Методика ППФП в главном базируется на последовательном воплощении общепедагогических принципов и основополагающих принципов методики физического воспитания, которые конкретизируются применительно к особенностям ее содержания и построения в реальных условиях профессионального образования и жизнедеятельности.
Важнейшее значение для рационального построения ППФП в целом имеет, как уже подчеркивалось, обеспечение органической взаимосвязи, единства общей и специальной физической подготовки. Воплощение принципа единства общей и профессионально-прикладной физической подготовки предполагает вместе с тем определенное профилирование общей физической подготовки применительно к особенностям профессии как в период овладения ею, так и в годы последующей профессионально-трудовой деятельности. В зависимости от ее специфики в этой связи целесообразно:
-усиливать те из компонентов общей физической подготовки, которые более других содействуют развитию профессионально важных физических и связанных с ними способностей (по механизму положительного переноса тренированности), соответственно перераспределяя время и усилия, затрачиваемые в различных ее разделах;
Лафхаки для студентов медиков | 1 курс | Как лучше учить анатомию | 5 советов
-в период становления профессиональных двигательных навыков избегать в процессе общей физической подготовки тех упражнений, которые могут негативно повлиять на формирование данных навыков; для этого надо, конечно, отчетливо представлять закономерности положительного и отрицательного переноса навыков, чтобы использовать эффект положительного переноса и не вызвать отрицательного;
-включать в общую физическую подготовку в достаточном объеме тренирующие нагрузки, противодействующие неблагоприятному влиянию на здоровье и дееспособность профессиональной гиподинамии (особенно когда профессиональная деятельность отличается крайне низким уровнем двигательной активности), а также избирательно направленные комплексы физических упражнений для профилактики и коррекции отдельных отклонений в физическом состоянии и развитии организма, вероятных при хроническом воздействии неблагоприятных факторов и условий профессиональной деятельности.
Одна из основных проблем методики ППФП вытекает из необходимости обеспечить адекватное и систематическое моделирование требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к функциональным возможностям организма, с постепенным превышением уровня этих требований. Здесь есть свое противоречие. Ясно, что вполне точно и полно воспроизвести эти требования можно лишь путем выполнения трудовых действий в режиме и условиях, характерных для профессионального труда, но если сам по себе он предъявляет сравнительно невысокие по интенсивности и узкие требования к физической дееспособности (что, как уже отмечалось, характерно для многих видов современного профессионального труда), то точное моделирование их в процессе ППФП не позволит обеспечить необходимую действенность модельных упражнений как факторов увеличения функциональных возможностей. Именно поэтому моделирование требований профессиональной деятельности при построении ППФП оправдано постольку, поскольку оно обеспечивает эффективность используемых средств подготовки и должно происходить с определенными вариациями, способствующими не только адаптации к профессиональному труду, но и увеличению его результативности.
Быстрый курс: экономики за 30 минут
В общем виде система занятий по ППФП при их организации в официальном порядке регламентируется унифицированными программами, разрабатываемыми обычно для групп родственных профессий или отдельных профессий. Основными формами занятий при этом служат, как правило, урочные формы, имеющие типичную в физическом воспитании структуру, варьируемую в зависимости от особенностей содержания и условий построения занятий.
Нередко, особенно в рамках обязательного курса физического воспитания в специальных учебных заведениях, урочные занятия, включающие материал ППФП, являются комбинированными. Профессионально-прикладные упражнения в них выполняются наряду с упражнениями, используемыми в качестве средств общей физической подготовки, что, кроме прочего, обусловлено дефицитом учебного времени.
В таких случаях рациональная компоновка различных слагаемых занятия определяется по правилам построения комплексного урока. При большой трудоемкости решаемых задач по формированию сложных профессионально-прикладных двигательных навыков или избирательному массированному воздействию на развитие профессионально важных физических способностей предпочтительно не только отдельные занятия, но и серии их строить как однопредметные — сконцентрированные в основной части преимущественно на реализации одной из таких задач. Соотношение однопредметных и комбинированных занятий по курсу физического воспитания, включающему материал ППФП, зависит во многом от общего бюджета времени, выделяемого на курс в целом, и сложности решаемых задач. Чем больше время и чем сложнее задачи, тем чаще следует практиковать однопредметные занятия; если же бюджет времени мал, целесообразно при одинаковых прочих условиях большую часть занятий делать комбинированными.
В качестве одной из эффективных форм организации и интенсификации занятий по ППФП практикуют соревнования в профессионально-прикладных упражнениях. Соревновательные формы занятий наиболее широко представлены, естественно, в случае углубленной специализации в избранном профессионально-прикладном виде спорта. Система занятий при этом приобретает характер специализированной спортивной тренировки и регулярного участия в состязаниях, что выдвигает особую проблему рационального сбалансирования спортивной, профессионально-образовательной и трудовой деятельности. Для спортсменов, не переходящих в сферу спорта высших достижений, приоритетными должны быть, конечно, не собственно-спортивные интересы.
Немаловажную роль в осуществлении ППФП могут играть и не сводимые к спортивным самодеятельные физкультурные занятия, включающие профессионально-прикладные упражнения наряду с другими средствами физического самовоспитания в режиме повседневного быта и удлиненного активного отдыха (в частности, в форме ежедневной индивидуальной зарядки, физкультурно-кондиционной тренировки, туристских походов). Понятно, что фактический вклад таких занятий в ППФП особенно зависит от степени приобщенности к физической культуре, понимания сути ППФП и методической подготовленности к самостоятельному использованию ее средств и методов. Для реализации некоторых задач, преследуемых в ППФП, могут быть использованы, кроме указанных, и малые формы занятий, практикуемые в рамках производственной физической культуры. Хотя возможности их в этом отношении сравнительно узки, не следует пренебрегать ими, в частности при решении задач, предусматривающих выработку умения самостоятельно целесообразно регулировать оперативную работоспособность в процессе трудовой деятельности, и задач по предупреждению регресса достигнутой в результате ППФП специфической тренированности.
2 Характеристика ФВ студентов в ВУЗах
В вузах контингент обучающихся относится к юношескому и молодежному возрастам (молодежный возраст – 19-28 лет). Одной из особенностей вузовского периода жизни студентов и студенток является то, что в соответствии с биологическими закономерностями в это время завершается становление форм и функций организма. Посуществу, это последний период в индивидуальной жизни человека, когда можно с помощью физических упражнений наиболее эффективно влиять на их улучшение. Оптимизация физического развития студентов должна быть направлена на повышение у них уровня отстающих физических качеств и морфофункциональных показателей. Поэтому правильно организованные занятия физическими упражнениями (как под руководством преподавателя, так и самостоятельные) принесут наибольшую пользу.
Цель физического воспитания в вузе – формирование физической культуры личности.
Задачи физического воспитания:
1 Понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности.
2 Знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни.
3 Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физического самосовершенствования и самовоспитания, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
4 Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре.
5 Обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии.
6 Приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
Студенческий возраст – период активного формирования личности. Студентам (как и молодежи в целом) свойственны максимализм суждений, нетерпимость к мнению других, стремление к радикальным действиям, эмоциональные перегрузки, особенно в период сессий. Серьезную озабоченность вызывает состояние психического и физического благополучия студентов, что рассматривается как один из факторов риска отклоняющегося от социальных норм (девиантного) поведения учащейся молодежи. Во многом стиль жизни, мышление молодых людей определяются наличием своей субкультуры, которая формирует нормы, ценности, образцы поведения, зачастую отличные от социальных норм. Стремительный рост зависимых форм поведения молодежи (алкоголизм, наркомания, игромания и т.д.) не только разрушает здоровье будущих специалистов, но и представляет угрозу национальной безопасности России.
В настоящее время в студенческой среде нефизкультурных вузов России преобладает низко мотивационное отношение к занятиям физическими упражнениями. Авторы ряда работ предлагают изменить данную ситуацию через:
-усиление социально значимой мотивации интереса;
-повышение качества учебного процесса;
-дальнейшее улучшение условий занятий по физическому воспитанию;
-сообщение студентам большего объема специальных знаний и формирования на этой основе осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом;
-установление взаимосвязи интереса к физической культуре и спорту с другими интересами студентов (к профессии, искусству и пр.);
-учет желаний и склонностей студентов при распределении их по учебным отделениям и видам спорта.
Методические особенности ФВ студентов
Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие принципиальные положения [2].
1 Занятия физическими упражнениями (обязательные и самостоятельные), как правило, должны содержать в первой половине каждого семестра 70-75% упражнений, направленных на развитие скоростных способностей, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости. Интенсивность нагрузки у студентов по ЧСС может доходить до 160-170 уд./мин.
Во второй половине каждого семестра примерно 70-75% применяемых средств необходимо использовать для воспитания силы, общей и силовой выносливости. Причем интенсивность в этот период несколько снижается (ЧСС доходит до 150 уд./мин.).
2 На занятиях физического воспитания, проводимых как первая пара, целесообразно использовать нагрузки малой интенсивности (ЧСС = 110-130 уд./мин.) или средней интенсивности (ЧСС в диапазоне 130-150 уд./мин). Оптимальная моторная плотность находится в пределах 50-60%.
В случае, когда занятие физического воспитания проводится на 3-4-й паре, ЧСС не должна превышать 150-160 уд./мин. Большие нагрузки для групп с невысокой физической подготовленностью планировать нецелесообразно.
3 Проведение физкультурных занятий 2 раза в неделю с малотренированными студентами и нагрузками большой интенсивности существенно снижает умственную деятельность в течение учебной недели. Поэтому важно учитывать уровень физической подготовленности при планировании физических нагрузок, чтобы не привести к снижению умственной активности.
5 В период экзаменационной сессии занятия желательно проводить не более 2 раз в неделю на свежем воздухе с интенсивностью, сниженной до 60—70% от обычного уровня. Целесообразно использовать упражнения циклического характера (плавание, лыжи, бег).
В рамках учебной недели с целью обеспечения устойчивой умственной работоспособности рекомендуется следующая исходно-ориентировочная схема планирования занятий по физическому воспитанию:
-понедельник — занятия физическими упражнениями с целью активизации психофизического состояния организма студента;
-среда — занятия физическими упражнениями для поддержания работоспособности;
-пятница (или суббота) — занятия физическими упражнениями с целью снятия недельного кумулятивного утомления.
Следует отметить, что только систематическое использование разнообразных средств физического воспитания создает объективные условия для оптимального проявления умственной работоспособности.
Физическое воспитание студентов включает в себя следующие основные направления: общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, лечебное.
Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовку студентов и поддержание ее на уровне требований государственной программы физического воспитания. Средства: общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм и др.
Спортивное направление обеспечивает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в отделениях спортивного совершенствования (секциях), а также участие в спортивных соревнованиях с целью повышения уровня спортивного мастерства.
Профессионально-прикладное направление способствует использованию средств физического воспитания в системе научной организации труда, а также при подготовке к работе по избранной специальности с учетом ее особенностей.
Гигиеническое направление предусматривает использование средств физического воспитания для восстановления работоспособности и укрепления здоровья. Средства: утренняя гигиеническая гимнастика, закаливание, рациональный режим учебы и отдыха, питание в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительные прогулки и др.
Оздоровительно-рекреативное направление предусматривает использование средств физического воспитания при организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул для укрепления здоровья. Средства: туристские походы, экскурсии, подвижные игры и др.
Лечебное направление обеспечивает восстановление здоровья в целом или отдельных функций организма, сниженных либо утраченных в результате заболеваний, травм.
Формы организации ФВ студентов
-ФУ в режиме учебного дня (ФМ; ФП; микросеансы; утренняя и вводная гимнастика).
-Организованные занятия (по расписанию).
-Самостоятельные занятия (самодеятельная форма).
-Физкультурно-массовые (спортивно-массовые) мероприятия.
-Занятия в оздоровительных лагерях (на сборах, в период каникул– походы).
Во всех ВУЗах предусмотрено изучение дисциплины «ФК» в объеме не менее 2 зачетных единиц. В каждом вузе разработана рабочая программа по данной дисциплине. Вместе с тем, государством не разработана единая модель организации учебного предмета «ФК», что, с одной стороны, дает свободу варьирования базовых и специальных средств ФВ, с другой стороны, не обеспечивает преемственность внутри высших учебных заведений и системы «СОШ-СПО -ВУЗ».
Дата: 2019-02-19, просмотров: 320.
Источник: findout.su
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 0.61 Mb.
ОЛ – это основной тип внешкольных воспитатель- оздоровительных учреждений, организовывать отдых школьников в период летних каникул.
Физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях. Задачами направленного использования ФК в лагере явл. орг-ция активного отдыха, физ-я подготовка школьников, укрепление их здоровья. Основные формы: утренняя гигиен-я гим-ка; физкультурно-оздоров-е мероприятия (прогулки, водные и воздушные процедуры); занятия в общелагерных спорт-х секциях, сорев-я и спартакиады.
Работа по ФВ в ОЛ должна быть своевременно и чётко спланирована. Для этого в каждом ОЛ задолго до открытия 1 смены должен быть составлен перспективный план с учётом количества отдыхающих, наличие спортивной базы, уровня подготовленности пед. кадров и традиций лагеря.
План разрабатывает физ. руководитель, инструктор по плаванию при участии начальника лагеря, врача и старшего вожатого. План составляется на лето. Кроме того, на каждую смену составляется календарь спортивно-массовых мероприятий.
В каждую смену проводятся: спартакиада, первенство по л/а, футболу, волейболу, н/т, бадминтону, плаванию, так же проводится тур. поход, массовые кроссы, 1 спорт. праздник посвященный открытию или закрытию смены, тур. слёт, праздник «Нептуна», и т.д. Сборные команды ОЛ принимают участие в межлагерных спорт. мероприятиях. 3-4 раза в смену проводится конкурс на лучшее проведение утренней гим-ки. Ход и итоги физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий находят своё отражение на стендах.
Все мероприятия по ФВ проходят под присмотром мед. работника.
К наиболее распространенным формам ФВ детей школьного возраста в семье относятся:
1.утренняя гигиеническая гим. (зарядка);
2.физкультурные минутки (пауза) во время выполнения дом. заданий;
3.индивидуальные занятия различными физ. упр. в дом. условиях: силовая (атлетическая) гим.; оздоровительная аэробика (танцевальная аэробика, шейпинг);
4.активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков время. Вкл. в себя прогулки, катание на велосипеде, купание и др.Суммарное время его продолжит. в режиме дня до 3 ч.
5.участие совместно с родителями в различных соревнованиях- конкурсах (типа «Мама, папа, я – спорт. семья) и викторинах;
6.семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные) в выходные дни совместно с родителями;
7.закаливающие процедуры, применяются после зарядки.
ФВ детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, непосредственного участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы ЗОЖ; приобщать их к систематическим занятиям физ-ми упр-ми и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной фк; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.
ФВ ССУЗов осуществляется по расписанию учебного дня и внеурочное время в соответствии с программой. Задачи ФВ:
1. Формирование ЗОЖ;
2. Обучение прикладным двигательным умениям и навыкам, необходимых при прохождении военной службы;
3. Всестороннее развитие физ. качеств, обеспечив высокую работоспособность уч-ся;
4. Совершенствование в избранном виде спорта.
Средства ФВ : физ-е упр-я, оздоров-е силы природы и гигиенич-е силы природы.
ФВ в режиме уч-й работы осуществляется в следующих формах:
1) Учебные занятия, предусмотренные уч. планом и расписанием;
2) Факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлением к учебным занятиям.
Основные разделы программы ФВ:
1. Уроки ФК (гим-ка, л/а, с/и, п/и, ППФП-(содержит материал , способст-ю развитию физ-х качеств и психофизиолог-х функций, необходимых в конкретной трудовой деят-ти, формир-е двиг-х умений и навыков прикладной направленности), плавание, единоборства, элементы худож-й гим-ки, факультативные и допол-е занятия по ФК);
2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (вводная гим-ка(5-7 мин), физкультпауза(3-5 мин), ФУ на больших переменах);
3. ФК во внеурочное время (утрен. зарядка, занятие в секциях ОФП, занятия в спорт. секциях, самост. занятия ФУ);
4. Массовые спортивные и турист. мероприятия (дни здоровья, соревнования по видам спорта, туризм).
Целью ФВ студентов явл. формирование физ. культуры личности. Задачи:
1) укрепление здоровья средствами ФК, формирование потребности в поддержании высокого уровня физ-й и умственной работоспособности, самоорганизации ЗОЖ;
2) освоение студентами теорет-х знаний, спортивно-прикладных умений и навыков;
3) повышение уровня физ-й подготовленности;
4) совершенствование психомоторных способностей, обеспечивающих высокую производительность профессионально-технических действий;
5) создание у студентов системного комплекса знаний, теоретических основ и практических навыков для реализации их потребности в двиг-й активности и физ. совершенствовании на производстве, в быту, семье и рациональной организации свободного времени;
6) создание условий для полной реализации творческих способностей студента;
7) нравственное, эстетическое, духовное и физ-е развитие студентов в ходе уч. процесса.
Программа ФВ студентов (разделы):
1) Теоретический раздел: предусматривает овладение студентами системой научно-практических и спец-х знаний.
2) Практический раздел: направлен на повышение уровня функц-х и двигат-х способностей по формированию необходимых физ-х качеств, на овладение методами и средствами физкультурно-спорт-й деят-ти.
3) Контрольный раздел: контрольные занятия обесп-ют оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теорет-х, практич-х и методич-х знаний и умений, о состоянии физ-гшо развития, физ-кой подгот-ти.
ФВ студентов в режиме учебной работы осущ-ся в след. формах :
1.Учебные занятия, предусм. уч. планом и расписанием вуза. Выделяют теоретические и практические.
2.Факультативные зан., явл. продолжением и добавлением у уч. занятиям.
ФВ во внеурочное время: 1)Физ-е упр-я в режиме учебного дня; 2) Организов-е занятия в спорт. секциях; 3) Самостоятельные занятия; 4) Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в выходные дни в течение уч. года и в каникулярное время.
Основные направления работы по ФВ в вузе : общеподготов-ное, спортивное, профес-но-прикладное, гигиеническое, оздоровительно-реакреативное, лечебное.
66.Физ-но-оздоров-я и спортивная работа со студентами во внеурочное время.
ФВ студентов во внеурочное время проводится в следующих формах:
1.Физ-е упр-я в режиме учебного дня: утренняя гим-ка, вводная гим-ка, физкультурные паузы;
2.Организованные занятия студентов во внеурочное время в спортивных секциях, в группах ОФП, аэробики, шейпинга;
3.Самостоятельные занятия студентов физ-е упр-я в свободное от учёбы время: а) на основе полной добровольности и инициативы (по желанию); б) по заданию препод. (дом. задания);
4.Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в выходные дни в течение уч. года и в каникулярное время (спортивные вечера, спартакиады, соревнования различного уровня, туристические походы);
5.Занятия в оздоровительно-спортивных лагерях в период зимних и летних каникул, обеспеч-е восстановительно-оздор-й, закаливающий и развивающий эффекты. В условиях лагеря реализуются многие формы физ-й активности студентов: утренняя гим-ка, обучение плаванию, тренировочные занятия по различным видам спорта, туристические походы и др.
Цель физического воспитания взрослого населения — содействовать повышению производительности труда на базе укрепления здоровья и всестороннего гармонического физического и духовного развития.
Дана цель конкретизируется следующими задачами:
1. На этапе обучения профессиям (в колледжах профессионального образования, училищах, вузах) обеспечить необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовленности к избранной трудовой деятельности (т.е. повысить уровень специфических для избранной профессии физических качеств и сформировать необходимые профессиональные двигательные умения и навыки).
2. В процессе непосредственной трудовой деятельности (т.е. в течение рабочего дня) способствовать оптимальной динамике (ускорению врабатывания, поддержанию высокой работоспособности я замедлению темпов ее снижения).
3. В после рабочее время путем специально направленного активного отдыха содействовать восстановлению работоспособности, а также устранению негативных сдвигов в физическом состоянии организма, вызванных неблагоприятными условиями труда.
Выделяют два направления физической культуры взрослого населения:
ПФК реализуется посредством следующих видов и форм:
1 Профессионально-прикладная подготовка (занятия в группах ППФП; профилированные спортивные занятия; занятия прикладными видами спорта; спортивно-прикладные соревнования).
2 Производственная гимнастика (вводная гимнастика; физкультпауза; физкультминутка; микропауза активного отдыха; профилактические приемы).
3 После трудовая реабилитация (восстановительная гимнастика; психомышечная регуляция; спортивные игры; восстановительно-профилактическая гимнастика; физические упражнения локального воздействия).
4 Профилактика профессиональных заболевания (дыхательная гимнастика; оздоровительно-профилактическая гимнастика; профилированные оздоровительные занятия; механотерапия).
Физкультурно-оздоровительный процесс на производстве организует и осуществляет инструктор по спорту.
Оздоровительно-рекреативная физическая культура (ОРФК) – это сознательно управляемый процесс развития, совершенствования и восстановления адаптационных, физических, эмоционально-духовных возможностей людей средствами физической культуры с целью их оптимального функционирования в бытовой и досуговой сферах жизнедеятельности
ОРФК реализуется посредством следующих видов и форм:
1 Спорт для здоровья (циклические виды; ациклические виды; оздоровительные ходьба (терренкур) и бег; восточные единоборства).
2 Физкультурно-оздоровительные системы (К. Купера; П. Иванова; Л. Стрельниковой; К. Динейки).
3 Популярные физкультурно-оздоровительные системы (аэробика; ритмическая гимнастика; аквааэробика; шейпинг; калланетика; атлетическая гимнастика).
4 Массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия (спартакиады; соревнования по видам спорта; дни спорта и здоровья; физкультурно-оздоровительные праздники и фестивали).
Контроль за здоровьем и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениями. При занятиях физическими упражнениями очень важно контролировать состояние здоровья, физическое развитие и физическую подготовленность занимающихся.
Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту сердечных сокращений в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки — за X. Например, пульс до нагрузки за 10 с был равен 12 ударам (100%), а после выполнения нагрузки за 10 с на 1-й минуте восстановления — 20 ударам. Сопоставляется пропорция и рассчитывается процент учащения пульса Х по формуле Х=(20-12)100% / 12 =67%
Расчеты показывают, что пульс после нагрузки участился на 67%. О приспособлении организма к нагрузкам (ходьбе, бегу , плаванию и др.) судят по реакции восстановления пульса за 3 мин. Для этого рассчитывают коэффициент восстановления пульса КВП по формулеЧСС ( через 3 мин после нагрузки ) х 100% ЧСС (сразу после нагрузки )
Если КВП менее 30%, то это свидетельствует о хорошей реакции восстановления организма после нагрузки, о хорошем приспособлении к ней.
Наиболее удобная форма самоконтроля при занятиях физическими упражнениями — это ведение специального дневника, в котором фиксируются следующие показатели: самочувствие, сон, аппетит,.
Источник: topuch.com
Презентация на тему Физическое воспитание студентов
- Главная
- Спорт
- Физическое воспитание студентов
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Лекция 15
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ
Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ
Возрастные особенности студентов.
Цель и задачи ФВ
студентов в средних специальных и высших учебных
Слайд 3ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17в 1994 г. «Физическая культура» объявлена обязательной
дисциплиной гуманитарного образовательного цикла профессионального образования
дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста,
Воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности.
Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка и формируемая в ее процессе личностная культура студента определяют свойства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.
Повышение уровня физического состояния.
Слайд 18ЦЕЛЬ
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
БУДУЩЕГО КВАЛИФИЦИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
Слайд 19ЗАДАЧИ:
Понимание роли ФК в развитии личности в
подготовке её к профессиональной деятельности.
Освоение научно-практических основ
ФК и ЗОЖ.
Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к ФК, потребности в регулярных занятиях ФУ.
Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей.
Обеспечение ППФП студентов к будущей профессии.
Приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения профессионально значимых целей.
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22Правовая база:
Законы «О ФКиС», «Об образовании».
Приказ
Минобразования РФ №1025 «Об организации процесса ФВ
в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования»
Инструкции по организации и содержанию работы кафедр ФВ вузов (утв. Приказом Госкомитета РФ по высшему образованию №777 от 1994г.)
Госстандарт.
Учебные программы по ФК для ПТУ, ССУЗов, ВУЗов (включают федеральный и региональный компоненты).
Рабочие программы кафедр.
Слайд 23Основы организации ФВ студентов
ФК – дисциплина цикла
общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Госстандарта. Гуманитарные
знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности.
Всего на ФК выделено 408 часов: на 1 и 2 курсах обучения – 4 часа в неделю, на 3 и 4 курсах – 2 часа.
По ФК студенты сдают дифференцированный зачет.
Для проведения занятий по физическому воспитанию все студенты в каждом вузе распределяются по учебным отделениям: основное, специальное и спортивное.
Слайд 24Спортивное учебное отделение
Студенты основной медицинской группы, показавшие
хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и
желание углубленно заниматься и совершенствовать свое мастерство в одном из видов спорта.
Занятия строятся на основе соблюдения принципов спортивной тренировки (цикличность, волнообразность, единство общей и специальной подготовки и др.).
Студенты спортивного отделения выполняют обязательные зачетные требования и нормативы, установленные для основного отделения и в те же сроки.
Учебный процесс по физическому воспитанию студентов включает в себя два взаимосвязанных содержательных компонента:
1) базовые занятия физической культурой, обеспечивающие формирование основ физической культуры личности;
2) спортивный компонент, дополняющий базовый и включающий занятия в избранном виде спорта, учитывая индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности.
Слайд 25Основное учебное отделение
Студенты, отнесенные по результатам медицинского
обследования к основной и подготовительной медицинским группам,
т.е. не имеющие отклонений в состоянии здоровья, но физически слабо подготовленные.
В основном отделении учебный процесс направлен на:
— всестороннее физическое развитие студентов, повышение уровня их общей физической, профессионально-прикладной и методико-практической подготовленности;
— формирование активного отношения и интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Слайд 26
Занятия имеют заметно выраженную комплексную направленность по
типу ОФП, с акцентом на воспитание аэробной
выносливости, так как именно она обеспечивает повышение общей физической работоспособности и деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Должное внимание уделяется воспитанию силовых и координационных способностей, обучению технике движений в рамках как общей, так и профессионально-прикладной направленности.
Методика занятий носит преимущественно учебно-тренировочный характер.
Моторная плотность не опускается ниже 50%, интенсивность нагрузки по ЧСС колеблется в пределах 130 — 160 уд./мин.
Основное учебное отделение
Слайд 27Специальное учебное отделение
Студенты, отнесенные по данным медицинского
обследования в специальную группу, т.е. имеющие определенные
отклонения в состоянии здоровья. Практический материал для специального учебного отделения разрабатывается преподавателями с учетом показаний и противопоказаний для каждого студента, имеет корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность использования средств физического воспитания.
Учебный процесс в специальном медицинском отделении имеет определенную специфику и преимущественно направлен на:
— укрепление здоровья студентов, устранение функциональных отклонений, недостатков в физическом развитии и физической подготовленности на протяжении всего периода обучения;
— использование студентами знаний о характере и течении своего заболевания, самостоятельное составление и выполнение комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику болезни;
— приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания.
Согласно научно обоснованным рекомендациям студенты специального отделения в зависимости от характера заболевания делятся на четыре группы: А, Б, В и лечебную.
Слайд 28Дневник самоконтроля
Самочувствие
Настроение
Аппетит
Сон
Работоспособность
Желание заниматься физическими упражнениями
Болевые ощущения
Пульс
Дыхание
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)
Артериальное давление
Масса тела (вес)
Функциональные пробы
Контрольные упражнения (тесты)
Слайд 29Программа по ФВ студентов содержит три основных
раздела: теоретический, практический, контрольный.
Слайд 30Теоретический раздел
Материал раздела предусматривает овладение студентами системой
научно-практических и специальных знаний:
для понимания природных и
социальных процессов функционирования ФК общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития,
для совершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.
Теоретический раздел формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре.
Знания сообщаются преподавателями кафедры физического воспитания в форме поточных лекций в объеме 26 ч.
Слайд 31Лекционный курс читается по следующим темам:
«Физическая культура
в общекультурной и профессиональной подготовке студентов»,
«Социально-биологические
основы физической культуры»,
«Основы здорового образа жизни студента»,
«Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности»,
«Общая и спортивная подготовка в системе физического воспитания»,
«Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями»,
«Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или оздоровительных систем физических упражнений»,
«Особенности занятий избранным видом спорта или оздоровительной системой физических упражнений»,
«Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом»,
«Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов».
Слайд 32Кроме этого студенты получают и углубляют знания
на практических занятиях и путем самостоятельного изучения
рекомендуемой литературы.
Слайд 33Практический раздел
Учебный материал данного раздела направлен:
на повышение
уровня функциональных и двигательных способностей,
на формирование
необходимых качеств и свойств личности,
на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности,
на приобретение в ней личного опыта обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта.
Реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах (12 — 15 чел.).
Слайд 34Программой предусматривается следующий перечень обязательных методико-практических занятий
(36 ч), связанных с лекционным курсом:
— методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, бег, передвижения на лыжах, плавание);
— простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции;
— методика составления индивидуальных программ физического воспитания и занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулки и т.д.);
— основы методики самомассажа;
— методика корригирующей гимнастики для глаз;
— методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, гигиенической или тренировочной направленности;
— методы оценки и коррекции осанки и телосложения;
— методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, программы, формулы и др.);
— методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы);
— методика проведения учебно-тренировочного занятия;
— методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания);
— методика индивидуального подхода и применения средств для направленного развития отдельных физических качеств;
— основы методики организации судейства соревнований по избранному виду спорта;
— методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом;
— средства и методы мышечной релаксации в спорте;
— методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки;
— методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.
Слайд 35Учебно-тренировочные занятия направлены на:
приобретение опыта творческой
практической деятельности,
достижение высоких результатов в избранном виде
спорта,
развитие самодеятельности в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей,
направленного формирования качеств и свойств личности.
Слайд 36Средствами практического раздела являются:
отдельные виды легкой атлетики
(в основном
беговые и прыжковые),
плавание,
спортивные игры,
лыжные гонки,
туризм,
упражнения ППФП,
упражнения силовой направленности.
Источник: thepresentation.ru