· определение собственной структуры учебного года (при общей продолжительности обучения на всех курсах, кроме выпускного, – 52 недели, на выпускном курсе – 43 недели; время на зимние каникулы – 2 недели, летние каникулы – 9 недель; время, отведенное на экзамены, – 1 неделя на 3 экзамена);
· наполнение циклов и курсов конкретными предметами и определение времени на каждый из них с учетом специфики подготавливаемой профессии (общеобразовательная подготовка как по номенклатуре предметов, так и числу часов на них должна соответствовать требованиям базисной инвариантной части учебного плана средней (полной) общей школы, если получение такого уровня образования предусмотрено той ступенью квалификации, к которой относится профессия) и т.д.
Содержание профессионального образования. Общая структура содержания профессионального образования, соотношение различных форм обучения (теоретического и практического), ограничения на учебную нагрузку устанавливаются стандартной моделью учебного плана.
Профилактика нарушений обязательных требований при реализации программ ДПО (часть 1)
Составной частью образовательного стандарта по профессиям и специальностям, включенным в федеральный Перечень, являются обязательные компоненты содержания профессионального образования.
Обязательные компоненты содержания профессионального образования раскрываются через укрупненные учебные элементы и параметры качества усвоения учебного материала.
На основе модели учебного плана и обязательных компонентов содержания начального профессионального образования федеральные научно-методические органы разрабатывают примерную учебно-программную до-
кументацию. Рабочие учебные планы и программы разрабатываются образо-
вательными учреждениями. Порядок разработки и утверждения рабочей
учебно-программной документации устанавливается территориальными ор-
ганами управления образованием, которые несут ответственность за реализа-
цию федерального компонента стандарта.
Учебный план – нормативный документ, направляющий деятельность
профессионального училища. Он содержит перечень изучаемых предметов,
их распределение по годам обучения, количество часов на каждый предмет.
Различают следующие виды планов.
Базисный учебный план РФ – основной государственный нормативный документ, являющийся частью Государственного стандарта профессиональ-
ного образования. Он утверждается Государственной думой.
На его основе подготавливается утверждаемый федеральным ведомством образования примерный типовой федеральный учебный план, в котором
определяется степень самостоятельности региональных органов образования.
Примерные региональные учебные планы, основываясь на государственном базисном учебном плане, учитывают утвержденный для данного региона национально-региональный компонент стандарта.
Рабочий план училища – учебный план, разработанный для конкретного образовательного учреждения. Он составляется на основе примерного ре-
гионального с учетом конкретной специализации. Рабочий учебный план от-
Основные требования к содержанию и структуре образовательной программы (Акимов С.С.)
ражает особенности данного училища и может разрабатываться как на дли-
тельный период, так и включать текущие коррективы.
Учебный план (типовой) – документ рекомендательного характера, устанавливающий перечень и объем учебных циклов и предметов примени-
тельно к профессии и специальности с учетом ступени квалификации, мини-
мального (базового) срока обучения и определяющий степень самостоятель-
ности региональных органов образования, образовательных учреждений в
разработке компонентов содержания обучения.
Учебный план (рабочий) – документ, разработанный для конкретного
образовательного учреждения с учетом выбранной специальности и требова-
ний государственного, регионального и местного компонентов образования.
Перечень и блоки учебных предметов, их объем, последовательность
изучения устанавливаются на основе ряда принципов, отражающих основные
положения и закономерности формирования профессиональных знаний,
умений и навыков. К ним относятся: научность, систематичность, последова-
тельность, реализация межпредметных связей и т.д.
Согласно принципу систематичности все учебные планы имеют предметно-цикловую или блочно-модульную структуру, которая обеспечивает возможность формирования системы научных знаний, умений и навыков, их
логическую взаимосвязь, последовательность введения в учебный процесс.
Принцип последовательности в современных учебных планах подготовки специалистов выражается в ступенях профессионального обучения.
Наиболее распространенными являются три ступени образования: начальное,
среднее и высшее профессиональное образование.
Анализ учебного плана – начальный этап работы с учебно-программной
документацией, дающий исходную информацию для работы с другими учеб-
но-программными документами. Анализируя план, преподаватель или мастер
определяет место предмета в системе изучаемых учащимися дисциплин и на
этой основе планирует и реализует в учебном процессе межпредметные свя-
зи. Данные о количестве часов, выделенных на предмет, и их распределение
на полугодие позволяют ему ориентировочно оценивать объем и сложность
материала. О степени и значимости предмета можно судить по виду итогово-
го контроля знаний учащихся (экзамен или зачет), перечню тех знаний и
умений профессиональной характеристики, которые должны быть сформи-
рованы при изучении предмета.
В состав учебного плана входят: график учебного процесса и план
График учебного процесса – документ, который показывает длительность учебных полугодий, экзаменационных сессий, каникул, виды практик и
их деятельность, данные о распределении часов на различные виды обучения.
Важным разделом учебного плана является план учебного процесса, в который входят циклы (блоки) учебных дисциплин, их состав, общий объем изучения и распределение объема часов по полугодиям и учебным неделям.
Учебные предметы, включенные в учебный план, характеризуют два вида
подготовки квалифицированных рабочих: профессиональную и общеобразо-
вательную. Каждый вид подготовки имеет самостоятельную цель в формиро-
вании знаний, умений и видов профессиональной деятельности будущих специалистов.
Структура учебных планов является основой для составления учебных
программ по отдельным предметам, в которых находят свое отражение кон-
кретные цели, задачи, принципы общеобразовательного и профессионально-
Следует особо отметить, что во всех планах присутствует чрезвычайно
важное для развития дидактики обстоятельство – возможность инвариантно-
сти каждой из рассматриваемых структур (включая и профессиональную со-
ставляющую). Впервые опубликованная В.С.Ледневым в 1988 г. идея инва-
риантной структуры оказалась весьма продуктивной: принимая за основу ба-
зовый характер плана для обучения конкретной профессии, она позволяет
каждому учебному заведению учесть свои возможности интерпретации с це-
лью дальнейшего его совершенствования.
Таким образом, выделяющиеся в теоретическом обучении три цикла предметов – общеобразовательные, политехнические, специальные, а в прак-
тическом – производственное обучение и заводские практики – могут быть
ориентированы на существенно более высокий уровень.
Все предметы в учебном плане располагают так, чтобы обеспечить
связь между ними. Время на изучение каждого предмета определено с уче-
том его важности для профессиональной подготовки. На производственное
обучение, которое является основой профессиональной подготовки, отводит-
ся более 60 % всего учебного времени.
Сводно-тематический план определяет согласование тем производ-ственного обучения и специальной технологии. Такая взаимосвязь производ-
ственного и теоретического обучения очень важна. Оптимально такое соче-
тание по времени и содержанию, когда теоретический материал предшеству-
ет освоению профессиональных умений или преподается параллельно.
Сквозная линия практического обучения, опирающаяся на постоянную под-питку расширяющимися теоретическими сведениями, образует конгломерат знаний, умений и навыков, которые отвечают требованиям подготовки со-временного специалиста.
Учебная программа – документ, который содержательно раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету типового учебного плана.
Учебная программа (рабочая) – это учебная программа, разработанная
на основе типовой, применительно к конкретному учебному заведению с учетом регионального компонента стандарта профессионального образования.
В этом документе определяются объем знаний, умений и навыков, по-следовательность изучения разделов и тем, время, отводимое на их изучение.
Перечень формируемых знаний и умений конкретизирован в программе в
виде понятий, суждений, законов, гипотез, фактов, которые взятые вместе
де. Это обуславливает важность и особую значимость изучения и анализа
В программе производственного обучения (в систематизированном
виде) приводится перечень тех видов технологической деятельности, кото-рыми должен овладеть учащийся для того, чтобы его умения удовлетворяли
требованиям профессиональной характеристики.
Д/З Основные требования к программе учебного предмета и принципы ее разработки.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Учебные программы. Понятие и методические требования к учебным программам
В настоящее время в соответствии с ФГОС приоритетным направлением развития системы образования является обеспечение качества образования. ФЗ «Об образовании» и ФГОС, разработаны и утверждены примерные учебные программы, на основании которых педагогами и методистами разрабатываются учебные программы начального и основного образования.
Примерная учебная программа направлена на ориентировку педагога при составлении рабочей учебной программы по предмету.
Определение 1
Рабочая учебная программа по предмету – это самостоятельно разработанная педагогом учебная программа на основании учебно-методических рекомендаций и требований, в соответствии с рабочим учебным планом и примерными учебными программами, рекомендованными Министерством образования РФ.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Рабочая учебная программа включает в себя основные цели и задачи по изучению учебной дисциплины, пути их реализации и ожидаемые результаты.
Замечание 1
Цель рабочей программы – осуществление планирования, организации и управления педагогическим процессом по конкретной учебной дисциплине.
Все педагоги-предметники должны обязательно иметь рабочую программу по своему учебному предмету. Может использоваться как уже готовая программа, если она отвечает всем требованиями ФГОС, так и разработанная педагогом самостоятельно. При составлении учебной программы самостоятельно, педагог учитывает возрастные особенности класса, возможности и потребности учащихся и т.д.
Методические требования к составлению учебной программы
«Учебные программы. Понятие и методические требования к учебным программам»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
При составлении рабочей программы по конкретной учебной дисциплине педагог должен:
Все указанные требования приводятся в примерной программе, изучив которую педагог будет иметь общее представление о требованиях к составлению авторской программы.
Замечание 2
Педагог должен помнить, что учебная программа составляется не по учебной дисциплине в целом, а по конкретной серии учебников, по которым осуществляется работа.
Методические требования к программе:
- Соответствие признакам нормативного документа.
- Обязательный учет всех ведущих положений образовательной программы учебного заведения.
- Максимально раскрытие целей и ценностей обучения.
- Целостность и системность содержания образования.
- Последовательное расположение всех элементов содержания обучения и их взаимосвязь друг с другом.
- Обязательная логическая связь с другими учебными предметами.
- Все элементы программы должны быть однозначно и конкретно представлены.
Составление учебной программы требует учета:
- требований ФГОС;
- соответствия примерным программам;
- соблюдения обязательного минимума учебного содержания по предмету;
- соответствия объема учебного содержания возрасту и учебным возможностям учащихся;
- требований к уровню подготовки выпускников;
- соблюдения объема часовой нагрузки, определенной примерным учебным планом;
- особенностей психологического и физического развития учащихся;
- целей и задач образовательной программы школы;
- материальных, технических и методических возможностей школы.
Структура учебной программы
Структура учебной программы соответствует структуре примерной программы по той же учебной дисциплине и определена ФГОС.
Структура учебной программы включает в себя:
- Титульный лист
- Пояснительную записку
- Общую характеристику учебной дисциплины
- Описание места, которое занимает учебная дисциплина в учебном плане образовательного учреждения
- Результаты освоения учебной дисциплины: метапредметные, предметные и личностные
- Содержание учебной дисциплины
- Тематический план всего курса
- Ожидаемые результаты
- Описание и характеристика материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса
Несмотря на то, что внесение корректировок в учебные программы допустимо, на уровне одного образовательного учреждения педагоги соблюдают единые подходы к самостоятельной разработке и оформлению программ. Это необходимо для того чтобы избежать разночтений. Требования к содержанию и оформлению учебных программ закрепляются в Положении о рабочих программах педагогов, в каждом конкретном образовательном учреждении.
Замечание 3
Таким образом, учебная программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно на один учебный год на основе примерной или авторской программы по предмету в соответствии с образовательной программой учреждения. Педагог представляет разработанную учебную программу для экспертизы и утверждения методическому объединению.
Источник: spravochnick.ru
Основные подходы и требования к разработке образовательных программ
Российская система общего и профессионального образования построена по рамочному принципу. Если говорить проще, основу и фундамент процесса составляет образовательный стандарт. Его готовят профильные структуры на самом высоком уровне. Но стандарты задают только общие рамки, канву процесса обучения школьников, студентов. Определять конкретные подходы к учебе, готовить пошаговые планы с разъяснением каждого этапа образовательного процесса, должны специалисты на местах.
Российская система общего и профессионального образования построена по рамочному принципу. Если говорить проще, основу и фундамент процесса составляет образовательный стандарт. Его готовят профильные структуры на самом высоком уровне. Но стандарты задают только общие рамки, канву процесса обучения школьников, студентов. Определять конкретные подходы к учебе, готовить пошаговые планы с разъяснением каждого этапа образовательного процесса, должны специалисты на местах.
Образовательная программа — это уточненный базис процесса обучения. Он включает в себя поурочные планы, компетенции, которые должны освоить ученики, а также методы, которыми будут прививаться знания, навыки. Составление образовательных программ любого уровня — задача довольно сложная.
Она требует достаточного опыта, знаний методических основ, а также профильного отраслевого законодательства. Если речь идет о серьезной программе, например, ВУЗовского уровня, работой занимается не один человек, а целый коллектив специалистов. Каждые берет на себя определенный пласт образовательной программы.
Какие же требования предъявляют к образовательным программам, и в каком порядке их разрабатывают.
Виды образовательных программ
Составление образовательных программ — универсальная деятельность, которая требуется для разных учреждений и организаций. Разделить ОП можно на несколько подтипов:
- Для школ, учреждений общего образования. В том числе частных.
- Для учреждений начального профессионального образования.
- Для учреждений среднего профессионального образования: колледжей.
- Для учреждений высшего профессионального образования, то есть университетов, ВУЗов.
- Для организаций дополнительного образования. Речь идет как о музыкальных, художественных школах, так и о курсах, частных центрах для детей и взрослых людей. Организаций, ориентированных на повышение квалификации и переподготовку кадров.
Принципы, как и правила, порядок разработка образовательной документации будут идентичны во всех случаях.
Нужна помощь преподавателя?