществления комплекса социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение конкретной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными путями в установленные сроки. Однако в начале 90-х годов отрицательное отношение к применению плановых начал в развитии экономики негативно отразилось и на применении целевых программ. Вопреки зарубежной практике усиления государственного влияния на экономику в России началось вытеснение государства из экономической сферы.

            Анализ зарубежного опыта государственного регулирования позволил внести коррективы в практику руководства экономикой нашей страны, вернуться в чем-то к ее плановым началам. Уже во второй половине 1992 г. Правительство Российской Федерации постановлением № 638 установило порядок разработки и реализации федеральных целевых программ. Этот порядок просуществовал до 1995 г., затем он был уточнен и утвержден в новой редакции.

            Программы могут быть федеральными, федерально-региональными, региональными и местными. По содержанию целевые программы можно подразделить на социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, экологические, организационно-хозяйственные и т.п.

            Объектами целевых программ выступают отрасли промышленности, регионы, социальная сфера, различные направления научных исследований. Существуют также отраслевые и межотраслевые программы. Формирование подпрограмм осуществляется путем выделения из конечной цели программы промежуточных целей.

            Выделяются следующие этапы в работе с целевыми программами: отбор проблем для программной разработки; принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование; экспертиза и оценка целевой программы; утверждение целевой программы; управление реализацией целевой программы, а так же контроль за ходом ее выполнения.

            Утвержденные федеральные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе софинансирования. Решение проблем, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляется в основном за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий), и др.

            Из общего числа целевых программ, финансируемых с участием федерального бюджета, примерно 1/4 и по количеству и по доле в общем объеме федеральных ассигнований приходится на программы развития регионов, экологические программы и программы по ликвидации последствий радиационных катастроф.

            Актуальной остается задача конкретизации внебюджетных источников финансирования по каждой программы.

            Основной недостаток целевых программ, как средства планирования, заключается в том, что их ресурсное обеспечение не скоординировано друг с другом. По оценке официальных источников результатом является хроническое недофинансирование большинства целевых программ. В результате происходит распыление бюджетных средств, а программные цели не достигаются.

            В Челябинской области принят закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития», который повторяет в основном положения федерального закона.

            Прогноз социально-экономического развития Челябинской области разрабатывается исходя из комплексного анализа развития экономики Челябинской области, в том числе демографической, экологической, внешнеэкономической ситуаций, научно-технического потенциала, социальной сферы, состояния природных ресурсов и перспектив изменения в развитии экономики Челябинской области.

            Прогноз социально-экономического развития разрабатывается в целом по Челябинской области, по городским округам и муниципальным районам и по отраслям экономики.

            Прогноз социально-экономического развития разрабатывается в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

            В большинстве муниципальных образований программы социально-экономического развития составляются на один год, перечень целевых программ является незначительным, программы экономического развития, как правило, отсутствуют.

            Основная проблема прогнозирования и программирования на региональном и местном уровнях заключается в нестабильности ситуации в стране, непрерывном и непредсказуемом реформировании практически всех сторон общественной жизни.

            Читайте также:
            Программа чтобы синий экран смерти

            Это не позволяет на региональном и местном уровнях составлять достоверные прогнозы и программы. В Челябинской области фактические показатели даже по годовым программам социально-экономического развития на 20-40% отличаются от прогнозных.

            В конце февраля 2014 года Борис Дубровский отправил на доработку проект Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года. Он дал месяц своей команде, чтобы создать действительно работающую стратегию.

            Стратегия развития Челябинской области, по моему убеждению, состоит в поиске прорывных, якорных экономических проектов, которые «потянут» за собой другие отрасли экономики и окажут благоприятное воздействие на социальную среду. Кроме того, чтобы иметь жизнеспособность, проект стратегии еще на стадии проработки должен широко обсуждаться в обществе, с привлечением широкого круга специалистов и экспертов», — заключил Борис Дубровский. Основополагающая цель документа осталась прежней: рост благосостояния и качества жизни южноуральцев за счет устойчивого и динамичного развития и повышения конкурентоспособности экономики Челябинской области. В качестве основных направлений ставятся: повышение благосостояния населения, создание рабочих мест и привлечение эффективной занятости населения, модернизация социальной сферы и улучшение демографической ситуации.

            Воспользуйтесь поиском по сайту:

            Источник: studopedia.org

            Презентация на тему Целевые программы как инструмент государственного управления

            ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

            закон
            Региональный уровень
            ● Закон Пермского края «О бюджетном процессе в
            Пермском крае»
            ● Постановление Правительства Пермского края
            Муниципальный уровень
            ● Постановление администрации муниципального
            образования Пермского края

            Нормативная правовая база, регламентирующая реализацию целевых программ Федеральный уровень ● Бюджетный

            Слайд 4Классификация целевых программ

            по уровню реализации: ●

            федеральные ● региональные ● муниципальные по принадлежности: ● ведомственные ● межведомственные по срокам

            реализации: ● краткосрочные ● среднесрочные ● долгосрочные

            Классификация целевых программ по уровню реализации: ● федеральные ●

            Слайд 5Классификация целевых программ
            по функциональной ориентации:
            ● социальные
            предусматривающие меры

            социальной поддержки населения, а также структурные преобразования

            в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п.
            ● экологические
            направленные на осуществление крупных природоохранных мероприятий
            ● инновационные
            обеспечивающие внедрение и распространение научно-технических достижений в производстве и осуществляющие научно-техническую перестройку производства
            ● научно-технические
            связанные с развитием новых перспективных направлений науки и техники, которые основаны на достижениях фундаментальных исследований, с решением прикладных проблем в науке, технике, технологии
            ● фундаментальные
            исследования, направленные на получение фундаментальных основ науки

            Классификация целевых программ по функциональной ориентации: ● социальные предусматривающие меры социальной поддержки

            Слайд 6Базовые принципы разработки целевых программ
            ● легитимность
            ● нормативность
            ● реальность
            ● вариативность
            ● конкретность целей и

            задач
            ● контролируемость
            ● ответственность

            Базовые принципы разработки целевых программ ● легитимность ● нормативность ● реальность ● вариативность ● конкретность целей

            Слайд 7Процесс формирования целевых программ
            ● отбор проблемы
            ● формирование «дерева»

            целей
            ● определение потребности в ресурсах
            ● разработка модели программы (мероприятия)
            ● выбор

            критериев оценки

            Процесс формирования целевых программ ● отбор проблемы ● формирование «дерева» целей ● определение потребности

            Слайд 8Критерии отбора проблем для решения программно-целевым методом

            соответствие приоритетным направлениям социально-
            экономического развития

            устойчивость (долговременность) результата
            реализации программы

            ● достижимость поставленных задач в установленный
            срок

            ● возможность концентрации ресурсов

            Критерии отбора проблем для решения программно-целевым методом ● соответствие приоритетным направлениям

            Слайд 9Типовая структура целевой программы

            Типовая структура целевой программы

            Слайд 10Разделы целевой программы
            ● Паспорт
            ● Общие положения (объект, предмет регулирования

            и сфера действия целевой программы)
            ● Обоснование

            необходимости решения проблемы программно- целевым методом
            ● Цели и задачи
            ● Целевые показатели
            ● Контрольные точки
            ● Система программных мероприятий
            ● Механизм реализации
            ● Оценка ожидаемых результатов
            ● Источники финансирования
            ● Финансово-экономическое обоснование

            Разделы целевой программы ● Паспорт ● Общие положения (объект, предмет регулирования и сфера

            Слайд 11Целевые программы, реализуемые в Пермском крае

            программы

            ● Краевые целевые программы

            ● Долгосрочные целевые программы

            ● Ведомственные целевые программы

            Целевые программы, реализуемые в Пермском крае ● 22 государственные программы

            Слайд 12Расходы на государственные программы Пермского края в

            2016 году

            Расходы на государственные программы Пермского края в 2016 году

            Слайд 13Целевые программы в системе документов стратегического планирования

            Пермского края
            Устав Пермского края
            Закон ПК «О планировании

            социально-экономического развития Пермского края»

            Программа
            социально-экономического развития края

            Сценарные условия
            (краткосрочный прогноз)

            Бюджет Пермского края

            Указ губернатора
            «О целях, задачах и целевых показателей деятельности Правительства края»

            Кодификатор
            целей и задач социально-экономического развития края

            План
            действий Правительства края
            (целевые программы, проекты, мероприятия)

            Целевые программы в системе документов стратегического планирования Пермского края Устав Пермского края

            Слайд 14Инициаторы разработки и реализации целевых программ в Пермском

            крае

            ведомственные программы – руководитель исполнительного органа государственной власти

            государственные программы – руководитель исполнительного органа государственной власти края, Аппарата Правительства и Администрации губернатора Пермского края

            Инициаторы разработки и реализации целевых программ в Пермском крае ведомственные программы

            Слайд 15Источники финансирования целевых программ в Пермском крае
            ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
            Федеральный

            бюджет
            Краевой бюджет
            Местный бюджет
            Внебюджетные источники

            Источники финансирования целевых программ в Пермском крае ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА Федеральный бюджет Краевой

            Слайд 16
            РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ — степень достижения результатов

            программы по отношении к плановым показателям

            ПРОГРАММЫ – соотношение результатов, достигнутых вследствие реализации программы, и финансовых затрат, связанных с её реализацией

            МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ – систематическое наблюдение за ходом реализации целевых программ с целью оценки, контроля и прогнозирования эффективности использования средств бюджета края, а также достижения целевых показателей

            РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ - степень достижения результатов программы по отношении к

            Слайд 17Критерии оценки реализации целевой программы в Пермском крае

            степень достижения плановых целевых показателей программы

            ● соотношение плановых и фактически произведенных расходов на реализацию программы

            Источник: thepresentation.ru

            Рейтинг
            ( Пока оценок нет )
            Загрузка ...
            EFT-Soft.ru