Научное исследование традиционно принято начинать с написания исследовательской программы. От ее научной обоснованности в значительной степени зависят эффективность исследования, значимость его теоретических и практических результатов. Программа является теоретико-мето- дологической основой психологических процедур исследования и включает в себя сбор, обработку, анализ и интерпретацию данных, необходимых для получения теоретических выводов и рекомендаций (итог исследования). Программа задает определенную логику (этапы проведения) исследования. Этапы обычно включают 1 :
- — определение проблемы объекта и предмета исследования;
- — предварительный теоретический анализ объекта исследования;
- — характеристику целей и задач исследования;
- — интерпретацию и операционализацию основных понятий;
- — формулирование рабочих гипотез;
- — определение плана исследования (поискового, описательного, экспериментального);
- — составление плана выборки;
- — описание методов сбора и обработки данных, схемы их анализа и интерпретации.
Важным элементом программы принято считать пилотажное исследование. Цель его — оценка качества и надежности методического инструментария и процедур организации исследования, а также возможность внесения корректив и изменений в окончательные варианты методик и приемов сбора данных. Итоги исследования оформляются в форме отчета, который составляется по определенному плану, содержит описание всех разделов программы и описание анализа полученных результатов.
Лафхаки для студентов медиков | 1 курс | Как лучше учить анатомию | 5 советов
Когда мы говорили о специфике социально-психологического исследования, то упоминали тот факт, что в данных исследованиях не только поведение человека, но и характеристики его сознания (представления, установки, ценности и нр.) выступают источниками информации. В современной психологической практике данный список источников представлен в более полном виде и включает в себя [1] [2] :
- — характеристики реального поведения и деятельности людей и групп;
- — характеристики индивидуального и группового сознания (мнения, отношения, оценки, представления, установки, ценности и т.и.);
- — характеристики продуктов человеческой (индивидуальной и групповой) деятельности — материальной и духовной;
- — отдельные события жизнедеятельности личности и группы, состояния социального взаимодействия.
- [1] Ядов В. Л. Социологическое исследование: Методология, программы, методы. Самара,1995.
- [2] Психология : учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. II. Дружинина. СПб., 2009.
Источник: studme.org
II. Основные разделы программы социологического исследования и их назначение
Программа социологического исследования состоит из трех основных разделов:
Теоретико-методологический раздел программы социологического исследования призван сформулировать изучаемую проблему, определить объект и предмет исследования, уточнить цель его проведения, развернуть основные рабочие гипотезы, поставить исследовательские задачи по достижению цели посредством проверки гипотез, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам, уточнить и провести интерпретацию основных понятий.
Разделы биологии за 6 минут
Методический раздел программы предназначен для выбора методов исследования, обоснования системы выборки единиц наблюдения, определения основных процедур сбора и анализа исходных данных.
Организационный раздел программы представляет собой рабочий план исследования, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы.
Теоретико-методологический раздел программы СИ, в котором:
— формулируются и обосновываются проблемы исследования;
— указывается цель его;
— определяется объект и предмет исследования;
— осуществляется логический анализ основных понятий;
— формулируется гипотеза и задачи исследования;
Итак, теоретико-методологический раздел.
Формулировка проблемы. Социологическая проблема содержит «социальное противоречие, которое не удается разрешить существующими методами и средствами».
Определение цели исследования.
В исследовании может быть одна или несколько целей, чаще всего — прикладного характера, например: выработка рекомендаций; выявление путей и средств решения наиболее важных, узловых проблем жизни и деятельности социальных общностей; оценка действенности управленческих решений, испытания новых форм работы с сотрудниками т.д.
Определение объекта и предмета исследования.
Объект исследования — в широком смысле — это носитель социальной проблемы, «все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает социальную проблемную ситуацию. Объект исследования это то на что направлен процесс познания».
Предмет исследования — это «те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, свойства объекта, которые подлежат непосредственному изучению».
Воспользуйтесь поиском по сайту:
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с) .
Источник: studopedia.org
II. Сущность программы социологического исследования и ее основные разделы
Программа социологического исследования- один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программа социологического исследования — это, по существу, есть теория и методология конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, и представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая функцияпрограммы позволяет четко определить изучаемую проблему, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.
Методическая функцияпрограммы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория — факты — теория.
Организационная функцияобеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, обеспечивает эффективную организацию исследовательского процесса.
Программа социологического исследованиякак научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап — относительно самостоятельная часть познавательного процесса — характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему замыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.
Программа социологического исследования состоит из трех основных разделов:
Теоретико-методологический разделпрограммы социологического исследования призван сформулировать изучаемую проблему, определить объект и предмет исследования, уточнить цель его проведения, развернуть основные рабочие гипотезы, поставить исследовательские задачи по достижению цели посредством проверки гипотез, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам, уточнить и провести интерпретацию основных понятий.
Методический разделпрограммы предназначен для выбора методов исследования, обоснования системы выборки единиц наблюдения, определения основных процедур сбора и анализа исходных данных.
Организационный разделпрограммы представляет собой рабочий план исследования, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы.
III. Генеральная и выборочная совокупности. Обоснование выборочной совокупности
Выборка— эта определенная часть исследуемой аудитории, по которой можно получить представление об аудитории в целом. Например, для того чтобы выяснить политические настроения населения России, достаточно будет провести интервью с 1500-2500 человек. Главное требование к выборке заключается в том, чтобы она быларепрезентативной,то есть пропорционально представляла социальные группы, представленные в изучаемой аудитории в целом.
Если в исследуемой аудитории, которая называется генеральной совокупностью, 30% составляют люди с высшим образованием и 55% со средним, то и в выборке 30% должны составлять люди с высшим образованием и 55% со средним. Такой же принцип будет действовать и по отношению к таким признакам, как месячный доход, вид деятельности, занимаемая должность и др. Использование выборки дает достаточно точное представление о генеральной совокупности, но всегда принято говорить о допустимой погрешности в полученных результатах.
Допустимая погрешность зависит от качества выборки и в разных исследованиях составляет от 3-5 до 10-15%. Качество выборки выходит на первый план в том случае, если необходимы наиболее точные результаты, а допустимая погрешность должна составлять не более 3-5%. Оно зависит от следующих параметров:
— от меры однородности объектов генеральной совокупности по наиболее важным характеристикам (например, уровень дохода в большинстве маркетинговых исследований);
— от количества различных социальных групп в изучаемой аудитории (исследование среди топ-менеджеров будет провести проще, чем полноценное исследование общественного мнения по тому или иному вопросу);
— от требуемого уровня надежности результатов.
В зависимости от вида исследования и характера изучаемой аудитории молено использовать два основных типа выборки:
— аналитическая (неслучайная) выборка.
Случайная выборка. При проведении случайной выборки необходимо соблюдать два основных принципа:
— принцип равенства, который говорит о том, что все члены исследуемой группы имеют равные шансы на попадание в выборку;
— принцип независимости. Его суть заключается в том, что выбор того или иного социального субъекта не должен влиять на выбор другого.
Случайная выборка основывается на законах теории вероятности и состоит из 3 основных типов:
— простая случайная выборка;
— систематическая случная выборка;
— случайная выборка по социальным группам.
Простая случайная выборка. Для реализации этого типа выборки необходимо сначала точно определить количество всех членов генеральной совокупности и затем случайным отбором, как правило с помощью компьютера, выбрать непосредственных участников исследования. Количество людей, которое случайным методом должно быть выбрано для исследования, зависит от ряда факторов, одним из которых является общее количество членов генеральной совокупности. В большинстве исследований, использующих простую случайную выборку, допускающую 5%-ный уровень погрешности, расчеты репрезентативной выборки и величины генеральной совокупности выглядят следующим образом:
Эффективность и точность простой случайной выборки легко продемонстрировать на простом примере из теории вероятности. Если в мешок положить допустим, 3000 красных шариков и 3000 синих и, перемешав шарики, доек 400 из них, то 200 окажутся красными и такое же число будет синих. Даже небольшое количество шариков можно показать, каково их реальное соотношение, эти же законы будут действовав если «разноцветными шариками» будут люди, а города, деревни и целые страны будут «мешками».
Систематическая случайная выборка. Этот тип выборки строится наoобщих с простой случайной выборкой принципах. Его отличие заключается в том, что выбор элементов из генеральной совокупности происходит по определенной схеме. Например в полном списке членов изучаемой группы выбирается каждый номер кратный одиннадцати (11, 22, 33, 44 и далее). Систематическая случайная выборка наиболее характерна для телефонных интервью в крупных городах (системаCATI), где практически все квартиры телефонизированы,
Случайная выборка по социальным группам. Этот тип выборки характерен т что для начала необходимо определить пропорцию основных социальных групп, формирующих генеральную совокупность, и применим первые два метода к этим группами по отдельности. Затем полученные результаты анализируются в зависимости от количественного представительства каждой группы в генеральной совокупности.
Аналитическая (неслучайная) выборка. Аналитическая (неслучайная) выборка предполагает детальный анализ генеральной совокупности по основным признакам (пол, возраст, образование и др.). Главным ее видом является квотная выборка.
Квотная выборка. Выборка по методу квот предполагает, что известны некоторые важные социально-демографические характеристики генеральной совокупности, как, например, распределение по возрастным, профессиональным признакам, уровню месячного дохода и образования. Сделанные для исследования квоты выборки должны пропорционально представлять генеральную совокупность.
Преимущество квотной выборки заключается в том, что она повышает качество исследования и достоверность полученных в ходе него результатов. Сделать грамотную квотную выборку довольно сложно, потому что необходимо выбрать 1-2 главных признака, а приходится иметь дело с целым рядом характеристик. Например,пол, возраст, образование, семейное положение, сфера деятельности, месячный доход. В этом случае главными для проведения квотной выборки будут те признаки, которые непосредственно связаны с темой исследования. Если анализируется отношение людей с высшим образованием к политике организации, основополагающими будут первые три признака (пол, возраст, образование).
Успеху проведения квотной выборки должны сопутствовать следующие условия:
— Необходимы надежные статистические данные для расчета квот.
— Квотирование должно охватывать наиболее значимые для темы исследования признаки.
— Квотообразующие признаки не должны дублировать друг друга.
Источник: studfile.net