Федеральный проект « Нормативное регулирование цифровой среды »
В рамках федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» предусмотрена разработка профильных нормотворческих инициатив и принятие ряда важных законодательных актов, благодаря которым будут сняты все имеющиеся барьеры, мешающие развитию национальной программы Цифровая экономика, благодаря чему в российской юрисдикции смогут свободно реализовываться проекты из различных отраслей.
Ответственный исполнитель федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» – Минэкономразвития России.
Федеральный проект « Кадры для цифровой экономики »
В рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» будут сформулированы и реализованы новые подходы, позволяющие должным образом помочь гражданам Российской Федерации освоить ключевые компетенции цифровой экономики, а также способные обеспечить массовую цифровую грамотность и персонализацию образования по профильным для цифровой экономики тематикам.
Тема №1. «Цифровая экономика. Что это?»
Ответственный исполнитель федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» – Минэкономразвития России.
Федеральный проект « Информационная инфраструктура »
В рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» планируются к достижению сразу несколько ключевых целей, в том числе обеспечение на всей территории Российской Федерации широкополосного доступа к сети интернет населения и социально значимых организаций, вопросы развития инфраструктуры, необходимой для сбора, хранения, обработке и передаче различного рода данных, а также увеличения роста экспорта российских ИТ-услуг.
Ответственный исполнитель федерального проекта «Информационная инфраструктура» – Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России.
Федеральный проект « Информационная безопасность »
В рамках федерального проекта «Информационная безопасность» планируется должным образом подготовится к вызовам и угрозам, которые могут встать на пути реализации национальной программы Цифровая экономика. Причем под информационной безопасностью предполагается активное развитие отечественного программного обеспечения, а также решение вопроса кадрового обеспечения в области информационной безопасности.
Ответственный исполнитель федерального проекта «Информационная безопасность» – Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России.
Федеральный проект « Цифровые технологии »
В рамках федерального проекта «Цифровые технологии», в качестве основной цели для реализации в рамках избранных сквозных технологий, обозначены: обеспечение технологической независимости государства, ускорение технологического развития российских IT компаний, коммерциализация отечественных исследований и разработок, обеспечение конкурентоспособности разрабатываемых российскими IT компаниями продуктов и решений на мировом рынке.
Ответственный исполнитель федерального проекта «Цифровые технологии» – Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России.
Федеральный проект « Цифровое государственное управление »
В рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» будут реализованы программы нацеленные на предоставление гражданам и организациям доступа к оцифрованным приоритетным государственным услугам и сервисам, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, а также внедрение сквозных платформенных решений.
Ответственный исполнитель федерального проекта «Цифровое государственное управление» – Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России.
Федеральный проект « Развитие технологий в области искусственного интеллекта »
В рамках федерального проекта «Развитие технологий в области искусственного интеллекта» планируется разработать дорожные карты по сквозным цифровым технологиям связанным с применением ИИ. При этом данной программой оговорено, что достижение поставленных целей находится на пересечении различных сфер научного знания и потенциально способно привести не только к позитивным, но и к негативным последствиям.
Ответственный исполнитель федерального проекта «Развитие технологий в области искусственного интеллекта» – Минэкономразвития России.
Источник: pravorobotov.ru
Основные российские программы развития цифровых технологий
Проект: Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года
Проект: Школа нравственной этики и риторики
Инициатива: Организация Труда и Организация Счастья
Инициатива: Обоснование поправки в Конституцию Российской Федерации
Инициатива: Школьное образование. Педагогика дела
Инициатива: Демография. Сбережение народа России
Инициатива: Образование для взрослых
Паспорт проекта утвержден: 24 декабря 2018 года
Цели проекта
- увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом
- создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения организаций больших объемов данных, доступной для всех домохозяйств
- использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями
Задачи проекта
- Создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе к каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий
- Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок
- Обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики
- Обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства
- Создание «сквозных» цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок
- Создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития
- Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей
- Разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств — членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики
Ответственные за реализацию проекта
- Куратор национального проекта: М.А.Акимов , заместитель председателя Правительства Российской Федерации
- Руководитель национального проекта: К.Ю.Носков , министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
- Администратор национального проекта: Е.Ю.Кисляков , заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Показатели национального проекта
Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в валовом внутреннем продукте страны (проценты)
- 2018 год — 1,9
- 2019 год — 2,2
- 2020 год — 2,5
- 2021 год — 3,0
- 2022 год — 3,6
- 2023 год — 4,3
- 2024 год — 5,1
Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «интернет» (проценты)
- 2018 год — 75
- 2019 год — 79
- 2020 год — 84
- 2021 год — 89
- 2022 год — 92
- 2023 год — 95
- 2024 год — 97
Доля социально-значимых объектов инфраструктуры, имеющих возможность подключения к широкополосному доступу к сети «интернет» (проценты)
- 2018 год — 34,1
- 2019 год — 45,2
- 2020 год — 56,3
- 2021 год — 67,5
- 2022 год — 83,7
- 2023 год — 91,9
- 2024 год — 100
Наличие опорных центров обработки данных в федеральных округах (количество)
- 2018 год — 2
- 2019 год — 3
- 2020 год — 4
- 2021 год — 5
- 2022 год — 6
- 2023 год — 7
- 2024 год — 8
Доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных (проценты)
- 2020 год — 1,5
- 2021 год — 2
- 2022 год — 3
- 2023 год — 4
- 2024 год — 5
Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и иными органами государственной власти отечественного программного обеспечения (проценты)
- 2018 год — >50
- 2019 год — >60
- 2020 год — >70
- 2021 год — >75
- 2022 год — >80
- 2023 год — >85
- 2024 год — >90
Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным участием отечественного программного обеспечения (проценты)
- 2018 год — >40
- 2019 год — >45
- 2020 год — >50
- 2021 год — >55
- 2022 год — >60
- 2023 год — >65
- 2024 год — >70
Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Цифровая экономика»
- федеральный проект «Информационная инфраструктура» — 772,4 млрд руб
- федеральный проект «Цифровые технологии» — 451,8 млрд руб
- федеральный проект «Цифровое государственное управление» — 235,7 млрд руб
- федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» — 143,1 млрд руб млрд руб
- федеральный проект «Информационная безопасность» — 30,2 млрд руб
- федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» — 1,7 млрд руб
Видео о национальном проекте «Цифровая экономика»
Встреча с президентом. ВЭБ.РФ. Цифровая экономика
Цифровая экономика России: программа развития
Главное с презентации нацпроекта «Цифровая экономика»
Спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития: что такое «Цифровая экономика»
Законодательное регулирование нацпроекта «Цифровая экономика»
Федеральные проекты национального проекта «Цифровая экономика»
- Нормативное регулирование цифровой среды, сроки реализации: 01.11.2018 – 31.12.2021. Руководитель проекта С.В.Шипов, заместитель министра экономического развития Российской Федерации
- Информационная инфраструктура, сроки реализации: 01.11.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта О.А.Иванов, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
- Кадры для цифровой экономики, сроки реализации: 01.11.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта И.Э.Торосов, заместитель министра экономического развития Российской Федерации
- Информационная безопасность, сроки реализации: 01.11.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта А.В.Соколов, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
- Цифровые технологии, сроки реализации: 01.11.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта Е.Ю.Кисляков, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
- Цифровое государственное управление, срок реализации 01.11.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта М.В.Паршин, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Источник: strategy24.ru
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение от 28 июля 2017 года №1632-р, утверждающее программу «Цифровая экономика Российской Федерации» – об этом премьер объявил на совещании со своими заместителями, состоявшемся в понедельник.
Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, говорится на сайте правительства.
Программа «Цифровая экономика» рассчитана до 2024 года. Документ со ссылкой на Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы определяет цифровую экономику как «хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, которая способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы».
Распоряжение от 28 июля 2017 года №1632-р. Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности.
Основные сквозные технологии
Основными сквозными цифровыми технологиями, которые входят в рамки настоящей Программы, являются:
- большие данные;
- нейротехнологии и искусственный интеллект;
- системы распределенного реестра;
- квантовые технологии;
- новые производственные технологии;
- промышленный интернет;
- компоненты робототехники и сенсорика;
- технологии беспроводной связи;
- технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Перечень сквозных технологий может корректироваться в ходе исполнения программы.
Направления программы
Программа определяет пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года:
- нормативное регулирование;
- кадры и образование;
- формирование исследовательских компетенций и технических заделов;
- информационная инфраструктура;
- информационная безопасность.
Нормативное регулирование
Целью направления, касающегося нормативного регулирования, является формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики).
По этому направлению предполагается:
- создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики;
- снятие ключевых правовых ограничений и создание отдельных правовых институтов, направленных на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики;
- формирование комплексного законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики;
- принятие мер, направленных на стимулирование экономической деятельности, связанной с использованием современных технологий, сбором и использованием данных;
- формирование политики по развитию цифровой экономики на территории Евразийского экономического союза, гармонизацию подходов к нормативному правовому регулированию, способствующих развитию цифровой экономики на пространстве Евразийского экономического союза;
- создание методической основы для развития компетенций в области регулирования цифровой экономики.
Кадры и образование
Основными целями направления, касающегося кадров и образования, являются:
- создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;
- совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами;
- рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики;
- создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.
Исследовательские компетенции и технологические заделы
Основной целью направления, касающегося формирования исследовательских компетенций и технологических заделов, является создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ), обеспечивающей технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне, и национальную безопасность.
По этому направлению предполагается:
- формирование институциональной среды для развития исследований и разработок в области цифровой экономики;
- формирование технологических заделов в области цифровой экономики;
- формирование компетенций в области цифровой экономики.
Информационная инфраструктура
Основными целями направления, касающегося информационной инфраструктуры, являются:
- развитие сетей связи, которые обеспечивают потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями;
- развитие системы российских центров обработки данных, которая обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных на условиях и позволяет в том числе экспортировать услуги по хранению и обработке данных;
- внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан;
- создание эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации о пространственных объектах.
Информационная безопасность
Целью направления, касающегося информационной безопасности, является достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации в условиях цифровой экономики, что предполагает:
- обеспечение единства, устойчивости и безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации на всех уровнях информационного пространства;
- обеспечение организационной и правовой защиты личности, бизнеса и государственных интересов при взаимодействии в условиях цифровой экономики;
- создание условий для лидирующих позиций России в области экспорта услуг и технологий информационной безопасности, а также учет национальных интересов в международных документах по вопросам информационной безопасности.
Цели программы
В программе определены следующие показатели её реализации к 2024 году.
Экосистема цифровой экономики
В отношении экосистемы цифровой экономики:
- успешное функционирование не менее 10 компаний-лидеров (операторов экосистем), конкурентоспособных на глобальных рынках;
- успешное функционирование не менее 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики (в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и “умного города”);
- успешное функционирование не менее 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг.
Кадры и образование
В отношении кадров и образования:
- количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, – 120 тысяч человек в год;
- количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, – 800 тысяч человек в год;
- доля населения, обладающего цифровыми навыками, – 40%.
Исследовательские компетенции и технологические заделы
В отношении формирования исследовательских компетенций и технологических заделов:
- количество реализованных проектов в области цифровой экономики (объемом не менее 100 млн. рублей) – 30 единиц;
- количество российских организаций, участвующих в реализации крупных проектов (объемом 3 миллиона долларов) в приоритетных направлениях международного научно-технического сотрудничества в области цифровой экономики, – 10.
Информационная инфраструктура
В отношении информационной инфраструктуры:
- доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ Интернету (100 Мбит/с), в общем числе домашних хозяйств – 97%;
- во всех крупных городах (1 миллион человек и более) устойчивое покрытие 5G и выше.
Информационная безопасность
В отношении информационной безопасности:
- доля субъектов, использующих стандарты безопасного информационного взаимодействия государственных и общественных институтов – 75%;
- доля внутреннего сетевого трафика российского сегмента сети “Интернет”, маршрутизируемая через иностранные серверы – 5%.
Ключевые решения
06.03.2017
Поручение Председателя Правительства Дмитрия Медведева по вопросу о возможности применения технологии блокчейн в системе государственного управления и экономике Российской Федерации
31.07.2017 Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Распоряжение от 28 июля 2017 года №1632-р. Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности.
09.01.2018
Утверждён план мероприятий по направлению «Информационная безопасность» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Утверждён план мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Утверждён план мероприятий по направлению «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Утверждён план мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
21.02.2018
Утверждён план мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Про образование — стр. 34, п.2
Про Гиперграф и Классификаторы — стр. 60, п.4.13
Про Информационную безопасность — cтр. 65, п.5
Источник: deei.ru