Основные требования к разработке программ психопрофилактической работы в дошкольных учреждениях

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. И от того, насколько плодотворным, эмоционально-положительным и непринужденным будет общение со сверстниками и взрослыми, во многом зависит эмоционально-личностное, познавательное развитие малыша, его адаптация и дальнейшая социализация.

В МБДОУ №27 г. Армавира вопросам эмоционального благополучия детей уделяется большое внимание. Тем не менее, результаты диагностики и наблюдения за дошкольниками на протяжении 2-х лет дают возможность говорить о том, что дети, приходящие в детский сад, испытывают трудности в общении, недостаточно владеют речью, они тревожны, агрессивны, эмоционально напряжены.

Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что для успешного предупреждения развития тревожности, снятия агрессии, эмоциональной напряженности, необходимо разработать систему мероприятий с детьми, родителями и педагогами. Так появилась психопрофилактическая программа «Мир цветов и чувств», целью которой является профилактика и развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника. Реализация данной цели осуществляется как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Арт-терапевтические техники и приемы (камнетерапия, манкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, изотерапия и игротерапия) создают положительный настрой, сплачивают, объединяют детей, способствуют рефлексии и улучшению общего фона настроения.

УК «Особенности профилактической работы в образовательных организациях»

Постепенно, узнавая особенности каждого ребенка, выстраивается программа его индивидуального развития. Основные ее позиции оговариваются на индивидуальных консультациях с родителями и педагогами групп.

Кроме этого психопрофилактическая работа в нашем ОУ включает в себя и проведение дней психологии, психологических акций различной направленности (день Улыбки, день Творчества, день Доброты и т.п). В данных профилактических мероприятиях принимают участие как дети и их родители, так и сотрудники детского сада. Остановлюсь на одном из последних мероприятий – акции день Доброты, которая была приурочена к Международному дню толерантности. План проведения мероприятия включал в себя: выставку листовок, плакатов и газет соответствующей направленности, вручение открыток юными психологами сотрудникам и детям, оформление «уголков доброты» в каждой группе, проведение профилактического занятия для детей «Планета Доброты», проведение тренинга для сотрудников «Терпение-это алмаз».

Следует отметить, что поздравительные открытки, плакаты, листовки выполнялись как детьми и их родителями, так и сотрудниками.

На наш взгляд, данная форма профилактической работы помогает детям освоить способы ролевого поведения, способствует оптимизации детско-родительских отношений и социализации личности ребенка, развивает творческий потенциал и коммуникабельность всех участников данного процесса, способствует развитию эмоционально-волевой сферы дошкольника, повышает психологическую компетентность педагогов и родителей.

У-08. Федеральная образовательная программа дошкольного образования

В перспективе мы видим продолжение работы в этом направлении.

Источник: dohcolonoc.ru

Тема 2. Психопрофилактика и психологическое просвещение как направления работы психолога в ДОУ. Психологическое обеспечение педагогического процесса в ДОУ.

2. Психологическое просвещение как направление работы психолога в ДОУ.

3. Психологическое обеспечение педагогического процесса в ДОУ.

  1. Психопрофилактическая работа в ДОУ

Психопрофилактическая работа – малоразработанный вид деятельности практического психолога, хотя важность ее признается многими учеными и практиками, имеющими отношение к психологической службе образования.

Психопрофилактика – это деятельность детского психолога по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

При определении основного содержания психопрофилактической работы нужно помнить следующее.

1. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого этапа.

Программы осуществляются в учебной и воспитательной работе с детьми всех возрастных групп в основном воспитателями и родителями. Самое главное – дать возможность всем до единого шанс попробовать себя в различных областях знаний и практической деятельности для определения и развития своих интересов, способностей.

Психолог анализирует все, что окружает детей и во что те включены, — игру, воспитательные мероприятия, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками и т. п., выясняя, насколько это способствует психическому и личностному развитию ребенка.

2. Психолог выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.

Чешские психологи Й. Лангмейер и 3. Матейчик считают чрезвычайно важной задачей разработку мер предупреждения психической депривации (недостаток чего-либо, например, внешних стимулов или любви, ведущий к психическим отклонениям у детей). Такая превентивная программа, по их мнению, должна отвечать следующим требованиям.

Во-первых, необходимо обеспечить, чтобы к детям поступали стимулы из внешней жизненной среды в надлежащем количестве. Стимулы должны соответствовать степени развития ребенка.

Во-вторых, поступающие стимулы должны иметь для ребенка значение, чтобы он мог включить их в систему своих переживаний и познаний.

В-третьих, необходимо создать условия для развития положительных стойких взаимоотношений между ребенком и его воспитателями, средой его дома и, наконец, более широкой общественной и предметной обстановкой.

В-четвертых, необходимо облегчить ребенку включение в общество, чтобы он мог усвоить адекватные социальные роли

3. Психолог следит за соблюдением в детском саду психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе.

Читайте также:
Программа исправляющая dll ошибки

4. Психолог предупреждает возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень (кризис трех лет, период перехода от дошкольного к школьному детству).

5. Психолог ведет работу по подготовке детей к постепенному осознанию тех сфер жизни, деятельностей, профессий, которые им интересны, и в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания.

Становление психологической готовности к самостоятельному выбору профессии или сферы профессиональной деятельности должно начинаться уже в старшей группе. Работа психолога в этом направлении взаимодействия с детьми включает следующие моменты: раннюю диагностику интересов и способностей детей (музыкальных, художественных, спортивных), рекомендации родителям, разработку и проведение в жизнь программ по развитию интересов и способностей.

6. Психолог заботится о создании комфортного психологического климата в детском образовательном учреждении. Центральным моментом комфортного психологического климата является общение детей со взрослыми и сверстниками, а также взрослых между собой. Высшей ценностью в общении должен быть другой человек со всеми его качествами, свойствами, настроениями вне зависимости от возраста и различных социальных характеристик.

7. Психолог стремится создать благоприятные, доброжелательные отношения между родителями и педагогами.

Для этого необходимо помочь взрослым вступить во взаимоотношения, результатом которых может стать следующая благоприятная реальность: родители должны относиться с уважением и благодарностью к педагогам, которые занимаются с их детьми, а педагоги уважают родителей своих воспитанников и благодарны им за доверие. В такой обстановке дети могли бы стать более добрыми, спокойными, открытыми миру и людям.

В психопрофилактике выделяют три уровня:

— первый уровень – так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все дети, как «нормальные», так и с проблемами. Многие авторы отмечают, что именно образовательные учреждения являются оптимальными системами для профилактики психического здоровья, и рассматривают психологов в образовании в качестве основных специалистов, проводящих в жизнь такую первичную профилактику.

— второй уровень – вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление трудностей в развитии и поведении. Основная ее задача – преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми: примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и воспитателями, обучение их стратегиям преодоления различного рода трудностей и т. д.

— третий уровень – третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача – коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными детьми (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения.

К сожалению, заботой большинства психологов является обеспечение второго и третьего уровней, т.е. большинство усилий психологов направлено на работу с детьми, которые уже испытывают трудности. Основная масса остается без внимания психологов, если не считать прохождения ими традиционного систематического тестирования.

Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельнымидетьми или группами детей, возрастными параллелями, так и своспитателями, родителями, другими взрослыми, которые оказываютвлияние на мироощущение и развитие ребенка.

В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит отсамого психолога. Можно сказать, что здесь наблюдается самозапрос вчистом виде. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, чтоможно изменить, чтобы создать благоприятные условия для обучения ивоспитания.

Обоснуйте, почему психопрофилактическую работу многие

психологи считают наиболее важной в образовательном учреждении?

Источник: mykonspekts.ru

ПРОГРАММА психопрофилактической работы с детьми младшего возраста «Профилактика дезадаптации детей 4 года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.

Чтобы снять адаптационный стресс у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в детский сад была разработана психопрофилактическая программа.

Данная программа позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.

Цель программы: создание условий в ДОУ для благоприятной социально — психологической адаптации младшего дошкольника.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 392

городского округа Самара

с детьми младшего возраста

«Профилактика дезадаптации детей 4 года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения»

реализуется на базе МБДОУ детского сада № 392

городского округа Самара

Составитель: педагог – психолог

МБДОУ детского сада № 392

С точки зрения науки в целом детский сад рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания.

Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства – никакая семья, никакие гувернантки не в состоянии заменить детский сад.

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.

Адаптацией в условиях дошкольного учреждения необходимо рассматривать как процесс приспособления функций организма ребенка к условиям существования в группе.

Читайте также:
В продукционной модели программа управляющая перебором правил называется Машиной вывода вывод бывает

Один из ведущих специалистов по воспитанию детей младшего дошкольного возраста профессор Н.М.Аксарина, касаясь данной темы, приводила пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется.

Ребенок в период адаптации — живая модель стрессового состояния.

Стресс – это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим. Стресс вреден, но он и необходим, так жизнь часто бросает детей и взрослых в разные условия, и если бы организм не был приспособлен к перенесению стресса, люди бы сразу умирали.

При поступлении в дошкольное учреждение было замечено, что дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности младшего дошкольника ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизиологического развития.

Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми.

Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения – он начинает ходить в детский сад. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателей, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения. Ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

Игра в песок, особенно для детей 3-4 лет является самым доступным и естественным способом самотерапии. Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе, естественным путем можно осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

По мнению Л.С.Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» — возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешности ребенка.

Чтобы снять адаптационный стресс у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в детский сад была разработана психопрофилактическая программа.

Данная программа позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.

Цель программы: создание условий в ДОУ для благоприятной социально — психологической адаптации младшего дошкольника .

  1. Преодоление стрессовых состояний у детей младшего возраста в период адаптации к детскому саду.
  2. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  3. Развитие навыков социального поведения у детей младшего возраста.
  4. Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии
  5. Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
  6. Формирование позитивного отношения к сверстникам.
  7. Развитие внимания, восприятия, речи, воображения.
  8. Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений.
  9. Привитие интереса к упражнениям и играм с песком.
  10. Моделирование разнообразных жизненных ситуации, «оживлять» сказки на песке.
  11. Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
  12. Обучать воспитателей методам проведения групповых занятий в период адаптации.

13. У родителей формировать активную позицию по отношению к процессу адаптации детей.

  1. Дети младшего дошкольного возраста (группа 3-5 человек)
  2. Воспитатели, активно включенные в процесс адаптации детей младшего возраста.
  3. Родители (приглашаются на занятия для показа новых средств и способов общения с детьми).

Продолжительность каждого занятия 15 минут; программы – 3 часа. Режим проведения занятий – 1 раз в неделю.

Программа психопрофилактической работы с детьми младшего дошкольного возраста состоит из 12 занятий, каждый из которых имеет свои задачи.

Занятия 1-3 адаптационные игры-занятия в песочнице

1.Игры в песочнице проводятся с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.

2. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.

3. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.

4. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

5. Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (звон колокольчика)

6.На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.

Читайте также:
Не удается открыть программу Mac OS 47

7.Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высотой не более 10–15 см, она должна хорошо обрабатываться), но ребенок может и выбрать игрушку из предложенных взрослым. Она становится посредником для ребенка в играх с песком.

Правила поведения, запреты, поощрения осуществляются взрослым через свою игрушку-посредника — Песочную фею.

Игры в песочнице направлены на установление доверительных отношений между воспитателем и ребенком. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе, мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

Занятия 4-12 I часть. Ритуал приветствия. Занятия начинаются сюрпризными моментами, пальчиковыми гимнастиками, дети дружно шагают, бегают, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Упражнения создают положительный эмоциональный фон, снижают мышечное напряжение, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.

II часть. В основную часть входят игры, хороводы которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, умение действовать в соответствии с правилами игры, активно взаимодействовать со сверстниками.

III часть. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми, рисованием, «оживлением» сказок в песочнице.

Песочная фея приглашает детей к себе в гости в свой песочный мир. Техника «оживления» сказок в песочнице ведомая игра (психолог рассказывает сказку, подробно описывает детали происходящих событий; дети слушая его, выставляют фигурки в песочнице, действуют ими) . «Оживления» сказок создают положительный эмоциональный фон, снижают мышечное напряжение, повышают речевую активность, дети приобретают бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Все игры и упражнения, входящие в одно занятие объединены одним сказочно-игровым сюжетом. Занятия включают дополнительный материал, ведущий может использовать его соблюдая регламент.

Методы, используемые при проведении программы психопрофилактической работы с детьми младшего возраста: элементы сказкотерапии, ролевые, подвижные, хороводные игры, арт-терапевтические техники, музыкотерапия, групповая беседа, рассматривание картин.

Диагностические методы : наблюдение, методика диагностики адаптации у младших дошкольников в ДОУ ребенка (Методика диагностики Макшанцевой Л.В.) , анкетирование родителей (приложение).

  1. Преодоление стрессовых состояний у младших дошкольников в период адаптации к детскому саду.
  2. Снижение эмоционального напряжения детей, создание положительного эмоционального настроя в группе, сформированность позитивного отношения к сверстникам.
  3. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений, внимания, речи, воображения.
  4. Развитие игровых навыков, интереса к упражнениям и играм с песком у младшего дошкольника.

Материалы для работы с песочницей

Оборудование «педагогической песочницы»

1.Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90×70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий размер песочницы – 50708 см., такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.

2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный , песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы).

Техника безопасности требует «чистить» песок минимум раз в 2-3 месяца, в зависимости от интенсивности занятий. Для этого песок промывают, кварцуют или выставляют на солнце, добавляют новый чистый песок.

Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.

3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):

• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр.

• набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);

• различные здания и постройки;

• бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

Условия организации занятий с песком.

1.У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

2.Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

3.Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

Технические средства обучения:

Фотоаппарат, магнитофон, видеокамера, музыкальные диски, компьютер.

Занятия проводятся в группе, где достаточно места для передвижения, для рисования, где есть игрушки, которые поступают в распоряжение детей.

Оборудование: методические материалы для игр и упражнений (картины, игрушки мягкие и пластмассовые, шапочки для подвижных игр и др.), а также разнообразное строительное оборудование (дуги, шнуры, мягкие кубы) бумага разных форматов, гуашь, восковые мелки,

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru