Осуществляемая в стране реформа местного самоуправления предполагает запуск механизмов, призванных обеспечить динамичное социально-экономическое развитие местных сообществ, реальное улучшение качества жизни их населения. Такое развитие детерминировано факторами разной природы (экономическими, социальными, организационными и др.). Возможности использования потенциала этих факторов дифференцированы по субъектам, представляющим органы власти и управления федерального, регионального и местного уровней. Отсюда, заметно актуализирована потребность в интеграции их деятельности.
Введение………………………………………………………………………………3
Целевая программа………………………………………..…………………………4
Структура целевой программы…………………………………………………..5
Классификация целевых программ развития туризма………………………. 7
Технология разработки целевой программы развития туризма……………. 11
Документальная структура целевой программы развития туризма………….13
Заключение…………………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………………….17
06 Выбор вида целевого действия
Работа состоит из 1 файл
По признаку масштабности программной проблемы выделяются программы следующих типов:
- комплексные (многоаспектные);
- узкоспециализированные (моноцелевые).
По признаку отраслевой локализации целевые программы подразделяются на:
- межотраслевые (многоотраслевые);
- отраслевые;
- подотраслевые.
По признаку продолжительности периода действия целевые программы подразделяются на:
- долгосрочные (свыше 5 лет);
- среднесрочные (от 3 до 5 лет);
- краткосрочные (до 2 лет).
Практический опыт разработки и реализации Федеральной целевой программы “Развитие туризма в Российской Федерации” и разработки аналогичных программ показывает, что наиболее целесообразно формировать данную программу как долгосрочную с выделением двух этапов.
По признаку источников финансирования целевые программы подразделяются на:
- финансируемые из бюджета;
- финансируемые из прочих источников;
- смешанного финансирования.
По статусу программы целевые программы подразделяются на:
- часть государственной программы,
- самостоятельные (местные).
Региональная целевая программа развития туризма является самостоятельной программой, реализуемой силами муниципального образования, что, как указано выше, не исключает общности отдельных мероприятий с программой федерального уровня и финансирования этих мероприятий (частичное или полное) из средств федерального или регионального бюджета.
По формам представления конечных результатов реализации выделяются программы следующих типов:
- с качественно определяемыми результатами;
- с количественно определяемыми результатами (на основе формализованных связей между показателями, используемыми в расчетах);
- с результатами, представляемыми частично в качественных и частично в количественных формах.
Инновационные и инвестиционные мероприятия должны характеризоваться набором необходимых количественных показателей их эффективности в соответствии с требованиями разработки соответствующих бизнес-планов.
Управление и финансирование целевых программ
- Технология разработки целевой программы развития туризма
1) подготовка предложений о разработке программы;
2) разработка концепции по решению программной проблемы;
3) формирование исходного ( технического) задания на разработку программы;
4) разработка и формирование проекта программы с необходимыми предложениями;
5) согласование и экспертиза программы; п. 6) утверждение программы.
Инициаторами подготовки Предложений о разработке муниципальной целевой программы развития туризма могут выступать органы представительной и исполнительной власти, а также юридические и физические лица.
Предложения должны содержать:
— анализ причин возникновения проблемы;
— обоснование значимости проблемы развития туризма для социально-экономического развития региона;
— обоснование невозможности комплексного решения задач в приемлемые сроки в условиях действующих рыночных механизмов и необходимости государственной поддержки;
— возможные способы решения проблемы, предлагаемый состав основных направлений работ и мероприятий, возможные сроки их реализации;
— оценку требуемых финансовых ресурсов, предложения по источникам их обеспечения;
— предварительную укрупненную оценку социально-экономических и других результатов;
— рекомендации по определению государственного заказчика программы, ее основных разработчиков;
— предварительную оценку сроков и стоимости подготовки муниципальной целевой программы развития туризма;
— рекомендации по составу и содержанию необходимых предпрограммных научно-исследовательских, информационно-аналитических и других работ в целях повышения качества разработки целевой программы и обоснования ее основных предложений.
На основании представленных предложений органы исполнительной власти принимают решение о дальнейших стадиях проведения работ по подготовке региональной программы развития туризма.
Порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения концепции по решению программной проблемы развития туризма в регионе такой же, как и для муниципальной целевой программы. Изложение разделов концепции должно быть кратким и информативным.
После утверждения в установленном порядке концепции по решению программной проблемы развития туризма в районе органами власти муниципального образования принимается решение о разработке муниципальной целевой программы развития туризма, в котором определяется государственный заказчик программы.
Государственным заказчиком подготавливается исходное задание на разработку программы, являющееся основным документом, которым руководствуются разработчики программы, определяются головной разработчик и основные соисполнители. Их выбор должен осуществляться на конкурсной основе в соответствии с “Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд”, утвержденным указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305.
Разработку разделов проекта программы целесообразно осуществлять последовательно-паралелльным способом, оперативно внося соответствующие изменения в те разделы, которые требуют корректировок в соответствии с результатами разработки других разделов.
После завершения разработки проекта программы государственный заказчик организует независимую экспертизу представленного проекта программы.
Утверждение муниципальной целевой программы развития туризма осуществляется в порядке, установленном соответствующими организационно-правовыми документами, регламентирующими процессы формирования, согласования и утверждения региональных программ.
- Документальная структура целевой программы развития туризма
Содержательная структура программы призвана воплощать ее цели, задачи, сущность, внутренние и внешние взаимосвязи, организацию управления разработкой и реализацией. Иначе говоря, данная структура есть модель, описание программы не по форме ее документального построения, а по внутреннему содержанию. Соответственно к этой структуре не предъявляется жесткое требование полного соответствия целевой программе, окончательно оформленной в виде проекта или утвержденного документа. В связи с этим в содержательной структуре части программы выделяются таким образом, чтобы можно было получить общее представление о сути программы, ее направленности, способах осуществления, ресурсных источниках.
Документальная структура, воплощенная прежде всего в виде перечня наименований документов, входящих в состав целевой программы, лимитирована официальными требованиями к составу этих документов и методическими пожеланиями, инструкциями.
Рассмотрим содержательную структуру программы в виде отдельных частей, на которые разделяется программа в соответствии с основной функцией, выполняемой каждой частью в осуществлении программно-целевого метода и достижении программных целей.
Целевой блок содержит характеристику главной цели программы и подцелей разных уровней, определяющих в совокупности установку программы.
Функциональный блок программы представляет совокупность согласованных по содержанию и увязанных во времени осуществления функциональных мероприятий, направленных на достижение цели программы.
Исполнительный (адресный) блок программы формируется в целях увязки мероприятий программы с их исполнителями в лице разных институтов, органов управления, министерств, ведомств, государственных и негосударственных организаций разных форм собственности, тем или иным образом участвующих в осуществлении программы.
Ресурсный блок характеризует совокупность, количественные и качественные параметры ресурсного обеспечения программы и источники их получения. Показатели ресурсного обеспечения должны быть представлены в соответствии с составом мероприятий программы и намеченными сроками их проведения.
Организационный блок программы характеризует организацию ее разработки, состав и функции органов, участвующих в разработке, структуру, права и обязанности органов, управляющих осуществлением программы, особенности хозяйственного механизма управления разработкой и реализацией программы. Описанная в общих чертах структура программы с выделением блоков по характеру функционального назначения представляет интерес с теоретических и общеметодологических позиций.
Целевая программа в общем виде состоит из следующих документов:
• задание на разработку и осуществление программы;
• проект программы с приложениями;
Программно-целевое планирование и управление основываются на системном подходе к организации управления экономическими процессами и являются широко используемым методом разрешения различного рода проблем, имеющих комплексный характер, как в условиях рыночной, так и планово регулируемой экономики.
Проблема задействования программно-целевого подхода в регулировании российской экономики как таковая — предмет самостоятельного анализа. Достаточно лишь отметить, с одной стороны, повышение роли программно-целевого подхода по мере усиления самостоятельности хозяйствующих субъектов и территориальных образований», с другой, — наличие серьезных недостатков в применении этого подхода. К числу подобных, принципиального характера изъянов, относится, в частности следующий: если раньше рассматриваемые программы взаимоувязывались с планами развития экономики и в них выделялись приоритетные цели, достижение которых позволяло ускорить внедрение научно-технического прогресса, создать благоприятные условия для воспроизводственной деятельности отстающих отраслей или решить иные проблемы, выходящие за рамки отдельной отрасли или региона, то в настоящее время программы разрабатывают для решения частных ведомственных и региональных вопросов.
- Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005. – 416 с.
- Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. И доп. Сер. «Экономика и управление». М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательсикй центр «МарТ», 2005. – 400 с.
- Севастьянова С.А. Методологические основы развития и системного управления туризмом в регионе. СПб.: СПбГИЭУ, 2005. – 180 с.
- Туризм и туристские ресурсы в России 2005. Федеральная служба государственной статистики. Официальное издание. М., 2006. 172 с.
Источник: www.freepapers.ru
Понятие и виды целевых программ
Целевые комплексные программы представляют собой плановые документы, разрабатываемые на основе программно-целевого метода планирования для решения наиболее актуальных проблем. Сущность этого метода заключается в выборе целей социально-экономического развития объекта, определении задач для каждого этапа и конкретных мероприятий по их достижению.
В практике нашей страны целевые программы широко использовались в качестве составной части государственных планов экономического и социального развития для решения важнейших межотраслевых и региональных проблем. Они представляли собой директивный и адресный документ, увязанный по ресурсам, исполнителям и сроками осуществления комплекса социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение конкретной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными путями в установленные сроки. Однако в начале 90-х годов отрицательное отношение к применению плановых начал в развитии экономики негативно отразилось и на применении целевых программ. Вопреки зарубежной практике усиления государственного влияния на экономику в России началось вытеснение государства из экономической сферы.
Анализ зарубежного опыта государственного регулирования позволил внести коррективы в практику руководства экономикой нашей страны, вернуться в чем-то к ее плановым началам. Уже во второй половине 1992 г. Правительство Российской Федерации постановлением № 638 установило порядок разработки и реализации федеральных целевых программ. Этот порядок просуществовал до 1995 г., затем он был уточнен и утвержден в новой редакции.
Программы могут быть федеральными, федерально-региональными, региональными и местными. По содержанию целевые программы можно подразделить на социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, экологические, организационно-хозяйственные и т.п.
Объектами целевых программ выступают отрасли промышленности, регионы, социальная сфера, различные направления научных исследований. Существуют также отраслевые и межотраслевые программы. Формирование подпрограмм осуществляется путем выделения из конечной цели программы промежуточных целей.
Выделяются следующие этапы в работе с целевыми программами: отбор проблем для программной разработки; принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование; экспертиза и оценка целевой программы; утверждение целевой программы; управление реализацией целевой программы, а так же контроль за ходом ее выполнения.
Утвержденные федеральные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе софинансирования. Решение проблем, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляется в основном за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий), и др.
Из общего числа целевых программ, финансируемых с участием федерального бюджета, примерно 1/4 и по количеству и по доле в общем объеме федеральных ассигнований приходится на программы развития регионов, экологические программы и программы по ликвидации последствий радиационных катастроф.
Актуальной остается задача конкретизации внебюджетных источников финансирования по каждой программы.
Основной недостаток целевых программ, как средства планирования, заключается в том, что их ресурсное обеспечение не скоординировано друг с другом. По оценке официальных источников результатом является хроническое недофинансирование большинства целевых программ. В результате происходит распыление бюджетных средств, а программные цели не достигаются.
В Челябинской области принят закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития», который повторяет в основном положения федерального закона.
Прогноз социально-экономического развития Челябинской области разрабатывается исходя из комплексного анализа развития экономики Челябинской области, в том числе демографической, экологической, внешнеэкономической ситуаций, научно-технического потенциала, социальной сферы, состояния природных ресурсов и перспектив изменения в развитии экономики Челябинской области.
Прогноз социально-экономического развития разрабатывается в целом по Челябинской области, по городским округам и муниципальным районам и по отраслям экономики.
Прогноз социально-экономического развития разрабатывается в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.
В большинстве муниципальных образований программы социально-экономического развития составляются на один год, перечень целевых программ является незначительным, программы экономического развития, как правило, отсутствуют.
Основная проблема прогнозирования и программирования на региональном и местном уровнях заключается в нестабильности ситуации в стране, непрерывном и непредсказуемом реформировании практически всех сторон общественной жизни.
Это не позволяет на региональном и местном уровнях составлять достоверные прогнозы и программы. В Челябинской области фактические показатели даже по годовым программам социально-экономического развития на 20-40% отличаются от прогнозных.
В конце февраля 2014 года Борис Дубровский отправил на доработку проект Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года. Он дал месяц своей команде, чтобы создать действительно работающую стратегию.
Стратегия развития Челябинской области, по моему убеждению, состоит в поиске прорывных, якорных экономических проектов, которые «потянут» за собой другие отрасли экономики и окажут благоприятное воздействие на социальную среду. Кроме того, чтобы иметь жизнеспособность, проект стратегии еще на стадии проработки должен широко обсуждаться в обществе, с привлечением широкого круга специалистов и экспертов», — заключил Борис Дубровский. Основополагающая цель документа осталась прежней: рост благосостояния и качества жизни южноуральцев за счет устойчивого и динамичного развития и повышения конкурентоспособности экономики Челябинской области. В качестве основных направлений ставятся: повышение благосостояния населения, создание рабочих мест и привлечение эффективной занятости населения, модернизация социальной сферы и улучшение демографической ситуации.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: studopedia.org
Презентация на тему Целевые программы как инструмент государственного управления
закон
Региональный уровень
● Закон Пермского края «О бюджетном процессе в
Пермском крае»
● Постановление Правительства Пермского края
Муниципальный уровень
● Постановление администрации муниципального
образования Пермского края
Слайд 4Классификация целевых программ
по уровню реализации: ●
федеральные ● региональные ● муниципальные по принадлежности: ● ведомственные ● межведомственные по срокам
реализации: ● краткосрочные ● среднесрочные ● долгосрочные
Слайд 5Классификация целевых программ
по функциональной ориентации:
● социальные
предусматривающие меры
социальной поддержки населения, а также структурные преобразования
в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п.
● экологические
направленные на осуществление крупных природоохранных мероприятий
● инновационные
обеспечивающие внедрение и распространение научно-технических достижений в производстве и осуществляющие научно-техническую перестройку производства
● научно-технические
связанные с развитием новых перспективных направлений науки и техники, которые основаны на достижениях фундаментальных исследований, с решением прикладных проблем в науке, технике, технологии
● фундаментальные
исследования, направленные на получение фундаментальных основ науки
Слайд 6Базовые принципы разработки целевых программ
● легитимность
● нормативность
● реальность
● вариативность
● конкретность целей и
задач
● контролируемость
● ответственность
Слайд 7Процесс формирования целевых программ
● отбор проблемы
● формирование «дерева»
целей
● определение потребности в ресурсах
● разработка модели программы (мероприятия)
● выбор
критериев оценки
Слайд 8Критерии отбора проблем для решения программно-целевым методом
соответствие приоритетным направлениям социально-
экономического развития
устойчивость (долговременность) результата
реализации программы
● достижимость поставленных задач в установленный
срок
● возможность концентрации ресурсов
Слайд 9Типовая структура целевой программы
Слайд 10Разделы целевой программы
● Паспорт
● Общие положения (объект, предмет регулирования
и сфера действия целевой программы)
● Обоснование
необходимости решения проблемы программно- целевым методом
● Цели и задачи
● Целевые показатели
● Контрольные точки
● Система программных мероприятий
● Механизм реализации
● Оценка ожидаемых результатов
● Источники финансирования
● Финансово-экономическое обоснование
Слайд 11Целевые программы, реализуемые в Пермском крае
программы
● Краевые целевые программы
● Долгосрочные целевые программы
● Ведомственные целевые программы
Слайд 12Расходы на государственные программы Пермского края в
2016 году
Слайд 13Целевые программы в системе документов стратегического планирования
Пермского края
Устав Пермского края
Закон ПК «О планировании
социально-экономического развития Пермского края»
Программа
социально-экономического развития края
Сценарные условия
(краткосрочный прогноз)
Бюджет Пермского края
Указ губернатора
«О целях, задачах и целевых показателей деятельности Правительства края»
Кодификатор
целей и задач социально-экономического развития края
План
действий Правительства края
(целевые программы, проекты, мероприятия)
Слайд 14Инициаторы разработки и реализации целевых программ в Пермском
крае
ведомственные программы – руководитель исполнительного органа государственной власти
государственные программы – руководитель исполнительного органа государственной власти края, Аппарата Правительства и Администрации губернатора Пермского края
Слайд 15Источники финансирования целевых программ в Пермском крае
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Федеральный
бюджет
Краевой бюджет
Местный бюджет
Внебюджетные источники
Слайд 16
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ — степень достижения результатов
программы по отношении к плановым показателям
ПРОГРАММЫ – соотношение результатов, достигнутых вследствие реализации программы, и финансовых затрат, связанных с её реализацией
МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ – систематическое наблюдение за ходом реализации целевых программ с целью оценки, контроля и прогнозирования эффективности использования средств бюджета края, а также достижения целевых показателей
Слайд 17Критерии оценки реализации целевой программы в Пермском крае
●
степень достижения плановых целевых показателей программы
● соотношение плановых и фактически произведенных расходов на реализацию программы
Источник: thepresentation.ru