Основные пункты каркаралинской петиции вошли в программу

В составлении и отправке петиции в Санкт-Петербург активную работу провели А. Бокейханов, А. Байтурсынов, Ж. Акбаев, Т. Нурекенов и другие.

Были составлены несколько вариантов Каркаралинской петиции, наиболее полно отражала проблемы казахов начала XX в. петиция, направленная в адрес министра внутренних дел. Её перевёл на русский язык Т.Нурекенов. Она состояла из 47 пунктов. Копии Каркаралинской петиции к царю были посланы в редакции российских газет. В петиции предлагалось решить религиозные вопросы, вопросы образования и судопроизводства, земельные вопросы.

· Вместо крестьянских начальников предлагалось ввести должность мировых посредников.

· Предлагалось обязательное участие казахов в высшем законодательном органе империи.

· Предлагалось подчинить религиозные дела мусульман Оренбургскому духовному собранию.

· Казахи требовали запретить посещение казахских аулов православными миссионерами.

· Казахи требовали наложить запрет на недостигших совершеннолетия казахов переход в другую религию.

Казахстан в период революции 1905-1907 годов

· Казахи просили о назначении сборщиков для сбора религиозных налогов для стипендии ученикам из бедных семей.

· Образование и казахский язык Предлагали обязательное преподавание в школах азов мусульманства, только затем обучение русской грамоте.

· Против обучению казахов христианству в школе.

· Перевод делопроизводства на казахский язык.

· Добиться того, чтобы начальники знали казахский язык.

· Писари, рассыльные и стражники должны быть из числа местного населения.

· Были против административной высылки степняков без суда и следствия.

· Предлагали подчинить суд биев не местным властям, а Министерству юстиции.

· Казахи предлагали изъять из ведения военных губернаторов и уездных начальников бракоразводные дела.

· Казахи в решении земельного вопроса требовали оставить в ведении хозяев зимние и летние стоянки.

· Вернуть отобранные у степняков за последних 20 лет земли.

· Допустить свободное пользование лесов, соляных и рыбных озер.

· Казахи требовали свободные земли в районе казахских кочевий передавать только мусульманам-башкирам.

· Царизм требования и предложения Каркаралинской петиции не выполнил, но допустил казахов в состав I и II Госдум России.

· Петиция в концентрированной форме выразила наиболее значительные проблемы казахов.

· Показала рост политического самосознания казахов.
Свидетельствовала о решимости народа защитить свои ущемленные права.

№35 Создание Кир гизского (Казахского) рев олюционного ком итета и его состав , ц ели и задачи .

По мере освобождения территории Казахстана от белогвардейцев восстанавливалась советская власть. 10 июля 1919 г. декретом СНК РСФСР был организован Революционный комитет по управлению Казахским краем (Казревком).

В первый его состав вошли: С. Пестковский (председатель), А. Байтурсынов, В. Лукашев, А. Джангильдин, М. Тунганчин, С. Мендешев, Б. Каратаев. В разное время членами Казревкома были А. Айтиев, С. Аргыншиев, А. Авдеев, Г. Алибеков, Б. Каралдин.

Алаш Орда. Вся правда. Что именно сделали деятели Алаш? Алихан Букейхан. Байтурсынов. Дулатов.

В ведении Казревкома должны были находиться территории Уральской, Торгайской, Акмолинской и Семипалатинской областей, однако реалии гражданской войны привели ктому, что Акмолинская и Семипалатинская области оказались под фактическим управлением Сибирского ревкома.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ КАЗАХОВ В КАРКАРАЛИНСКОЙ ПЕТИЦИИ

В начале XX века в казахском обществе заметно обострились проблемы языка, культуры, религии, а также различных сторон социально-экономической жизни. Безусловно, они не могли быть отражены впервых петициях, обращенных к местным и центральным властям. Наиболее грамотная часть общества от имени всего народа пыталась решить через них свои самые насущные проблемы, которые формировались за годы нахождения степняков в составе Российской империи. В петициях содержались различные требования: земельные, религиозные и образовательные [1, с.271].

Известно, что первые петиции были составлены и отправлены в вышестоящие инстанции в 1902-1903 годах. В них содержались требования остановить политику христианизации казахского населения, создать условия для развития мусульманских учебных заведений и деятельности мулл.

Инициаторами создания первых обращений были религиозные деятели, но со временем ситуация стало кардинально меняться. В годы первой русской революции инициатива по составлению петиции стала переходить к образованнейшей части казахского общества: во главе народа оказались А. Букейхан, Ж. Акпаев, А. Байтурсынулы, Т. Нурекен и другие. Эти документы были адресованы уездным начальникам, военным губернаторам, генерал-губернаторам, Министру внутренних дел и даже российскому императору Николаю II. Они отправлялись из Казани (манифест), Уральска, Лепсы, Каркаралинска и других местностей.

Пожалуй, одним из крупных и содержательных петициий, поданных в адрес колониальных властей, была Каркаралинская петиция. В июле 1905 года на Кояндинской (Ботовской) ярмарке (вблизи г. Каркаралинска) состоялся съезд представителей казахской знати. Здесь была выработана петиция к царю. Его подписали 42 влиятельных казахов Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Позднее к ней присоединились казахи других уездов Семипалатинской и Акмолинской областей.

Обращение было оформлено в виде телеграммы. Была составлена в Омске и послана в г. Каркаралинск по почте, откуда 22 июля 1905 года, за подписью 42, именовавшими себя доверенными от казахов Каркаралинского уезда Семипалатинской области, была отправлена на имя царя через местную почтово – телеграфную контору. В составлении и отправке петиции в Санкт-Петербург активную работу провели А. Букейхан, А. Байтурсынулы, Ж. Акпайулы, Т. Нурекен и другие.

Так, 22 июля 1905 года один из вариантов такой петиции в переводе на русский язык Темиргалия Нурекена был адресован и в адрес министра внутренних дел, состоявший из 47 пунктов. Содержание петиции наиболее полно отражало накопившиеся проблемы в жизни казахского общества начала XX века: вопросы организации выборов, решения земельного вопроса, урегулирования проблем в области религий, образования и так далее.

Читайте также:
Как сделать свою программу для накрутки

В обращении предлагалось на должности волостных управителей, аульных старшин и писарей назначать исключительно грамотных казахов. При вступлений на свои должности они должны были давать присягу во избежание злоупотреблений. Вместо крестьянских начальников предлагалось введение должностей мировых посредников. По мненью авторов петиции на эту работу должны были быть назначены казахи с достаточным уровнем образования.

С целью искоренения борьбы различных группировок при выборах на должности местной администрации также предлагались некоторые меры. Во-первых, предлагалось заменить выборных, которые отличались чрезмерной необъективностью и заинтересованностью в выборе того или иного кандидата. Во-вторых, вместо выбывших выборных следовало заменить таковыми из других волостей уезда. В-третьих, было выдвинуто предложение о недопуске ранее отстраненных выборных. Предлагалось и участие представителей от казахов в высшем законодательном органе страны.

Жители степи выражали открытый протест по вопросу административной высылки степняков без суда и следствия. Как известно, генерал-губернатор Степного края получил возможность ссылать казахов по одному только подозрению. Бракоразводные дела просили изъять из ведения военных губернаторов и уездных начальников.

При убийстве наряду с законным наказанием оставить выплату куна согласно прежних казахских обычаев. При окружном суде обязательно должны быть присяжные заседатели, а обвиняемые получают право иметь защитников. Составители петиции считали нужным суд биев подчинить Министерству юстиции, а не местным колониальным властям как это стало во время проведения административных реформ 60-90-х годов XIX века.

К началу XX века заметно обострился и земельный вопрос. Поэтому в петиции этой проблеме было уделено особое внимание. Во-первых, авторы петиции требовали возвращение 10-верстного пространства, а также кабинетных (горнозаводских) земель. Отобранные в течение последних 20 лет у казахов земли должны были быть возвращены прежним ее хозяевам. А свободные земли в районе казахских кочевий исключительно предлагалось передавать мусульманам-переселенцам из Кавказа и России, а зимние и летние стоянки оставлять во введении самих законных хозяев.

В петиции содержались и требования, связанные с допуском казахов к пользованию лесом, передачи в пользование казахов соленых и рыбных озер, находящихся в районе их кочевий. Предусматривалась и сдача этих озер в аренду через доверенных и уполномоченных от местного населения, а вырученные от аренды деньги предполагалось аккумулировать в депозитах, которые можно было использовать для заготовки запасов продовольствия.

В промышленном деле казахи просили разрешения самим заниматься горным делом, также как и открытием собственных заводов, а в случае нежелания ими самим заняться горнорудным делам – разрешить сдачу своих земель, где находились полезные ископаемые, в аренду.

Казахские доверенные просили уравнять казахов в правах приобретения недвижимости в любом регионе Российской империи с остальными жителями края и была выражена надежда и на свободное занятие государственной службы без каких-либо ограничений.

Составители петиции продемонстрировали высокую степень решительности и организованности. Но царизм на выполнение этих требований не пошел, так как они не отвечали колониальной политике Российской империи. В то же время она сыграла свою положительную роль при допуске казахов в состав I и II Государственных Дум России. Во главе народных масс, в том числе и в вопросе организованной подачи в адрес властей письменных обращений, встала наиболее грамотная и передовая часть казахской национальной интеллигенции во главе с общенациональным лидером А. Букейханом. В частности, лидер алашского движения Алихан Букейхан весьма жестко отзывался об обрусительной политике царизма и истинном лике царских чиновников, не знающих языка, религии, традиции и обычаев местного населения:

Таким образом, подача петиции, в том числе и Каркаралинской, стала одним из важных моментов в политической жизни Казахстана начала XX века. В них в концентрированной форме были выражены наиболее насущные проблемы казахского общества: язык, религия, образование, вопросы переселения крестьян, делопроизводство и т.д. Подача подобных обращений в адрес вышестоящих государственных органов демонстрировало заметный рост политической зрелости казахской нации. Оно же свидетельствовало о решимости народа защитить свои ущемленные права в ходе колониальных акции царского самодержавия.

Список использованной литературы:

1. Асфендияров С. История Казахстана (с древнейших времен).- Второе издание. – Алма-Ата, 1993.- 304 с.

2 ЦГА РК (Центральный государственный архив Республики Казахстан), Ф.537, Оп.1 Д.2, ЛЛ.14-14 об.

3. Озганбай О. Государственная Дума России и Казахстан (1905-1917) — Алматы, 2000.- 284 с.

Петиция, составленная совместными усилиями выдающихся политических деятелей, положила начало оформлению местной организации конституционно-демократической партии (кадетов). А ее пункты стали основой для программы будущих алашординцев.

Подача петиции в адрес вышестоящих государственных органов демонстрировала политическую зрелость и рост самосознания казахского народа, свидетельствовала о его решимости защитить свои ущемленные права.

Царское правительство было вынуждено с этим считаться. На выполнение всех требований оно не пошло. Правда некоторым казахам удалось войти в состав I и II Государственных Дум Российской империи.

Во главе народных масс встала наиболее грамотная и передовая часть казахской национальной интеллигенции во главе с общенациональным лидером Алиханом Букейханом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из специфических форм борьбы казахского населения за свои права была подача петиций, которое получило распространение в начале XX в.

Начало петиционного движения

Причины поражения революции 1905-1907 гг.

Историческое значение революции 1905-1907 гг. :

  • 1. Способствовала пробуждению политического сознания и демократического движения в крае;
  • 2. Способствовала возникновению в Казахстане первых профсоюзных движений;
  • 3. Стала политическим опытом для казахского и др. народов империи;
  • 4. Казахские рабочие выступили, как самостоятельная политическая сила;
  • 5. Укрепила союз казахских рабочих с русскими;
  • 6. Показала слабость национал демократического и рабочего движения в крае на тот момент;
  • 7. Повлияла на ход исторического развития в последующие годы;
  • 8. Формировалось новое поколение политических и общественных деятелей из числа казахов.
  • Петиция была выработана в 1905 г. на съезде казахской знати близ Каркаралинска на Кояндинско-Ботовской ярмарке.
  • Её подписали 42 влиятельных казаха Каркаралинского уезда Семипалатинской области.
  • Была составлена в Омске и переправлена в Каркаралинск, откуда 22 июня 1905 г. отправлена царю.
  • В составлении петиции активную работу провели А.Букейханов, А.Байтурсынов, Ж.Акбаев, Т.Нурекенов и др.
Читайте также:
Программа которая учит детей буквами

Образование и казахский язык

Источник: obrazovanie-gid.ru

Основные пункты каркаралинской петиции вошли в программу

В июле 1905 года группа представителей национальной элиты, в последующем принявшая либеральные позиции национально-освободительного движения, на ярмарке, проходившей в поселке Коянды Каркаралинского уезда, организовала петицию от имени казахского народа, адресованную императору Николаю II и составленную на имя председателя Совета Министров С. Ю. Витте. Этот не имеющий аналога документ вошел в историю Казахстана под именем «Каркаралинской петиции».

«Каркаралинская петиция» была подписана огромным количеством людей — 14500 человек официально выразили согласие с необходимостью решать в Казахстане земельный вопрос, поднимать проблемы образования, религии, равноправия женщин, самостоятельности казахского народа. После подписания петиция почтой была отправления на имя царя.

В составлении и отправке петиции в Санкт-Петербург активную работу провели А. Бокейханов, А. Байтурсынов, Ж. Акбаев, Т. Нурекенов и другие.

Были составлены несколько вариантов Каркаралинской петиции, наиболее полно отражала проблемы казахов начала XX в. петиция, направленная в адрес министра внутренних дел. Её перевёл на русский язык Т.Нурекенов. Она состояла из 47 пунктов. Копии Каркаралинской петиции к царю были посланы в редакции российских газет. В петиции предлагалось решить религиозные вопросы, вопросы образования и судопроизводства, земельные вопросы.

Требования казахов:

Выборная система

· Вместо крестьянских начальников предлагалось ввести должность мировых посредников.

· Предлагалось обязательное участие казахов в высшем законодательном органе империи.

Религиозные вопросы

· Предлагалось подчинить религиозные дела мусульман Оренбургскому духовному собранию.

· Казахи требовали запретить посещение казахских аулов православными миссионерами.

· Казахи требовали наложить запрет на недостигших совершеннолетия казахов переход в другую религию.

· Казахи просили о назначении сборщиков для сбора религиозных налогов для стипендии ученикам из бедных семей.

· Образование и казахский язык Предлагали обязательное преподавание в школах азов мусульманства, только затем обучение русской грамоте.

· Против обучению казахов христианству в школе.

· Перевод делопроизводства на казахский язык.

· Добиться того, чтобы начальники знали казахский язык.

· Писари, рассыльные и стражники должны быть из числа местного населения.

Суд

· Были против административной высылки степняков без суда и следствия.

· Предлагали подчинить суд биев не местным властям, а Министерству юстиции.

· Казахи предлагали изъять из ведения военных губернаторов и уездных начальников бракоразводные дела.

Земельный вопрос

· Казахи в решении земельного вопроса требовали оставить в ведении хозяев зимние и летние стоянки.

· Вернуть отобранные у степняков за последних 20 лет земли.

· Допустить свободное пользование лесов, соляных и рыбных озер.

· Казахи требовали свободные земли в районе казахских кочевий передавать только мусульманам-башкирам.

Историческое значение

· Царизм требования и предложения Каркаралинской петиции не выполнил, но допустил казахов в состав I и II Госдум России.

· Петиция в концентрированной форме выразила наиболее значительные проблемы казахов.

· Показала рост политического самосознания казахов.
Свидетельствовала о решимости народа защитить свои ущемленные права.

№35 Создание Кир гизского (Казахского) рев олюционного ком итета и его состав , ц ели и задачи .

По мере освобождения территории Казахстана от белогвардейцев восстанавливалась советская власть. 10 июля 1919 г. декретом СНК РСФСР был организован Революционный комитет по управлению Казахским краем (Казревком).

В первый его состав вошли: С. Пестковский (председатель), А. Байтурсынов, В. Лукашев, А. Джангильдин, М. Тунганчин, С. Мендешев, Б. Каратаев. В разное время членами Казревкома были А. Айтиев, С. Аргыншиев, А. Авдеев, Г. Алибеков, Б. Каралдин.

В ведении Казревкома должны были находиться территории Уральской, Торгайской, Акмолинской и Семипалатинской областей, однако реалии гражданской войны привели ктому, что Акмолинская и Семипалатинская области оказались под фактическим управлением Сибирского ревкома.

Казревком сосредоточил в своих руках «высшее военно-граждан­ское управление краем», а его главной задачей явилась подготовка условий для созыва Учредительного съезда Советов края с целью образования советской государственности казахского народа. Так сложилось, что этому по существу чрезвычайному органу революци­онной власти в Казахстане пришлось осуществить огромный объем работы различного плана, подготовить и провести Учредительный съезд Советов Казахстана.

Функции чрезвычайности Казревкому навязала сложная обста­новка гражданской войны. Именно она определила военно-граждан­ский характер Казревкома. Другой важной задачей Казревкома являлась задача собирания всех исконно казахских земель воедино, т. е. формирование территориальной целостности будущей казахской советской государственности. Одновременно Казревкому пришлось включиться в решение продовольственных проблем снабжения дей­ствующей армии, поставки хлеба и других продуктов питания в центр, Туркестанскую АССР, т. е. главного элемента политики «военного коммунизма». Казревком функционировал 15 месяцев — с июля 1919 г. по октябрь 1920 г. С момента своего возникновения Казревком вел огромную работу подготовительного характера по провозглашению советской автономии казахского народа.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 1594.

Источник: findout.su

Концептуальные основы национальной идеи «Алаш»

История бренда BMW

Учебная цель:
– определить исторические основы национальной идеи Алаш.
Цель урока:
— Дать оценку деятельности партии Алаш в возрождении
национальной государственности.
Критерии оценивания
Определить роль партии Алаш в возрождении
национальной государственности;
Определить цель партии Алаш, ее руководителей и
особенности программы;
Определить современную значимость идеи Алаш.

3.

Ключевые слова
Алаш (древнетюркское слово – братья, соплеменники,
родственники) – понятие, появившееся в древности,
когда тюркские народы представляли единую
общность. По народным понятиям, этот термин
означает первопредков тюркских народов.
Движение Алаш – национально-освободительное
движение казахского народа начала ХХ века.
«Қазақ» – газета, общенациональное еженедельное
издание, выходившее в 1913–1918 годах.
Петиция – коллективное ходатайство, обращение,
подаваемое гражданами высшим органам власти.

Читайте также:
Составить программу вычисления расстояния между двумя точками

4.

Перед Октябрьской революцией 1917 года казахи
имели очень тонкий слой образованной
интеллигенции.

5.

Во главе народа встали наиболее образованные и
патриотично настроенные лидеры – Алихан
Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакип Дулатов.
Они сделали все возможное, чтобы казахский народ
не растворился в водовороте истории.

6.

В начале ХХ века среди казахов получило заметное
распространение петиционное движение. Обычно такие
обращения адресовались уездным начальникам,
военным губернаторам, генерал-губернаторам, а иногда
и российскому императору Николаю II.

7.

В июле 1905 года на Кояндинско-Ботовской ярмарке
(близ г.Каркаралинска) состоялся съезд представителей
казахской знати, на котором была выработана петиция,
адресованная царю. Над ее составлением и отправкой
работали А.Бокейханов, А.Байтурсынов, Ж.Акпаев,
Т.Нурекенов и др.

8.

Рассмотрим основные
положения
Каркаралинской петиции.
Какие вопросы в ней
поднимались?

9.

Основные положения Каркаралинской петиции
— Допустить казахов к работе в Государственной
Думе: «Почему занятие скотоводством должно
лишать казаха избирательного права. ».
— Назначать на должности волостных управителей,
аульных старшин и писарей только грамотных
казахов. При вступлении в должность они должны
давать присягу не злоупотреблять служебным
положением.

10.

— Подчинить религиозные дела мусульман
Оренбургскому духовному собранию.
— Разрешить мусульманам свободно строить мечети
и медресе, свободно совершать хадж в Мекку.
— Запретить посещать аулы православным
миссионерам и преподавать христианство в
казахских школах.
— Ввести для преподавания в медресе арабского,
фарси и турецкого языков, выделить средства для
ремонта и постройки мечетей и медресе.
— Ввести обязательное изучение азов ислама в
школах и только после этого – изучение русской
грамоты.

11.

— «…Начальники над казахским народом
должны знать казахский язык».
— Необходимо перевести делопроизводство
на родной язык.
— Вести обучение в начальных классах для
казахских детей только на родном языке.

12.

— Возвратить казахам 10-верстную полосу
(по Уралу и Иртышу).
— Отобранные в течение последних 20 лет у
степняков земли должны быть
возвращены прежним их хозяевам.

13.

Последствия разработки и подачи Каркаралинской
петиции:
— Царское правительство не пошло на выполнение
всех требований, т.к. они не отвечали интересам
колониальной политики Российской империи.
— Положительная роль петиции в том, что некоторым
представителям от казахского населения удалось
войти в состав I и II Государственной думы.
— Основные пункты Каркаралинской петиции вошли в
программу партии «Алаш».

14.

Концептуальные основы национальной
идеи «Алаш
Земля
-Земля и ее
богатства должна
принадлежать
народу.
— Земля не
подлежит куплепродаже.
— Полная
экономическая
самостоятельность
края.
— Отказ от сырьевой
зависимости
Язык, религия
-Верховенство
казахского языка,
культуры и
лучших обычаев.
— Сохранение
традиционной
религии – ислама.
Власть,
государство
— Создание
национального
государства, где
безопасно чувствовали
бы себя представители
разных народов.
— Государство должно
опираться на науку и
лучшие достижения
развитых стран.
-Религия должна быть
отделена от государства.

15.

Идеи движения Алаш в трудах
Алихана Букейханова
1866-1937 гг.

16.

Алихан Букейханов — один из
инициаторов создания
общенациональной газеты
«Қазақ», со страниц которой
пропагандировались
алашские идеи. Одним из
первых ученый обратил
внимание научной
общественности на то, что
пора пересмотреть отношение
к его землякам как к народу,
который якобы хаотично и
беспорядочно кочует, не имея
постоянного места
проживания.

17.

При разработке концептуальных идей «Алаш»
А.Букейханов большое внимание уделял истории
своего народа: «История является инструментом
прогнозирования будущего» – и предупреждал
будущие поколения о том, что их ожидает в
случае игнорирования национальной истории,
без учета ее уроков: «Народ, который потерял
историю, государство, которое забыло свое
прошлое, – не знают, где они находятся, что они
делают, не знают, что их ожидает в будущем».

18.

Изучая прошлое, пришел к выводу:
Главной причиной потери казахами независимости
стали «…интриги, насилие и распри» прежних
правителей между собой.

19.

Заглядывая в будущее, считал:
Восстановление ханской власти бесперспективно. К
возрождению государственности можно прийти
эволюционным путем, через развитие местного
самоуправления.

20.

Букейханов протестовал против выселения казахов с
их собственных земель, колониальной
переселенческой политики царизма и христианизации
местного населения.

21.

Букейханов жестко критиковал существующую
выборную систему, полностью зависевшую от
местных колониальных властей: «Все должностные
управления подчинены в полицейском отношении
урядникам и уездному начальнику»

22.

Он считал, что нужно объединить весь народ под
знаменем «Алаша» и претворить в жизнь идеи
западной демократии, в частности идеалы Великой
Французской революции: «Свобода. Равенство.
Братство».

23.

Букейханова называли «Алиханом всего Алаша». Он сплотил
народ, призывая образованных казахов верно служить своему
народу и родной земле. Его девизом были слова: «Пока я жив, не
перестану служить казахам».
Он является ярким примером того, каким должен быть
руководитель народа.

24.

В 2015 году 150-летие А.Букейханова было отмечено
под эгидой ЮНЕСКО.

25.

«Пока казахи сами полностью не освоят свою
древнюю землю, опираясь на науку и технику,
земля не будет отдана ни в частную
собственность, ни переселенцам».
А. Букейханов
1. Вы согласны с этим мнением?
2. Почему в концептуальной основе
национальной идеи «Алаш» лежит вопрос о
земле?
3. Почему алашские деятели выступали за
обучение детей в начальной школе на родном
языке?

26.

Мое впечатление от сегодняшнего
урока.
Мне понравились следующие задания, так
как.
Какие трудности испытывали при
выполнении заданий?

27.

1.
Напишите эссе на тему «Социально-экономическое положение
казахского народа в начале XX века» (150–200 слов).
2.
Критерии эссе:
введение (сделать краткий обзор основной идеи);
основная часть (привести как минимум 2 аргумента);
заключение (дать оценку).

Источник: ppt-online.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru