Обучающие программы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют на: а) линейные, разработанные Скиннером, и б) разветвленные программы Н. Краудера.
1. Линейная система программированного обучения, первоначально разработанная американским психологом Б. Скиннером в начале 60-х гг. ХХ в. на основе бихевиористского направления в психологии.
Он выдвинул следующие требования к организации обучения:
Ø При обучении учащийся должен проходить через последовательность тщательно подобранных и размещенных «шагов».
Ø Обучение следует построить таким образом, чтобы учащийся все время был «деловит и занят», чтобы он не только воспринимал учебный материал, но и оперировал им.
Ø Перед тем, как перейти к изучению последующего материала, учащийся должен хорошо усвоить предыдущий.
Ø Учащемуся необходимо помочь путем деления материала на небольшие порции («шаги» программы), путем подсказок, побуждений и т.д.
Ø Каждый правильный ответ учащегося необходимо подкреплять, используя для этого обратную связь, — не только для формирования определенного поведения, но и для поддержания интереса к обучению.
SCRUM — метод управления проектами. Обучающий мультик для вас и ваших сотрудников!
Согласно этой системе, обучаемые проходят все шаги обучаемой программы последовательно, в том порядке, в котором они приведены в программе. Задания в каждом шаге состоят в том, чтобы заполнить одним или несколькими словами пропуск в информационном тексте. После этого обучаемый должен сверить свое решение с правильным, которое до этого каким-либо способом было закрыто.
Если ответ обучаемого оказался правильным, то он должен перейти к следующему шагу; если же его ответ не совпадает с правильным, то он должен выполнить задание еще раз. Таким образом, линейная система программированного обучения основана на принципе обучения, предполагающего безошибочное выполнение заданий. Поэтому шаги программы и задания рассчитаны на наиболее слабого ученика. По мысли Б. Скиннера, обучаемый учится, главным образом, выполняя задания, а подтверждение правильности выполнения задания служит подкреплением для стимуляции дальнейшей деятельности обучаемого.
Линейные программы рассчитаны на безошибочность шагов всех учащихся, т.е. должны соответствовать возможностям наиболее слабых из них. В силу этого коррекция программ не предусмотрена: все учащиеся получают одну и ту же последовательность кадров (заданий) и должны проделать одни и те же шаги, т.е. двигаться по одной и той же линии (отсюда название программ — линейные).
2. Разветвленная программа программированного обучения. Ее основоположником является американский педагог Н. Краудер. В этих программах, получивших широкое распространение, кроме основной программы, рассчитанной на сильных учащихся, предусматриваются дополнительные программы (вспомогательные ветви), на одну из которых направляется ученик в случае затруднений. Разветвленные программы обеспечивают индивидуализацию (адаптацию) обучения не только по темпу продвижения, но и по уровню трудности. Кроме того, эти программы открывают бόльшие возможности для формирования рациональных видов познавательной деятельности, чем линейные, ограничивающие познавательную деятельность в основном восприятием и памятью.
Как стать IT-специалистом с нуля | Что нужно знать и где учиться на айтишника?
Контрольные задания в шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора нескольких ответов, в числе которых обычно один правильный, а остальные неверные, содержащие типичные ошибки. Обучаемый должен выбрать из этого набора один ответ. Если он выбрал правильный ответ, то получает подкрепление в виде подтверждения правильности ответа и указание о переходе к следующему шагу программы. Если же он выбрал ошибочный ответ, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, и он получает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме.
Кроме этих двух основных систем программированного обучения разработано много других, в той или иной степени использующих линейный или разветвленный принцип или оба эти принципа для построения последовательности шагов обучающей программы.
Общий недостаток программ, построенных на бихевиористской основе, заключается в невозможности управления внутренней, психической деятельностью учащихся, контроль за которой ограничивается регистрацией конечного результата (ответа). С кибернетической точки зрения эти программы осуществляют управление по принципу «черного ящика», что применительно к обучению человека малопродуктивно, т. к. главная цель при обучении состоит в формировании рациональных приемов познавательной деятельности. Это означает, что контролироваться должны не только ответы, но и пути, ведущие к ним. Практика программированного обучения показала непригодность линейных и недостаточную продуктивность разветвленных программ. Дальнейшие усовершенствования обучающих программ в рамках бихевиористской модели обучения не привели к существенному улучшению результатов.
Источник: studopedia.info
Типы обучающих программ
Обучающие программы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют на:
а) линейные, разработанные Скиннером,
б) разветвленные программы Н. Краудера.
1. Линейная система программированного обучения, первоначально разработанная американским психологом Б. Скиннером в начале 60-х гг. ХХ в. на основе бихевиористского направления в психологии.
· Он выдвинул следующие требования к организации обучения:
o При обучении учащийся должен проходить через последовательность тщательно подобранных и размещенных «шагов».
o Обучение следует построить таким образом, чтобы учащийся все время был «деловит и занят», чтобы он не только воспринимал учебный материал, но и оперировал им.
o Перед тем, как перейти к изучению последующего материала, учащийся должен хорошо усвоить предыдущий.
o Учащемуся необходимо помочь путем деления материала на небольшие порции («шаги» программы), путем подсказок, побуждений и т.д.
o Каждый правильный ответ учащегося необходимо подкреплять, используя для этого обратную связь, — не только для формирования определенного поведения, но и для поддержания интереса к обучению.
Согласно этой системе, обучаемые проходят все шаги обучаемой программы последовательно, в том порядке, в котором они приведены в программе. Задания в каждом шаге состоят в том, чтобы заполнить одним или несколькими словами пропуск в информационном тексте. После этого обучаемый должен сверить свое решение с правильным, которое до этого каким-либо способом было закрыто.
Если ответ обучаемого оказался правильным, то он должен перейти к следующему шагу; если же его ответ не совпадает с правильным, то он должен выполнить задание еще раз. Таким образом, линейная система программированного обучения основана на принципе обучения, предполагающего безошибочное выполнение заданий. Поэтому шаги программы и задания рассчитаны на наиболее слабого ученика. По мысли Б. Скиннера, обучаемый учится, главным образом, выполняя задания, а подтверждение правильности выполнения задания служит подкреплением для стимуляции дальнейшей деятельности обучаемого.
Линейные программы рассчитаны на безошибочность шагов всех учащихся, т.е. должны соответствовать возможностям наиболее слабых из них. В силу этого коррекция программ не предусмотрена: все учащиеся получают одну и ту же последовательность кадров (заданий) и должны проделать одни и те же шаги, т.е. двигаться по одной и той же линии (отсюда название программ — линейные).
2. Разветвленная программа программированного обучения. Ее основоположником является американский педагог Н. Краудер. В этих программах, получивших широкое распространение, кроме основной программы, рассчитанной на сильных учащихся, предусматриваются дополнительные программы (вспомогательные ветви), на одну из которых направляется ученик в случае затруднений. Разветвленные программы обеспечивают индивидуализацию (адаптацию) обучения не только по темпу продвижения, но и по уровню трудности. Кроме того, эти программы открывают большие возможности для формирования рациональных видов познавательной деятельности, чем линейные, ограничивающие познавательная деятельность в основном восприятием и памятью.
Контрольные задания в шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора нескольких ответов, в числе которых обычно один правильный, а остальные неверные, содержащие типичные ошибки. Обучаемый должен выбрать из этого набора один ответ. Если он выбрал правильный ответ, то получает подкрепление в виде подтверждения правильности ответа и указание о переходе к следующему шагу программы. Если же он выбрал ошибочный ответ, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, и он получает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме.
Кроме этих двух основных систем программированного обучения разработано много других, в той или иной степени использующих линейный или разветвленный принцип или оба эти принципа для построения последовательности шагов обучающей программы.
Общий недостаток программ, построенных на бихевиористской основе, заключается в невозможности управления внутренней, психической деятельностью учащихся, контроль за которой ограничивается регистрацией конечного результата (ответа). С кибернетической точки зрения эти программы осуществляют управление по принципу «черного ящика», что применительно к обучению человека малопродуктивно, т. к. главная цель при обучении состоит в формировании рациональных приемов познавательной деятельности. Это означает, что контролироваться должны не только ответы, но и пути, ведущие к ним. Практика программированного обучения показала непригодность линейных и недостаточную продуктивность разветвленных программ. Дальнейшие усовершенствования обучающих программ в рамках бихевиористской модели обучения не привели к существенному улучшению результатов.
Развитие программированного обучения в отечественной науке и практике
В отечественной науке теоретические основы программированного обучения активно изучались, а также внедрялись достижения на практике в 70-х гг. ХХ в. Одним из ведущих специалистов является профессор Московского университета Нина Федоровна Талызина (Талызина Н.Ф., 1969; 1975).
программированное обучение управляемое усвоение
Источник: studentopedia.ru
Виды обучения и их характеристика, средства обучения
Обучение занимает очень важную часть в нашей жизни. Можно сказать, что мы учимся чему-то постоянно. Ведь в это понятие входит не только получение образования в школе или университете, но и получение каких-то навыков, которые нужны нам для жизни. Давайте попробуем выяснить, какие существуют виды обучения и их характеристики.
Ведь это так интересно — узнавать что-то новое, овладевать знаниями и умениями. И куда интереснее пользоваться при этом разными методами и способами.
Общее понятие
Общая характеристика вида обучения звучит следующим образом — это обучающая система, в соответствии с которой устанавливаются особенности учебной деятельности. Здесь же определяется характер взаимодействия между учеником и учителем, а также функции тех средств, методов и форм обучения, которые использует учитель.
В основе каждого вида обучения лежит педагогическая технология. Далее мы более подробно рассмотрим, какие бывают виды обучения и их характеристику кратко, но максимально понятно для аудитории.
Догматическое обучение
Догматическое обучение стало первым видом организации познавательной деятельности в коллективе. Свое широкое распространение оно получило в средние века. В то время ученики должны были освоить религиозное писание, которое являлось главной целью обучения. Весь материал подавался на латинском языке. Во время занятий ученики должны были внимательно слушать своего учителя и сразу же заучивать поданный материал.
Объяснительно-иллюстрационное обучение
Если рассматривать со стороны педагогики виды обучения и их характеристику, то можно заметить, что плавно на смену догматическому пришло объяснительно-иллюстрационное обучение. Здесь учителя не просто рассказывали заученный текст, но еще и приводили наглядный материал, чтобы информация усваивалась лучше. Всем известный Я. А. Коменский стал основоположником такого вида обучения.
Цель его заключалась в том, что ученики должны были не просто заучить материал, но и умело применить его на практике. То есть, на этом этапе уже происходило активное усвоение умений и навыков. Такой вид обучения используется по сегодняшний день, однако он не входит в число наиболее эффективных. На подобных уроках учителя подготавливают хороших исполнителей, однако абсолютно не развивают творческих навыков у детей. Ведь здесь учителю важно только то, чтобы дети усвоили материал и запомнили его.
Самостоятельное добывание знаний
Далее в характеристике типов и видов обучения следует сказать о способе самостоятельного добывания знаний. Оно пришло на смену объяснительно-иллюстрационного вида в начале ХХ века. Здесь роль учителя была невероятно маленькой, поскольку он просто приходил на занятие и говорил ученикам, что именно они должны изучить, далее указывал литературу, которой можно пользоваться для поиска материала и, конечно же, сроки, в которые работы должны быть сданы.
Далее начинается самостоятельная работа учащихся. Они изучают данную литературу, выбирают необходимую информацию. Некоторые данные можно было добыть только путем проведения практических или лабораторных работ, которые ученики тоже выполняли самостоятельно. В указанный срок они должны были явиться к учителю, чтобы показать результаты проделанной работы. Здесь педагог просто обобщал все знания, которые они получили в ходе самостоятельной работы, исправлял возможные недочеты и давал новые задания.
У этого вида обучения есть множество недостатков:
- Не была обеспечена систематичность знаний.
- Контроль за ходом учения практически полностью отсутствовал.
- Учитель занимал здесь абсолютно пассивную позицию, а значит все заданные функции процесс обучения не выполнял.
Программированное обучение
Если проводить сравнительную характеристику видов обучения, то стоит обратить внимание на программированное обучение, которое так же, как и предыдущее относилось к типам самостоятельного освоения знаний. Основоположником его стал Б. Скинер, который выделил целый ряд принципов для этого процесса:
- Информация для учащихся подавалась малыми порциями.
- После того, как ученики ее добросовестно усваивали, проводилась контрольная работа для проверки полученных ими знаний.
- После выполнения учениками заданий они получали ответ, чтобы провести самоконтроль.
- Затем каждый ученик получал от учителя указания, которые тот формулировал на основе ответа ребенка.
Развивающее
Предлагая виды обучения и их характеристики, педагогика останавливает свое внимание и на развивающем обучении. Его процесс проходит немного в ускоренном ритме. Главный упор здесь делается на усвоение теоретических знаний. Но этот процесс проходит полностью систематично, он имеет определенные цели и задачи.
Дистанционное
Это совершенно новый вид обучения, который стал известен не так давно. Для организации такого вида обучения ученик и учитель должны иметь современные системы коммуникаций, посредством которых они могут держать связь, обмениваться информацией, советоваться, обсуждать условия выполнения заданий.
Средства обучения
Основные типы средств
Современный образовательный процесс вообще сложно себе представить без задействования каких-либо дополнительных средств обучения, поскольку современные дети практически не усваивают информацию, которая была подана только в виде устной речи. Тем более, задействовав дополнительные средства, учитель может активизировать чуть-ли не все типы памяти детей, что оставляет положительную отметку на усвоении материала. Итак, сейчас выделяют материальные и идеальные средства обучения.
К первым относятся различные физические объекты, которые может использовать учитель во время подачи материала. Ко второй группе относятся те знания и умения, которыми уже обладает аудитория и активно использует их, чтобы получить и узнать что-то новое.
Это разделение считается весьма условным, поскольку типы могут меняться местами, это происходит в зависимости от того, в какое время был задействован тот или иной тип. Кроме этого, средства обучения делят еще и по такому принципу:
- есть средства, которыми чаще пользуются ученики, чтобы самостоятельно получить новые знания или же подготовиться к уроку;
- есть такие средства, которые, наоборот, используются учителями для того, чтобы преподнести материал, который таким образом будет усваиваться куда лучше.
Классификация средств обучения
Виды средств обучения и их характеристика включают в себя технические средства, которые имеют множество разновидностей. Итак, к техническим средствам можно отнести:
- Различные кинофильмы с учебным уклоном.
- Разные диафильмы, которые учитель подбирает в соответствии с темой занятия.
- Компьютеры, которые стали неотъемлемой частью учебного процесса.
- Магнитофонные записи, которые особенно актуальны на уроках музыки или литературы.
- Грамзаписи, их можно смело приписывать к редким средствам обучения.
- Радиопередачи тоже могут вносить некоторую ясность при изучении определенных тем, особенно актуальными могут быть на литературе и истории.
Все эти технические средства обучения делятся на несколько видов:
- Информационные.
- Те, которые выступают в роли тренажеров.
- Комбинированные.
- Аудиовизуальные.
- Средства, которые используют для контроля знаний, чаще всего ими становятся компьютеры.
Функции обучения
Изучая психологическую характеристику видов обучения, нельзя оставить без внимания функции этого процесса.
На первом месте стоит образовательная функция. Ее целью является то, что ученики должны обладать всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые пригодятся им в практической деятельности. Однако они должны не просто знать теорию, но и уметь применять свои знания на практике. Реализуя эту функцию, педагог учит детей работать со справочным материалом.
Далее следует уделить внимание воспитывающей функции. Невозможно правильно организовать процесс обучения в коллективе, который не владеет элементарными нормами морали и не знает ни одного правила поведения. Эта функция может быть полно реализована только в том случае, если между учениками и учителем будет установлен контакт. Безусловно, процесс обучения воспитывает, однако сам по себе он дает довольно мало, поэтому здесь главное, чтобы учитель стремился вложить в детей не только научные знания, но и моральные.
Развивающая функция. Реализация такой функции тоже возможна только в том случае, если между учителем и учеником будет налажен контакт. Здесь педагог должен стремиться к тому, чтобы на его уроках росла гармонически развитая личность. Основной упор здесь делается на то, чтобы развивать правильную речь у детей, научить их формулировать свои мысли не только в голое, но и уметь правильно их выражать.
Организация деятельности учащихся
Чтобы ученики были полностью вовлечены в учебный процесс, педагог должен поставить перед ними определенные учебные задачи. Но не просто дать задание, а еще создать условия для того, чтобы они могли эти задания успешно выполнить. При этом педагог проводит инструктаж, распределяет функции между участниками коллектива, указывает на те моменты, на которые следует обратить особое внимание, создает особый алгоритм действий. Если обратиться к дидактике, то там можно найти целый свод правил, по которым следует выдвигать учебные задачи:
- Познавательную задачу нужно строить таким образом, чтобы она сохраняла в себе систему знаний, а также логику изучаемой науки.
- При формулировке задач педагог должен брать во внимание то, на каком уровне реально находятся знания учащихся, и уже отталкиваясь от этого показателя, ставить перед ними задачи, которые будут выполнимы.
- Чтобы ученики хотели выполнить задания, они должны получить положительную мотивацию. Только так их можно расположить на выполнение какой-либо деятельности.
- Недостаточно просто дать им задание и спокойно ждать готового результата. Нужно рассказать детям, каким образом выполнять задание, какими вспомогательными или справочными материалами они могут пользоваться.
Преподаватель обязан постоянно контролировать процесс выполнения поставленных задач. Сделать это очень просто. Достаточно лишь периодически проводить тематические опросы, можно устраивать письменные самостоятельные и контрольные работы, можно просто наблюдать за этим процессом со стороны, лишь периодически корректируя действия детей. Задача педагога любыми способами стимулировать учеников, вселять в них интерес к выполняемой работе. Только так удастся добиться положительного результата не только в выполнении задач, но и в усвоении знаний.
Заключение
Такова характеристика основных видов обучения. Как видите, ничего сложного в этом нет. Педагогу достаточно лишь научиться устанавливать контакт со своими учениками, и тогда он с легкостью сможет доносить до них материал.
Источник: fb.ru