ПП обычно не занимается созданием новых психодиагностических методик, он является пользователем разработанных методов. Требования к деят.ПП—умение располагать к себе людей и доскональное знание используемых психодиагностических методик и условий их применения, необходимо знать и соблюдать важнейшие профессионально–этические принципы:
1. Принцип личной ответственности за проводимую работу.
2. Принцип профессиональной тайны.
3. Принцип конфиденциальности.
4. Принцип научной обоснованности .
5. Принцип объективности.
6. Принцип обеспечения суверенных прав личности:
а) добровольность участия;
б) психопрофилактическое изложение результатов (адекватность и доступность языка);
в) предупреждение о вероятности выдачи такой информации о себе, которую человек сам не осознает;
г) право знать результаты обследования.
Методы психопрофилактической работы — психологические средства, которые выбирает психотерапевт. Они могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в большей степени на когнитивные, эмоциональные, или поведенческие аспекты. Беседа как метод психопрофилактической работы — динамический процесс, имеющий собственные психол. закономерности и механизмы развития.
Психогигиена и Психопрофилактика // Почему важно решать психологические проблемы до их появления
На первом этапе — основной задачей консультанта является формирование доверительной атмосферы межличностного взаимодействия. Второй этап — выделение проблемы.
Здесь психолог решает три основные задачи:· выслушивает изложение проблемы клиентом; помогает клиенту ясно и четко сформулировать наиболее актуальную проблему; помогает определить конкретную задачу взаимодействия психолога и клиента. Третий этап — посвящается исследованию психологич. мира клиента, доминирующих психологич. свойств, сильных и слабых сторон его личности, ценностей и жизненных целей. Четвертый этап — повернуть клиента с пути его любимых стереотипов поведения, которые только накапливали проблемы, к более гибкому и творческому реагированию. Пятый этап беседы — осуществление перехода от обучения к действию.
Тренировка. В психопрофилактических целях часто используются разнообразные упражнения. Они могут вписываться в рамки разных психотерапевтических школ, могут быть систематизированы в цельный психологический практикум. Главное, чтобы их выполнение приносило клиенту ощутимую пользу в работе над собой: ведение «рабочей тетради».
Это необходимо для того, чтобы процесс самоанализа и самосовершенствования был четким и эффективным. Многие интересные идеи и самонаблюдения без записей забываются. Записи приучают четко формулировать свои мысли, а значит, лучше анализировать свои состояния. Описывая и анализируя свои состояния, человек, как бы вновь проживает их и легко прогнозирует дальнейшее развитие событий.
Межличностные отношения. Реализация этого метода наиболее наглядно видна в групповой терапии. В ходе подготовительной работы психолог видит особенности каждого из своих клиентов и его потенциал, который он раскрывает в ходе дальнейшей индивидуальной и групповой работы. Т.е. методы психопрофилактической работы зачастую сводятся к консультативным беседам и тренингам, помогающие человеку раскрыться и осознать свое подлинное «Я».
Практикум: 5 секретов работы с chatGPT
Психопрофилактическая работа в образовательном учреждении.
В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, о чем можно предупредить, что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания школьников. Психопрофилактика – это целенаправленная профилактическая работа по созданию стабильного психологического климата; предупреждению негативных явлений в личностном развитии ребёнка; по формированию у детей и педагогов потребности в повышении уровня психологических знаний, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии интеллекта и личности. Важнейшим основанием для использования методик психодиагностики выступает соответствие их требованиям:
Дифференцирующие возможности — диапазон выявляемых методикой различий.
Надежность — степень устойчивости, стабильности получаемых результатов.
Валидность — свойство методик измерять именно то, на что она заявлена, соответствие психологических показателей особенностям поведения человека.
Точность — способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.
Важно, чтобы нормативные показатели методики были составлены на основе работы с репрезентативной выборкой, то есть таким количеством испытуемых, которое достаточно для статистической обработки.
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 339.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда.
Источник: stydopedya.ru
Алгоритм разработки рабочей программы педагога-психолога по психопрофилактике
Программа должна быть направлена на достижение конкретных целей и решение конкретных задач.
В программе должны учитываться возрастные особенности обучающихся, их индивидуальные возможности.
Программа должна позволять работать с обучающимися с разными образовательными потребностями.
Программа должна позволять достичь планируемый результат, который можно измерить.
Программа должна иметь сроки реализации.
Программа должна иметь возможность модификации в процессе реализации.
Основные задачи психопрофилактики:
- • установление основных причин неблагополучия в состоянии психологического здоровья ребенка;
- • поиск адекватных, оптимальных психолого-педагогических средств, обеспечивающих позитивное изменение, улучшение состояния психологического здоровья ребенка;
- • разработка стратегии и тактики действий и взаимодействия всех специалистов, взрослых, отвечающих за состояние психологического здоровья ребенка
Формы и методы психопрофилактикой работы школьного психолога
Формы: групповая и индивидуальная работа с педагогами, родителями и детьми, направленная на предупреждение возможных психологических трудностей развития обучающихся на том или ином этапе становления их личности.
- • социально-психологический тренинг, ролевые игры, обучающие игры;
- • дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, круглые столы, семинары;
- • элементы индивидуальной и групповой психотерапии;
- • современные психолого-педагогические технологии (сине-ма-технология, сторителлинг, коуч-тренинги, интернет-технологии И т. д.).
Структура рабочей программы по психопрофилактике
- 1. Теоретическое и методическое обоснование программы.
- 2. Целевые ориентиры.
- 3. Ожидаемые результаты.
- 4. Тематический план.
- 5. Конспекты занятий.
Теоретическое и методическое обоснование программы
Необходимо выделить основания написания программы психопрофилактической работы, описать, что составляет научно-методологическую основу, нормативно-правовую базу при формировании программы.
Целевые ориентиры
Знание закономерностей развития, выделение определенных критериев психологического здоровья личности, его нормы, позволяет выбирать адекватную стратегию и тактику, находить оптимальные методы своевременного предупреждения вероятных проблем.
Психопрофилактическая программа может ориентироваться на различные цели. Одни из них направлены на предупреждение локальных, относящихся к определенному этапу, значимых для успешности освоения какой-либо деятельности проблем. Другие — охватывать значительный период развития, в частности, от рождения ребенка до выхода его в самостоятельную жизнь. Однако в любом случае цели и задачи должны:
- • отражать специфику конкретной программы;
- • быть конкретные, четко сформулированные;
- • согласовываться между собой.
Ожидаемые результаты:
- • выделяем измеряемые психолого-педагогические показатели развития ребенка, его психологического благополучия;
- • определяем критерии оценки планируемых результатов;
- • подбираем определенный в соответствии с целями и задачами инструментарий оценки ожидаемых результатов.
Тематический план
- 1. Определяем количество занятий, сроки реализации программы.
- 2. Называем тему занятия.
- 3. Ставим цель занятия.
- 4. Описываем возрастной ориентир .
- 5. Описываем ожидаемый результат.
Конспекты занятий
Источник: studme.org
Основные требования к разработке программ психопрофилактической работы
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Скачиваний:
- • Глава 1. Психологическое просвещение. ………………………………………………………………………………………9
- • Глава 2. Психологическая диагностика (психологическое оценивание). …………………………………………………13
- • Глава 3. Психологическая профилактика. ……………………………………………………………………………….. …. 40
- • Глава 4. Психологическое консультирование. …………………………………………………………………………….. …45
- • Глава 5. Коррекционная и развивающая работа. ……………………………………………………………………………. .103
- • Глава 6. Психотерапия. …………………………………………………………………………………………………………. . 118
- • Глава 1. Психологическое просвещение.
- • Знание психологии
- • Понять предсказать учесть повлиять помочь
- • Глава 2. Психологическая диагностика (психологическое оценивание).
- • Алгоритм психодиагностической деятельности психолога.
- • Алгоритм постановки проблемы.
- • Алгоритм подготовки диагностического комплекса.
- • Алгоритм сбора информации о психодиагностических методиках информационная психодиагностическая карточка
- • Карта индивидуального обследования
- • Психодиагностического обследования
- • Глава 3. Психологическая профилактика.
- • Содержание психопрофилактической работы.
- • Глава 4. Психологическое консультирование.
- • Психологическому консультированию.
- • Алгоритм работы консультанта
- • Личности клиента.
- • (Модель Kubler-Ross).
- • Снижающие результативность процесса консультирования
- • Глава 5. Коррекционная и развивающая работа.
- • Алгоритм составления психокоррекционных программ.
- • Глава 6. Психотерапия.
- • Психолого-педагогическая характеристика ученика 2 «б» класса средней школы №218 Сергея б., 1992 года рождения (для медико-психолого-педагогической комиссии).
- • Заключение по результатам психологического обследования Антона м., 10 лет (для администрации школы).
- • Психологическая характеристика на ученика 2 «г» класса Максима в., 8 лет.
- • Общие положение и требования к психологу.
- • Ответственность.
- • Компетентность.
- • Конфиденциальность.
- • Поведение психолога в отношении клиента.
- • Поведение психолога в отношении коллег и представителей других профессий.
- • Отношения психолога и администрации.
- • Реклама.
Таблица 37. Уровни психопрофилактики
На кого направлена
Забота о психическом здоровье и психических ресурсах всех работников.
Работа с людьми, имеющими незначительные расстройства.
Профилактика неблагополучной динамики имеющихся расстройств.
Раннее выявление трудностей в эмоциональной сфере, в поведении, общении чтобы их преодолеть, пока не начались социальные и психологические проблемы
«Группа риска» – те, у кого есть проблемы (3 из 10).
Массовые (скрининговые) обследования населения для выявления групп риска и работы с ними. Консультации, обучение стратегиям преодоления трудностей.
Коррекция и преодоление серьезных психологических трудностей и проблем.
Люди с ярко выраженными эмоциональными, поведенческими проблемами (1 из 10).
Психологическая поддержка психически здоровых людей (консультативные центры, «телефоны доверия»).
От уровня к уровню действия психолога более активными относительно планирования и обеспечения психологической службы.
Основные задачи, решаемые психологом при осуществлении психопрофилактики:
- Помощь в адаптации тем, кто только начал включаться в новую социальную систему (первоклассники, молодые специалисты и т.п.). В идеале профилактика должна начаться еще до попадания человека в новые условия.
- Создание условий для нормального функционирования обучающихся или работающих в организации. (Экспертиза учебных программ, планов занятости работников, мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки, создание благоприятного психологического климата).
- Подготовка членов учебного или профессионального коллектива к переходу на другую ступень обучения или профессиональной деятельности.
- оценить условия психологического здоровья человека в определенной среде;
- провести исследование состояния и динамики психологического здоровья в данной среде;
- выделить основания для разработки конкретных программ психопрофилактической работы в конкретной организации.
- профессионального доступа к данным мониторинга и их использования другими специалистами;
- контроля за соблюдением мер безопасности и ответственности при выполнении данной работы.
- цель (предполагаемый результат);
- предмет работы (психологические характеристики, личностные и межличностные феномены, условия среды);
- критерии эффективности, по которым будут оцениваться промежуточные и конечные результаты;
- методы, с помощью которых достигаются общие и промежуточные цели, устанавливается «обратная связь»;
- развернутое или схематичное описание процесса работы (этапы, последовательность действий);
- виды, формы работы, применяемые на каждом этапе по отношению к каждому из участников программы.
- гарантированной безопасности;
- раннего вмешательства;
- опоры на установленные возрастно-психологические и личностные критерии благополучия;
- комплексности решаемых задач, неразрывной связи психопрофилактики, психодиагностики, психологической коррекции, консультирования и просвещения;
- возможности прогнозирования характера «переходных периодов», психологических кризисов;
- прогнозирования возможных типичных проявлений особенностей психической организации человека, которые могут создавать трудности в полноценном развитии его личности;
- дифференциации и приоритетности задач;
- компетентности.
- профессиональную экспертизу рабочего и жизненного пространства на предмет соответствия требованиям обеспечения психологического здоровья его субъектов;
- работу со всеми характеристиками пространства жизнедеятельности, несоответствующими требований условий сохранения психологического здоровья всех находящихся в нем субъектов;
- групповую и индивидуальную работу, направленную на предупреждение возможных психологических трудностей.
- Психогигиена как междисциплинарная область в системе научного знания и социальной практики.
- Психогигиена – область гигиены, которая изучает влияние окружающих условий, обстановки на психическое здоровье людей, разрабатывает меры для сохранения и укрепления здоровья, для предупреждения психических расстройств.
- Психогигиена – область медицинской психологии, в рамках которой разрабатываются формы и методы специальной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, облегчения острых психотравматических реакций и оказания помощи в кризисных ситуациях (производственного, семейного и учебного характера и пр.).
- Психогигиена – научная дисциплина, в рамках которой осуществляются фундаментальные и прикладные исследования, рассматриваются общие вопросы сохранения и укрепления психического здоровья, формулируются принципы, разрабатываются конкретные мероприятия, правила и приемы оздоровления психики. Решает следующие основные проблемы:
- Психогигиена как практика — это реализация оздоровительных мероприятий, создание условий для возможно более полного сохранения психического здоровья как отдельного человека, так и внутри больших и малых групп, выполнение рекомендаций по укреплению здоровья, повышению психологической устойчивости.
- Психогигиена — это совокупность медицинских и психологических знаний, необходимых для обеспечения, сохранения и поддержания психического здоровья.
- психокоррекционная работа в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям;
- массовые обследования для выявления групп риска и работа с ними;
- информирование населения.
- анализ среды жизнедеятельности и работы с точки зрения возможностей, которые она представляет для работы, жизни и развития и с позиции требований, которые она предъявляет к психологичеким возможностям человека, уровню его развития;
- определение психологических критериев эффективной работы и развития человека;
- разработка и внедрение определенных мероприятий, форм, методов работы, которые создадут условия для успешной работы и развития;
- приведение этих условий в систему постоянной работы, которая дает максимальный результат.
Источник: studfile.net