Рассмотрим некоторые приемы, используемые в режиссуре культурно-досуговых программ.
1. Парадоксальность в трактовке эпизода или образа. Ис¬поль¬зование этого приема дает возможность аудитории куль¬тур¬но-досуговой программы увидеть привычный, на первый взгляд, материал в неожиданном, порой парадоксальном ракурсе и осмыслить факт или явление на качественно новом уровне.
2. Сценическая реализация метафоры. Этому приему ре¬жиссуры посвящен раздел 3.4 пособия. Отметим лишь, что художественный образ, который создает режиссер, – это ино¬ска¬зательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое, а образная мизансцена, аллегорическое построение, пластическая метафора – это язык театрали¬зо¬ван¬ных форм досуговых программ. Диапазон использования метафоры чрезвычайно широк – от сценографии до образ¬ного звучания всей программы.
3. Преднамеренное раскрытие фабулы. Этот прием впер¬вые был использован В.Э.Мейерхольдом при постановке спек¬такля по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор», который начинал¬ся финальной сценой бессмертной комедии. В практике по¬ста¬новки культурно-досуговых программ распространены такие способы рассекречивания фабулы, как: а) в специаль¬ном прологе; б) в проецировании текстового содержания бу¬ду¬щих событий на экран; в) во вступительном слове ведущего.
Павлов Михаил Михайлович Основы режиссуры Событийный ряд
4. Прием повтора. Использование этого приема позволяет постановщику не только сконцентрировать внимание ауди¬то¬рии на самом главном, но также осмыслить одну и ту же ситуацию с разных точек зрения. Объектами повтора могут быть дата, слова, фраза, фото или слайд. Появление на экране одной и той же картинки называют также зрительным лейтмотивом.
4. Прием «обнажения сцены». Широко использовался в режиссерской практике В.С.Мейерхольда.
совершенно обнаженной сцене с голыми, грязными кирпич¬ными сценами, без каких-либо декораций.
Этот прием, по мнению мастера, разрушает сценическую иллюзию жизни.
5. Перенесение сценического действия в зрительный зал.
6. Использование «живого занавеса». Этот прием хорошо себя зарекомендовал при постановке театрализованных кон¬цер¬тов, поскольку позволяет не сбавлять темпоритм програм¬мы, воспринимать единое, непрерывно развивающееся дей¬ствие на одном дыхании.
«Живой занавес» – это специально поставленный режис¬се¬ром поклон исполнителей закончившегося номера, во время которого готовится, заряжается следующий номер.
23. Особенности режиссерской организации темпоритма культурно-досуговой программы.
Создание темпоритма культурно-досуговой програм¬мы. Темп (итал. tempo, от лат. tempus – время) – это степень быстроты движения, осуществления, интенсивность развития чего-либо. Темп характеризует течение культурно-досуговой программы во времени, а именно внешнее проявление хода сквозного действия.
Ритм – понятие более сложное. Ритм (греч. rhythmos, от rheo – теку) – это чередование каких-либо элементов (звуко-вых, речевых и т.п.), происходящее с определенной последо¬ва-тельностью, частотой; скорость протекания, совершения че¬го-либо.
Основы режиссуры. Юрий Муравицкий | Прямая трансляция
Как видим, оно, прежде всего, исходит из тол¬ко¬ва¬ний, связанных с музыкой и поэзией, хотя ритм присутствует даже во внешне статичных искусствах, таких как изо¬бра¬зи¬тель¬ное искусство и скульптура. В музыкальном творчестве ритм очень часто определяют как соразмерность, согласован¬ность во времени и пространстве, мерное движение, чере¬до¬ва¬ние звуков. Такой подход к определению ритма в сце¬ни¬чес¬ком действии предложил К.С.Станиславский в книге «Работа актера над собой», истолковав его как согласованное во вре¬ме-ни и пространстве движение, чередование и соразмер¬ность всех элементов и выразительных средств сценичес¬кого действия. Другими словами – это внутренняя динамика, напряженность, пульс драматургического действия.
С помощью монтажа организуется единственно возможное для раскрытия замысла программы соотношение ритмов эпизодов с ритмом культурно-досуговой программы в целом. Однако действие на сцене, как указывал К.С.Станиславский, не может проходить только в темпе или только в ритме. В сце-ническом искусстве эти понятия взаимосвязаны.
Тем¬по¬рит¬м соединяет в себе и верное внутреннее напряжение сце¬ны и скорость развития драматургического действия. Причем напряжение не обязательно сопровождается быстрым темпом развивающегося действия, и наоборот. Верный темпоритм спектакля означает не механическое чередование более или менее напряженных сцен. Темпоритм – это подлинное на¬пря-же¬ние в связи с событиями и обстоятельствами каждой сце¬ны в отдельности и спектакля в целом.
В отношении культурно-досуговой программы мы говорим о темпоритме номера, эпизода и культурно-досуговой про-грам¬мы в целом. Темпоритм обладает способностью гармо¬ни-зировать композиционное построение культурно-досуго¬вой программы. Темпоритмическая несобранность, так же как и монотонность, вызывают быструю утомляемость ауди¬то¬рии. Точно организованный темпоритм – мощное средство управления чувственно-эмоциональной сферой зрительного зала.
Источник: studfile.net
Основные приемы в режиссуре культурно-досуговых программ.
Рассмотрим некоторые приемы, используемые в режиссуре культурно-досуговых программ.
1. Парадоксальность в трактовке эпизода или образа. Использование этого приема дает возможность аудитории культурно-досуговой программы увидеть привычный, на первый взгляд, материал в неожиданном, порой парадоксальном ракурсе и осмыслить факт или явление на качественно новом уровне.
2. Сценическая реализация метафоры. Этому приему режиссуры посвящен раздел 3.4 пособия. Отметим лишь, что художественный образ, который создает режиссер, – это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое, а образная мизансцена, аллегорическое построение, пластическая метафора – это язык театрализованных форм досуговых программ. Диапазон использования метафоры чрезвычайно широк – от сценографии до образного звучания всей программы.
3. Преднамеренное раскрытие фабулы. Этот прием впервые был использован В.Э.Мейерхольдом при постановке спектакля по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор», который начинался финальной сценой бессмертной комедии. В практике постановки культурно-досуговых программ распространены такие способы рассекречивания фабулы, как: а) в специальном прологе; б) в проецировании текстового содержания будущих событий на экран; в) во вступительном слове ведущего.
4. Прием повтора. Использование этого приема позволяет постановщику не только сконцентрировать внимание аудитории на самом главном, но также осмыслить одну и ту же ситуацию с разных точек зрения. Объектами повтора могут быть дата, слова, фраза, фото или слайд. Появление на экране одной и той же картинки называют также зрительным лейтмотивом.
4. Прием «обнажения сцены». Широко использовался в режиссерской практике В.С.Мейерхольда.
совершенно обнаженной сцене с голыми, грязными кирпичными сценами, без каких-либо декораций.
Этот прием, по мнению мастера, разрушает сценическую иллюзию жизни.
5. Перенесение сценического действия в зрительный зал.
6. Использование «живого занавеса». Этот прием хорошо себя зарекомендовал при постановке театрализованных концертов, поскольку позволяет не сбавлять темпоритмпрограммы, воспринимать единое, непрерывно развивающееся действие на одном дыхании.
«Живой занавес» – это специально поставленный режиссером поклон исполнителей закончившегося номера, во время которого готовится, заряжается следующий номер.
Особенности режиссерской организации темпоритма культурно-досуговой программы.
Создание темпоритма культурно-досуговой программы. Темп (итал. tempo, от лат. tempus – время) – это степень быстроты движения, осуществления, интенсивность развития чего-либо. Темп характеризует течение культурно-досуговой программы во времени, а именно внешнее проявление хода сквозного действия.
Ритм – понятие более сложное. Ритм (греч. rhythmos, от rheo – теку) – это чередование каких-либо элементов (звуко-вых, речевых и т.п.), происходящее с определенной последова-тельностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо.
Как видим, оно, прежде всего, исходит из толкований, связанных с музыкой и поэзией, хотя ритм присутствует даже во внешне статичных искусствах, таких как изобразительное искусство и скульптура. В музыкальном творчестве ритм очень часто определяют как соразмерность, согласованность во времени и пространстве, мерное движение, чередование звуков. Такой подход к определению ритма в сценическом действии предложил К.С.Станиславский в книге «Работа актера над собой», истолковав его как согласованное во време-ни и пространстве движение, чередование и соразмерность всех элементов и выразительных средств сценического действия. Другими словами – это внутренняя динамика, напряженность, пульс драматургического действия.
С помощью монтажа организуется единственно возможное для раскрытия замысла программы соотношение ритмов эпизодов с ритмом культурно-досуговой программы в целом. Однако действие на сцене, как указывал К.С.Станиславский, не может проходить только в темпе или только в ритме. В сце-ническом искусстве эти понятия взаимосвязаны.
Темпоритм соединяет в себе и верное внутреннее напряжение сцены и скорость развития драматургического действия. Причем напряжение не обязательно сопровождается быстрым темпом развивающегося действия, и наоборот. Верныйтемпоритм спектакля означает не механическое чередование более или менее напряженных сцен. Темпоритм – это подлинное напря-жение в связи с событиями и обстоятельствами каждой сцены в отдельности и спектакля в целом.
В отношении культурно-досуговой программы мы говорим о темпоритме номера, эпизода и культурно-досуговой про-граммы в целом. Темпоритм обладает способностью гармони-зировать композиционное построение культурно-досуговой программы. Темпоритмическая несобранность, так же как и монотонность, вызывают быструю утомляемость аудитории. Точно организованныйтемпоритм – мощное средство управления чувственно-эмоциональной сферой зрительного зала.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Основные творческие методы режиссуры досуговых программ
АКАДЕМ городок №187 (15 февраля 2023)
АКАДЕМ городок №186 (6 ноября 2022)
АКАДЕМ городок №185 (1 июля 2022)
АКАДЕМ городок №184 (25 марта 2022)
Контакты
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а
+73512689522 (доб. 1-68)
+73512689522 (доб. 1-89)
Факс: +73517277613
Официальная группа Вконтакте
Челябинский государственный институт культуры
- Абитуриенту
- Студенту
- Выпускнику
- Преподавателю
- Обучающимся детской школы искусств
Свежие выпуски газеты АКАДЕМ городок
АКАДЕМ городок №187 (15 февраля 2023)
АКАДЕМ городок №186 (6 ноября 2022)
АКАДЕМ городок №185 (1 июля 2022)
АКАДЕМ городок №184 (25 марта 2022)
Челябинский государственный институт культуры
- Студенту
- Welcome-центр ЧГИК
- Учебно-тренировочный зал
- Философский клуб
- Профсоюз студентов и аспирантов
- Студенческий совет
- Газета АКАДЕМ городок
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный институт культуры»
Источник: chgik.ru