Основные школьные программы по литературе

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основной школы усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

Почему школьную программу по литературе изменили? Это произведение неожиданно добавили в программу

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы и сохраняет за учеником право выбора.

Основные критерии отбора художественных произведений для изучения в школе с родным (нерусским) языком обучения совпадают с критериями, предложенными для русской школы. Однако в школе с родным (нерусским) языком обучения учащиеся обращаются к материалу иноязычной русской литературы, изучаемой параллельно с родной, т.е. литературное образование осуществляется на бикультурной основе. Это вносит специфику в изучение предмета: с одной стороны, часть историко- и теоретико-литературных сведений учащиеся получают в курсе родной литературы, с другой – возникает необходимость представить в стандарте элементы сопоставления русской и родной литературы. Более слабое, по сравнению с русскими учащимися, владение русским языком вызывает необходимость некоторого сокращения числа предлагаемых для изучения литературных произведений.

Замена в отдельных случаях произведений, предлагаемых для изучения в русской школе, обусловлена следующими факторами: а) языковая сложность произведения; б) необходимость представить художественные произведения, насыщенные культуроведческой информацией, чтобы ввести нерусских учащихся в контекст менее знакомой для них русской культуры; в) стремление более широко и многогранно отразить своеобразие быта, традиций, обычаев русских людей, особенности русского национального характера, духовные основы неродной для учащихся русской культуры; г) стремление представить те произведения русских писателей, в которых нашло отражение этническое многообразие России, быт, обычаи, культура населяющих ее народов, контакты русских с представителями других народов России, стремление народов к взаимопониманию, умение оценить лучшее в обычаях и традициях разных народов.

Читайте также:
Как сделать чит тачку в кар паркинг без программ

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ || что изменилось и мое мнение

Спецификой изучения русской литературы в национальной школе является также вынужденная необходимость изучать большие по объему произведения во фрагментах.

Русский фольклор

Русские народные сказки[1] (волшебная, бытовая, о животных – по 1 сказке).

Народные песни, загадки, пословицы, поговорки.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).

Источник: college.ru

Учебная программа по литературе для 5-9 классов.
рабочая программа по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Рабочая программа по литературе предназначена для обучения учащихся 5- 9 классов. Данная программа обеспечивается учебно-метадическим комплектом по литературе для 5-9 классов под редакцией В.Я.Коровиной, выпускаемой издательством «Просвещение».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Учебная программа по литературе в 5-9 классах.

Раздел Ι. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе предназначена для обучения учащихся 5-9 классов.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Постановление гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  3. Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 N 1312 «Об утверждении федерального базисного ученого плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования
  4. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 №1089;
  6. Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 №1312;
  7. Приказ Минобразования России от 20.08.2008 №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  8. Учебный план МБОУ 2- Гавриловской СОШ.

Программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой (Программа общеобразовательных учреждений. «Литература. 5-9 кл.»/ Под ред. В.Я.Коровиной, М: «Просвещение», 2011 год

Читайте также:
Множество проектов и программ объединенных для удобства управления это

Обоснование выбора для разработки программы

Разработана рабочая программа с целью планирования, организации и управления образовательным процессом по литературе в рамках выполнения требований Стандарта.

Данная программа обеспечивается учебно-методическим комплектом по литературе для 5-9 классов под редакцией В.Я. Коровиной, выпускаемым издательством «Просвещение»

В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, образовательных потребностей и запросов обучающихся школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Структура и объем часов настоящей программы в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым Министерством общего и профессионального образования. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В классе предусмотрены вводные уроки о литературе, раскрывающие роль и значение литературы в нашей стране и за ее пределами, уроки внеклассного чтения, развития речи.

Информация о внесенных изменениях в программы

Программа соответствует Примерной программе по литературе для основной школы . , «Литература. 5-9 кл.»/ Под ред. В.Я.Коровиной, М: «Просвещение», 2011 год

Цель учебного предмета

Целью изучения предмета «Литература» является : создание в школе условий для формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.

Задачи учебного предмета

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач :

  1. создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  2. постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма
  3. поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  4. овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  5. овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

6.использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании

Читайте также:
Гарантийный срок на программы для эвм

Раздел ΙΙ. Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы.

Раздел ΙΙΙ. Место учебного предмета в учебном плане

В МБОУ 2-Гавриловской СОШ согласно Учебному плану школы учебный год составляет 35 недель, поэтому на изучение литературы на этапе основного общего образования отводится время в объёме 452 часов, в том числе:

Источник: nsportal.ru

Полезные материалы по литературе: школьная программа

Литература один из основных предметов изучаемых школьниками на протяжении всего обучения в школе. Цель литературы как предмета привить школьникам любовь к своей стране, языку и культуре, а также сформировать правильные понятия о морали, гуманности, чести и достоинстве. То есть изучение художественной литературы должно способствовать гармоничному развитию личности.

Как уже отмечалось выше курс литературы проходит багровой нитью через весь процесс обучения в школе.

Разделяется на три основных этапа:

  • начальная школа (1-4 класс)
  • средняя школа (5-9 класс)
  • старшая школа (10 и 11 классы)

Что проходят по литературе в школе

В начальной школе основной задачей обучения литературе является привитие обучающимся привычке к чтению художественной литературы. Кроме того, на доступных примерах (сказочные герои, персонажи басен и т.д.) показываются общечеловеческие ценности и личностные качества, присущие культурному человеку.

В 5-6 классах происходит смещение вектора чтения в целях понимания литературы как одного из видов искусства. Школьники читают художественные произведения различных родов и жанров: приключенческая, детективная, фантастическая, мистическая и др.

7-8 класс приходится на переходный возраст. Подросток сталкивается с большим количеством этических и нравственных вопросов, ответы на многие из которых он сможет найти в изучаемых произведениях.

9 класс посвящен изучению литературы через призму времени. Рассматривается история развития русской литературы, начиная с древней Руси и заканчивая 20 веком.

10 и 11 классы посвящены уже более глубокому изучению и осмыслению художественных произведений. Школьники уже не просто анализируют прочитанный текст, а пытаются понять художественный мир писателя. При этом школьники ориентируются на знания, полученные из курса истории литературы, на очерки критиков и другие материалы.

Источник: nado5.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru