«Курс Неру» предполагал «смешанную экономику» — параллельное развитие частного и гос сектора, внесение элемента гос планирования; импортозамещающая индустриализация при форсировании гос. капитализма; развитие форм гос контроля, поддержка мелкого предпринимательства; в собственность государства отошли все предприятия, принадлежавшие колониальным властям; национализация банков, ж/д, крупных ирригационных сооружений, военных заводов
Политика в отношении ин компаний: протекционизм, создание благоприятных условий для развития индийской национальной экономики; потребность во внешних инвестициях, направляемых в тяжпром. Развитие госсектора и строительство тяжпрома – основа эк независимости и политической самостоятельности Индии. Негативные явления процесса: рост бюрократии, невыполнение пятилетних планов, нехватка средств на решение социальных проблем.
Внутренняя политика:
- Административно-терр реформа (1956 – Закон о реорганизации штатов): создание 19 штатов и союзн территорий, границы к-рых более-менее совпадали с этнолингвистическими. Реорганизация отдельных штатов проводилась в теч 60-70х, но к стабильности это так и не привело.
- Аграрная реформа – заминдары (помещики) лишены ф-ции сбора налогов, у них отчуждалась за выкуп часть земли. Арендаторы получили право выкупа обрабатываемых ими земель. Законодательная гарантия защиты прав землепользователей: ограничение ставок арендной платы, установление «потолка» для площади индивидуальных землевладений. С 1953: реализация программы общинного развития, ставившая задачу организации сети учреждений по распространению в деревне передового с/х опыта; создание на селе кооперативных объединений. Минусы: Законы об аграрной реформе, получившие одобрение в штатах, содержали значительные пробелы, позволявшие, с одной стороны, сгонять арендаторов с земли, а с другой – обходить положение о верхнем пределе площади землевладений; для большинства арендаторов выкупные платежи были очень большими. Проблема крестьянского безземелья не была решена.
По инициативе Неру была принята концепция «индийского социализма», строившегося на принципах «социального компромисса». Составной его частью был этатизм (ведущая роль гос-ва в экономике – в 17 ведущих (в том числе оборонных) отраслях допускалась только гос собственность).
Джавахарлал Неру и Индира Ганди. Два лидера, две концепции
Предполагалось отменить кастовые ограничения, упразднить неприкасаемость, ввести равноправие полов и т.д. На практике «конгрессистский социализм» не означал ни ликвидации частной собственности, ни основанной на ней системы эксплуатации. В то же время он содержал установку на преимущественное развитие гос сектора, развитие различных форм государственного контроля и регулирование частного сектора, поддержку мелкого предпринимательства в различных сферах народного хозяйства, проведение антиимпериалистических и антифеодальных социально-экономических преобразований. Неру взял курс на планы пятилетнего развития (по образу СССР), но: медленное развертывание преобразований обусловило хроническую нехватку аграрной продукции, повышение цен на продовольствие и сокращение государственных субсидий. В начале 1960-х годов углубился финансовый кризис.
Джавахарлал Неру.Первый премьер-министр Индии
Внешняя политика: Дж. Неру провозгласил принцип «Панча шила» – пять принципов мирного сосуществования различных социальных систем(1954 г): 1) взаимное уважение терр целостности и суверенитета; 2) ненападение; 3) невмешательство во внутренние дела друг друга; 4) равенство и взаимная выгода; 5) мирное сосуществование.
Неру старался держаться нейтрального курса (неприсоединение к военным блокам, развитие дружественных отношений с СССР), но в некоторых ситуациях был вынужден склониться к одному из полюсов (напр. во время конфликта с Китаем 1962 г.). Авторитет Неру пошатнулся после этого инцидента. Политическая оппозиция стала выступать против «курса Неру». Премьер-министру удалось вывести из правительства несколько министров, недовольных политикой его кабинета, и продержаться у власти еще некоторое время.
*С середины 80х г – постепенный отход от «курса Неру»: развитие производства на экспорт, абсорбирование технологий, ликвидация нерентабельных предприятий, развитие свободной рыночной конъюнктуры, приток иностранного, в т.ч. и частного, капитала прежде всего в электронную промышленность. Можно сказать, что в несколько деформированном варианте «курс Неру» осуществлялся до 1991 г, когда индийский парламент принял решение о снижении роли гос-ва в экономике.*
Результаты «курса Неру» можно считать неоднозначными. С одной стороны, он провел глубокие политические и социальные реформы, которые заложили фундамент для нового витка развития страны, но, с другой стороны, последний период его правления и неудачная экономическая политика ввергли страну в кризис, негативно повлиявший на ее развитие в последующие годы.
Источник: studfile.net
Правительство Джавахарлала Неру (1950 – 1964)
Демократия. Политическая система организована по британскому образцу. Конституция гарантирует основные права и свободы граждан. На практике стоит признать, что индийская демократия далека от идеала.
Индустриализация. В 1950 г. при правительстве была образована Плановая комиссия, которую возглавил Дж. Неру (пятилетние планы экономического развития — курс на преимущественное развитие госсектора в области промышленности и инфраструктуры, контрольные задания по основным видам промышленной и с/х продукции и пр.). Если первый пятилетний план в значительной степени был направлен на проведение подготовительных мер к перестройке промышленности, то второй (1956/57 — 1960/61 гг.) и третий (1961/62-1965/66 гг.) пятилетки содержали развернутую программу индустриализации страны путем преимущественного развития госсектора.
Смешанная экономика как путь к социализму. Существование государственного и частного сектора, государственное регулирование частного сектора, есть государственные фирмы, работающие автономно, приблизительно по законам рыночной экономики.
Пятилетние планы. Плановая комиссия. Приоритет — тяжелая промышленность. Импортозамещение – могло восприниматься как продолжение политики свадеши. Запрет многих статей импорта, высокие пошлины на другие товары.
Валютное регулирование (завышенный курс рупии) для сокращения притока иностранного капитала.
Аграрная реформа. Отмена института посредников – заминдары (они собирали налог с арендаторов и передавали в казну). Теперь все арендаторы стали собственниками. Но Юг реформа почти не затронула.
Законы о «потолке» землевладения. Начало разработки законов – середина 50-х – середина 60-х гг., но предлагавшиеся тогда максимальные размеры земельных владений были слишком велики и не позволяли действительно ограничить крупное землевладение. Практически стали проводиться уже после смерти Неру.
Секуляризм. Провозгласив секуляризм, Неру считал, что индустриализация, распространение образования подорвут позиции религии. Развитие науки и техники само по себе приведет к ослаблению коммунализма, секуляризм станет нормой политической жизни общества. Но до сих пор этого не произошло. Достаточно популярной является формула: «индуизм – это и есть секуляризм в Индии».
Федерализм. Реорганизация штатов (административная реформа 1956г). Создание лингвистических штатов.
Внешняя политика
Неру придерживался во внешней политике умеренного нейтралистского курса.
1955 – Бандунгская конференция. Индия – инициатор создания Движения Неприсоединения. Приверженность принципам мирного сосуществования – Панча Шила.
Сложные отношения с Китаем. Установление дипломатических отношений в 1949 г. 1954 – Соглашение о торговле и связях с Тибетским районом Китая. Но в 1959 осложняются отношения из-за восстания в Тибете, Далай Лама сбегает в Индию. Осень 1962 – пограничный конфликт между Индией и Китаем. Спорные районы: индийский штат Аруначал-прадеш и район Аксай Чин в Кашмире.
Сейчас между Индией и Китаем нет юридически признанной границы – это линия фактического контроля. Индия признает Линию Мак-Магона, а Китай – нет. Линия Мак-Магона была установлена в 1914 по договору между британским правительством и Тибетом. По Линии Мак-Магона Аксай Чин принадлежит Индии, но сейчас он контролируется китайскими войсками.
Сложные отношения с Пакистаном.
1948-49 – первая индо-пакистанская война (из-за Кашмира: к кому он присоединится?)
Май 1950 – Пакт Неру-Лиакат Али Хана (премьер Пакистана). Решается проблема беженцев и национальных меньшинств.
1965 – вторая индо-пакистанская война. Завершается подписанием Ташкентской Декларации в январе 1966 при посредничестве СССР.
Политика правительства Индиры Ганди в 1965-1975
январь 1966 – избрание Индиры (до нее 2 года был Лал Бахадур Шастри).
-изменение экономической политики. Девальвация рупии на 57%, т.е. попытка защитить внутренний рынок экономическими мерами. Намерение отказаться от импортозамещения. Приоритет развитию с/х и промышленности, обслуживающей с/х.
Индира даже хотела пересмотреть курс Неру и приступить к экономическим реформам. Но вскоре свернула «на дорогу» популизма. Ей постоянно приходилось бороться за личную власть, доказывать свое превосходство.
1968 – «пшеничная революция» (первые мероприятия Зеленой революции)
1966 – принято решение о национализации 14 крупных банков. М.Десаи подал в отставку. 1970-71: Масштабная национализация «всего»: металлургические заводы, 103 текстильных фабрики, 108 местных и иностранных страховых компаний. Это привело к ослаблению темпов развития частного К и снижению общих темпов развития экономики.
— Раскол Конгресса. Образование ИНК (о) или «Синдиката».
В 1970 г. Индира распустила парламент и объявила новые выборы под лозунгами борьбы с бедностью и безработицей. Это сработало.
На выборах 1971 г. ИНК получил 43,6% голосов, 2/3 мест.
События в Бангладеш. Подготовка к войне. Договор с СССР о дружбе и сотрудничестве от 9 августа 1971 г. Война с Пакистаном 3–17 декабря 1971 г. Образование Бангладеш.
Осень 1971 г. – 25-я поправка к Конституции. Правительство получило возможность национализировать частную собственность «в целях претворения в жизнь руководящих принципов политики».
70ые – «пик социализма»: наибольшее развитие командно-административной системы и наименьшие темпы роста. Негативные проявления политики национализации.
1974 – Индия проводит ядерные испытания на полигоне Покхаран в штате Раджастан. Официально заявляет, что это «взрыв в мирных целях». Военную ядерную программу Индия начала в 1964г. (в 1962 она потерпела поражение в войне с Китаем, а в 1964 Китай обрел ядерное оружие).
Нефтяной кризис. Рост цен в 1973 г. – на 19%. В 1974 – на 27%.1974 – различные забастовки и протесты. К 1975г. обстановка обостряется еще больше. 11 июня — решение Аллахабадского судьи. Лишение Индиры мандата депутата Народной палаты за использование административного ресурса в кампании 1971 г. Но Индира подала апелляцию в Верховный суд. Требования отставки Индиры.
Она провозглашает Чрезвычайное положение.
Чрезвычайное положение. 1971 – 1977.
Программа из 20 пунктов: стабилизация цен, меры по завершению аграрной реформы, введение минимума зарплаты и т.д.
В августе 1975 г. – поправки к Конституции: неподсудность Президента, премьер-министра и спикера Лок Сабхи по вопросу об их избрании. И придание этой поправке обратной силы.
Период правления Джаната Парти
Джаната Парти – коалиционная партия, побеждает на выборах в 1977.
Состоит из ИНК(о), Джана Сангх (предшественник БДП), Бхаратия Лок Дал, Социалистической партии и др.
Цели правительства Джаната Парти:
– разработать альтернативу как капитализму, так и коммунизму;
– сокращать разрыв между доходами богатых и бедных на первом этапе до 20:1, а затем до 10:1;
– выступать “против любой системы эксплуатации”;
– приоритет – сельское хозяйство и мелкая промышленность. Зарезервировать за мелкой промышленностью производство текстильных товаров, обуви, мыла;
– перестать форсировать развитие государственного сектора и крупной промышленности.
Коалиция распалась из-за внутренних противоречий.
Второе правительство Индиры Ганди – 1980-1984гг.
1980- Программа правительства
— стабилизация цен, сдерживание инфляции,
— обеспечение законности и порядка,
— приверженность принципам планирования,
— проводить программу социально-экономических преобразований из 20 пунктов, а именно
— более справедливое распределение земли,
— наделение сельхозрабочих участками под жилища,
— ликвидация долговой кабалы,
— в промышленности – увеличение выпуска продукции путем более эффективного использования производственных мощностей, совершенствования управления на государственных предприятиях и т.п.
Продолжается национализация банков. Гос-во сосредоточило в своих руках 91% всех банковских депозитов страны. Повышение лимита частных вложений в промышленность.
Источник: infopedia.su
Курс Джавахарлала Неру во внутренней и внешней политике
Еще одной мощной страной Азии является Индия. Национально-освободительное движение в этой крупнейшей английской колонии значительно усилился после второй мировой войны.
Руководили им две партии — ИНК (Индийский национальный конгресс), лидером которой был Джавахарлал Неру, и Мусульманская лига во главе с Мухаммедом Али Джинною. ИНК выступал за сохранение целостности и единства страны, а Мусульманская лига требовала создания независимого мусульманского государства Пакистан.
Англичане пытались маневрировать, искали компромиссы, чтобы как-то примирить позиции сторон.
Однако новый вице-король Индии лорд Л. Маунтбеттен после долгих консультаций с лидерами обеих ведущих партий понял, что примирение невозможно, И в июне 1947 г. появился план раздела Индии лорда Маунтбеттена, по которому страну предполагалось переделить по религиозному признаку на два государства — Индию (или Индийский Союз) и Пакистан, которые должны были войти в состав Британского содружества на правах доминионов. План лег в основу закона «О независимости Индии», принятого парламентом Великобритании. Вывод британских войск был завершен 15 августа 1947 г. На картах мира появились два новых государства — Индийский Союз (Индия) и Пакистан.
Границы между новообразованными государствами не отражали особенностей национального состава, географии и исторических традиций, что приводило к вооруженным конфликтам между Индией и Пакистаном. Первый из них возник осенью 1947 г. в княжестве Кашмир.
Магараджа (князь) Кашмира, индус по вероисповеданию, хотел присоединить княжество к Индии, а основная масса населения, мусульмане — в Пакистан. В октябре 1947 г. между Индией и Пакистаном вспыхнул вооруженный конфликт через Кашмир, что его смогли прекратить только при посредничестве ООН.
Политика противостояния повлекла переселение миллионов людей из одной страны в другую. По приблизительным подсчетам, мигрировало более 6 млн. мусульман и 4,5 млн. индусов. Около 700 тыс. человек погибло в индусско-мусульманских столкновениях.
Против индусско-мусульманской розни резко выступал Ганди. Он в очередной раз объявил голодовку в знак протеста. Но позицию Ганди не разделяли экстремисты с обеих сторон. В январе 1948 г. он был смертельно ранен во время одного из митингов. Смерть М. Ганди немного потушила страсти, заставила лидеров ЩК и Мусульманской лиги пойти на уступки.
В течение 1947-1949 гг. произошло присоединение 555 индийских княжеств (из 601) до доминиона Индия, другие вошли в состав Пакистана. Индийское правительство провело реформу княжеств, ликвидировав многие из них.
26 ноября 1949 г. было принято новую конституцию Индии. После вступления в силу конституции 26 января 1950 года страна стала полностью независимой. По государственному строю Индия — федеративная республика. Глава государства — президент, избираемый на 5 лет коллегией выборщиков.
Высший орган законодательной власти — парламент, состоящий из двух палат — Народной палаты (545 мест) и Совета штатов (250 мест). Правительство Индии — Совет министров — формируется парламентской фракцией партии, победившей на выборах Народной палаты. Фактически премьер-министры и правительство Индии сосредотачивают в своих руках значительную власть. Судебная власть существует отдельно, как третья ветвь власти.
Курс Джавахарлала Неру во внутренней и внешней политике
Первым премьер-министром независимой Индии стал Джавахарлал Неру.
С вступлением Индии на путь независимости началась новая эпоха в жизни ее народа, перед которым встала историческая задача преодоления колониального прошлого и выбора пути развития.
Курс Дж. Неру в развитии экономики предусматривал создание государственного сектора в промышленности, призванного занять мужские позиции. Государство также занималась частным капиталом, который укреплял свои позиции. Кроме того, создавался смешанный сектор, финансирование которого осуществлялось как государством, так и частными лицами (в основном это были предприятия современных отраслей экономики). Так, в промышленности было создано три сектора:
· государственный — тяжелая промышленность, энергетика, транспортные средства, связь;
· смешанный — современные отрасли экономики;
· частный — легкая и пищевая отрасли.
Индустриализация Индии совпала с началом НТР в развитых странах. За это Индии, по образным высказываниям Дж. Неру, «прежде чем научиться ходить, пришлось учиться бегать». Правительство ИНК прилагал большие усилия для создания в стране современных отраслей промышленности, что требовало огромных капиталовложений, которых хронически не хватало.
Западные страны, и прежде всего Великобритания и СНІА, предоставляли Индии свой технический опыт, кредиты, вкладывали средства в индийскую промышленность. Конкуренция на индийском рынке заставляла западных предпринимателей смягчать условия предоставления помощи. С 1955 г. начали быстрыми темпами развиваться экономические отношения между Индией и СССР. В декабре 1953 г. было подписано первое советско-индийское торговое соглашение о советскую участие в строительстве в г. Бхилаи металлургического завода мощностью 1 млн т стали в год с перспективой дальнейшего расширения завода в 2,5 раза.
За годы независимости Индия добилась больших успехов в развитии экономики. Появились новые современные отрасли промышленности — аэрокосмическая, приборостроительная, нефтехимическая и др. Индия производит электронную аппаратуру, легковые автомобили, лекарства и тому подобное.
Внешнеполитический курс ИНК в 1947-1964 гг. отличался четкостью позиций в таких основополагающих вопросах, как борьба за мир, безопасность и сотрудничество, противодействие агрессии, колониализма и расизма.
Вместе с четырьмя Другими странами Азии (Пакистан, Индонезия, Бирма, Цейлон) Индия стала инициатором созыва конференции в индонезийском г. Бандунг в апреле 1955 г., в работе которой приняли участие руководители правительств 29 государств Азии и Африки. Бандунгская конференция, на которой ведущая роль принадлежала Индии и КНР, выступила от имени большинства населения земного шара (более 1,5 млрд душ) на поддержание мира и национальной свободы.
Дж. Неру и его страна стояли у истоков движения неприсоединения. По инициативе Индии, Индонезии и Югославии в сентябре 1961 г. в Белграде состоялась 1-я конференция глав государств и правительств стран, которые не присоединились, в которой приняли участие 25 государств.
Однако серьезных осложнений претерпели в те годы отношения с Китаем. В конце 50 — начале 60-х гг. КНР предъявила претензии на некоторые районы в Гималаях, проводила шовинистическую политику в отношении народов Тибета. Это привело к бегству из Тибета «живого бога» всех буддистов далай-ламы в Индию.
Поддержка далай-ламы индийским правительством ухудшила отношения между государствами. Вспыхнул вооруженный конфликт. Китайские войска захватили часть индийской территории в Гималаях. Эти неурядицы’ пагубно повлияли на состояние здоровья Дж. Неру, и в мае 1964 г. он умер.
Со смертью Дж. Неру завершилась целая эпоха в жизни независимой Индии. В большей степени, чем кто-либо Другой, Неру был создателем политической системы страны и ее внешней политики.
Правительство И. Ганди
После смерти Дж. Неру в 1964 г. премьер-министром Индии стал Лал Бахадур Шастри. В своем первом выступлении по радио он заявил, что его правительство неуклонно будет следовать курсом Дж. Неру.
Однако в январе 1966 г. Шастри неожиданно умер от сердечного приступа. Несмотря на противодействие оппозиции во главе с М. Десаи, третьим премьер-министром независимой Индии стала Индира Ганди, дочь Дж. Неру.
Правительство И. Ганди понимал необходимость решительных социально-экономических реформ. Первая программа их осуществления предусматривала национализацию банков и системы общего страхования, постепенное передан в руки государства экспортной и Импортной торговли, организацию кооперативной торговли товарами широкого потребления в городах и сельской местности, установление ограничений на городское землевладение, скорейшее осуществление земельной реформы, отмене пенсий и привилегий князей.
Индира Ганди решительно приступила к выполнению программы действий. Однако она столкнулась с огромными трудностями как в экономической, так и в политической сфере.
Мировой энергетический кризис середины 1973 — начале 1974 гг. привела к многократному увеличению расходов на импорт нефти, за счет которой покрывались 2/3 потребностей Индии в этом виде сырья. Произошел резкий спад производства в энергетике, что, в свою очередь, негативно сказалось на промышленности. Продолжались рост цен и инфляция.
Сельскому хозяйству нанесла тяжкого бедствия страшная засуха, которая длилась четыре года подряд. Падал и без того невысокий жизненный уровень населения. Несмотря на объявленный правительством И. Ганди курс на достижение экономической самостоятельности, Индия вынуждена снова прибегнуть к солидных иностранных займов. В условиях экономического кризиса нарастало сопротивление оппозиции. В этой ситуации правительство прибегло к чрезвычайным мерам: 26 июня 1975 г. объявил чрезвычайное положение в стране.
Тем временем оппозиция консолидировала свои силы. Депутаты парламента от правых партий объединились в одну фракцию, получившую название «Джаната фронт», преобразованную затем в «Джаната парти» (Народная партия).
На выборах в парламент, которые проходили в марте 1977 г., большинство мест (270) получили представители «Джаната парти», а ИНК добыла лишь 153 места. Затем было сформировано правительство «Джаната парти» во главе с Морарджи Десаи. Закончилась 30-летняя эпоха пребывания у власти ИНК.
Поражение ИНК привела к его окончательному расколу. В начале 1978 г. И. Ганди объявила о создании новой партии, названной ее именем, — Индийский национальный конгресс (Индиры), стоявший на позициях Ганди и Дж. Неру.
Источник: poisk-ru.ru