- Главная
- для Учителя
- Для Учителя
Федеральный Государственный стандарт образования и нормативно-правовые документы в области «Химия».
В наше время проблема стандартизации школьного химического образования является актуальной темой. Это происходит в результате трансформации российского образования. Регулирует требования и устанавливает нормы образовательного минимума содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а так же основные требования к обеспечению образовательного процесса в нашей стране — Федеральный Государственный стандарт образования (ФГСО).
Основными элементами ФГСО являются: обязательный минимум содержания образовательной области «Химия», требования к уровню подготовки учащихся, оценка выполнения требований стандарта. ФГОС является основанием для определения учебного плана, примерных программ по учебным предметам, адекватного анализа уровня подготовки выпускников образовательных учреждений, адекватного анализа деятельности самих образовательных учреждений, установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части комплектации учебного процесса, оснащения учебных помещений.
ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ — Химия с нуля, Основные Химические Понятия
Устройство стандарта определяется основным принципом школьного химического образования – концентрическим принципом обучения. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен двумя уровнями: базовым и профильным. В государственном стандарте основы изучения органической химии перешли в курс 9-го класса. Профильные предметы обучение начинаются с 10-го класса. Профессиональные учебные предметы входят в обязательные по выбору обучающихся из элементов образовательного учреждения.
«Обязательный минимум содержания общего химического образования» закрепил минимальную по объему, но функционально полную систему знаний по следующим емким критериям:
- основные химические понятия;
- вещества неорганические и органические;
- химическая реакция;
- способы исследования химических объектов;
- изучение и применение веществ и химических реакций.
Именно эти главные требования берутся в расчет при составлении заданий Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии.
Другой важнейший нормативный документ в современном школьном образовании это — «Требования к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) общеобразовательной школы». В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» требования к уровню подготовки выпускников является одной из составляющих Государственного образовательного стандарта, наряду с обязательным минимумом содержания и максимально допустимым объемом учебной нагрузки школьников.
Программа определяет точную, осознанную политику и способы обучения. В учебной программе отображены задачи и цели обучения, предмет и правила учебных курсов в области предметной химии. Стержнем программы является комплекс идей, выполнение которых осуществляется в период определенного планом времени. В учебную программу входят как педагогические, так и методические компоненты ее построения, а так же методичность освоения предметов распланированных по времени и по темам. Использование в школе профильных программ обусловлено необходимостью специальной технологией организации базисных программ и учебно-методических рекомендаций к ним. В основание таких технологий по разработке программ входят такие компоненты как:
- разработка учебной программы ведется на основе «Обязательного минимума содержания» и «Требований к уровню подготовки выпускников»;
- нормы содержания, прописаны в «Обязательном минимуме» и являются неизменным ядром содержания всех учебных программ;
- в соответствии с принципом наследственности главные единицы содержания получают дальнейшее развитие. В общеобразовательной школе вместе с общими задачами решаются и специфические, связанные с возрастными особенностями учеником и особенностями учебного заведения;
- результативность обучения содержания учебной программы сопоставляются с «Требованиями к уровню подготовки выпускников».
«Обязательный минимум содержания основного общего образования» по химии создан с учетом современных направлений развития химии, многолетнего опыта преподавания химии в средней школе, мнения специалистов, учителей. В этом документе указана опись элементов знаний о химии в той очередности, которая позволяет увидеть минимальный и необходимый объем содержания о химической реакции, о веществе, способах изучения и применения изучаемых объектов.
Требования к уровню подготовки выпускников по химии подразумевает, что к концу курса изучения обязательного минимума содержания выпускник школы будет:
- владеть как интеллектуальными способностями, так и практическими знаниями общих предметов и профильных относящихся к химии;
- применять теоретические знания химии (законы, понятия и теории);
- владеть понятиями о неорганических и органических свойствах веществ химических процессах;
- владеть знаниями о способах деятельности, относящихся к химии (составлять химические формул и уравнений, рассчитывать химические формулы и т.д.);
- умело проводить химический эксперимент строго следуя правилам техники безопасности их проведения.
Требования фактически представляют собой основу для разработки заданий, посредством которых адекватно оценивается достижение каждым учащимся обязательного уровня подготовки по химии.
Современные требования применяемые к профессиональной подготовке учителя химии определены критериями Федерального Государственного стандарта образования, добавлением профильных предметов в систему обучения с обязательным введением специфических курсов, итоговой аттестации учеников в форме ЕГЭ.
Источник: kardaeva.ru
Требования к уровню подготовки выпускников
В данном материале представлены основные требования к уровню знаний и умений выпускников, реализуемые рабочей программой 11 класса по химии, которая предусматривает формирование у учащихся общеучебных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов- наблюдения, измерения, опыты, эксперимент.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Требования к уровню подготовки выпускников »
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии ученик должен
знать / понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия:, вещество, химический элемент.
атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, аллотропия, изотопы, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
называть: химические элементы, соединения изученных классов; изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления химических элементов; тип химической связи в соединениях; заряд иона; характер среды в водных растворах неорганических соединений; окислитель и восстановитель.
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева (от водорода до кальция); связь между составом, строением и свойствами веществ; общие химические свойства металлов, неметаллов; свойства основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов и соответствующих им в пределах малых периодов и главных подгрупп; зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; сущность реакций ионного обмена;
составлять: схемы строении атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И.Менделеева; формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей; важнейшие катионы и анионы; важнейшие неорганические и органические вещества;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и па производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Источник: kopilkaurokov.ru
Статья «Подходы к детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Химия»: нормативные основания и методика реализации»
В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС ОО) организационная и содержательная части образовательного процесса требуют изменений, соответствующих современным достижениям науки, техники, культуры, экономики и потребностям рынка труда [1].
Обеспечение высокого качества образования достигается поддержанием единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, в том числе через преемственность содержания и образовательных результатов освоения образовательных программ и постоянным обновлением содержания образования с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях [2].
На сегодняшний день несовершенство требований к результатам освоения основной образовательной программы создает проблемы как для процедуры итоговой аттестации обучающихся, так и для образовательной деятельности в целом.
Конкретизация и стандартизация содержательной части образовательных дисциплин, детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) позволит устранить разночтения при реализации основных общеобразовательных программ, решить проблему соответствия содержательной части образовательных программ современным достижениям науки и техники, потребностям рынка труда и социальным аспектам.
Целью статьи является содержательное описание нормативно-правовых и организационных аспектов проведения детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Химия».
Основная часть
Основной целью детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения через разработку базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) является унификация и стандартизация содержательной части предметных областей основных общеобразовательных программ по учебным предметам с учетом новейших достижений и перспектив развития науки и техники, ключевых стратегий образовательной политики и экономического развития государства, а также социальных изменений в жизни общества.
Детализация требований обеспечит поддержание содержательной части предметных областей в актуальном состоянии, соответствующем современным требованиям научно-технического прогресса, культуры и социума.
Целью детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Химия» является:
усовершенствование установленных требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Химия» с учетом особенностей данной предметной области, проявляющихся в наличии как теоретической, так и практической составляющей;
конкретизация установленных требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Химия».
Нормативно-правовыми основаниями детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ являются [3]:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»;
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [4];
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [5];
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 02.04.2009 N 113 «Об утверждении формы экспертного заключения по результатам независимой экспертизы проекта федерального государственного образовательного стандарта».
Эти документы регламентируют проведение работ по детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Химия».
Основными принципами процесса детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Химия» являются:
1) предметный принцип.
В соответствии с предметным принципом учебный предмет «Химия» разбивается на составляющие элементы – темы, которые, в свою очередь, разбиваются на элементы той же природы, только более дробные – подтемы. Например, тема «Классификация химических реакций» разбивается на более дробные подтемы: «Тепловой эффект химической реакции», «Экзо- и эндотермические реакции, термохимические уравнения», «Обратимые и необратимые химические реакции», «Понятие о химическом равновесии».
В свою очередь, представленные подтемы могут содержать собственные подтемы и так далее. Степень детализации определяется специалистами в соответствии с методикой детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ.
Иначе говоря, при применении предметного принципа детализации на разных уровнях предметной области представлены элементы одного и того же типа, но сформулированные с разной степенью детализации.
2) функциональный принцип детализации. Используется для определения направления детализации с учетом целей детализации.
3) системный принцип детализации – предусматривает общую систематизацию элементов предметной области, учитывающую их взаимосвязь и иерархичность. В соответствии с системным принципом предметная область «Химия» представляется структурированной совокупностью тем, расположенных в логической и методической последовательности, обеспечивающей преемственность и иерархичность учебного материала.
Так, например, тема «Классификация неорганических соединений» должна предшествовать теме «Основания», а темы «Атомы и молекулы», «Химические элементы», «Знаки химических элементов», «Простые и сложные вещества» предшествовать теме «Атомы и молекулы. Химические элементы. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества».
В ходе детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Химия» были учтены заложенные во ФГОС ОО принципы и требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Химия» и на их основе выработаны новые подходы к пониманию и формированию перечня предметных результатов по данному направлению.
Детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Химия» проводилась рабочей группой по учебному предмету «Химия» на основе Модельной методики детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям), разработанной в рамках подготовительных работ по проведению детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения.
Отбор экспертов в рабочую группу по учебному предмету «Химия» проводился по следующим критериям:
- наличие ученой степени доктора и/или кандидата педагогических и/или психологических наук;
- опыт работы в сфере образования не менее 5 лет.
В результате отбора в группу вошли высококвалифицированные специалисты в области химических знаний.
Результатом проведения детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Химия» стала подготовка Проекта детализированных требований федеральных государственных стандартов общего образования к предметным результатам обучения по учебному предмету «Химия».
В ходе детализации рабочей группой учитывались процессы реформирования основного общего образования, проходящие в данный момент в Российской Федерации. В условиях масштабных реформ системы основного общего образования и с учетом задачи по усилению позиций науки «Химия» наиболее актуальна не столько необходимость созданий принципиально новых требований к педагогам-предметникам по химии, сколько в выявлении и устранении ряда проблем, а также в создании новых условий (кадровых, финансовых, материально-технических и иных), в которых педагоги при реализации образовательной программы по учебному предмету «Химия» получат больше возможностей для построения нового подхода к обучению – системно-деятельностного. В рамках данного подхода (вместо устаревшей опциональной передачи n-нного количества информации от педагога к обучающемуся) реализуется идея развития педагогом личности учащегося, а также формируется ориентированный на развитие личностных характеристик учащегося формат коммуникаций между педагогом и учащимся. Соответственно и требования к результатам обучения по учебному предмету «Химия» должны отвечать, как новому системно-деятельному подходу, так и новому формату коммуникаций между учащимся и педагогом-предметником по химии.
Значение системно-деятельностного подхода в том, что он обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учѐтом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В связи со спецификой химии, связанной с тем, что в отличие от других наук химия сама создает свой предмет исследования, детализация требований ФГОС ОО по учебному предмету «Химия» имела ряд особенностей.
К примеру, при проведении детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Химия» возникли сложности с тем, чтобы сформировать такой перечень предметных результатов, который бы смог отображать как теоретическую, так и прикладную характеристики учебного предмета. В результате решения этой проблемы рабочей группой был предложен перечень предметных результатов, которым четко определены требования к предметным результатам по учебному предмету «Химия» и который направлен не только на формирование у учащихся комплекса химических знаний, но и на формирование у них базовых навыков и умений применять полученные знаний для решения задач в различных сферах жизни.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Химия» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1) развитие представлений о материальном единстве мира, о закономерностях и познаваемости явлений природы; осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, компонента общей культуры и практической деятельности человека в условиях возрастающей химизации многих сфер жизни современного общества;
2) сформированность системы химических знаний общеобразовательного и познавательного значения, которая включает:
- важнейшие химические понятия;
- основополагающие законы и теории химии;
- представления об экспериментальных и теоретических методах познания веществ и реакций;
- мировоззренческие представления о причинности и системности химических явлений;
3) овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии: умениями использовать химическую номенклатуру: IUPAC и тривиальную, составлять формулы неорганических веществ, уравнения химических реакций; моделировать строение атомов и молекул;
4) овладение основными методами научного познания при изучении веществ и химических явлений:
- выделение проблемы и выдвижение гипотезы о способах ее разрешения;
- проведение несложных химических экспериментов, представление результатов эксперимента в форме выводов, доказательств, графиков и таблиц, выявление на этой основе эмпирических закономерностей;
- проведение расчетов по формулам уравнениям химических реакций;
5) формирование умений классифицировать химические элементы, неорганические вещества и химические реакции; определять валентность и степень окисления химических элементов, вид химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах кислот и оснований, окислитель и восстановитель;
6) овладение умениями объяснять и оценивать явления окружающего мира на основании знаний и опыта, полученных при изучении химии:
- устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в макро- и микромире, объяснять причины многообразия веществ;
- прогнозировать: свойства веществ в зависимости от их строения, применение веществ в зависимости от их свойств, возможности протекания химических превращений в различных условиях, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую природную среду;
7) интеграцию химических знаний с понятиями и представлениями других естественно-научных предметов, которая обеспечивает возможности для более осознанного понимания сущности материального единства мира;
8) приобретение навыков работы с различными источниками научной и научно-популярной информации по химии (словари, справочники, интернет-ресурсы и т. д.), а также умений объективно оценивать информацию о веществах, их превращениях и практическом применении;
9) усвоение основ химической грамотности, необходимой для анализа и планирования экологически безопасного поведения в целях сбережения здоровья и окружающей природной среды;
10) овладение навыками оказания первой помощи при химических ожогах и отравлениях;
11) приобретение навыков самообразования и практического сотрудничества при организации и выполнении химического эксперимента, при подготовке и защите ученических проектов по исследованию свойств отдельных веществ и химических явлений, наблюдаемых в природе и повседневной жизни;
12) развитие мотивации к обучению и познанию, способностей к самоконтролю и самовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовности к осознанному выбору профиля и направления дальнейшего обучения.
Таким образом, несмотря на сложность и специфику учебного предмета «Химия», рабочая группа разработала перечень предметных результатов по учебному предмету «Химия», представляющих собой целостную и структурированную систему, каждый компонент которой имеет свое функциональное значение, а вместе взятые предметные результаты объединяют в себе теоретические и прикладные аспекты химии как науки.
Для учащегося изучение химии – это, прежде всего, подготовка к будущей профессии, приобретение профессиональных знаний и умений, подготовка к общественно полезному труду. Отчетливые представления о роли химии в решении экологических, сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских и иных проблем человечества, овладение предложенными предметными результатами позволят учащемуся более эффективно самореализоваться в социуме.
Для педагогов роль проведенной детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Химия» заключается в предоставлении практической помощи по качественной реализации стоящих перед ними профессиональных задач.
Список литературы и источников
1. Днепров, Э.Д. Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования [Текст] / Э. Д. Днепров. – М., 2004. – 104 с.
2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под общ. ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai