Основные типы досуговых программ

Актуальность темы. Одним из видов досуговой деятельности является праздник. Праздник — не просто мероприятие, на которое ребенок пришел и получил положительные эмоции, но и принял участие в подготовке к нему, что позволило еще на немного воспитать в нем ответственность, возможность быть услышанным сверстниками и родителями.

Существует версия, что праздник предназначен для того, что бы человек мог на какое-то время стать другим, не таким, каков он есть на самом деле. Но есть и такие праздники, которые наоборот позволяют человек, показать, кто он есть на самом деле. Зачастую такие праздники устраиваются для детей, что бы они показали, свои дары, таланты, умения, подчеркнули свою индивидуальность.

Главная задача праздника: разорвать паутину обыденности, внести в жизнь яркие впечатления, новые эмоции. Отсюда — нарядная одежда, непривычное убранство помещения. Праздник ценен своим переживанием. Сила и полнота переживания во многом зависят от активности детей и родителей

Обоснование проблемы: Усилия педагогов и психологов направлены на решение одной из важнейших задач: формирование гармонически развитой личности. Для успешного решения этой проблемы большое значение имеет развитие творческих способностей, детской активности и самостоятельности.

Структура досуговых программ (Акимов С.С.)

Участие детей в различных видах досуговой деятельности начинается с раннего возраста. Дети поют, читают стихи, танцуют, т.е. исполняют произведения. Они импровизируют танцы, воплощают свои замыслы в рисунках, в лепке. А это и есть первые творческие проявления.

Цель проекта: изучит основные подходы, классификации досуговых программ, разработать и провести досуговую программу

Глава 1. Досуговые программы дополнительного образования

.1 Что представляют досуговые программы

Организация досуга — традиционное направление деятельности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и форами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в ассоциативные группировки, препятствовали развитию вредных привычек и опасных привычек и наклонностей. Существенный вклад в обогащение потенциала свободного времени вносят досуговые программы.

Досуговые программы — определение достаточно широкое, включающее в себя многообразие форм организации свободного времени детей и подростков. Досуговые программы проектируются для всех возрастных категорий детей — от дошкольников до подростков. Цели проектирования досуговых программ в дополнительном образовании направлены на расширение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, подростка в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает также направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности. Так, к числу потенциальных возможностей досуговых программ в формировании личности один из исследователей детского досуга, относит установку на:

Васильковская М.И. Режиссерские технологии создания культурно-досуговых программ

oосознание принадлежности к социально-исторической общности;

oсоблюдение нравственных общечеловеческих ценностей;

Досуговые программы в большей степени, чем программы образовательные, демонстрируют физические, интеллектуальные, эмоциональные возможности ребенка. Если ведущим видом деятельности в образовательной программе является познавательная деятельность, то в досуговой программе ведущим видом становится игровая деятельность.

1.2 Организация деятельности досуговых программ

Организация досуга — традиционное направление деятельности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования.

Досуговые программы создаются как для воспитанников, обучающихся в учреждении дополнительного образования на постоянной основе, так и для детей, посещающих учреждение эпизодически или посетивших его только однажды. Досуговая программа может быть организованна как массовый детский праздник, может носить камерный характер.

В зависимости от содержания и масштаба организаторами досуговой программы могут выступать отдельные коллективы, педагоги. Это может быть коллективное творчество нескольких подразделений, например детские новогодние праздники.

Дети всегда выступают активными участниками досуговых программ, им, при соответствующем педагогическом руководстве, могут быть доверены роли организаторов. Досуговые программы зачастую демонстрируют творческие успехи воспитанников детских коллективов, для которых подготовка и участие в программе становится важным фактором развития самосознания. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремление наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Существенный вклад в обогащение потенциала свободного времени вносят досуговые программы.

1.3Виды досуговой деятельности

Формы игровой деятельности в досуговых программах чрезвычайно многообразны. Это сюжетно-ролевые игры, игровое имитационное моделирование, демонстрационные, театрализованные игры, игры-конкурсы. В досуговых программах используются основные виды современных игр, в том числе:

oфизические и психологические игры и тренинги;

Игровые технологии предполагают зрелищный, динамичный характер досуговых программ, их ориентацию на эмоциональное восприятие содержания.

Практика дополнительного образования отражает богатейший опыт реализации досуговых программ. В зависимости от целей, планируемой длительности программы и степени соучастия в ней детей выделяется несколько типов досуговых программ.

)Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий включает детей в игру, массовый танец, пение, непосредственно в ходе программы. Она может длиться от 30мин. и более, в зависимости от возраста детей и выбора развлечений — это могут быть игры-забавы за столом, в игротеке, подвижные игры и танцы в кругу; игры с эстрады, дискотека и т.д. Такой сеанс «затейничества» может быть и частью более крупной программы, например масштабной, праздничной.

)Конкурсная игровая программ по заданной тематике с предварительной подготовкой участников. Готовить и проводить такие программы могут как педагоги, так и старшеклассники под их руководством.

)Праздник — особо значимый и весьма трудоемкий по организации тип досуговой программы. Он предполагает разнообразие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выступлений с активным участием детей. Здесь может быть использован принцип свободного выбора досуговой деятельности (гулянье) или смена жанров для всех одновременно: например, затейничество, концерт-загадка, представление героев каких-либо событий и интервью с ними и др. В зависимости от поставленных педагогических задач праздник может быть торжественным ритуалом, связанным с социально значимым событием или значительным событием в жизни коллектива, например день рождения клуба, объединения, юбилей учреждения. Праздник обязательно рассчитан на активную подготовку к нему всех участников; это одно из главных условий создания атмосферы ожидания праздника.

)Игра-спектакль для приглашенной (неподготовленной) аудитории. Возможен в учреждении, где есть хотя бы небольшой коллектив организаторов, владеющих сценарным и актерским мастерством. Сюжет спектакля строится таким образом, что в него включаются игры, аттракционы. В ходе игры-спектакля дети неожиданно для себя оказываются в игровой ситуации. Они наделяются ролями, им предлагается выполнить задания, помогая героям спектакля.

)Длительная досуговая программа представляет собой систему воспитательной работы педагога или педагогического коллектива. Она обязательно состоит из четко спланированных этапов, в соответствии с поставленными педагогическими задачами. Такая программа планируется на целый учебный год или даже несколько лет. Типичным примером является программа детского летнего лагеря. В учреждении дополнительного образования длительная игровая программа может быть организована в форме игры- путешествия с привалами (праздниками)

Модель досуговой программы, представленная в виде методической разработки, может быть отражена в следующей примерной структуре, предложенной создателями программного комплекса одного из крупнейших учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга — Дворцом детского творчества.

.4 Структура досуговой программы

)Кому адресована программа; какие потребности удовлетворяет.

)Целевое назначение программы, ее задачи.

)Какие виды досуговой деятельности включает.

)Предполагаемые формы деятельности.

)Возможные варианты участия детей в программе.

)Условия, необходимые для реализации программ.

)Участники-организаторы досуговой деятельности (педагоги и школьники)

)Литература, необходимая для освоения программы (обязательная и дополнительная, для организаторов, для участников).

Читайте также:
Как удалять программы в linux

)Ожидаемые результаты реализация программы.

Глава 2. Проведение праздника-конкурса посвященного дню 8 марта.

2.1 База концентрированной практики

Данное мероприятие проходило на базе Октябрьского дома детского творчества города Омска в ТСК «Версия». Ведущий педагог, с которым были согласованы все организационные моменты мероприятия — Гейст Игорь Валерьевич. В мероприятии была задействована средняя возрастная группа. Коллектив кружка на момент проведения праздника состоял из 15 человек 8-10 лет.

досуг программа тренинг игра

2.2 Описание праздника

. Приветствие, стихотворение. Цель мероприятия;

. Проведение конкурса «Лучшее платье»;

. Второй конкурс «Лучшая прическа»;

. Игра «Совместное творчество»

. Третий конкурс «Хозяюшка»;

2.3 Ход проведения праздника марта — Международный женский день.

В зале звучит красивая, мелодичная музыка. Дети заходят в танцевальный класс, образуя полукруг. Родители уже находятся в зале.

Педагог объявляет, по какому поводу здесь сегодня праздник. Выходит ведущая, приветствует родителей и детей, звучат стихи, объявляется первый конкурс на «Лучшее платье».

Участницы, немного стесняются, но все же выходят и демонстрируют свой наряд. У каждой девочки свой индивидуальный подход к презентации, кто-то объясняет свой образ в стихах, кто-то обычными словами, кто-то демонстрирует наряд на языке танца. Родители поддерживают, участниц, аплодисментами. После конкурса, жюри (в лице педагога) делает вывод, но результаты не объявляются, до конца мероприятия.

После первого показательного конкурса, проводится игра «Яблочко».

Ведущий заранее подбирает музыкальный материал, музыку в разных танцевальных стилях. В зависимости от количества участников заготавливаются яблоки (на каждую пару по 1 яблоку). Ведущий просит, разделиться на пары, каждой паре выдается по яблоку. Участники зажимают яблоко между лбами, включается музыка, участники танцуют. Побеждает та пара, которая не уронит яблоко, и будет танцевать в такт музыки.

Ведущая стихами привлекает внимание детей и зрителей.

Далее следует второй показательный конкурс, где девочки презентуют свои прически. Многие подошли, с позиции ассоциации, т.е. на праздник они сделали не просто прическу, а весеннюю прическу, на презентации обосновали, почему в этот день им захотелось выглядеть именно так.

После того как жюри, подвело свои итоги, конкурсная программ вновь была разбавлена игрой.

Игра «Совместное творчество»

Все дети садятся в круг. У каждого лист бумаги и карандаш или фломастер. По сигналу все начинают рисовать. Как только музыка останавливается, все заканчивают рисовать и передают свой начатый рисунок по кругу. По следующему сигналу детям нужно продолжить рисунок, который каждый получил, пока не прозвучит следующий сигнал.

Так можно продолжать, пока листы не вернутся к своим хозяевам. А теперь посмотрим, что получилось? В эту игру лучше играть под музыку — пока музыка играет, дети рисуют, как остановилась, дети передают рисунки.

Третий показательный конкурс, включает в себя презентацию блюда т.к. все участницы праздника будущие хозяйки. Нельзя не отметить, что некоторые девочки, сами приготовили блюдо, пускай элементарное, но оно было сделано специально для мамы. Многие, презентуя своё блюдо говорили о том, что они готовили вместе с мамой, и в процессе приготовления они узнали много кулинарных секретов своей мамы.

Пока жюри подводило итоги, девочки сыграли в еще одну творческую игру.

Каждому участнику, раздаётся по одному «весеннему» слову. Типа: весна, скворцы, капель, праздник, ручьи и т.д. Каждый должен придумать мини-стихотворение с данным словом.

Игра сыграна. Снова звучит торжественная музыка, ведущая привлекает внимание, очередным весенним стихотворением. Жюри объявляет итоги конкурса, как всегда на таких мероприятиях победила дружба.

Дети рады, родители довольны, все приглашаются к праздничному столу, на который выставляются кулинарные творения детей и их родителей. В процессе, чаепития происходит дружеская беседа между родителями, детьми и педагог.

Заключение

В чем же заключается сущность досуга детей, каковы функции и виды досуговых программ. Для решения этой задачи была изучена и проанализирована специальная литература, что позволило рассмотреть структуру досуга и раскрыть его основные функции. Досуг это часть социального времени личности, группы, или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования, поэтому проведение дрсуговых игр очень важно для развития личности ребенка.

Список литературы

1.Методика и технология работы педагога доп. Обр: учеб. пособия для студ. учережд. сред. проф. обр./ В.П. Голованов. М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004

2.Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высших учеб. зав./ под ред. Лебедева О.Е. Лебедва. — М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. ВЛАДОС 2003

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://bibliofond.ru

Дата добавления: 22.12.2013

База рефератов на портале KM.RU существует с 1999 года. Она пополнялась не только готовыми рефератами, докладами, курсовыми, но и авторскими публикациями, чтобы учащиеся могли использовать их и цитировать при самостоятельном написании работ.

Это популяризирует авторские исследования и научные изыскания, что и является целью работы истинного ученого или публициста. Таким образом, наша база — электронная библиотека, созданная в помощь студентам и школьникам.

Источник: www.km.ru

Типы и виды культурно-досуговых программ

Национальная идея и демократическое развитие

1. Тема: Типы и виды культурно-досуговых программ План: Классификация типов культурно-досуговых программ.

Типы культурно-досуговых
программ
типы культурно-досуговых программ:
– разовая игровая программа;
– конкурсно-игровая программа по
заданной тематике;
— праздник;
– длительная досуговая программа.
В основе предложенной квалификации
лежат два фактора: степень соучастия
детей в программе и ее протяженность
во времени.
1.

2.

1.Разовая игровая программа не
требует подготовки участников.
Основная
задача
игрснять
напряжение,
возникающее
на
занятиях,
повысить
эмоциональный
фон
мероприятия, также преследуется
задачи сплочения коллектива.

3. 1.Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Основная задача игр- снять напряжение, возникающее на занятиях, повысить эмо

Дети (участники) включаются в игру, танец
непосредственно в ходе «действия». При этом
предлагаемые участникам игры могут быть
самыми разнообразными: интеллектуальные игры
за столом, подвижные игры и конкурсы в кругу,
в зале, на дискотеке.
Занимают такие игры по времени от получаса и
более – в зависимости от возраста участников.
Для описания разовой игровой программы может
быть достаточно сценарного плана. Документом,
подтверждающим квалификацию, мастерство,
педагогическую культуру организатора игры,
является литературный сценарий.

4.

Для эффективности проводимых игр
применяются принципы их организации.
1. Принцип соответствия нагрузки уровню
подготовленности участников. В процессе
игры участникам придётся проходить ряд
этапов с заданиями различного содержания
(интеллектуальные, спортивно-игровые и
т.д). Задания на этих этапах не должны
быть слишком сложные для участников, так
как может привести к потери интереса к
игре.

5.

6.

2. Конкурсно-игровая программа
по заданной тематике
предполагает предварительную
подготовку участников. Это может
быть турнир, КВН, всевозможные
интеллектуальные игры и др.
Образовательный и воспитательный
смысл таких программ состоит в
подготовке, придумывании,
совместном творчестве детей.

7.

Особенности подготовки и проведения конкурсно-игровых программ в
форме КВН:
– при организации КВН важно не превратить игру в обычный экзамен,
лишить детей возможности импровизировать, проявлять выдумку,
фантазию;
– самостоятельность детей должна сопровождаться тонким
педагогическим руководством, без которого выступление команды может
стать образчиком пошлости и дурного тона;
– основная задача школьного КВН – привить вкус к тонкой,
интеллигентной шутке, научить видеть смешное в себе, окружающей
жизни.
Для конкурсно-игровой программы в форме КВН необходим полный
сценарий с формулировкой педагогических задач, описанием мероприятий
подготовительного периода, списком рекомендуемой литературы.

8. Особенности подготовки и проведения конкурсно-игровых программ в форме КВН: – при организации КВН важно не превратить игру в обычный экза

3.Праздник – особо значимый и
трудоемкий по подготовке и
организации тип досуговой
программы.
Праздник – это, по существу,
особая жизнедеятельность,
протекающая в чувственнообозримых границах места и времени
и посредством живого контакта
людей, собравшихся добровольно.

9.

Он (праздник) предполагает
большое разнообразие видов
деятельности и приемов
постановки с активным участием
всех детей. Развлечения могут
свободно выбираться
участниками или же могут
следовать друг за другом,
одновременно для всех.

10.

Праздничные формы культурно-досуговой
деятельности весьма разнообразны. К
ним относятся:
– слеты, смотры, конкурсы, творческие
отчеты, фестивали детского творчества,
– приветствия, презентации, церемонии;
– гулянья, карнавальные шествия,
театрализованные представления;
– физкультурные праздники;
– тематические недели, тематические дни
и др.

Читайте также:
Какие есть программы для создания видео из фотографий

11.

В
рамках праздников могут использоваться
торжественные ритуалы, выступления героев
важных событий, награждения, различного рода
зрелища, игровые программы.
Тематика праздников, как правило, тесно связана
с календарными событиями, жизнью фирмы,
города, региона, их прошлым и настоящим,
важными событиями, юбилейными датами,
фестивалями.
Главная задача творческой работы над замыслом
предстоящего праздника — связать идейнотематический замысел с постановочными
возможностями.

12.

Существенную роль играет план
проведения. Здесь необходимо
определить различия между планом
проведения и сценарием. В общем
виде, сценарий требует
обязательного и точного
соблюдения определенных условий
и требований (например, временных
рамок), а план мероприятия
допускает некоторое неподчинение
этим условиям.

13.

Важным этапом в подготовке праздника
является определение ведущего, основная
функция которого — быть связующим звеном
между этапами мероприятия.
Профессиональный ведущий должен уметь
вовлечь всех приглашённых в общий процесс.
Профессионализм ведущего заключается в
грамотной подаче игрового аспекта
мероприятия, чтобы у гостей возник интерес и
желание участвовать в предложенных заданиях
или конкурсах. Кроме этого, талантливый
ведущий всегда чувствует настроение
участников и способен изменить сценарий на
ходу.

14.

Среди моментов, определяющих насыщенность и
профессионализм проведения праздника, следует
выделить:
— разработку оригинальной концепции, сценария и
текстов:
— постановку корпоративного праздника силами
сотрудников организации;
— конкурс номинаций;
— правильный подбор места проведения мероприятия;
— разработанную с учетом особенностей организации
концепцию призов и подарков;
— правильный подбор артистов, исполнителей,
музыкальных групп;
— организацию банкета или фуршета;
— украшение помещения;
— звуковое и световое обеспечение.

15.

Программа праздника в написанном
виде должна содержать не только
перечень концертных номеров, но и
план подготовки праздника, где
описаны все организационные
мероприятия и указаны
ответственные за них. Чем больше
детей включено в графу
«ответственный», тем большее
воспитательное, социализирующее
значение имеет событие.

16.

17.

Можно выделить ряд особенностей длительной
сюжетно-ролевой игры:
– наличие развивающей социальной идеи
(сюжета);
– наличие коллективной творческой деятельности
детей;
– разнообразие игровых ролей, их свободный
выбор и смена (для самовыражения личности);
– создание и закрепление в игре положительных
моделей поведения;
– конструирование защитной игровой среды,
смягчающей воздействие обыденной жизни и
диктат взрослых.

18.

В
качестве программы деятельности сюжетноролевая игра применима в различных
педагогических системах: в рамках
общеобразовательной школы, в летнем детском
лагере, в детских объединениях системы
дополнительного образования и др.
Обязательное правило такой программы –
наличие четких этапов, каждый из которых
начинается и заканчивается ярким событием.
Примером могут служить предметные недели
«путешествия с привалами», ситуационноролевые игры «с погружением» (по типу
«Хоббитских игр»).

19.

Особенно
популярны длительные
досуговые программы в летних
оздоровительных лагерях, поскольку
продолжительная игра- может стать
основой тематической смены лагеря,
подчиняя себе деятельность всех
детских коллективов, общелагерные
массовые праздники.

20.

Выделяют следующие сюжетные модели длительных
досуговых игр:
1) Республика – это своеобразное государство, основной
закон которого отражает права и обязанности детей и
взрослых. Здесь решаются задачи воспитания
гражданской позиции детей через их участие вместе со
взрослыми в моделировании государственного
управления, привитие навыков и умений
демократической жизни.
2) Строительство – эта модель пользуется популярностью
в работе с младшими школьниками: каждый школьный
коллектив строит свой дом из отношений внутри своего
коллектива и свой микрорайон из полезных дел.

21.

Длительная
досуговая программа должна
носить выраженный образовательный
характер. В качестве форм ее реализации
могут использоваться все перечисленные
выше типы досуговых программ –
игровые, конкурсные, праздничные;
последние могут входить в нее в качестве
составных элементов-подпрограмм.

22.

Представленная
документально,
длительная досуговая программа во
многом схожа с образовательной
программой и должна включать:
– пояснительную записку с указанием
целей, задач, ожидаемых результатов,
форм и методов реализации программы;
– описание содержания программы;
– характеристику ее материального
обеспечения;
– список литературы.

23.

В целом можно сделать вывод об их
несомненной ценности длительных
досуговых программ — поскольку
стимулируют развитие умений и
навыков у детей, предоставляют им
возможность для самореализации в
различных областях творчества,
способствуют социальной
адаптации и стимулируют
социальную активность детей.

24.

Приведенная
классификация культурнодосуговых программ является одним из
возможных вариантов систематизации
форм деятельности в сфере детского
досуга.
Ценность предложенной классификации
состоит в том, что степень соучастия
детей в программе – это важнейший
фактор и условие успеха организации
их досуга.

25.

Принципымассовых
мероприятий с
детьми:информационной насыщенности,
эмоциональности, массовости, активности,
самостоятельности, диалогичности,
комплексности, дифференцированного
подхода, преемственности и
последовательности приобщения детей к
ценностям культуры, многообразия и
вариативности воспитательного влияния
культурно-досуговой деятельности,
формирования у них опыта социального
взаимодействия, взаимодействия руководителя
и участников.

26.

Принцип
информационной насыщенности
предполагает наличие в содержании проводимого
дела (в зависимости от его целевой установки)
исторических, научно-технических, художественнокультурных, этических и других сведений и фактов,
например, (организация детского фестиваля). В
структуре фестиваля выделяется не менее 5-ти
направлений:
– занятия детей в творческих мастерских;
– участие детей в конкурсах;
– сочинение участниками фестиваля сказок и
загадок;
– участие детей в играх;
– просмотр детьми спектакля.

27.

Информационная
насыщенность обеспечивает не
просто их развлечение, а
реальное пополнение знаний и
практических навыков,
расширяет диапазон их
актуальной культуры.

28.

Принцип
комплексности
заключается в сочетании
познавательных,
развлекательнорекреационных,
коммуникативных и других
компонентов, индивидуальных,
групповых, массовых форм
работы.

29.

Принцип
массовости предусматривает участие в
досуговых мероприятиях всех желающих.
Обеспечить массовость заключается в применение
следующих приемов:
1) проведение единых тематических мероприятий;
2) привлечение детей (особенно подростков) ко
всем фазам досуговых мероприятий – от разработки
сценария, оформления школьного вестибюля, зала,
сцены до участия в реализации конкретного
мероприятия в самых разных ролях – артистов,
костюмеров, художников, рабочих сцены,
осветителей, диск-жокеев, ведущих, зрителей.

30.

Принцип
диалогичности означает
равноправное взаимодействие педагогов и
учащихся в подготовке и реализации всех
досуговых мероприятий. Этому может
способствовать активное вовлечение в этот
процесс вместе с детьми не только педагоговорганизаторов, непосредственно отвечающих
за подготовку и проведение досуговых
мероприятий, но и учителей-предметников,
классных руководителей, родителей,
желающих и способных принять участие в КТД.

31.

Методы
осуществления культурно-досуговых
программ достаточно многообразны. В зависимости
от типа и содержания программы можно
использовать:
– игровые методы,
– упражнения,
– обсуждения,
– создание, проигрывание и анализ ситуаций,
– творческие задания (на внимание, ловкость,
сообразительность, быстроту реакции, логику,
эрудицию и т.д.),
– театрализации.

32.

Любая
культурно-досуговая программа должна быть
ориентирована на достижение определенного
результата.
В качестве ожидаемых результатов может быть
запланировано:
– осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга
как ценности, его значимости для развития и
самореализации личности;
– осознание детьми своих возможностей и способностей,
путей и способов их реализации в свободное от учебы
время;
– изменение установок детей на способы и формы
проведения своего досуга;

33.


приобретение детьми практических навыков
организации досуговых дел, умения содержательно и
разнообразно проводить свободное время;
– освоение детьми основных средств общения, основ
зрительской культуры;
– повышение культуры взаимоотношений детей и их
поведения во взаимодействии со сверстниками и
взрослыми;
– изменение атмосферы в классе, детском объединении,
учреждении в целом на основе массового участия детей
в совместных досуговых мероприятиях;
– формирование традиций образовательного
учреждения.

34.

Отслеживание
результатов реализации культурнодосуговых программ можно осуществлять с помощью:
систематических наблюдений за детьми и фиксации
происходящих в них изменений; проведения
социологических опросов детей и родителей; бесед с
родителями; организации самодиагностики детей и
отслеживания изменений в их самооценке
(самохарактеристике); анализа творческих работ
учащихся.
С помощью этих приемов можно достаточно
адекватно оценить изменения культурного уровня
участников досуговых программ.

35.

Выводы:
Правильно
разработанная и полноценно
реализованная культурно-досуговая
программа может содействовать
введению детей в мир культуры,
развитию их творческого мышления,
приобретению опыта самореализации в
совместной со сверстниками творческой
деятельности.

Читайте также:
Программа для настройки спутниковой антенны на Айфон

Источник: ppt-online.org

Разновидности современных культурно – досуговых программ: характеристика, особенности сценарной разработки, формы

Понимание особенностей культурно-досуговых программ определяет необходимость уяснения общих отличий культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей. Эти отличия состоят в следующем:

– овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии со взрослыми и детьми в досуговое время;

– источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети и их родители;

– в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся – организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др.

2. Типы культурно-досуговых программ

Вслед за А.Б. Гальченко, Л.Н. Буйловой, Н.В. Клёновой мы выделяем следующие типы культурно-досуговых программ:

– разовая игровая программа;

– конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

– длительная досуговая программа.

В основе предложенной квалификации лежат два фактора: степень соучастия детей в программе и ее протяженность во времени.

Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые детям игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от возраста участников.

Для описания разовой игровой программы может быть достаточно сценарного плана. Документом, подтверждающим квалификацию, мастерство, педагогическую культуру организатора игры, является литературный сценарий.

Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей.

Другой вид конкурсно-игровых программ – интеллектуальные игры. Интеллектуальные игры – это игры, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.

Игра-спектакль. Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Как правило, ими выступают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.

Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников.

В оформленном виде такая программа должна предусматривать для учащихся возможность самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:

– четко изложенные педагогические задачи;

– план подготовки игры;

– экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу действия);

– сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения учащихся в ту или иную ситуацию;

– список литературы для подготовки детей к игре.

Особенности целей и задачкультурно-досуговых программ:

Цели таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я»-концепции.

Эти цели могут достигаться через комплекс примерно следующих задач:

– развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;

– приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;

– формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;

– укрепление здоровья детей;

– формирование опыта организации содержательного досуга.

– приобщением детей к культуре, и более всего к художественной;

– овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;

– развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;

– постижением искусства общения, поведения, культуры речи;

– воспитанием гуманности, толерантности;

36.Технология подготовки и реализации современных культурно – досуговых программ.

Все культурно — досуговые программы нацелены не только на наполнение детского досуга социальнозначимым смыслом, но и на формирование у самих воспитанников Центра практических навыков содержательного проведения своего собственного свободного времени.

Систематическая организация досуговой деятельности в Центре обогащают жизнь воспитанников, способствуют более полному и гармоничному развитию. Содержание мероприятий разрабатывается с учетом возрастных особенностей, интересов воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости и от индивидуальных и личностных особенностей воспитанников.

В современной отечественной культурологии досуг понимается как часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности.

Особенности культурно-досуговых программ

Понимание особенностей культурно-досуговых программ определяет необходимость уяснения общих отличий культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей. Эти отличия состоят в следующем:

– овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии со взрослыми и детьми в досуговое время;

– источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети, и их родители;

– в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся – организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др.

Типы культурно-досуговых программ

Вслед за А.Б. Гальченко, Л.Н. Буйловой, Н.В. Клёновой мы выделяем следующие типы культурно-досуговых программ:

– разовая игровая программа;( не требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа»)

– конкурсно-игровая программа по заданной тематике;( по заданной тематике предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей.)

– игра-спектакль;( Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Как правило, ими выступают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.)

– театрализованная игра;( ребует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.)

– зрелище;( (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя – юного певца, танцора, гимнаста выступление – всегда волнение, душевный подъем. )

– праздник;( особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей. )

– длительная досуговая программа.( рассчитана на постоянный состав участников (кружок, клуб, класс, школьная параллель, лагерная смена и т.д.) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, года и более.)

В основе предложенной квалификации лежат два фактора: степень соучастия детей в программе и ее протяженность во времени.

Особенности целей и задач культурно-досуговых программ:

Цели таких программ связаны, прежде всего, с развитием общей культуры обучающихся, раскрытием их творческой индивидуальности, формированием положительной «Я» — концепции.

Эти цели могут достигаться через комплекс примерно следующих задач:

• развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;

• приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;

• формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;

• укрепление здоровья детей;

• формирование опыта организации содержательного досуга.

• приобщением детей к культуре, и более всего к художественной;

• овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;

• развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;

• постижением искусства общения, поведения, культуры речи;

• воспитанием гуманности, толерантности;

• формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;

• освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).

Источник: megaobuchalka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru