Основы курса математики начальной школы, разработанного авторским коллективом под руководством М.И. Моро, были заложены еще в тот период, когда осуществлялся переход к восьмилетнему, а затем к десятилетнему обязательному обучению, потребовавший изменения целей начального обучения.
Главной задачей стало создание условий для повышения уровня математической подготовки учащихся к дальнейшему обучению математике.
Прикрепленные файлы: 1 файл
Сравнительный анализ программ по математике.
Основы курса математики начальной школы, разработанного авторским коллективом под руководством М.И. Моро, были заложены еще в тот период, когда осуществлялся переход к восьмилетнему, а затем к десятилетнему обязател ьному обучению, потребовавший изменения целей начального обучения.
Главной задачей стало создание условий для повышения уровня математической подготовки учащихся к дальнейшему обучению математике.
Изменение задач повлекло за собой серьезные изменения в содержании начального курса математики. Так, в нем более широко стали представлены вопросы теории. Курс математики уже не мог быть ограничен только арифметическим материалом, и в него был включен алгебраический и геометрический материал.
Как сделать урок математики интересным? Урок математики в начальной школе. Школа молодого учителя
Ведущими принципами обучения математике в младших классах стали-
- Органическое сочетание обучения и воспитания.
- Усвоение математических знаний.
- Развитие познавательных способностей, основ логического мышления и речи детей.
- Практическая направленность обучения.
- Выработка необходимых для этого умений и навыков.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Реализация дифференцированного подхода к обучению.
Задачи обучения математике в младших классах:
- Создание условий для повышения уровня подготовки учащихся к дальнейшему обучению математике.
- Формирование общеучебных умений и навыков (постановка учебной задачи, выполнение последовательности действий в соответствии с планом, проверка и оценка выполненной работы, умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.)
- Формирование прочных вычислительных навыков.
Примерная программа по математике (новые стандарты)
( разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться)
Общая характеристика учебного предмета
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- Математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности ( логического и знаково-символьного мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации;
- Освоение начальных математических знаний – понимать значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения житейских ситуаций;
- формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики;
- работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- Развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе;
- Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность ( аргументировать свою очку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школе отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами обучающихся являются:
- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета( явления, события, факта),
- способность характеризовать собственные знания по предмету,
- формулировать вопросы,
- устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены,
- познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик:
- устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира:
- строить алгоритм поиска необходимой информации;
- определять логику решения практической и учебной задач;
- умение моделировать- решать учебные задачи с помощью знаков ( символов);
- планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами обучающихся являются:
- освоенные знания о числах, величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах;
- умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач;
- умения использовать знаково-символические средства (модели, схемы, таблицы, диаграммы) для решения математических задач.
представлено разделами (блоками):
- Числа и величины
- Арифметические действия
- Текстовые задачи
- Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
- Геометрические величины
- Работа с информацией ( этот новый раздел изучается на основе содержания всех других разделов курса математики)
Последние 4 блока являются новыми блоками. Первые три из них выделены за счет перераспределения арифметического и геометрического материала.
Важность изучения предметного содержания раздела «Работа с данными» уже неоднократно подтверждалась международными и отечественными исследованиями в области оценки качества математического образования. Достаточно высокие результаты выполнения заданий данной тематики , показанные российскими четвероклассниками в этих исследованиях, позволяют обоснованно говорить о том. Что такой материал доступен для освоения учениками начальной школы.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельно выбирать методические пути и приемы их решения. Важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств. Содержание примерной программы позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся, что способствует нормализации нагрузки учащихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в математическом развитии.
В процессе изучения и освоения курса математики:
Раздел « Тематическое планирование» представлен тремя вариантами: базовым и двумя вариантами с расширенным изучением отдельных разделов курса.
- 1 вариант планирования обеспечивает достаточную для продолжения образования предметную подготовку, но и расширяет представления обучающегося о математических отношениях и закономерностях окружающего мира. Развивает эрудицию, воспитывает математическую культуру.
- 2 вариант планирования предусматривает усиление геометрической направленности курса математики. В процессе изучения курса развиваются пространственное воображение и конструкторские умения школьника.
- 3 вариант планирования в большей степени, чем остальные, ориентирован на развитие у обучающихся умения работать с данными. В нем расширен раздел по работе с информацией.
Новое в содержании
Числа и величины. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия. Способы проверки правильности вычислений ( алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели). Зависимости между величинами, характеризующие процессы: движения, работы, купли – продажи и др. Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Изображение фигуры от руки.
Геометрические величины. Оценка размеров геометрических объектов, расстояний приближенно на глаз.
Работа с информацией. Сбор и преставление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов(«…и/ или…», «если…,то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «найдется», «не»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.
Чтение столбчатой таблицы
Основные виды учебной деятельности
- Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и объектов по длине, массе, вместимости, времени; описание явлений и событий с использованием величин.
- Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов, зависимостей в окружающем мире.
- Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умений находить геометрические величины ( планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости.
- Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
- Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление. Построение.
- Сравнение разных приемов вычислений, решения задачи, выбор удачного способа.
- Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
- Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического ( в ходе решения) и арифметического ( в вычислении) характера.
- Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных опросов ( без использования компьютера).
- Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
Источник: www.referat911.ru
«Особенности примерной рабочей программы по математике»
В данной работе представлены особенности примерной рабочей программы по математике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«»Особенности примерной рабочей программы по математике»»
Самостоятельная работа
Раздел примерной рабочей программы
Особенности примерной рабочей программы по математике
Указаны основные цели начального обучения математике, описываются приёмы умственной деятельности, закладываемые при обучении.
В пояснительной записке обозначено место учебного предмета в учебном плане.
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч:
в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2–4 классах —по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Содержание учебного предмета
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при усвоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий. Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Кроме этого, в примерной программе в разделе «Содержание образования» представлен перечень УУД, которыми должны овладеть обучающиеся при прохождении данного учебного предмета по годам обучения
Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Математика» на уровне НОО
Указаны личностные, метапредметные (универсальные познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия: саморегуляция, самоконтроль, самооценка; совместная деятельность) и предметные результаты освоения учебного предмета по годам обучения
В тематическом планировании также предусмотрены учебные проекты по годам обучения
Источник: kopilkaurokov.ru
Обучение математике по классам
Различные материалы к разделу Обучение математике для студентов, школьников и преподавателей
- 30000 уроков математики. Рыжик В.И., 2003
- Calculus, Ron Larson, 2010
- Алгоритмический подход к решению геометрических задач, Книга для учителя, Габович И.Г., 1989
- Аномалии в здании МГУ
- Вопросы преподавания алгебры и начал анализа в средней школе, Глаголева Е.Г., Ивашев-Мусатов О.С., 1980
- Готуємось до державної підсумкової атестації ЗНО з математики, Посібник для вчителя, Старова О.О., Маркова I.В., 2008
- Дидактические игры на уроках математики. Коваленко В.Г. 1990
- Достаточное условие усвоения математики
- Журнал, Квант, № 1, 2010
- Журнал, Квант, № 2, 2010
- Журнал, Квант, № 5, 2010
- Журнал, Квант, № 6, 2010
- Журнал, Математика в школе, № 1, 2010
- Индукция, Комбинаторика, Виленкин Н.Я., 1976
- Информатика — Интернет — Сохранение страниц из Интернет — Практическое задание — Лабораторная работа
- История арифметики — Пособие для учителей — Депман И.Я.
- Как решать задачу, Пособие для учителей, Пойа Д., 1959
- Лабораторно-графические работы по алгебре и началам анализа в средней школе. Юртаева Г.Т. 1978
- Лекции по теории вероятностей, Поддубная О.Н.
- Математика в школе — Журнал — 2008 — 10
- Математика в школе — Журнал — 2008 — 5
- Математика в школе — Журнал — 2008 — 6
- Математика в школе — Журнал — 2008 — 7
- Математика в школе — Журнал — 2008 — 9
- Математика в школе — Журнал — 2009 — 1
- Математика в школе — Журнал — 2009 — 10
- Математика в школе — Журнал — 2009 — 2
- Математика в школе — Журнал — 2009 — 3
- Математика в школе — Журнал — 2009 — 4
- Математика в школе — Журнал — 2009 — 5
- Математика в школе — Журнал — 2009 — 6
- Математика в школе — Журнал — 2009 — 7
- Математика в школе — Журнал — 2009 — 9
- Математика в школе. Журнал. №3. 2010
- Математика, Примерное тематическое планирование учебного материала
- Математика, Рабочая программа, Башмаков М.И., Нефедова М.Г.
- Математика. Методическая газета для учителей математики. 1-15 апреля 2011
- Математика. Методическая газета для учителей математики. 1-15 июнь 2011
- Математика. Методическая газета для учителей математики. 1-15 март 2011
- Математика. Методическая газета для учителей математики. 1-15 мая 2011
- Математика. Методическая газета для учителей математики. 16-30 апреля 2011
- Математика. Методическая газета для учителей математики. 16-30 июнь 2011
- Математика. Методическая газета для учителей математики. 16-31 март 2011
- Математика. Методическая газета для учителей математики. 16-31 мая 2011
- Математике, Фрагменты планирования урока
- Методика обучения математике в начальной школе, Зайцева С.А., Румянцева И.Б., Целищева И.И., 2008
- Методика обучения учащихся доказательству математических предложений. Далингер В.А. 2006
- Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Перова М.Н. 2001
- Методика преподавания математики в средней школе, Часть 1, Рогановский Н.М., Рогановская Е.Н., 2010
- Методика преподавания математики в средней школе. Мишин В.И., 1987
- Методическая газета, Математика, №12, 2010
- Методическая газета. Математика. №1. 2011
- Методическая газета. Математика. №1. Задачи с параметрами. 2010
- Методическая газета. Математика. №10. Гармонический ряд. 2011
- Методическая газета. Математика. №10. Свежий взгляд на текстовые задачи. 2010
- Методическая газета. Математика. №11. Десятичная дробь. 2011
- Методическая газета. Математика. №11. Памяти Гельфанда И.М. 2010
- Методическая газета. Математика. №12. Обыкновенная дробь. 2011
- Методическая газета. Математика. №2. 2011
- Методическая газета. Математика. №2. Азы комбинаторики. 2010
- Методическая газета. Математика. №3. 2011
- Методическая газета. Математика. №3. Устные упражнения. 2010
- Методическая газета. Математика. №4. 2011
- Методическая газета. Математика. №4. Работа в группах. 2010
- Методическая газета. Математика. №5. Личность. 2010
- Методическая газета. Математика. №6. Строим сечения многогранников. 2010
- Методическая газета. Математика. №7. Работа в парах. 2010
- Методическая газета. Математика. №8. На пути к экзамену. 2010
- Методическая газета. Математика. №9. Арифметическая прогрессия. 2011
- Методическая газета. Математика. №9. Используем презентации. 2010
- Методы обучения математике. Столяр А.А., 1966
- О преподавании математики в 2010-2011 учебном году, Методическое письмо, Ященко И.В., Семенов А.В., 2010
- О преподавании математики в 2010-2011 учебном году. Методическое письмо. Ященко И.В., Семенов А.В., 2010
- Обучение математике в детском саду, Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А., 1998
- Построение графиков функций — Кн. для учителя — Ершов Л.В, Райхмист Р.Б.
- Поурочный план — Информатика — Классификация антивирусных программ
- Поурочный план — Информатика — Текстовый редактор — Различные форматы текстовых файлов — Различные кодировки кириллицы.
- Поурочный план — Математика — Алгебраическая дробь — Основные понятия
- Поурочный план — Математика — Графики
- Поурочный план — Математика — Деление в отношении
- Поурочный план — Математика — Координатная прямая — Множество точек
- Поурочный план — Математика — Обыкновенные и десятичные дроби
- Поурочный план — Математика — Одночлены и многочлены
- Поурочный план — Математика — Отношения и пропорции
- Поурочный план — Математика — Производное и частное степеней
- Поурочный план — Математика — Пропорции
- Поурочный план — Математика — Прямая и обратная пропорциональность
- Поурочный план — Математика — Работа с буквенными выражениями
- Поурочный план — Математика — Равновероятные события — Случайное событие — Частота события
- Поурочный план — Математика — Разбор примеров раскрытия скобок
- Поурочный план — Математика — Решение задач алгебраическом способом
- Поурочный план — Математика — Решение задач на проценты
- Поурочный план — Математика — Сложение и вычитание многочленов
- Поурочный план — Математика — Статистические характеристики
- Поурочный план — Математика — Степень с натуральным показателем
- Поурочный план — Математика — Умножение многочлена на многочлен
- Поурочный план — Математика — Умножение одночлена на многочлен
- Поурочный план — Математика — Уравнения с корнями
- Поурочный план — Математика — Формулы — Квадрат суммы и квадрат разности
- Поурочный план — Приведение подобных слагаемых
- Поурочный план по математике — Удивительный треугольник Паскаля
- Презентация — Алгебра логики
- Презентация — Вписанные и описанные многоугольники
- Презентация — Лобачевский и его геометрия — Проблема — Почему возникла новая геометрия?
- Презентация — Математический КВН
- Презентация — Небесная геометрия — Разнообразие снежинок
- Презентация — Неопределенный интеграл
- Презентация — Перпендикуляр и наклонная
- Презентация — Площадь
- Презентация — Правильные выпуклые многогранники
- Презентация — Стандартный вид числа
- Презентация — Углы, связанные с окружностью
- Презентация — Четырехугольники
- Презентация — Число и цифра 7
- Презентация по геометрии — Фалес — Познать себя трудно, советовать другим легко
- Презентация по Истории — Елизавета 1 — Елизаветинская эпоха в истории Англии
- Презентация по математике — Алгебраические уравнения произвольных степеней
- Презентация по математике — Комплексные числа — Мнимая единица
- Презентация по математике — Магия чисел
- Презентация по математике — Математика и Естественные Науки
- Презентация по математике — Наглядная геометрия для начальной школы
- Презентация по математике — Определенный интеграл
- Презентация по математике — Перпендикуляр и наклонная
- Презентация по математике — Факториал
- Презентация по математике — Фрактал
- Презентация по математике — Эконометрика — Уравнение множественной регрессии — Теорема Гаусса-Маркова
- Презентация по химии — Антропогенез — Происхождение человека
- Преподавание математики в 2009-2010 учебном году. Методическое письмо. Ященко И.В., Семенов А.В. 2009
- Супутник учителя математики. Панішева О.В.
- Таблица умножения
- Творцы математики: Предшественники современной математики — Пособие для учителей — Белл Э.Т.
- Тригонометрические уравнения и неравенства — Книга для учителя — Бородуля И.Т.
- Энциклопедия чисел, все о математике, свойства чисел — Bikubik.com
Источник: obuchalka.org