Основные требования к содержанию учебной программы

· определение собственной структуры учебного года (при общей продолжительности обучения на всех курсах, кроме выпускного, – 52 недели, на выпускном курсе – 43 недели; время на зимние каникулы – 2 недели, летние каникулы – 9 недель; время, отведенное на экзамены, – 1 неделя на 3 экзамена);

· наполнение циклов и курсов конкретными предметами и определение времени на каждый из них с учетом специфики подготавливаемой профессии (общеобразовательная подготовка как по номенклатуре предметов, так и числу часов на них должна соответствовать требованиям базисной инвариантной части учебного плана средней (полной) общей школы, если получение такого уровня образования предусмотрено той ступенью квалификации, к которой относится профессия) и т.д.

Содержание профессионального образования. Общая структура содержания профессионального образования, соотношение различных форм обучения (теоретического и практического), ограничения на учебную нагрузку устанавливаются стандартной моделью учебного плана.

Профилактика нарушений обязательных требований при реализации программ ДПО (часть 1)

Составной частью образовательного стандарта по профессиям и специальностям, включенным в федеральный Перечень, являются обязательные компоненты содержания профессионального образования.

Обязательные компоненты содержания профессионального образования раскрываются через укрупненные учебные элементы и параметры качества усвоения учебного материала.

На основе модели учебного плана и обязательных компонентов содержания начального профессионального образования федеральные научно-методические органы разрабатывают примерную учебно-программную до-

кументацию. Рабочие учебные планы и программы разрабатываются образо-

вательными учреждениями. Порядок разработки и утверждения рабочей

учебно-программной документации устанавливается территориальными ор-

ганами управления образованием, которые несут ответственность за реализа-

цию федерального компонента стандарта.

Учебный план – нормативный документ, направляющий деятельность

профессионального училища. Он содержит перечень изучаемых предметов,

их распределение по годам обучения, количество часов на каждый предмет.

Различают следующие виды планов.

Базисный учебный план РФ – основной государственный нормативный документ, являющийся частью Государственного стандарта профессиональ-

ного образования. Он утверждается Государственной думой.

На его основе подготавливается утверждаемый федеральным ведомством образования примерный типовой федеральный учебный план, в котором

определяется степень самостоятельности региональных органов образования.

Примерные региональные учебные планы, основываясь на государственном базисном учебном плане, учитывают утвержденный для данного региона национально-региональный компонент стандарта.

Рабочий план училища – учебный план, разработанный для конкретного образовательного учреждения. Он составляется на основе примерного ре-

гионального с учетом конкретной специализации. Рабочий учебный план от-

Основные требования к содержанию и структуре образовательной программы (Акимов С.С.)

ражает особенности данного училища и может разрабатываться как на дли-

тельный период, так и включать текущие коррективы.

Учебный план (типовой) – документ рекомендательного характера, устанавливающий перечень и объем учебных циклов и предметов примени-

тельно к профессии и специальности с учетом ступени квалификации, мини-

мального (базового) срока обучения и определяющий степень самостоятель-

ности региональных органов образования, образовательных учреждений в

разработке компонентов содержания обучения.

Учебный план (рабочий) – документ, разработанный для конкретного

образовательного учреждения с учетом выбранной специальности и требова-

ний государственного, регионального и местного компонентов образования.

Перечень и блоки учебных предметов, их объем, последовательность

изучения устанавливаются на основе ряда принципов, отражающих основные

положения и закономерности формирования профессиональных знаний,

умений и навыков. К ним относятся: научность, систематичность, последова-

тельность, реализация межпредметных связей и т.д.

Читайте также:
Программа освоения целинных и залежных земель была принята по инициативе

Согласно принципу систематичности все учебные планы имеют предметно-цикловую или блочно-модульную структуру, которая обеспечивает возможность формирования системы научных знаний, умений и навыков, их

логическую взаимосвязь, последовательность введения в учебный процесс.

Принцип последовательности в современных учебных планах подготовки специалистов выражается в ступенях профессионального обучения.

Наиболее распространенными являются три ступени образования: начальное,

среднее и высшее профессиональное образование.

Анализ учебного плана – начальный этап работы с учебно-программной

документацией, дающий исходную информацию для работы с другими учеб-

но-программными документами. Анализируя план, преподаватель или мастер

определяет место предмета в системе изучаемых учащимися дисциплин и на

этой основе планирует и реализует в учебном процессе межпредметные свя-

зи. Данные о количестве часов, выделенных на предмет, и их распределение

на полугодие позволяют ему ориентировочно оценивать объем и сложность

материала. О степени и значимости предмета можно судить по виду итогово-

го контроля знаний учащихся (экзамен или зачет), перечню тех знаний и

умений профессиональной характеристики, которые должны быть сформи-

рованы при изучении предмета.

В состав учебного плана входят: график учебного процесса и план

График учебного процесса – документ, который показывает длительность учебных полугодий, экзаменационных сессий, каникул, виды практик и

их деятельность, данные о распределении часов на различные виды обучения.

Важным разделом учебного плана является план учебного процесса, в который входят циклы (блоки) учебных дисциплин, их состав, общий объем изучения и распределение объема часов по полугодиям и учебным неделям.

Учебные предметы, включенные в учебный план, характеризуют два вида

подготовки квалифицированных рабочих: профессиональную и общеобразо-

вательную. Каждый вид подготовки имеет самостоятельную цель в формиро-

вании знаний, умений и видов профессиональной деятельности будущих специалистов.

Структура учебных планов является основой для составления учебных

программ по отдельным предметам, в которых находят свое отражение кон-

кретные цели, задачи, принципы общеобразовательного и профессионально-

Следует особо отметить, что во всех планах присутствует чрезвычайно

важное для развития дидактики обстоятельство – возможность инвариантно-

сти каждой из рассматриваемых структур (включая и профессиональную со-

ставляющую). Впервые опубликованная В.С.Ледневым в 1988 г. идея инва-

риантной структуры оказалась весьма продуктивной: принимая за основу ба-

зовый характер плана для обучения конкретной профессии, она позволяет

каждому учебному заведению учесть свои возможности интерпретации с це-

лью дальнейшего его совершенствования.

Таким образом, выделяющиеся в теоретическом обучении три цикла предметов – общеобразовательные, политехнические, специальные, а в прак-

тическом – производственное обучение и заводские практики – могут быть

ориентированы на существенно более высокий уровень.

Все предметы в учебном плане располагают так, чтобы обеспечить

связь между ними. Время на изучение каждого предмета определено с уче-

том его важности для профессиональной подготовки. На производственное

обучение, которое является основой профессиональной подготовки, отводит-

ся более 60 % всего учебного времени.

Сводно-тематический план определяет согласование тем производ-ственного обучения и специальной технологии. Такая взаимосвязь производ-

ственного и теоретического обучения очень важна. Оптимально такое соче-

тание по времени и содержанию, когда теоретический материал предшеству-

ет освоению профессиональных умений или преподается параллельно.

Сквозная линия практического обучения, опирающаяся на постоянную под-питку расширяющимися теоретическими сведениями, образует конгломерат знаний, умений и навыков, которые отвечают требованиям подготовки со-временного специалиста.

Учебная программа – документ, который содержательно раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету типового учебного плана.

Читайте также:
Как поменять программу на навигаторе

Учебная программа (рабочая) – это учебная программа, разработанная

на основе типовой, применительно к конкретному учебному заведению с учетом регионального компонента стандарта профессионального образования.

В этом документе определяются объем знаний, умений и навыков, по-следовательность изучения разделов и тем, время, отводимое на их изучение.

Перечень формируемых знаний и умений конкретизирован в программе в

виде понятий, суждений, законов, гипотез, фактов, которые взятые вместе

де. Это обуславливает важность и особую значимость изучения и анализа

В программе производственного обучения (в систематизированном

виде) приводится перечень тех видов технологической деятельности, кото-рыми должен овладеть учащийся для того, чтобы его умения удовлетворяли

требованиям профессиональной характеристики.

Д/З Основные требования к программе учебного предмета и принципы ее разработки.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Учебные программы. Понятие и методические требования к учебным программам

В настоящее время в соответствии с ФГОС приоритетным направлением развития системы образования является обеспечение качества образования. ФЗ «Об образовании» и ФГОС, разработаны и утверждены примерные учебные программы, на основании которых педагогами и методистами разрабатываются учебные программы начального и основного образования.

Примерная учебная программа направлена на ориентировку педагога при составлении рабочей учебной программы по предмету.

Определение 1

Рабочая учебная программа по предмету – это самостоятельно разработанная педагогом учебная программа на основании учебно-методических рекомендаций и требований, в соответствии с рабочим учебным планом и примерными учебными программами, рекомендованными Министерством образования РФ.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Рабочая учебная программа включает в себя основные цели и задачи по изучению учебной дисциплины, пути их реализации и ожидаемые результаты.

Замечание 1

Цель рабочей программы – осуществление планирования, организации и управления педагогическим процессом по конкретной учебной дисциплине.

Все педагоги-предметники должны обязательно иметь рабочую программу по своему учебному предмету. Может использоваться как уже готовая программа, если она отвечает всем требованиями ФГОС, так и разработанная педагогом самостоятельно. При составлении учебной программы самостоятельно, педагог учитывает возрастные особенности класса, возможности и потребности учащихся и т.д.

Методические требования к составлению учебной программы

«Учебные программы. Понятие и методические требования к учебным программам»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

При составлении рабочей программы по конкретной учебной дисциплине педагог должен:

Все указанные требования приводятся в примерной программе, изучив которую педагог будет иметь общее представление о требованиях к составлению авторской программы.

Замечание 2

Педагог должен помнить, что учебная программа составляется не по учебной дисциплине в целом, а по конкретной серии учебников, по которым осуществляется работа.

Методические требования к программе:

  1. Соответствие признакам нормативного документа.
  2. Обязательный учет всех ведущих положений образовательной программы учебного заведения.
  3. Максимально раскрытие целей и ценностей обучения.
  4. Целостность и системность содержания образования.
  5. Последовательное расположение всех элементов содержания обучения и их взаимосвязь друг с другом.
  6. Обязательная логическая связь с другими учебными предметами.
  7. Все элементы программы должны быть однозначно и конкретно представлены.

Составление учебной программы требует учета:

  • требований ФГОС;
  • соответствия примерным программам;
  • соблюдения обязательного минимума учебного содержания по предмету;
  • соответствия объема учебного содержания возрасту и учебным возможностям учащихся;
  • требований к уровню подготовки выпускников;
  • соблюдения объема часовой нагрузки, определенной примерным учебным планом;
  • особенностей психологического и физического развития учащихся;
  • целей и задач образовательной программы школы;
  • материальных, технических и методических возможностей школы.
Читайте также:
Сущность программы это в истории

Структура учебной программы

Структура учебной программы соответствует структуре примерной программы по той же учебной дисциплине и определена ФГОС.

Структура учебной программы включает в себя:

  1. Титульный лист
  2. Пояснительную записку
  3. Общую характеристику учебной дисциплины
  4. Описание места, которое занимает учебная дисциплина в учебном плане образовательного учреждения
  5. Результаты освоения учебной дисциплины: метапредметные, предметные и личностные
  6. Содержание учебной дисциплины
  7. Тематический план всего курса
  8. Ожидаемые результаты
  9. Описание и характеристика материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса

Несмотря на то, что внесение корректировок в учебные программы допустимо, на уровне одного образовательного учреждения педагоги соблюдают единые подходы к самостоятельной разработке и оформлению программ. Это необходимо для того чтобы избежать разночтений. Требования к содержанию и оформлению учебных программ закрепляются в Положении о рабочих программах педагогов, в каждом конкретном образовательном учреждении.

Замечание 3

Таким образом, учебная программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно на один учебный год на основе примерной или авторской программы по предмету в соответствии с образовательной программой учреждения. Педагог представляет разработанную учебную программу для экспертизы и утверждения методическому объединению.

Источник: spravochnick.ru

Основные подходы и требования к разработке образовательных программ

Российская система общего и профессионального образования построена по рамочному принципу. Если говорить проще, основу и фундамент процесса составляет образовательный стандарт. Его готовят профильные структуры на самом высоком уровне. Но стандарты задают только общие рамки, канву процесса обучения школьников, студентов. Определять конкретные подходы к учебе, готовить пошаговые планы с разъяснением каждого этапа образовательного процесса, должны специалисты на местах.

Основные подходы и требования к разработке образовательных программ

Российская система общего и профессионального образования построена по рамочному принципу. Если говорить проще, основу и фундамент процесса составляет образовательный стандарт. Его готовят профильные структуры на самом высоком уровне. Но стандарты задают только общие рамки, канву процесса обучения школьников, студентов. Определять конкретные подходы к учебе, готовить пошаговые планы с разъяснением каждого этапа образовательного процесса, должны специалисты на местах.

Образовательная программа — это уточненный базис процесса обучения. Он включает в себя поурочные планы, компетенции, которые должны освоить ученики, а также методы, которыми будут прививаться знания, навыки. Составление образовательных программ любого уровня — задача довольно сложная.

Она требует достаточного опыта, знаний методических основ, а также профильного отраслевого законодательства. Если речь идет о серьезной программе, например, ВУЗовского уровня, работой занимается не один человек, а целый коллектив специалистов. Каждые берет на себя определенный пласт образовательной программы.

Какие же требования предъявляют к образовательным программам, и в каком порядке их разрабатывают.

Виды образовательных программ

Виды образовательных программ

Составление образовательных программ — универсальная деятельность, которая требуется для разных учреждений и организаций. Разделить ОП можно на несколько подтипов:

  • Для школ, учреждений общего образования. В том числе частных.
  • Для учреждений начального профессионального образования.
  • Для учреждений среднего профессионального образования: колледжей.
  • Для учреждений высшего профессионального образования, то есть университетов, ВУЗов.
  • Для организаций дополнительного образования. Речь идет как о музыкальных, художественных школах, так и о курсах, частных центрах для детей и взрослых людей. Организаций, ориентированных на повышение квалификации и переподготовку кадров.

Принципы, как и правила, порядок разработка образовательной документации будут идентичны во всех случаях.

Нужна помощь преподавателя?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru