Основные требования к разработке программ психопрофилактической работы

ПП обычно не занимается созданием новых психодиагностических методик, он является пользователем разработанных методов. Требования к деят.ПП—умение располагать к себе людей и доскональное знание используемых психодиагностических методик и условий их применения, необходимо знать и соблюдать важнейшие профессионально–этические принципы:

1. Принцип личной ответственности за проводимую работу.

2. Принцип профессиональной тайны.

3. Принцип конфиденциальности.

4. Принцип научной обоснованности .

5. Принцип объективности.

6. Принцип обеспечения суверенных прав личности:

а) добровольность участия;

б) психопрофилактическое изложение результатов (адекватность и доступность языка);

в) предупреждение о вероятности выдачи такой информации о себе, которую человек сам не осознает;

г) право знать результаты обследования.

Методы психопрофилактической работы — психологические средства, которые выбирает психотерапевт. Они могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в большей степени на когнитивные, эмоциональные, или поведенческие аспекты. Беседа как метод психопрофилактической работы — динамический процесс, имеющий собственные психол. закономерности и механизмы развития.

Психогигиена и Психопрофилактика // Почему важно решать психологические проблемы до их появления

На первом этапе — основной задачей консультанта является формирование доверительной атмосферы межличностного взаимодействия. Второй этап — выделение проблемы.

Здесь психолог решает три основные задачи:· выслушивает изложение проблемы клиентом; помогает клиенту ясно и четко сформулировать наиболее актуальную проблему; помогает определить конкретную задачу взаимодействия психолога и клиента. Третий этап — посвящается исследованию психологич. мира клиента, доминирующих психологич. свойств, сильных и слабых сторон его личности, ценностей и жизненных целей. Четвертый этап — повернуть клиента с пути его любимых стереотипов поведения, которые только накапливали проблемы, к более гибкому и творческому реагированию. Пятый этап беседы — осуществление перехода от обучения к действию.

Тренировка. В психопрофилактических целях часто используются разнообразные упражнения. Они могут вписываться в рамки разных психотерапевтических школ, могут быть систематизированы в цельный психологический практикум. Главное, чтобы их выполнение приносило клиенту ощутимую пользу в работе над собой: ведение «рабочей тетради».

Это необходимо для того, чтобы процесс самоанализа и самосовершенствования был четким и эффективным. Многие интересные идеи и самонаблюдения без записей забываются. Записи приучают четко формулировать свои мысли, а значит, лучше анализировать свои состояния. Описывая и анализируя свои состояния, человек, как бы вновь проживает их и легко прогнозирует дальнейшее развитие событий.

Межличностные отношения. Реализация этого метода наиболее наглядно видна в групповой терапии. В ходе подготовительной работы психолог видит особенности каждого из своих клиентов и его потенциал, который он раскрывает в ходе дальнейшей индивидуальной и групповой работы. Т.е. методы психопрофилактической работы зачастую сводятся к консультативным беседам и тренингам, помогающие человеку раскрыться и осознать свое подлинное «Я».

Практикум: 5 секретов работы с chatGPT

Психопрофилактическая работа в образовательном учреждении.

В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, о чем можно предупредить, что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания школьников. Психопрофилактика – это целенаправленная профилактическая работа по созданию стабильного психологического климата; предупреждению негативных явлений в личностном развитии ребёнка; по формированию у детей и педагогов потребности в повышении уровня психологических знаний, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии интеллекта и личности. Важнейшим основанием для использования методик психодиагностики выступает соответствие их требованиям:

Читайте также:
С помощью функции автозаполнение в таблице программы excel можно ответ

Дифференцирующие возможности — диапазон выявляемых методикой различий.

Надежность — степень устойчивости, стабильности получаемых результатов.

Валидность — свойство методик измерять именно то, на что она заявлена, соответствие психологических показателей особенностям поведения человека.

Точность — способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.

Важно, чтобы нормативные показатели методики были составлены на основе работы с репрезентативной выборкой, то есть таким количеством испытуемых, которое достаточно для статистической обработки.

Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 339.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда.

Источник: stydopedya.ru

Алгоритм разработки рабочей программы педагога-психолога по психопрофилактике

Программа должна быть направлена на достижение конкретных целей и решение конкретных задач.

В программе должны учитываться возрастные особенности обучающихся, их индивидуальные возможности.

Программа должна позволять работать с обучающимися с разными образовательными потребностями.

Программа должна позволять достичь планируемый результат, который можно измерить.

Программа должна иметь сроки реализации.

Программа должна иметь возможность модификации в процессе реализации.

Основные задачи психопрофилактики:

  • • установление основных причин неблагополучия в состоянии психологического здоровья ребенка;
  • • поиск адекватных, оптимальных психолого-педагогических средств, обеспечивающих позитивное изменение, улучшение состояния психологического здоровья ребенка;
  • • разработка стратегии и тактики действий и взаимодействия всех специалистов, взрослых, отвечающих за состояние психологического здоровья ребенка

Формы и методы психопрофилактикой работы школьного психолога

Формы: групповая и индивидуальная работа с педагогами, родителями и детьми, направленная на предупреждение возможных психологических трудностей развития обучающихся на том или ином этапе становления их личности.

  • • социально-психологический тренинг, ролевые игры, обучающие игры;
  • • дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, круглые столы, семинары;
  • • элементы индивидуальной и групповой психотерапии;
  • • современные психолого-педагогические технологии (сине-ма-технология, сторителлинг, коуч-тренинги, интернет-технологии И т. д.).

Структура рабочей программы по психопрофилактике

  • 1. Теоретическое и методическое обоснование программы.
  • 2. Целевые ориентиры.
  • 3. Ожидаемые результаты.
  • 4. Тематический план.
  • 5. Конспекты занятий.

Теоретическое и методическое обоснование программы

Необходимо выделить основания написания программы психопрофилактической работы, описать, что составляет научно-методологическую основу, нормативно-правовую базу при формировании программы.

Целевые ориентиры

Знание закономерностей развития, выделение определенных критериев психологического здоровья личности, его нормы, позволяет выбирать адекватную стратегию и тактику, находить оптимальные методы своевременного предупреждения вероятных проблем.

Психопрофилактическая программа может ориентироваться на различные цели. Одни из них направлены на предупреждение локальных, относящихся к определенному этапу, значимых для успешности освоения какой-либо деятельности проблем. Другие — охватывать значительный период развития, в частности, от рождения ребенка до выхода его в самостоятельную жизнь. Однако в любом случае цели и задачи должны:

  • • отражать специфику конкретной программы;
  • • быть конкретные, четко сформулированные;
  • • согласовываться между собой.

Ожидаемые результаты:

  • • выделяем измеряемые психолого-педагогические показатели развития ребенка, его психологического благополучия;
  • • определяем критерии оценки планируемых результатов;
  • • подбираем определенный в соответствии с целями и задачами инструментарий оценки ожидаемых результатов.
Читайте также:
Программа которая вычисляет факториал числа

Тематический план

  • 1. Определяем количество занятий, сроки реализации программы.
  • 2. Называем тему занятия.
  • 3. Ставим цель занятия.
  • 4. Описываем возрастной ориентир .
  • 5. Описываем ожидаемый результат.

Конспекты занятий

Источник: studme.org

Основные требования к разработке программ психопрофилактической работы

Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Скачиваний:

  • • Глава 1. Психологическое просвещение. ………………………………………………………………………………………9
  • • Глава 2. Психологическая диагностика (психологическое оценивание). …………………………………………………13
  • • Глава 3. Психологическая профилактика. ……………………………………………………………………………….. …. 40
  • • Глава 4. Психологическое консультирование. …………………………………………………………………………….. …45
  • • Глава 5. Коррекционная и развивающая работа. ……………………………………………………………………………. .103
  • • Глава 6. Психотерапия. …………………………………………………………………………………………………………. . 118
  • • Глава 1. Психологическое просвещение.
  • • Знание психологии
  • • Понять предсказать учесть повлиять помочь
  • • Глава 2. Психологическая диагностика (психологическое оценивание).
  • • Алгоритм психодиагностической деятельности психолога.
  • • Алгоритм постановки проблемы.
  • • Алгоритм подготовки диагностического комплекса.
  • • Алгоритм сбора информации о психодиагностических методиках информационная психодиагностическая карточка
  • • Карта индивидуального обследования
  • • Психодиагностического обследования
  • • Глава 3. Психологическая профилактика.
  • • Содержание психопрофилактической работы.
  • • Глава 4. Психологическое консультирование.
  • • Психологическому консультированию.
  • • Алгоритм работы консультанта
  • • Личности клиента.
  • • (Модель Kubler-Ross).
  • • Снижающие результативность процесса консультирования
  • • Глава 5. Коррекционная и развивающая работа.
  • • Алгоритм составления психокоррекционных программ.
  • • Глава 6. Психотерапия.
  • • Психолого-педагогическая характеристика ученика 2 «б» класса средней школы №218 Сергея б., 1992 года рождения (для медико-психолого-педагогической комиссии).
  • • Заключение по результатам психологического обследования Антона м., 10 лет (для администрации школы).
  • • Психологическая характеристика на ученика 2 «г» класса Максима в., 8 лет.
  • • Общие положение и требования к психологу.
  • • Ответственность.
  • • Компетентность.
  • • Конфиденциальность.
  • • Поведение психолога в отношении клиента.
  • • Поведение психолога в отношении коллег и представителей других профессий.
  • • Отношения психолога и администрации.
  • • Реклама.

Таблица 37. Уровни психопрофилактики

На кого направлена

Забота о психическом здоровье и психических ресурсах всех работников.

Работа с людьми, имеющими незначительные расстройства.

Профилактика неблагополучной динамики имеющихся расстройств.

Раннее выявление трудностей в эмоциональной сфере, в поведении, общении чтобы их преодолеть, пока не начались социальные и психологические проблемы

«Группа риска» – те, у кого есть проблемы (3 из 10).

Массовые (скрининговые) обследования населения для выявления групп риска и работы с ними. Консультации, обучение стратегиям преодоления трудностей.

Коррекция и преодоление серьезных психологических трудностей и проблем.

Люди с ярко выраженными эмоциональными, поведенческими проблемами (1 из 10).

Психологическая поддержка психически здоровых людей (консультативные центры, «телефоны доверия»).

От уровня к уровню действия психолога более активными относительно планирования и обеспечения психологической службы.

Основные задачи, решаемые психологом при осуществлении психопрофилактики:

  1. Помощь в адаптации тем, кто только начал включаться в новую социальную систему (первоклассники, молодые специалисты и т.п.). В идеале профилактика должна начаться еще до попадания человека в новые условия.
  2. Создание условий для нормального функционирования обучающихся или работающих в организации. (Экспертиза учебных программ, планов занятости работников, мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки, создание благоприятного психологического климата).
  3. Подготовка членов учебного или профессионального коллектива к переходу на другую ступень обучения или профессиональной деятельности.
  • оценить условия психологического здоровья человека в определенной среде;
  • провести исследование состояния и динамики психологического здоровья в данной среде;
  • выделить основания для разработки конкретных программ психопрофилактической работы в конкретной организации.
  • профессионального доступа к данным мониторинга и их использования другими специалистами;
  • контроля за соблюдением мер безопасности и ответственности при выполнении данной работы.
  • цель (предполагаемый результат);
  • предмет работы (психологические характеристики, личностные и межличностные феномены, условия среды);
  • критерии эффективности, по которым будут оцениваться промежуточные и конечные результаты;
  • методы, с помощью которых достигаются общие и промежуточные цели, устанавливается «обратная связь»;
  • развернутое или схематичное описание процесса работы (этапы, последовательность действий);
  • виды, формы работы, применяемые на каждом этапе по отношению к каждому из участников программы.
  • гарантированной безопасности;
  • раннего вмешательства;
  • опоры на установленные возрастно-психологические и личностные критерии благополучия;
  • комплексности решаемых задач, неразрывной связи психопрофилактики, психодиагностики, психологической коррекции, консультирования и просвещения;
  • возможности прогнозирования характера «переходных периодов», психологических кризисов;
  • прогнозирования возможных типичных проявлений особенностей психической организации человека, которые могут создавать трудности в полноценном развитии его личности;
  • дифференциации и приоритетности задач;
  • компетентности.
  • профессиональную экспертизу рабочего и жизненного пространства на предмет соответствия требованиям обеспечения психологического здоровья его субъектов;
  • работу со всеми характеристиками пространства жизнедеятельности, несоответствующими требований условий сохранения психологического здоровья всех находящихся в нем субъектов;
  • групповую и индивидуальную работу, направленную на предупреждение возможных психологических трудностей.
  1. Психогигиена как междисциплинарная область в системе научного знания и социальной практики.
  2. Психогигиена – область гигиены, которая изучает влияние окружающих условий, обстановки на психическое здоровье людей, разрабатывает меры для сохранения и укрепления здоровья, для предупреждения психических расстройств.
  3. Психогигиена – область медицинской психологии, в рамках которой разрабатываются формы и методы специальной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, облегчения острых психотравматических реакций и оказания помощи в кризисных ситуациях (производственного, семейного и учебного характера и пр.).
  4. Психогигиена – научная дисциплина, в рамках которой осуществляются фундаментальные и прикладные исследования, рассматриваются общие вопросы сохранения и укрепления психического здоровья, формулируются принципы, разрабатываются конкретные мероприятия, правила и приемы оздоровления психики. Решает следующие основные проблемы:
  1. Психогигиена как практика — это реализация оздоровительных мероприятий, создание условий для возможно более полного сохранения психического здоровья как отдельного человека, так и внутри больших и малых групп, выполнение рекомендаций по укреплению здоровья, повышению психологической устойчивости.
  2. Психогигиена — это совокупность медицинских и пси­хологических знаний, необходимых для обеспечения, сохранения и поддержания психического здоровья.
  • психокоррекционная работа в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям;
  • массовые обследования для выявления групп риска и работа с ними;
  • информирование населения.
  • анализ среды жизнедеятельности и работы с точки зрения возможностей, которые она представляет для работы, жизни и развития и с позиции требований, которые она предъявляет к психологичеким возможностям человека, уровню его развития;
  • определение психологических критериев эффективной работы и развития человека;
  • разработка и внедрение определенных мероприятий, форм, методов работы, которые создадут условия для успешной работы и развития;
  • приведение этих условий в систему постоянной работы, которая дает максимальный результат.
Читайте также:
Как работает программа aircrack

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru