Основные виды коррекционных программ

Пугачев, А. С. Коррекционное обучение / А. С. Пугачев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 503-506. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5799/ (дата обращения: 26.06.2023).

Одним из направлений в педагогической науке и образовательной практике является область коррекционной педагогики. Более десять лет назад вряд ли бы кто из известных педагогов задумался об организации специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях современного образовательного учреждения.

Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития — одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем.

В нашей стране внедрению коррекционной работы в современные образовательные учреждения уделяется самое серьезное внимание. Учитывая, что эта проблема является не только образовательной, но и социально-охранительной, Министерством образования совместно с Министерством здравоохранения принята система мер по оказанию образовательной, социальной и медицинской помощи учащимся с недостатками в физическом и психическом развитии. В соответствии со ст. 18 и 19 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в стране создана сеть коррекционных образовательных учреждений для учащихся с недостатками умственного и физического развития. В общегосударственном законе «Об образовании», Программе «Дети-инвалиды» и других документах закреплены ключевые позиции по совершенствованию данного образовательного направления.

Методология формирования психокоррекционных программ. Лидия Кузьменкова

Коррекция (лат. «сorrеctio» — исправление) – это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития учащихся. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения, зрения), так и целостное влияние на личность учащегося в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития учащегося обозначается понятием «коррекционно-воспитательная работа».

Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, поскольку всякий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а снижает социальную полноценность учащегося во всех ее проявлениях. Она не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности аномальных учащихся, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности в современном образовательном учреждении.

Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды учебной и внеучебной работы в процессе формирования у учащихся образовательных и трудовых знаний, умений и навыков. На ранних этапах обучения и развития эта работа предусматривает обогащение представлений аномальных учащихся об окружающей действительности, формирование навыков самообслуживания, произвольных движений и других видов деятельности [1, с. 37]. Обучение и развитие аномальных учащихся — это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умении, навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.

Коррекционная школа

Учебный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения. Используются методы и приемы обучения, принятые в современном образовательном учреждении, а также некоторые методы и приемы из других областей педагогики, например логопедии; наряду с этим разрабатываются специфические методы и приемы.

Недостатки развития познавательной деятельности умственно отсталых учащихся, особенно мышления и речи, не позволяют использовать такие методы, как лекция, дискуссии и т.д. Коррекционная направленность обучения требует активного использования не только репродуктивных, но и продуктивных методов, способствующих развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, переходу их от наглядно-практических к наглядно-образным и словесно-логическим формам мышления.

Поэтому в процессе обучения используются, в частности, некоторые продуктивные виды самостоятельных работ, элементы проблемного обучения (создание простейших проблемных ситуаций), но применение их ограничено [2, с. 59]. Умственно отсталые учащиеся, как правило, приходят в современные образовательные учреждения плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Это требует более широкого включения в процесс обучения методов, вызывающих интерес к учению: использование познавательных игр, создание занимательных ситуаций и т. д. Игровые методы находят свое применение, и они часто используются для закрепления пройденного.

Читайте также:
Программа чтобы сохранить видео на компьютер

В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности умственно отсталых учащихся. Учащиеся, например, не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимо разделение его на небольшие части.

Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается учащимися, не запоминается, а, следовательно, важно сочетать эти методы. Однако в связи с тем, что у учащихся связи между словесными и наглядными компонентами образуются с большим трудом, требуются специальные методические приемы, обеспечивающие эту связь. Неоднородность состава, обусловленная типологическими особенностями учащихся, требует поисков различных сочетаний методов для успешного обучения всех учащихся. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения учащимися, педагог выбирает те или иные методы для конкретной дисциплины или предмета. Следует отметить, что специфика применения методов и приемов наиболее отчетливо проявляется в процессе преподавания каждой учебной дисциплины или предмета.

Под влиянием социально-политических изменений в стране произошел резкий перелом в ценностных ориентациях государства. Стали переосмысливаться права человека, права лиц с ограниченными возможностями здоровья. Началось освоение обществом новой педагогики: признание неделимости общества на «полноценных» и «неполноценных», признание единого сообщества, состоящего из разных людей с различными проблемами. Введение компенсирующего обучения было обусловлено тем, что у довольно значительной части учащихся (по разным данным 30-40%) уже при поступлении в современное образовательное учреждение выявляются некоторые парциальные отставания в развитии психических познавательных процессов, что не позволяет им осваивать учебную программу, а, следовательно, ведет к дезадаптации и последующему нарушению процесса социализации.

Концепцией коррекционно-развивающего обучения было предложено учащихся с выявленными психосоматическими проблемами помещать в учреждения коррекционно-развивающего обучения, а затем в процессе обучения, выполняющего, кроме того, и диагностические функции, определять более точно характер и природу отклонений, а вследствие этого, и форму дальнейшего обучения.

Ряд педагогических коллективов в разных регионах Российской Федерации осуществляет коррекционно-развивающее обучение, не выделяя учащихся со специфическими трудностями в обучении в отдельные учебные группы. Коррекционно-развивающая работа с ними проводится педагогами, психологами, логопедами и другими специалистами индивидуально или в небольших группах за счет компонента Базисного учебного плана и консультативных часов, организации разнообразной развивающей деятельности в различных кружках эстетической, прикладной и профессиональной направленности. Несмотря на все трудности и, прежде всего, проблемы недостаточности профессиональных кадров — педагогов и психологов, система коррекционно-развивающего обучения была повсеместно подхвачена в современных образовательных учреждениях Российской Федерации и стала интенсивно развиваться.

Однако следует отметить, что успешность обучения, возможна при выполнении ряда важных психолого-педагогических условий, одно из которых — наличие высокопрофессионального психолого-педагогического обеспечения. Проблема психолого-педагогического обеспечения остро встает уже на этапе первичной диагностики, при отборе учащихся в группы коррекционно-развивающего обучения. Нельзя согласиться с мнением, что диагностика и отбор в коррекционно-развивающего обучения должны производиться только психолого-медико-педагогическими комиссиями. В положениях Минобразования и Московского комитета образования о системе коррекционно-развивающего обучения эти функции закреплены за психолого-педагогическими консилиумами образовательных учреждений, поскольку, прежде всего образовательное учреждение, а не психолого-медико-педагогическая комиссиям, отвечает за обучение и развитие учащихся и потому наиболее заинтересованы в развернутой, значимой диагностике.

  1. кого диагностируют (особенно важен возраст);
  2. с какой целью и (в связи с этим) что диагностируют;
  3. для кого диагностируют (адресат диагностики — родители, педагоги и т.д.).
  1. Водоватов Ф.Ф. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений. – М., 2005. – 126 с.
  2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 2006. – 137 с.
  3. Пузанова Б.П. Коррекционная педагогика. – М., 2008. – 186 с.

Основные термины (генерируются автоматически): коррекционно-развивающее обучение, современное образовательное учреждение, учащийся, обучение, познавательная деятельность, процесс обучения, психическое развитие, развитие, Российская Федерация, учреждение.

Читайте также:
Касса 1с как пользоваться программой

Источник: moluch.ru

Виды коррекционных программ, требования

Общая модель коррекции – это система условий оптимального возрастного развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними; использование различных видов деятельности для развития системности мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности и т. д.; щадящий охранительный характер проведения занятий, учитывающий состояние здоровья клиента (особенно у клиентов, переживших посттравматический стресс, находящихся в неблагоприятных социальных и физических условиях развития). Необходимо оптимальное распределение нагрузки в течение занятия, дня, недели, года, контроль и учет состояния клиента.

Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.

Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.

Существуют стандартизированные и свободные (ориентированные на настоящий момент) коррекционные программы.

В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Перед началом осуществления коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной программы.

Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.

Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков.

Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Основные требования к составлению психокоррекционной программы

При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:

· четко формулировать цели коррекционной работы;

· определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;

· выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;

· четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;

· отобрать методики и техники коррекционной работы;

· определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;

· определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т. д.);

· определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10–15 мин в начале коррекционной программы до 1,5–2 ч на заключительном этапе);

· планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей – подключение родственников, значимых взрослых и т. д.);

· реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);

· подготовить необходимые материалы и оборудование.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

(Решено) 24. Виды и формы проведения коррекционной работы. 25. Проблема формирования коллектива в специальных (коррекционных) учреждениях III-IV вида интернат…

24. Виды и формы проведения коррекционной работы.
25. Проблема формирования коллектива в специальных (коррекционных) учреждениях III-IV вида интернатного типа.

Читайте также:
Программа которая делает лицо как у ребенка

Не закрывайте страницу. Нейросеть пишет ответ. Он появится тут.
Этот ответ написан нейросетью.

Искуственный интеллект во многом преуспевает, но в некоторых областях может давать неточные ответы.
Если вам не понравился ответ, попробуйте задать его более развёрнуто и конкретно, используя точные параметры.

Ответ нейросети:

24. Виды и формы проведения коррекционной работы:

Коррекционные учреждения являются специализированными организациями, в которых проводится коррекционная работа с людьми, нуждающимися в помощи и поддержке в разных сферах жизни. Виды и формы проведения коррекционной работы могут быть разнообразными, и они выбираются в зависимости от потребностей каждого конкретного человека.

Учитывая, что задача коррекционной работы заключается в том, чтобы помогать людям, испытывающим определенные трудности, найти свой путь в жизни и приспособиться к обществу, существуют следующие виды коррекционной работы:

1. Медико-психолого-педагогическая помощь – Цель данной коррекционной работы состоит в том, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями здоровья в своем развитии и поддержать их в лечебном процессе. Для этого используются специально разработанные планы лечения, реабилитации и педагогической работы.

2. Коррекционно-развивающая работа – В рамках данной коррекционной работы проводится развивающая работа, которая направлена на развитие у людей навыков и умений, необходимых для жизни в обществе. Коррекционно-развивающая работа проводится с помощью педагогических игр, специальных упражнений, работ с использованием компьютерных программ и многого другого.

3. Социально-психологическая реабилитация – Эта форма коррекционной работы представляет собой комплексную работу, главная цель которой заключается в том, чтобы помочь людям справиться с социальными проблемами и вернуть их в общество. В рамках этой коррекционной работы используются специальные практики, такие, как работа с психологом, социальный тренинг, обучение навыкам саморегуляции и улучшение коммуникативных навыков.

4. Коррекционная работа с использованием искусства – Для решения задач, связанных с коррекцией поведения у людей, иногда используются специальные методики работы с использованием различных видов искусства, таких, как музыка, живопись, танцы и т.д. С помощью такой коррекционной работы можно решать многие социальные и психологические задачи.

5. Коррекционно-олимпийские игры – Специальные соревнования в рамках коррекционных учреждений направлены на улучшение физического и психического состояния спортсменов. В рамках этого вида коррекционной работы использование спорта необходимо не только для улучшения физического состояния людей, но и для поддержки процесса интеграции их в общество.

25. Проблема формирования коллектива в специальных (коррекционных) учреждениях III-IV вида интернатного типа:

Коллектив – это организация людей, работающих вместе в рамках одной команды. В специальных (коррекционных) учреждениях III-IV вида интернатного типа формирование коллектива является важной проблемой. Постоянный расчет на этот фактор обусловлен тем, что грамотно организованный коллектив является основной условием успешной коррекционной работы.

Одной из наиболее важных задач, которые стоят перед руководством коррекционных учреждений, является формирование единого коллектива. Каждый из сотрудников должен быть знаком с задачами и целями целой организации, знать свои права и обязанности. Руководство полагается на командный дух коллектива и на его способность работать вместе для того, чтобы достичь общей цели.

Одной из основных проблем, с которой сталкиваются руководители коррекционных учреждений при формировании коллектива является привлечение высококвалифицированных специалистов, которые обладают соответствующими квалификациями и смогут отвечать потребностям особенной категории клиентов.

Кроме того, проблемы, связанные с формированием коллектива, могут быть обусловлены неподходящими методами работы, отсутствием открытости и доверительных отношений, нераспределением задач, предопределенным субъективизмом и др.

В целом, формирование коллектива в коррекционных учреждениях III-IV вида интернатного типа – это важная проблема, которая может решаться только совместными усилиями руководства и сотрудников. Единство коллектива, с ориентированностью на общую цель, является необходимым условием для успешной коррекционной работы.

Источник: xn——6kcjd7aa0cfnmaec4e.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru