Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Поляков Юстас Александрович
В статье рассматриваются основные этапы эволюции подхода к решению аграрного вопроса в России в начале XX в. в программных документах партии социалистов-революционеров.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Поляков Юстас Александрович
Идеология неонароднических партий: программно-тактические разногласия эсеров и энесов
III Государственная Дума в оценках сибирских эсеров (по материалам нелегальной печати)
Эсеровский идеал системы государственного управления: дрейф от социализма к либерализму
Нелегальная газета Красноярского комитета ПСР «Голос революции» (1906-1907 гг. ): содержательный аспект
Научные взгляды Н. Д. Кондратьева в контексте неонароднической идеологии
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
The agrarian question in the program documents of socialists-revolutionaries
In the article the author attempts to examine the main phases of the evolution of the approach to the solution of the agrarian question in Russia in the early XX century in the program documents of the party of socialists-revolutionaries .
Тема 8. Решение аграрного вопроса в XIX — начале ХХ в.
Текст научной работы на тему «Аграрный вопрос в программных документах эсеров»
Ю.А. ПОЛЯКОВ аспирант кафедры истории социально-политических учений факультета политологии ^ МГУ имени М.В. Ломоносова
Аграрный вопрос в программных документах эсеров
Развитие капитализма в России во второй половине XIX столетия, новые экономические и социальные условия требовали слома устаревших феодально-крепостнических отношений между помещиками и крестьянами. Поражение в Крымской войне продемонстрировало отставание царской России от передовых держав того времени. Правительство вынуждено было признать, что будет лучше освободить «сверху», чем ждать, пока свергнут «снизу». Крепостное право было отменено Манифестом от 19 февраля 1861 г. Главным итогом правительственных преобразований стало то, что к началу XX в. на 10,5 млн. крестьянских хозяйств с 75 млн. десятин земли приходилось 30 тыс. владельцев помещичьих латифундий с 70 млн. десятин земли. Это и привело к возникновению аграрного вопроса.
Можно выделить четыре этапа формирования аграрной программы эсеровской партии: начальный — с января 1902 г. и до третьеиюньского переворота в 1907 г., второй этап — июнь 1907 г.
— февраль 1917 г., третий — февраль — октябрь 1917 г., четвертый
— после октября 1917 г.
В начале 1903 г. был составлен не подлежавший огласке «Проект программы партии социалистов-революционеров». По мнению авторов программы, Россия, так же как и страны Западной Европы и США, идет по пути капиталистического развития. В самой российской экономике и обществе происходят процессы, в прошлом характерные для стран Западной Европы и США1. В области аграрной политики партия социалистов-революционеров ставила своей задачей бороться за социализирование частновладельческих земель: «Партия стоит за социализирование частновладельческих земель, т.е. за переход их в распоряжение демократически организованных общин и территориальных союзов общин на началах уравнительного пользования»2. Также предполагалась конфискация всех удельных и монастырских земель.
Революционные партии: большевики, меньшевики, эсеры
Необходимо назвать и представленный в мае 1904 г. «Проект программы партии социалистов-революционеров», выработанный редакцией газеты «Революционная Россия». В этом проекте также отмечалось, что Россия идет по пути капиталистического развития и построения капиталистических отношений в сельском хозяйстве3. Свою борьбу против самодержавия в России авторы программы рассматривали в качестве составной части всемирной революционной борьбы за права личности против эксплуатации: «Партия социалистов-революционеров в России рассматривает свое дело как органическую составную часть всемирной борьбы труда против эксплуатации» . По мнению авторов программы, в области аграрной политики главная ставка должна быть сделана на традиционные общинные, трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, в особенности на взгляд на землю как на общее достояние всех трудящихся людей. Программой предполагалась социализация всех частновладельческих земель. Под социализацией понималось изъятие земли из частной собственности отдельных лиц и переход земли в общественное владение и в распоряжение демократически организованных общин и их территориальных союзов на началах уравнительного пользования5.
1 См.: Партия социалистов-революционеров. Документы и материалы. В 3 т. Т. 1. 1900-1907 гг. / Шелохаев В.В., Ерофеев Н.Д., Журавлев В.В. и др.; Отв. ред. Шелохаев В.В. М., 1996, с. 111.
5 См. там же, с. 124.
Нельзя не упомянуть внесенные в Государственную думу по предложению социалистов-революционеров «Проект основного земельного закона» (в 1906 г.) и «Проект основных положений земельного закона» (в мае 1907 г.). Законопроекты отменяли частную собственность на землю, вся земля с ее недрами и водами объявлялась общей собственностью всего населения России: «Всякая частная собственность на землю в пределах Российского государства отныне совершенно уничтожается.
Вся земля с ее недрами и водами объявляется общей собственностью всего населения Российского государства»1. Согласно законопроектам все российские граждане, без различия пола, имеют равное право на пользование землей для занятия сельским хозяйством, строительства жилых домов, хозяйственных построек, фабрик и мастерских и всем материалом, необходимым для постройки и отопления. Также всем гражданам без различия пола предоставлялось право получить землю в пользование на определенный срок или бессрочно. Каждый гражданин, пользующийся наделом, обязан платить налог, размер которого определяется чистым доходом, который приносит земельный участок. При этом гражданину запрещалось иметь земли в пользовании больше, чем он может обработать со своей семьей без использования труда наемных рабочих: «Никто не имеет права иметь в пользовании земли больше, чем он может обработать вместе со своей семьей без наемных рабочих (трудовая норма надела)»2.
Таким образом, на первом этапе программные документы социалистов-революционеров констатировали развитие России по капиталистическому пути и становление в сельском хозяйстве капиталистических отношений. Подчеркивалась важная роль крестьянства, необходимость союза пролетариата и революционной интеллигенции с крестьянством. Борьба за решение аграрного вопроса рассматривалась как составная часть борьбы против самодержавия и не мыслилась в отрыве от борьбы за политические свободы и демократизацию. Законопроекты по решению аграрного вопроса, предлагаемые социалистами-революционерами, базировались на основных положениях доктрины эсеровской партии.
В мае 1909 г. в Париже прошел V совет партии социалистов-революционеров. Аграрную проблематику затрагивали седьмое, десятое и пятнадцатое постановления совета. Седьмое постановление предполагало создание Центрального крестьянского бюро при ЦК партии с целью координации и руководства всей партийной работой в крестьянстве: «Признается необходимым создание при ЦК Центрального бюро для объединения и руководства всей партийной работой в крестьянстве по возможности без отвлечения для этого работников от непосредственной работы в
1 См.: Партия социалистов-революционеров, с. 202.
массах»1. Десятое постановление «Об организации работы среди крестьянства»2 регламентировало прием членов в сельские партийные первичные ячейки. Отдельно подчеркивалась, ввиду нехватки партийных работников, необходимость привлечения сельской интеллигенции. Пятнадцатое постановление «Задачи партии в деревне» определяло главные задачи партии в деревне: создание прочных ядер вполне сознательных социалистов-революционеров и широкое вмешательство их в жизнь сельских обществ3. Главной задачей тактики было сохранение монолитности крестьянской массы, недопущение ее раскола на враждебные группы.
На втором этапе вопросы тактики революционной борьбы, политического террора и экспроприаций по-прежнему занимали главное место в эсеровских программных документах, большинство же документов, воззваний, прокламаций, статей и программ было посвящено реакции на события текущего момента, такие, как роспуск II Государственной думы или дело Азефа. Создание аграрной программы было завершено на предыдущем этапе и теперь в фокусе внимания находились способы пропаганды этой программы и вопросы борьбы за воплощение ее положений в жизнь. С началом Первой мировой войны на первый план вышли вопросы взаимодействия с зарубежными социалистическими партиями, отношения партии к войне и правительству, положения трудового народа в военное время.
Новая веха в разработке аграрной программы наступает после революции в феврале 1917 г. На второй петроградской конференции партии социалистов-революционеров в апреле 1917 г. в числе прочих резолюций была принята резолюция по аграрному вопросу. В резолюции подчеркивалось, что социализация земли или национализация является для эсеров единственным вариантом решения аграрного вопроса, при этом отмечалось, что решение аграрного вопроса требует организованности и планомерности, а потому невозможно без санкции Учредительного собрания4.
Важным документом, отражающим позицию эсеров по аграрному вопросу, является проект эсеровского закона о земле, разработанный для внесения в Учредительное собрание. Законопроект предусматривал упразднение собственности на землю в пределах Российской республики «отныне и навсегда»5. Земли со всеми их недрами, водами и лесами объявлялись народным достоянием,
1 Партия социалистов-революционеров. Документы и материалы. В 3 т. Т. 2. Июнь 1907 — февраль 1917 гг. М., 2001, с. 356.
4 См.: Партия социалистов-революционеров. Документы и материалы. В 3 т. Т.3. Ч.1. Февраль .- октябрь 1917 г. М., 2000, с. 77.
5 Партия социалистов-революционеров. Документы и материалы. В 3т. Т.3. Ч. 2. Октябрь 1917 г. — 1925 г. М., 2000, с. 305.
все распоряжение ими считалось прерогативой республики в лице ее центральных органов и органов местного самоуправления. Земельные права, принадлежавшие на момент принятия закона отдельным лицам, союзам и учреждениям, отменялись. Отчуждение земель, недр, вод и лесов в народное достояние производилось без права выкупа.
Согласно законопроекту права лиц и учреждений на землю, недра, леса и воды могли осуществляться только в форме пользования. Пользователями земли, недр, лесов и вод могли быть все граждане Российской республики1. Закон устанавливал две нормы трудового землепользования: норму обеспечения (потребительную) и норму предельную (трудовую). Норма обеспечения предусматривала количество земли, которым должно быть обеспечено каждое малоземельное или безземельное хозяйство при перераспределении земельных запасов. Предельная норма предусматривала количество земли, которое в обычных условиях может быть обработано силами земледельческой семьи.
Остался аграрный вопрос в фокусе внимания эсеров и в годы Гражданской войны. Данный вопрос рассматривался и на состоявшемся в июне 1919 г. в Москве IX совете партии социалистов-революционеров. Совет подтвердил программные положения о борьбе как с большевистской диктатурой, так и с силами реакции: «Партия самостоятельно ведет свою борьбу и с реакцией, и с большевизмом.
Меры этой борьбы варьируются и будут варьироваться в зависимости от обстановки»2. На совете отмечалось, что крестьянство является третьей силой, чуждой и большевизму и реставрации, силой, способной решить проблемы русской жизни и, прежде всего, аграрный вопрос3. Подчеркивалось, что ввиду развала промышленности деревня, вбирающая в себя все новые и новые бегущие из города массы населения, осталась единственным в стране производящим элементом.
Таким образом, на всех этапах аграрная программа эсеров по-прежнему преследовала цель социализации земли. В программных документах партии в условиях Гражданской войны уделяется особое внимание союзу трудового крестьянства с городским и промышленным пролетариатом, отмечается пагубность противопоставления рабочих и крестьян, осуждается большевистское правительство, проводившее «прогородскую» и «антикрестьянскую» политику. Подчеркивается возросшая экономическая роль крестьянства и сельского хозяйства в жизни страны из-за упадка промышленности и оттока населения из города в деревню. И в то же время отмечается отсутствие крестьянского представительства в правительстве. Все это делает необходимым борьбу за
2 Партия социалистов-революционеров. Документы и материалы. В 3т., т. 3, ч. 2, с. 457.
народовластие, при котором крестьянская масса, составляющая большинство населения, получит решающий голос при определении судьбы России и сможет осуществить решение аграрного вопроса. Подчеркивается важность борьбы как с диктатурой большевиков, так и с многочисленными контрреволюционными правительствами, которые враждебны русской революции и стремятся к реставрации помещичьего землевладения. Таким образом, в программных документах социалистов-революционеров решение аграрного вопроса в России в начале XX столетия занимает значительное место.
Поляков Ю.А. Аграрный вопрос в программных документах эсеров. В статье рассматриваются основные этапы эволюции подхода к решению аграрного вопроса в России в начале XX в. в программных документах партии социалистов-революционеров.
Ключевые слова: аграрный вопрос, модернизация, социалисты-революционеры, Российская империя, история России.
Polyakov Y.A. The agrarian question in the program documents of socialists-revolutionaries. In the article the author attempts to examine the main phases of the evolution of the approach to the solution of the agrarian question in Russia in the early XX century in the program documents of the party of socialists-revolutionaries.
Key words: agrarian question, modernization, socialists-revolutionaries, Russian Empire, history of Russia.
Источник: cyberleninka.ru
Социализация земли — описание, требования и интересные факты
В 1918 году Советский союз принял «Основной закон о социализации земли», что стало знаменательным фактом советской аграрной политики страны.
История, а точнее, историки, до сих пор не может дать конкретного, точного и единого описания этого закона и самого явления «социализация». Ниже будет рассмотрена социализация земли — ее описание, требования и интересные факты.
Научное определение
Социализация земли представляет собой процесс перехода земли в достояние страны из рук помещиков. При социализации происходило наделение крестьян землей без права купли-продажи на нее. Данный процесс являлся основополагающим принципом аграрной политики эсеров.
Поводом для проведения такой реформы послужила инициатива самих крестьян, которые считали, что земля общая, «божья». Люди не были довольны тем, что кто-то имеет право на ее использование, а кто-то нет.
Партия социал-революционеров (эсеры) поддержала крестьян и приняла сначала декрет «О земле», а после и соответствующий закон. Данная эсеровская программа социализации земли в первую очередь представляла собой конфискацию имений у помещиков в пользу мелких крестьянских хозяйств.
Программа эсеров
Социализации земли эсерами была проведена для того, чтобы:
- земля была передана в руки крестьянским общинам;
- помещиков лишили их земель;
- провести уравнительное распределение земель в соответствии с траловыми либо потребительскими нормами среди крестьян;
- произвести отмену частной собственности на землю.
Требование социализации
Требование социализации земли стало основной аграрной программы партии эсеров. Они развивали идеи социализма общины, и еще в 1906 писали о том, что в борьбе против буржуазно-собственнических начал они будут бороться за изъятие земель из товарного оборота в пользу общенародного достояния.
Программа социализации земли основывалась на её передаче в распоряжение органов управления на местах. Также программа предполагала распределение земли в зависимости от рук, работающих на ней, или едоков в семье.
А до принятия этого закона был издан декрет «О земле», включавший в себя различные формы землепользования, конфискацию земель помещиков. Он отменял право частной собственности на землю, а также запрещал наёмный труд. Грубо говоря, этот декрет стал началом применения социализации земли, и с учетом всех неточностей был принят уже и сам закон.
Как говорят историки КПСС, формулировки программы социализации стали основой аграрной программы большевиков по неокрепостнической коллективизации (объединение хозяйств в колхозы).
Трудности в применении закона
Первые месяцы со дня принятия вышеназванного закона у крестьян стали возникать проблемы в его реализации. Крестьяне зачастую получали прирезки, но воспользоваться ими было часто проблематично. В большинстве своем они (прирезки) располагались далеко от усадьбы. В исторической литературе имеются указания на то, что земли находились в 50-60 верстах от места жительства пользователя.
Понятное дело, это создало для крестьян сложности в обработке земель. Крестьяне старались использовать хоть какие-то маленькие участки земли рядом со своими селениями. Жители использовали практически все, в том числе и земли промышленных предприятий, участки около болот-торфяников, земли, железных дорог, вследствие чего ширина последних уменьшалась порядка 10 саженей.
В Тамбовских деревнях возникла проблема в отношении нового уклада крестьянского хозяйства. Казалось бы, все было хорошо, когда хозяйство приносило пользу земледельцам (помогало семенами, имело кузнецу и прочее). А вот если для обработки полей соседних хозяйств требовались лошади землевладельцев, их инвентарь, или же дело касалось трудовой повинности, то в таком случае крестьяне вели себя довольно-таки враждебно по отношению к хозяйству.
И еще одной трудностью в применении закона о социализации выступало недовольство крестьян размером распределяемых земель. Крестьяне считали, что несправедливо семье из 3-4 взрослых работников и 6-7 едоков давать такой же надел земли, как семье из 3-4 работников с 1-2 едоками. Такие споры решали в волостных и уездных земельных отделах. Но все же окончательное решение давал уездный земельный отдел Совета.
Итоги реформы
Программа социализации земли, к сожалению, не принесла ожидаемых результатов для некоторых регионов страны.
Так, в Тамбовской области урожай в первый год закона «О социализации» представил собой недосев озимых и яровых в 19759 десятин. Как следствие, на будущий год запасы сменян резко сократились.
Упало внутреннее валовое производство растениеводства, что потянуло за собой сокращение численности крупнорогатого и рабочего скота.
Во время утверждения данного закона вновь стал применяться принудительный труд (как это было до отмены крепостного права). Такое явление стало проявляться восстанием крестьян, которое было направлено против условий, напоминавших военный коммунизм. Крестьяне не выступали против власти Советов, которая и дала им землю, они были против военно-коммунистической политики, отождествлявшейся с голодом, насилием и властью чуждых для деревни людей.
Проект земельной реформы, предложенный эсерами
Программа партии [ править | править код ]
.
Б. В народно-хозяйственной области:
.
III. В вопросах переустройства земельных отношений П. С.- Р. стремится опереться в интересах социализма и борьбы против буржуазно-собственнических начал на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, в особенности на распространенное среди них убеждение, что земля ничья и что право на пользование ею дает лишь труд. В согласии со своими общими воззрениями на задачи революции в деревне, партия будет стоять за социализацию земли, т. е. за изъятие ее из товарного оборота и обращение из частной собственности отдельных лиц или групп в общенародное достояние на следующих началах: все земли поступают в заведывание центральных и местных органов народного самоуправления, начинал от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями (расселение и переселение, заведование земельным фондом и т. п.); пользование землей должно быть уравнительно трудовым, т. е. обеспечивать потребительную норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе; рента путем специального обложения должна быть обращена на общественные нужды; пользование землями и угодьями, имеющими не узко местное значение (обширные леса, рыбная ловля и т. д.), регулируется соответственно более широкими органами самоуправления; ‘недра земли остаются за государством, земля обращается в общенародное достояние без выкупа; за пострадавшими от этого имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям личного существования.
IV. В вопросах общинного муниципального и земского хозяйства Партия будет стоять за развитие всякого рода общественных служб и предприятий (бесплатная врачебная помощь, земско — агрономическая и продовольственная организация; организация земскими и областными органами самоуправления при помощи общегосударственных средств широкого кредита для развития трудового хозяйства, преимущественно на кооперативных началах; коммунизация водоснабжения, освещения, путей и средств сообщения и т. п. , за предоставление городским и сельским общинам самых широких прав по обложению недвижимых имуществ и по принудительному отчуждению их, особенно в интересах удовлетворения жилищной нужды рабочего населения; за коммунальную, земскую, а равно и государственную политику, благоприятствующую развитию кооперации на строго демократических трудовых началах . [1]
– Программа партии социалистов революционеров Утверждена съездом партии в декабре 1905 г.
Аграрная программа [ править | править код ]
Провозглашение права каждого человека на землю являлось основополагающим положением эсеровской программы социализации земли, предполагающей ликвидацию частной собственности.
Право на землю [ править | править код ]
Право на землю дает только труд, земля принадлежит тому, кто ее обрабатывает. Трудовое право, по мнению одного из основателей партии социалистов-революционеров и её основного теоретика Чернова , [2] есть двоякое право: право вложенного в землю труда и право на труд новых поколений. 3ародыш этого права он находил в общине, но там оно было «засорено» частнособственническими представлениями. Программа социализации земли предусматривала возможность очистить трудовые принципы «от всяких чуждых наслоений и локальной ограниченности» и распространить их на всю территорию страны.
Большую роль в реализации аграрной программы Чернов отводил уравнительному принципу распределения земли. Уравнительности в землепользовании предполагалось достичь посредством перераспределения земли на основе трудовой и потребительской норм. При этом трудовая норма могла бы служить для определения количества отчуждаемой земли, а потребительская — для наделения.
Этапы передела [ править | править код ]
Осуществление социализации земли — это долгосрочная политика.
На первом этапе должна быть уничтожена лишь земельная рента и кабальные отношения между крестьянами и помещиками, когда равное право на землю «в действительности может означать только принципиальное признание равного права каждого гражданина жить от земли, но ни в коем случае не может быть законодательной нормой, обеспечивающей ему фактическое право на равное, одинаковое со всеми другими количество земли». Фактическая же доступность земли для всех граждан и уравнительность в ее распределении может быть, по его мнению, осуществлена только на втором этапе социализации в результате длительной борьбы за переделы как внутри общин, так и между ними. Для того, чтобы на этом этапе равное право на землю действительно осуществлялось добровольно,
Роль общины [ править | править код ]
Чернов считал необходимым существование сильно развитого общинного правосознания, в котором практикой постоянных земельных переделов закреплялась бы готовность членов общины идти на возможные потери земли при наделении ею тех, кто в ней нуждается. Практическое осуществление социализации земли Чернов тесным образом увязывал с общинным правосознанием.
Однако Чернов не желал передавать землю на собственность общины — этой замкнутой корпорации, где сильны сословные пережитки и не развито личностное начало. Поэтому он, в отличие от анархо-синдикалистов, отстаивал необходимость передачи земли в распоряжение общества в целом, а не замкнутых корпораций или профессиональных союзов. При этом органы народного самоуправления, в которые должна была трансформироваться со временем община, являлись бы не собственниками земли, а «регуляторами личных, трудовых прав на землю».
Следовательно, социализация земли предполагала ее переход в заведование демократически организованных общин и таких же территориальных союзов этих общин или органов местного самоуправления, призванных следить за уравнительностью землепользования.
Роль государства [ править | править код ]
При социализации земли, доказывал Чернов, государственная власть в лице своих центральных и местных органов не будет устранена от представительства интересов равноправных пользователей землей. Государство и его органы становятся не самостоятельными юридическими лицами, чьи собственнические права на землю выше индивидуальных прав, а превращаются «лишь в юридические аппараты, регуляторы, примиряющие и приводящие к гармонии единичные права». За государством остается роль центра, координирующего деятельность органов самоуправления.
Вместе с тем Чернов выступал против передачи права собственности на землю государству, поскольку полагал, что в этом случае государство как юридическое лицо получит неограниченную власть над землей. В этом, по его мнению, кроется опасность для гражданской свободы, ибо государство вместе с правом собственности на землю получит и право присваивать себе ренту и прибыль на капитал, которые раньше уходили в карман частному собственнику. Крестьянин при этом превращается в пролетария, арендующего у государства землю. Таким образом, полагал Чернов, национализация не меняет сущности буржуазных отношений, и, кроме того, в ней заложена опасность «величайшей бюрократизации» всех общественных отношений.
Регулирование земельной собственности предполагалось осуществлять экономическими мерами — введением прогрессивных налогов на излишки земли сверх нормативного надела. Такая мера, с одной стороны, призвана была ограничить концентрацию земли в одних руках, а с другой — стимулировала бы хозяйственную предприимчивость. Таким образом, программа социализации земли была нацелена на рост сельскохозяйственного производства не только за счет введения в оборот дополнительных земельных площадей, но и за счет интенсификации труда . [3]
Ссылки [ править | править код ]
Это незавершённая статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
- ↑ Источник: От абсолютизма к демократии. Политическая жизнь капиталистической России (1861 — февраль, 1917). Документы и материалы к семинарским занятиям по отечественной истории / Сост.: Богатырева О. Н., Попов Н. Н. Изд — во УрГУ. Екатеринбург, 1991
- ↑ru:Чернов, Виктор Михайлович
- ↑Коновалова О. В. Чернов и аграрная программа партии социалистов-революционеров
Источник: traditio.wiki